203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

Молодое Советское государство получило от царской армии вооружение устаревших образцов, которое зачастую не имело перспектив развития. Особенно это касалось артиллерии среднего и крупного калибров. Поэтому уже в конце осени 1920 года создается новое конструкторское бюро, которое возглавляет Ф.Ф. Лендер. Организационно бюро входило в состав Артиллерийского комитета, поэтому получило короткое обозначение КБ Арткома.

Одной из разработок бюро стала тяжелая гаубица Б-4, которая широко использовалась в Зимней войне и в ходе Великой Отечественной. Надежность и прочность конструкции позволили сохранить орудие в штатном расписании Советской Армии вплоть до 80-х годов, а затем передать материальную часть на базы долговременного хранения.

Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4

Полки

  1. 108-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  2. 110-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности им. К. Е. Ворошилова
  3. 137-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  4. 318-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  5. 330-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности (46 штук Б-4 на 22.06.1941)
  6. 400-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  7. 402-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  8. 403-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  9. 406-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  10. 409-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  11. 420-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  12. 515-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  13. 519-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  14. 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  15. 229-й корпусной тяжёлый артиллерийский полк (один дивизион) (с 1936 по 1939 – 56-й корпусной тяжёлый артполк большой мощности)

Бригады

  1. 101-я гаубичная артиллерийская Владимир-Волынская ордена Богдана Хмельницкого II степени бригада большой мощности РГК.
  2. 103-я гаубичная артиллерийская ордена Суворова II степени бригада большой мощности РГК.
  3. 104-я гаубичная артиллерийская Пражская Краснознамённая ордена Суворова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в апреле 1943 г. Командир – с сентября 1944 г. полковник Соломиенко Павел Мамонтович. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Пражская за взятие предместья Варшавы Праги. Награждена в марте 1945 г. орденом Красного Знамени за прорыв обороны противника на плацдарме на реке Висла. Награждена в 1945 г. орденом Суворова 2-й степени за уничтожение противника юго-восточнее Берлина.
  4. 105-я гаубичная артиллерийская  Сивашская Краснознамённая ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в апреле 1943 г. на базе 1021-го и 1154-го гаубичных артиллерийских полков. Командир – с ноября 1943 г. полковник Лупаков Николай Фёдорович (ранен в бою 12 февраля 1945 г., умер от ран 25 февраля 1945 г.). Присвоено в 1944 г. почётное наименование Сивашская и награждена орденом Красного Знамени за освобождение Крыма. Участвовала во взятии Запорожья и Секешфехервара. Награждена 5 апреля 1945 г. орденом Кутузова 2-й степени за взятие Будапешта.
  5. 107-я гаубичная артиллерийская ордена Александра Невского бригада большой мощности. В августе 1945 г. участвовала в войне с Японией в составе 5 армии 1 Дальневосточного фронта.
  6. 108-я гаубичная артиллерийская Тарнопольская Краснознамённая орденов Кутузова II степени и Богдана Хмельницкого бригада большой мощности РГК.
  7. 109-я гаубичная артиллерийская Будапештская бригада большой мощности РГК.
  8. 112-я гаубичная артиллерийская Эльбингская Краснознамённая ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1944 г. Командиры – с марта 1945 г. полковник Кулешов Георгий Петрович, подполковник Семёнов. Курская область. В бригаде было 13 гаубиц, сформирована в июне 1943 г. на базе 318-го и 1022-го гаубичного артиллерийского полков. Присвоено почётное наименование Эльбингская за взятие Эльбинга. Участвовала во взятии Данцига.
  9. 120-я гаубичная артиллерийская Грудзяндская Краснознамённая орденов Суворова II степени и Кутузова II степени бригада большой мощности РГК.
  10. 121-я гаубичная артиллерийская Новгородская Краснознамённая орденов Суворова II степени, Кутузова II степени и Александра Невского бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1943 г. на базе 430-го и 1197-го гаубичных артиллерийских полков. Командир – с января 1944 г. полковник Соловьёв Василий Петрович. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Новгородская за взятие Новгорода. Участвовала во взятии Грудзёндза и Данцига.
  11. 124-я гаубичная артиллерийская Пражская ордена Богдана Хмельницкого бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1943 г. на базе 350-го и 1150-го гаубичных артиллерийских полков. Командиры – с сентября 1943 г. полковник Ляске Георгий Константинович и (с сентября 1944 г.) полковник Гутин Григорий Львович.. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Пражская за взятие предместья Варшавы Праги. Участвовала во взятии Новороссийска, Кюстрина и в штурме рейхстага.
  12. 163-я гаубичная артиллерийская ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1944 г. Командир – с января 1945 г. полковник Ракович Станислав Владиславович. Награждена в 1945 г. орденом Кутузова 2-й степени за взятие города и крепости Глогау. Участвовала во взятии города Хмельник.

Три в одном

Лафет гаубицы Б-4 образца 1931 года на гусеничном ходу в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий. Этими орудиями стали: 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5. Построенные в, небольших количествах, они активно использовались в сражениях Великой Отечественной войны.Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. В число снарядов входили и те, которые Британия поставляла России ещё во время Первой мировой войны.Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра.Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъёмник с ручным приводом. В качестве лёгкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола.203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах. Согласно утвержденному в августе 1939 году плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной армии предусматривалось наличие семнадцати полков по 36 гаубиц калибра 203-мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих семнадцати полков тринадцать полков имели двойное развёртывание. Потребность в орудиях для семнадцати полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.

Особенности конструкции

Для комплектации гаубиц Б-4 использовались стволы нескольких типов. Применялись конструкции, составленные из нескольких частей и монолитные. При этом скрепленные стволы первых выпусков не оснащались лейнером. Устройство, разработанное , появилось только в 1934 году на стволах гаубиц малой мощности.

В конструкцию ствола входит отдельная труба, в которой выполнена нарезная часть и имеется камора. Нарезы (64 шт.), имеющие постоянную крутизну и длину хода 20 калибров.

Ширина и глубина нарезки на стволах, выпущенных до 1936 года, отличается от более поздних образцов. Причиной модернизации стали случаи среза нарезки в момент прохождения снаряда. После доработки появилась новая проблема – омеднение канала ствола, но Артиллерийское управление РККА признало дефект допустимым и не влияющим на характеристики гаубицы Б-4.

Существовал опытный образец ствола Б-4, оснащенный 48 нарезами, которые имели постоянную крутизну и длину хода 12 калибров. Подобное орудие было изготовлено в конце 1936 года и предназначалось для опытных стрельб снарядами весом около 175 кг. Полученные результаты не устроили Артиллерийское управление, прототип гаубицы был возвращен на для устранения дефектов и доработки. На повторные испытания образец не предъявлялся.

Камора Б-4 построена из нескольких чередующихся поверхностей с конической и цилиндрической конфигурацией. Сверху труба закрыта кожухом, который имеет посадку с натягом. Для соединения ствола с противооткатными приспособлениями и установки элементов затвора используется казенник, который накручен на корпус кожуха и зафиксирован 2 штифтами.

Применение быстросменного лейнера позволило обеспечить ускоренную замену изношенной рабочей части.Лейнер крепится при помощи гаек, замена осуществляется при помощи домкратов. Моноблочные стволы гаубицы Б-4 изготовлялись только с лейнером. Также отличаются и затворы, которые могут быть 2-х или 3-х тактными. В зависимости от конструкции затворов различаются и лейнеры.

Поршневой затвор схемы Шнейдера 2-тактного типа отпирается двумя отдельными движениями рукоятки, в 3-тактном добавлен еще одна манипуляция рукояткой. Заряд расположен в отдельном картузе, в котором размещается ударная трубка.

Разрушение воспламенителя производится бойком, который получает импульс при ударе молотком, связанным со спусковым шнуром.

Корпус трубки выбрасывается после выстрела из каморы. В конструкции затвора используется предохранитель, не позволяющий открыть узел при затяжном выстреле. Дополнительный элемент не позволяет произвести выстрел из гаубицы Б-4 при неплотно закрытом затворе.

В гаубице Б-4 использован гидравлический замедлитель отката, обеспечивающий плавный возврат ствола в исходное положение. Внутри устройств имеются регулируемые каналы, которые обеспечивают переменную длину отката, зависящую от угла возвышения. В качестве рабочей жидкости используется веретенное масло, объем заправки составляет 41 л. Накатник оборудован воздушно-гидравлическими рабочими элементами. В полости закачивается сжатый воздух (или азот), рабочее давление составляет 38-42 атм. Также имеются полости, заполненные веретенным маслом, объем 63 л.

Ствольная часть гаубицы Б-4 размещается на верхней секции станка, изготовленной из отдельных элементов, соединенных заклепками. На нижней части станка установлен боевой стержень, который обеспечивает подвижное соединение частей. Поворот и фиксация при помощи механического привода. Для ускоренного приведения ствола Б-4 в требуемое положение имеется отдельный механизм. Нижняя часть станка оснащена специальными башмаками, к которым крепится ходовая часть.

Гусеничная ходовая часть построена на основе клепаной балки, которая используется для натяжения ленты. Балка позволяет передавать часть энергии отката через опорные катки на грунт. На каждой стороне ходовой части гаубицы Б-4 установлено по 2 каретки, на каждой из которых по балансирной тележке со сдвоенными опорными цельнометаллическими катками.

Заднее колесо, оснащенное зубчатым венцом, обеспечивает замедление гаубицы при движении.

Управление тормозами осуществляют 2 человека, которые находятся на специальных площадках. Для снижения прогиба верхней ветви гусеницы используются 2 дополнительных сдвоенных ролика.

Корректировка натяжения гусеницы производится ленивцем фронтального расположения. Ось колеса расположена на подвижной опоре, которая перемещается по направляющим пазам. Гусеница гаубицы Б-4 состоит из 39 траков, которые имеют сворную конструкцию. Для снижения веса внутренняя часть трака выполнена пустотелой. На внешней части звеньев приварены шпоры. Подвеска обеспечивает мягкость хода, отключается во время ведения огня. Разворот гаубицы на большие углы производится с помощью отдельной лебедки, установленной на балке гусеницы.

Для гаубиц Б-4 было создано несколько разновидностей бетонобойных и фугасных снарядов. Наибольшее распространение получил бетонобойный боеприпас Г-620, имеющий вес 100 кг. Внешним отличительным признаком является синяя полоска, нанесенная на корпус ниже центрирующего утолщения. Для осуществления выстрела используются полный или уменьшенный заряды пороха, весящие 15,2 и 5,26 кг соответственно.

Позднее появился удлиненный 146-килограммовый снаряд Г-620Т, предназначенный для разрушения бетонных укрытий. Все бетонобойные снаряды оснащены донным взрывателем типа КТД, имеющим поворотный регулятор состояния. Перед производством выстрела требуется повернуть пластину на фугасное действие или взрыв с замедлением.

Также для гаубицы Б-4 созданы два варианта фугасных снарядов весом по 100 кг, обозначаемых Ф-625 и Ф-625Д.

Боеприпасы предназначены для ведения огня на обычные и дальние дистанции соответственно. Внешне дальнобойную гранату можно отличить только по отсутствующему резьбовому колпачку на носовой части.

Для подрыва снарядов обоих типов используется головной взрыватель РГМ-2, который дополнен донным прибором 5ДТ-2. Перед выстрелом требуется установить взрыватель РГМ-2 на осколочное или фугасное действие гранаты. Донный взрыватель также с регулятором режима, перед выстрелом требуется отключить предохранитель.

Позднее в боекомплект гаубицы Б-4 включили 150-килограммовый снаряд с ядерной боеголовкой. Все снаряды, независимо от назначения, имеют защитную окраску серого цвета (как указывается в документации – серо-дикого).

Не подлежат окраске только ведущий поясок и зоны центрирующих утолщений. На корпусе маркировка, нанесенная черной краской, в которой указан завод-изготовитель, дата снаряжения и индекс боеприпаса. Из-за большого веса снарядов ручное заряжание невозможно, для подачи снаряда в камору Б-4 используются крановая лебедка и направляющие пластины.

Основные пороховые заряды для Б-4 состоят из основного пакета и дополнительных пучков, всего возможно получение 7 комбинаций. Для формирования зарядов гаубицы допускается применение порохов марок 15/7 или 17/7. Воспламенитель снаряжается дымным крупнозернистым порохом или артиллерийским бездымным аналогом. Заряд размещается внутри картуза, изготовленного из ткани и сшитого шелковой нитью. Порох от высыпания предохраняется картонной заглушкой.

Дополнительно существуют уменьшенные заряды (5 шт.), состоящие из порохов марки 5/1 или 4/1.

Регулировка веса производится посредством 4 пучков, которые сделаны из пороха 5/1. Воспламенитель в этом случае снаряжается только дымным ружейным порохом. Все заряды для гаубицы Б-4 поставляются в отдельных укупорках, на которых нанесена пояснительная маркировка.

Практическая «польза» дискредитации Советского союза

Зампредседателя Всемирного координационного совета российских соотечественников Максимом Крамаренко в интервью порталуНакануне.RUпроблему реваншизма объяснил тем, что Россию таким образом хотят сделать правопреемницей страны, которая якобы в рваной степени с Германией ответственна за развязывание Второй Мировой войны.

Крамаренко пояснил, что в конечном итоге Россию попросту попытаются исключить из Совбеза ООН. Именно под эту цель сейчас реализовывается глобальный проект по созданию нового нарратива, нового прочтения истории Второй мировой войны.

Крамаренко подчеркнул, что бороться с этой тенденцией необходимо, для чего как раз было выдвинуто предложение закрепить в Конституции поправку, защищающую память о подвиге народа в ВОВ.

Производство

Производство было организовано одновременно на двух и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на . В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 сдал в 1-м полугодии 1934 года. В 1940 году к производству был привлечён Новокраматорский завод, которому установили годовой план в 25 гаубиц, в то время как для завода в Сталинграде он был в 10 раз большим.

Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства и «Баррикады» добиться не удалось.
Серийное производство гаубиц Б-4

Производитель1933193419351936193719381939194019411942Всего
Большевик/№ 232 (Ленинград)19601312424948243
Баррикады/№ 221 (Сталинград)15751811653003739
НКЗ (Краматорск)32629
Всего197513124212422916832631011

Производство гаубиц Б-4 в 1941 году

Производитель1-е полугодиеиюльавгустсентябрьоктябрьВсего
Баррикады/№ 221 (Сталинград)2103030219300
НКЗ (Краматорск)1155526
Всего2213535269326

Всего с 1933 по 1942 выпустили 1011 гаубиц Б-4, из них 31 – малой мощности.

Технические характеристики и аналоги

Ближайшим аналогом является немецкая 210 мм мортира Mrs 18, оснащенная двойным тормозом отката. За счет этого устройства удалось обеспечить повышенную устойчивость при выстреле. Всего было выпущено 711 экземпляров, трофейные орудия использовались Красной Армией наравне с Б-4.

Б-421 cm Mrs 18
Длина ствола, калибров2529
Масса в боевом положении, кг1770016700
Скорострельность, в/мин0,50,5
Дальность стрельбы, м1789016700

Недостатком германского орудия стали большие габариты. Из-за этого требовалось разделение конструкции на составные элементы. Перед началом стрельбы требовалось отделение кормовой колесной тележки, что позволяло опустить станину на грунт. При этом конструкция орудия обеспечивала поворот конструкции на 360⁰ усилием всего 1 человека.

Гаубицы Б-4 стали одним из символов наступления Красной Армии, приняв участие во всех операциях, начиная с конца 1942 года. Несколько экземпляров орудия установлены на постаментах в Краснодаре, Санкт-Петербурге и Верхней Пышме. Причем в последнем сразу две гаубицы, собранные и «Большевик».

Для любителей масштабных моделей выпускаются копии гаубицы Б-4, уменьшенные в 35 раз.

Первая модель производится на пресс-формах, созданных для российской . Более детальную копию выпускает китайская компания Trumpeter.

Создано на «Большевике»

История создания этого легендарного орудия началась в далёком 1926 году, когда 11 декабря на заседании Артиллерийского комитета ГАУ Красной армии было принято решение: «Поручить КБ Арткома в 46-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…». Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 года Артиллерийский комитет предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы и 152-мм пушки Артиллерии Резерва Главного Командования.Разработка орудия была начата КБ Арткома ГАУ в 1927 году в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Поначалу работу по её созданию возглавлял знаменитый русский конструктор артиллерийских орудийФранц Францевич Лендер, а после его смерти в сентябре 1927 года к работе были подключены конструкторы серийных заводов.Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 года. Он был составлен в двух вариантах. В первом варианте гаубица была с дульным тормозом, во втором — без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — КБ ленинградского .Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на в начале 1931 года. В июле-августе 1931 года на испытательном полигоне были проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Уже в 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить её баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол.После долгих полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной армии под обозначением 203-мм гаубица образца 1931 года.

Ссылки

  • Миномёты
    • 82-мм автоматический миномёт 2Б9 «Василёк»
    • 82-мм носимый миномёт 2Б14-1 «Поднос»
    • 82-мм носимый миномёт 2Б24
    • 82-мм носимый миномёт 2Б25 «Галл»
    • 120-мм буксируемый миномёт 2Б-23 «Нона-М1»
    Горная
    • 76-мм горная пушка обр. 1958 г. (М-99)
    • 120-мм орудие 2Б16 «Нона-К»
    Гаубичная
    • 120-мм 2С23 «Нона-СВК»
    • 120-мм 2С31 «Вена»
    • 120-мм 2С34 «Хоста»
    Полковая артиллерия
    Миномёты
    • 120-мм миномёт обр. 1955 г. (М-120)
    • 120-мм возимый миномёт 2Б11
    Гаубичная
    • 122-мм гаубица Д-30
    • 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика»
    • 152-мм гаубица 2А61
    • 120-мм 2С9 «Нона-С»
    Реактивная
    • 9К55 «Град-1»
    Дивизионная артиллерия
    Противо танковая
    • 85-мм пушка Д-48
    • 100-мм пушка Т-12
    • 100-мм пушка МТ-12 «Рапира»
    • 125-мм пушка «Спрут-Б» (2А45М)
    Миномёты
    • 160-мм миномёт обр. 1949 г. (М-160)
    Гаубичная
    • 152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б»
    • 152-мм гаубица 2С3 «Акация»
    • 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С»
    Реактивная
    • 140-мм БМ-14
    • 140-мм РПУ-14
    • 122-мм БМ-21 «Град»
    • 122-мм БМ-21В «Град-В»
    • 122-мм 9К59 «Прима»
    • ТОС-1 «Буратино»
    Корпусная/армейская артиллерия
    Гаубичная
    • 152-мм пушка-гаубица Д-20
    Реактивная
    • 240-мм БМ-24
    • 240-мм БМ-24Т
    • 220-мм БМ-27 «Ураган»
    Артиллерия резерва Верховного Главнокомандования
    Пушечная
    • 180-мм пушка С-23
    • 203-мм пушка 2С7 «Пион»
    Гаубичная
    • 203-мм гаубица Б-4М
    Реактивная
    • 200-мм БМД-20
    • 300-мм БМ-30 «Смерч»
    Зенитная артиллерия
    Среднего калибра
    • 85-мм зенитная пушка КС-18
    • 100-мм зенитная пушка КСМ-65
    • 100-мм зенитная пушка КС-19
    Малого калибра
    • 23-мм пушка ЗУ-23
    • 23-мм ЗСУ-23-4 «Шилка»
    • 57-мм автоматическая пушка С-60
    • 57-мм ЗСУ-57-2
    • 30-мм 2С6 «Тунгуска»
    • 30-мм 96К6 «Панцирь-С1»
    Морская артиллерия
    Корабельная артиллерия
    > 99мм
    • СМ-2-1
    • АК-100
    • А-190
    • АК-130
    • А-192
    > 57мм
    • СМ-24-ЗИФ
    • ЗИФ-31
    • ЗИФ-75
    • АК-725
    • АК-726
    • АК-176
    • А-220
    • А-220М
    > 20мм
    • У-23
    • 84-КМ
    • 2М-3
    • 2М-8
    • 70-К
    • В-11
    • СМ-20-ЗИФ
    • АК-230
    • АК-630
    • 6К30ГШ
    • АК-630М-2
    Береговая артиллерия
    Подвижная
    • КСМ-65
    • СМ-4-1
    • СМ-9-1
    • БР-108
    • А-222 «Берег»
    • ДП-62 «Дамба»

Утренний расстрел

Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведение такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза.На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 91 июня 1944 года под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю. Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные, орудия от гигантского дота — цели гаубиц — находились на расстоянии 1200 метров. Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём, фланговых дзотов подступы — это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать.

Как её «переобули»

При всех своих достоинствах у гаубицы Б-4 был один недостаток — скорость её перевозки по шоссе была очень мала. Поэтому ещё во время войны конструкторы начали разработку проекта нового колёсного лафета для гаубицы Б-4. Проект был выполнен в инициативном порядке в ОКБ-221 на сталинградском . С 1947 по 1954 год выполнялся ремонт всего парка гаубиц, находящихся на вооружении Советской армии. К тому времени трактор «Коммунар», применявшийся в качестве тягача, был заменён на артиллерийский тяжёлый тягач (АТ-Т), развивавший скорость до 35 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала подобной скорости и разрушалась.Технический проект нового лафета был закончен в апреле 1954 года, а в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203,4-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были направлены на испытания.Новый колёсный лафет был принят на вооружение Советской армии в 1955 году. Гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. К тому времени для гаубицы Б-4 и Б-4М был разработан снаряд с ядерным зарядом. Он весил 150 кг и мог быть выпущен в цель на дальность 18 км. Этот снаряд до сих пор находится на вооружении Российской армии.

Мобильная версия

В 1933 году появилась идея установить ствол и часть лафета гаубицы Б-4 на самоходное шасси, состоявшее из деталей танков Т-26 и Т-35. Установка оснащалась бензиновым 12-цилиндровым мотором М-17, имевшим мощность 500 л.с. Поскольку силовой агрегат размещался спереди, то удалось выделить место для перевозки боекомплекта, состоявшего из 8 выстрелов. Установка получила обозначение Су-14, и уже летом 1933 года поступила на испытания, на которых присутствовал маршал К.Е. Ворошилов.

В ходе испытаний были отмечены многочисленные дефекты ходовой части, которая испытывала перегрузки при стрельбе.

Ситуацию не исправили даже 2 кормовых сошника с гидравлически и резервным ручным приводами. Новые испытания стартовали только весной 1935 года, при этом ходовая часть вообще не оценивалась. Установка получила положительные оценки и была рекомендована к проведению войсковых испытаний. Вместе с тем была отмечена низкая устойчивость Су-14 при стрельбе под большим углом возвышения ствола гаубицы Б-4.

Следующий цикл испытаний стартовал в 1936 голу и показал раскачку установки при выстреле. На подачу нового снаряда и заряда уходило почти 6 минут, на ходу стрельба не допускалась. Но дефекты ходовой части устранены не были, поэтому Су-14 отправили на доработку на завод №185, в ходе которой была установлена 152 мм пушка Бр-2.

Аналогичная судьба постигла экземпляр Су-14-1, построенный тем же заводом №185. После пробных стрельб самоходку забраковали, а затем заменили пушку Б-4 на 152 мм гаубицу Бр-2. В результате оба прототипа в 1937 году оказались на складе длительного хранения в Москве. Позднее обе установки приняли участие в войне с финнами, а затем отражали атаки немцев в районе Кубинки. До наших дней дожил только прототип Су-14-1.

Еще одной попыткой создания мобильного орудия стала установка С-51, представлявшая собой сочетание шасси танка КВ-1с и вращающейся части гаубицы Б-4. Конструкция была создана в 1943 году под руководством В.Г. Грабина и поступила на заводские испытания. При пробных выстрелах отмечался откат установки назад, а также боковая раскачка. По этой причине точность стрельбы падала, но была признана достаточной. Дальнейшего развития проект не получил, поскольку гаубица Б-4 к тому времени серийно не выпускалась.

Богатырь на гусеницах

Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы Б-4 являлся лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности.Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.Верхний станок лафета представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нём при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего 4°. Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в нужную сторону все орудие.Подъёмный механизм имел один зубчатый сектор, прикреплённый к люльке. С его помощью орудие можно наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до 60°.Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединённый с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде (этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника).

Артиллерия, крупный калибр: 203-мм гаубица Б-4

Начать эту статью мы решили не совсем традиционно. Просто потому, что посчитали уместным рассказать об одном из малоизвестных эпизодов войны на Карельском перешейке. В силу, наверное, отсутствия более или менее переломных битв в этом районе, мы вообще мало говорим о Карельском фронте. Итак, рассказ о работе капитана Ивана Ведеменко, в будущем — Героя Советского Союза.

Капитан Ведеменко командовал батареей «Карельских скульпторов». Именно такое название ещё в период советско-финской войны получили 203-мм гаубицы особой мощности Б-4. Получили заслуженно. Эти гаубицы прекрасно «разбирали на запчасти» финские ДОТы. То, что оставалось после обстрела ДОТов тяжелыми снарядами выглядело действительно причудливо. Куски бетона с торчащей во все стороны арматурой. Так что, солдатское имя гаубицы вполне заслуженное и почетное.

Но речь пойдет о другом времени. Об июне 1944 года. Именно в это время наша армия начала наступление на Карельском перешейке. В ходе наступления штурмовая группа вышла на неприступный финский ДОТ «Миллионер». Неприступный в буквальном смысле этого слова. Толщина стен ДОТа была такая, что уничтожить его даже авиационными тяжелыми бомбами было не реально — 2 метра железобетона!

Стены ДОТа уходили в землю на 3 этажа. Верх ДОТа, кроме железобетона, защищал бронированный купол. Фланги прикрывали ДОТы поменьше. Строился ДОТ как главный узел обороны района.

На помощь штурмовой группе Николая Богаева (командир группы) пришла батарея капитана Ведеменко. Две гаубицы Б-4 расположили в 12 км от ДОТа на закрытых позициях.

Командиры расположили свой НП на небольшом расстоянии от ДОТа. Практически на минном поле (ДОТ был обнесен несколькими рядами минных полей и проволочных заграждений). Наступило утро. Комбат Ведеменко начал пристрелку.

Первым снарядом сорвало обваловку ДОТа, обнажив бетонную стену. Второй снаряд отрикошетил от стены. Третий попал в угол ДОТа. Этого оказалось достаточно для того, чтобы комбат сделал необходимые поправки и начал обстрел сооружения. Кстати, стоит отметить одно обстоятельство.

Близость НП не только дала возможность корректировки каждого выстрела командиру батареи, но и обеспечила «незабываемые впечатления» для всех, кто был на НП. Снаряды весом в 100 кг, с соответствующим ревом, летели к ДОТу на небольшой высоте над нашими командирами и солдатами.

Скажем так, участники событий могли понять на своем опыте, что такое есть «непосредственная поддержка тяжелой артиллерии».

Пробить стену удалось только примерно на 30-м снаряде. В бинокль стали видны прутья арматуры. Всего же было использовано 140 снарядов, из которых 136 попали в цель. «Карельские скульпторы» создали свое очередное произведение, а «Миллионер» фактически превратился в памятник архитектуры.

А теперь переходим непосредственно к «архитекторам» и «скульпторам», гаубицам особой мощности В-4.

Рассказ об этих уникальных орудиях следует начать издалека. В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете, которым руководил бывший генерал-лейтенант царской армии Роберт Августович Дурляхер, он же Ростислав Августович Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Франца Францевича Линдера. Об этом человеке мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей.

В соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть, КБ Линдера 11 декабря 1926 года получило задание в 46-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости. Естественно, проект возглавил руководитель КБ.

Однако, 14 сентября 1927 года Ф. Ф. Линдер скончался. Проект передали на (ранее Обуховский завод). Руководить проектом было поручено А. Г. Гаврилову.

Проектирование гаубицы было закончено 16 января 1928 года. Причем, конструкторы представили сразу два проекта. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Отличие заключалось в наличии дульного тормоза. При обсуждении вариантов, предпочтение было отдано гаубице без дульного тормоза.

Причиной такого выбора, как и при выборе других орудий большой мощности, стал демаскирующий фактор. Дульный тормоз создавал столб пыли, видимый за километры. Противник мог легко обнаружить батарею с помощью авиации и даже визуальным наблюдением.

Первый опытный образец гаубицы Б-4 был изготовлен в начале 1931 года. Именно это орудие использовалось на НИАПе в июле-августе 1931 года при проведении стрельб с целью подбора зарядов к Б-4.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года». Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.

Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

Верхний станок лафета гаубицы Б-4 представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нем при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего ±4°.

Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в соответствующую сторону все орудие. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. прикрепленный к люльке. С его помощью орудие можно было наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.

Система противооткатных устройств включала гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Все противооткатные устройства при накате оставались неподвижными. Устойчивость орудия при стрельбе обеспечивалась также сошником, закрепленным на хоботовой части нижнего станка. В лобовой части нижнего станка были закреплены литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось. На конус боевой оси надевались гусеницы.

Гаубицы Б-4 имели стволы двух типов: скрепленные без лейнера и с лейнером, а также стволы-моноблоки с лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Вне зависимости от типа ствола длина его составляла 25 калибров, длина нарезной части — 19,6 калибров. В канале ствола были выполнены 64 нареза постоянной крутизны. Затвор был поршневым, использовались как двухтактные, так и трехтактные затворы. Масса ствола с затвором составляла 5200 кг.

Гаубица могла стрелять различными фугасными и бетонобойными снарядами, включая снаряды, поставлявшиеся из Великобритании в Россию в годы Первой мировой войны. Предусматривалось использование полного и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а 11-го — 3,24 кг.

При стрельбе полным зарядом снаряды Ф-625Д, Г-620 и Г-620Ш имели начальную скорость 607 м/с и обеспечивали поражение целей, удаленных на расстояние до 17 890 м. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) и переменным зарядам, дающим 12 разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Заряжание производилось с помощью крана с ручным приводом. Темп стрельбы составлял 1 выстрел в 2 минуты.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.)

Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч. При этом, гусеничный ход давал возможность увеличения проходимости орудий по бездорожью. Достаточно тяжелые орудия без труда преодолевали даже заболоченные участки местности.

Кстати, удачная конструкция лафета была использована и для других артиллерийских систем. В частности, для промежуточных образцов 152-мм орудия Бр-19 и для 280-мм мортиры Бр-5.

Естественно, возникает вопрос о различиях в конструкции гаубиц. Почему и как они появились? Разница в конструкции конкретных орудий была очевидной. При этом, это были гаубицы Б-4.

Причин, по нашему мнению, было две. Первая и основная — малые производственные мощности советских заводов, отсутствие возможности реализации проектов. Проще говоря, оснащение заводов не позволяло выпускать требуемую продукцию. И вторая причина — наличие непосредственно на производстве целой плеяды выдающихся конструкторов, которые могли адаптировать проекты под возможности конкретного завода.

В случае с Б-4 произошло именно так. Серийное производство гаубиц начали на в 1932 году. Параллельно была поставлена задача начать производство и . Оба завода не могли выпускать серийно гаубицы согласно проекта. Местные конструктора дорабатывали проекты под возможности производства.

«Большевик» предъявил к сдаче первую серийную гаубицу в 1933 году. Но сдать её госкомиссии не смог до конца года. «Баррикады» в первой половине 1934 года выпустили две гаубицы. Дальше завод из последних сил смог выпустить ещё 15 орудий (1934 год). Производство было остановлено. Единственным .

Конструкторы «Большевика» доработали гаубицу. Новая версия получила более удлиненный ствол с улучшенной баллистикой. Новое орудие получило новый индекс-Б-4 БМ (большой мощности). Орудия, выпущенные до модернизации стали называть-Б-4 ММ (малой мощности). Разница между БМ и ММ была в 3 калибра (609 мм).

Если внимательно рассматривать Б-4 двух этих заводов, то создается устойчивое впечатление, что это два разных орудия. Возможно, наше мнение спорно, но на вооружение Красной армии под одним обозначением поступали разные гаубицы. Впрочем, для солдат и офицеров артиллерийских частей это было не особо важно. Орудия были одинаковы по большинству показателей.

Но и «Большевик» не мог похвастаться успехами в производстве Б-4. В 1937 году на «Баррикадах» вновь начали собирать гаубицы. Более того, к производству привлекли ещё один завод — Новокраматорский. Таким образом, к началу Великой отечественной войны производство гаубиц было развернуто на трех заводах. А общее количество орудий, которые поступили в артиллерийские подразделения составило 849 штук (обеих модификаций).

Боевое крещение гаубицы Б-4 получили на советско-финском фронте в ходе Зимней войны с Финляндией. На 1 марта 1940 года там имелось 142 гаубицы Б-4. В начале статьи мы упомянули о солдатском названии данного орудия. «Карельский скульптор». Потеряно или выведено из строя за эту войну было 4 гаубицы. Показатель более чем достойный.

Гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло 2 гаубицы. Одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы, 112 тракторов, 242 автомобиля. 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4. То есть всего по штату 792 гаубицы.

Великую Отечественную Б-4 начали фактически только в 1942 году. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в 1941 году мы потеряли 75 гаубиц. Из тех, что не смогли отправить в восточные районы.

В начале войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так, в г. Дубно был захвачен немцами 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203-мм гаубиц Б-4. Трофейные гаубицы получили германское обозначение 20,3 см HaubiUe 503 (г). Они состояли на вооружении нескольких тяжелых артиллерийских дивизионов РКГ Вермахта.

Большинство орудий в ходе войны были уничтожены, но по данным немецких источников, даже в 1944 году на восточном фронте работало ещё 8 этих орудий.

Потери гаубиц Б-4 в 1941 году удалось возместить увеличением производства. Заводы произвели 105 орудий! Однако, поставка их на фронт была приостановлена ввиду невозможности использования в период отступления. РККА копила силы.

К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и 4 отдельных полках артиллерии большой мощности РВГК имелось 760 203-мм гаубиц образца 1932 года.

ТТХ тяжелой 203-мм гаубицы образца 1931 года Б-4: Калибр – 203 мм; Длина общая – 5087 мм; Масса – 17700 кг (в боеготовом положении);

Угол вертикального наведения – от 0° до +60°; Угол горизонтального наведения – 8°; Начальная скорость снаряда – 557(607) м/с; Максимальная дальность стрельбы – 18025 м;

Масса снаряда – 100 кг.; Боекомплект- 8 выстрелов; Расчет — 15 человек.


Лотки на лафете для снарядов

В канун празднования 75-летия нашей победы на Курской дуге, хочется рассказать ещё один боевой эпизод из боевой биографии легендарной гаубицы. В районе станции Поныри разведчики обнаружили немецкую самоходку «Фердинанд». Командиром было принято решение уничтожить немца собственной артиллерией.

Однако мощности орудий не хватало для гарантированного уничтожения даже в случае попадания. На помощь пришла Б-4. Хорошо подготовленный расчет гаубицы мастерски навел орудие и одним выстрелом, фактически попаданием снаряда в рубку «Фердинанда», разнес машину противника в клочья.

Кстати, этот бой считается одним из самых оригинальных способов применения гаубиц на войне до сих пор. На войне много оригинального случается. Главное эффективность такой оригинальности. 100 килограммов оригинальности на голову немецких самоходчиков…

И ещё один эпизод. Из битвы за Берлин. Б-4 участвовали в уличных боях! Наверное, самые эпичные кадры взятия Берлина сняты с их участием. 38 орудий на берлинских улицах!

Одно из орудий было установлено в 100 метрах от противника на перекрестке Линден-штрассе и Риттер-штрассе. Пехота не могла продвигаться вперед. Немцы подготовили к обороне дом. Пушки не могли уничтожить пулеметные гнезда и огневые позиции артиллерии. Наши потери были большими. Нужно было рисковать. Рисковать артиллеристам.

Расчет Б-4, фактически прямой наводкой, 6-ю выстрелами уничтожил дом. Соответственно, вместе с гарнизоном немцев. Доворачивая орудие, командир батареи попутно уничтожил ещё три подготовленных к обороне каменных здания. Обеспечив тем самым возможность продвижения пехоте.

Кстати, интересный факт, о котором мы когда-то писали. В Берлине нашлось только одно здание, которое устояло под ударами Б-4. Это знаменитая башня ПВО в районе зоопарка Flakturm am Zoo. Наши гаубицы смогли разрушить лишь угол башни. Гарнизон оборонялся фактически до объявления капитуляции.

После окончания войны гаубица была снята с вооружения. Увы, преимущество гусеничного хода сыграло плохую службу в мирное время.

Но это не конец истории. Всего лишь эпизод. Орудие вновь приняли на вооружение! Но теперь конструкторам была поставлена задача на его модернизацию. Нужно было увеличить скорость транспортировки орудия.

В 1954 году на такая модернизация была проведена. Гаубица Б-4 стала колесной. Колесный ход значительно повысил скорость буксировки орудия, общую маневренность, сократил время перевода из походного положения в боевое за счет ликвидации раздельной транспортировки лафета и ствола. Орудие получило новое название-Б-4М.

Серийного производства этого орудия не велось. Фактически, проводилась модернизация уже имеющихся гаубиц. Точного количества таких орудий нам узнать не удалось.

Но тот факт, что в 1964 году именно для Б-4 был создан ядерный боеприпас, говорит о многом. Как бы там ни было, Б-4 стояли на вооружении до начала 80-х годов. Почти полвека службы!

Согласитесь, это показатель ценности орудия. Орудия, которое законно занимает свое место в ряду лучших образцов артиллерийской инженерной и конструкторской мысли.

Источник

«Карельские скульпторы»

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые продемонстрировала свою мощь во время советско-финской войны 1939-1940 годов. Тогда Красной армии пришлось преодолевать сильно укреплённые позиции финнов на Карельском перешейке. В нарушение всех уставов и наставлений гаубицы выдвигались на прямую наводку и почти в упор расстреливали финские укрепления.Разрывы стокилограммовых снарядов на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки, шла носом кровь. Многие не выдерживали страха и паники и сходили с ума. Финны прозвали гаубицы Б-4 «Сталинскими кувалдами» и боялись их как огня.

Гаубица Б-4 образца 1931 года:

1 — Колёсные приспособлениядля перевозки гаубицы.2 — Снаряд 203-мм.3 — Станина.4 — Ведущая звёздочка.5 — Казённик.6 — Ленивец.7 — Площадка для тормозных (номеров расчёта, управляющими на марше тормозами тележек).8 — Противооткатное устройство.9 — Ствол гаубицы.10 — Лебёдка стросом.11 — Тележка с катками.

Случалось, что, узнав о том, что к их участку обороны русские подвезли эти страшные пушки, гарнизоны дотов в панике покидали их.Иногда даже мощные 203-миллиметровые снаряды не могли пробить толстый железобетон финских укреплений, но от сотрясения, вызванного разрывом мощного снаряда, купола и стенки дотов шли трещинами. А после десятка-другого прямых попаданий вместо финского укрепления над землёй возвышалась причудливая композиция из обломков бетона и переплетений стальной арматуры. Такие фигуры красноармейцы называли «карельскими монументами», а артиллеристов, обслуживающих гаубицы Б-4, «карельскими скульпторами».После начала Великой Отечественной войны артиллерийские полки, вооружённые 203-мм гаубицами, были спешно отведены в тыл и вступили в боевые действия лишь в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной армии.203-мм гаубица образца 1931 года оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей, и в уличных боях в больших городах. С её помощью были разбиты неприступные форты в Кёнигсберге, Познани, Бреслау. Артиллеристы, вспомнив опыт использования этих орудий во время советско-финской войны, во время штурма Берлина весной 1945 года выкатывали гаубицы Б-4 на прямую наводку и разбивали её тяжёлыми снарядами долговременные укрепления столицы Третьего рейха.В ходе ожесточённых боёв 1941 года несколько гаубиц Б-4 были захвачены немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(г). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.(г), выстрелы к которым комплектовались из захваченных советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Помимо Восточного фронта, трофейные советские гаубицы применялись немцами на Западном фронте и в Италии.

Характеристики и свойства боеприпасов

  • Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а одного переменного — 3,24 кг.
  • Номенклатура боеприпасов: Фугасный снаряд Ф-625Д
  • Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
  • Бетонобойный снаряд Г-620
  • Бетонобойный снаряд Г-620Т
  • Снаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
  • Дульная скорость снаряда, м/с:
      Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
  • Бетонобойного: 607
  • Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
  • Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146
  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]