Полевая гаубица
Гаубица Д-1 | |
Д-1 в Музее Великой Отечественной войны, Киев | |
Тип | Полевая гаубица |
Место происхождения | Советский союз |
История обслуживания | |
В сервисе | 1943-настоящее время |
Использован | Страны бывшего Варшавского договора и бывшего Советского Союза |
Войны | Вторая мировая война арабо-израильская война Вьетнамская война |
История производства | |
Дизайнер | Ф. Ф. Петров |
Разработано | 1943 г. |
Производитель | Завод № 9 |
Произведено | 1943-1949 |
Нет построено | 2 827 |
Варианты | Д-15, обр. 1943 г. / 85 г. |
Характеристики | |
Масса | 3600 кг (7937 фунтов) |
Длина | 6,7 м (22 футов) |
Длина ствола | Диаметр цилиндра: 3,527 м (11 футов 7 дюймов), л / 23 |
Ширина | 1,9 м (6 футов 3 дюйма) [1] |
Высота | 1,8 м (5 футов 11 дюймов) [1] |
Экипаж | 8 |
Оболочка | Раздельное заряжание заряда и снаряда [1] ОФ; 40 кг (88,2 фунта) |
Калибр | 152,4 мм (6 дюймов) |
Казенная часть | Прерванный винт |
Отдача | Гидропневматический |
Перевозка | Разделенная тропа |
Высота | От -3 ° до 63,5 ° |
Траверс | ± 17,5 ° |
Скорострельность | 3-4 выстр / мин |
Начальная скорость | 508 м / с (1666 фут / с) |
Максимальная дальность стрельбы | 12,4 км (7,70 миль) |
D-1 гаубица M1943
( русская : 152-мм gaubitsa обр 1943 г (D-1).. ) Является советской Второй мировой войной -era 152.4 мм гаубицы . Орудие разработано ОКБ Ф.Ф. Петрова в 1942 и 1943 годах на базе лафета 122-мм гаубицы М1938 (М-30) и ствола 152-мм гаубицы М1938 (М-10) . Мощный и мобильный Д-1 с широким спектром боеприпасов значительно увеличил огневую мощь и прорывные способности Красной Армии.танковые и мотострелковые соединения. До конца Второй мировой войны было изготовлено несколько сотен D-1.
После Второй мировой войны D-1 участвовал в многочисленных конфликтах с середины до конца 20 века. Многолетняя история эксплуатации гаубиц Д-1 в национальных армиях многих стран свидетельствует об их качествах; Оружие до сих пор остается на вооружении ряда постсоветских государств и некоторых других стран. Д-1 считается ценным элементом советской артиллерии. [2] [3]
Разработка и производство [ править ]
Фон [ править ]
В 1941 году Советский Союз принял решение о прекращении производства 152-мм гаубицы М1938 (М-10) . Одна из причин — расформирование стрелкового корпуса в период с августа по сентябрь 1941 г. и последующее удаление артиллерии корпуса. Более того, все 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной артиллерии. В результате в 1942 году серийное производство 152-мм гаубиц прекратилось.
Однако в конце 1942 года стрелковый корпус был восстановлен, и была восстановлена прежняя организация артиллерии на уровне корпуса. В результате прекращения производства 152-мм гаубиц артиллерии корпуса Красной Армии не хватало оружия, более мобильного, чем тяжелая 152-мм гаубица M1937 (МЛ-20) (обычно используется армейскими артиллерийскими войсками и резервом Главного командования. ед.), но мощнее 122-мм гаубицы М1938 (М-30) .
Ответ на вызов [ править ]
В 1942 году, пытаясь решить проблему отсутствия подходящей мобильной 152-мм гаубицы, КБ под руководством Ф.Ф. Петрова в частном порядке приступило к разработке новой гаубицы на базе лафета М-30 и ствола М-30. 10 (оснащенный дульным тормозом для уменьшения отдачи и предотвращения повреждения лафета). Такой подход позволил начать производство новой гаубицы практически сразу из запаса деталей к обоим более ранним орудиям. Учитывая военную обстановку и нехватку артиллерии, это решение было элегантным и целесообразным.
В начале 1943 года Петров известил наркома вооружений Дмитрия Устинова о новом проекте. 13 апреля Устинов сообщил Петрову, что Государственный комитет обороны запросил пять новых орудий для отправки на полигоны 1 мая. 5 мая на пробу поступили две работы; Спустя два дня, 7 мая, орудие было рекомендовано к принятию на вооружение, а 8 августа 1943 года оно было официально принято на вооружение как 152-мм гаубица M1943
. Спустя полтора месяца первые серийные гаубицы Д-1 были доставлены представителям Красной Армии. [2] [3]
Производство [ править ]
Д-1 производился исключительно на заводе № 9 (УЗТМ) в Свердловске с конца 1943 по 1949 год. Во время Великой Отечественной войны гаубицы выпускались небольшими партиями, поскольку завод № 9 также отвечал за серийное производство танков. 122-мм гаубица М-30. Это привело к острой нехватке 152-мм гаубиц в артиллерийском корпусе Красной Армии до конца войны. [3]
Производство Д-1, шт. [3]
Год | 1943 г. | 1944 г. | 1945 г. | 1946 г. | 1947 г. | 1948 г. | 1949 г. | Общее |
Количество произведенных | 84 | 258 | 715 | 1,050 | 240 | 240 | 240 | 2 827 |
История создания
После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок. Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.
Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.
Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».
Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.
Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.
ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20. Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.
Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».
Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20.
В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.
В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.
В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.
Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.
Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.
Описание [ править ]
Состав гаубицы Д-1: 1 — разрезные гусеницы 2 — отбойник 3 — щиток 4 — противооткатные устройства (буфер и рекуператор) 5 — ствол 6 — дульный тормоз 7 — колеса 8 — подвеска Детали 1, 7 и 8 относятся к лафету; 2, 4, 5 и 6 составляют группу стволов
Гаубица Д-1 по сути представляла собой комбинацию ствола 152-мм гаубицы образца 1938 г. (М-10) на лафете 122-мм гаубицы М1938 (М-30) . Поскольку новый лафет был легче, чем у М-10, на стволе был установлен массивный дульный тормоз с двумя перегородками ДТ-3 для смягчения толчков отдачи. Блок казенной был прерванный винтового типа, система отдачи состояла из гидравлического буфера и гидропневматической рекуператор. Отдельно заряжаемый боеприпас включал в себя множество снарядов и восемь различных метательных зарядов в патронах.
Лафет был практически идентичен лафету М-30. Он имел подвеску и стальные колеса с пневматическими резиновыми шинами. Первоначально трассы имели клепаную конструкцию, но со временем в производстве были заменены на сварные. Детали позднего производства были оснащены роликами для облегчения работы с людьми. Время на подготовку к бою составляло около двух минут. В аварийной ситуации можно было вести огонь без расщепления следов; однако это было ценой резко уменьшенного поворота (1 ° 30 ‘). Поскольку орудие не было оснащено передком , буксировать его можно было только автотранспортом. Максимальная скорость буксировки составляла 40 км / ч по дорогам с твердым покрытием, 30 км / ч по мощеным.дороги и 10 км / ч по бездорожью. Для защиты экипажа от пуль и осколков снарядов орудие снабдили щитом. [2] [3] [4]
- Противооткатные устройства
- Дульный тормоз
- Подвеска вагона
- Подвеска вагона
- Правая сторона казенной части
- Левая часть затвора с панорамным прицелом
- Следы кареты
- Оружейный щит
Сравнение с современными гаубицами [ править ]
С технико-тактической точки зрения проект Д-1 снабдил корпусную артиллерию Красной Армии (РККА) современной 152-мм гаубицей, сочетающей в себе хорошую подвижность и огневую мощь. По сравнению с типичной современной гаубицей аналогичного калибра, Д-1 имел меньшую дальность действия, но был намного легче. Например, немецкий 15 cm sFH 18 имел дальность 13 325 метров — примерно на один километр больше, чем у D-1 — но также весил почти на две тонны больше (5510 килограммов в походном положении). То же самое можно сказать о американской 155-мм гаубице M1 (14 600 метров, 5800 килограммов) или 149-мм гаубице производства итальянской Ansaldo.(14 250 метров, 5 500 килограммов). Немецкая гаубица с характеристиками, аналогичными характеристикам Д-1 — 15 cm sFH 36 — в серийное производство не дошла. По сравнению с более старыми экземплярами, такими как французский Schneider модели 1917 года (11 200 метров, 4300 кг), D-1 имел преимущество как в весе, так и в дальности полета.
Описание конструкции
САУ 2С3 «Акация» имеет классическую башенную схему с расположением двигателя в передней части машины. Корпус и башня самоходки выполнены из катаной броневой стали, она держит бронебойную пулю на расстоянии 300 метров, а также защищает экипаж от осколков мин и снарядов. Лобовая броня башни и корпуса имеет толщину 30 мм, а толщина брони боковых частей составляет 15 мм.
Корпус установки делится на несколько отсеков: управления, силовой и боевое отделение. Отсек управления расположен в передней части корпуса с левой стороны. В нем находится место водителя, приборы и органы управления. Справа в передней части размещается силовое отделение, в котором расположен двигатель, трансмиссия, а также системы смазки, охлаждения, запуска и подачи топлива.
Центральную и кормовую часть машины занимает боевое отделение, на его крыше установлена сварная башня со 152-мм орудием. В боевом отделении расположены места трех членов экипажа: командира машины, наводчика и заряжающего. Сиденья командира и наводчика находятся слева от орудия, а заряжающего – справа от него. Место командира установки оборудовано поворотной башенкой, которая установлена на крыше башни. Также на крыше башни находится люк командира и люк заряжающего. Над командирским люком установлен 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным целям. Боеукладка расположена в кормовой части боевого отсека.
САУ 2С3 «Акация» вооружена 152-мм гаубицей 2А33, которая практически полностью повторяет буксируемую гаубицу Д-20. Она состоит из ствола, затвора, муфты, противооткатного устройства, дульного тормоза, люльки и подъемного механизма. Ствол 2А33 – это труба, соединенная муфтой с казенником, на дульном срезе ствола находится дульный тормоз. Затвор орудия – вертикально-клиновой, выстрел можно производить как вручную, так и с помощью электроспуска. Цилиндры противооткатного устройства после выстрела откатываются вместе со стволом.
Заряжание орудия – раздельно-гильзовое: сначала в канал ствола досылается снаряд, а затем гильза с порохом. Аналогичным образом устроены большинство артиллерийских систем калибра 152 мм.
Для облегчения работы заряжающего орудие оборудовано электромеханическим досылателем снаряда и заряда, а также лотком для улавливания стреляной гильзы. Противооткатные устройства орудия – это гидравлический тормоз отката, закрепленный в казеннике и пневматический накатник, заполненный азотом.
Подъемный механизм обеспечивает наведение орудия по вертикали в диапазоне от −4 до +60°.
Возимый боекомплект САУ «Акация» составляет 40 выстрелов (для модификации 2С3), на более поздних модификациях установки количество выстрелов увеличено.
САУ «Акация» может вести огонь разными типами боеприпасов. В основной боекомплект САУ входят осколочно-фугасные снаряды (дальность стрельбы более 17 км), снаряды с улучшенной аэродинамической формой, дальность стрельбы которых составляет 17,4 км, есть возможность использовать управляемые снаряды типа «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме этого, САУ может вести огонь химическими, осветительными, шрапнельными и кассетными боеприпасами. Для борьбы с бронетехникой противника применяются кумулятивные и бронебойные снаряды.
САУ 2С3 «Акация» может использовать боеприпас с ядерной боевой частью мощностью 1 кТ, дальность стрельбы при этом составляет 17,4 км.
Кроме орудия, САУ «Акация» вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Место наводчика орудия оборудовано двумя прицелами: панорамой для стрельбы с закрытых позиций и прицелом ОП5-38 для стрельбы прямой наводкой. В командирской башенке установлен прицел ТКН-3А, а место водителя оборудовано призматическими приборами наблюдения и прибором ночного видения.
САУ «Акация» оснащена радиостанцией Р-123, которая обеспечивает связь на расстоянии 28 км.
На САУ установлен V-образный дизель В-59У с двенадцатью цилиндрами, его мощность 520 л. с. Кроме солярки, он может использовать керосин.
Ходовая часть САУ «Акация» — это модифицированное шасси ПУ ЗРК «Круг», в ее состав входят шесть пар опорных катков, четыре пары поддерживающих катков, направляющие колеса расположены в задней части машины, а ведущие – в передней. Подвеска самоходки – индивидуальная торсионная.
Организация и занятость [ править ]
Д-1 использовался корпусной артиллерией и резервом главных командных частей. В 1944 году в стрелковых корпусах Красной Армии было по одному артиллерийскому полку . Эти полки состояли из пяти батарей (всего 20 орудий), оснащенных Д-1 вместе с различными другими 152-мм гаубицами, 122-мм пушкой M1931 / 37 (А-19) , 152-мм гаубицей M1937 (МЛ-20) или 107-мм пушка обр. 1910/30 . В резерв Главного командования входили гаубичные полки (48 шт.) И тяжелые гаубичные бригады (32 шт.). Их можно было объединить в артиллерийские дивизии . [3]
Красная Армия использовала гаубицы Д-1 с 1944 года, на заключительных этапах Второй мировой войны. D-1 использовался в основном против личного состава, укреплений и ключевых сооружений в тылу врага. Противобетонный снаряд Г-530 также иногда с хорошими результатами применялся против бронетехники. За время службы пистолет заработал репутацию надежного и точного. [2] D-1 был окончательно выведен из эксплуатации в середине семидесятых годов.
После войны пистолет поставлялся во многие страны мира, включая бывших союзников по Варшавскому договору , например, Польшу. По состоянию на начало 2000-х годов он остается на вооружении в Афганистане , Албании , Китае, Кубе , Венгрии, Ираке , Мозамбике , Сирии , Вьетнаме и других странах. Пистолет использовался в арабо-израильском конфликте, а также в некоторых конфликтах в бывших республиках Советского Союза . [3] Долгая история эксплуатации гаубиц Д-1 в национальных армиях многих стран является дополнительным свидетельством их качеств.
D-1 использовался в апреле 2016 года в боях между Армией обороны Нагорного Карабаха и азербайджанскими войсками. Его использовали Силы обороны НКР. [ необходима цитата
]
Уцелевшие гаубицы Д-1 можно увидеть в различных военных музеях и мемориалах, например, в Музее артиллерии и инженерных войск, Санкт-Петербург , Россия; в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе, Севастополь ; в Музее Великой Отечественной войны, Киев , Украина ; в Познанской цитадели, Польша и в Полоцке , Беларусь , как памятный памятник.
- Д-1 в Полоцке.
- D-1 в Познанской цитадели.
- Д-1 в Музее артиллерии, Санкт-Петербург.
- Д-1 в музее на Сапун-горе, Севастополь
На вооружении
- Армения — 2 Д-1, по состоянию на 2017 год
- Киргизия — 16 Д-1, по состоянию на 2017 год
- Китай — некоторое количество Тип-54 (Д-1), по состоянию на 2017 год. на вооружении значительное количество (2106 единиц вместе с Д-20) орудий Тип-54 (копия Д-1), по состоянию на 2016 год
- Куба — некоторое количество Д-1, по состоянию на 2017 год
- Мозамбик — 12 Д-1, по состоянию на 2017 год
- Руанда — 29 Тип-54 (Д-1) в неисправном, по состоянии на 2017 год
- Туркмения — 17 Д-1, по состоянию на 2017 год
Варианты [ править ]
Помимо буксируемой гаубицы, команда Петрова разработала и автомобильный вариант Д-1. Наступательные действия Красной Армии летом и осенью 1943 г. вновь пробудили интерес к идее тяжелого «артиллерийского» танка, подобного КВ-2 , который мог бы оказывать непосредственную огневую поддержку стрелковым и танковым частям и разрушать тяжелые укрепления. Вероятными причинами создания такой машины были прекращение серийного производства среднего штурмового орудия СУ-122 и перенаправление тяжелых штурмовых орудий СУ-152 на противотанковые действия. Танковый вариант Д-1 изначально предназначался для установки в вариант КВ-1.тяжелый танк. В нем использовалась установка 85-мм Д-5, что привело к неофициальному названию Д-1-5 и, в конечном итоге, к официальному обозначению Д-15
. Был построен только один экземпляр. Информации о том, что орудие устанавливается на танк КВ, нет. К октябрю 1943 года советские власти ожидали начала серийного производства мощного тяжелого танка ИС-2 ; в результате от идеи создания специализированного артиллерийского танка на базе устаревшего шасси КВ отказались. [5]
Рассматривался и другой проект, сочетающий шасси танка Т-34 с пушкой Д-15. Среднее
штурмовое орудие, получившее обозначение
СУ-Д15
, предназначалось для замены СУ-122 . Хотя проект получил большую поддержку со стороны властей, он так и не был запущен в производство, как из-за своих недостатков (тяжелое орудие слишком сильно нагружало подвеску, а размещение боеприпасов было слишком ограниченным), так и из-за того, что оно было заменено ИСУ-152. . Однако извлеченные уроки из установки мощной пушки на Т-34 позволили быстро разработать истребитель танков СУ-100 . [6]
Проекты САУ, вооружённых гаубицей Д-1[править]
Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким. Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины. Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.
Боеприпасы [ править ]
1 — осколочно- фугасный снаряд ОФ-530, 2 — осколочный снаряд О-530, 3 — кумулятивный (противобетонный) снаряд Г-530.
D-1 имел большое количество разнообразных боеприпасов, включая осколочно-фугасные , бронебойные , кумулятивные , осколочные , осветительные и химические .
В D-1 использовались боеприпасы раздельного заряжания с восемью различными зарядами. Заряды включали «полный заряд» Ж-536 и более мелкие заряды от «первого» до «шестого», который был наименьшим. А «специальный заряд» был использован с BP-540 HEAT снарядом. Метательные заряды производились в «полном» и «третьем» вариантах на заводах по производству боеприпасов. Все остальные заряды были получены от них путем снятия с зарядного патрона небольших мешочков с порохом. Для тушения пламени была специальная химическая смесь, которую нужно было вставить в патрон перед ночным выстрелом. [4] 152-мм снаряды для Д-1 весили около 40 кг; тяжелая работа для заряжающих, которым приходилось нести снаряды в одиночку.
В режиме осколения снаряд OF-530 производил осколки, которые покрывали территорию шириной 70 метров и глубиной 30 метров. В режиме осколочно-фугасного действия от разорвавшегося снаряда образовалась воронка диаметром примерно 3,5 метра и глубиной примерно 1,2 метра. [2] Несмотря на то, что D-1 был снят с вооружения в середине 1970-х годов, OF-530 все еще стреляет из современных 152-мм артиллерийских орудий российской армии.
Противобетонный снаряд G-530 HEAC имел при выстреле «первым» зарядом начальную скорость 457 м / с. На расстоянии в один километр он имел конечную скорость 358 м / с и был способен пробить до 80 сантиметров железобетона, прежде чем взорвать заряд тротила, который увеличил общее проникновение до 114 сантиметров. G-530 нельзя было стрелять с «полным» зарядом, не создавая для экипажа риска взрыва снаряда в стволе. Специальная версия снаряда, Г-530Ш, была разработана для использования с полным зарядом. [4]
Снаряд BP-540 HEAT не использовался во время Второй мировой войны. Он имел бронепробиваемость 250 миллиметров при угле падения 90 °, 220 миллиметров при 60 °, 120 миллиметров при 30 °. [4]
В конце 1950-х старые запасы боеприпасов для Д-1 были изъяты из советского инвентаря. Единственными сохранившимися снарядами были ОФ-530, О-530, Г-530 / Г-530Ш и, возможно, химические снаряды. Советская Армия также располагала ядерным снарядом калибра 152 мм , но неясно, можно ли использовать этот снаряд с Д-1. [7]
Доступные боеприпасы [3] | |||||
Тип | Модель | Вес (кг | Масса ОН, кг | Начальная скорость пули, м / с | Дальность, м |
Бронебойные снаряды | |||||
Военно-морской полуавтомат | модель 1915/28 | 51,07 | 3,2 | ||
НАГРЕВАТЬ | БП-540 | 27,44 | 560 | 3 000 | |
Антибетонные оболочки | |||||
Антибетонная оболочка | Г-530 / Г-530Ш | 40,0 | 5.1 | 508 | 12 400 |
Фугасные и осколочные снаряды | |||||
HE-Fragmentation, сталь | OF-530 | 40,0 | 5,47-6,86 | 508 | 12 400 |
HE-фрагментация, стальное железо | OF-530A | 40,0 | 5,66 | 508 | 12 400 |
ОН, старый | F-533 | 40,41 | 8.0 | ||
ОН, старый | Ф-533К | 40,68 | 7.3 | ||
ОН, старый | F-533N | 41,0 | 7.3 | ||
ОН, старый | F-533U | 40,8 | 8,8 | ||
ОН, стальное железо, старофранцузский | F-534F | 41,1 | 3.9 | ||
ОН за 15 | F-521 | 41,7 | 7,7 | ||
HE, британский, для 152-мм гаубицы Vickers | F-531 | 44,91 | 5,7 | ||
Снаряды шрапнели | |||||
Шрапнель с 45 сек. трубка | Ш-501 | 41,16–41,83 | 0,5 (680-690 патронов) | ||
Шрапнель с трубкой Т-6 | Ш-501Т | 41,16 | 0,5 (680-690 патронов) | ||
Осветительные снаряды | |||||
Освещение, 40 сек. | S 1 | 40,2 | |||
Химические снаряды | |||||
Химический гаубичный снаряд | HS-530 | 38,8 | |||
Химический гаубичный снаряд | HN-530 | 39,1 | |||
Химическая (послевоенная) | ZHZ |
Тактике-технические характеристики пушки Д-20
— Конструктор: ОКБ-9- Разработан: 1947- Производитель: , Мотовилихинские заводы- Варианты: 52-П-546, 52-П-546М, М-390
Экипаж (расчёт): 8 человек
Калибр: 152 мм
Вес пушки Д-20
— Полный боевой вес, кг: 5650
Габаритные размеры пушки Д-20
— Клиренс, мм: 380- Длина, мм: 8690- Длина ствола, мм: 5195 (34 клб)- Ширина, мм: 2317- Высота, мм: 1925..2520
— Затвор: Вертикальный полуавтоматический клиновой затвор- Противооткатное устройство: гидравлический буфер и гидропневматический рекуператор- Лафет: с раздвижными станинами
— Угол возвышения: от −5° до 45°- Угол поворота: 58°
Скорострельность пушки Д-20
— 5-6 (пиковая) выстрелов/мин
Начальная скорость снаряда, м/с: ОФС: 511..655, БС: 600, БКС: 680
Дальность стрельбы пушки Д-20
— Прицельная дальность, м: 17410- Максимальная дальность, м: 24000 (АРС)
— Прицел: ПГ-1М и ОП-4М
— Скорость возки по шоссе, км/ч: до 60
Заметки [ править ]
- ^ a b c Фосс, Кристофер (1977). Карманная книга Джейн о буксируемой артиллерии
. Нью-Йорк: Кольер. п. 115. ISBN 0020806000. OCLC 911907988 . - ^ a b c d e Шуньков В. Н. — Оружие Красной Армии
- ^ a b c d e f g h Широкорад А.Б. — Энциклопедия советской артиллерии
- ^ a b c d Баллистические таблицы для 152-мм гаубицы обр. 1943 г.
- ↑
Коломиец М.В. — К.В. Танк прорыва «Клим Ворошилов» - ↑
Желтов И.Г., Павлов И.В., Павлов М.В., Солянкин А.Г. — Советские средние САУ 1941-1945 гг. - Широкорад А.Б. — Ядерный баран 20-го века
Опытные образцы на базе Д-1[править]
За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 была предпринята попытка разработать её танковый вариант. Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в середине 1943 года и большая надобность в мобильных средствах по борьбе с вражескими укреплениями неожиданно реанимировали концепцию «артиллерийского» тяжёлого танка КВ с мощной гаубицей вместо штатной 76-мм пушки — фактически возврат к КВ-2. Вероятно, причиной такого поворота событий было снятие с производства средних штурмовых орудий СУ-122 и отвлечение тяжёлых СУ-152 на противотанковые надобности. Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. Было изготовлено одно опытное орудие Д-15, которое отправили танкостроителям в Челябинск, но сведений о его монтаже в башне танка КВ-85 не имеется. С другой стороны, уже в октябре 1943 года ожидались новые танки ИС-2, вооружённые мощной 122-мм пушкой и САУ ИСУ-152 на их базе, поэтому надобность в специализированном артиллерийском танке отпала, проект установки Д-15 на шасси КВ был закрыт.
Источники [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме 152-мм гаубицы образца 1943 года (Д-1) . |
- Шуньков В.Н. — Оружие Красной Армии
, Мн. Harvest, 1999 (Шунков В. Н. —
Оружие Красной Армии.
— Мн .: Харвест, 1999.) ISBN 985-433-469-4 - Широкорад А.Б. — Энциклопедия советской артиллерии
— Мн. Harvest, 2000 (Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн .: Харвест, 2000., ISBN 985-433-703-0 ) - Иванов А. — Артиллерия СССР во Второй Мировой войне
— СПб Нева, 2003 (Иванов А.
Артиллерия СССР во Второй Мировой войне
. — СПб., Издательский дом Нева, 2003., ISBN 5-7654-2731-6 ) - Баллистические столы для 152-мм гаубицы
обр. 1943 г., МО МО, 1968 г. — Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. — М., Военное издательство министерства обороны, 1968. - Желтов И.Г., Павлов И.В., Павлов М.В., Солянкин А.Г. — Советские средние САУ 1941–1945
, Москва, 2005, 48 с. (Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М .: ООО Издательский , 2005. — 48 с. ISBN 5-94038-079-4 ) - Коломиец М.В. — КВ. Танк прорыва «Клим Ворошилов»
, Москва, 2006, 136 с. (Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва — М .: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 136 с.: Ил. ISBN 5 -699-18754-5 ) - Широкорад А.Б. — Ядерный баран 20 века
, Москва, 2005 (Широкорад А. Б. Атомный таран XX века — М. Вече, 2005)
Оценка проекта[править]
Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.
Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 15-см гаубица K4 (немецкое название s.F.H.37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про 149-мм итальянскую гаубицу (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M1 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 года уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году.
Интересные факты[править]
- Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
- Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
- Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
- В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.