СУ-100, Самоходная артиллерийская установка
Самоходная установка СУ-100
К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии.
Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал “Уралмашзавод”:
1.К 15.01.44 спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ; 2.К 20.02.44 изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44; 3.К 25.02.44 передать самоход на государственные испытания.
Сроки устанавливались очень жесткие. Получив чертежи орудия С-34 на “Уралмаше” убедились, что эта пушка для САУ не годится: она имела внушительные размеры, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Были необходимы большие изменения в корпусе САУ, в том числе и в ее геометрической схеме.
Это влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, оно требовало использовать ее без изменений и настаивало на приспособлении САУ к пушке. “Уралмаш” обратился к заводу № 9, и к середине 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С. Д-10С создавалась на основе морского зенитного орудия Д-10, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины. Используя эту пушку и шасси танка Т-34/85 конструкторы “Уралмаша” оперативно разработали новую САУ, впоследствии получившей индекс СУ-100.
СУ-100 обладала исключительно высокой огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня.
Бронебойный снаряд ее 100-мм пушки с дистанции в 2 тыс. метров поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь. Серийный выпуск новой самоходной артиллерийской установки начался в сентябре 1944 года, а уже к концу этого года заводами было изготовлено около 500 этих грозных боевых машин.
СУ-100 имела для своего времени классическую компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, располагалось в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танковым переговорным устройством, передние топливные баки и часть инструментов и запасных частей.
Моторное отделение располагалось непосредственно за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. В нем размещались главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, там же находились два топливных бака и два инерциально-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков – 400 л, что обеспечивало машине запас хода в 310 км.
Ходовая часть САУ аналогична ходовой части танка Т-34. В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса устанавливалась 100мм пушка Д-10С. На ней имелись два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность орудия 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект – 33 выстрела унитарного заряжания.
Коротковолновая радиостанция обеспечивала надежную связь на дальности до 25 км. В переднем левом углу рубки – место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе находился прямоугольный люк. В крышке люка устанавливались два призматических смотровых прибора. Справа от пушки – рабочее место командира машины. За сиденьем механика-водителя – место наводчика, и в левом заднем углу боевого отделения- заряжающего. В крыше боевого отделения располагались два прямоугольных люка для экипажа, два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка. В стенках башенки – пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика устанавливались перископические смотровые приборы.
Неподвижное бронирование пушки литое, сложной конфигурации, крепилось к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищалась подвижной броневой сферической маской. Броневой корпус СУ-100 представлял собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоял из днища, передней и задней частей, бортов и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Днище собиралось из четырех листов, соединенных сваркой и усиленных специальными накладками. В средней части днища справа находился люк аварийного выхода экипажа, крышка которого откидывалась вправо вниз. Передняя часть корпуса образовывалась верхним и нижнем наклонными бронелистами. Наклон верхней лобовой бронеплиты 50°. В нижнем лобовом листе справа- прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму гусеницы; в верхнем- вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя В нижней части листа слева и справа приваривались два буксирных крюка.
Борт СУ-100 состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса. Верхний бортовой лист состоял из двух частей – передней и задней, причем последний лист устанавливался с большим наклоном, чем передний. К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных топливных баков и узлы крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, на которые устанавливались ящики для различных принадлежностей, по одному слева спереди и сзади справа.
Корма САУ состояла из двух наклонных листов- верхнего откидного, в центре которого находился люк с крышкой, справа и слева от люка – вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры бортовых передач, два буксирных крюка и две петли крепления верхнего откидного бронелиста. В передней части крыши боевого отделения справа располагались командирская башенка, левее ее- колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа – в задней части крыши.
Моторное отделение закрывалось тремя бронелистами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые- с окнами продольных жалюзи и тремя лючками для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого опорных катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой.
В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где САУ произвела 1040 выстрелов и прошла 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2.
Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, выполнялась на заводе № 9.
САУ с орудием С-34 получила индекс СУ-100-2. Одновременно с ней построили второй опытный образец САУ СУ-100, которая стала головной для машин серийного производства и включала в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Ее испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После проведения стрельбы в количестве 923 выстрелов и пробега на 250 км государственная комиссия признала, что “тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков “Тигр” и “Пантера” вне зависимости от точки попадания снаряда, а для “Фердинанд” только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 метров”.
САУ СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец в начале июля 1944 года. Она прошла испытания в том же объеме, что и СУ-100, была признана худшей и на вооружение не рекомендована. СУ-100 же, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии. Новая боевая машина создавалась на базе агрегатов танка Т-34/85 и САУ СУ-85.
Все основные агрегаты танка – двигатель, трансмиссия, ходовая часть – остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% – от СУ-122, 7,5% – от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново. Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров имела начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.
Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем в течение трех месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. С сентября 1944 г. по 3 квартал 1945 г. на УТМЗ было изготовлено 2495 СУ-100. По предложению Л.И.Горлицкого обе артсистемы – Д-10С и Д-5С – монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки.
Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле 1944 года. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск “гибридов”, имевших индекс СУ-85М.
Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены САУ ЭСУ-100 с электротрансмиссией и СУ-122П со 122-мм пушкой Д-25Т. Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ. В 50-х годах по советской лицензии СУ-100 производили в ЧССР.
С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина. В конце года приступили к формированию самоходно- артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. В больших количествах СУ-100 применялись при отражении немецкого контрнаступления у озера Балатон (Венгрия) в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение САУ этого типа носило ограниченный характер.
В послевоенный период СУ-100 состояли на вооружении СА (до конца 70-х), армий стран – участниц Варшавского договора, а также многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке, Анголе и др.
Экипаж, чел – 4 Масса, кг – 31600 Длина, м – 9,45 Ширина, м – 3,00 Высота, м – 2,25 Бронирование, мм – 45-75 Вооружение – 1 x 100-мм Д-10С Боезапас – 34 выстрелов Двигатель – В-2-34М, 12-цилиндровый дизель, 520 л.с. Запас хода, км – 310 Макс. скорость, км/ч – 50
Знакомство
САУ-100 (фото бронетехники — ниже) является средней по массе советской противотанковой самоходной артиллерийской установкой. Данная модель относится к классу истребителей танков. Базой для ее создания послужил средний танк Т-34-85. Как утверждают специалисты, советские САУ-100 — это дальнейшее развитие самоходных установок САУ СУ-85. Тактико-технические характеристики этих систем больше не устраивали военных. Из-за недостаточной мощности советских артиллерийских установок такие немецкие танки, как «Тигр» и «Пантера», могли навязать бой с дальних дистанций. Поэтому планировалось в будущем САУ-85 заменить на САУ-100. Серийное производство осуществлялось на Уралмашзаводе. Всего советской промышленностью было выпущено 4976 единиц. В технической документации данная установка значится как ПТ-САУ СУ-100.
Описание
Как утверждают специалисты, САУ-100 имеет такую же компоновку, как и базовый танк. Местом управленческого и боевого отделений стала лобовая часть бронетехники, в корме отведено место для моторно-трансмиссионного. В немецком танкостроительстве использовалась традиционная компоновка, когда силовой агрегат устанавливали на корму, а ведущие колеса и трансмиссию — на переднюю. Подобное устройство имел САУ Е-100 Jagdpanzer. Конструкторские работы по данной модели велись в 1943 в городе Фридберге. Немцы, как мы видим, также пытались максимально оптимизировать производство бронетехники. Например, эксперты вермахта посчитали, что изготовление сверхтяжелого танка Maus обошлось бы стране слишком дорого. Поэтому Jagdpanzer разрабатывался как альтернативный вариант «Маусу». В боевом экипаже танка САУ-100 четыре человека, а именно: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.
Водитель располагался в лобовой части с левой, а командир — с правой стороны от орудия. Сзади него было отведено рабочее место для заряжающего. Наводчик сидел за механиком с левой стороны. Чтобы экипаж мог осуществлять посадку и высадку, бронекорпус оборудовали двумя створчатыми люками — в крыше командирской башни и на корме. Десантироваться боевой экипаж мог через люк, который располагался в днище боевого отделения. Люк в рубке использовали для панорамы орудия. При необходимости члены экипажа могли стрелять из личного оружия. Специально для этой цели бронекорпус САУ оснастили отверстиями, которые закрывались с помощью броневых заглушек. Крыша рубки была оборудована двумя вентиляторами. Крышка в моторно-трансмиссионном отделении и откидная верхняя кормовая плита содержали несколько лючков, через которые механик, как и в Т-34, мог добраться к трансмиссии и силовому агрегату. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели в башне танка в количестве пяти штук. Кроме того, башенку оборудовали перископическим смотровым прибором Мк-4.
Вертикальная створка люка заряжающего
Вертикальная створка люка заряжающего на корпусе СУ-100 сохранялась до марта 1945 года. Створку убрали в ходе модернизации деталей корпуса с целью уменьшения образования трещин в броне при изготовлении деталей.
Вертикальная створка люка заряжающего на СУ-100
У сборной модели СУ-100 от «Звезды» она отсутствует, буду делать. В общем то, ничего сложного. Ну, с петлями придется немного повозиться. Плюс не забыть сымитировать гужоны на створке люка.
Модель СУ-100 «Звезда». Место под вертикальный люк.
О вооружении
В качестве основного оружия в САУ-100 использовали 100-миллиметровую нарезную пушку Д-10С 1944 года выпуска. Бронебойный снаряд, выпущенный из данного орудия, к цели двигался со скоростью 897 м/с. Показатель максимальной дульной энергии составил 6,36 МДж. Данное орудие обладало полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором, электромагнитным и механическим спусками. С целью обеспечить плавную наводку по вертикали Д-10С оснастили пружинным компенсирующим механизмом. Для противооткатных устройств разработчик предусмотрел гидравлический тормоз-откатник и гидропневматический накатник. Расположили их с обеих сторон над стволом. Общий вес орудия, затвора и открывающего механизма составил 1435 кг. Установили пушку на лобовую плиту рубки на двойные цапфы, что давало возможность производить наводку в вертикальной плоскости в пределах от -3 до +20 градусов и в горизонтальной — +/-8 градусов. Наведение орудия выполнялось ручным подъемным секторным и поворотным винтовым механизмами. Во время выстрела Д-10С откатывалось на 57 см. Если требовалось выполнить прямую наводку, экипаж применял телескопический шарнирный прицел ТШ-19 с четырехкратным увеличением. Данная система обеспечивала видимость в поле зрения до 16 градусов. С закрытой позиции применялись панорама Герца и боковой уровень. В течение одной минуты из основного орудия можно было произвести до шести выстрелов. Кроме того, для боевого экипажа прилагались два 7,62-миллиметровых пистолета-пулемета ППШ-41, четыре противотанковые гранаты и 24 ручных осколочных противопехотных оборонительных Ф-1. В дальнейшем ППШ заменили на автомат Калашникова. Как утверждают специалисты, в Великую Отечественную экипаж САУ-100 в редких случаях мог применять дополнительные ручные пулеметы.
Имитация стыка балки и лобовой броне-плиты
В результате увеличения толщины верхней лобовой брони машины до 75-ти мм при соединении ВЛД с литой балкой образовалась ступенька. Такая ситуация на СУ-100 сохранялась до конца войны.
СУ-100. Ранний тип сварки ВЛД и НЛД с передней литой балкой
«Звезда» предлагает послевоенный вариант стыка передней балки и верхней броне-плиты СУ-100. Этот момент обязательно нужно будет доработать.
Модель СУ-100 от Звезды. Изменяем форму стыка литой балки и верхней ВЛД на модели
ТТХ
САУ-100 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
- весит бронетехника 31,6 тонны;
- в экипаже четыре человека;
- общая длина САУ с орудием составляет 945 см, корпуса — 610 см;
- ширина установки — 300 см, высота — 224,5 см;
- клиренс — 40 см;
- техника с гомогенной, стальной катанной и литой броней;
- толщина днища и крыши — 2 см;
- на шоссейной дороге САУ в час проходит до 50 км;
- пересеченную местность бронетехника преодолевает со скоростью 20 км/ч;
- самоходка с запасом ходит по шоссе — 310 км, по пересеченной местности — 140 км;
- показатель удельного давления на грунт составляет 0,8 кг/кв. см;
- артиллерийская установка преодолевает 35-градусные подъемы, 70-сантиметровые стенки и 2,5-метровые рвы.
О трансмиссии
Данная система представлена следующими компонентами:
- многодисковым главным фрикционом сухого трения;
- пятиступенчатой механической коробкой передач;
- двумя многодисковыми бортовыми фрикционами сухого трения и тормозами ленточного типа, использующими чугунные накладки;
- двумя простыми однорядными бортовыми редукторами.
Все управленческие приводы — механического типа. Чтобы механик-водитель мог производить повороты и торможение САУ, с обеих сторон его рабочего места расположили два рычага.
О боеприпасах
Для основного вооружения самоходки предусматривались 33 унитарных выстрела. Снаряды укладывались в рубке — для этой цели производитель изготовил специальные стеллажи. Семнадцать из них были в левой части борта, восемь — в задней, восемь – в правой. В Великую Отечественную боекомплект состоял из остроголовых и тупоголовых калиберных бронебойных, осколочных и осколочно-фугасных снарядов.
После окончания войны боекомплект дополнили сначала более эффективными бронебойными снарядами УБР-41Д, в которых имелись защитные и баллистические наконечники, а затем подкалиберными и невращающимися кумулятивными. В штатном боекомплекте самоходки имелись осколочно-фугасные (шестнадцать штук), бронебойные (десять) и кумулятивные (семь снарядов). Дополнительное вооружение, а именно ППШ, комплектовалось патронами численностью 1420 штук. Укладывали их в дисковые магазины (двадцать штук).
О ходовой части
Как утверждают эксперты, в данной сфере самоходка практически не отличается от базового танка Т-34. Каждый из бортов в САУ имел двускатные опорные катки (по пять штук). Их диаметр составил 83 см. Для ходовой с ведущим колесом, подвеской Кристи и ленивцем предусмотрели резиновые бандажи. Установка без поддерживающих катков — чтобы зацепить верхнюю ветку ленты, воспользовались опорными катками. Ведущие колеса с гребневым зацеплением расположили сзади, а ленивцы с натяжными механизмами — спереди. В отличие от Т-34, ходовую часть САУ, а именно ее передние катки, усилили тремя подшипниками. Изменили также диаметр проволочных пружин с трех до 3,4 см. Гусеничная лента была представлена 72 штампованными стальными траками, ширина которых — 50 см.
Стремясь улучшить проходимость артиллерийской установки, траки в некоторых случаях снаряжали грунтозацепами. Крепили их посредством болтов на каждый четвертый и шестой траки. В 1960-х гг. САУ выпускали со штампованными опорными катками, как в Т-44М.