Ученые до сих пор не могут точно сказать, кто именно и когда изобрел порох, но однозначно то, что с его появлением начался один из важнейших этапов в истории военного дела человечества. Ведь как только он был изобретен, люди сразу же стали думать, как его применять. Сначала появились большие пушки, которые использовались для разрушения укреплений неприятеля или целых средневековых городов. Но уже в XV-XVI века европейцы сумели создать легкое переносное огнестрельное оружие, управляемое одним бойцом, – аркебузу. Примерно через сто лет на средневековой арене появилось еще одно стрелковое оружие – мушкет, который по своему виду напоминал очень тяжелую аркебузу. И все же один ли это вид оружия или же между ними имелись существенные различия настолько, что их лучше относить к разным классам? В этом мы и постараемся разобраться ниже.
Механизм
Аркебуза имела фитильный замок и больший калибр, чем у предшественников. С середины 16 века началось использование нового колесцового замка вместо старых фитильных колодок. Расширенное на конце дуло некоторых образцов облегчало заряжание оружия. Буквальное название “крюк пистолет” часто объясняют изогнутой формой приклада аркебузы. Возможно также, что некоторые из оригинальных аркебуз имели металлический крюк возле дула, которое могло быть использовано для фиксации на твердой поверхности для поглощения отдачи. Поскольку все аркебузы были изготовлены вручную различными оружейными мастерами, типичного образца нет.
Мушкет как часть истории и культуры
По большому счету, именно с мушкета и началось развитие и совершенствование стрелкового оружия во всем мире. С одной стороны мушкет дал начало ружьям, винтовкам, карабинам, автоматам и пулеметам, а с другой стороны – короткоствольному оружию вроде пистолетов и револьверов. Потому-то эти старинные оружейные экспонаты и являются частью истории.
С другой стороны мушкеты – это культурная и коллекционная ценность. Наличие старинного образца вооружения может быть гордостью истинного любителя-коллекционера. К тому же некоторые образцы украшены драгоценными металлами и камнями, что еще больше увеличивает их культурное значение.
Эффективность
Что такое пищаль, размеры, устройство и значения слова
В качестве низкоскоростного огнестрельного оружия аркебуза использовалась против врагов, которые частично или полностью защищались стальной броней. Пластинчатая броня являлась стандартом в Европе с 1400 года до середины 17-го века. Это была эпоха аркебузы. Хорошие доспехи обычно останавливали пули аркебузы на большом расстоянии. Обычной практикой было тестировать броню, стреляя из пистолета или аркебузы по новому нагруднику
Маленькую вмятину обводили гравировкой, чтобы привлечь к ней внимание. Однако на близком расстоянии можно было пробить даже доспехи рыцарей и другой тяжелой кавалерии
Это привело к изменениям в конструкции брони вплоть до полного отказа от нее.
Чем стреляет гробовщик?
Гробовщик — огнестрельное оружие. В качестве боеприпасов, использует любые пули. Различие с Пистолетом и Кремниевым пистолетом, всего лишь во внешнем виде и уроне.
Интересные материалы:
Что ложат для домового? Что лучше для частного дома батареи или теплые полы? Что лучше для водителя Ситимобил или Яндекс Такси? Что лучше дом из сип панелей или из бруса? Что лучше дуб или ясень? Что лучше индюки или гуси? Что лучше классическая или акустическая гитара? Что лучше лайки или комментарии в Инстаграм? Что лучше машинка автомат или полуавтомат? Что лучше на пару или в духовке?
Отцовское наказание
Мушкет
О существовании самодельного аркебуза, возможно, никто и не узнал, если бы Николай не решил опробовать его в квартире. Как-то раз, после проводов друга в армию, он вернулся домой навеселе. Николай зачем-то достал аркебуз и вышел на балкон. Через несколько минут его родители, которые смотрели в комнате телевизор, услышали сильный хлопок и увидели дым. Николай не стрелял по прохожим и вряд ли мог причинить кому-нибудь вред, ведь аркебуз не был заряжен пулями. Вместо них Николай использовал только порох с пыжом. Однако родители этого не знали и не на шутку всполошились. Отец парня вышел на балкон и увидел у него в руках оружие. Мужчина попытался выяснить у сына, откуда у него эта «штуковина», но ответа не дождался. Отобрать аркебуз он тоже не сумел – парень вырвался и убежал в комнату.
На следующий день, когда Николая не было дома, отец нашел аркебуз и позвонил в милицию. Стражи порядка приехали, изъяли самодельное ружье, а на молодого оружейника завели уголовное дело. Позже Николай подробно рассказал, как мастерил аркебуз, но так и не смог пояснить, зачем стрелял с балкона.
Возможно, набирая номер милиции, отец парня и предположить не мог, что за самодельный аркебуз, по виду больше напоминающий игрушку, сына могут реально наказать. Однако Николая признали виновным в незаконном изготовлении, хранении и ношении оружия и приговорили к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. Правда, условно.
Двуствольный мушкет: история его появления
Для того, чтобы выйти из положения, необходимо было каким-то образом увеличить скорострельность мушкета. Однако же скорая стрельба мушкетам с фитильным замком была невозможна. Фитильный мушкет в силу своей конструкции просто не мог стрелять быстро. Нужно было изобретать какой-то новый мушкет, из которого можно было бы стрелять быстрее.
Был изобретен двуствольный мушкет. Преимущество двуствольного мушкета перед одноствольным было очевидно: он мог вместо одного выстрела производить два, то есть стрелять в два раза быстрее. Это была своего рода оружейная революция, однако по неведомым причинам двуствольный мушкет в пехотных подразделениях европейских держав прижиться не смог. Кстати, именно двуствольный мушкет является прародителем нашего охотничьего ружья – преемственность через века.
Пиратский мушкет – прообраз современного пистолета
Зато двуствольный мушкет, как и одноствольный, вызвал интерес у пиратов 16 века. В последующие века, вплоть до 19 века, когда на смену мушкетам пришло более совершенное оружие, а сами пираты в массе своей канули в историческое небытие, пиратские восторги по этому поводу ничуть не уменьшились. Именно пираты, в первую очередь, приложили руку к тому, чтобы усовершенствовать мушкеты и способствовать появлению первых пистолетов.
Мушкетёр с мушкетом. Гравюра XVII века
В отличие от армии, «рыцари удачи» первыми в полной мере оценили, что такое огнестрельное оружие, и какое преимущество оно дает тому, кто им владеет и умеет с ним обращаться. Тяжелые мушкетные пули запросто могли вывести торговый корабль из строя, в результате чего он становился легкой добычей флибустьеров. Кроме того, при рукопашной схватке пират, вооруженный мушкетом, был очень грозной боевой единицей.
Отдельные версии укороченного мушкета пираты прозвали мушкетонами. От обычных мушкетов они отличались укороченным видом, а также расширением на конце ствола. Мушкетоны могли стрелять дробью и поражать сразу несколько противников. Кроме того, у мушкетонов был очень громкий звук при выстреле, что производило на противника устрашающее психологическое воздействие. Кстати, не только пираты, но и мирные корабли того времени были оснащены мушкетами и мушкетонами для подавления мятежей на кораблях.
Рождение и вербовка
Стартовые пистолеты: как выбрать лучшую модель
Лександро д’Аркебуз родился в улье Трейзиор, из-за трех башен прозванного Три сестры, на Некромунде в аристократической семье. Его отец числился Лордом-расчетчиком на службе Лорда Спинозы, владевшим большим количеством фабрик на средних уровнях улья. Лекс состоял членом молодежной банды «Великолепные Фантазмы», устраивавшей погромы и бесчинства на верхних и средних уровнях Трейзиора.
Когда д’Аркебузу исполнилось четырнадцать лет, его отец был обвинен в финансовых ошибках и лишился должности с понижением в правах. Чтобы попытаться повысить статус семьи Лекс отправился вербоваться в ряды СПО, надеясь попасть в Имперскую Гвардию. Опрос юноши был услышан сержантом Имперских Кулаков Хаззи Рорком, прибывшим для поиска неофитов в орден. Лекс, совместно с его бывшими врагами — подонком Биффом Тандришем и рабочим Ереми Веленсом — был завербован, и они в дальнейшем стали известны как «Три брата Трейзиора».
Примечания
- ↑ Большая советская энциклопедия. В 65 томах / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1926. — Т. 3 (Анрио — Атоксил). — С. 489. — 800 с.
- ↑ Фёдоров В. Г.
История винтовки / ред. К. К. Цветковский. — М.: Воениздат, 1940. — С. 8—9. — 128 с. - ↑ Гриц Т. С.
Меткие стрелки / ред. М. А. Зубков, оформление В. Носкова. — 2-е изд., дополн.. — М.: Детгиз, 1956. — С. 22. — 368 с. — 100 000 экз. - ↑ Волковский Н. Л.
// Детская военная энциклопедия / сост. Н. Л. Волковский. — СПб.: Олма-Пресс, Полигон, 2001. — Т. 1. — С. 219—223. — 656 с. — 20 000 экз. - Трубников Б. Г.
Аркебуз // Метательное оружие: Словарь-справочник / ред. Е. Мигунова. — СПб.: Амфора, 2004. — С. 14. — 150 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94278-644-5.
Откуда растут корни пищалей и аркебуз?
Несмотря на то, что аркебуза для многих ассоциируется с испанскими корнями, термин имеет немецкое происхождение. Первые образцы этого огнестрельного оружия появились еще в конце XV века в Германии и получили название «hakenbucdse». Дословно это трудночитаемое слово переводится как ружье с крюком. Появляется подобное оружие практически во всех странах Европейского континента. В Россию аркебуза пришла из Польши и из Германии и называлась пищалью. Ими вооружались ратники, которые в последствие составили основу для стрелецких полков.
Более поздняя модификация аркебузы — мушкет — стал основным видом стрелкового огнестрельного оружия для пехотных подразделений. Менялось название, внешний вид, конструкция изделий, тогда как принцип действия оружия оставался тот же. Благодаря Эпохе Великих географических открытий, на которую пришелся расцвет ручного огнестрельного оружия, аркебуза и мушкет попали на Дальний Восток. В армиях японских сёгунов уже в середине XVI появляются подразделения аркебузеров.
Аркебуза
Основной отличительной чертой первых образцов является несовершенство конструкции изделия, которое отразилось на значительном весе оружия. Пехотинцу пришлось носить на поле боя ружье, весящее около 20 кг, поэтому чаще всего этот вид вооружения использовался для стрельбы с закрытых позиций в оборонительных целях. Наряду с этим, стараясь максимально эффективно использовать преимущества огнестрельного оружия, в армиях европейских государств происходит постепенное разделение аркебуз на два типа, легкие и тяжелые. Первые представляли собой ручное гладкоствольное ружье. Второй вид считался крепостным видом вооружения.
Существенно ограничивало сферу применения этого вида оружия в полевых условиях отсутствие приклада. Для ведения огня стрелку приходилось зажимать ружье подмышкой. Стрельба велась только с упора. На оружии немецкого происхождения для этих целей специально имелся крюк, откуда и пошло название «ружье с крюком». Пехотный вариант имел меньшие размеры и соответственно использовался полками «огневого строя», действующими в линейном строю.
Шеренга аркебузеров
Технология изготовления фитильных ружей на тот период не отличалась особой сложностью. В сравнении со стоимостью изготовления арбалета, аркебуза была проще в изготовлении и соответственно дешевле. Простая и понятная эксплуатация, транспортировка и хранение делали такой вид оружия распространенным, даже учитывая его несовершенные огневые характеристики. Аркебуза, впервые появившаяся на вооружении немецких полков, могла стрелять на расстояние не более 100 метров. Каждый выстрел требовал длительной подготовки. Нередко сырой порох становился причиной отказа оружия в самый ответственный момент. Арбалет был куда более практичным оружием на поле боя. Его тяжелые стрелы летели на расстояние до 200 метров, а стрелок мог вести огонь практически непрерывно. Не отличалось новое оружие и меткостью. Попасть в цель с расстояния в 100 шагов было довольно проблематично. Меткость огня достигалась за счет создания высокой плотности огня.
LiveInternetLiveInternet
Европейские военные кампании 1515–1521 и 1522–1525 годов продемонстрировали растущую роль ручного огнестрельного оружия на полях сражений. В техническом плане этот период ознаменовался тем, что большое значение приобрели новые типы такого оружия – аркебузы и мушкеты. Когда они возникли, что собой представляли и как распространились по Европе?
Предмет вопроса
Между 1500‑м и 1520‑м годами армии испанских королевств получают на вооружение аркебузу и мушкет, что становится качественным скачком в развитии как самого ручного огнестрельного оружия, так и способов его боевого применения. Аркебуза – это сравнительно лёгкое малокалиберное ружьё для прицельной стрельбы. Мушкет — более тяжёлое крупнокалиберное ружьё для стрельбы по защищенным целям. Аркебуза допускает стрельбу с рук, мушкет настолько тяжёл, что для стрельбы из него требуется подпорка — сошка‑форкет, бердыш или что-то подобное.
И аркебузы, и мушкеты – это длинноствольные ружья. Они имеют стволы длиной от примерно 50 калибров и более. И аркебузы, и мушкеты снабжены фитильными или колесцовыми замками и спусковыми механизмами. Также они имеют похожие ложи с прикладом для упора в плечо. Особые виды прикладов, как, например, у крепостных ружей, — это лишь исключения. По сути, различие между аркебузой и мушкетом заключается лишь в размере.
Фитильный мушкет неизвестного происхождения из коллекции Буттена с надписью «1516» на планке, приделанной над замком; шрифт надписи характерный для указанного времени, хотя форма деревянного ложа выглядит более современной. Полная длина 1,6 м. Buttin, Gay T.2
На поле боя аркебуза и мушкет появляются после 1503‑го и наверняка до 1521‑го года. Очень может быть, что новые образцы оружия проходят боевую проверку уже в кампании 1512 года. При Равенне (1512) Педро Наварро имеет под своим началом «50 отборных стрелков, ведущих огонь с подпорок-форкетов». Испанская пехота при Равенне едва не спасает своим огнём в центре позиции уже проигранное на флангах сражение.
При осаде Прато (1512) испанской пехоте удаётся с открытого места и близкого расстояния победить в перестрелке гарнизон крепости. В 1521 году «пищали, стреляющие с подпорок»снова отмечены в документах (дю Белле называет их «аркебузами» значительно позже, когда это слово уже привычно). «Верный слуга» (1527) в записи к 1524 году говорит об испанских «hacquebutiers» и «harquebousiers», стреляющих камнями [пулями величиной] как у гаковниц».
Предпосылки появления
Более точно установить момент появления аркебузы и мушкета вряд ли возможно. «Крестным отцом» этих типов ручного оружия почти наверняка является «великий капитан» Гонсало ди Кордова. Созданы они были для того, чтобы нейтрализовать «абсолютных властелинов» западноевропейского поля боя начала XVI века — отряд французских латников или колонну швейцарских пикинёров.
При невысокой точности стрельбы гладкоствольного оружия вообще повысить точность индивидуальной стрельбы можно за счёт удлинения ствола и усовершенствования ружейных приёмов. Результативность групповой стрельбы повышается посредством увеличения количества стволов и организацией залпового огня. Облегчение оружия способствует повышению темпа стрельбы, а уменьшение калибра — увеличению запаса носимых при себе зарядов.
С другой стороны, поражающее действие малокалиберной свинцовой (оловянной) круглой пули по доспеху начала XVI века недостаточно сильно. И усилить его в то время можно было лишь за счёт увеличения калибра и порохового заряда.
Испанские аркебуза и мушкет, сделанные почти наверняка позднее, ближе к середине XVI века. В змейках зажаты куски фитиля. Калибры: 16,5 мм и 22 мм; полная длина: 1,365 м и 1,560 м соответственно. Arantegui y Sanz, лист 24
Аркебуза и мушкет решают эти задачи, соединяя известные сами по себе технические решения с достигнутым к XVI веку качеством металлообработки и изготовления пороха. Свою роль играет и возможность использовать «лучшее в Европе испанское железо».
Тактико-технические характеристики
«Типичная» аркебуза (первой половины) XVI века, как её описывает Гильмартин, весит до 10 фунтов (около 4 кг) и имеет калибр 6 линий (15 мм). Пуля для нее ½-унцовая (около 15 г). «Типичный» испанский мушкет той же поры весит свыше 18 фунтов (более 5,5 кг) и имеет калибр 7–8,5 линий, иногда 9 линий и выше (17,8–21,6 мм; 22,9 мм). Пуля для него — 2-унцовая (около 60 г).
В опытах 1970 года, результаты которых приводит Гильмартин, свинцовая пуля весом 890 гран (58 г) разгонялась до дульной скорости 330 м/с с зарядом 14 г современного чёрного пороха. В XVI веке в мушкетах использовался заряд тогдашнего, менее эффективного пороха весом с саму пулю.
Мушкет XVI века был способен пробить броню того времени на 100 метрах и нанести смертельное поражение небронированной живой цели (человек, лошадь) на 500 метрах. Всё это было возможным в том случае, если стрелку везло с попаданием, поскольку дальность прицельной стрельбы у мушкета, как и у аркебузы, не превышала 50 метров (иногда, впрочем, её считают равной 70–80 м). Темп стрельбы мушкета был несколько ниже, чем у аркебузы.
Появляется и укороченный вариант аркебузы, потомок петриналов и предшественник кавалерийских ружей и карабинов — «escopeta» (название, очевидно, от итальянского «schiopetto» — «уменьшенный schioppo»). Примерно в это же время появляются и первые пистолеты.
Шествие по Европе
По оценке Гильмартина, в 1520‑х годах аркебузу «знает вся Европа». То же, вероятно, относится и к мушкету — сверхтяжёлой аркебузе. Освоение производства новых ружей зависит теперь лишь от технических возможностей той или иной страны, а освоение и разработка тактики использования — от уровня развития в стране военной науки.
Стрелки французского короля Франциска I, «стреляющие рядами» при Мариньяно (1515), вряд ли используют именно аркебузы, хотя налицо управление огнём стрелков, повышающее его эффективность. В 1523 году «во Франции не сыскать аркебузиров [чтобы укомплектовать отряд в полтысячи стрелков]».
В 1525 году в битве при Павии опасность, исходящая от стрелков, королём Франциском проигнорирована, что привело к катастрофическим последствиям. «Nomen certe novum», т. е. «воистину новое имя» — так очевидец битвы Франческо да Карпи говорит об аркебузе.
Испанская малокалиберная пушка-«sacabuche» 1557 года, фактически — тяжёлая гаковница. Ствол ковано-сварной, длиной 1,393 м, калибр 35 мм. Wikimedia Commons
В 1527 году ордонанс Франциска указывает иметь в войске «hacquebuttiers» (стрелков из гаковницы) и «harquebusiers» (стрелков из аркебузы) и оплачивать их в пропорции 10:1. В 1544 году «мушкет ещё полу-новость», и в арсеналах на северной границе хранятся 10 мушкетов и более 800 гаковниц.
В 1518 году по указу венецианского Совета Десяти аркебузы заменяют арбалеты в вооружении военных галер Венеции.
«Старая» для 1520‑х годов гаковница: бронзовая литая, примерно 1460–1470 гг., ствол 0,57 м, калибр 16 мм; запал сверху. Вес ствола 4,35 кг. Forrer
В то время как название «аркебуза» быстро расходится по европейским языкам XVI века, название «мушкет» распространяется медленнее. Возможно, это происходит потому, что функциональный аналог мушкета — гаковница — во многих странах уже имеется. В Испании же предшественник мушкета — тяжёлая гаковница-«sacabuche» — продолжает сосуществовать с ним ещё до середины XVI века.
Так, «до конца правления Франциска I» (1540‑е годы) французы в роли тяжёлого ружья используют гаковницы-«hacquebutes», в том числе и сделанные заново. Ещё в 1557 году во французских «Рассуждениях об артиллерии» говорится об «аркебузе с крюком» калибром 10 линий и пулей весом в 1/7 фунта (меры французские — ок. 27 мм и ок. 70 г), то есть о гаковнице.
«Аркебуза» («arco buso») из рукописи ди Джорджио около 1480 года). Калибр 30 мм, свинцовая пуля 170 г
В итальянских землях прежние названия ручного оружия сохраняются ещё в середине XVI века. У Бирингуччо находим «archibusi e schioppi» (Biringuccio, венецианское издание 1540 года), притом что «archibuso» у ди Джорджио Мартини около 1480-го года — это пищаль с крюком и с 6-унцовой (170 г) пулей, то есть гаковница.
Немецкие воинские наставления ещё до 3‑й четверти XVI века (Фронспергер) основным видом ручного оружия полагают гаковницы (или «полные» гаки — «ganze Hacken», «einfach Hacken») под свинцовую пулю весом в ⅛ фунта (40–45 г), которые «один человек носит и стрелять один может». Также Фронспергер полагает необходимыми «двойные гаки»(«Doppelhacken») — «длиной до 4 футов, которые один человек носит, а стрелять ещё один нужен», рассчитанные на пулю в ¼ фунта (80–90 г) и стрельбу со станка-козла («Bock»).
Немецкая тяжёлая гаковница начала XVI века на станке-ко́зле и расчёт из двух человек. Zeugbuch
Кроме того, предписывается иметь «короткие пищали» («kurtze Büchsen»), которые имеют ствол длиной 2½ фута, куда «свободно войдёт малое куриное яйцо», а стреляют «пулями для ручницы, по 12–15 сразу», а также и сами ручницы («Handtgeschütze») и «полугаки»(«halbe Hacken»), «коих множество названий и калибров».
Это всё те же основные типы ручного оружия, которые полагает необходимыми «Перечень-памятка, какие орудия надобны для малой войны в поле», составленный Леонардом Экером для баварского герцога Альбрехта в 1504 году. При этом «пуля для доппельгака» как мера калибра известна даже в 1621 году (инвентарь огнестрельного оружия города Нойштадт в округе Заган в Силезии), а возможно, и позже.
Двойной гак с фитильным замком без спускового механизма. Мушка и целик приделаны позже. Длина 2,015 м, ствол 1,377 м, калибр 26,2 мм. Schön, S. 12
Впрочем, Янс, писавший в пору молодого немецкого национализма, полагал, что полугаки – это как раз и есть аркебузы, а полные гаки — мушкеты, намекая, де, а не немцы ли всё это изобрели.
В разных странах мушкеты и (или) аркебузы — то есть, именно это общее техническое решение — на протяжении XVI века могут быть известны как «испанские пищали». Нюрнбергский городской арсенал даже в 1579–1580 годах имеет в перечнях «испанские гаковницы» (видимо, мушкеты). В польских и западнорусских (литовских) источниках аркебузу называют «аркабузъ» или «гаркабузъ», но также и «испанская ручница», и отличают её от «[простых] ручниц». Кстати, Статут Великого княжества Литовского 1588 года (воспроизводящий текст 1566 года) указывает:
«Абы не смелъ из жадными инъшими бронѭми ходити, звлаща з рѹчницою, гаркабѹзомъ, и з лѹкомъ».
Или же, в источнике 1561 года:
«Тежъ мѣщане мѣста тамошнего повинни вси и кождый зособна, для обороны… гаковницы, ручницы и сагайдаки и иншую оборону… в домѣхъ своихъ мѣти»
Колесцовый замок
Ещё одно важнейшее изобретение рассматриваемого периода – это колесцовый замок. Принято считать, что первый работоспособный его образец сделан в Нюрнберге в 1515 году (в основе механизма — 10 деталей). Впрочем, есть и версия итальянского его происхождения, основанная, в том числе, на рисунках Леонардо да Винчи в «Атлантической рукописи».
Малая испанская аркебуза с колесцовым замком, датированная 1531 годом. Calvert, pl. 212
Насколько существенным оказывается это изобретение, можно судить по тому, что уже император Максимилиан (1459–1519) успевает высочайше запретить «огневое оружие, которое само свой порох поджигает». В 1532 году подобный запрет налагает венецианский Совет Десяти. Однако сложность (колесо с насечкой, пружина, ключ) и необходимость в дефицитных расходных материалах (пирит) гораздо эффективнее сдерживают распространение колесцового замка, чем запреты.
Фитильный замок останется в качестве основного на военном оружии до конца XVII века, когда его вытеснит кремнёвый. Колесцовый же замок станет характерным для оружия менее массового: пистолетов, кавалерийского и охотничьего оружия, малосерийных, штучных или выставочных образцов.
Устаревшие, но не забытые
В основной массе ручное огнестрельное оружие в 1515–1525 годах — это всё те же гаковница и ручница, известные под разными названиями в разных странах. И вовсе не обязательно они бывают новых образцов. Гаковница этого периода весит от 30 до 50 фунтов (от 9 до 15 кг) и снабжена крюком. Огонь из неё ведётся со станков или с надёжной опоры.
Особо тяжёлые («двойные») гаковницы обслуживаются расчётом из двух человек, подобно противотанковым ружьям XX века. Ствол гаковницы железный или бронзовый, среднего или большого удлинения. Могут иметься фитильный замок и спусковые приспособления.
«Старая» для 1520‑х годов гаковница: немецкая железная кованая, примерно 1470–1480 гг., длина 1,22 м, ствол 0,515 м, калибр 25 мм; запал сверху. Вес 6,25 кг. Forrer
Ручница имеет ствол среднего удлинения, железный или бронзовый («медный»), с фитильным замком и спусковым приспособлением. Ложа либо продолжает ось ствола, либо помещается под ним. Такая конструкция у Бёхайма называется «немецкий приклад».
Подводя итог, отметим, что в области ручного огнестрельного оружия десятилетие между 1515 и 1525 годами стало временем качественного скачка. Благодаря развитию промышленности на смену архаичным гаковницам стали массово приходить технически более совершенные аркебузы и мушкеты. Похожие явления в это же время происходили и в артиллерии. В попытках увеличить дальность и точность огня европейские литейщики начинают удлиняться стволы пушек, причём часто — достаточно радикально. Об этих «длинных стволах» и пойдёт речь в следующей статье.
В титульной иллюстрации использован фрагмент гравюры Эрхарда Шёна «Ландскнехт с ручницей» (вероятно, около 1535 г.). Ручница здесь называется буквально «ручная труба» («Handrohr»). Так в немецких землях и Скандинавии могли называть старые, «доаркебузные» образцы ручного оружия.
Юрий Тарасевич
Когда пушки были маленькими
Европейская артиллерия первой половины XIV века: появление, распространение и использование
Юрий Тарасевич
Артиллерийская революция
В 20–30-е гг. XV века в европейской артиллерии произошёл качественный скачок, которому Франция обязана победой в Столетней войне не меньше, чем Жанне д’Арк
Литература:
- Гістарычны слоўнік беларускай мовы
- Контамин Ф. Война в Средние века. СПб, 2001.
- Anzeiger für Kunde der deutschen Vorzeit. Band 1. 1853. URL: archive.org/details/anzeigerfurkunde01germ.
- Anzeiger für Kunde der deutschen Vorzeit. Band 22. 1875. URL: archive.org/details/anzeigerfurkunde22germ.
- Arántegui y Sanz D.J. Apuntes históricos sobre la artillería española en la primera mitad del siglo XVI. Madrid, 1891. URL: archive.org/details/apunteshistrico00sanzgoog.
- Bonaparte M.‑L. Études sur le passé et l’avenir de l’artillerie. T. 1. Paris, 1846. URL: books.google.com/books?id=0rpf2TsXHz8C.
- Catalogue de la collection d’armes anciennes européennes et orientales de Charles Buttin. Rumilly, 1933. URL: gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6524676d.
- Delbrück H. Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der politischen Geschichte. Vierter Teil: Neuzeit, Berlin: Georg Stilke, 1920 (Nachdruck Berlin: Walter de Gruyter, 1962). URL: zeno.org/Geschichte/L/Delbr%C3%BCck+Gdk+4.+Teil.
- Forrer R. Meine gotischen Handfeuerröhre // Beiträge zur Geschichte der Handfeuerwaffen. Festschrift zum 80. Geburtstag von Moritz Thierbach. Dresden, 1905. S. 23–31. URL: deutsche-digitale-bibliothek.de/item/T5CBUHARDZ5UZX4XHIH2KL6DAM23GT52.
- Fronsperger L. Kriegsbuch Ander Theyl . Von Wagenburgk und die Feldleger. Frankfurt am Mayn, 1573. URL: https://books.google.com/books?id=XoJfAAAAcAAJ.
- Gay V., Stein H. Glossaire archéologique du Moyen Age et de la Renaissance. T. 2. Paris, 1928. URL: archive.org/details/glossairearcho02gayv.
- Górski K. Historya artyleryi polskiej. Warszawa, 1902. URL: archive.org/details/bub_gb_gvkRAAAAYAAJ.
- Guilmartin J.F. The weapons of sixteenth century warfare at sea // Gunpowder and galleys: changing technology and Mediterranean warfare at sea in the sixteenth century. Rev. ed. United States Naval Institute, 2003.
- Heilmann J. Kriegsgeschichte von Bayern, Franken, Pfalz und Schwaben von 1506 bis 1651. Band I. Kriegsgeschichte und Kriegswesen von 1506–1598. München, 1868.
- Jähns M. Entwicklungsgeschichte der alten Trutzwaffen mit einem Anhange über die Feuerwaffen. Berlin, 1899. URL: archive.org/details/bub_gb_EfzZAuG4RXwC.
- Morin M. The origins of the wheellock: a German hypothesis. An alternative to the Italian hypothesis // Arts, Arms and Armour: An International Anthology. 1979. № 1. P. 81–99.
- Würdinger J. Kriegsgeschichte von Bayern, Franken, Pfalz und Schwaben von 1347 bis 1506. Band II. Kriegsgeschichte und Kriegswesen von 1458–1506. München, 1868. URL: mdz-nbn-resolving.de/urn/resolver.pl?urn=urn:nbn:de:bvb:12-bsb10381114–0.
https://warspot.ru/7260-nomen-certe-novum-yavlenie-arkebuzy-i…
Рождение мушкета
Европейские армии с трудом переходили на новый вид вооружения. Основную боевую нагрузку в составе пехотных частей выполняли лучники и арбалетчики. Доля стрелков, вооруженных огнестрельным ручным оружием не превышала 5-10%. В Испании, которая в XV-XVI веке была ведущей мировой державой и центром европейской политики, королевская власть стремилась увеличить количество полков огневого боя. Для империи требовалось иметь более совершенную и мощную армию и мощный военный флот. Справиться с такой задачей без массового применения огнестрельного оружия было невозможно. Решающим фактором противодействия противнику стала артиллерия и стрельба из мушкета.
Стрельба из мушкета
Тяжелые фитильные ружья появились на оснащении европейских армий неслучайно. Аркебуза, которая стала предшественницей мушкета, успешно применялась против пехоты. Однако при боевых столкновениях, где участвовала тяжеловооруженная кавалерия, защищенная доспехами, аркебуза становилась бессильной. Требовалось более мощное и тяжелое оружие, обладающее большей пробивной силой и большей дальностью прямого выстрела. Для этого было решено пойти самым простым путем, увеличить размеры фитильного ружья. Соответственно увеличивался и калибр. Первый фитильный мушкет имел вес 7-9 кг. Калибр нового оружия составлял уже не 15-17 мм, как у аркебузы, а 22-23 мм. Стрелять из такого оружия можно было только из полустационарного положения. В отличие от аркебуз, которые могли применяться пехотными подразделениями на поле боя, мушкет был больше рассчитан на ведения огня из подготовленной позиции. Этому способствовали не только вес оружия, но и длина ствола. В некоторых экземплярах длина ствола доходила до 1,5 м.
Шеренга мушкетеров
Наличие длинного ствола на порядок увеличивало дальность прямого выстрела и повышало точность. Теперь огневой бой мог вестись уже на больших дистанциях. При залповой стрельбе мушкеты обеспечивали поражение противника на расстоянии 200-300 метров. Выросла и убойная сила огнестрельного оружия. Залп мушкетеров мог запросто остановить несущуюся лаву закованных в доспехи всадников. Пуля, весящая 50-60 г, вылетала из ствола со скоростью 500 м/с и могла легко пробить металлические доспехи.
Огромная мощность нового оружия сопровождалась большой силой отдачи. Первые стрелковые полки оснащались металлическими шлемами и имели специальную подушечку, укладываемую на плечо в качестве амортизатора. Стрельба могла вестись только с упора, поэтому первые мушкеты считались больше крепостным оружием. Ими вооружались гарнизоны крепостей и военные команды морских судов. Большой вес, наличие упора и сложность в подготовке оружия к выстрелу, требовали усилия двух человек, поэтому в первые годы появления мушкетов боевой расчет мушкета состоял из двух человек.
В середине XVI века время между первым и вторым залпом редко когда превышало 1,5-2 минуты. Преимущество на поле боя получала та сторона, за которой был первый залп. Часто сражения заканчивались, сражу же после первого массированного залпа. Противник был либо сметен точными выстрелами, либо ему удавалось перейти в атаку и смешать ряды мушкетеров. В ходе контактного боя уже не оставалось времени на второй выстрел.
Историческая справка
Пистоль появился в качестве оружия несколько столетий назад. Сегодня он имеет большую ценность для коллекционеров.
Прародители – аркебуза, мушкет и мушкетон. Длина их стволов постоянно уменьшалась, в результате на свет появились пистоли.
Отличались не только коротким дулом, но и наличием особой рукояти
Название было дано в честь города, где оно изготовлялось.
Слово заимствовано из итальянского языка. Однако если в Италии используется для обозначения любого вида стрелкового оружия, то у нас им обозначается конкретная разновидность.
Визуальная красота
Поверхности рукоятки пистоли обычно украшены драгоценными камнями, необычной резьбой и гравировкой. Для изготовления рукояти обычно использовались слоновая кость, древесина ценных пород деревьев.
Распространенные недостатки
У такого орудия были серьезные минусы:
Во-первых, его нужно было часто чистить.
Во-вторых, скорострельность была низкой: перед каждым выстрелом нужно было долго перезаряжать.
С годами оно совершенствовалось, недостатки постепенно устранялись. Но все же многие коллекционеры стремятся получить пистолеты самых ранних образцов.
История применения
Сражение у Эрленбаха 13 октября 1444 г. Иллюстрация из «Бернской хроники» Диболда Шиллинга Старшего (1470)
Старейшие образцы и датированные изображения подобного оружия относятся к 20-м годам XV века.
Впервые массово аркебузы применены были венгерским королем-полководцем Матьяшем Корвином (1458—1490), создавшим передовую по тем временам наемную , каждый четвёртый пехотинец в которой вооружался подобным оружием. Также применялись они во время Бургундских войн —1477 годов. Согласно известному хронисту и дипломату Филиппу де Коммину, во Франции и Бургундии второй половины XV века аркебузу называли «ручной кулевриной».
Наибольшую известность приобрели аркебузы после битвы при Павии в 1525 году, когда вооруженные ими 3 тыс. испанских солдат одержали победу над 8 тыс. французских рыцарей, положив таким образом конец могуществу рыцарских армий в Европе. В ту же эпоху на смену аркебузе начинает приходить мушкет, обладающий большей пробивной силой, но зато и более тяжелый. В результате аркебуза до конца века сохранялась как легкое, кавалерийское и охотничье оружие, а аркебузиры превратились в легких пехотинцев. В XVI веке также распространились аркебузы с колесцовыми замками и нарезными стволами. Увеличилась длина ствола, а сами стволы стали изготавливать методом сверления (как и у мушкетов). К началу XVII века мушкет совершенно вытеснил аркебузу.
Стрельба из аркебузы
Танегасима — японская аркебуза, получившая название по имени острова, где португальцы впервые познакомили самураев с огнестрельным оружием
В Японию аркебуза была завезена португальскими торговцами в 1543 году; на землях провинции Сацума начинается массовое производство этого оружия. В 1575 году в битве при Нагасино Ода Нобунага поставил три линии вооруженных аркебузами асигару за деревянным частоколом, тем самым подготовившихся к нападению вражеской конницы. Построение в три линии позволяло стрелкам двух задних линий перезаряжать своё оружие, в то время, как первая линия вела огонь. Такая тактика позволяла вести непрерывную стрельбу. Подобная тактика в Европе называлась караколь. Помимо внутренних войн в самой Японии, аркебузы широко использовались во время Имджинской войны. Один из корейских чиновников с досадой констатировал превосходство японских воинов, вооруженных аркебузами. После войны Корея и Китай стали активно перевооружать свою армию аркебузами. Во время сёгуната Токугава (основан в 1603 году) вопреки популярным «городским легендам», использование огнестрельного оружия продолжалось, как и его производство, хотя из-за меньшей интенсивности конфликтов в этот период они реже применялись в военных действиях. Более того, постепенно ручное огнестрельное оружие превратилось скорее в фермерский инструмент (служащий для отпугивания животных или убиения оных), чем реально орудие ведения войны, и такие взгляды начали меняться лишь в начале XIX века.
Аркебуза также была на вооружении у воинов терции. Те́рция (исп. tercio
) — тактическая единица Испанской империи в эпоху доминирования Габсбургов в европейских сражениях в XVI веке и в первой половине XVII века. В терции были представлены следующие рода войск — пикинеры, мечники и аркебузиры, или мушкетёры. В теории в составе терции должно было находиться 3000 солдат, хотя на практике зачастую было меньше половины этого числа. Испанские терции были первыми в Европе тактическими единицами, где личный состав был представлен хорошо тренированными добровольцами-профессионалами с отличной строевой дисциплиной, вместо наёмников, которые составляли большинство европейских армий того времени. Иногда терцию именовали «испанским каре». До битвы при Рокруа (1643) терция считалась непобедимой.
Японские мушкетёры
Не помню уже, кому я обещал, но точно помню, что обещал материал про японское огнестрельное оружие эпохи Сэнгоку. А раз что-то обещал, то следует обещанное исполнить. Причем сразу же следует сказать (и вряд ли это будет преувеличением), что эта эпоха как раз и стала своеобразной реакцией японского общества на новое оружие, попавшее в страну восходящего солнца в 1543 году.
Тогда троих португальских купцов выбросило бурей на берег острова Тангэгасима, и это незначительное на первый взгляд событие стало для всей Японии поистине подарком судьбы. Японцев поразил и сам внешний вид «длинноносых варваров», их одежда и речь, и то, что они держали в руках – «нечто длинное, с отверстием посредине и хитроумным устройством ближе к дереву, которое они упирали в плечо… потом из этого вылетал огонь, раздавался оглушительный гром и свинцовый шарик на расстоянии в тридцать шагов убивал птицу!»
Даймэ острова Танэгасима Тотиката, заплатив огромные деньги, купил два «тэппо», так японцы назвали это странное оружие, и отдал своему кузнецу, чтобы тот изготовил аналог не хуже. Поскольку португальцы стреляли из «этого» без подставки, следует предположить, что в руки японцев попал не тяжелый мушкет, а сравнительно легкая аркебуза, габариты и вес которой допускали стрельбу с рук. Однако сделать аналог сначала не получилось. Выковать ствол японский кузнец смог без особого труда, но вот нарезать внутреннюю резьбу в задней части ствола и вставить туда «заглушку» оказалось ему не по силам. Однако несколько месяцев спустя на остров попал другой португалец и вот он-то, как повествует легенда, и показал японским мастерам, как нужно это делать. Сделать все остальные детали было нетрудно. Так что очень скоро на острове Танэгасима было начало производство первого в истории Японии огнестрельного оружия. Причем с самого начала производство «танэгасимы» (так стали называть новое оружие японцы), пошло ударными темпами. За шесть месяцев на острове было сделано 600 аркебуз, которые Тотиката тут же и распродал. А в результате не только обогатился сам, но и способствовал его повсеместному распространению.
Современные японские «мушкетеры» — участники показательных выступлений со стрельбой.
А вот это уже настоящие «танэгасимы» эпохи Эдо из музея Токайдо, в Хаконе.
Уже в 1549 году даймё Симадзу Такахиса применил танэгасиму в бою, а потом с каждым годом популярность ее все более и более возрастала. Такеда Синген, например, уже в 1555 году, отдавая должное этому оружию, купил не меньше 300 таких аркебуз, а уже Ода Нобунага (этот вообще любил все европейское, начиная с вина и заканчивая мебелью!) 20 лет спустя имел в своем распоряжении 3000 стрелков в битве при Нагасино. Причем, применял их он очень даже современно, построив в три линии так, чтобы они вели огонь поверх голов друг друга, а от атак кавалерии Кацуери их прикрывал бы решетчатый забор.
Японские тэппо из музея в замке Кумамото. На переднем плане «ручная пушка» какаэ-дзутсу.
Тот же музей, те же самые аркебузы, но только вид сзади. Хорошо видно устройство их фитильных замков.
Причем нужно отметить, что, хотя почему-то и считается иначе, на самом деле самураи в эпоху Сэнгоку совсем не гнушались использовать тэппо и пользоваться им лично. Что, мол, это «подлое» и не подобающее самураю оружие. Напротив, они очень быстро оценили его преимущества и многие из них, включая того же Ода Набунага, превратились в метких стрелков. Непрерывные войны всех против всех как раз в это время вызвали поистине массовое производство этого вида оружия, а вот то, что оно стало попадать даже в руки крестьян, им, понятное дело, не нравилось. И очень скоро количество аркебуз в Японии превысило их количество в Европе, что, кстати, и стало одной из причин, почему не испанцы, ни португальцы даже и не пытались ее завоевать и превратить в свою колонию. Причем, японцы в изготовлении своих теппо достигли настоящего мастерства, о чем свидетельствуют дошедшие до нас образцы этого оружия, хранящиеся сегодня в музеях.
Танэгасима и пистору. Музей Азиатского искусства, Сан-Франциско.
Отметим, что словом «тэппо» в Японии обозначался целый класс оружия, но сначала так называли именно аркебузы, сделанные по португальскому образцу, хотя известно и такое название, как хинава-дзю или «фитильное ружье». Но со временем японские мастера начали делать свое собственное пороховое оружие, уже не похожее на исходные образцы, то есть развили свой собственный стиль и традиции его производства.
Самурай Нииро Тдамото с тэппо в руках. Уки-ё Утагава Ёсиику.
Так в чем же отличия японских аркебуз от европейских? Начнем с того, что у них обратное расположение серпентина (курка) хибасами для фитиля хинава. У европейцев он находился спереди и откидывался «к себе». У японцев – он крепился за казенной частью ствола и откидывался «от себя». Кроме того, им показалось и не без оснований, что горящий фитиль, располагающийся на близком расстоянии от полки с затравочным порохом, называвшейся хидзара, – соседство не из лучших, и они придумали сдвигающуюся крышку хибута, которая эту полку надежно закрывала. Крышка сдвигалась и лишь только после этого следовало нажимать на спусковой крючок, чтобы произвести выстрел. Длина ствола японских аркебуз составляла примерно 90 см, а вот калибры разнились – от 13 до 20 мм. Ложе делалось из древесины красного дуба, практически на всю длину ствола, который закреплялся в ней традиционными бамбуковыми штифтами, так же, как и клинки японских мечей, крепившиеся к рукоятке аналогичным образом. Кстати, замки японских ружей также крепились на штифтах. Не любили японцы винтов, в отличие от европейцев. Шомпол – простой деревянный (карука) или бамбуковый (сэсэри), утопленный в ложу. При этом особенностью японского ружья было… отсутствие приклада как такового! Вместо него имелась пистолетная рукоятка дайдзири, которая перед выстрелом прижималась к щеке! То есть отдача воспринималась на ствол и затем на руку, опускалось вниз и двигалось назад, но вот в плечо ружье не отдавало. Именно поэтому, кстати, японцы так любили граненые – шести и восьмигранные стволы. Они были и прочнее, и тяжелее и… лучше гасили отдачу за счет своей массы! Кроме того, их грани было удобно оформлять. Хотя, отметим и это, особыми изысками отделка стволов японских тэппо не отличалась. Обычно на них изображали моны – эмблемы клана, заказывавшего оружие, покрывали позолотой или лаком.
Бадзё-дзуцу – пистолет всадника, причем богато отделанный. Эпоха Эдо. Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Техас.
Тандзуцу – короткоствольный пистолет эпохи Эдо. Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Техас.
Детали замков, включая пружины, делались из латуни. Она не коррозировала так, как железо (а в японском климате это очень важно!), но самое главное – позволяла все детали отливать. То есть производство замков было быстрым и эффективным. Причем даже латунные пружины оказались более выгодны, чем стальные европейские. Чем? Да тем, что были слабее!!! И получалось так, что японский серпентин с фитилем подходил к затравке медленнее европейского, а тот, случалось, ударял о полку с такой силой, что… гас в момент удара, не успевая даже поджечь порох, что вызывало осечку!
Для снайперской стрельбы из замков японцы делали вот такие длинноствольные ружья со стволами длиной 1,80 мм и даже 2 м. Музей замка Нагойя.
Японские аркебузы в обязательном порядке имели прицельные приспособления мушку саки-мэ-атэ и целик ато-мэ-атэ, и… оригинальные, опять же покрытые лаком, коробочки, закрывавшие замок от дождя и снега.
Нииро Тадамото с какаэ-дзутсу. Уки-ё Утагава Ёсиику.
Попадание разрывного снаряда какаэ-дзутсу в щит татэ. Уки-ё Утагава Куниёси.
В итоге японские аркебузы стали более массивными, чем европейские, хотя и оставались по-прежнему легче мушкетов. Кроме того, японцы придумали так называемые «ручные пушки» или какаэ-дзутсу, в чем-то похожие на европейские ручные мортирки для стрельбы ручными гранатами, применявшиеся с XVI века. Но хотя их сходство несомненно, японская конструкция очень сильно отличается от европейской, и является самостоятельным изобретением. У европейской мортирки всегда были приклад и за ним короткий ствол, предназначенный для метания фитильных гранат. Японская какая-дзутсу приклада не имела, а стреляли из нее глиняными обожженными шариками и свинцовыми ядрами. Ствол был достаточно длинным, а вот пороховой заряд невелик. Благодаря этому из «ручной пушки» можно было стрелять действительно, держа ее в руках. Отдача, конечно, была велика. «Пушку» могло вырвать из рук, а если стрелок держал ее крепко, то и опрокинуть его не землю. И, тем не менее, стрелять таким вот образом из нее было можно. Хотя применялся и другой способ: стрелок выкладывал на земле пирамиду из трех связок рисовой соломы и укладывал на нее «пушку», упирая рукоятку в землю или еще один сноп, подбитый сзади двумя кольями. Установив нужный угол наклона ствола, стрелок нажимал на спусковой крючок и производил выстрел. Пуля летела по крутой траектории, что позволяло таким вот образом обстреливать неприятелей, укрывшихся за стенами замка. Случалось, что в ствол какаэ-дзутсу вставляли пороховые ракеты и таким образом намного увеличивали дальность стрельбы.
Ружья из арсенала замка Химедзи.
Известны были японцам и пистолеты, называвшиеся ими пистору. Да, они были фитильными, но использовались самураями-всадниками точно так же, как и европейскими рейтарами. Они направлялись в сторону противника и, приблизившись к нему, производили выстрел чуть ли не упор, после чего возвращались назад, перезаряжая на ходу свое оружие.
Асигару, прикрываясь щитами татэ, ведут огонь по врагу. Иллюстрация из ««Дзохё Моногатари». Национальный музей, Токио.
Другим очень важным изобретением, повысившим скорострельность японского оружия, было изобретение деревянных патронов особой конструкции. Известно, что сначала в те же аркебузы порох засыпался из пороховницы, после чего к нему шомполом проталкивалась пуля. На Руси стрельцы хранили заранее отмеренные пороховые заряды в деревянных «патронах» – «зарядцах». Где они появились раньше – у нас или в Европе, сказать сложно, но появились и сразу же заряжать пищали и мушкеты стало удобнее. Но пулю приходилось по-прежнему доставать из сумки. Решение проблемы стал бумажный патрон, в котором и пуля, и порох в одной бумажной обертке. Теперь солдат зубами надкусывал оболочку такого патрона (отсюда и команда «скуси патрон!»), отсыпал некоторое количество пороха на затравочную полку, а весь остальной порох вместе с пулей ссыпал в ствол и там утрамбовывал при помощи шомпола, используя в качестве пыжа сам же бумажный патрон.
Японцы придумали «зарядец» с двумя (!) отверстиями и коническим каналом внутри. При этом одно из них закрывалось подпружиненной крышкой, а вот другому отверстию «затычкой» служила сама пуля!
«Лакированные коробочки против дождя». Гравюра Утагава Куниёси.
Ну, а теперь давайте представим себе, что мы с вами «японские мушкетеры» и нам предстоит вести огонь по противнику.
Итак, стоя на одном колене, по команде ко-гасира («младшего лейтенанта») мы достаем из патронной сумы наш деревянный патрон, открываем его и высыпаем в ствол весь порох. А на выступающую из него пулю нужно просто нажать пальцем, и она моментально соскользнет в ствол. Убираем патрон и утрамбовываем порох и пулю при помощи шомпола. Убираем шомпол и откидываем крышку пороховой полки. На полку из отдельной пороховницы засыпается более мелкий затравочный порох. Крышку полки закрываем, а лишний порох с полки сдуваем, чтобы не вспыхнул раньше положенного времени. Теперь раздуваем пламя на кончике фитиля, обернутого вокруг левой руки. Сам фитиль у нас из волокон кедровой коры, поэтому хорошо тлеет и не гаснет. Теперь фитиль вставляется в серпентин. Ко-гасиру командует первое прицеливание. Затем откидывается крышка полки. Теперь можно произвести окончательное прицеливание, и нажать на спусковой крючок. Горящий фитиль плавно прижмется к пороху на полке и произойдет выстрел!
Доспех воина асигару работы американского реконструктора Мэтта Пойтраса, уже знакомого читателям ВО по его доспехам воинов Троянской войны, а также греков и римлян.
Интересно, что японцы знали и клинковой штык типа байонет – дзюкэн и копьевидный байонет дзюсо, а также ружья и пистолеты с колесцовыми и кремневыми замками. Знали, но поскольку вступили в эпоху мира Эдо, то надобности в них не ощущали никакой. Зато теперь, в мирное время, главным оружием самурая сделался именно меч, а ружья, которыми могли с успехом сражаться и крестьяне, отошли на второй план. Однако случилось, подчеркнем, это уже в эпоху Эдо!
Эксперимент
Средневековый аркебуз состоял из ствола, деревянного приклада и кремня. Однако кремень Николай не нашел и решил упростить конструкцию. Он взял хромированную трубу, рассверлил ее на внутренний диаметр 14 и 18 миллиметров, а также загнул кусок трубы и запаял свинцом. Потом «мастер» выпилил и склеил из двух фанерок деревянный приклад и прикрутил его к трубе обычными строительными хомутами. Запал Николай сделал из спичек (человек поджигает спички, а спички поджигают порох). Заряд к аркебузу опять же придумал сам. Сделал из бумаги пыж и отлил пули. Для этого ему понадобился деревянный брусок, в котором он просверлил дрелью отверстие и расплавил над этими отверстиями рыболовные грузила из свинца. Когда металл остыл, получились пули. Далее молодой человек отыскал у отца, бывшего охотника, просроченные патроны и добыл дымный порох.
На изготовление аркебуза у Николая ушло не больше пяти дней. Мастерил он его в подъезде в кладовке между этажами. Ни родственники, ни соседи парня и не догадывались о том, что он создает огнестрельное оружие. Когда работа была закончена, Николай отправился на природу к старому сараю, чтобы опробовать свою поделку в действии. Он зарядил в аркебуз пять пуль и расстрелял их. Испытания прошли на удивление удачно. Все выстрелы попали точно в цель. Довольный проделанной работой, молодой человек привез оружие обратно домой и спрятал его в квартире.
Устройство[править | править код]
В передней части ложа аркебуза крепился железный или медный ствол с двумя продольными прорезями по бокам. Внутри скользил специальный цилиндр, к выступам-ушкам которого, выходящим из прорезей ствола, были привязаны концы тетивы деревянного или стального лука. Спусковой механизм был стандартным для арбалетов.
Аркебуз мог стрелять как стандартными для арбалетов болтами (стрелами), так и каменными или свинцовыми пулями. Пули изготавливались из свинца и имели . Заряжение аркебуза осуществлялось во взведённом состоянии через дульное отверстие, выстрел из него — нажатием на спусковой рычаг ружейного типа.
Литература
- Ефимов С. В., Рымша С. С.
Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 2. Арбалеты, артиллерия, ручное огнестрельное, комбинированное и охотничье оружие. — СПб.: Атлант, 2009. — 384 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-026-8. - Карман Уильям.
История огнестрельного оружия: с древнейших времен до ХХ века / Пер. с англ. М. Г. Барышникова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2006. — 300 с.: ил. — ISBN 5-9524-2320-5. - Маркевич В. Е.
Ручное огнестрельное оружие. — СПб.: Полигон, 2005. — 2-е изд. — 492 с.: ил. — Серия «Военно-историческая библиотека». — ISBN 5-89173-276-9. - Функен Л., Функен Ф.
Средние века. Эпоха ренессанса: Пехота — Кавалерия — Артиллерия / Пер. с франц. М. Б. Ивановой. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 146 с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 5-17-014796-1.
Литература
- Ефимов С. В., Рымша С. С.
Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 2. Арбалеты, артиллерия, ручное огнестрельное, комбинированное и охотничье оружие. — СПб.: Атлант, 2009. — 384 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-026-8. - Карман Уильям.
История огнестрельного оружия: с древнейших времен до ХХ века / Пер. с англ. М. Г. Барышникова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2006. — 300 с.: ил. — ISBN 5-9524-2320-5. - Маркевич В. Е.
Ручное огнестрельное оружие. — СПб.: Полигон, 2005. — 2-е изд. — 492 с.: ил. — Серия «Военно-историческая библиотека». — ISBN 5-89173-276-9. - Функен Л., Функен Ф.
Средние века. Эпоха ренессанса: Пехота — Кавалерия — Артиллерия / Пер. с франц. М. Б. Ивановой. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 146 с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 5-17-014796-1.
Скаут
После обучения в крепости-монастыре Фаланга, Лекс вместе с его братьями и неофитом по имени Омар Акбар, был переведен в десятую роту, где из них сформировали отряд скаутов под командованием сержанта Зеда Юрона. Первой их операцией стал крестовый поход по возвращению в Империум мятежной планеты Каркассон.
В ходе осуществления диверсионных операций отряд Росомах освободил искалеченного космодесантника ордена Кровопийц, который сообщил им, что у мятежного губернатора помимо тысяч планетарных гвардейцев есть шесть титанов класса «Полководец» и один класса «Император». Скауты сумели пробраться в ангар титанов и убили нескольких модераторов и принцепса титана. Используя орган омофаг, десантники получили доступ к управлению «Императором» и во время боя начали расстреливать мятежных «Полководцев», уничтожив трех из них. За это Три брата Трейзиора и погибший Омар были повышены до полноправных десантников.
Аркебуза против лука
Аркебуза не могла сравниться с точностью лука в руках высококвалифицированного лучника. Впрочем, у аркебуз была большая скорострельность, чем у самого мощного арбалета, и большая сила выстрела. Обучение стрельбе из аркебузы занимало меньше времени. Аркебузир мог нести больше боеприпасов и пороха, чем арбалетчик или лучник болтов и стрел. Легче наладить массовое производство пороха и пуль, в то время как изготовление стрел – подлинное ремесло. Пройдут годы, прежде чем ученик научится делать стрелы товарного качества без помощи или надзора наставника. Оружие также имело дополнительное преимущество, пугая врага (и лошадей) шумом. Ветер мог снизить точность стрельбы из лука, но на точность стрельбы из аркебузы он имел меньшее влияние. Пожалуй, самое главное, обучить аркебузира требовало гораздо меньше времени, чем искусного лучника. Во время осады было легче стрелять аркебузой из бойниц, чем луком и стрелами.
Негативным фактором в использовании аркебузы было то, что уже отстрелянные боеприпасы не могли быть повторно использованы, в отличие от болтов и стрел, которые позволяли снизить стоимость практики или пополнить запасы, если сохранялся контроль над полем боя после окончания сражения.
Аркебуза был более чувствительна к влажной погоде. Порох сыреет гораздо быстрее, чем стрела или болт, особенно при неправильном хранении. Кроме того, ресурсы, необходимые для производства пороха, были менее доступны, чем ресурсы, необходимые для изготовления болтов и стрел. Пуля должна соответствовать стволу гораздо точнее, чем стрела или болт должны соответствовать луку, поэтому производство аркебуз требовало большей стандартизации. Порох оказался гораздо опаснее, чем стрелы.
Аркебуза также была значительно более опасна. Аркебузир нес на себе много пороха и постоянно горящий прут в одной руке. На фоне растерянности, стресса и неразберихи боя, аркебузиры становились потенциально опасными для себя и окружающих. Ранние аркебузы, как правило, имели резкую отдачу. Они долго заряжались, если не использовалась стратегия “непрерывного огня”, где одна линия стреляла и перезаряжалась во время следующего выстрела. Намокшее оружие было практически бесполезно. Аркебузы также часто перегревались. Во время повторной стрельбы оружие могло засориться и взорваться. Разорвавшиеся куски металла и дерева представляли опасность для самого стрелка и находящихся рядом солдат.
Кроме того, дым от сгорания черного пороха затруднял видимость противника после нескольких залпов, если быстро не рассеивался ветром. До изобретения колесцового замка, потребность в постоянно горящем пруте делала почти невозможной скрытность, в частности ночью. Количество дыма, испускаемого при одном единственном выстреле аркебузы, и шума от выстрела, было достаточно, чтобы демаскировать стрелка. В то время, как арбалет или лук позволял стрелять бесшумно и без демаскировки. Шум аркебуз и звон в ушах, который он вызывал, могли затруднить восприятие голосовых команд. В долгосрочной перспективе оружие могло вызвать у стрелка снижение слуха. С помощью лука и арбалета можно стрелять из-за укрытия, по высокой дуге, огибая препятствия, поражая врага сверху, где не имелось мощной защиты, подобной передней лобовой броне – хотя и с гораздо меньшей точностью.
Агрегатор новостей 24СМИ
Особенности ведения боя с помощью мушкетов
Вооруженный мушкетом воин назывался мушкетером. Пулей, выпущенной из мушкета, можно было выигрывать сражение, что, в общем, и происходило. При стрельбе из мушкетов залпом можно было уложить целую шеренгу неприятеля на расстоянии до 200 метров. Вес мушкетных пуль мог равняться 60 граммам. Мушкетными пулями выбивали из седел закованных в броню рыцарей.
И все же стрельба из мушкета была делом непростым. Заряжать мушкет приходилось долго. Отдача при стрельбе была такая, что могла сбить стрелка с ног. Чтобы уберечься, стрелки надевали специальные шлемы, а также привязывали к плечу специальную подушечку. Ввиду сложности стрельбы, при мушкете состояло два человека: один – заряжал оружие, другой – стрелял, а заряжающий его поддерживал, чтобы стрелок не упал.
Для того, чтобы было возможно стрелять из мушкетов быстрее, армии многих стран придумывали разнообразные ухищрения. Одно из таких ухищрений, которое сохранила история, заключалось в следующем. Мушкетеры выстраивались в каре, состоящем из нескольких шеренг. Пока первая шеренга стреляла, остальные заряжали мушкеты. Выстрелив, первая шеренга уступала место другой, с заряженными ружьями, а та – третьей, четвертой и так далее. Таким образом, мушкетный огонь мог вестись постоянно.