рЮЙ ФЕ ЙЮЙ Х Б цЕПЛЮМХХ, Б бЕКХЙНАПХРЮМХХ Й ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛ Б НАКЮЯРХ РСПАНПЕЮЙРХБМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ ОПХЯРСОХКХ ЕЫЕ ДН МЮВЮКЮ бРНПНИ ЛХПНБНИ БНИМШ. хЛХ ПСЙНБНДХК тПЩМЙ сХРРК, АШБЬХИ КЕРВХЙ, НЯМНБЮБЬХИ Б 1936 Ц. Б кЧРРЕПСНПРЕ ЙНЛОЮМХЧ «оЮСЩП ДФЕРЯ». б ЯЕПЕДХМЕ 1939 Ц. НМ СФЕ ХЛЕК ПЮАНРЮЧЫХИ МЮ ЯРЕМДЕ ДБХЦЮРЕКЭ РЪЦНИ 270 ЙЦ. я ЛЮРЕПХЮКЮЛХ ОН ЯБНЕИ ПЮГПЮАНРЙЕ Б ЮБЦСЯРЕ РНЦН ФЕ ЦНДЮ сХРРК ЪБХКЯЪ Б ЙНМЯРПСЙРНПЯЙНЕ АЧПН ЙНЛОЮМХХ «цКНЯРЕП ЩИПЙПЮТР» Б аПНЙСНПРЕ Х ОПЕДКНФХК ЦКЮБМНЛС ЙНМЯРПСЙРНПС дФНПДФС йЮПРЕПС ЯНБЛЕЯРМН ЯНГДЮРЭ ЯЮЛНКЕР ОПХМЖХОХЮКЭМН МНБНЦН РХОЮ. йЮПРЕПЮ ХДЕЪ ГЮХМРЕПЕЯНБЮКЮ, Х НМ Я ЦПСООНИ ЙНККЕЦ ОНЕУЮК ОНЯЛНРПЕРЭ РБНПЕМХЕ сХРРКЮ. хДЕЪ ДЕИЯРБХРЕКЭМН БШЦКЪДЕКЮ ГЮЛЮМВХБН: ЯНГДЮРЭ МЕВРН РЮЙНЕ, ВЕЦН МХЙРН ЕЫЕ МЕ БХДЕК (ЮМЦКХИЯЙХЕ ХЯРНВМХЙХ МХВЕЦН МЕ ЦНБНПЪР Н РНЛ, ОНЯРСОЮКЮ КХ Б бЕКХЙНАПХРЮМХЧ ПЮГБЕДШБЮРЕКЭМЮЪ ХМТНПЛЮЖХЪ Н ПЮАНРЮУ МЕЛЖЕБ).
йНЦДЮ йЮПРЕП ЯДЕКЮК ОЕПБШЕ БЮПХЮМРШ ЙНЛОНМНБЙХ, АШК ГЮЙКЧВЕМ НТХЖХЮКЭМШИ ЙНМРПЮЙР Я ЛХМХЯРЕПЯРБНЛ ЮБХЮЖХХ МЮ ОНЯРПНИЙС НОШРМНИ ЛЮЬХМШ. щРН ОПНХГНЬКН 3 ТЕБПЮКЪ 1940 Ц. яЮЛНКЕР ЯВХРЮКЯЪ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМШЛ, ВРН ОНДРБЕПФДЮКНЯЭ АСЙБНИ «е» Б НАНГМЮВЕМХХ РЕУМХВЕЯЙНЦН ГЮДЮМХЪ (е.28/39), МН ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ, ВРН НМ ЛНФЕР ЯРЮРЭ НЯМНБНИ ДКЪ ПЮГПЮАНРЙХ ЯЙНПНЯРМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ-ОЕПЕУБЮРВХЙЮ Я НЦНБНПЙНИ «ЕЯКХ ОНГБНКЪР НЦПЮМХВЕМХЪ ЦЮАЮПХРНБ Х БЕЯЮ БНГЛНФМНЯРЪЛХ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ». б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ ЯНАХПЮКХЯЭ СЯРЮМНБХРЭ БННПСФЕМХЕ ХГ ВЕРШПЕУ ОСКЕЛЕРНБ ЙЮКХАПЮ 7,69 ЛЛ Я НАЫХЛ АНЕГЮОЮЯНЛ 2000 ОЮРПНМНБ.
яЮЛНКЕР ОН ГЮДЮМХЧ е.28/39, ОНКСВХБЬХИ МЮГБЮМХЕ «оЮИНМХП», ОНЯРПНХКХ Б МЮВЮКЕ 1941 Ц. Б НДМНЛ ХГ ЦЮПЮФЕИ Б вЕКРЕМУЕЛЕ, ЯРЮБЬЕЛ Я МЮВЮКНЛ БНИМШ ТХКХЮКНЛ ЮБХЮГЮБНДЮ. щРН АШК МЕАНКЭЬНИ ЖЕКЭМНЛЕРЮККХВЕЯЙХИ ЛНМНОКЮМ Я РПЕУЙНКЕЯМШЛ ЬЮЯЯХ. 15 ЛЮЪ НМ БОЕПБШЕ ОНДМЪКЯЪ Б БНГДСУ. мЮ МЕЛ ЯРНЪК ДБХЦЮРЕКЭ W. 1 РЪЦНИ 390 ЙЦ. пЕЯСПЯ ЛНРНСЯРЮМНБЙХ ЯНЯРЮБКЪК БЯЕЦН 10 ВЮЯНБ.
уНРЪ ДН ЯЙНПНЯРХ 612 ЙЛ/В, ОПЕДСЯЛНРПЕММНИ Б ГЮДЮМХХ, «оЮИНМХП» МЕ ДНРЪМСК (ГЮДЮМХЕЛ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ, ВРН сХРРК ОНДМХЛЕР РЪЦС ДН 545 ЙЦ), МН ДЮФЕ ЯН ЯБНХЛ ЛЮКНЛНЫМШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ НМ ОНЙЮГЮК АНКЕЕ 480 ЙЛ/В, ДНЙЮГЮБ ОЕПЯОЕЙРХБМНЯРЭ ОПХЛЕМЕМХЪ ПЕЮЙРХБМНИ РЪЦХ. дБЮ РЮЙХУ ЯЮЛНКЕРЮ ЯКСФХКХ ЙЮЙ КЕРЮЧЫХЕ ЯРЕМДШ ДН 1944 Ц. Я ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМНИ ГЮЛЕМНИ ЯХКНБШУ СЯРЮМНБНЙ МЮ БЯЕ АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЕ.
йНЦДЮ «оЮИНМХП» РНКЭЙН ОПНЕЙРХПНБЮКХ, йЮПРЕПС СФЕ ЯРЮКН ЪЯМН, ВРН ХЯРПЕАХРЕКЪ ХГ МЕЦН МХЙЮЙ МЕ ОНКСВХРЯЪ. рЪЦЮ НДМНЦН ДБХЦЮРЕКЪ АШКЮ ЯРНКЭ ЛЮКЮ, ВРН ЯЮЛНКЕР ОПНЯРН МЕ ЯЛНЦ АШ ОНДМЪРЭЯЪ Я ЦПСГНЛ БННПСФЕМХЪ Х ПЮГКХВМНЦН БНЕММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ. йНМЯРПСЙРНП МЕ БХДЕК МХЙЮЙНИ ЮКЭРЕПМЮРХБШ ОЕПЕУНДС МЮ ДБСУЛНРНПМСЧ ЙНЛОНМНБЙС. б ЮБЦСЯРЕ 1940 Ц. НМ ЯДЕКЮК ОЕПБШЕ ПЮЯВЕРШ РЮЙНИ ЛЮЬХМШ, ПЮЯЯЛНРПЕБ РПХ БЮПХЮМРЮ ПЮГЛЕЫЕМХЪ ДБХЦЮРЕКЕИ: Б ТЧГЕКЪФЕ, ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ Х МЮ ЙПШКЕ. бШАПЮКХ ОНЯКЕДМХИ, РЮЙ ЙЮЙ НМ НАЕЯОЕВХБЮК МЮХАНКЕЕ СДНАМШИ ОНДУНД Й НВЕМЭ ЙЮОПХГМШЛ ЕЫЕ ЛНРНПЮЛ. я СВЕРНЛ ЩЯЙХГМШУ ОПНПЮАНРНЙ йЮПРЕПЮ ЛХМХЯРЕПЯРБН ЮБХЮЖХХ БШДЮКН ТХПЛЕ «цКНЯРЕП» НТХЖХЮКЭМНЕ ГЮДЮМХЕ F.9/40 МЮ РЪФЕКШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-ОЕПЕУБЮРВХЙ Я БННПСФЕМХЕЛ ХГ ЬЕЯРХ 20-ЛЛ ОСЬЕЙ (ЯН 120 ЯМЮПЪДЮЛХ ЙЮФДЮЪ) Х ПЮГЛЕЫЕМХЕЛ КЕРВХЙЮ Б БШЯНРМНЛ ЯЙЮТЮМДПЕ. оНГДМЕЕ ОНЯКЕДМЕЕ РПЕАНБЮМХЕ ХГЛЕМХКХ — ОНМЮДНАХКЮЯЭ ЦЕПЛНЙЮАХМЮ.
б ДЕЙЮАПЕ 1940 Ц. ЙНМЯРПСЙРНПШ СФЕ ГЮБЕПЬХКХ НАЫСЧ ЙНЛОНМНБЙС ЛЮЬХМШ, НАНГМЮВЕММНИ G.41. хЯРПЕАХРЕКЭ ПЮЯЯВХРШБЮКЯЪ МЮ ЛЮЯЯНБНЕ ОПНХГБНДЯРБН Я ОПХБКЕВЕМХЕЛ ОПЕДОПХЪРХИ-ЯСАОНДПЪДВХЙНБ. йНМЯРПСЙЖХЪ ЕЦН ОПЕДОНКЮЦЮКЮ ВКЕМЕМХЕ МЮ ПЪД ЙПСОМШУ СГКНБ, ЯНАХПЮБЬХУЯЪ МЕГЮБХЯХЛН ДПСЦ НР ДПСЦЮ. мНЯНБЮЪ ВЮЯРЭ БЙКЧВЮКЮ ОХКНРЯЙСЧ ЙЮАХМС, ОСЬЙХ Х МНЯНБСЧ ЯРНИЙС ЬЮЯЯХ. цЕПЛНЙЮАХМЮ ЯНГДЮБЮКЮЯЭ Б ЯНРПСДМХВЕЯРБЕ Я ТХПЛНИ «сЩЯРКЕМД», ЙНРНПЮЪ ОПЕДНЯРЮБХКЮ ВЕПРЕФХ, ЯДЕКЮММШЕ ДКЪ ЯБНЕЦН БШЯНРМНЦН ОЕПЕУБЮРВХЙЮ (ОНПЬМЕБНЦН). тНМЮПЭ ЙЮАХМШ НРЙХДШБЮКЯЪ БАНЙ. оСЬЙХ ЯРНЪКХ ОНОЮПМН ЯКЕБЮ, ЯОПЮБЮ Х ОНД ЙЮАХМНИ. оНЯКЕДМЪЪ ОЮПЮ ПЮЯОНКЮЦЮКЮЯЭ НВЕМЭ МЕСДНАМН, Х ГЮЙЮГВХЙ ЯНЦКЮЯХКЯЪ НР МЕЕ НРЙЮГЮРЭЯЪ, МН БГЮЛЕМ ОНРПЕАНБЮК СБЕКХВХРЭ АНЕГЮОЮЯ НЯРЮБЬХУЯЪ ОСЬЕЙ ДН 150 ЯМЮПЪДНБ МЮ ЯРБНК. жЕМРПЮКЭМЮЪ ВЮЯРЭ ТЧГЕКЪФЮ БШОНКМЪКЮЯЭ ХМРЕЦПЮКЭМН Я ЖЕМРПЮКЭМНИ ЯЕЙЖХЕИ ЙПШКЮ Х ЛНРНЦНМДНКЮЛХ. б МЕИ МЮУНДХКХЯЭ РНОКХБМШИ АЮЙ Х ЯМЮПЪДМШЕ ЙНПНАЮ. хМРЕПЕЯМЮ СБЪГЙЮ ДБХЦЮРЕКЪ Я ЙПШКНЛ: НМ ЙПЕОХКЯЪ Й ОЕПЕДМЕЛС КНМФЕПНМС Х МЮЯЙБНГЭ ОПНУНДХК ВЕПЕГ ГЮДМХИ, Б ЙНРНПНЛ ЯДЕКЮКХ ЯОЕЖХЮКЭМНЕ ЙНКЭЖЕБНЕ ЦМЕГДН. нЯМНБМШЕ ЯРНИЙХ ЬЮЯЯХ СЙКЮДШБЮКХЯЭ Б ЙПШКН, Ю МЕ Б ЛНРНЦНМДНКШ. уБНЯРНБЮЪ ВЮЯРЭ НРЯРШЙНБШБЮКЮЯЭ ОН ЯРПХМЦЕПЮЛ Х ЙНМЯРПСЙРХБМН ОПЕДЯРЮБКЪКЮ ЯНАНИ РПЮДХЖХНММШИ ОНКСЛНМНЙНЙ. яРЮАХКХГЮРНП йЮПРЕП ОПХОНДМЪК МЕНАШВМН БШЯНЙН, НОЮЯЮЪЯЭ БКХЪМХЪ МЮ ПСКХ ПЕЮЙРХБМШУ ЯРПСИ.
лНДЕКЭ МНБНЦН ЯЮЛНКЕРЮ СЯОЕЬМН ОПНЬКЮ ОПНДСБЙХ Б ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ РПСАЕ.
б ЪМБЮПЕ 1941 Ц. ТХПЛЮ ОПЕДЗЪБХКЮ ОНКМНПЮГЛЕПМШИ ЛЮЙЕР ТЧГЕКЪФЮ Я НДМНИ ЙНМЯНКЭЧ. оНЯКЕ БМЕЯЕМХЪ МЕНАУНДХЛШУ ОНОПЮБНЙ, 2 ТЕБПЮКЪ ЕЦН НЙНМВЮРЕКЭМН НДНАПХКХ. рЕОЕПЭ МЮЯРСОХКН БПЕЛЪ ПЮАНВХУ ВЕПРЕФЕИ; ХУ МСФМН АШКН НЙНКН 3000. дКЪ СЯЙНПЕМХЪ ПЮАНРШ БШОСЯЙ ВЕПРЕФЕИ СГКНБ ВЮЯРХВМН ОЕПЕДЮКХ АСДСЫХЛ ХГЦНРНБХРЕКЪЛ, Ю РЮЙФЕ ОПХБКЕЙКХ ЙНМЯРПСЙРНПНБ ТХПЛШ «юПЛЯРПНМЦ сХРБНПР».
пЕЬХКХ ЯРПНХРЭ ЯПЮГС 12 НОШРМШУ ЯЮЛНКЕРНБ. мЮ ОЕПБНЛ УНРЕКХ БЕЯРХ ГЮБНДЯЙХЕ ХЯОШРЮМХЪ, МЮ БРНПНЛ -ДНБНДХРЭ ДБХЦЮРЕКХ, МЮ РПЕРЭЕЛ — ХЯОШРШБЮРЭ ЦЕПЛНЙЮАХМС Х БННПСФЕМХЕ, МЮ ВЕРБЕПРНЛ — НАНПСДНБЮМХЕ, Ю ОЪРШИ ЯНАХПЮКХЯЭ ОПЕДЗЪБХРЭ МЮ НТХЖХЮКЭМШЕ ХЯОШРЮМХЪ. ьЕЯРНИ ДНКФЕМ АШК НРОПЮБХРЭЯЪ ГЮ НЙЕЮМ: Б ОНПЪДЙЕ НАЛЕМЮ НОШРНЛ ЕЦН УНРЕКХ «ЛЮУМСРЭ» МЮ ОЕПБШИ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХИ ПЕЮЙРХБМШИ ЯЮЛНКЕР уп-59 «щИПЮЙНЛЕР». дБЕ ЛЮЬХМШ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ ОЕПЕДЮРЭ ДКЪ ХЯЯКЕДНБЮМХИ Б МЮСВМН-ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХИ ХМЯРХРСР RAE, ЕЫЕ ДБЕ ДЕПФЮРЭ Б ПЕГЕПБЕ, Ю ДБЕ ОНЯКЕДМХУ ЯДЮРЭ ббя ДКЪ НАСВЕМХЪ КЕРВХЙНБ Х НРПЮАНРЙХ РЮЙРХЙХ ОПХЛЕМЕМХЪ МНБНИ РЕУМХЙХ. щРЮ ЯЕПХЪ ДНКФМЮ АШКЮ АШРЭ БННПСФЕМЮ ОН ОЕПБНМЮВЮКЭМНИ ЯУЕЛЕ — ЬЕЯРЭЧ ОСЬЙЮЛХ.
оН ОКЮМС ОЕПБШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ РПЕАНБЮКНЯЭ ЯНАПЮРЭ Й ТЕБПЮКЧ 1942 Ц. мЕ ДНФХДЮЪЯЭ ЦНРНБМНЯРХ УНРЪ АШ НДМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ, 21 ХЧМЪ 1941 Ц. ТХПЛЕ БШДЮКХ ГЮЙЮГ ЯПЮГС МЮ 300 ЯЕПХИМШУ ЛЮЬХМ.
лХМХЯРЕПЯРБН Х «цКНЯРЕП» ЯНЯРЪГЮКХЯЭ, ХГНАПЕРЮЪ ДКЪ ПЕЮЙРХБМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ БЯЕ АНКЕЕ ГБСВМШЕ ХЛЕМЮ: «рЕППХТЮИРЕП» Х «рЮМДЕПАНКР», «жХЙКНМ» Х «сЮИКДТЮИП», «щБЕМДФЕП» Х «яЙЮИПНЙЕР», «дНМРКЕЯЯ» Х «рЮИПЕМР», «бЮИНКЕМР» Х «бНПРЕЙЯ» оПЕДКЮЦЮКХЯЭ ДЮФЕ «юММХУХКЕИРНП», «щИЯ» Х «пЕОЕП». кХЬЭ Б ТЕБПЮКЕ 1942 Ц. МЮЙНМЕЖ НЯРЮМНБХКХЯЭ МЮ РНЛ МЮГБЮМХХ, ЙНРНПНЕ ЯРЮКН РЮЙ ОПХБШВМН — «лЕРЕНП».
нДМЮЙН БНОПЕЙХ НОРХЛХЯРХВМШЛ ОКЮМЮЛ, ОПНХГБНДЯРБН ГЮРНПЛНГХКНЯЭ. вЮЯРЭ ОНЯРЮБЫХЙНБ (Ю СГКШ ХГЦНРНБКЪКХЯЭ ОПХЛЕПМН ДЕЯЪРЙНЛ ГЮБНДНБ) МЕ СКНФХКЮЯЭ Б ЯПНЙХ. бНГМХЙКХ ОПНАКЕЛШ Я БГЮХЛНГЮЛЕМЪЕЛНЯРЭЧ. пЮГБЮКХКЯЪ МЮ ОПНВМНЯРМШУ ХЯОШРЮМХЪУ ГЮДМХИ КНМФЕПНМ ЙПШКЮ, Х ЕЦН ОПХЬКНЯЭ ОЕПЕЙНМЯРПСХПНБЮРЭ, ОПХЛЕМХБ ЛЕЯРЮЛХ БГЮЛЕМ КЕЦЙХУ ЯОКЮБНБ КЕЦХПНБЮММСЧ ЯРЮКЭ. мН УСФЕ БЯЕЦН НАЯРНЪКН ДЕКН Я ДБХЦЮРЕКЪЛХ. мЮ ЯЮЛНКЕР ЯНАХПЮКХЯЭ ОНЯРЮБХРЭ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШЕ W.2B РЪЦНИ ОН 500-545 ЙЦ, ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН ЙНРНПШУ НЯБЮХБЮКЮ ТХПЛЮ «пНБЕП ЛНРНП» ОНД МЮГБЮМХЕЛ «сЩККЮМД».
оЕПБШИ ДБХЦЮРЕКЭ ОПХАШК МЮ ЯАНПЙС РНКЭЙН 20 ЛЮЪ 1942 Ц., ДЮ Х ЦНДХКЯЪ НМ РНКЭЙН ДКЪ МЮГЕЛМШУ ХЯОШРЮМХИ.
оНДЯРПЮУНБШБЮЪЯЭ, ЛХМХЯРЕПЯЙХЕ ВХМНБМХЙХ ТНПЯХПНБЮКХ ПЮГПЮАНРЙХ ЙНМЙСПХПСЧЫХУ ТХПЛ, МЮВЮБЬХУ ПЮАНРС ГМЮВХРЕКЭМН ОНГФЕ сХРРКЮ. «дЕ уЕБХККЕМД ЩИПЙПЮТР» ЦНРНБХКЮ ДБХЦЮРЕКЭ м.1 «цНАКХМ» Я РЮЙХЛ ФЕ ЖЕМРПНАЕФМШЛ ЙНЛОПЕЯЯНПНЛ, ЙЮЙ Х МЮ W.2B, Ю «лЕРПНОНКХРЩМ бХЙЙЕПЯ» — F.2 Я НЯЕБШЛ ЙНЛОПЕЯЯНПНЛ. 4 ХЧКЪ «цКНЯРЕП» ОНКСВХКЮ ПЮЯОНПЪФЕМХЕ ОНДЦНРНБХРЭ ДКЪ ХУ СЯРЮМНБЙХ ДБЮ НОШРМШУ ЯЮЛНКЕРЮ.
й ЩРНЛС БПЕЛЕМХ ОЕПБШИ «лЕРЕНП» Я МНЛЕПНЛ DG 202/G СФЕ АЕЦЮК ОН КЕРМНЛС ОНКЧ, МН БГКЕРЮРЭ Я ЕЦН ДБХЦЮРЕКЪЛХ АШКН ПХЯЙНБЮММН. W.2B НОПНАНБЮКХ МЮ «оЮИНМХПЕ» Х МЮ КЕРЮЧЫЕИ КЮАНПЮРНПХХ, ОЕПЕДЕКЮММНИ ХГ АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ «бЕККХМЦРНМ», МН ЩРН РЮЙФЕ АШКХ НАПЮГЖШ Я НЦПЮМХВЕММНИ МЮДЕФМНЯРЭЧ. й ЙНМЖС НЙРЪАПЪ СФЕ ЯРЮКХ ОНЦНБЮПХБЮРЭ НА НРЙЮГЕ НР «лЕРЕНПЮ» БННАЫЕ Х ОПЕЙПЮЫЕМХХ ТХМЮМЯХПНБЮМХЪ ОПНЦПЮЛЛШ. оНЙЮ ГЮЙЮГ ХГЛЕМХКХ ДН ЬЕЯРХ НОШРМШУ ЩЙГЕЛОКЪПНБ Х ОПЕДКНФХКХ ТХПЛЕ «цКНЯРЕП» ЯРПНХРЭ ОЮКСАМШЕ ХЯРПЕАХРЕКХ «яХТЮИП» IX.
мЮЙНМЕЖ 28 МНЪАПЪ МЮ ГЮБНД ОПХБЕГКХ ОЕПБШИ ДБХЦЮРЕКЭ, ОПХЦНДМШИ ДКЪ ОНКЕРНБ. мН ЩРН АШК МЕ W.2B, Ю м.1. 12 ЪМБЮПЪ 1943 Ц. ОПХАШК Х БРНПНИ. хУ ЯЛНМРХПНБЮКХ МЮ ЯЮЛНКЕРЕ DG 206/G. оНЯЙНКЭЙС м.1 ХЛЕК АНКЭЬХИ ДХЮЛЕРП, ОПХЬКНЯЭ ОЕПЕДЕКШБЮРЭ ГЮДМХИ КНМФЕПНМ Х ЛНРНЦНМДНКС. щРН ЯДЕКЮКХ ЕЫЕ Б ЯЕМРЪАПЕ ОПНЬКНЦН ЦНДЮ, ОНКСВХБ ЛЮЙЕРШ ДБХЦЮРЕКЕИ м.1 Х F.2.
5 ЛЮПРЮ КЕРВХЙ лЮИЙК дНМР БОЕПБШЕ ОНДМЪК ЩРНР ЯЮЛНКЕР Б БНГДСУ Я БГКЕРМНИ ОНКНЯШ Б йПЕМСЩККЕ. б ЮОПЕКЕ-ЛЮЕ МЮ ЩРНИ ФЕ ЛЮЬХМЕ ЯНБЕПЬХКХ ЕЬЕ МЕЯЙНКЭЙН ОНКЕРНБ, ОНЯКЕ ВЕЦН ХЯОШРЮМХЪ ОЕПЕМЕЯКХ МЮ АНКЕЕ ОПНЯРНПМШИ ЮЩПНДПНЛ вЮИКЯ-щПЙНКК, Ю ГЮРЕЛ Б аЩПТНПД. мХ ПЮГС ДКХРЕКЭМНЯРЭ ОПЕАШБЮМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ Б МЕАЕ МЕ ОПЕБШЬЮКЮ 20 ЛХМСР.
20 ХЧКЪ БГКЕРЕК DG 205/G Я ДБХЦЮРЕКЪЛХ W.2B/23, 24 ХЧКЪ — ЮМЮКНЦХВМШИ DG 202/G. б ОНЯКЕДСЧЫХЕ ДБЮ ЛЕЯЪЖЮ НАЮ НМХ ХМРЕМЯХБМН ХЯОШРШБЮКХЯЭ БЛЕЯРЕ Я DG 204/G, НЯМЮЫЕММШЛ ЛНРНПЮЛХ F.2.
нДМЮЙН НЯМЮЯРЙЮ Х ХМЯРПСЛЕМР Я ЯЮЛНЦН МЮВЮКЮ ЦНРНБХКХЯЭ ДКЪ ЯЕПХИМНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ БЮПХЮМРЮ Я «сЩК-КЕМДЮЛХ». оЕПБНИ ЯЕПХИМНИ ЛНДХТХЙЮЖХЕИ ЯРЮК «лЕРЕНП» F.I
, НМ ФЕ G.41A. нОШРМШИ НАПЮГЕЖ ЕЕ, ЯЮЛНКЕР ее 210/G, БГКЕРЕК Б ЪМБЮПЕ 1944 Ц. мЮ МЕЛ ЯРНЪКХ ДБХЦЮРЕКХ W.2B/23C, БШОСЫЕММШЕ ТХПЛНИ «пНККЯ-пНИЯ», ЙНРНПЮЪ Б 1942 Ц. ОПХНАПЕКЮ КХЖЕМГХХ МЮ ОЮРЕМРШ сХРРКЮ Х ОНДЙКЧВХКЮ Й ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЧ ЙНМЯРПСЙЖХХ ЯБНИ НЦПНЛМШИ ЬРЮР ЯОЕЖХЮКХЯРНБ. W.2B/23C СФЕ АШКХ МЮЛМНЦН МЮДЕФМЕЕ ЯБНХУ ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙНБ. дКЪ ОНБШЬЕМХЪ СЯРНИВХБНЯРХ ЙПШКС ОПХДЮКХ ОНОЕПЕВМНЕ V, БГДЕПМСБ ЙНМЖШ МЮ 5 ЦПЮДСЯНБ.
F.I ЯВХРЮКЯЪ ОЕПЕУНДМНИ ЛНДЕКЭЧ Й F.III, ЙНРНПШИ ЯНАХПЮКХЯЭ ЯРПНХРЭ Б ЛЮЯЯНБШУ ЙНКХВЕЯРБЮУ. оНЩРНЛС «лЕРЕНПНБ» F.I ГЮЙЮГЮКХ БЯЕЦН 20. рЕЛ МЕ ЛЕМЕЕ, ХЛЕММН ЩРЮ ЛЮЬХМЮ ОЕПБНИ ОНОЮКЮ Б ЯРПНЕБСЧ ВЮЯРЭ ЙНПНКЕБЯЙХУ ббя. 12 ХЧКЪ 1944 Ц. НДХМ РЮЙНИ ЯЮЛНКЕР ДНЯРЮБХКХ МЮ ЮБХЮАЮГС йЮКЛУЩД, ЦДЕ ДХЯКНЖХПНБЮКЮЯЭ 616-Ъ ЩЯЙЮДПХКЭЪ. 616-Ъ НАКЮДЮКЮ НОШРМШЛ КХВМШЛ ЯНЯРЮБНЛ Х БНЕБЮКЮ Я 1940 Ц., КЕРЮЪ МЮ «яОХРТЮИПЮУ» ПЮГМШУ ЛЮПНЙ. б 1943-44 ЦНДЮУ ЕЕ КЕРВХЙХ БШОНКМЪКХ ЯОЕЖХЮКЭМНЕ ГЮДЮМХЕ — ОЕПЕУБЮРШБЮКХ МЮД юМЦКХЕИ МЕЛЕЖЙХЕ БШЯНРМШЕ ПЮГБЕДВХЙХ Ju-86. нА СПНБМЕ ЙБЮКХТХЙЮЖХХ ОХКНРНБ ЩЯЙЮДПХКЭХ ЙНЯБЕММН ЯБХДЕРЕКЭЯРБСЕР РН, ВРН Б МЕИ ВХЯКХКХЯЭ ДБЮ БХМЦ-ЙНЛЛЮМДЕПЮ, ЙНРНПШЛ ОН ГБЮМХЧ ОНКЮЦЮКНЯЭ АШ ЙНЛЮМДНБЮРЭ ОНКЙНЛ. йНЛЮМДХП ЩЯЙЮДПХКЭХ щ. лЮЙДНСЩКК Х ЕЫЕ ОЪРЭ КЕРВХЙНБ ГЮПЮМЕЕ ОПНЬКХ ОЕПЕОНДЦНРНБЙС Б тЮПМАНПН. нМХ ЯРЮКХ ХМЯРПСЙРНПЮЛХ ДКЪ НЯРЮКЭМШУ. оНЯЙНКЭЙС СВЕАМШУ ЯЮЛНКЕРНБ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ МЕ ХЛЕКНЯЭ, РЕУМНКНЦХЪ АШКЮ ОПЕДЕКЭМН ОПНЯРНИ: Я ЙЮАХМШ ЯМХЛЮКХ ТНМЮПЭ, Ю ХМЯРПСЙРНП СЯЮФХБЮКЯЪ БЕПУНЛ МЮ ТЧГЕКЪФ ГЮ ЯОХМНИ ОХКНРЮ. бН БПЕЛЪ ОПНАЕФЕЙ ОН ЮЩПНДПНЛС ХМЯРПСЙРНП ДЮБЮК СЙЮГЮМХЪ ФЕЯРЮЛХ, РЮЙ ЙЮЙ ГЮ ПЕБНЛ РСПАХМ СЯКШЬЮРЭ ВРН-МХАСДЭ АШКН МЕБНГЛНФМН. бНР РЮЙХЛ ЛЮМЕПНЛ ГЮ МЕДЕКЧ ОНДЦНРНБХКХ 32 КЕРВХЙЮ. сВЕАМШИ ОПНЖЕЯЯ НАНЬЕКЯЪ Б ДБЮ «лЕРЕНПЮ» — НДХМ ПЮГАХКХ МЮ РПЕРХИ ДЕМЭ ОПХ ОНЯЮДЙЕ, ДПСЦНИ ПЮЯЯРПЕКЪКХ ХГ ОСЬЕЙ ОПХ МЕНЯРНПНФМНЛ БЙКЧВЕМХХ ЦЮЬЕРЙХ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | Meteor F.Mk.I |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | 13.11 |
дКХМЮ, Л | 12.57 |
бШЯНРЮ, Л | 3.96 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л2 | 34.74 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | 2692 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 6257 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 2 рпд Rolls-Royce W.2B/23C Welland |
рЪЦЮ, ЙЦЯ | 2 У 771 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В | 676 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 2000 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ | 2220 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 15240 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 1 |
бННПСФЕМХЕ: | ВЕРШПЕ 20-ЛЛ ОСЬЙХ |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
вЕПРЕФ «Gloster Meteor F.Mk.1» тНРНЦПЮТХХ: | оПНРНРХО F.9/40 Я ДБХЦЮРЕКЕЛ de Havilland H.1 |
оПНРНРХО F.9/40 Я ДБХЦЮРЕКЕЛ Goblin | |
оПНРНРХО F.9/40 | |
оПЕДЯЕПХИМШИ Meteor F.Mk.1 | |
оПЕДЯЕПХИМШИ Meteor F.Mk.1 | |
Meteor F.Mk.1 | |
Meteor F.Mk.1 | |
Meteor F.Mk.1 | |
Meteor F.Mk.1 | |
Meteor F.Mk.1 | |
Meteor F.Mk.1 | |
йЮАХМЮ ОХКНРЮ Meteor F.9/40 |
яУЕЛШ:
Meteor F.Mk.1 |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
Meteor F.Mk.1 (c) Teodor Liviu Morosanu |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
юБХЮЖХЪ Х йНЯЛНМЮБРХЙЮ 2002-02. бКЮДХЛХП йНРЕКЭМХЙНБ. цКНЯРЕП «лЕРЕНП» пНЯРХЯКЮБ бХМНЦПЮДНБ, юКЕЙЯЮМДП оНМНЛЮПЕБ. пЮГБХРХЕ ЯЮЛНКЕРНБ ЛХПЮ FAQs.org.Greg Goebel.Air Vectors. The Gloster Meteor Vic Flinthman. Post-war military aircraft in British service Putnam. Derek N. James. Gloster Aircraft since 1917 Aircraft in British Military Service 1946 — 1998 Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II William Green, Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighters Aerofax. P. Butler, T. Buttler. Gloster Meteor Motorbuch. Bryan Philpott. Meteor Englands Aufbruch ins Dusenzeitalter SAM. R.J. Caruana, R.A. Franks. The Gloster & AW Meteor Squadron/Signal 1152. Glenn Ashley. Meteor in action Warpaint 22. Tony Buttler. Gloster Meteor Aeroplane Monthly 2014-02. Aeroplane Database. Gloster Meteor F Mk I to F Mk 8 Air Enthusiast 1998-09-01. James Goulding. Meteor Hopefuls L+K 1969-12. Vaclav Nemecek. Gloster G.41 Meteor Mk.I az III L+K 2004-01. Miroslav Balous. Gloster Meteor Mk.III |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2018
Meteor F.III
В декабре 1944 года на вооружение частей стала поступать новая модификация “Метеора” — G-41C, или Meteor F.III. Всего построили 210 машин, последний серийный самолет собрали в 1947 году. Основными отличиями третьей модификации были: новый сдвижной фонарь с улучшенным обзором (старый при открывании откидывался в сторону) более прочная конструкция планера и увеличенный запас топлива во внутренних баках. Первые 15 самолетов оснащались двигателями W.2B, а остальные имели Rolls-Royce Derwent I с тягой 900 кг. Более тяжелые двигатели изменили центровку самолета, которую исправили путем увеличения балласта в носовой части. Летчики сразу оценили возросшую мощность силовой установки, ведь теперь Meteor мог выполнять любые маневры, вплоть до сложного пилотажа. Конструкторы, опасаясь превышения допустимых перегрузок, предусмотрительно “подрезали крылышки” воздушным акробатам, повысив нагрузку на ручку управления. Новая модификация не была лишена недостатков. Они начинали проявляться на больших скоростях, выражаясь в бафтинге и опасной тенденции к затягиванию в пикирование. Для сравнения характеристик Meteor F.III с поршневыми машинами англичане провели несколько учебных воздушных боев с грозой ФАУ — истребителем Tempest Mk.V. В отчете говорилось о том, что Meteor превосходит Tempest практически по всем параметрам. Немного портят впечатление завышенные усилия на ручке управления и тряска на больших скоростях, которая мешает прицеливанию.
В начале 1945 года две эскадрильи Meteor F.III перелетели на континент, где они применялись для штурмовых ударов. В воздушных боях самолеты не участвовали. Командование запрещало летчикам ввязываться в воздушные бои, опасаясь возможного захвата сбитого самолета немцами. Известно только два случая использования реактивного истребителя по назначению. Первый произошел 2 мая 1945 года, когда пилот “Метеора” безуспешно пытался перехватить легкий самолет Fi.156 Storch, который легко ушел от преследования, маневрируя на малой высоте. Второй случай чуть было не закончился трагедией. Четыре “Метеора” обнаружили группу FW- 190 и начали выходить в положение для атаки, на их беду рядом оказались несколько истребителей Tempest и Spitfire. Британские летчики увидели реактивные самолеты, решили, что это Ме-262 и бросились на перехват. “Метеорам” пришлось спасаться бегством.
После окончания войны два Meteor F.III оснастили тормозными крюками, после чего они совершили несколько взлетов и посадок с палуб авианосцев Illustrious и Implacable. В целом, палубные “Метеоры” произвели благоприятное впечатление, но моряки решили ожидать выпуска специализированного палубного истребителя Supermarine Attacker.
Meteor F.4
Продолжая работать над улучшением истребителя, фирма Gloster начала действовать в двух направлениях: совершенствование аэродинамики и замена двигателей на более мощные. Сначала самолет начали исследовать в аэродинамической трубе. Оказалось, что львиную долю лобового сопротивления дают “пузатые” двигательные гондолы. Придав им более вытянутую форму, инженерам удалось увеличить максимальную скорость полета на 120 км/ч. Изменения воплощались немедленно, и последние серийные Meteor F.III уже выкатывались из сборочного цеха с новыми гондолами.
Следующим шагом стала замена двигателей на ТРД Rolls-Royce Derwent 5 с тягой 1590 кг. Ожидаемое увеличение максимальной скорости полета и, как следствие, увеличение скоростного напора и перегрузок во время маневрирования потребовало нового усиления конструкции планера. 17 июля 1945 года в воздух поднялся первый образец модернизированного самолета. Ему дали обозначение — Meteor F.4 (фирменное обозначение G-41F). Ожидания конструкторов полностью оправдались, максимальная скорость полета достигла 941,3 км/ч.
Несмотря на существенное улучшение характеристик, правительство не торопилось заказывать серию F.4, оплачивая только разработку и летные испытания, считая, что мировая послевоенная обстановка пока не требует новых вооружений. Руководство фирмы стало думать о продаже партии самолетов за рубеж, а торговля, как и самолет, требует двигателя — рекламы. На одном из совещаний было решено попытаться установить на “Метеоре” первый послевоенный рекорд скорости, тогда пресса устроит шумиху по этому поводу, будет расхваливать самолет, и от желающих купить — отбоя не будет. Для реактивного истребителя поставленная задача не представляла большой сложности, ведь последний рекорд 755,14 км/ч, принадлежал немцам, и его установили еще до войны на поршневом истребителе Ме-209.
Подготовка к рекордному полету началась в конце октября 1945 года. Инженеры сняли с F.4 пушки, а отверстия в обшивке закрыли накладками. 7 ноября 1945 года военный пилот Н. J. Wilson добился поставленной цели, Международная авиационная федерация зарегистрировала рекорд скорости — 975,67 км/ч. В одно мгновение известный только узкому кругу специалистов “Метеор” стал мировой знаменитостью. Фирма отправила один самолет, в яркой красно-белой окраске, в рекламное турне по Европе. Через год, подозревая, что американцы хотят превзойти британское достижение, Meteor F.4 опять дорабатывают. На этот раз более серьезно, уменьшая размах крыла на 1,47 м, и летчик Teddy Donaldson ставит на нем новый рекорд — 990,79 км/ч. Пресса представила это событие как “удивительное” и предсказывала, что новое достижение установлено на продолжительное время.
Руководство Gloster рассчитало все правильно. Первой, почти сразу после начала серийного производства в 1947 году, на рекорд клюнула Аргентина, заказав 100 “удивительных” самолетов. А дальше … за “Метеорами” выстроилась очередь: 48 машин купила Бельгия, 20 — Дания и 12 — Египет. Не забыли F.4 и в своем отечестве — заказ насчитывал 535 самолетов для RAF. К самолету проявили интерес даже в СССР и попытались купить несколько экземпляров, но ухудшение отношений между Востоком и Западом не позволило этой сделке осуществиться.
Уменьшение размаха крыла на рекордном самолете улучшило не только скоростные, но и маневренные характеристики, поэтому было решено внести соответствующие изменения и в серийные самолеты. Первые доработанные истребители поступили на вооружение 77 и 222 эскадрильи Королевских ВВС. Отзывы летчиков о новых истребителях были разными, но в основном критическими. Самолет стал строже в управлении, выросли взлетная и посадочная скорость, а скороподъемность уменьшилась. Неприятные неожиданности подстерегали летчика в полете. Оказалось, что после отстрела боеприпасов нарушалась балансировка самолета. Центр тяжести смещался назад и взятие ручки на себя во время выхода из пикирования или выполнение виражей грозило сваливанием. Тем не менее, массовость производства сделала машину основным английским истребителем. Всего построили 1010 истребителей Meteor F.4.
В 1949 году на основе F.4 фирма разработала двухместную модификацию “Метеора” — Т.7, предназначенную для подготовки и переучивания летчиков. Особую ценность эти учебные машины представляли для стран, покупающих реактивные самолеты впервые. С самолета сняли вооружение, удлинили кабину и увеличили запас топлива. Всего построили около 682 тренировочных самолета.