Самоходные артиллерийские установки СССР
Выпущено | Масса т | Экипаж | Вооружение [Боезапас] | Скорость км/ч | Двигатель | Броня, мм | |||||
лоб | борт | корма | крыша | днище | |||||||
ЗИС-30 , 1941 | 101 | 4,5 | 5 | 57мм ЗИС-2 [20] 7,62мм ДТ [756] | 47 | ГАЗ M-1 50 л.с. | 7-10 | 0 | |||
СУ-76 (СУ-12), 1943 | 609 | 11,2 | 4 | 76,2мм ЗИС-3 [60] | 44 | ГАЗ-202 2×70 л.с. | 15-35 | 7 | 7 | ||
СУ-76M (СУ-15М), 1943-44 | 11 934 | 10,6 | 45 / 19 | ГАЗ-203 2×70 л.с. | 25-30 | 10-15 | 0-15 | 0 | 7 | ||
СУ-122 (СУ-35), 1942-43 | 640 | 30,9 | 5 | 121,9мм MЛ-30 [40] | 55 / 25 | В-2-34 500 л.с. | 45 | 45 | 45 | 20 | 20 |
СУ-85 (КВ-14), 1943-44 | 2 330 | 29,6 | 4 | 85мм Д-5 [48] | |||||||
СУ-85М , 1944 | 315 | 31,2 | 85мм Д-5 [60] | 50 / 20 | В-2-34M 520 л.с. | 75 | |||||
СУ-100 , 1944-47 | 2 495 (44-45) | 31,6 | 100мм Д-10 [34] | ||||||||
СУ-152 , 1943 | 670 | 45,5 | 5 | 152,4мм МЛ-20С [20] | 43 / 14 | В-2K 600 л.с. | 60-75 | 60 | 60 | 30 | 20 |
ИСУ-152 , 1944- | 2 674 (44-45) | 46 | 5 | 35 / 18 | В-2-ИС 520 л.с. | 90 | 75-90 | 60 | 30 | 20 | |
ИСУ-122 , 1944 | 2 412 (44-45) | 121,9мм A-19 [30] | |||||||||
ИСУ-122С , 1944-45 | 121,9мм Д-25 [30] 12,7мм ДШК [250] |
фотогалерея легких САУ
,
фотогалерея средних САУ
,
фотогалерея тяжелых САУ
Танки РККА во второй мировой войне
Т-30 Легкий танк
Разработчик: ГКБ под руководством Астрова Год начала работ: 1941 Год выпуска первого прототипа: 1941 Серийно производился до осени 1941 г. включительно. Активно использовался в первом полугодии войны с Германией в 1941 г.
После запуска в серийное производства сухопутной модификации легкого танка Т-40С появилась идея доработать его конструкцию, усилив бронирование и вооружение за счет сэкономленной массы. Новая боевая машина, получившая название Т-30, практически не отличалась от серийного Т-40. Корпус танка технологически остался прежним, но толщину лобовой части корпуса довели до 15 мм, а башни – до 20 мм, что уровняло Т-30 по уровню защиты с легкими танками Т-26 и БТ-7 последних серий выпуска. Так как водоходное оборудование более не устанавливалось в кормовой части применили сплошной (без ниши для гребного винта) бронелист толщиной 10 мм.
Ходовая часть танка состояла из 4-х опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.
Двигатель остался прежним – это был карбюраторный 4-тактный, 6-цилиндровый ГАЗ-202, мощностью 85 л.с., установленный в кормовой части корпуса со смещением к правому борту. Запаса топлива во внутренних баках хватало на 300 км.
Вооружение танка состояло из 20-мм автоматической пушки ТНШ-20 с ленточным питанием и 7,62-мм пулеметом ДТС, смонтированными в спаренной стрелковой установке. Боекомплект для пушки составлял 750 снарядов, для пулемета – 1512 патронов (24 магазина).
Экипаж Т-30 и компоновка боевого отделения не изменились. В передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сразу за ним, немного смещенное влево, располагалось место командира танка, который также выполнял функции стрелка наводчика и заряжающего. Для посадки экипажа имели два люка – над отделением управления и в крыше башни. Для аварийного покидания танка был предусмотрен люк в днище корпуса. Внешне Т-30, от более ранних моделей, отличался только длинным пушечным стволом и новыми опорными катками.
Выпуск танков Т-30 проходил параллельно с Т-40С и в отчетах завода №37 они шли общей графой, поэтому установить точное число собранных “тридцаток” практически невозможно. После эвкауции завода под Свердловск из «московского» задела деталей удалось собрать ещё 20 легких танков Т-30 и Т-60, после чего в серийном производстве оставили только Т-60. По наиболее точным оценкам количество танков Т-30 не превысило 335 экземпляров.
Установить точные данные о боевом применении Т-30 тоже достаточно трудно, так как их часто «смешивали» с аналогичными Т-40 и Т-40С. Тем не менее известно, что с августа 1941 года легкие танки Т-30 начали поступать на комплектование танковых дивизий нового состава, формировавшихся в основном под Москвой. Например, 101-я танковая дивизия (тд) из 219 танков располагала 15 Т-30 и Т-40, в 102-й тд их имелось 10 единиц из 234, в 103-й тд — 23 из 38, в 105-й тд — 14 из 169, в 107-й тд — 16 из 272, в 108-й тд — 38 из 79, в 109-й тд — 10 из 229. Как правило танковые дивизии комплектовались средними танками Т-34, тяжелыми КВ-1, а также легкими БТ-5\БТ-7 и Т-26 различных модификаций. В течении августа-октября 1941 года эти подразделения приняли участие в боях на Центральном, Брянском, Резервном и Западном фронтах, где практически все танки легких типов были потеряны.
Примерно в это же время, в сентябре 1941 года, под Ленинград в состав 45-й армии были направлены 122-я и 9-я танковые бригады (тбр), в составе которых имелось соотвественно 64 и 32 легких танков типа Т-40 и Т-30.
На Северо-Западный фронт осень того же года была опрравлена 8-я тбр, в которой числилось 7 КВ-1, 22 Т-34 и 32 Т-30\Т-40. Бригады такого же состава (1-я, 2-я, 7-я, 42-я и 142-я) были распределены между Брянским и Юго-Западным фронтом. Кроме того, 142-я тбр имела «двойной» штат легких танков — 64 единицы.
В дальнейшем количество Т-30 и Т-40 в танковых бригадах сильно сократилось. Уже в октябре 1941 года в качестве пополнения на фронт отправили 17-ю, 19-ю, 22-ю, 24-ю, 25-ю, 27-ю и 28-ю тбр, в которых число легких танков варьироволось от 12 до 32, а в состав некоторых подразделений на замену вышедшим из строя танкам новых типов были направлены танки Т-37А и Т-38. При этом только 28-я бригада Западного фронта была оснащена 16 Т-30. Поступив в распоряжение 16-й армии 28-я тбр получила боевую задачу разгромить Скирмановскую группировку противника. С этой целью командир бригады предложил нанести фланговый удар, но получив отказ был вынужден атаковать противника «в лоб». В течении 11-15 октября совместно, с 1-й гвардейской танковой бригадой под командованием Катукова, танкисты 28-й тбр приняли участие в боях у н\п Козлово и Скирманово, отбросив противника с занимаемых позиций. После этого бригаду передали в подчинение 1-го кавкорпуса генерал-майора Доватора, однако уже спустя несколько дней остатки этого соединения пришлось отвести в тыл, поскольку к 20 ноября материальной части в нём не осталось. Боевые потери составили 4 КВ-1, 9 Т-34 и 13 Т-30. Остальные танки вышли из строя по техническим или небоевым причинам.
Гораздо хуже развивались события в полосе дйествия 42-й тбр. Прибыв на фронт в конце сентября бригада тут же попала в окружение и была вынуждена отступать к н\п Ново-Ямское, Игрицкое, Семеновское. С 29 сентября по 3 октября танкисты не получили никаких приказов и вели бои местного значения, так как управление войсками в этом районе было фактически потеряно. Восстановить его удалось только к 7 октября, когда 28-я тбр самостоятельно вышла к н\п Сиевский, где её починили 148-й стрелковой бригаде (сд), занимавшей здесь оборону. К этому времени было потеряно 4 КВ, 8 Т-34 и 11 Т-30.
В дальнейшем танкисты поддерживали действия 269-й сд, предприняв неудачное наступление у н\п Зелепуговка и Салтыковка. Здесь немцы сожгли 11 совестких танков (2 КВ, 2 Т-34 и 7 Т-30), однако после столь тяжелых потерь бригада продолжала привлекаться к атакам на оборонительные порядки противника, что в конечном итоге привело к её полному разгрому. На 30 октября 42-я тбр в боях потеряла 6 КВ, 18 Т-34, 23 Т-30, 2 Т-40 и почти всю артиллерию.
Возможно, дольше всего эксплуатация Т-30 в боевых условиях продолжалась на центральном участке советско-германского фронта. Например, в составе 146-й тбр действовавшей в районе реки Жиздра, на 21 августа 1942 года имелось 2 КВ, 5 Т-34, 9 Т-60, 1 Т-30 и 2 бронемашины БА-20. После 10 дней непрерывных боёв бригада потеряла все КВ, но благодаря пополнения из тыла и совевременному ремонту количество танков к 31 августа даже возрасло. Единственный легкий танк Т-30, по всей видимости, был потерян в ночном бою 2 сентября. Тогда 146-я тбр в составе 6 Т-34, 10 Т-60 и одного Т-30, совместно с 183-й тбр принял участие в атаке напозиции противника у с.Воробьёво. Хотя немцы оказывали ожесточенной сопротивление советским танкистам выполнить свою задачу удалось. Однако уже утром следующего дня немецкая пехота при поддержке танков начала ожесточенные контратаки и не прекращала их до вечера 3 сентября. В советских сводках указывается, что за этот период 146-й тбр безвозвратно потеряла только 4 Т-34, ещё 5 «тридцатьчетверок» и два Т-60 были подбиты. О судьбе Т-30 никакой информации нет, однако на 8 сентября 1942 года в бригаде осталось всего 5 Т-34 и 1 Т-60.
Собственно, на этом историю боевого применения легких танков Т-30 можно было считать завершенной. К концу 1942 году они исчезли из боевых частей, за исключением единичных машин, использовавшихся для охранения.
На сегодняшний день сохранился только один экземпляр Т-30, находящий в музее в Москве.
Источники: М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г. М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007. М.Коломиец «Фронтовая Иллюстрация. Танки-амфибии Т-37,Т-38,Т-40». Москва. Стратегия-КМ. 2003 г. И.Мощанский «Советские танки Т-30, Т-40, Т-40С» (монография). Серия «Бронетанковый музей», вып.12. 2007 г.
АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА Т-30 обр.1939 г.
БОЕВАЯ МАССА | 5320 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 2 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 4140 |
Ширина, мм | 2330 |
Высота, мм | 1950 |
Клиренс, мм | 300 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 и один 7,62-мм пулемет ДТС |
БОЕКОМПЛЕКТ | 50 снарядов и 1512 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптический прицел ТПМФ и механический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса – 9-15 мм борт корпуса – 10 мм лоб башни – 20 мм борт башни – 10 мм корма — 20 мм крыша – 10 мм днище — 10 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | борт корпуса – 10 мм |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа: сцепление (смонтированное на двигателе), КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее напрвляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | 45 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 300 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | 0,60 |
Глубина брода, м | 1,00 |
Ширина рва, м | 1,70 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция 71-ТК-3 (только на командирских танках) |
Вооружение бронетехники СССР
Калибр мм | Длина калибров | Практ. скоро стрельн. | Нач. скорость м/с | Угол | Гарантия пробития | Масса снаряда кг | Бронепробиваемость мм | ||||||||
50м | 100м | 500м | |||||||||||||
ДТ | 7,62 | 80-125 | 840 | ||||||||||||
ДШК | 12,7 | 80 | 830-850 | 16 | |||||||||||
ТНШ | 20 | 82,4 | 200 | 817 | 60° | 20% | 25 | 18 |
Калибр мм | Длина калибров | Практ. скоро стрельн. | Нач. скорость м/с | Масса снаряда кг | Бронепробиваемость мм | ||||||||
гарантия пробития | 100м | 300м | 500м | 1км | 1,5км | 2км | |||||||
20К | 45 | 46 | 7-12 | 757 | 80% | 43(60°) 51(90°) | 36(60°) 43(90°) | 31(60°) 38(90°) | 28(60°) 35(90°) | ||||
KT | 76,2 | 16,5 | 5 | 370 | 6,5 | 31(90°) | 28(90°) | ||||||
ПС-3 | 76,2 | 20,5 | 11-12 | 530 | |||||||||
Л-10 | 76,2 | 26 | 12 | 558 | 50(90°) | ||||||||
Л-11 | 30,5 | 612 | 55(60°) 66(90°) | 49(60°) 60(90°) | 43(60°) 52(90°) | 38(60°) 46(90°) | 34(60°) 41(90°) | ||||||
Ф-32 | 76,2 | 31,5 | 3-8 | ||||||||||
Ф-34 | 41,6 | 3-8 | 662 / 950 | 6,5 / 3,02 | 20-80% калиберный | 89-74(60°) 94-86(90°) | 82-69(60°) 90-81(90°) | 76-62(60°) 84-75(90°) | 71-55(60°) 78-68(90°) | 55-48(60°) 69-62(90°) | |||
ЗИС-5 | 4-8 | подкалиберный | 95(60°) 120(90°) | 75(60°) 90(90°) | 50(60°) 60(90°) | ||||||||
ЗИС-3 | 6 |
Калибр мм | Длина калибров | Практ. скоро стрельн. | Нач. скорость м/с | Масса снаряда кг | Бронепробиваемость мм | ||||||||
гарантия пробития | 500м | 1км | 1,5км | 2км | |||||||||
ЗИС-2 | 57 | 73 | 15-25 | 990 | 3,15 | 85(60°) 100(90°) | 70(60°) 90(90°) | 65(60°) 70(90°) | 55(60°) 65(90°) | ||||
ЗИС-4 | 6-10 | 995 | 20-80% | 89-83(60°) 105-98(90°) | 85-78(60°) 98-90(90°) | 79-73(60°) 90-82(90°) | |||||||
Д-5 | 85 | 51,6 | 5-8 | 792 | 9,2 / 5 | 80% | 90(60°) 105(90°) | 85(60°) 100(90°) | 78(60°) 92(90°) | 72(60°) 85(90°) | |||
ЗИС-С-53 | 85 | 54,6 | 6-10 | 792 | |||||||||
Д-10 | 100 | 53,5 | 4-6 | 880 | 15,88 | 80% | 125(60°) 155(90°) | 110(60°) 135(90°) | 95(60°) 115(90°) | 87(60°) 110(90°) | |||
МЛ-30 | 121,9 | кумулятивный | 100 | ||||||||||
А-19 | 121,9 | 43,6 | ?-2,2 | 25 | |||||||||
Д-25 | 121,9 | 43 | 1,2-2,5 | 780 | 80% | 122(60°) 152(90°) | 115(60°) 142(90°) | 107(60°) 133(90°) | 97(60°) 122(90°) | ||||
М-10Т | 152,4 | 436 | 40 | фугасный | |||||||||
МЛ-20С | 152,4 | 28,8 | ?-2,3 | 600 | 43,6 | 125 |
огнемет КС-24 | 30-40м | |
огнемет КС-25 | по 9л | 45-53м |
огнемет АТО-41 | по 10л | 60-65м / 90-100м |
огнемет АТО-42 | 70м / 100-130м |
Танковые бои в Первой и Второй мировых войнах
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СОВЕТСКИХ ТАНКОВ и САУ
Трансмиссия
В состав трансмиссии входит механизм сцепления и коробка передач. На машинах применяется муфта сцепления с сухим принципом работы. Муфта укомплектована 1 диском и находится в постоянно замкнутом состоянии. При установке на трактор дополнительного вала для привода навесного оборудования (ВОМ) в составе муфты добавляется отдельный диск для передачи крутящего момента на вал.
Механическая коробка передач и удвоитель в редукторе заднего моста обеспечивают 6 нормальных скоростей переднего хода. Реверсивный редуктор позволяет использовать эти передачи и для движения назад. При работе в условиях бездорожья используются 2 дополнительные передачи, позволяющие двигаться в замедленном режиме. Замедленные скорости применяются только для движения вперед.
На машинах семейства Т-30 применяется 2 типа ВОМ — зависимый и независимый. Оба варианта предусматривают 1 рабочую частоту вращения — 540 об/мин. Приводные валы отличаются диаметром и числом шлиц, встречаются 2 варианта комплектации.
Достоинства и недостатки
Характеристики трактора Т-30 обеспечивают ряд достоинств:
- дорожный просвет, позволяющий вести работы в поле;
- закрытая кабина с большой площадью остекления;
- регулировка колеи и клиренса;
- малый расход топлива;
- простота ремонта и технического обслуживания;
- возможность работы с различным навесным оборудованием.
Обзоры техники позволяют выделить ряд недостатков машины:
- низкое расположение приводного вала переднего моста;
- необходимость регулировки зазора в сцеплении;
- низкий комфорт кабины оператора.
Цена и отзывы владельцев
Стоимость машин с пробегом начинается от 100 тыс. рублей. За эту цену предлагаются тракторы в стандартном оснащении без навесного оборудования. Остаточный ресурс машин мал, большинству требуется капитальный ремонт двигателя и трансмиссии. Более свежие экземпляры стоят от 200 тыс. рублей. Дополнительная оснастка доводит стоимость до 400 тыс. рублей и выше.
Стоимость трактора ВТЗ-2032 в варианте с задними ведущими колесами составляет 495 тыс. рублей, с полным приводом — от 60 тыс. рублей.
Артем, Тверская область.
В эксплуатации находятся 3 машины модификации 30А-80 выпуска середины 2000-х гг. и 1 модель — конца 90-х. На тракторах позднего выпуска наблюдаются проблемы с редуктором моста, связанные с поломками валов и шестерен. После замены детали долго не ходят. На ранней машине таких проблем нет. Раздаточная коробка и карданный вал установлены низко, из-за чего происходят повреждения узла. Велика вероятность ударов по картеру при движении в глубокой колее. Двигатель для полного привода обладает малой мощностью, с другой стороны — шасси не справится с большей мощностью.
Дмитрий, Сочи.
Используется трактор для лесных хозяйств. Оснащен защитой кабины и стекол. С завода установлены защитные экраны привода переднего моста и масляного насоса. В комплекте шел трелевочный отвал на передней навеске и лесной плуг. Отвал использовался в грузоподъемных целях, мощности гидравлики хватало для перемещения крупных стволов деревьев. Проходимость машины на уровне грузовиков ГАЗ-66 с полным приводом. Система охлаждения надежная, перегреть двигатель практически невозможно.