На российских и украинских сторожевых кораблях проекта 11351 смонтированы 30-мм автоматические артиллерийские установки ПВО ближней зоны АК-630. Создание установки АК-630 было обусловлено совершенствованием противокорабельных ракет. Для перехвата летящих на большой скорости и на малой высоте ракет необходимо было резко увеличить плотность огня корабельной зенитной артиллерии.
Характеристики автоматической корабельной установки АК-630М
Морская артиллерия 17 века
В 16-17 веках артиллерия, в том числе и морская, получила дальнейшее развитие. На кораблях увеличилось число пушек за счет их размещения на нескольких палубах. Корабли в этот период создавались в расчете на артиллерийский бой.
К началу 17 века уже были определены тип, калибр корабельных пушек, разработаны методы стрельбы из них с учетом морской специфики. Появилась новая наука – баллистика.
Надо отметить, что корабельные пушки 17 века имели стволы всего 8-12-го калибров. Столь короткий ствол был вызван необходимостью полного втягивания орудия внутрь корабля для повторного заряжания, а также стремлением облегчить пушку.
В 17 веке одновременно с совершенствованием корабельных орудий развивались и боеприпасы к ним. На флотах появились зажигательные и разрывные снаряды, причинявшие серьезный урон кораблю противника и его экипажу. Первыми применили разрывные снаряды русские моряки в 1696 году, при штурме Азова.
История создания и внутреннее устройство установки АК-630М
АК-630М — шестиствольная автоматическая корабельная установка самообороны, калибром 30-мм. Основное назначение АК-630М — борьба с воздушными и легкими надводными целями. Обладая громадной скорострельностью, установка способна создать вокруг себя буквально создать облако снарядов направленное на цель. Её нормативный режим стрельбы составляет до 5 очередей по 20-25 выстрелов на предельной дальности и очереди по 400 выстрелов на более близких дистанциях с 3-5 секундными интервалами, тем стрельбы в минуту, таким образом, составляет до 5000 выстрелов.
Комплекс АК-630М принят на вооружение Приказом ГК ВМФ № 0189 от 26 августа 1980 года. Серийное производство велось на заводе № 535 в Туле.
Установка АК-630М имеет ленточный магазин на 2000 патронов в ленте, в барбете, под установкой размещается дополнительная лента на 1000 патронов. Её шифр «АК» означает (артиллерийская корабельная), цифры «6» — показывает число стволов, «30» — калибр. Блок вращающихся стволов это автомат АО-18 с общей автоматикой, что позволяет максимально совместить по времени операции перезаряжания и получить высокий темп стрельбы. Охлаждение стволов происходит путем прогонки антифриза между кожухом и стволами. Над вращающейся частью установки расположен обтекатель из стеклопластика, защищающий её механизмы от морской воды и осадков.
К установке АК-630М имеются два вида боеприпасов: ОФЗ — осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 390 г. и осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 390 г.
Хотя баллистическая дальность стрельбы установки достигает 8,1 км, снаряды самоликвидируются на дистанции в 5 км. Система управления стрельбой МР-123 «Вымпел-А» обеспечивает наклонную дальность стрельбы в 4000 метров.
Интересный факт: Облегчённый вариант АО-18, под наименованием ГШ-6-30А применялся в качестве штатного оружия на некоторых истребителях-бомбардировщиках России.
Автоматическая корабельная установка АК-630М
Зарождение морской артиллерии
Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя – таран, механизмы для повреждения корпуса корабля, мачт и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.
Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.
Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.
Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.
16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.
Применение АК-630М во флоте
Автоматическая шестиствольная установка АК-630М в разное время состояла на вооружение следующих кораблей СССР/России:
- Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
- Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
- ТАРК «Адмирал Лазарев»
- ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
- ТАКР проекта 1143 «Кречет»
- ЭМ проекта 956 «Сарыч»
- Крейсера проекта 1164
- Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»
- Сторожевые корабли проекта 1135
- Сторожевые корабли проекта 11356
- Малые ракетные корабли проекта 1239
- Малые противолодочные корабли проекта 1124
- Малые ракетные корабли проекта 1234
- Ракетные катера проекта 1241
- Сторожевые катера проекта 10410
- Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322
- Малые артиллерийские корабли проекта 1208 и 12081
Операторы [ править ]
Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки . Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален |
Карта операторов АК-630 синим цветом с бывшими операторами красным
Текущие операторы [ править ]
- Национальный флот Алжира на корвете типа «Стерегущий»
- Болгария
- Камерун
- Китайская Народная Республика [18]
- Хорватия
- Куба
- Египет
- Индия [1] [18]
- Индонезия
- Греция
- Кения
- Мьянма
- Северная Корея
- Пакистан
- Польша [1]
- Румыния
- Россия [1] [18]
- Словения [18]
- Украина [18]
- Вьетнам
- Йемен
Бывшие операторы [ править ]
- Восточная Германия [1]
- Германия
- Советский Союз [1] [18]
Современные требования к корабельной артиллерии
По мнению начальника 19-го испытательного полигона Александра Тозика, сегодняшние требования к корабельным пушкам частично остаются прежними – это надежность и точность выстрела.
Помимо этого, современные корабельные пушки должны быть достаточно легкими, чтобы была возможность их установки на легкие боевые корабли. Также требуется сделать орудие малозаметным для РЛС врага. Ожидается новое поколение боеприпасов, имеющих более высокую поражающую способность и увеличенную дальность стрельбы.
Вооружение корабля 18 века
Корабельная пушка 18 века уже имела кремневый замок. При этом вес ее почти не изменился с прошлого века и составлял 12, 24 и 48 фунтов. Конечно были пушки и других калибров, но они не получили широкого распространения.
Пушки располагались по всему кораблю: на носу, корме, верхней и нижней палубах. При этом на нижней палубе находились самые тяжелые орудия.
Стоит отметить, что корабельные орудия больших калибров устанавливались на лафете с колесиками. Под эти колесики в палубе делались специальные пазы. После выстрела пушка откатывалась назад энергией отдачи и снова была готова к заряжанию. Процесс заряжания корабельных пушек был довольно сложным и рискованным для расчета делом.
Эффективность стрельбы таких пушек находилась в пределах 300 м, хотя снаряды долетали до 1500 м. Дело в том, что с расстоянием снаряд терял кинетическую энергию. Если в 17 веке фрегат уничтожался 24-фунтовыми снарядами, то в 18 веке линкор не боялся и 48-фунтовых. Чтобы решить эту проблему, в Англии корабли стали вооружаться 60-108-фунтовыми пушками калибром до 280 мм.
Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях
20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.
Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения – управляемых ракет. Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.
Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на военных флотах СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская зенитная артиллерия. Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.
Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.
Интересные факты
В 1983 году в СССР появился проект невиданного корабельного орудия, внешне напоминающего дымовую трубу парохода 19-20 столетия диаметром 406 мм, но с той лишь разницей, что из нее могли вылететь… управляемый зенитный или обычный снаряд, крылатая ракета или глубинная бомба с ядерной начинкой. Скорострельность столь универсального орудия зависела от типа выстрела. Например, для управляемых ракет это 10 выстрелов в минуту, а для обычного снаряда – 15-20.
Интересно, что подобный «монстр» мог легко устанавливаться даже на малых судах (2-3 тыс. т водоизмещением). Однако командование ВМФ не знало подобного калибра, поэтому проекту не суждено было реализоваться.
Почему пушки на кораблях не были списаны историей в утиль?
На первый взгляд, ракетное вооружение 20 века должно было заменить классическую артиллерию, в том числе и на флоте, однако этого не произошло. Ракеты не смогли полностью заменить корабельные пушки. Причина кроется в том, что артиллерийскому снаряду не страшны любые виды пассивных и активных помех. Он менее зависим от метеоусловий, чем управляемые ракеты. Залп морских пушек неотвратимо достигал своей цели в отличие от своих современных собратьев – крылатых ракет.
Немаловажно то, что морские пушки имеют большую скорострельность и более значительный боекомплект, нежели ракетные установки. При этом надо отметить, что и себестоимость корабельных пушек гораздо ниже ракетного оружия.
Поэтому сегодня с учетом этих особенностей уделяется особое внимание разработке корабельных артиллерийских установок. Работа ведется в условиях строжайшей секретности.
И все же сегодня артиллерийская установка на корабле при всех её плюсах играет больше вспомогательную роль в морском сражении, нежели решающую.