Артиллерия. Крупный калибр. 122-мм гаубица образца 1910/30 гг. «Устаревший» герой войны
Сложнее всего рассказывать об орудиях, которые долгое время были на слуху. В предвоенный период по этому показателю первое место надо отдать, не задумываясь, 122-мм дивизионной гаубице образца 1910/30 годов.
Наверное, нет военного конфликта того времени, где бы не засветились эти гаубицы. Да и на кадрах хроники Великой Отечественной эти орудия — постоянные герои сражений. Причем увидеть их можно с обеих сторон фронта. Команда «огонь» звучит на русском, немецком, финском, румынском языках. Не брезговали противники пользоваться трофеями. Согласитесь, это достаточно важный показатель надежности, качества и хороших боевых характеристик орудия.
Прежде всего следует пояснить историческую необходимость появления именно этого орудия. Мы уже рассказывали о проблемах РККА того времени. Как и о проблемах всего СССР. Изношенность орудий, отсутствие возможностей производства качественных запасных частей, моральное и техническое устаревание вооружения.
Добавьте к этому отсутствие инженерных и конструкторских кадров в промышленности, устаревание технологий производства, отсутствие многого из того, что уже использовалось в оборонной промышленности западных стран.
И все это на фоне откровенно враждебного окружения страны. На фоне откровенной подготовки Запада к войне с Советским Союзом.
Естественно, в руководстве РККА и СССР прекрасно понимали, что без принятия срочных мер по перевооружению Красной Армии страна в достаточно скором будущем окажется не только в аутсайдерах мировых артиллерийских держав, но и вынуждена будет тратить огромные средства на закупку заведомо устаревших западных артиллерийских систем. Современная артиллерия нужно была здесь и сейчас.
На вооружении РККА в 20-е годы находилось сразу две 48-линейные (1 линия = 0,1 дюйма = 2,54 мм) полевые гаубицы: образца 1909 и 1910 годов. Разработки (Германия) и «Шнейдер» (Франция). В середине 20-х годов, после окончательного перехода к метрической системе именно эти орудия и стали 122-мм гаубицами.
Сравнение этих гаубиц не входит в задачу авторов этой статьи. Поэтому ответом на вопрос о том, почему для модернизации была выбрана именно гаубица образца 1910 года, озвучим лишь с одним комментарием. Эта гаубица была более перспективна и имела больший потенциал для дальнейшей модернизации в части дальнобойности.
При равных, а иногда лучших (например, по массе тяжелой фугасной гранаты — 23 кг против 15-17 у западных образцов) показателях гаубица прилично проигрывала в дальности стрельбы западным образцам (немецкой системе 10,5 cm Feldhaubitze 98/09 или британской Royal Ordnance Quick Firing 4.5 inch howitzer): 7,7 км против 9,7 км.
В середине 20-х годов понимание скорого возможного отставания советской гаубичной артиллерии трансформировалось в прямое указание развернуть работу в этом направлении. В 1928 году КБ Пермского орудийного завода (Мотовилихинского) было дано задание модернизировать гаубицу и увеличить её дальнобойность до уровня лучших образцов. При этом преимущество в весе гранат необходимо сохранить.
Руководителем конструкторской группы стал Владимир Николаевич Сидоренко.
Чем же отличается гаубица образца 1930 года от гаубицы 1910 года?
Прежде всего новая гаубица отличается каморой, которую удлинили путем расточки нарезной части ствола на один калибр. Сделано это для того, чтобы обеспечить безопасность стрельбы новыми гранатами. Необходимую начальную скорость тяжелой гранаты можно было получить только путем увеличения заряда. А это, в свою очередь, увеличило длину боеприпаса на 0,64 калибра.
А дальше простая физика. В штатной гильзе либо не оставалось места для всех пучков, либо не было достаточно объема для расширения образующихся при сгорании пороха газов, если использовался увеличенный заряд. В последнем случае попытка выстрела приводила к разрыву орудия, поскольку из-за отсутствия объёма для расширения газов в каморе сильно возрастали их давление и температура, а это приводило к резкому увеличению скорости химической реакции сгорания пороха.
Следующее изменение в конструкции вызвано приличным усилением отдачи при выстреле новой гранатой. Усилили противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Старые механизмы не выдерживали стрельбы дальнобойными боеприпасами.
Отсюда появилась и следующая модернизация. Увеличение дальности потребовало создания новых прицельных приспособлений. Тут конструкторы изобретать велосипед не стали. На модернизированную гаубицу установили так называемый нормализированный прицел.
Такие же прицелы устанавливались в то время на все модернизированные орудия. Отличия заключались лишь в нарезке дистанционной шкалы и креплениях. В современном варианте прицел бы назывался единым или унифицированным.
В результате всех модернизаций несколько увеличилась общая масса орудия в боевом положении — 1466 килограммов.
Модернизированные гаубицы, которые сегодня находятся в различных музеях мира, можно узнать по маркировке. На стволах обязательны выбитые надписи: «Удлиненная камора». На лафете — «упроченный» и «обр. 1910/30 г.» на веретене, регулирующем кольце и задней крышке отката.
Именно в таком виде гаубица и была принята в 1930 году на вооружение РККА. Производилась на том же заводе в Перми.
Конструктивно 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг. (основной серии по чертежам «литер Б») состояла из: — ствола из трубы, скрепленной кожухом и надульником или ствола-моноблока без надульника; — поршневого затвора, открывавшегося вправо. Закрывание и открывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём; — однобрусного лафета, включавшего люльку, противооткатные устройства, собранные в салазках, станок, механизмы наведения, ходовую часть, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.
Буксировка орудия осуществлялась конной (шестерка лошадей) или механической тягой. Обязательно использовался передок и зарядный ящик. Скорость транспортировки была всего 6 км/ч на деревянных колесах. Рессоры и металлические колеса появились уже после принятия на вооружение, соответственно, скорость буксировки возросла.
Есть ещё одна заслуга модернизированной 122-мм гаубицы. Она стала «мамой» советской самоходной гаубицы СУ-5-2. Машина была создана в рамках конструирования триплекса дивизионной артиллерии. На базе шасси танка Т-26 были созданы установки СУ-5.
СУ-5-1 — самоходная установка с 76-мм пушкой. СУ-5-2 — самоходная установка с 122-мм гаубицей. СУ-5-3 — самоходная установка со 152-мм мортирой.
СУ-5-2
Машина была создана на заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова (завод №185). Прошла заводские и государственные испытания. Была рекомендована для принятия на вооружение. Было построено 30 самоходок. Однако использовались они для решения совершенно несвойственных им задач.
Легкие танки предназначались для наступательных действий. Значит, танковым частям необходимы не гаубицы, а штурмовые орудия. СУ-5-2 использовалась как орудие артиллерийской поддержки. А в этом случае исчезала необходимость быстрых перемещений. Возимые гаубицы были предпочтительнее.
Тем не менее, эти машины, даже при такой малочисленности, боевые. В 1938 году пять самоходных гаубиц дрались с японцами у озера Хасан в составе 2-й механизированной бригады, отзывы командования бригады были положительные.
В походе на Польшу 1939 года СУ-5-2 также приняли участие. Но сведений о боевых действиях не сохранилось. Скорее всего (учитывая, что машины входили в состав 32-й танковой бригады), до боев дело не дошло.
А вот в первый период Отечественной войны СУ-5-2 воевали, но особой погоды не делали. Всего в западных округах было 17 машин, 9 в Киевском округе и 8 в Западном особом. Понятно, что к осени 1941 года большинство из них были уничтожены, либо взяты в качестве трофеев вермахтом.
А как воевали «классические» гаубицы? Понятно, что любое вооружение лучше всего проверяется в бою.
В 1939 году модернизированные 122-мм гаубицы применялись во время событий на Халхин-Голе. Причем количество орудий постоянно увеличивалось. Вызвано это во многом прекрасными результатами работы советских артиллеристов. По оценкам японских офицеров, советские гаубицы превосходили всё, с чем они встречались раньше.
Естественно, новые советские системы стали предметом «охоты» японцев. Заградительный огонь советских гаубиц напрочь отбивал у японских солдат желание наступать. Итогом такой «охоты» стали достаточно ощутимые потери РККА. Было повреждено или потеряно безвозвратно 31 орудие. Более того, японцам удалось захватить и достаточно большое количество трофеев.
Так, в ходе ночной атаки позиций 149 стрелкового полка, в ночь с 7 на 8 июля японцы захватили батарею лейтенанта Алешкина (6-я батарея 175 артиллерийского полка). При попытке отбить батарею командир батареи погиб, а личный состав понес значительные потери. В дальнейшем японцы использовали эту батарею в собственной армии.
Звездным часом 122-мм гаубиц образца 1910/30 года стала советско-финская война. По различным причинам именно этими орудиями была представлена гаубичная артиллерия РККА. По некоторым данным, количество гаубиц только в составе 7-й армии (первый эшелон) тогда доходило почти до 700 (по другим 624) единиц.
Точно так же, как это случилось на Халхин-Голе, гаубицы стали «лакомым куском» для финской армии. Потери РККА в Карелии по разным оценкам составили от 44 до 56 орудий. Часть этих гаубиц так же вошла в состав финской армии и в дальнейшем использовалась финнами достаточно эффективно.
К началу Великой Отечественной войны описываемые нами орудия были самыми распространенными гаубицами в РККА. По разным оценкам, общая численность таких систем доходила до 5900 (5578) орудий. А укомплектованность частей и соединений была от 90 до 100%!
На начало войны только в западных округах находилось 2752 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов. А вот на начало 1942 года их осталось менее 2000 штук (по некоторым оценкам, 1900; точных данных нет).
Такие чудовищные потери сыграли негативную роль в судьбе этих заслуженных ветеранов. Естественно, что новое производство создавали под более совершенные орудия. Такими системами были М-30. Они и стали основными гаубицами уже в 1942 году.
Но все равно на начало 1943 года гаубицы образца 1910/30 годов составляли более 20% (1400 шт.) общей численности такого вооружения и продолжали свой боевой путь. И дошли-таки до Берлина! Устаревшие, посеченные осколками, многократно ремонтируемые, но дошли! Хотя увидеть их на победной хронике сложно. А потом ещё засветились на советско-японском фронте.
Множество авторов утверждает, что 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов устарели уже к 1941 году. И использовались РККА «по бедности». Но возникает простой, но логичный, вопрос: а какие критерии используются для определения старости?
Да, эти гаубицы не могли соперничать с той же М-30, о которой будет наш следующий рассказ. Но орудие достаточно качественно выполняло поставленные задачи. Есть такой термин — необходимая достаточность.
Так вот, эти гаубицы имели именно необходимую эффективность. И во многом возможности увеличения парка М-30 в РККА способствовала героическая работа этих стареньких, но мощных гаубиц.
ТТХ 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов:
Калибр, мм: 122 (121,92)
Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м: 8 875
Масса орудия в походном положении, кг: 2510 (с передком) в боевом положении, кг: 1466
Время перевода в боевое положение, сек: 30-40
Углы обстрела, град. — возвышения (макс): 45 — снижения (мин): -3 — горизонтальный: 4,74
Расчет, чел: 8
Скорострельность, выстр/мин: 5-6
Выражаем свою благодарность Музею отечественной военной истории в Падиково за предоставленную информацию.
Литература
- Сорокин А., Слива И.
[armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=122-%D0%BC%D0%BC_%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80._1910/30_%D0%B3%D0%B3._%D0%92_%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%C2%AB%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%C2%BB_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг. В тени «обелисков славы» советской артиллерии] // Техника и вооружение. — 2014. — № 5,6,8,9. - Широкорад А. Б.
Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.: илл. с. — ISBN 985-433-703-0. - Широкорад А. Б.
Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2002. — 576 с.: 32 л. ил. с. — ISBN 5-17-015302-3. - Иванов А.
Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6. - Шунков В. Н.
Оружие Красной армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с. — ISBN 985-433-469-4.
Занимательные факты о М-30[править]
- В советских учебных фильмах для артиллеристов, снятых в 1960-х гг., очень часто демонстрируется именно гаубица М-30, несмотря на то, что тогда уже было принято на вооружение более современное орудие Д-30 того же калибра и назначения. Эти фильмы до сих пор используются в учебном процессе подготовки российских артиллеристов, хотя гаубицы М-30 уже давно не используются даже в качестве учебных орудий.
- Небольшое количество боеспособных М-30 имеется на складах Российской Армии и в настоящее время.
- Снаряды ОФ-462, изначально разработанные под М-30, до сих пор состоят на вооружении Российской Армии и годны к стрельбе из более современных орудий.
- Для транспортировки М-30 использовались самые разнообразные средства — конная тяга, отечественные и поставлявшиеся по ленд-лизу грузовики, тяжёлые джипы Dodge («Додж» 3/4), лёгкие гусеничные артиллерийские тягачи «Сталинец» СТЗ-5 и Я-12. Из мемуарной литературы известны даже факты переката гаубиц М-30 только силами их расчётов.
Этап создания.
В сентябре тридцать седьмого года Артиллерийское управление передало в КБ УЗТМ ТТТ на новую гаубицу. В порядке инициативы к проектированию присоединились коллективы конструкторов КБ зав. №172 во главе Ф.Петровым и грабинское КБ зав. №92.
Первым с заданием справился завод №172, его опытный образец гаубицы с индексом М-30 поступил для испытаний на АНИОП 11.09.38 г.Для сокращения времени проектирования и упрощения производства в конструкции использовались наработки по отдельным узлам серийных орудий:
- поршневой затвор взят у 122-мм гаубицы обр. 1910/30г;
- тормоз отката, с необходимыми изменениями конструкции, от 122-мм гаубицы обр. 1934г (гаубица «Лубок»);
- колеса от пушки Ф-22;
- канал ствола в основном повторял тот-же у гаубицы «Лубок».
В процессе испытаний 122-мм гаубица М-30 прошла более двух с половиной тысяч километров и из нее отстреляли немногим менее двух с половиной тысяч выстрелов. В ходе испытаний проявилась недостаточная прочность станин, которые дважды ломались, недостаточно надежно работал поршневой затвор вследствие ошибки в размерах гильз.
Полный заряд пороха из шести разновесных зарядов в одной гильзе собрать не смогли, как временная мера он размещался в паре гильз.
Гаубица испытания не прошла, но по решению комиссии ее рекомендовали к войсковым испытаниям. Спустя короткое время, 27.11.38 г., М-30 с улучшениями по результатам первых испытаний вновь поступила на АНИОП. Испытания в войсках гаубица М-30 проходила с 22.12.38 г. по 10.01.39 г. Армейские испытания показали прежнюю картину — слабы станины, трескавшиеся по сварке, течи жидкости из гидравлики.
Комиссия заключила, 122-мм гаубица М-30 испытания выдержала, в дальнейших войсковых испытания нет надобности, но выявленные недостатки следует устранить и провести полигонные испытания. Тем не менее, войсковые испытания орудие прошло еще раз, после устранения выявленных дефектов конструкции — летом тридцать девятого года, после чего поступила на вооружение.
Об устройстве
В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача снарядов. Гаубица Д-30 является артиллерийским орудием с раздельно-гильзовым заряжением. Боевой расчет состоит из шести человек. В орудийном стволе имеются следующие компоненты:
- труба;
- казенник;
- съемный дульный тормоз;
- зацепляющие крепления (2 шт.);
- затвор.
На стволе орудия сразу перед щитком – место для расположения противооткатного устройства. Его наличие положительно отразилось на боевой эксплуатации гаубицы. Данное устройство представлено двумя металлическими цилиндрами. Первый из них является гидравлическим тормозом, задача которого заключается в том, чтобы замедлять откат орудия, второй – гидропневматическим накатником. Его функция – сразу после выстрела возвратить ствол в исходную позицию. Как утверждают специалисты, с противооткатным устройством гаубица во время стрельбы обладает хорошей устойчивостью. Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на лафет, что существенно продлевает его эксплуатационный срок. Данный нюанс немаловажен, поскольку орудие обладает большим весом. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, подрессоривающих механизмов и специальных креплений. Д-30 оборудована телескопическим и панорамным прицелами.
Орудийная установка
Конкурс на производство башенных установок выиграл Санкт-Петербургский Металлический завод с проектом МК-3-12. В конкурсе участвовали Путиловский и Санкт-Петербургский Металлический заводы, иностранные: Виккерса, Круппа, «Шкода», «Шнейдер-Крезо». Обуховский завод от участия в конкурсе отказался, Общество Николаевских заводов и верфей выразило готовность собирать башни по чужим чертежам. Башня МК-3-12 была спроектирована Санкт-Петербургским Металлическим заводом, и с некоторыми доработками была принята в производство. Башенная установка состояла из двух частей, неподвижного барабана с центрирующим штырем и подвижным столом башни с подачной трубой. Горизонтальные балки вращающейся части находились в конусной части, благодаря чему высоту башни удалось значительно уменьшить. В ее конструкции были применены некоторые оригинальные технические решения, такие как использование металлических шаров вместо валков под вращающимся столом башни, составная крыша из 5 пластин брони. Наведение использовалось при помощи электродвигателей с муфтой Дженни.
Характеристики орудийной установки | Значения |
Толщина лобовой наклонной бронеплиты, мм | 203 |
Толщина боковой бронеплиты, мм | 203 |
Толщина задней бронеплиты, мм | 305 |
Толщина верхних бронеплит, мм | 76 |
Диапазон заряжания, ° | -5/+15 |
Углы вертикальной наводки, ° | -5/+25 |
3.2 | |
Максимальная скорость горизонтальной наводки, °/с | 4 |
Масса артустановки, кг | 872000 |
Масса вращающейся части, кг | 312000 |
Скорострельность, выстрелов в минуту | 2,2-3 |
Количество снарядов на башню, шт | 400 |
Тюнинг двигателя BMW M30B35
M30B35 Атмо. Строкер
Тюнинговых запчастей на М30 немало и при наличии денег, можно снять с него немного лошадей, но для начала приведите свой мотор в нормальное состояние, если двигатель просит капиталки, то тут никакие валы вам не помогут. После восстановления M30B35 есть два пути: сделать строкер или атмосферник на валах. Первый вариант предполагает установку коленвала с ходом поршня 98 мм, коротких шатунов и расточку цилиндров под кованые поршни 93.4 мм. Это обеспечит 4.0 л рабочего объема, расточив до 95 мм, вы получите 4.2 л, больше нельзя. Стоимость подобных китов выше стоимости всего автомобиля. Второй путь: вам нужно отфрезеровать ГБЦ для повышения степень сжатия до ~11, доработать каналы и камеры сгорания, также вам понадобится спортивный впуск, распредвал Schrick 284/280 (или другой похожий) с пружинами, усиленные рокеры, 76 мм прямоточный выпуск и настройка мозгов. Все это позволит снять около 240-250 л.с., но поршневая старая, тяжелая, крутится неохотно, и лучше заменить ее на легкую ковку, добавить дросселя от S38. В итоге дешевле купить BMW S38 на дросселях с 340 л.с. и сделать свап.
Турбо M30B35
Двигатели БМВ М30 с завода имеют очень низкую степень сжатия, поэтому разжимать под наддув не нужно, а значит надуть гораздо проще, чем сделать атмосферник. Купите на eBay дешевый китайский турбо кит для БМВ М30 и установите его на сток мотор. Или раздельно купите китайский Garrett GT35, с коллектором, пайпами 3 дюймовыми, интеркулером, вестгейтом, блоу-оффом, форсунками 630 сс и блоком управления Megasquirt. Надуете 0.8-1 бар и получите под 400 л.с. Китайские турбины живут недолго, несколько тысяч км и нужно менять. Оригинальный 35-й гарретт гораздо лучше и эффективней, но цена отличается в разы. Нечто подобное можно собрать, используя компрессор, но с турбиной будет эффективней.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4+
«Цезари» для бедных
В чём преимущество колёсной САУ? Эксплуатация дешевле, ремонт проще, дороги целее. Даже зажиточные французы предпочитают колёсныхцезарей».А мы чем хуже?» — спросили сербы.
Вдохновившись успехом 155-мм колёсной САУ NORA — которая не только стоит на вооружении у сербской армии, но и отправилась в Кению, Бангладеш и Мьянму, — в Сербии разработали SORA со 122-мм лицензионной гаубицей D-30J и прикрутили к ней автомат заряжания. Как заправский ковбой, САУ может выпустить за минуту дваревольверных» барабана по шесть выстрелов. Упоры откидываются в автоматическом режиме, а огонь можно вести с безопасного расстояния с помощью пульта. Впатронташе»-укладке такой ганфайтер возит ещё 40 выстрелов. Кроме того, есть система спутниковой связи и целеуказания.
В Китае корпорацияНОРИНКО», известная множеством креативных экспортных проектов, решила поставить гаубицу на… джип. Заботливо скопированную у русских гаубицу смонтировали на базе хамвиподобного внедорожника, назвав всё это SH-2. Систему показали в 2007-м, а её 155-мм предшественница SH-1 успела поступить на вооружение той же Мьянмы. Сразу видно, что у бирманцев страсть к колёсам и гаубицам.
Вездесущие китайцы впихнули Д-30 и на универсальные колёсные платформы ZBL-09, на базе которых построили целую линейку машин: от БТРов до истребителей танков. Колёсная САУ поступила на вооружение НОАК, однакоНОРИНКО» активно продвигает её на внешних рынках.
А вообще у КНР в рукаве всегда несколько вариантов. На любой вкус, цвет и бюджет.
ТрадиционнаяГвоздика» — это скучно, решили в Минобороны Казахстана. Нам нужно такое оружие, которое отражало бы наш степной дух и соответствовало национальному театру военных действий! Сказано — Израилем сделано. На не боящийся грязи КАМАЗ в земле обетованной поставили Д-30 на поворотной платформе.
Система получила навороченную автоматизированную систему управления огнём. Аналогичная стоит на ATMOS 2000. Кстати, именно на ATMOS Израиль меняет старые американские гусеничные М109.
Все это назвали Semser(«меч» по-казахски). Вскоре восемнадцатьмечей» поступили на вооружение армии Казахстана. Но гладко было на бумаге подписанного договора. Система оказалась не такой быстрой, как предполагалось. Есть информация, что к данному моменту часть САУ не готова. А некоторых участников контракта ищут с собаками и Интерполом. Но, позвольте, существует ли вообще военный контракт без распила?
В Иране тоже пошла мода на автолафеты: санкции, эмбарго на поставку оружия и скромный военный бюджет способствуют. Берём Д-30 с автоматом заряжания, как у сербов, и КрАЗ-5352. Получаем САУХейдар-41» со скорострельностью до 15 выстрелов в минуту.
В активно вооружающемся Алжире — одном из лучших клиентов российского ОПК — тоже дошли до такой несложной идеи и исполнили свою вариацию Д-30 в грузовике с четырьмя аутригерами и зарядными ящиками по бортам.
В Судане решили забронировать колёсную базу КамАЗ-43118. Khalifa GHY02 получила качающуюся часть Д‑30.
Стрельба ведётся с опущенными упорами, а в зарядных ящиках помещается 45 выстрелов. Впервые установку представили на IDEX-2013.
Указания по применению мастики для швов
Приготовление рабочей смеси
152-мм пушка-гаубица д-20
Компоненты герметика тиоколового У-30М ГОСТ 13489-79 в Казани и Набережных Челнах перемешивают непосредственно на объекте перед его применением, так как после перемешивания начинается необратимый процесс вулканизации герметика. Жизнеспособность строительного тиоколового герметика У-30М составляет от 2-х (двух) до 9-и (девяти) часов и зависит от партии герметика, дозировки вулканизующих агентов и условий окружающей среды.
Для приготовления мастики У-30М ГОСТ 13489-79 необходимо ввести в основную пасту в соотношении, указанном в паспорте, отверждающую пасту и ускоритель вулканизации. Затем тщательнейшим образом перемешать все три компонента до получения смеси однородного цвета (без разводов) при помощи низкооборотистого механического миксера (дрели), либо вручную при помощи иных подручных средств.
Точная дозировка компонентов указывается в паспорте на каждую конкретную партию герметика У-30М.
Габариты орудия
Немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.f.h. 18
Орудие обладает весьма впечатляющими размерами: его длина составляет почти 13 метров в походном положении, в боевом же этот показатель немного меньше — приблизительно 12,5 м. По стволу высота в походном положении составляет 2760 миллиметров. Дорожный просвет двухосной ходовой части — 475 миллиметров. Ширина хода — 2340 миллиметров. Диаметр каждого из четырех колес равен 1080 миллиметрам, ширина покрышки — 300 миллиметров.
Рабочее давление в шинах следует поддерживать на уровне 4,8 кгс/см², ход рессор равен приблизительно 150 мм. Весит гаубица «Гиацинт-Б» порядка 9800 килограммов. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами составляет 28,5 километров. На какую еще дистанцию может выстрелить «Гиацинт»? Гаубица, дальность стрельбы которой в обычных условиях достигает 25-28 тысяч метров, в случае использования современных реактивных снарядов может вести огонь на расстояние до 41 километра.
Все это позволяет говорить о том, что орудие, которое начали разрабатывать еще в 60-х годах прошлого века, до сих пор отличается впечатляющей эффективностью на поле боя.