Т30 Тяжелый танк (T30 Heavy Tank ) опоздавший на войну конкурент Королевского тигра VI Ausf. B, «Ти


Самоходные артиллерийские установки СССР

ВыпущеноМасса тЭкипажВооружение [Боезапас]Скорость км/чДвигательБроня, мм
лобборткормакрышаднище
ЗИС-30
, 1941
1014,5557мм ЗИС-2 [20] 7,62мм ДТ [756]47ГАЗ M-1 50 л.с.7-100
СУ-76
(СУ-12), 1943
60911,2476,2мм ЗИС-3 [60]44ГАЗ-202 2×70 л.с.15-3577
СУ-76M
(СУ-15М), 1943-44
11 93410,645 / 19ГАЗ-203 2×70 л.с.25-3010-150-1507
СУ-122
(СУ-35), 1942-43
64030,95121,9мм MЛ-30 [40]55 / 25В-2-34 500 л.с.4545452020
СУ-85
(КВ-14), 1943-44
2 33029,6485мм Д-5 [48]
СУ-85М
, 1944
31531,285мм Д-5 [60]50 / 20В-2-34M 520 л.с.75
СУ-100
, 1944-47
2 495 (44-45)31,6100мм Д-10 [34]
СУ-152
, 1943
67045,55152,4мм МЛ-20С [20]43 / 14В-2K 600 л.с.60-7560603020
ИСУ-152
, 1944-
2 674 (44-45)46535 / 18В-2-ИС 520 л.с.9075-90603020
ИСУ-122
, 1944
2 412 (44-45)121,9мм A-19 [30]
ИСУ-122С
, 1944-45
121,9мм Д-25 [30] 12,7мм ДШК [250]

фотогалерея легких САУ

,
фотогалерея средних САУ
,
фотогалерея тяжелых САУ
Танки РККА во второй мировой войне

Т-30 Легкий танк

Разработчик: ГКБ под руководством Астрова Год начала работ: 1941 Год выпуска первого прототипа: 1941 Серийно производился до осени 1941 г. включительно. Активно использовался в первом полугодии войны с Германией в 1941 г.

После запуска в серийное производства сухопутной модификации легкого танка Т-40С появилась идея доработать его конструкцию, усилив бронирование и вооружение за счет сэкономленной массы. Новая боевая машина, получившая название Т-30, практически не отличалась от серийного Т-40. Корпус танка технологически остался прежним, но толщину лобовой части корпуса довели до 15 мм, а башни – до 20 мм, что уровняло Т-30 по уровню защиты с легкими танками Т-26 и БТ-7 последних серий выпуска. Так как водоходное оборудование более не устанавливалось в кормовой части применили сплошной (без ниши для гребного винта) бронелист толщиной 10 мм.

Ходовая часть танка состояла из 4-х опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Двигатель остался прежним – это был карбюраторный 4-тактный, 6-цилиндровый ГАЗ-202, мощностью 85 л.с., установленный в кормовой части корпуса со смещением к правому борту. Запаса топлива во внутренних баках хватало на 300 км.

Вооружение танка состояло из 20-мм автоматической пушки ТНШ-20 с ленточным питанием и 7,62-мм пулеметом ДТС, смонтированными в спаренной стрелковой установке. Боекомплект для пушки составлял 750 снарядов, для пулемета – 1512 патронов (24 магазина).

Экипаж Т-30 и компоновка боевого отделения не изменились. В передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сразу за ним, немного смещенное влево, располагалось место командира танка, который также выполнял функции стрелка наводчика и заряжающего. Для посадки экипажа имели два люка – над отделением управления и в крыше башни. Для аварийного покидания танка был предусмотрен люк в днище корпуса. Внешне Т-30, от более ранних моделей, отличался только длинным пушечным стволом и новыми опорными катками.

Выпуск танков Т-30 проходил параллельно с Т-40С и в отчетах завода №37 они шли общей графой, поэтому установить точное число собранных “тридцаток” практически невозможно. После эвкауции завода под Свердловск из «московского» задела деталей удалось собрать ещё 20 легких танков Т-30 и Т-60, после чего в серийном производстве оставили только Т-60. По наиболее точным оценкам количество танков Т-30 не превысило 335 экземпляров.

Установить точные данные о боевом применении Т-30 тоже достаточно трудно, так как их часто «смешивали» с аналогичными Т-40 и Т-40С. Тем не менее известно, что с августа 1941 года легкие танки Т-30 начали поступать на комплектование танковых дивизий нового состава, формировавшихся в основном под Москвой. Например, 101-я танковая дивизия (тд) из 219 танков располагала 15 Т-30 и Т-40, в 102-й тд их имелось 10 единиц из 234, в 103-й тд — 23 из 38, в 105-й тд — 14 из 169, в 107-й тд — 16 из 272, в 108-й тд — 38 из 79, в 109-й тд — 10 из 229. Как правило танковые дивизии комплектовались средними танками Т-34, тяжелыми КВ-1, а также легкими БТ-5\БТ-7 и Т-26 различных модификаций. В течении августа-октября 1941 года эти подразделения приняли участие в боях на Центральном, Брянском, Резервном и Западном фронтах, где практически все танки легких типов были потеряны.

Примерно в это же время, в сентябре 1941 года, под Ленинград в состав 45-й армии были направлены 122-я и 9-я танковые бригады (тбр), в составе которых имелось соотвественно 64 и 32 легких танков типа Т-40 и Т-30.

На Северо-Западный фронт осень того же года была опрравлена 8-я тбр, в которой числилось 7 КВ-1, 22 Т-34 и 32 Т-30\Т-40. Бригады такого же состава (1-я, 2-я, 7-я, 42-я и 142-я) были распределены между Брянским и Юго-Западным фронтом. Кроме того, 142-я тбр имела «двойной» штат легких танков — 64 единицы.

В дальнейшем количество Т-30 и Т-40 в танковых бригадах сильно сократилось. Уже в октябре 1941 года в качестве пополнения на фронт отправили 17-ю, 19-ю, 22-ю, 24-ю, 25-ю, 27-ю и 28-ю тбр, в которых число легких танков варьироволось от 12 до 32, а в состав некоторых подразделений на замену вышедшим из строя танкам новых типов были направлены танки Т-37А и Т-38. При этом только 28-я бригада Западного фронта была оснащена 16 Т-30. Поступив в распоряжение 16-й армии 28-я тбр получила боевую задачу разгромить Скирмановскую группировку противника. С этой целью командир бригады предложил нанести фланговый удар, но получив отказ был вынужден атаковать противника «в лоб». В течении 11-15 октября совместно, с 1-й гвардейской танковой бригадой под командованием Катукова, танкисты 28-й тбр приняли участие в боях у н\п Козлово и Скирманово, отбросив противника с занимаемых позиций. После этого бригаду передали в подчинение 1-го кавкорпуса генерал-майора Доватора, однако уже спустя несколько дней остатки этого соединения пришлось отвести в тыл, поскольку к 20 ноября материальной части в нём не осталось. Боевые потери составили 4 КВ-1, 9 Т-34 и 13 Т-30. Остальные танки вышли из строя по техническим или небоевым причинам.

Гораздо хуже развивались события в полосе дйествия 42-й тбр. Прибыв на фронт в конце сентября бригада тут же попала в окружение и была вынуждена отступать к н\п Ново-Ямское, Игрицкое, Семеновское. С 29 сентября по 3 октября танкисты не получили никаких приказов и вели бои местного значения, так как управление войсками в этом районе было фактически потеряно. Восстановить его удалось только к 7 октября, когда 28-я тбр самостоятельно вышла к н\п Сиевский, где её починили 148-й стрелковой бригаде (сд), занимавшей здесь оборону. К этому времени было потеряно 4 КВ, 8 Т-34 и 11 Т-30.

В дальнейшем танкисты поддерживали действия 269-й сд, предприняв неудачное наступление у н\п Зелепуговка и Салтыковка. Здесь немцы сожгли 11 совестких танков (2 КВ, 2 Т-34 и 7 Т-30), однако после столь тяжелых потерь бригада продолжала привлекаться к атакам на оборонительные порядки противника, что в конечном итоге привело к её полному разгрому. На 30 октября 42-я тбр в боях потеряла 6 КВ, 18 Т-34, 23 Т-30, 2 Т-40 и почти всю артиллерию.

Возможно, дольше всего эксплуатация Т-30 в боевых условиях продолжалась на центральном участке советско-германского фронта. Например, в составе 146-й тбр действовавшей в районе реки Жиздра, на 21 августа 1942 года имелось 2 КВ, 5 Т-34, 9 Т-60, 1 Т-30 и 2 бронемашины БА-20. После 10 дней непрерывных боёв бригада потеряла все КВ, но благодаря пополнения из тыла и совевременному ремонту количество танков к 31 августа даже возрасло. Единственный легкий танк Т-30, по всей видимости, был потерян в ночном бою 2 сентября. Тогда 146-я тбр в составе 6 Т-34, 10 Т-60 и одного Т-30, совместно с 183-й тбр принял участие в атаке напозиции противника у с.Воробьёво. Хотя немцы оказывали ожесточенной сопротивление советским танкистам выполнить свою задачу удалось. Однако уже утром следующего дня немецкая пехота при поддержке танков начала ожесточенные контратаки и не прекращала их до вечера 3 сентября. В советских сводках указывается, что за этот период 146-й тбр безвозвратно потеряла только 4 Т-34, ещё 5 «тридцатьчетверок» и два Т-60 были подбиты. О судьбе Т-30 никакой информации нет, однако на 8 сентября 1942 года в бригаде осталось всего 5 Т-34 и 1 Т-60.

Собственно, на этом историю боевого применения легких танков Т-30 можно было считать завершенной. К концу 1942 году они исчезли из боевых частей, за исключением единичных машин, использовавшихся для охранения.

На сегодняшний день сохранился только один экземпляр Т-30, находящий в музее в Москве.

Источники: М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г. М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007. М.Коломиец «Фронтовая Иллюстрация. Танки-амфибии Т-37,Т-38,Т-40». Москва. Стратегия-КМ. 2003 г. И.Мощанский «Советские танки Т-30, Т-40, Т-40С» (монография). Серия «Бронетанковый музей», вып.12. 2007 г.

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА Т-30 обр.1939 г.

БОЕВАЯ МАССА5320 кг
ЭКИПАЖ, чел.2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм4140
Ширина, мм2330
Высота, мм1950
Клиренс, мм300
ВООРУЖЕНИЕодна 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 и один 7,62-мм пулемет ДТС
БОЕКОМПЛЕКТ50 снарядов и 1512 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯоптический прицел ТПМФ и механический прицел
БРОНИРОВАНИЕлоб корпуса – 9-15 мм борт корпуса – 10 мм лоб башни – 20 мм борт башни – 10 мм корма — 20 мм крыша – 10 мм днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬборт корпуса – 10 мм
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: сцепление (смонтированное на двигателе), КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее напрвляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м0,60
Глубина брода, м1,00
Ширина рва, м1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71-ТК-3 (только на командирских танках)

Вооружение бронетехники СССР

Калибр ммДлина калибровПракт. скоро стрельн.Нач. скорость м/сУголГарантия пробитияМасса снаряда кгБронепробиваемость мм
50м100м500м
ДТ7,6280-125840
ДШК12,780830-85016
ТНШ2082,420081760°20%2518
Калибр ммДлина калибровПракт. скоро стрельн.Нач. скорость м/сМасса снаряда кгБронепробиваемость мм
гарантия пробития100м300м500м1км1,5км2км
20К45467-1275780%43(60°) 51(90°)36(60°) 43(90°)31(60°) 38(90°)28(60°) 35(90°)
KT76,216,553706,531(90°)28(90°)
ПС-376,220,511-12530
Л-1076,2261255850(90°)
Л-1130,561255(60°) 66(90°)49(60°) 60(90°)43(60°) 52(90°)38(60°) 46(90°)34(60°) 41(90°)
Ф-3276,231,53-8
Ф-3441,63-8662 / 9506,5 / 3,0220-80% калиберный89-74(60°) 94-86(90°)82-69(60°) 90-81(90°)76-62(60°) 84-75(90°)71-55(60°) 78-68(90°)55-48(60°) 69-62(90°)
ЗИС-54-8подкалиберный95(60°) 120(90°)75(60°) 90(90°)50(60°) 60(90°)
ЗИС-36
Калибр ммДлина калибровПракт. скоро стрельн.Нач. скорость м/сМасса снаряда кгБронепробиваемость мм
гарантия пробития500м1км1,5км2км
ЗИС-2577315-259903,1585(60°) 100(90°)70(60°) 90(90°)65(60°) 70(90°)55(60°) 65(90°)
ЗИС-46-1099520-80%89-83(60°) 105-98(90°)85-78(60°) 98-90(90°)79-73(60°) 90-82(90°)
Д-58551,65-87929,2 / 580%90(60°) 105(90°)85(60°) 100(90°)78(60°) 92(90°)72(60°) 85(90°)
ЗИС-С-538554,66-10792
Д-1010053,54-688015,8880%125(60°) 155(90°)110(60°) 135(90°)95(60°) 115(90°)87(60°) 110(90°)
МЛ-30121,9кумулятивный100
А-19121,943,6?-2,225
Д-25121,9431,2-2,578080%122(60°) 152(90°)115(60°) 142(90°)107(60°) 133(90°)97(60°) 122(90°)
М-10Т152,443640фугасный
МЛ-20С152,428,8?-2,360043,6125
огнемет КС-2430-40м
огнемет КС-25по 9л45-53м
огнемет АТО-41по 10л60-65м / 90-100м
огнемет АТО-4270м / 100-130м

Танковые бои в Первой и Второй мировых войнах

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СОВЕТСКИХ ТАНКОВ и САУ

Трансмиссия

В состав трансмиссии входит механизм сцепления и коробка передач. На машинах применяется муфта сцепления с сухим принципом работы. Муфта укомплектована 1 диском и находится в постоянно замкнутом состоянии. При установке на трактор дополнительного вала для привода навесного оборудования (ВОМ) в составе муфты добавляется отдельный диск для передачи крутящего момента на вал.

Механическая коробка передач и удвоитель в редукторе заднего моста обеспечивают 6 нормальных скоростей переднего хода. Реверсивный редуктор позволяет использовать эти передачи и для движения назад. При работе в условиях бездорожья используются 2 дополнительные передачи, позволяющие двигаться в замедленном режиме. Замедленные скорости применяются только для движения вперед.

На машинах семейства Т-30 применяется 2 типа ВОМ — зависимый и независимый. Оба варианта предусматривают 1 рабочую частоту вращения — 540 об/мин. Приводные валы отличаются диаметром и числом шлиц, встречаются 2 варианта комплектации.

Достоинства и недостатки

Характеристики трактора Т-30 обеспечивают ряд достоинств:

  • дорожный просвет, позволяющий вести работы в поле;
  • закрытая кабина с большой площадью остекления;
  • регулировка колеи и клиренса;
  • малый расход топлива;
  • простота ремонта и технического обслуживания;
  • возможность работы с различным навесным оборудованием.

Обзоры техники позволяют выделить ряд недостатков машины:

  • низкое расположение приводного вала переднего моста;
  • необходимость регулировки зазора в сцеплении;
  • низкий комфорт кабины оператора.

Цена и отзывы владельцев

Стоимость машин с пробегом начинается от 100 тыс. рублей. За эту цену предлагаются тракторы в стандартном оснащении без навесного оборудования. Остаточный ресурс машин мал, большинству требуется капитальный ремонт двигателя и трансмиссии. Более свежие экземпляры стоят от 200 тыс. рублей. Дополнительная оснастка доводит стоимость до 400 тыс. рублей и выше.

Стоимость трактора ВТЗ-2032 в варианте с задними ведущими колесами составляет 495 тыс. рублей, с полным приводом — от 60 тыс. рублей.

Артем, Тверская область.

В эксплуатации находятся 3 машины модификации 30А-80 выпуска середины 2000-х гг. и 1 модель — конца 90-х. На тракторах позднего выпуска наблюдаются проблемы с редуктором моста, связанные с поломками валов и шестерен. После замены детали долго не ходят. На ранней машине таких проблем нет. Раздаточная коробка и карданный вал установлены низко, из-за чего происходят повреждения узла. Велика вероятность ударов по картеру при движении в глубокой колее. Двигатель для полного привода обладает малой мощностью, с другой стороны — шасси не справится с большей мощностью.

Дмитрий, Сочи.

Используется трактор для лесных хозяйств. Оснащен защитой кабины и стекол. С завода установлены защитные экраны привода переднего моста и масляного насоса. В комплекте шел трелевочный отвал на передней навеске и лесной плуг. Отвал использовался в грузоподъемных целях, мощности гидравлики хватало для перемещения крупных стволов деревьев. Проходимость машины на уровне грузовиков ГАЗ-66 с полным приводом. Система охлаждения надежная, перегреть двигатель практически невозможно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]