Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

152-мм гаубицу «Мста-Б» (2А65) можно считать самой последней моделью в длинном списке полевых гаубиц советской, а ныне российской конструкции. Однако о гаубице 2А65, известной также под обозначением «Мста-Б» (на Западе она имеет обозначение М1987), известно относительно немного, хотя в последнее время она активно продвигается на мировой рынок оружия с целью возможных экспортных поставок.

Гаубица Мста-Б (2А65) — видео стрельб

В конструкции гаубицы 2А65 по сравнению с ее предшественницами применено несколько кардинальных нововведений, самым очевидным из которых является длинный тонкий ствол, имеющий, по оценкам, длину около 40 калибров, оснащенный двухщелевым дульным тормозом. Стоит обратить внимание также на двухстанинный лафет, оснащенный убирающимися дополнительными колесиками на каждой станине и гидравлическим домкратом с платформой под поддоном для вывешивания колес при стрельбе. Расчет из восьми человек приводит гаубицу 2А65 в боевое положение и сворачивает ее за две — две с половиной минуты. Механизм досылки и полуавтоматический затвор позволяют довести боевую скорострельность до семи выстрелов в минуту. Пушка может буксироваться со скоростью 80 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунтовой дороге.

Гаубица «Мста-Б» (2А65) может стрелять большинством существующих типов боеприпасов калибра 152 мм, но специально для нее и других подобных орудий разработано новое семейство боеприпасов. При использовании новых видов боеприпасов в зависимости от задачи выбирается заранее снаряженный картуз одного из трех типов. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом последнего поколения дальность стрельбы составляет 24000 метров, а при использовании ОФС с газогенератором дальность выстрела увеличивается до 29 000 метров. Среди других новых типов 152-мм боеприпасов, впервые появившихся у 2А65, кассеты, содержащие 42 шрапнельные гранаты двойного действия (противопехотные и бронебойные), каждая из которых содержит 45 граммов взрывчатого вещества.

Еще одним новым видом боеприпасов является контейнер, разбрасывающий крошечные радиопередатчики, предназначенные для нарушения неприятельских связных коммуникаций. Кроме того, из гаубицы 2А65 можно стрелять бронебойным корректируемым снарядом с лазерным наведением «Краснополь».

Ствол гаубицы 2А65 в основном аналогичен тому, которым оснащена самоходная гаубица 2С19.

Боеприпасы Мста-Б

Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.

— выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45 — выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом. — выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64. — выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25. — выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами. — выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами. — выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8. — выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30. — выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом. — выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь».

152-мм снаряд гаубицы 2А65 «Мста-Б» в руках солдата

Зарубежные аналоги.

Не сидят без дела и зарубежные производители артиллерийского орудия. В США после проведения модернизации прежней конструкции М109 получилось боевое орудие с очень приличными показателями. Новая установка М109А6 «Палладин» имеет дальность 30 км при стрельбе обычным осколочно-фугасным снарядом. Отличные параметры имеет легкая американская гаубица LW-155 с калибром 155 мм. Проводятся работы по улучшению эффективности снарядов. В тех же Штатах разработан снаряд М795 калибра 155 мм. Его преимущество в применении нового стального материала, который после разрыва имеет свойство делиться на гораздо меньшие, чем раньше осколки, которые за счет меньшего веса имеют большую скорость и становятся опаснее. Среди российских аналогов можно отметить гаубицу, произведенную в Екатеринбурге 2А61 «Пат-Б» с калибром 155 мм. Это артиллерийское орудие переведено под стандарт снарядов гаубиц из стран НАТО.

Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б

— Принят на вооружение: 1987 — Разработан: с 1976 по 1986 — Производитель: Мотовилихинские заводы — Всего выпущено: более 1200

Боевой расчет: 8 человек

Калибр, мм: 152

Дальность стрельбы Мста-Б

— Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5 — Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5

Скорострельность Мста-Б

— Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7

— Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810 — Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5) — Угол возвышения, град.: −30…+70 — Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28 — Кучность стрельбы: По дальности, Вд/Х мак: 1/363. По боку, Вб, м: 11

Вес Мста-Б

— Масса ОФС, кг: 43,56 — Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05 — Масса гаубицы в походном положении кг: 7000 — Масса ствола кг: 2599 — Масса дульного тормоза кг: 170

Размеры Мста-Б

— Длина гаубицы в походном положении мм: 12700 — Ширина гаубицы: 2500 — Высота гаубицы: 2950 — Дорожный просвет мм: 400 — Ширина колеи мм: 2150 — Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130 — Длина направляющей части канала ствола мм: 6184 — Число нарезов: 48

— Высота линии огня мм: 1330 — Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000 — Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5 — Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5 — Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5) — Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0

— Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5 — Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60

[править]История создания

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

152 мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).

НИОКР по созданию буксируемой 152 мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, маневренности и других характеристик по сравнению с орудиями МЛ-20, Д-1, Д-20.

Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.

В 1986 году 152 мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск.

Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении Российской армии и некоторых стран СНГ.

В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:

  • трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63%;
  • двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
  • механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
  • автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.

Фото Мста-Б


Артиллерийский тягач «Медведь» на базе шасси КамАЗ-63501 буксирует 152-мм гаубицу 2А65 «Мста-Б»

Казённая часть 2А65 «Мста-Б»

[править]Устройство и характеристики

Артиллерийская часть гаубицы 2А65 «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.

Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от -3,5° до +70°.

Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль “Урал-4320″ с колёсной формулой 6×6. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/час, а на пересеченной местности — до 20 км/час.

Расчёт — 8 человек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]