Артиллерия. Крупный калибр. 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года


Просто, надёжно, убойно

122-мм гаубицу Д-30 приняли на вооружение в СССР в 1963 году. Она пришла на смену легенде Второй мировой, гаубице М-30 — орудию, несомненно, прекрасному, но морально устаревшему. Впервые советскую гаубицу разместили на станке с круговым вращением. Это сильно повысило практическую скорострельность — для радикального изменения горизонтального угла наводки уже не требовалось разворачивать лафет вручную.
По хорошей дороге Д-30 можно перевозить со скоростью до 80 километров в час, а подготовить гаубицу к бою — за полторы минуты.

Расчёт гаубицы Д-30 армии Афганистана ведёт огонь

Орудие получилось простым, надёжным, точным и убойным. Эти характеристики — а также тот факт, что советское правительство раздавало гаубицы и лицензии на их производство — сделало Д-30 одной из самых популярных артсистем в мире. Стран-операторов этого орудия можно насчитать с полсотни.

В российской армии Д-30 остаются на вооружении только в соединениях ВДВ, немного в Сухопутных войсках и Росгвардии. И то — в скором будущем они должны уступить место самоходкам. Задумываются о повышении мобильности буксируемых гаубиц и в других странах

При современных средствах артразведки и тучах дронов батарее важно не только быстро отстреляться, но и ещё быстрее смыться от ответного удара. Если денег у вас в военном бюджете немного, а САУ(самоходную артиллерийскую установку) хочется, надо срочно поставить наличные гаубицы на какое-нибудь шасси

М-30 за рубежом[править]

122-мм гаубица образца 1938 года (М-30) в музее Beyt ha-Totchan, Израиль. Вид справа

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено Вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r)

и активно использовалось в боях против Красной Армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. — 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. Также в некоторых источниках упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. Одно из таких захваченных орудий демонстрируется в музее Beyt-ha-Totchan. Также М-30 поставлялась в страны-участники Варшавского договора, напр., в Польшу. В мемориале Познаньской цитадели это орудие имеется в экспозиции музейного вооружения. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54

.

Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

В конце 40-х годов Советской Армии потребовалась замена 122-мм пушке А-19 (М1931/37), разработанной в спешке и выпускавшейся в небольших количествах до 1945 года, но признанной чересчур тяжелой, а также обладавшей слишком малой дальностью стрельбы для намеченной для нее роли борьбы с артиллерией противника. В результате на вооружение была принята 130-мм полевая пушка М-46, однако разработка конструкторского бюро под руководством Петрова также была запущена в небольших количествах в производство. Впоследствии именно эта пушка, впервые появившаяся в войсках в 1955 году, и получила обозначение 122-мм полевая пушка Д-74.

Хотя пушка Д-74 поступала в очень ограниченных количествах в части Советской Армии (возможно, до сих пор эти орудия находятся в резерве), большая часть выпущенных орудий направлялась на экспорт в такие страны, как Китай, Египет, Куба, Северная Корея и Вьетнам. Одна партия пушек была даже поставлена в Перу, а на китайцев Д-74 произвела такое впечатление, что они наладили собственное производство аналогов, получивших обозначение 122-мм пушка Тип 60.

Ствол пушки Д-74 установлен на том же лафете, что и у гаубицы-пушки Д-20 — обычном двухстанинном с поддоном и плитой для вывешивания колес в положении для стрельбы, С помощью этой плиты всю пушку достаточно быстро и легко развернуть на 360°. Длинный ствол длиной приблизительно 50 калибров оснащен двухщелевым дульным тормозом. Пушка имеет относительно небольшой щит и дополнительные колесики на концах станин для удобства обслуживания.

Типы применяемых боеприпасов пушки Д-74 в основном аналогичны тем, что используются другими 122-мм артиллерийскими системами с картузным заряжанием, но мощность метательных зарядов может быть различной. Максимальная дальность стрельбы составляет 24 000 метров. Как это принято у артиллерийских систем советской разработки, пушка Д-74 может применяться для борьбы с бронированными целями. Для этого используется бронебойный снаряд весом 25 кг с твердым сердечником, способный на дистанции 1000 метров пробить броню толщиной 185 мм. Однако в настоящее время боеприпасы такого типа у всех артиллерийских систем считаются устаревшими и практически не используются.

Проектирование

Ф. Петров в те годы руководил работой опытного конструкторского бюро завода № 9. При создании новой советской гаубицы Д-30 оружейные инженеры учли слабые стороны, которые были присущи М-30. Орудие обладало недостаточной кучностью и не было приспособлено для ведения круговых обстрелов. Особенность гаубицы Д-30 (фото орудия представлено в статье) заключалась в необычном устройстве лафета. Конструктивно он сильно отличался от лафетов остального артиллерийского оружия, используемой советской армией. Стремясь сделать возможным выполнение новой гаубицей круговых обстрелов, лафет для нее оснастили тремя станинами. Также орудие отличалось и способом буксировки: дульный тормоз прикрепили к шкворневой балке.

История создания

Гаубица Д-30 появилась как замена дивизионной 122 мм гаубице М-30 разработанной ОКБ Мотовилихинского завода, под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова в 1938 году. Практика использования М-30 в годы Великой Отечественной войны выявила как положительные стороны орудия так и недостатки. К недостаткам М-30 относились низкая кучность стрельбы и конструкция лафета, не позволявшая вести круговой обстрел.

Как и разработка М-30, проектирование её замены в конце 50-х годов было доверено Фёдору Петрову, возглавлявшему ОКБ завода № 9. Первоначальная разработка получила название Д-30 (2А18). Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трёх станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле. Также новшеством стало буксирование орудия вперёд стволом. Зацеп фаркопа тягача производился за шкворневую балку, прикреплённую к дульному тормозу на шарнире. При приведении орудия в боевое положение, корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой. Колёса на поворотных осях откидывались вверх.

Следующая модификация Д-30, появившаяся в 1978 году, получила обозначение Д-30А и отличалась жёсткой конструкцией шкворневой балки, являвшейся единым целым с дульным тормозом. В дульном тормозе вместо 5 пар больших щелей и 1 малой были использованы 2 камеры. На бронещитке было установлено электрооборудование для удобства транспортировки орудия в колонне (указатели поворота и габаритные огни).

Основные технические данные Д-30А (2А18М)

Баллистические

Начальная скорость

  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 276—565 м/с
  • Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с
  • Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа
  • Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км
  • Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг
  • Масса кумулятивного снаряда: 14,08 кг
  • Масса заряда (полного): 3,8 кг

Конструктивные

  • Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)
  • Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)
  • Длина нарезной части: 3,4 м
  • Число нарезов: 36
  • Наибольший угол возвышения: 70°
  • Наименьший угол склонения: −7°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°
  • Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°
  • Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л
  • Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л
  • Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л
  • Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа
  • Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м
  • Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа

Габаритные

  • Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м
  • Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м
  • Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м
  • Высота линии огня: 0,9 м
  • Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м
  • Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м
  • Клиренс (минимальный): 0,325 м

Массовые

  • Гаубица в боевом положении: 3200 кг.
  • Гаубица в походном положении: 3290 кг.
  • Ствол: 1,05 т
  • Затвор: 30 кг
  • Качающая часть: 1,5 т
  • Откатная часть: 1,23 т
  • Люлька: 210 кг
  • Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг
  • Верхний станок: 212 кг
  • Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг
  • Станины (две): 310 кг
  • Накатник в собранном виде: 73 кг
  • Колёса со ступицей: 148 кг
  • Лыжная установка: 270 кг

Эксплуатационные

  • Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин
  • Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин
  • Наибольшая скорость транспортировки: 60 км/ч

Ирак и Сирия: земля войны

Было бы наивным полагать, что возможностью сделать разнообразные колёсные САУ не воспользуются правительственные и террористические силы в Сирии и Ираке. Подобную импровизированную установку, например, использует федеральная полиция Ирака.

Д-30 на базе грузовика. Всё предельно просто, и орудие можно спрятать под тент, не выдавая до времени передвижение батареи недоброму наблюдателю

Но не всякая база подходит для такого мощного орудия, как гаубица. Из-за сильной отдачи попасть в цель из раскачивающегося коммерческого грузовика будет очень сложно, да и рама такой машины переживёт не слишком много выстрелов. Впрочем, террористам главное жахнуть в сторону противника.

Упарываются подобным образом и правительственные войска Асада, поставив гаубицу на шасси внедорожного пикапа GMC. Интересно, на много ли выстрелов хватит несчастной машины?

Инженеры» запрещённого в РФ ИГИЛ попросту водрузили на грузовой тягач гаубицу, даже не снимая колёс. Подъехать, пострелять и убежать. Вот и вся тактика.

Во всемирной автолафетизации не отстают даже жестокие террористы из нигерийскогоБоко Харам». Тут уже никакой брони — максимальная открытость всем ветрам и ласковому африканскому солнышку. Судя по тому, что орудие стоит на жёсткой сцепке, конструкцию используют как тачанку. Подлетел, развернулся, пальнул прямой наводкой — и смылся.

Об устройстве

В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача снарядов. Гаубица Д-30 является артиллерийским орудием с раздельно-гильзовым заряжением. Боевой расчет состоит из шести человек. В орудийном стволе имеются следующие компоненты:

  • труба;
  • казенник;
  • съемный дульный тормоз;
  • зацепляющие крепления (2 шт.);
  • затвор.

На стволе орудия сразу перед щитком – место для расположения противооткатного устройства. Его наличие положительно отразилось на боевой эксплуатации гаубицы. Данное устройство представлено двумя металлическими цилиндрами. Первый из них является гидравлическим тормозом, задача которого заключается в том, чтобы замедлять откат орудия, второй – гидропневматическим накатником. Его функция – сразу после выстрела возвратить ствол в исходную позицию. Как утверждают специалисты, с противооткатным устройством гаубица во время стрельбы обладает хорошей устойчивостью. Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на лафет, что существенно продлевает его эксплуатационный срок. Данный нюанс немаловажен, поскольку орудие обладает большим весом. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, подрессоривающих механизмов и специальных креплений. Д-30 оборудована телескопическим и панорамным прицелами.

Кратное описание конструкции.

Ствол – свободный, примерно до середины закрыт кожухом. Казенник – навитной.Поршневой затвор открывался поворотом рукояти вправо. Секторный подъемный механизм закреплен на люльке слева, справа – поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм ствола из двух колонок. Тормоз отката гидравлического типа. При стрельбе противооткатные устройства неподвижны. Верхний станок вывешен относительно нижнего и соединен с ним штырем с пружинным амортизатором.

Боевой ход гаубицы М-30 подрессорен, снабжен тормозами. При разведении станин, автоматически выключается подрессривание. В исключительных случаях допустима стрельба при неразведенных станинах.

Для снижения веса в орудийном передке боекомплект не перевозился. Его перевозили при конной тяге в пере зарядных ящиков, по шестнадцать выстрелов в каждом. В случае механизированной тяги боекомплект размещался либо в повозках, либо автомобилях.

В ходе производства в конструкцию внесли множество изменений, хотя официально, существовала только одна версия гаубицы. Иногда такие изменения не отражались в Руководстве службы, а если и отражались, то без конкретики.

Изменения и улучшения связаны в основном с технологией производства либо упрочнением конструкции. Таких как замена кованых деталей сварными – станины, кожух ствола, рукоять затвора.

При организации производства гаубицы Д-1 , лафет М-30 который использовался в этом орудии, несколько усилили, что сказалась на его весе.

В процессе производства независимы прицел заменили полузависимым. Если в первом прицеле ось панорамы угла места цели оптическая ось оставалась неподвижной при вертикальной наводке, то во втором случае при установке угла места цели оптическая ось двигалась с прицелом.

На вооружении

Современные операторы

  • Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
  • Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  • Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
  • Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
  • Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2022 год
  • Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
  • Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
  • Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
  • Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2022 год
  • Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
  • КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  • Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
  • Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
  • Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
  • Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
  • Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
  • Россия: Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
  • Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
  • Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
  • Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Росгидромет — не менее 68 Д-30
  • Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  • Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
  • Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
  • Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Украина
      Сухопутные войска Украины — 75 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Высокомобильные десантные войска Украины — 54 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Национальная гвардия Украины — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63
    ), по состоянию на 2016 год
  • Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  • Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  • Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
  • Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  • Бывшие операторы

    • СССР
    • ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
    • Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
    • Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
    • Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
    • Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
    • Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году

    Примечания

    1. 1234Широкорад А.Б.
      Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 654-655.
    2. Шунков В.Н.
      Красная Армия. — С. 123.
    3. 12345Шунков В.Н.
      Красная Армия. — С. 124.
    4. 12345678Широкорад А.Б.
      Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 655-656.
    5. Желтов И.Г. и др.
      Танки ИС. Боевое применение. — (Танкомастер, спецвыпуск 2004 г.).
    6. 1234Иванов А.
      Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — С. 4-6.
    7. 12Шунков В. Н.
      Красная Армия. — С. 125.
    8. М. Коломиец.
      Бои у реки Халхин-Гол // Фронтовая иллюстрация, № 2, 2002
    9. Широкорад А. Б.
      Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 631-632. — 848 с.
    10. Широкорад А. Б.
      Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 684. — 848 с.
    11. 12Свирин М., Коломиец М.
      Курская дуга. — М.: ЭксПринт НВ, 1998. — 80 с.
    12. История. Великая Отечественная война 1941-1945 – www.webcitation.org/5w2uMQaGW. Мотовилихинские заводы
      . Архивировано из первоисточника – mz.perm.ru/about/history/pg1/17/ 27 января 2011.
    13. 12
      Military Balance 2007. — С. 196.
    14. Широкорад А. Б.
      Бог войны Третьего рейха. — С. 80.
    15. Юрчин В.
      Сухопутные войска Сирии – www.webcitation.org/5w2uO4CIG.
      Зарубежное военное обозрение, №9, 1997
      . Архивировано из первоисточника – commi.narod.ru/txt/1997/0903.htm 27 января 2011.
    16. Пушка-гаубица МЛ-20 — 152-мм буксируемая пушка-гаубица обр. 1937 г. – www.webcitation.org/5w2uOvAzF. Pointclub.ru
      . Архивировано из первоисточника – www.pointclub.ru/item/428 27 января 2011.
    17. 123
      ARTILLERY PART 6: Heavy Howitzers (150 mm – 155 mm) – www.webcitation.org/5w2uPqvX0 (англ.).
      Jaeger Platoon
      . Архивировано из первоисточника – www.jaegerplatoon.net/ARTILLERY6.htm 27 января 2011.
    18. The Military Balance 2007. — P. 218.
    19. The Military Balance 2007. — P. 104.
    20. The Military Balance 2007. — P. 358.
    21. The Military Balance 2007. — P. 70.
    22. The Military Balance 2007. — P. 234.
    23. The Military Balance 2007. — P. 365.
    24. The Military Balance 2007. — P. 134.
    25. The Military Balance 2007. — P. 138.
    26. The Military Balance 2007. — P. 177.
    27. 12Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г.
      Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.. — С. 1111.
    28. Широкорад А.Б.
      Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1111.
    29. Свирин М.
      Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2008. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-6999-20527-1, ББК 68.513 С24
    30. Широкорад А. Б.
      Бог войны Третьего рейха. — С. 348.
    31. Широкорад А. Б.
      Бог войны Третьего рейха. — С. 102.
    32. Широкорад А. Б.
      Бог войны Третьего рейха. — С. 103.
    33. Широкорад А. Б.
      Бог войны Третьего рейха. — С. 371.
    34. Широкорад А. Б.
      Бог войны Третьего рейха. — С. 105-106.
    35. Широкорад А. Б.
      Бог войны Третьего рейха. — С. 78.
    36. Широкорад А. Б.
      Бог войны Третьего рейха. — С. 76-77.
    37. B.L. 5.5-inch Gun Mk 3 on Carriage 5.5-inch Mks 1 – 2 – www.webcitation.org/5w2uQbr3g (англ.). Nigelef.tripod.com
      . Архивировано из первоисточника – nigelef.tripod.com/55inchsheet.htm 27 января 2011.
    38. Чемберлен П., Дойл Х.
      Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронеавтомобилей, самоходок и полугусеничных машин 1933—1945. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 271 с. — ISBN 5-17-018980-Х
    39. 1234Широкорад А.Б.
      Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 656-661.
    40. 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г. Галерея – www.webcitation.org/5w2uRUOir. Pomnite-nas.ru
      . Архивировано из первоисточника – www.pomnite-nas.ru/gallery.php?GalleryID=1&s_CategorID=46 27 января 2011.
    41. Ссылка на фото. – flamber.ru/files/photos/1162665606/1162725738_f.jpg.

    «Цезари» для бедных

    В чём преимущество колёсной САУ? Эксплуатация дешевле, ремонт проще, дороги целее. Даже зажиточные французы предпочитают колёсныхцезарей».А мы чем хуже?» — спросили сербы.

    Вдохновившись успехом 155-мм колёсной САУ NORA — которая не только стоит на вооружении у сербской армии, но и отправилась в Кению, Бангладеш и Мьянму, — в Сербии разработали SORA со 122-мм лицензионной гаубицей D-30J и прикрутили к ней автомат заряжания. Как заправский ковбой, САУ может выпустить за минуту дваревольверных» барабана по шесть выстрелов. Упоры откидываются в автоматическом режиме, а огонь можно вести с безопасного расстояния с помощью пульта. Впатронташе»-укладке такой ганфайтер возит ещё 40 выстрелов. Кроме того, есть система спутниковой связи и целеуказания.

    В Китае корпорацияНОРИНКО», известная множеством креативных экспортных проектов, решила поставить гаубицу на… джип. Заботливо скопированную у русских гаубицу смонтировали на базе хамвиподобного внедорожника, назвав всё это SH-2. Систему показали в 2007-м, а её 155-мм предшественница SH-1 успела поступить на вооружение той же Мьянмы. Сразу видно, что у бирманцев страсть к колёсам и гаубицам.

    Вездесущие китайцы впихнули Д-30 и на универсальные колёсные платформы ZBL-09, на базе которых построили целую линейку машин: от БТРов до истребителей танков. Колёсная САУ поступила на вооружение НОАК, однакоНОРИНКО» активно продвигает её на внешних рынках.

    А вообще у КНР в рукаве всегда несколько вариантов. На любой вкус, цвет и бюджет.

    ТрадиционнаяГвоздика» — это скучно, решили в Минобороны Казахстана. Нам нужно такое оружие, которое отражало бы наш степной дух и соответствовало национальному театру военных действий! Сказано — Израилем сделано. На не боящийся грязи КАМАЗ в земле обетованной поставили Д-30 на поворотной платформе.

    Система получила навороченную автоматизированную систему управления огнём. Аналогичная стоит на ATMOS 2000. Кстати, именно на ATMOS Израиль меняет старые американские гусеничные М109.

    Все это назвали Semser(«меч» по-казахски). Вскоре восемнадцатьмечей» поступили на вооружение армии Казахстана. Но гладко было на бумаге подписанного договора. Система оказалась не такой быстрой, как предполагалось. Есть информация, что к данному моменту часть САУ не готова. А некоторых участников контракта ищут с собаками и Интерполом. Но, позвольте, существует ли вообще военный контракт без распила?

    В Иране тоже пошла мода на автолафеты: санкции, эмбарго на поставку оружия и скромный военный бюджет способствуют. Берём Д-30 с автоматом заряжания, как у сербов, и КрАЗ-5352. Получаем САУХейдар-41» со скорострельностью до 15 выстрелов в минуту.

    В активно вооружающемся Алжире — одном из лучших клиентов российского ОПК — тоже дошли до такой несложной идеи и исполнили свою вариацию Д-30 в грузовике с четырьмя аутригерами и зарядными ящиками по бортам.

    В Судане решили забронировать колёсную базу КамАЗ-43118. Khalifa GHY02 получила качающуюся часть Д‑30.

    Стрельба ведётся с опущенными упорами, а в зарядных ящиках помещается 45 выстрелов. Впервые установку представили на IDEX-2013.

    Улучшения 122-мм гаубицы обр.1910/30гг в ходе модернизации.

    Основным направлением модернизации выбрано увеличение дальнобойности 122-мм гаубицы, путем введения боеприпасов со снарядом дальнобойной формы. Стрелять из гаубицы обр.1910 гг., таким было возможно исключительно на четвертом заряде, который состоял единственно из основного пакета пороха. Снаряды дальнобойной формы были длиннее старых на 0,64 калибра. Причем эта разница в основном была в запоясковой части, которая у снарядов старого образца практически отсутствовала.

    Попытка выстрелить полным снарядом приводила к разрыву ствола, поскольку при наличии всех пучков отсутствовал внутренний объем необходимый для расширения пороховых газов, резко росла температура и давление. Поэтому стреляли, убрав все пучки за исключением основного пакета. Для исправления ситуации необходимо было удлинить зарядную камору. Что и сделали, расточив ее на один калибр.

    Стрельба новыми снарядами сопровождалась увеличением отдачи, вследствие чего пришлось усилить противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Усиление лафета 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг произошло на этапе серийного производства. Вероятно, этот недостаток выявила эксплуатация в войсках. Стрельба дальнобойной гранатой приводила к увеличению динамических нагрузок, по сравнению с прежним артиллерийским выстрелом. Даже стрельба старым снарядом и вновь введенным метательным зарядом №1 существенно превышала динамические характеристики допустимые для не модернизированной гаубицы.

    Упрочнение лафета естественно сказалась на массе гаубицы обр.1910/30гг ее масса увеличилась до 1466 кг, тогда как не модернизированная 122-мм гаубица весил 1331кг. Наложение расточенного ствола на старый лафет, а также использование старых салазок и противооткатных устройств было запрещено.

    Чтобы исключить эту возможность модернизированные лафеты, противооткатные и стволы стали в обязательном порядке маркировать надписями «упрочненный», «обр.1910/30гг», «удлиненная камора».

    Увеличение дальности стрельбы 122-мм гаубицы обр.1910/30гг заставило изменить прицельные приспособления. Для обр. обр.1910/30гг приняли «нормализованный» прицел. Данный прицел использовался для самых разных артиллерийских систем и отличался только креплением, да нарезкой дистанционных шкал под баллистику конкретного орудия.

    Подвижность и огневая маневренность 122-мм гаубицы обр.1910/30гг остались на прежнем уровне, поскольку сам однобрусный лафет, в также колесный ход не претерпели существенных изменений конструкции. Механизм горизонтальной наводки гаубицы остался прежним. Скорость возки, как и раньше, не превышала шести километров в виду отсутствия какого либо подрессоривания и наличия деревянных колес с металлическим ободом.

    На протяжении 1930 года модернизация полностью завершена. 122-мм гаубица обр.1910/30гг прошла испытания, запущена в производство Мотовилихским заводом и поступила в войска.

    Этап создания.

    В сентябре тридцать седьмого года Артиллерийское управление передало в КБ УЗТМ ТТТ на новую гаубицу. В порядке инициативы к проектированию присоединились коллективы конструкторов КБ зав. №172 во главе Ф.Петровым и грабинское КБ зав. №92.

    Первым с заданием справился завод №172, его опытный образец гаубицы с индексом М-30 поступил для испытаний на АНИОП 11.09.38 г.Для сокращения времени проектирования и упрощения производства в конструкции использовались наработки по отдельным узлам серийных орудий:

    • поршневой затвор взят у 122-мм гаубицы обр. 1910/30г;
    • тормоз отката, с необходимыми изменениями конструкции, от 122-мм гаубицы обр. 1934г (гаубица «Лубок»);
    • колеса от пушки Ф-22;
    • канал ствола в основном повторял тот-же у гаубицы «Лубок».

    В процессе испытаний 122-мм гаубица М-30 прошла более двух с половиной тысяч километров и из нее отстреляли немногим менее двух с половиной тысяч выстрелов. В ходе испытаний проявилась недостаточная прочность станин, которые дважды ломались, недостаточно надежно работал поршневой затвор вследствие ошибки в размерах гильз.

    Полный заряд пороха из шести разновесных зарядов в одной гильзе собрать не смогли, как временная мера он размещался в паре гильз.

    Гаубица испытания не прошла, но по решению комиссии ее рекомендовали к войсковым испытаниям. Спустя короткое время, 27.11.38 г., М-30 с улучшениями по результатам первых испытаний вновь поступила на АНИОП. Испытания в войсках гаубица М-30 проходила с 22.12.38 г. по 10.01.39 г. Армейские испытания показали прежнюю картину – слабы станины, трескавшиеся по сварке, течи жидкости из гидравлики.

    Комиссия заключила, 122-мм гаубица М-30 испытания выдержала, в дальнейших войсковых испытания нет надобности, но выявленные недостатки следует устранить и провести полигонные испытания. Тем не менее, войсковые испытания орудие прошло еще раз, после устранения выявленных дефектов конструкции – летом тридцать девятого года, после чего поступила на вооружение.

    Место в организационно-штатной структуре

    1-й этап конкурса «Мастер-оружейник»

    ВС СССР

    В мотострелковых и танковых дивизиях ВС СССР гаубица Д-30А являлась штатным орудием как полковой так и дивизионной артиллерии. В зависимости от типа полка (мотострелковый или танковый) в его артиллерийском дивизионе могло быть от 2 до 3 гаубичных батарей по 6 орудий в каждом. В артиллерийском полку мотострелковой дивизии, в зависимости от принадлежности к военному округу или группе войск, могло быть до 2 гаубичных артиллерийских дивизионов по 18 орудий в каждом.

    В десантно-штурмовых бригадах в составе сухопутных войск, штатный артиллерийский дивизион состоял из 3 гаубичных батарей по 4 единицы Д-30А в каждом.

    В артиллерийских полках в составе воздушно-десантных дивизий с 70-х годов, 1 из 3 штатных дивизионов имел на своём вооружении 12 единиц Д-30А в 2 гаубичных батареях.

    ВС РФ

    В феврале 2013 года Министр обороны РФ С. К. Шойгу распорядился снять с вооружения и передать на базы хранения до конца 2013 года гаубицы Д-30А, находящиеся в Сухопутных войсках. Взамен войска получат буксируемые гаубицы «Мста-Б» или самоходные артустановки «Акация» калибра 152 мм. Согласно распоряжению Д-30А должны были остаться только на вооружении Воздушно-десантных войск и 56-й десантно-штурмовой бригады Южного военного округа. Но тем не менее, гаубица продолжала использоваться на 7-й военной базе в Абхазии и в новосозданную в 2016 году 30-ю мотострелковую бригаду был включён дивизион гаубиц. Также используется 22-м армейским корпусом Береговых войск ВМФ в Крыму.

    Примечания

    1. Боевой штырь // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
    2. ↑ Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. «Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска».. — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — С. 179—180, 245. — 640 с. — ISBN 978-5-89503-530-6.
    3. . Дата обращения 2 марта 2013.
    4. ↑ . Пресс-служба Южного военного округа
      (12.04.2016). Дата обращения 24 апреля 2022.
    5. . Российская газета (05.12.2019). Дата обращения 10 декабря 2019.
    6. ↑ . Пресс-служба Южного военного округа
      (24.04.2017). Дата обращения 24 апреля 2022.
    7. (недоступная ссылка). Mulitary Industry Corporation
      . Дата обращения 8 июня 2016.
    8. The Military Balance 2016. — P. 180.
    9. The Military Balance 2016. — P. 320.
    10. The Military Balance 2016. — P. 429.
    11. The Military Balance 2016. — P. 178.
    12. The Military Balance 2016. — P. 231.
    13. The Military Balance 2016. — P. 236.
    14. The Military Balance 2016. — P. 183.
    15. The Military Balance 2016. — P. 80.
    16. The Military Balance 2016. — P. 433.
    17. The Military Balance 2016. — P. 297.
    18. The Military Balance 2016. — P. 448.
    19. The Military Balance 2016. — P. 450.
    20. The Military Balance 2016. — P. 184.
    21. The Military Balance 2016. — P. 442.
    22. The Military Balance 2016. — P. 441.
    23. The Military Balance 2016. — P. 324.
    24. The Military Balance 2022. — P. 495.
    25. The Military Balance 2016. — P. 478.
    26. The Military Balance 2016. — P. 334.
    27. The Military Balance 2016. — P. 251.
    28. The Military Balance 2016. — P. 328.
    29. The Military Balance 2016. — P. 491.
    30. The Military Balance 2012. — P. 355.
    31. The Military Balance 2016. — P. 185.
    32. The Military Balance 2016. — P. 239.
    33. The Military Balance 2016. — P. 187.
    34. The Military Balance 2016. — P. 242.
    35. The Military Balance 2022. — P. 455.
    36. The Military Balance 2012. — P. 431.
    37. The Military Balance 2016. — P. 265.
    38. The Military Balance 2016. — P. 393.
    39. The Military Balance 2016. — P. 271.
    40. The Military Balance 2016. — P. 340.
    41. The Military Balance 2016. — P. 342.
    42. The Military Balance 2016. — P. 343.
    43. The Military Balance 2016. — P. 454.
    44. The Military Balance 2012. — P. 443.
    45. The Military Balance 2016. — P. 275.
    46. The Military Balance 2016. — P. 458.
    47. The Military Balance 2016. — P. 276.
    48. The Military Balance 2016. — P. 461.
    49. The Military Balance 2016. — P. 406.
    50. The Military Balance 2016. — P. 347.
    51. The Military Balance 2016. — P. 280.
    52. The Military Balance 2016. — P. 410,411.
    53. The Military Balance 2016. — P. 190.
    54. The Military Balance 2016. — P. 195.
    55. The Military Balance 2016. — P. 201.
    56. The Military Balance 2016. — P. 463.
    57. The Military Balance 2016. — P. 134.
    58. The Military Balance 2016. — P. 354.
    59. The Military Balance 2016. — P. 137.
    60. The Military Balance 2012. — P. 452.
    61. The Military Balance 2016. — P. 471.
    62. The Military Balance 2016. — P. 202.
    63. The Military Balance 2016. — P. 473.
    64. The Military Balance 2016. — P. 203.
    65. The Military Balance 2016. — P. 208.
    66. The Military Balance 2016. — P. 205.
    67. ↑ The Military Balance 2016. — P. 206.
    68. The Military Balance 2016. — P. 93.
    69. The Military Balance 2016. — P. 84.
    70. The Military Balance 2016. — P. 120.
    71. The Military Balance 2016. — P. 444.
    72. The Military Balance 2016. — P. 91.
    73. The Military Balance 2016. — P. 445.
    74. Рузаев С.В.
      Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2022. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.

    Как транспортируется артиллерийское орудие?

    Для Д-30 предусмотрен стандартное тяговое средство – “Урал-4320”. По асфальтированному и бетонированному покрытию данное орудие транспортируют с максимально допустимой скоростью 80 км/ч. Буксировка на покрытой снегом поверхности происходит с использованием специальной лыжной установки. Однако, как утверждают специалисты, в данном случае производить артиллерийский огонь из орудия становится невозможно. Благодаря небольшим габаритно-весовым характеристикам, Д-30 транспортируется также с применением вертолетов. Не исключается возможность десантирования гаубицы при помощи парашюта.

    Начало создания

    Первые варианты артиллерийских орудий, обеспечивающих навесную стрельбу, были разработаны в XIV веке европейскими оружейниками. До этого для уничтожения противника применялась прямая наводка. С появлением разрывных боеприпасов гаубичную артиллерию начали широко использовать при осаде и штурме вражеских укреплений. Звездный час пушек настал в годы Первой мировой войны. Поскольку боевые действия были позиционного характера, подобная артиллерия оказалась очень кстати. Пушки использовались обеими враждующими сторонами. Как утверждают специалисты, в первую мировую снаряды были намного эффективнее чем стрелковое оружие и отравляющие газы. В Великую Отечественную советская армия широко использовала артиллерийские навесные орудия – гаубицы М-30. Однако Н. Хрущев, посчитав данный тип вооружения анахронизмом, существенно затормозил дальнейшие работы по усовершенствованию гаубиц. По его убеждению, будущее было за реактивными ракетами. В результате, как утверждают эксперты, ствольная артиллерия отстала на несколько лет. Только в 60-х годах советские конструкторы начали создавать новую дивизионную 122-миллиметровую гаубицу, которой планировалось заменить легендарную М-30, разработанную Ф. Петровым. Данному конструктору было поручено создать также и гаубицу Д-30.

    Модификации

    Д-30 в парке «Патриот».

    • Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.
    • Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;
    • 2А18М-1 — добавлен досылатель;
    • Д-30J — югославская модификация;
    • «Саддам» — иракская модификация;
    • Type-96 — китайская версия;
    • «Халифа» — суданская версия;
    • Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.
    • «Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118

    Как работает?

    Как утверждают специалисты, чтобы привести гаубицу в боевое положение расчету понадобится не более трех минут. Одну станину оставляют в неподвижном положении, остальные раздвигают на 120 градусов. Благодаря такой конструкции лафета из орудия стало возможным осуществлять круговую стрельбу без его смещения.

    Д-30 оборудована клиновым полуавтоматическим затвором. В течение одной минуты из данной артиллерийской единицы можно произвести до восьми выстрелов. Благодаря особой ствольной компоновке (дульный тормоз и накатник расположены в верхней части) линия огня снижена и составляет 900 м. Как утверждают специалисты, за счет сниженных габаритов Д-30 менее заметна. Благодаря небольшой линии огня, гаубица идеальна для противотанковой обороны.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]