Рассказы об оружии. КВ — первый тяжёлый советский танк (32 фото)

Тяжёлый танк КВ-1 получил своё название в честь Климента Ворошилова. История этой машины началась в конце 1938 года, когда у СССР возникла необходимость создания нового тяжёлого танка. До этого тоже предпринимались подобные попытки, но все они окончились неудачей. Варианты танков с несколькими башнями были отвергнуты, потому что они были дороги в производстве и ненадёжны.

Не подходили и танки слишком больших размеров, потому что на них невозможно было установить нужно количество брони. В конце концов, разработчики остановились на трёх вариантах: КВ-1, Т-100 и СМК. Были созданы опытные образцы. Началась Советско-финская компания, и все три танка отправили на войну.

История создания тяжелого советского танка КВ-1

В 1938 году СССР нужен был танк, который бы имел тяжелое противоснарядное бронирование, способный прорывать хорошо укреплённые линии обороны противника.
Первыми танками, претендующими на эту роль, были тяжелые танки СМК и Т-100. Это был танки линии тяжелых многобашеных машин, которые имели схожие черты, а именно длинную гусеничную базу, несколько башень с орудиями различного калибра, огромные размеры и вес, а также малую проходимость. После полевых испытаний предпочтение было отдано танк СМК.

Разработка же тяжелого танка КВ-1 началась первого февраля 1939 года на заводе в Кирове под руководством Н.Ф. Шашмурина. За основу был взят все тот же танк СМК. Хоть КВ и был спроектирован на базе СМК, но он имел одно огромное отличие – одну башню. Это позволило сделать танк меньших размеров, что положительно сказывалось на ходовых и бронехарактеристиках, т.к. можно было установить более прочные бронепластины на танк не в ущерб его проходимости.

В апреле того же года был одобрен технический макет танка и отправлен на производство опытного образца. В сентябре 1939 года танки КВ и СМК выкатили на испытательный полигон в Кубинке. После проведения испытаний был выбран танк КВ. Из-за чего? Во-первых: из-за одной башни, с неплохим на то время орудием, хорошего бронирования, и, во-вторых из-за его массы всего в 43 тонны.

19 декабря 1939 года танк КВ был принят на вооружении советской армии. Танк был назван в честь народного комиссара СССР Клима Ворошилова.

Рассказы об оружии. КВ — первый тяжёлый советский танк (32 фото)

Автор: zaCCCPanec

10 апреля 2022 15:32

Метки: рассказы об оружии  страницы истории  тяжёлый танк КВ  

2714

32

Не спешите говорить о том, что КВ не был первым тяжелым советским танком. Мы не зря употребили слово «боевой». Да, как модель, построенная серией, Т-35 реально стал первым советским тяжелым танком. И для парадов подходил вполне. Но его боевая польза оказалась более чем условной. Впрочем, мы об этом уже писали вот здесь: «Рассказы об оружии. Танк Т-35. Самый бесполезный в мире?»

0

Смотреть все фото в галерее

Так что не сильно преувеличивая, мы считаем, что тяжелый танк КВ стал первой реально боевой машиной РККА в этом классе. Встретившись в первые же дни войны с советским тяжелым танком КВ, немцы тут же окрестили его «Призраком». Машина, которая могла в одиночку вести бой сразу с несколькими противниками. Машина, броню которой не брали противотанковые пушки. Достойнейший противник для любой бронетехники немцев. Да и вообще, для любой бронетехники того времени.


0

Сегодня существует множество материалов об этом семействе танков. На любой вкус. От разгромной критики до обожествления. Соответственно, у любителей бронетехники военного периода уже сложилось совершенно противоположное мнение об этом великолепном или отвратительном танке. Однако все сходятся во мнении, что первый период войны это действительно был самый сильный танк. И именно он во многом вынес тяготы самого сложного временного отрезка Великой Отечественной.

×


0

Примеров удачных и показательных действий экипажей КВ предостаточно. От действий экипажа Колобанова под Ленинградом до экипажа Коновалова под Воронежем. И сами немцы отдавали дань уважения боевой машине, потому как, если что-то и могли противопоставить, то весьма и весьма немногое.


0

Но общая картина впечатляет. И вот теперь стоит посмотреть, откуда появился КВ. Мы привыкли рассматривать боевые машины из нашего сегодня, современными глазами и мозгами. А между тем до начала Второй мировой войны никто понятия не имел, какими характеристиками должен обладать тяжелый танк. Даже об эффективности той или иной конструкции можно было только догадываться. Уже упомянутый нами танк прорыва Т-35.


0

Несмотря на то, что этот пятибашенный гигант был запущен в серию, участие в боевых действиях он принимал весьма условное, о чем мы в свое время рассказывали. Парадный танк, быстро исчезнувший в первый период войны, потому что не был доведен до ума, то есть абсолютно не отвечавший самим требованиям той войны.


0

Лишь во второй половине 30-х годов в СССР наконец-то было выработано хоть какое-то понимание самой концепции танка прорыва. Именно тогда появляется знаменитый «С. М. Киров». Тот самый опытный СМК с двумя башнями, который и стал основой для разработки «Клима Ворошилова». Тяжелые танки должны не только обладать мощным вооружением с пушками калибра 76 мм и 45 мм, но броней не менее 75 мм по бортам, которая бы обеспечивала защиту не только от 47-мм пушки на всех дистанциях, но и от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 метров.


0

Сам танк КВ появился именно как уменьшенная копия СМК. Конструкторы, убрав вторую башню, уменьшили длину машины. И достаточно сильно. На два катка. Интересно то, что вообще сама концепция этого танка не рассматривалась руководством как перспективная.


0

Но был один человек, который верил в концепцию однобашенного танка прорыва. Это начальник АБТУ РККА комкор Павлов. Именно по его настоянию на разработку такой машины были направлены выпускники ВАММ им. Сталина, которые прибыли на Кировский завод для выполнения дипломного проекта. Кстати, это и объясняет появление в числе руководителей проекта А. С. Ермолаева. Афанасий Семенович Ермолаев был именно руководителем дипломного проекта этой группы выпускников. Хотя, по нашему мнению, незаслуженно не упоминается ещё один из руководителей – Леонид Егорович Сычев. Руководство проектом создания танка Сычев и Ермолаев осуществляли вместе.


0

Танк получился. Ведущий конструктор Ермолаев представил машину в августе 1939 года под индексом О-У. Прототип О-У действительно имел две пушки: 76-мм (Л-11) и 45-мм. Кроме этого, на танк было установлено три пулемета – один ДК и два ДТ. Кроме вооружения, машина получила дизельный двигатель, торсионную подвеску и такую броню, которую действительно не пробивали бронебойные снаряды того времени.


0

Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова, стал Николай Леонидович Духов. На заводских испытаниях машина показала себя достаточно хорошо, хотя и были обнаружены многочисленные недоделки. Существует письмо военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливоды на имя наркома Госконтроля Л. Мехлиса, в котором прямо говорится о необходимости срочной доработки этой машины для принятия её хотя бы как учебной. В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. Именно КВ, а не КВ-1, как ошибочно утверждается в некоторых изданиях. Единица, как это ни парадоксально звучит, появилась позже двойки. 29 ноября 1939 года, за один день до начала советско-финской войны, в 20-ю танковую бригаду (танки Т-28) для военных испытаний передали сразу три перспективных машины — СМК, Т-100 и КВ. Первый свой бой КВ провел 17 декабря 1939 года при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Машина показала себя вполне достойно. Как, впрочем, и другие. Правда, СМК подорвался на фугасе на третий день испытаний и больше не использовался.


0

Однако военным не понравилась маломощная пушка. Л-11 просто не справлялась с укреплениями финнов. Вот тогда-то и появилась идея установить на шасси КВ 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2. А первый вариант машины стали именовать КВ-1.


0

0

Кстати, на вооружение КВ был принят уже через день после первого боя. 19 декабря 1939 года.


0


0

Это послужило одной из причин отказа от СМК и Т-100. Эти машины при одинаковой мощности вооружения (мощнее, чем у КВ) были менее бронированы, сложнее в производстве и тяжелее КВ. Хотя споров такое решение вызвало много.


0


0

Сегодня можно много говорить о потерях в первые месяцы войны. Даже не столько о потерях, сколько о том, что множество машин просто брошено экипажами из-за неисправностей и недостатка горючего. Но давайте посмотрим на тех, кто воевал в 1941-м на КВ. Экипажи тяжелых танков в подавляющем большинстве до первого боя имели практически никакую подготовку. Механики-водители, по официальным данным, имели 3-5 часов вождения! Даже такая мелочь, как наставление по эксплуатации КВ, была дефицитом. Одно на батальон! Но даже при таких условиях КВ произвел впечатление на противника. Танк прорыва использовался как оборонительный. Взять его могла только зенитная 88-мм пушка, полевые 150-мм орудия и 105-мм гаубица. Остальная артиллерия годилась только для высекания искр и воздействия на слуховые рецепторы танкистов.


0

Немцы тоже прилежные ученики. Через полгода после начала войны немецкие танки получили 50-мм и 75-мм пушки, а в конце 1942 года на фронте появился «Тигр» (Pz-VI). «Тигры» поражали КВ на дальности в 1,5-2 км, тогда как 76-мм пушка КВ могла подбить немецкую машину всего лишь с 500 метров. Тогда же у немцев появились и «Panzerjägerkanone» вместо «Panzerabwehrkanone». Пушка охотников на танки вместо противотанковой пушки Pak-40. 75-мм пушка, поставленная на шасси, практически полностью ликвидировала превосходство КВ и Т-34 в броне. Любое попадание из этого орудия считалось фатальным. Тогда как 50-мм подкалиберные снаряды имели всего 50% фатальных попаданий. Так, в принципе неплохой танк КВ стал ненужным для армии. Но отказываться от тяжелых танков в РККА не думали. Началось традиционное противостояние брони и снаряда. Конструкторы начали утяжелять машины более мощной броней. Тяжелые танки периода 1940-41 годов были действительно тяжелыми. Достаточно сказать, что самый легкий такой прототип весил 60 тонн!


0

Да и вооружение таких машин внушало уважение. Не менее 100 мм! Примером такого монстра может служить прототип КВ-7. Он более известен специалистам под другим именем — КВ-220. Классический штурмовой танк в понимании того времени. Вооруженный тремя (!) пушками. Основное орудие 76-мм и два 45-мм орудия. Такая «артиллерия» сыграла с танком злую шутку. Стрелял он не туда, куда наводил наводчик, а туда, куда хотелось самому танку. Даже Ворошилов после испытаний этого прототипа выразился очень образно: «До сегодняшнего дня я считал артиллерию точной наукой». Ещё один интересный прототип — танк со спаркой 76-мм пушек. Представляете себе эту машину? Были прототипы с пушкой-гаубицей (КВ-9). Был даже прототип с ракетным вооружением — КВ-1 КРАСТ. Обозначение «короткая ракетно-артиллерийская система танковая» как раз и имел такой танк.


0


0

Все то, о чем говорилось выше, — достаточно сложное решение. А в условиях войны решения должны быть легкими, дешевыми и технологичными. Самым простым из таких решений выглядело простое увеличение бронирования на уже существующих машинах. Причем это касалось не только КВ, но и Т-34 и Т-28. Эти прототипы имели индекс «Э». Дополнительные маски назывались экранами. Отсюда Э — экранированный. Простое решение не всегда хорошее. Машины были рассчитаны на определенный вес и, соответственно, утяжеление приводило к существенному ухудшению динамических качеств танков. В случае же с КВ это вообще выглядело глупо. Дело в том, что уже в 1941 году пришло понимание того, что машина бронирована излишне. Стремление сделать крепость на гусеницах привело к совсем не нужным миллиметрам брони на бортах и корме. Большинство попаданий было в лоб. Решение подсказали сами военные. Из частей и соединений часто поступали жалобы на низкую маневренность и скорость наших тяжелых танков. Командиры связывали большие потери и с этой особенностью «крепостей». Конструкторы получили задание увеличить скорость танка.

0

Решение проблемы было найдено в КБ Челябинского тракторного завода. Проанализировав потери танков в боях, на ЧТЗ пришли к тому же выводу, который озвучили мы выше. И уже в мае 1942 года предложили новый танк — КВ-1С.


0

Откуда появилась расшифровка «С» как специальный или скоростной, мы не знаем. Официально же эта машина называлась танк КВ-1 скороходный. Скороходность была действительно существенно увеличена. До 43 км/ч. За счет чего? За счет бронирования. К июлю 1942 года появился именно этот модернизированный вариант первой серии танка. Броню по бортам уменьшили до 60 мм. Стало применяться броневое литье, которое также снизило вес. Была изменена конструкция башни в сторону уменьшения толщины. При этом на ней появилась командирская башенка.


0

На КВ-1С устанавливалась новая коробка переключения передач, бортовые редукторы, новый главный фрикцион, новая система охлаждения. Для шасси так же использованы другие материалы. Машина получила облегченные катки, облегченные гусеницы, облегченный ленивец.


0

С этой машиной случился казус. Танк КВ-1С был принят на вооружение больше чем за неделю до окончания государственных испытаний, 20 августа 1942 года. А испытывали машину до 26 августа 1042 года. Таким образом, в серию машина пошла ещё до принятия на вооружение.


0

Вроде бы все требования были учтены, но… Но получилось так, что КВ-1С «не зашел». Все было хорошо, но в 1943 году пошли в танковые войска вермахта «Тигры» и «Пантеры», орудия которых вполне нормально справлялись с броней КВ, а вот ответить взаимностью наш танк мог с большим трудом. 76-мм орудие явно требовало замены. К тому же усиление бронирования классических Pz-IV в целом полностью свело на нет все работы по КВ. В первую очередь требовалось более мощное орудие. Например, 85-мм орудие Д-5.


0

Орудие и даже башня уже были готовы. Правда, предназначены они были для нового танка — «Иосиф Сталин». Брать чужую башню было достаточно сложно. Дело в том, что башня для ИСа делалась в Челябинске, а шасси КВ производили в Ленинграде. Поэтому на Кировском заводе создали собственную модель башни. В конечном счете на КВ-85 пошла все-таки башня от ИСа, но один-единственный экземпляр «оригинального» КВ-85 сохранился до нашего времени и стоит в качестве памятника на проспекте Стачек в Санкт-Петербурге. Это как раз тот самый прототип с собственной (Ленинград) башней. А вот КВ-85 с башней от ИС, увы, время не пощадило, и их можно видеть только на фотографиях военной поры.


0

Машина, которую можно увидеть, пощупать и осмотреть, та, что вы видите на наших фото, это ещё одна модификация КВ. Точнее, КВ-8. Наш советский огнеметный танк, который сеял панику среди немецких солдат и офицеров. «Горело всё!» — это о нем. Таких машин вместе с КВ-8С было выпущено всего 139 единиц. Мало? Сложно сказать, тут дело в специфике применения.


0

На первый взгляд машина почти не отличается от обычной. Пушка, спаренный пулемет, обычное шасси. На самом деле здесь действует принцип «не верь глазам своим».


0

Пушка приличного, вроде бы обычного для тяжелого танка, калибра — не более чем имитация. На самом деле это 45-мм орудие в маскировочном кожухе. Да и пулемета на привычном месте нет! Там находится огнемет АТО-41 «Змей Горыныч». АТО — автоматический танковый огнемет. Эффективность на дальности до 130 метров — ничего живого не оставалось! Немцы, увидев КВ-8 или Т-34 с АТО, просто бежали с позиций. Другой вопрос, что идентифицировать огнеметный танк было непросто. Вообще-то, «Змей Горыныч» — так прозвали именно танк Т-34 с АТО. Уже потом название распространилось и на КВ, да и на сам огнемет. А выпускалось это чудо техники (на тот момент больше никто в мире такого вооружения не производил) в поселке Карабалых Кустанайской области. В обычном зерносовхозе. Вот такие чудеса бывают.


0

А закончим мы наш рассказ о том, почему танк КВ вечен. Именно так — вечен! Вечность — это непродолжительность жизни отдельного экземпляра или индивида. Вечность – это продолжение в потомках! Потомок того, кто погибал в первые месяцы войны, того, кто горел, защищая отступающие войска, стал самым грозным, самым сильным танком Второй мировой войны! Да, семейство тяжелых ИС — прямые потомки неуклюжих, слабовооруженных, со множеством недоделок и конструкторских ошибок КВ. КВ просто поменял фамилию. КВ-13, он же объект 233, средний танк тяжелого бронирования, созданный на ЧТЗ в 1942 году, стал танком ИС-1. А вот КВ-9 со 122-мм танковой гаубицей У-11, объект 234, стал ИС-2. Создание новой техники, особенно военной техники, всегда связано с множеством проблем, которые выявляются уже в процессе опытного производства. Но больше всего проблем выявляется все-таки в бою. Особенно это касается совершенно новых разработок.

0

«Клим Ворошилов» был первым советским тяжелым танком, Т-35 вообще сложно рассматривать как боевую машину. Так что КВ и его дальнейшее развитие вполне можно считать машиной, которая оказала влияние не только на отечественное танкостроение, но и на западные школы конструкторов. Так что в любом современном танке есть его пусть маленькая, но частичка.

Источник:

Метки: рассказы об оружии  страницы истории  тяжёлый танк КВ  

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

91 2 89

Понравилось

89 2

8

Новости партнёров

Вооружение тяжелого танка КВ-1

В начале на танк КВ-1 оснащался двумя спаренными пушками калибрами 76,2-мм и 45-мм. Позже после испытаний вместо 45-мм пушки 20К установили пулемет ДТ***-29. Во время войны с Финляндией пушку 76,2-мм Л-11 заменили на 76-мм пушку Ф-34. Осень 1941 года КВ-1 был перевооружен пушкой ЗиС-5, т.к. она была более надежной в отличии от Ф-34. Пушка ЗиС-5 имела большую длину ствола – это тоже послужило одной из причин к отказу от Ф-34.

Характеристиках орудия

  • Масса орудия, кг – 455
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
  • Максимальная дальность полета Оскол.-Фугас. снаряда, м – 1329
  • Прицельная дальность, м, — 1500
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5°…+25°

Бронепробиваемость:

  • Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
  • Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – От 4 до 8

Дополнительное вооружение:

Три пулемета ДТ, калибра 7,62-мм. Один спаренный пулемет, другой курсовой, установленный во лбу корпуса, а третий установлен в корме башне.

Первый бой

Когда началась Советско-Финская война, советская армия имела возможность испытать в реальных боевых условиях свои тяжелые танки. Так был отправлен на фронт и КВ – состоялось это 18 декабря. Тяжелый танк успешно проявил себя, и буквально на следующий день поступило распоряжение принять КВ на вооружение. Многие историки сходятся во мнении, что это решение было грубой ошибкой.

Действительно, Комитет Обороны утвердил серийное производство боевой машины, которая даже в полной мере не прошла весь заводской цикл испытаний. За основу для принятия решения взяли всего один успех на поле боя – решение больше эмоциональное, не продуманное. Также конструкторам отдали поручение собрать еще один КВ, но уже с 152-мм танковым орудием.

Готовые экземпляры появились уже к тому моменту, когда исход советско-финской войны фактически был предрешен. Но их польза неоспорима – использовались для прорыва линий обороны. Так в 1941 году боевую машину с гаубицей на 152 мм назвали КВ-2, когда машина с 76-мм пушкой именовалась КВ-1.

Тактико-Технические Характеристики танка КВ-1

  • Масса, т – 47
  • Экипаж, ч. – 5. Командир, Механик-водитель, Наводчик, Заряжающий, Стрелок-радист.
  • Длина корпуса, мм — 6675
  • Ширина корпуса, мм — 3320
  • Высота, мм – 2710

Бронирование:

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 75 / 30°
  • Лоб корпуса (середина), мм/град. — 40 / 65°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 75 / 30°
  • Борт корпуса, мм/град. — 75 / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60 / 50°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 70 / 0—90°
  • Днище, мм — 30—40
  • Крыша корпуса, мм — 30—40
  • Лоб башни, мм/град. — 75 / 20°
  • Маска орудия, мм/град. — 90
  • Борт башни, мм/град. — 75 / 15°
  • Корма башни, мм/град. — 75 / 15°
  • Крыша башни, мм — 40

Ходовые качества:

  • Двигатель В-2К мощность , л.с. — 500
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 34
  • Запас хода по шоссе, км — 150-225
  • Удельная мощность, л. с./т — 11,6
  • Преодолеваемый подъём, град. – Неизвестно.

Историческая справка

Известно, что самый первый танк МК-I (Марк I) появился 15 сентября 1916 г. в армии Великобритании. Не отставала от союзницы по Антанте и Франция, представившая чуть позже свою боевую машину. Танк «Рено FT» оказался довольно-таки успешным вариантом и образцом для многих последующих моделей.

Вслед за первооткрывателями в процесс танкостроения включились Италия, Венгрия, Польша, Швеция, Чехословакия, Япония.

Любопытно, но страны, являющиеся сегодня производителями лучшей бронетехники – Россия (СССР), США и Германия – вступили в этот процесс с определенным опозданием.

Советское военное командование не имело практически никакого опыта в строительстве и использовании танков.

Применение захваченных у интервентов боевых машин и изготовленных в 1920 г. , на базе слегка переделанного «Рено», полутора десятков танков (первый назывался «Борец за свободу товарищ Ленин») назвать опытом было сложно.

Поэтому, пройдя быстрее других танкостроительных стран этап поиска своего пути, создатели советских танков нашли более удачный вариант.

Боевое применение тяжелого танка Клим Ворошилов (КВ-1)

Первое боевое применение датируется 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма. Однако участвовал лишь опытный образец танка. Серийное производство было запущено только в 1940 году.

Великая Отечественная война(1941-1944) – Активно принимал участие в ВОВ. За 1940-1942 было произведено 2769 танков. Правда, до конца войны не воевал. До 1943 года(появление танка «Тигр») КВ-1 был самым мощным танком Второй Мировой войны, который сыграл значительную роль при сдерживания натиска немецких войск.


Еще материал по теме

  • M4 Sherman
  • Новый смертоносный танк Т90МС

В чем заключалась мощь КВ-1

История танка КВ оказалась непростой, к тому же непродолжительной. Машину соорудили примерно за 1 год, а серийный выпуск продолжался всего 3.5 года. После появления «Тигров» и «Пантер» появилась потребность в более совершенных тяжелых танках. Однако судьба КВ-1 могла быть совершенно другой, если бы не целый ряд не столько технических, сколько организационных ошибок.

Тем не менее, у КВ-1 было несколько определяющих преимуществ, которые выгодно выделяли его на поле боя. Например, благодаря толстому бронированию машина могла свободно маневрировать, избегая поражающая огня противотанковых пушек противника, кормовой пулемет фактически освобождал от необходимости пехотного сопровождения. Во время Великой Отечественной войны КВ-1 считался одним из самых защищенных танков на поле сражений. Его не могли «взять» большинство противотанковых орудий противника. Это наделяло «Клима Ворошилова» превосходством против бронированной техники и артиллерийскими батареями.

Конструкция КВ-1 считалась на начало 40-х годов прошлого века передовой. Сравнить конструкцию можно было разве что с легендарным Т-34. Конструкторы сумели объединить в одном танке все передовые на тот момент решения: наклонное бронирование, дизельный двигатель, длинноствольная пушка. В дальнейшем на основе КВ-1 создавались различные модификации, получавшие современные на тот момент решения, улучшенные характеристики, что являлось вынужденной мерой. Десятилетиями после окончания войны о КВ-1 никто не вспоминал. Пожалуй, основная причина этого заключается в том, что в кинематографе использовались преимущественно Т-34, так как технически исправные КВ-1 после 1945 года были большой редкостью. Тем не менее, КВ-1 оставил серьезный исторический след, наводя на противника устрашающее впечатление.

Первый опытный образец танка КВ (машина У-0) перед отправкой в Москву, сентябрь 1939 года.

Первый опытный образец танка КВ (машина У-0) перед отправкой в Москву, сентябрь 1939 года.

КВ-1 с литой башней и корпусом изготовления завода №200, весна 1942 года.

Танки КВ выходят на боевую операцию, Ленинградский фронт, декабрь 1941 года. Задняя машина имеет дополнительное бронирование на бортах и башне.

Танк КВ-1, Калининский фронт, январь 1942 год.

КВ-1 выдвигается на рубеж атаки, 43-я армия, 109-я ТД, Ленинградский фронт, конец августа 1941 года.

КВ-1 с литой башней производства УЗТМ на улицах Москвы, январь 1942 год.

КВ-1, зима 1942 год.

Десант спешивается с КВ-1, Северный Кавказ, район Прохладного, 1942 год.

edit this post

Первый танк Советского Союза

Надо сказать, что военные инженеры Советского Союза в начале 1920 года решили изобрести первый советский танк. Построен он был практически таким же самым, как и французская машина Renault ft-17. На одном из заводом в Нижнем Новгороде конструкторы разобрали французский танк буквально до винтика и таким образом смогли увидеть полную картину чертежей и конструкции этой машины.


Французский танк Renault ft-17

На построение первого советского танка, который кстати носил название “Борец за свободу товарищ Ленин” ушло практически 2 года. Только в 1921 году на вооружение армии была поставлена эта машина.

Нужно отметить, что первые советские танки по сравнению с теми, которые принимали участие во Второй мировой войне, были неуклюжими. Первые образцы подобных боевых машин развивали скорость всего-то приблизительно в 9 км/час. Запас хода у них составлял только 60 км.

Мнение эксперта

Константин Павлович Ветров

Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Бронь была не толстая и составляла приблизительно 6 мм. В экипаже находились два человека. После того, как первые подобные машину доставили бойцам армии, на протяжении года было выпущено всего 14 подобных образцов боевой техники.

Если говорить о французском образце танка, который был переделан на советской манер, то на конвейер его так и не пустили.

В военной и мирной сферах

Решение вернуться в Ленинград было двойственным. С одной стороны, Шашмурин оказывался вне влияния Котина, с которым у него оставались напряжённые отношения. С другой стороны, Николай Фёдорович, можно сказать, на время выпал из процесса создания тяжёлых танков нового поколения. Он успел поучаствовать в разработке проекта ИС-6, но в очередном раунде борьбы между заводом № 100 и ЧКЗ победу одержали Духов и Балжи, создавшие «Кировец-1» — тот самый проект модернизации ИС-2, который требовали в ГБТУ КА.

Об этом танке, принятом на вооружение как ИС-3, Шашмурин отзывался плохо. Он считал, что машина является полумерой и требуется новый «танк предельных параметров». Другой вопрос, что создание совершенно нового танка требовало времени, да и неудачный опыт создания Объекта 701, принятого 26 апреля 1946 года как ИС-4, показал, что ИС-3 является лучшим решением — да, он не так хорошо защищён, но более лёгок и использует ряд агрегатов ИС-2. Спешка с запуском танка в серию позже вылилась в массу проблем, которые пришлось решать уже после окончания выпуска. Тем не менее ИС-3 всё же был удачным танком.

КТ-12 — первая машина, разработанная с участием Шашмурина на Кировском заводе после возвращения в Ленинград.

© warspot.ru
Между тем Кировский завод осваивал выпуск ИС-2, правда, за всё время удалось сдать всего десять танков данного типа. Зато получилось с ИСУ-152 — в Ленинграде их выпускали до 1947 года. Параллельно шли работы по другому, мирному направлению. Речь идёт о трелёвочном тракторе КТ-12, который был разработан на базе немецко-австрийского артиллерийского тягача Steyr RSO/01. Задание на его создание было дано ещё весной 1944 года. Взяв за основу немецкую разработку, на Кировском заводе создали свою конструкцию. Как заместитель главного конструктора Шашмурин поначалу играл в создании КТ-12 одну из ключевых ролей. Это продолжалось до 1946 года, пока Малышев, уже министр транспортного машиностроения (в Минтрансмаш с 1946 года переформировали НКТВ), не дал указание переключиться на другую, сугубо военную работу.

Пучковая торсионная подвеска. Наряду с эжекционной системой охлаждения такие конструкции, разработанные Шашмуриным для Объекта 260, позже использовались в ряде других ленинградских танков.

© warspot.ru
Ещё в начале 1945 года на заводе № 100 началась разработка тяжёлого танка нового поколения. Он получил обозначение ИС-7, а также именовался как Объект 257. Машина создавалась совместно с НИИ-48, а потому имела весьма необычную конструкцию корпуса и башни. V-образная конструкция днища заставила поначалу отказаться от торсионной подвески, заменив её на блокированную, но позже торсионы на ИС-7 вернулись. С конца 1945 года развернулись работы над основным вариантом машины — Объектом 260.

Для него Шашмурин придумал пучковую торсионную подвеску: вместо одного длинного торсиона ставилось несколько коротких, что сделало конструкцию более компактной. Кроме того, пучковые торсионы оказались эффективнее. Также Шашмурин разработал эжекционную систему охлаждения, оказавшуюся более эффективной, прорабатывалась иная конструкция коробки передач. Наконец, полем его деятельности стало общее техническое руководство проектом, а также общая компоновка танка. При создании последнего, наиболее совершенного варианта танка, Шашмурин стал ведущим инженером машины. Интересно, что назначил его на эту должность Котин.

Водомётный движитель, созданный Шашмуриным для ПТ-76. Позже он был ведущим инженером машины.

© warspot.ru
У ИС-7 оказалась несчастливая судьба — машина получилась слишком тяжёлой, сложной и дорогой. Уже имелся негативный опыт ИС-4, который был чуть легче (60 тонн), но ничуть не менее проблемным. Поэтому в феврале 1949 года поступила команда о прекращении работ по ИС-7, а наработки по нему решили использовать в новом танке — Объекте 730. От работы над данной машиной, которую совместно создавали челябинские и ленинградские КБ, Шашмурина отстранили. При этом он сам данный танк, принятый на вооружение как Т-10, считал неудачным. По мнению Шашмурина, требовалось создать танк боевой массой 58 тонн, где максимально использовались бы наработки по Объекту 260.

В Минтрансмаше считали совсем иначе, и сложно сказать, что там оказались неправы. Т-10 получился удачным танком, в котором, кстати, наработки по Объекту 260 очень даже использовались — это и пучковые торсионы, и эжекционная система охлаждения, и по корпусу он был ближе как раз к ИС-7. Что же касается Шашмурина, то его опыт был использован при создании совсем другого танка. Речь идёт о плавающем танке Объект 270, вскоре переименованном в Объект 740. На его базе одновременно разработали бронетранспортёр Объект 271, переименованный в Объект 750. Эти боевые машины известны как ПТ-76 и БТР-50. На обеих машинах применили не только эжекционную систему охлаждения, но и водомёты, которые спроектировал Шашмурин. В дальнейшем Николай Фёдорович являлся ведущим инженером данных машин, доводя их при постановке на серийное производство. На базе БТР-50 он разработал несколько машин, одной из которых стал антарктический вездеход «Пингвин».

В 50-е и 60-е годы Шашмурин работал над целой серией опытных танков, включая и оснащённые ракетным вооружением.

© warspot.ru
50-е и 60-е годы стали для Шашмурина временем новых работ. Несмотря на то, что к Т-10 он прямого отношения не имел, тяжёлые танки продолжали оставаться одним из его приоритетных направлений. В 1955—1957 годах он курировал работы по созданию тяжёлого танка нового поколения — Объекта 277, а также Объекта 278. Имел он прямое отношение и к боевой машине совершенно нового типа — Объекту 282, ракетному тяжёлому истребителю танков. Да и к последующим ленинградским ракетным танкам Николай Фёдорович имел самое прямое отношение. Работал он и по установке в танки, а также другие машины газотурбинных двигателей. Вместе с тем все эти машины были экспериментальными. Настоящей удачей стал не танк или пусковая установка, а колёсный трактор. С 1959 года Шашмурин являлся одним из ведущих разработчиков колёсного трактора «Кировец» К-700, который в разных версиях выпускался в течение сорока лет.

Компоновка

Она стала классической для советских тяжёлых танков времён ВМВ: впереди располагалось ОУ в котором восседали мехвод и стрелок-радист; за ним было БО, где работал расчёт орудия во главе с командиром; в корме располагалось МТО с 500-сильным дизелем В-2 и топливные баки. Замечу, что после потери ХТЗ некоторое количество «коробочек» было оснащено бензиновым М-17Т той же мощности.

Корпус сваривался из бронелистов различной толщины; носовые и кормовые имели рациональный наклон; башни были трёх видов: цельнолитые и сварные с прямоугольной и скруглённой задней нишей, они монтировались на погон диаметром 1800 мм.

Высадка-посадка экипажа осуществлялась через башенный и люк в передней части корпуса, кроме того, в днище был предусмотрен люк-лаз. ХЧ была представлена шестью спаренными опорными и тремя поддерживающими, как правило, не обрезиненными катками, ведущими были задние колёса, впереди располагались ленивцы.

Одним из отличительных признаков КВ были огромные гусеницы в 700 мм шириной обеспечивавшие относительно малое давление на грунт почти 50-тонной махины.


КВ-1 в бою

КВ-1 имели следующие ТТХ:

  • Габариты — 6,68/3,32/2,71 м.
  • Масса — 47,5 т.
  • Бронирование — наклонное: 60-75 мм; вертикальное: 75 мм; горизонтальное: 30-40 мм.
  • Двигатель — 1×500 л. с.
  • Скорость — 34 км/ч.
  • Запас хода — 225 км.
  • Вооружение — 1×76 или 85 мм; 3×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 5 человек.

Всего до 1942 года было произведено 3225 единиц.

Модернизация и механизация боевой техники в СССР

Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.


Легкий танк Т-26

Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.

Какой танк лучше?

Т-34Т-100

Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.

Мнение эксперта

Исаак Якович Зельдер

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17.

Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.


Танк Т-12

В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов.

Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.

Скорость и маневр

Все танки семейства КВ, в том числе и КВ-1 оснащались четырехтактный V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 500 л.с. После усиления броневой защиты и увеличения боевой массы танка КВ-2, мощность довели до 600 л.с. Такой двигатель позволял боевой машине развивать скорость до 34 км/час.

Большой проблемой для танкистов была трансмиссия, состоявшая из пятиступенчатой коробки передач (включая скорость заднего хода), планетарных бортовых механизмов, многодисковых (главного и двух бортовых) фрикционов и ленточных тормозов. Все приводы были механические, тяжелые в управлении. Специалисты однозначно оценивают трансмиссию танков КВ, как самую слабую сторону боевой машины.

Ходовая часть, самое уязвимое место, как и у всех танков.

Подвеска у КВ-1 – индивидуальная, торсионная с внутренним амортизатором для каждого из шести двойных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы – спереди. Механизм натяжения гусеницы — винтовой. Количество траков шириной 700 мм в гусенице варьировалось от 86 до 90 шт.

Используя опыт других

В советский период об этом старались не упоминать, как же страна Советов — первая во всем. Этот «квасной патриотизм» во вред исторической правде. Да, не мы изобрели танк… Да, наши конструкторы использовали опыт других. И что в этом плохого?

В декабре 1929 г. специальная комиссия, созданная Управлением механизации и моторизации Красной Армии, была отправлена в зарубежную командировку для изучения производства танков.

Были закуплены:

  1. Образец легкого английского танка «Виккерс – 6 тонн» с лицензией на право производства.
  2. 15 танков МкII, английского производства.
  3. Несколько танкеток «Карден-Ллойд» МкVI и лицензия на производство этой модели.
  4. Два танка ТЗ без башен и вооружения в США у инженера и изобретателя Дж.У. Кристи – автора оригинальной ходовой части для бронемашины.

Все эти приобретения были так или иначе использованы при разработке уже отечественных моделей танков. На базе английской танкетки была создана и запущена в серийное производство танкетка Т-27, которая находилась на вооружении Красной Армии еще даже в первые месяцы войны.

При создании танка Т-26, который в предвоенные годы был основным для РККА, в значительной степени использовались достижения, важные узлы и агрегаты боевой машины «Виккерс – 6 тонн». А оригинальную ходовую часть, придуманную Кристи сначала применили на танках семейства БТ, а потом и на тридцатьчетверках.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]