БА-10 – лучший пушечный бронеавтомобиль Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, в конструкции которого воплотился весь опыт, накопленный инженерами Ижорского завода за предвоенное десятилетие. Как и предыдущая машина БА-6, он создавался на шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА, однако рама этого шасси была укорочена на 200 мм в средней части и обрезана на 400 мм сзади.
Конструкция
Переднюю неведущую ось усилили и снабдили гидравлическими амортизаторами, повысившими плавность хода машины и, соответственно, точность стрельбы в движении. Фары и ступицы передних колес прикрыли бронеколпаками. Был также применен центральный тормоз в трансмиссии, улучшена система вентиляции и охлаждения моторного отсека.
Бронекорпус, по существу, остался без изменений, а в конической башне, выполненной по типу БА-6М, разместили усовершенствованную 45-мм танковую пушку образца 1934 г. с боезапасом 49 выстрелов. Наводка орудия осуществлялась с помощью телескопического и перископического прицелов. Подобно своим предшественникам, БА-10 для улучшения проходимости был оборудован съемными гусеницами «Оверолл» и вращающимися запасными колесами, установленными на бортах машины. В целом бронеавтомобиль обладал довольно неплохими ходовыми качествами и мог преодолевать подъемы до 24° и брод глубиной до 0,6 м.
Серийный выпуск БА-10 начался в 1938 году и до августа 1941 года сборочные линии завода покинули 3311 машин этого типа. Часть из них оснащалась радиостанцией 71 -ТК-1 со штыревой антенной. Некоторые машины изготавливались в железнодорожном варианте и обозначались БА-10жд. Следует заметить, что бронеавтомобили, передвигающиеся по рельсам на металлических бандажах, себя не оправдали, поскольку не имели никаких преимуществ перед обыкновенными бронедрезинами с вооружением.
В то время как первые броневики БА-10 еще только осваивались строевыми частями Красной Армии, КБ Ижорского завода уже модернизировало машину. Бронеавтомобиль БА-10М отличался усиленной бронезащитой передней пулеметной установки, улучшенным рулевым управлением, дополнительными наружными топливными баками и новой радиостанцией 71 -ТК-3. Боевая масса машины возросла до 5,36 т, но ее ходовые качества изменились незначительно.
В предвоенные годы БА-10 являлся самым массовым средним бронеавтомобилем Красной Армии. Эти машины состояли на вооружении 7,8, и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей НКВД. В разведывательных подразделениях они постепенно вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6.
Осенью 1939 года броневики БА-10 приняли участие в освобождении западных областей Украины и Белоруссии, а затем использовались в боях во время «зимней войны» с Финляндией. В сражениях Великой Отечественной войны они применялись до 1944 года, а в отдельных подразделениях и до самого конца войны. Например, в мае 1945 года некоторое число БА-10 осуществляло охрану штабов крупных воинских соединений Красной Армии.
В боевых действиях бронеавтомобили БА-10, конечно, не могли заменить танки. Однако при грамотном использовании они оказывали хорошую поддержку пехоте. Когда в январе 1943 года начался прорыв блокады Ленинграда и завязались ожесточенные бои за крепость Шлиссельбург, успех был достигнут одновременной атакой с двух сторон 19 БА-10, подавивших огневые точки противника и выбивших немцев с занимаемых позиций.
Без учёта стоимости пушечно-пулемётного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка радийного БА-10М обходилась в 56 046 руб. 80 коп., а линейного — в 48 946 руб. 80 коп..
Всего за 1938—1941 годы изготовили 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.
Модификации
Существовало две массовые модификации:
– БА-10А
– БА-10М — дополнительные бензобаки расположены на надколесных полках, на корме расположена специальная полка для гусениц.
Кроме того, на базе бронеавтомобиля создавались разведывательные бронедрезины (БА-10ЖД)
Общая информация о броневике БА-10
10-ю модель разработали специалисты Ижорского завода в 1938 году. Она являлся последователем БА-6. В основе нового авто лежало шасси ГАЗ-ААА. Для повышения проходимости экипаж мог быстро надевать гусеничные цепи на задние колёса. Преодоление глубоких неровностей осуществлялось за счёт запасных колёс (по одному на каждой стороне).
Кузов с помощью сварки собирали из бронированных листов. Те элементы (снаружи и внутри), для которых не использовалась сварка, крепились специальными заклёпками и болтами повышенной прочности. Для соединения рамы и корпуса использовали кронштейны. Некоторые экземпляры на борту имели оборудование для связи.
История разработки БА-10
Путь начинается в 1927 году с выпуска технических документов бронеавтомобиля БА-27. Изначально для основы использовали шасси АМО-Ф-15, но затем его заменили на Форд-АА (наилучший вариант в те годы). Под капот установили бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами. Он развивал до 50 лошадиных сил. Охлаждался жидкостной системой.
Главным недостатком техники считалась слабая огневая мощь. 37-миллиметровая пушка показывала нулевую эффективность при борьбе с вражескими танками. Максимум, на что хватало огневой мощи, — поражение брони толщиной до 12 миллиметров.
В 34-м году военное руководство смирилось с отсутствием пользы от 27-й модели. В этот же год инженеры занялись разработкой новой машины — БА-3. Прежнее вооружение заменили башней от танка Т-26. Начальная скорость и пробитие стали лучше. Благодаря улучшенному прицельному механизму повысилась точность огня.
В 1935 году на предприятии занялись выпуском ГАЗ-ААА, а также сборкой броневика БА-6. Ещё через год появилась модернизированная версия «шестёрки», получившая индекс «М». В 1938 году конструкторы пришли к оптимальному варианту — бронемашине БА-10. В качестве основы взяли шасси ГАЗ-ААА, но с укороченной на 60 сантиметров рамой.
Служба и боевое применение
Война с Японией
Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол. К началу боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних броневиков (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней фазе конфликта. Так, 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ. Причем последний находился уже на территории Маньчжурии.
В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.
Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.
Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады. В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков, насчитывавших в своём составе более 70 танков. При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить.
Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 – 1000 м и бронемашины открыли огонь. В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю шесть бронеавтомобилей БА-10.
В результате боёв выяснилось:
1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.
2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли танки Тип 89, вооруженные 57-миллиметровой пушкой Тип 90 с длиной ствола в 14,9 калибра) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.
3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.
4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.
5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций». К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.
В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) – до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат.
Великая Отечественная Война
В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.
В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.
В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200–300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов.
Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.
Однако несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Активно они использовались и при прорыве блокады.
Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года.Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами Оверолл, надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.
В небольшом количестве средние бронеавтомобили использовались на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Например, в только что сформированной 5-й гвардейской танковой армии к 30 марта 1943 года имелось 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне (кроме них в батальоне было 7 Т-70 и 10 БА-64) и 17 БА-10 в составе 53-й мотострелковой бригады.
К 10 июня 1943 года, когда 5-я гвардейская танковая армия уже находилась в составе Степного фронта, она имела лишь 12 БА-10 в 38-м бронебатальоне. Эти машины использовались в боях на белгородском направлении и под Харьковом в июле – августе 1943 года.
Накануне Курской битвы – 1 июля 1943 года – в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 – по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса и 2 в «прочих частях фронта»
Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны в Европе. Как правило их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях. Например, по состоянию на 15 декабря 1944 года в составе войск 18-й армии имелось всего 6 бронемашин – 5 БА-64 и 1 БА-10. А в частях 2-го Белорусского фронта к 14 апреля 1945 года еще числилось 14 пушечных броневиков – 1 БА-10 в 65-й армии и 13 в 19-й армии (3 БА-10 и 3 БА-ЗМ в 97-й роте охраны штаба, 3 БА-10 в 132-м и 1 БА-10 в 40-м гвардейском стрелковых корпусах).
Колонна броневиков БА-10 в 1941, СССР.
БА-10 в Вермахте
В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203 Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.
Полностью сгоревший БА-10. Украина, июнь 1941
БА-10 в Финской армии
В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против СССР в 1941-1944 годах) их число увеличилось – по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа. В 1943 году броневики прошли модернизацию – на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года.
Бронеавтомобили БА-10 в Выборге в конце войны
Завершение службы
Заключительным аккордом БА-10 стала советско-японская война 1945 года – в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось множество танков Т-26, БТ-7 и, бронеавтомобилей БА-10. Вся эта техника с успехом использовалась против японцев, а по окончании боевых действий была подарена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Применялся он также во время войны в Корее.
Конструкция и технические характеристики БА-10
Технические характеристики:
- Вес — 5 100 кг;
- Длина — 4,7 м;
- Ширина — 2,1 м;
- Высота — 2,2 м;
- Вместительность — до 4х человек;
- Мощность силового агрегата — 50 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе (максимальная) — 53 км/ч;
- Движение без дозаправки — 260-300 км.
Кузов броневика БА-10
Листы катаной стали использовали для сборки корпуса. Их соединяли между собой сваркой. Толщина варьировался в зависимости от части кузова:
- Нижняя часть — 4-6 миллиметров;
- Основная часть — 8-9 миллиметров;
- Лобовая часть и башня — 10 миллиметров.
Листы расположили под разными углами наклона для улучшения пулестойкости. Отдельную защиту установили для топливных баков.
В средней части на каждом борту разместили прямоугольные двери для загрузки и выгрузки состава. На каждую дверь установили небольшие обзорные окна. В боевых условиях они закрывались бронезаслонками с небольшими щелями для осмотра местности. Петли находились внутри.
Управленческий отсек находился за моторным отделением. Слева располагалось сиденье водителя, справа — стрелка. Стрелок управлял пулемётом, установленным в шаровой установке. Лобовое стекло, предназначенное для водителя, защищалось бронезаслонкой с обзорной щелью.
Боевой отсек располагался за кабиной. Его крышу сделали ниже для уменьшения общей высоты БА-10 бронеавтомобиля. Башня конической формы вращалась по кругу. Сверху имелся люк, откидывающийся вперёд. Его использовали для осмотра окружения (не в боевых условиях) и для посадки и высадки. В условиях военных операций стрелок для обзора использовал небольшие щели, защищённые бронированными заслонками.
Вооружение
Огонь по противникам осуществлялся с помощью 45-миллиметровой пушки 20К и 7,62-миллиметрового пулемёта ДТ. Вертикальное наведение обоих ружей — от -20 до +20 градусов. За поворот башни отвечал стрелок. Он использовал ручной привод. Наводка на цели осуществлялась с помощью телескопического и перископического панорамного прицелов.
Моторное отделение
Располагалось перед кабиной. Под капот инженеры установили бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами карбюраторного типа. Объём — 3,28 литра. Охлаждение осуществлялось с помощью жидкостной системы. Мощность — 50 лошадиных сил при 2,2 тысячах оборотах. Мощность обеспечивала разгон до 53 км/ч по шоссе. Полной заправки хватало на 260-300 километров (зависело от дорожных условий).
Трансмиссия бронеавтомобиля БА-10 имела характерное строение для того времени. Сухое сцепление с одним диском, МКПП (4+1), демультипликатор, карданная и главная передачи и механический тормозной механизм. От тормозов на передних колёсах отказались. Вместо них в конструкцию ввели центральный тормоз в трансмиссии.
Капот делали из листов катаной стали. Для доступа техника к силовому агрегату и прочим техническим узлам капот откидывался вперёд. Он крепился к крыше усиленными петлями. Также по бокам имелись люки для быстрого доступа к моторному отделению.
Радиатор расположили перед силовой установкой. Перед ним установили V-образный бронелист для защиты. Он оснащался подвижными створками, которыми техник мог настраивать подачу воздуха. Охлаждению и вентиляции также способствовали щелевые жалюзи, находящиеся на бортах моторного отсека.
Ходовка
Состояла из трёх осей, колёсная формула — 6х4. Для усиления передней балки установили гидравлические амортизаторы. Полуэллиптические листовые рессоры добавили в устройство задней подвески для повышения прочности.
ГК шины имели размер 6,50-20. Передняя ось оснащалась односкатными колёсами. Для ведущих задних осей использовали двухскатные. Также присутствовала дополнительная свободно вращающаяся ось с запасными колёсами. Она располагалась в нижней части бортов моторного отсека. Дополнительная ось помогала преодолевать различные углубления, не давая машине «сесть» на днище. Характеристик хватало для преодоления 24-градусных склонов.
Чтобы улучшить проходимость броневика БА-10 по бездорожью, экипаж мог оперативно надеть гусеничные цепи на задние ведущие оси. Колёса передней оси защищались обтекаемыми крыльями. На задних осях установили плоские крылья. Такое конструкционное решение позволило добавить в устройство ящики для хранения запасных деталей и необходимых инструментов.
Остальное оснащение
Для передвижения ночью использовались фары. Они устанавливались в бронекожухи и крепились кронштейнами. Некоторые экземпляры на борту имели радиостанцию. Связь между членами боевого состава осуществлялась с помощью переговорного устройства. Экранированное электрооборудование способствовало бесперебойной связи.
Легкая бронетехника 1965–1985 гг
Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.
Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.
Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.
БМП-1. СССР. 1966 г.
Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.
В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.
БМП-2. СССР, 1980 г.
Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.
Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.
БМП «Мардер». ФРГ. 1969 г.
БМП М2 «Брэдли». США. 1981 г.
БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.
БТР-70. СССР. 1972 г.
БТР-80. СССР. 1984 г.
БА-10 М
В конце 39-го года прошлого столетия конструкторское бюро Ижорского завода подготовило документацию на улучшенную модель, получившую индекс «М». Объём каждого топливного бака увеличили до 54,5 литров. Бензопроводы защитили бронированными планками для повышения живучести техники. Бронирование пулемётной установки изменили, вращательный механизм башни улучшили. Остальные изменения малосущественны. Масса автомобиля увеличилась на 400 килограмм, но на тяговых показателях это никак не сказалось.
Использование БА-10 в военных конфликтах
Первое практическое применение пришлось на 1939 году в сражении у реки Халкин-Гол. В последующие годы технику использовали для освобождения Польши и на войне с Финляндией. Основная часть экземпляров использовалась до 1944 года. В некоторых отрядах броневики среднего класса применяли до окончания ВОВ. В некоторых случаях бронеавтомобиль БА-10 использовали не только для разведки и охраны, но и для борьбы с вражескими танковыми отрядами.
В 1940 году финны захватили несколько экземпляров, которые впоследствии использовали для решения собственных боевых задач. Финские инженеры заменили советские силовые установки восьмицилиндровыми двигателями «Форд». Они развивали до 85 лошадиных сил. Три автомобиля продали шведской армии. Немецкие солдаты также захватили несколько моделей, которые в будущем использовались некоторыми пехотными отрядами, военной полицией и образовательными учреждениями.
Польский поход Красной Армии
В сентябре 1939 г. БА-10 активно использовались в ходе Польского похода Красной Армии и приняли участие в боевых столкновениях как с польскими, так и немецкими войсками. Так, 18 сентября 1939 г. в бою у местечка Домбров БА-10 совместной атакой с легкими танками разбили колонну польских войск. При этом потери поляков составили 300 человек убитыми и 500 пленными, а также один танк, уничтоженный БА-10. Одной из наиболее сложных операций стали бои в Гродно, где Красная Армия столкнулась с организованной обороной, а в ходе столкновений на узких улицах города бронетехника оказалась очень уязвимой для пехоты противника.
Какой можно сделать вывод?
Бронемашина БА-10 оказалось полезной для советской армии во время Великой отечественной войны. Транспорт послужил основой для разработки будущих поколений бронированных авто среднего и лёгкого классов.
Из 3,5 тысяч собранных машин, по официальным данным, уцелело четыре. Их можно найти в танковом музее в Финляндии, на Украине в Полтавской области на месте гибели М. П. Кирпоноса, в частной коллекции в Московской области и в музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.