ПТ-76 — это единственный образец легкого плавающего танка, созданный в послевоенный период. Он был принят на вооружение в 1951 г. и считается самым массовым и удачным в своем классе в истории танкостроения. Толчком к разработке этой машины явилась острая нехватка переправочных средств и отсутствие амфибийной техники на вооружении в Советской Армии. Правительству СССР было понятно, что в случае острого конфликта с Западом военные действия развернулись бы в Центральной Европе, которая отличается значительным количеством водных преград.
Легкий танк ПТ-76 Объект 740
Советский лёгкий плавающий танк. Принят на вооружение в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено 3039 ПТ-76, а также ряд машин на его базе. Танк состоял на вооружении Советской Армии, однако впоследствии был в основном заменён БМП. Тем не менее, до 100 танков этого типа по состоянию на 2004 год состояло на вооружении вооружённых сил России.
Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий. По состоянию на начало 2008 года, всё ещё остаётся на вооружении в ряде стран.
Разработка нового плавающего танка постановлением от 15 августа 1949 года была поручена двум конструкторским бригадам ВНИИ-100, находившимся в Ленинграде и Челябинске. Параллельно должны были разрабатываться максимально унифицированные между собой плавающий танк, получивший обозначение Объект 740 и плавающий бронетранспортёр Объект 750, позднее ставший БТР-50.
Согласно уточнённому техническому заданию, танк должен был иметь массу в 13—14 тонн, вооружение из 76-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и бронирование до 10 мм. Двигатель В-6 должен был обеспечивать танку скорость в 40 км/ч на суше и 10 км/ч на плаву. Уже к концу 1950 года конструкторское бюро было обязано предоставить опытный образец танка на испытания.
В качестве движителя танка на плаву рассматривались на этот раз различные варианты, но в результате выбран был водомётный движитель. Главным конструктором танка стал Н. Ф. Шашмурин. Однако у водомётного движителя нашлось немало противников, и в результате на московском ВРЗ № 2 была начата разработка альтернативного проекта, использовавшего в качестве движителя гребные винты по образцу более ранних разработок.
Тем временем, работы по объекту 740 продвигались успешно, и при проектировании танка были учтены многие недостатки его предшественников. Опытные образцы танка и бронетранспортёра были закончены весной 1950 года и уже к июню того же года поступили на государственные испытания. К тому времени были закончены и образцы ВРЗ № 2 — танк К-90 и бронетранспортёр К-78.
Сравнительные испытания объекта 740 и К-90 были проведены с 5 по 29 июля 1950 года. На испытаниях объект 740 показал значительно лучшую проходимость, чем К-90. Приёмной комиссией также было отмечено, что по целому ряду параметров, — в частности, по толщине брони, удельному давлению на грунт, скорости на суше и запасу хода, — новый танк даже существенно превосходит выданные заданием требования.
Средства наблюдения и связи
В не боевых условиях командир ПТ-76 может вести наблюдение за местностью, стоя в открытом люке. В бою, помимо прицела, командир имеет три перископических смотровых прибора, размещённых во вращающейся командирской башенке. Приборы установлены плотной группой и обеспечивают обзор лишь сравнительно узкого сектора. Основным из них на танках ранних выпусков являлся бинокулярный командирский ТПКУ
, на ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б сменённый незначительно отличавшимся
ТПКУ-2
.
Оба прибора имеют увеличение 5× и поле зрения 7,5° по горизонту, позволяя осуществлять наблюдение на дальности до 3000 метров и снабжены координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м («танк»). По бокам от него размещены два призменных перископических прибора ТНП
однократного увеличения.
Заряжающий для обзора местности в бою имеет лишь один поворотный перископический прибор МК-4 однократного увеличения, размещённый в крыше башни перед люком. Механик-водитель на марше ведёт наблюдение через открытый люк, в бою же для обзора местности ему служат три прибора ТНП, расположенных веером перед люком и обеспечивающие обзор лобового сектора. Для наблюдения на плаву при поднятом волноотражательном щитке на танках ранних выпусков используются перископические приборы ПЕР-17
или
ПЕР-17А
, позднее заменённые на
ТНП-370
.
Для вождения танка ночью ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б оборудованы бинокулярным прибором ночного видения ТВН-2Б
, устанавливающимся на место центрального ТНП. ТВН-2Б представляет собой электронно-оптический прибор, работающий за счёт подсветки фарой
ФГ-100
, или, на ПТ-76Б,
ФГ-125
с инфракрасным светофильтром, обеспечивая механику-водителю дальность видения 50—60 м и поле зрения в 30° при однократном увеличении. Остальные члены экипажа каких-либо приборов ночного видения не имеют.
ПТ-76М Объект 907
Был выпущен в единственном экземпляре в 1959 году. Являлся модернизацией танка ПТ-76. Разрабатывался в КБ Сталинградского тракторного завода. Создавался специально для частей морской пехоты. Имел выпуклые внешние борты, для улучшения мореходных качеств. Из улучшений стоит отметить заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, увеличение мощности двигателя (с 240 до 300 л.с.), увеличение ёмкости бака до 500 литров. Танк оборудован навигационной аппаратурой и ночным прицелом.
Танк испытаний не выдержал. Дальнейшую разработку прекратили, поскольку особых преимуществ по сравнению с ПТ-76 он не получил, а производство двух почти идентичных моделей не имело смысла. Для морской пехоты, слегка модернизировали (на трубе вентилятора поставили насадку, что бы её не заливало) и передали танк ПТ-76. Единственная модель находится в музее в Кубинке.
Другие модификации советских танков
Конструкторы Советского Союза любили экспериментировать с разными видами вооружений, именно поэтому мир увидел разнообразные разработки и модификации танков. Например, в 1941 году в то время, когда уже началась Великая Отечественная война, в Ленинграде на заводе были разработаны танки с огнеметами, которые получили неофициальное название “химические”.
На базе Т-26 в эти годы начали разрабатывать первые в Советском Союзе самоходные артиллерийские установки. Также разрабатывали специальные танки местоукладчики и саперные, которые должны были разминировать местность. На базе танка Т-26 также были созданы так называемые “плавучие” боевые машины. Для того, чтобы это орудие могло плавать, были придуманы специальные надувные поплавки. В случае необходимости из поплавков извлекался воздух и танк мог ездить по дну реки, или озера. В нём присутствовала специальная труба, то есть своеобразный подводный ход.
Нужно отметить, что советские конструкторы иногда додумывались до совершенно фантастических вещей. Так, например, конструктор Олег Антонов изобрел летающий танк. Это был специальный аппарат, своеобразный гибрид планера и танка. Он был изготовлен на базе Т-60. Не смотря на свою массивность боевая машина всё же смогла подняться в воздух,но двигатели перегрелись и танк был аварийно посажен на землю. Он так и не был поставлен на конвейер и изготовлен только в количестве одного пробного образца.
Легкий танк Объект 934 Судья
Советский опытный десантируемый лёгкий плавающий танк. Разрабатывался на Волгоградском тракторном заводе. Серийно не производился.
В конце 1969 — начале 1970 годов, по указанию министра обороны СССР А. А. Гречко в план НИОКР на 1970—1973 годы была включена разработка лёгкого танка на замену танка ПТ-76.
Основные требования предъявляемые тематической карточкой, которая была 4 декабря 1969 года направлена заместителю министра оборонной промышленности СССР Ж. Я. Котину:
1.
Боевая масса танка — не более 15 т;
2.
Вооружение: — нарезная 100-мм пушка Д-33; — противотанковый ракетный комплекс 9К111 «Фагот»; — пулемет калибра 12,7 мм для стрельбы по наземным и зенитным целям;
3.
Защита:
а)
броневая: — от 23-мм бронебойного снаряда при курсовых углах ± 35°; — от 12,7-мм бронебойной пули при курсовых углах ± 70°; — от 7,62-мм бронебойной пули при всех курсовых углах;
б)
противоатомная: — коллективная автоматическая, с герметизацией обитаемого пространства, с созданием противодавления и фильтрацией нагнетаемого воздуха; — кратность ослабления радиации — не менее чем у БМП-1;
4.
Подвижность: — максимальные скорости движения: на суше — 70 км/ч; на плаву — 12 км/ч; — запас хода по топливу на суше — 700 км.
Разработка велась на конкурсных началах силами ЧТЗ, ВгТЗ, ММЗ с участием ВНИИТрансмаша. Ко второму кварталу 1970 года планировалось предоставление аванпроекта. Однако в срок не уложился ни один из участников конкурса.
Первым свой проект 29 апреля 1971 года представил Челябинский тракторный завод. Проект носил индекс «Объект 788». В качестве базы была выбрана БМП-1.
21 мая 1971 года Волгоградский тракторный завод представил свой вариант. Проект имел два варианта:
Объект 934 — классическое размещение экипажа в корпусе; масса танка — 14,8 т; Объект 934Б — размещение экипажа (в том числе механика-водителя) в башне-капсуле; масса танка — 14,6 т.
После рассмотрения аванпроектов был выбран Объект 934. Затем были установлены следующие сроки этапов разработки:
эскизный проект — 2 квартал 1972 года; технический проект — 4 квартал 1972 года; три образца для заводских испытаний — 2 квартал 1973 года; три образца для полигонных испытаний — 4 квартал 1973 года; представление предложений — 2 квартал 1974 года.
Из-за ряда принципиальных разногласий между ГАБТУ, ГРАУ, конструкторов, из-за смены генерального конструктора ОКР «Судья» (чьи взгляды коренным образом отличались от взглядов своего предшественника), из-за смены министра обороны СССР и многих других факторов, последовательно были сорваны все сроки этапов разработки. Проект был очень неоднозначен и каждый из участников ОКР «Судья» видел новый плавающий танк по-своему.
В результате последовательных переносов и сдвигов сроков разработки и предоставления опытных образцов на предварительные и государственные испытания, Объект 934 «Судья» потерял свою актуальность. К тому моменту, как были изготовлены три опытных образца уже активно велась разработка опытного Объекта 688 (впоследствии БМП-3).
21 февраля 1980 года на заседании ВТС МО генерал Ю. М. Потапов высказал мнение, что в связи с появлением «Объекта 688», имевшего столь мощное вооружение, тема «Судьи» потеряла свою актуальность. В результате чего, ОКР «Судья» была закрыта. Однако в документе Управления Начальника танковых войск на закрытие работ по Объекту 934, было записано, что результаты разработки разрешено использовать.
Оценка Т-37А
Основываясь на вышеприведённых фактах, полагаю, будет правильным сделать вывод о том, что все неудачи были обусловлены, прежде всего, непрофильным применением танка имевшего весьма узкую специализацию.
Косвенно мою точку зрения подтверждают успешные операции в его исполнении, связанные с форсированием водных преград. А вообще для своего времени и в своём классе «тридцать седьмой» был вполне эффективной машиной и лишь возросшие технические требования и общий негативный ход начала ВОВ не позволил ему полностью раскрыть свой потенциал.
Легкий танк Объект 685
Советский опытный десантируемый лёгкий плавающий танк. Разработка курганского «СКБМ». Серийно не производился.
Опытный лёгкий плавающий танк, разработан в 1975 году в Курганском конструкторском бюро под руководством Благонравова А. А.. На вооружение не принят и серийно не производился. Все наработки по этому танку были впоследствии использованы при проектировании «Объекта 688» (БМП-3).
В 1972 году по заказу ГАБТУ на Курганский машиностроительный завод поступил заказ об изготовлении на конкурсной основе нового лёгкого танка. Танк предназначался для замены устаревшего к тому времени ПТ-76. Работы велись на конкурсной основе параллельно с танками Объект 788 и Объект 934. Опытные образцы машины были продемонстрированы А. Х. Бабаджаняну и Н.Н. Павлову, однако дальнейшие работы по машине были остановлены.
Объект 685 сконструирован по классической компоновочной схеме. Танк имел кондиционер, систему коллективной защиты от поражающих факторов и оборудование для самоокапывания. Также танк был приспособлен к десантированию парашютным способом.
Броневой корпус и башня
Корпус и башня изготавливались из листов лёгкого броневого титанового сплава. Лобовая броня танка выдерживала 23-мм снаряды.
Вооружение
В качестве основного вооружения использовалась 100-мм нарезная пушка 2А48-1, которая оснащалась гидравлическим стабилизатором и автоматом заряжания. Боекомплект состоял из 40 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения был установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов. Кроме него в машине были размещены 4 ПЗРК «Стрела-2», для противостояния воздушным целям.
Так же на машине были установлены 8 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.
Двигатель и трансмиссия
В качестве основного двигателя использовался многотопливный двигатель 2В-06-2 с промежуточным охлаждением воздуха и газотурбинным наддувом. Механическая трансмиссия и двигатель представляли из себя единый блок. Большинство узлов были унифицированы с БМП-1.
Ходовая часть
Шасси имело оригинальную конструкцию, подвеска была торсионная с установленными телескопическими гидроамортизаторами на 1, 2 и 6 катках. Для предотвращения сбрасывания гусениц при повороте танка, на ведущем колесе был установлен ограничительный диск.
Для движения по воде в корпусе шасси имелось два водомётных движителя.
Боевые машины для Советского Союза от германских конструкторов
В начале 1930-х годов на территории Советского Союза, а именно в разнообразных военных учебных заведениях под Казанью, проходили обучение германские солдаты и офицеры. В свою очередь, военные Советского Союза ездили в генеральный штаб Германии также для того, чтобы обучаться.
В те времена страны тесно сотрудничали между собой в военной сфере. В марте 1930 года было заключено специальное соглашение, согласно которому немецкие специалисты должны были прибыть в Советский Союз для того, чтобы разрабатывать новые перспективные танки и боевые машины для СССР. Из Германии прибыла делегация инженеров, в которой Эдвард Гроте, знаменитый конструктор во всем мире, был назначен главным.
Были созданы специальные комиссии, которые должны были покупать иностранные боевые машины для Советского Союза. Например, в этих годах для Красной армии на вооружение были поставлены английские танки Виккерс Мk.II, а также многие другие. На тот момент конструкторское бюро СССР с помощью немецких специалистов уже производили разнообразные отечественные танки средней и тяжелой категории. Именно в 1931 году массово на территории Советского Союза начали производиться боевые машины. Выпускались танкетки Т-27.
Если вспомнить самые интересные танки по своей конструкции, то таким является образец Т-28, который имел три башни. Уже через год был создан танк Т-35, который имел уже пять башен. В 1931 году на территории Советского Союза уже делали танки на четырех заводах. Немецкие специалисты помогли своим советским коллегам разработать разные типы подобной военной техники. На вооружение Красной армии в те года поставлялись плавающие, легкие, колесно-гусеничные, тяжёлые, средние и другие разновидности боевых машин.
Легкий танк Объект 906 ПТ-85/ПТ-90
Советский опытный лёгкий плавающий танк. Разработка Волгоградского тракторного завода. Серийно не производился.
Объект 906 был создан в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода, работами руководил И. В. Гавалов. Танк прорабатывался в двух вариантах ПТ-85 (с 85-мм пушкой) и ПТ-90 (с 90-мм пушкой). В 1961—1962 годах были изготовлены шесть опытных образцов ПТ-85, два из которых в 1963 году прошли испытания на полигоне НИИБТ в Кубинке, однако на вооружение машина принята не была.
Объект 906 имел классическую схему компоновки, экипаж составлял 3 человека.
Броневой корпус и башня
Корпус полностью герметичен и сварен из катаных броневых алюминиевых листов. Применение алюминия, вместо стали позволило уменьшить общую массу корпуса по сравнению с лёгким плавающим танком ПТ-76 на 1,5 т. В кормовой части корпуса были размещены двигатель и трансмиссия. Башня изготавливалась из стальных броневых листов. Лобовая броня корпуса и башни выдерживали выстрелы пулями калибра 14,5-мм с расстояния более 100 м. В башне располагался автомат заряжания.
Вооружение
В качестве основного вооружения на танке ПТ-85 использовалась 85-мм пушка Д-58, в варианте ПТ-90 предполагалось использовать 90-мм пушку Д-62. В обоих вариантах возимый боекомплект составлял 40 выстрелов, из которых 15 были загружены в механизированную укладку автомата заряжания. Пушка имела двухплоскостной стабилизатор вооружения.
Дополнительно в машине имелся спаренный с пушкой 7,62-мм танковый пулемёт СГМТ. Возимый боекомплект составлял 2000 патронов.
Средства наблюдения и связи
Для обеспечения связи на танке «Объект 906» имелась радиостанция Р-123. Для наблюдения за местностью был установлен телескопический прицел.
Двигатель и трансмиссия
На опытном танке «Объект 906» использовался дизельный 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения. Мощность двигателя составляла 300 л.с. Трансмиссия механическая. Главная фрикционная муфта заимствовалась с танка ПТ-76, кроме неё в состав трансмиссии входили: простая ступенчатая коробка передач и бортовые редукторы.
Ходовая часть
Объект 906 имел гусеничный движитель. Для преодоления водных преград шасси было оснащено водомётами. Ходовая часть танка состояла из 14 опорных алюминиевых катков, 8 поддерживающих, а также двух направляющих колёс. Для поддержания необходимого натяжения гусениц имелось специальное компенсирующее устройство. Тип используемой подвески: индивидуальный торсионный с 6 телескопическими гидроамортизаторами.
Боевое применение Т-37А
Дебют Т-37А состоялся на Халхин-Голе, где он использовался в качестве простого пехотного танка, при этом убогое бронирование стало причиной тяжёлых потерь. Столь же отвратно показал он себя и в Польше, в основном по тем же причинам.
На финском ТВД лучше подходившем для его эксплуатации, «тридцать седьмой» хотя и не произвёл фурора, при отсутствии у противника серьёзных противотанковых средств мог эффективно применяться по назначению.
Захваченный финнами Т-37А
На начало ВОВ в частях РККА всё ещё наличествовало свыше двух тысяч этих машин, большая часть из них была потеряна в первые же недели вторжения. Как результат, можно по пальцам пересчитать операции, в которых они принимали заметное участие:
Бои в районе знаменитого «невского пятачка» в 42-м, где эти танки содействовали установлению плацдарма на «немецком» берегу. К сожалению, в итоге операция была провалена, что стало причиной потерь двадцати трёх участвовавших в ней «коробочек».
Форсирование Свири в 44-м – благодаря лучшей подготовке операция прошла успешно, фактически став «лебединой песней» «тридцать седьмых».
Также известны случаи успешного применения Т-37А в боях местного значения, однако в большинстве своём они служили в учебных частях и сразу же после войны пошли в металлолом.
Легкий танк Объект 911Б
С
оветский опытный плавающий лёгкий танк 1960-х годов. Был создан в 1963—1964 годах ОКБ Волгоградского тракторного завода на основе опытной БМП «Объект 911» и предназначался на роль лёгкой авиадесантируемой разведывательной машины. В конструкции танка применялся ряд нетрадиционных решений: компоновка по типу «все в башне» с капсулой повышенной броневой и радиационной защиты для экипажа; заимствованная у БМП система вооружения с автоматом заряжания и гладкоствольной пушкой для стрельбы активно-реактивными снарядами; гидропневматическая подвеска с регулируемым клиренсом. В 1964 году был изготовлен единственный прототип танка, который прошёл заводские испытания, однако на вооружение принят не был.
«Объект 911Б» имел компоновку с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части и объединённого боевого отделения и отделения управления в капсуле повышенной защищённости в средней части; в лобовой части размещался грузовой отсек, служивший для обеспечения плавучести. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира, выполнявшего также функции башенного стрелка.
Броневой корпус и башня
«Объект 911Б» имел высоко дифференцированную противопульную броневую защиту; башня и корпус танка собирались из листов катаной броневой стали толщиной 4, 6, 8, 10, 20, 35, 40 и 45 мм. Броневая капсула корпуса сложной формы собиралась из листов стали средней твёрдости марки 49С
толщиной 35 мм в лобовой и кормовой части; 45 мм в верхней и 20 мм в нижней части бортов. Моторно-трансмиссионное и грузовое отделения собирались из листов стали высокой твёрдости марки
2П
.
Лоб легкобронированного корпуса состоял из 10-мм листа, расположенного под углом в 45° и плавно переходящего в днище. Вертикальные борта этих отделений имели толщину 8 мм, а крыша и корма — 6 мм; верхняя часть кормы корпуса была вертикальной, а нижняя имела наклон в 48° и плавно переходила в днище в нижней части. Днище моторно-трансмиссионного и грузового отделений изготавливалось из штампованных 4-мм листов углеродистой стали.
Для обеспечения необходимой жёсткости днище грузового отделения снабжалось двумя продольными поясами П-образных балок, а моторно-трансмиссионного — двумя поперечными поясами Н-образных балок и продольными наружными зигами. Для обеспечения дополнительной плавучести по бортам корпуса устанавливались съёмные водоизмещающие подкрылки.
Башня танка имела коническую форму изготавливалась из 40-мм лобового и двух бортовых листов с переменными углами наклона от 48° в лобовой до 40° в бортовой части. Крыша и развитая ниша башни собирались из 10-мм бронелистов.
В целом уровень броневой защиты танка обеспечивал защиту обитаемой капсулы: в лобовой проекции — от 76,2-мм калиберных бронебойных снарядов с начальной скоростью 655 м/с с дистанции от 2000 метров; бортов — от 14,5-мм калиберных бронебойных пуль Б-32
пулемёта КПВ на всех дистанциях.
Посадка и высадка экипажа осуществлялись через индивидуальные люки в крыше башни. При необходимости в лобовом отделении могли перевозиться грузы или два человека, с посадкой через люки в крыше, при этом обеспечивалась вентиляция отделения.
Противорадиационная защита обитаемой капсулы обеспечивалась установкой противорадиационных экранов, обеспечивавших 15-кратное ослабление гамма-излучения, и системой противоатомной защиты (ПАЗ).
В состав последней входила система герметизации обитаемого отделения на основе прибора радиационной и химической разведки «Электрон-3»
, регистрировавшего всплеск гамма-излучения ядерного взрыва, и фильтровентиляционная установка, обеспечивавшая в отделении избыточное давление не менее 0,44 кПа для предотвращения попадания внутрь радиоактивной пыли.
Противопожарное оборудование танка состояло из автоматической системы пожаротушения «Роса»
, в состав которой входили два 2-литровых баллона с составом «3,5» и шесть термодатчиков
ТД-1
: четыре в моторно-трансмиссионном и два в грузовом отделении.
Вооружение
Основное вооружение танка составляло 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие ТКБ-04 «Гром». Орудие имело ствол-моноблок, вертикальный клиновой затвор, полуавтоматику копирного типа и концентрическое гидравлическое противооткатное устройство.
Стрельба из орудия велась активно-реактивными снарядами, представлявшими собой модифицированные выстрелы к станковому гранатомёту СПГ-9. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 метра составляла 800 метров, максимальная прицельная дальность — 1300 метров.
Боекомплект орудия состоял из 40 выстрелов с кумулятивными снарядами с бронепробиваемостью в 300 мм гомогенной броневой стали. Орудие снабжалось автоматом заряжания с магазином ленточного типа ёмкостью в 27 выстрелов, размещавшимся в нише башни. Транспортёр автомата заряжания имел электромеханический и дублирующий ручной привод, при необходимости была возможна и ручная зарядка орудия.
Орудие размещалось в лобовой части в спаренной установке, обеспечивавшей ему углы вертикального наведения от −5° до +30°, горизонтальная наводка осуществлялась поворотом башни. Для наведения орудия использовался перископический комбинированный оптический прицел ПКБ-62 «Щит»
. Дневная ветвь прицела имела увеличение 6× и поле зрения 15°, ночная же представляла собой электронно-оптический прибор с увеличением 6,7× и полем зрения в 6°, работавший за счёт усиления естественной ночной освещённости.
Вертикальная и горизонтальная наводка орудия осуществлялись при помощи электромеханического или дублирующего ручного привода. В спаренной с орудием установке размещался 7,62-мм пулемёт ПКТ, имевший боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах. Помимо этого, для самообороны экипажа танк комплектовался десятью осколочными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом с 10 патронами.
Ходовая часть и водоходный движитель
Ходовая часть танка применительно к каждому борту состоял из шести полых опорных и трёх поддерживающих односкатных катков из алюминиевого сплава МГ-6
с наружной амортизацией, ленивца и ведущего колеса заднего расположения.
Подвеска опорных катков — индивидуальная пневматическая (гидропневматическая), с гидравлическими амортизаторами релаксационного типа на всех катках. Подвеска позволяла изменять клиренс, дифферент и крен машины и управлялась при помощи гидроэлектрической системы с места водителя. Гусеницы «Объекта 911Б» — стальные, мелкозвенчатые, двухгребневые, с открытым металлическим шарниром.
Ленивец, ведущее колесо и гусеницы построенного прототипа были заимствованы у танка ПТ-76Б, но на серийных машинах предполагалось использовать гусеницы танка «Объект 906». Для передвижения на плаву «Объект 911Б» использовал водомётный движитель, по конструкции схожий с водомётом ПТ-76, но отличавшийся нижним расположением, на уровне оси грузового вала трансмиссии и пневматическим приводом управления заслонками водомётов вместо механического.
Зарубежные операторы
Одна машина в первой половине 30-х была поставлена в Турцию для ознакомления, однако Анкара не продемонстрировала интереса к приобретению лицензии.
Около трёх десятков было захвачено финнами, одна из этих «коробочек» была переправлена в Швецию, где и находится до сих пор, остальные были списаны за год до выхода Финляндии из ВОВ. Кроме того, трофейные машины эпизодически использовались другими странами «Оси».
Подбитый Т-37А
Легкий танк/ самоходная пушка 2С25 Спрут-СД
Соссийская авиадесантная самоходная противотанковая пушка. Разработана в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода и екатеринбургском ОКБ-9 под научным руководством климовского Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочМаш).
Главный конструктор шасси — А. В. Шабалин, 125-мм орудия 2А75 — В. И. Наседкин. САУ 2С25 «Спрут-СД» предназначена для борьбы с танками и другой бронетехникой и живой силой противника в составе подразделений воздушно-десантных войск, морской пехоты и специальных войск.
Предварительно в 1982 году ЦНИИТочМаш провёл научно-исследовательскую работу по созданию самоходной противотанковой пушки лёгкой по массе и в калибре 125 мм. В ходе работ был изготовлен макетный образец САУ на базе боевой машины пехоты БМП-2, подтвердивший принципиальную возможность создания лёгкой противотанковой пушки в калибре 125 мм.
Результаты исследований стали основанием для протокола Комиссии Президиума Совета министров СССР от 29 июля 1983 года, в котором предписывалось проведение предварительных работ по оценке возможности разработки самоходной противотанковой пушки на базе узлов и агрегатов перспективной боевой машины десанта.
В ходе поиска базового шасси ЦНИИТочМаш пришёл к выводу о том, что для этих использования пригодно шасси лёгкого танка «Объект 934». В 1983 году один из трёх опытных образцов танка «Объект 934» был передан в ЦНИИТочМаш, где на его базе в период с 1983 по 1984 годы был изготовлен макетный образец 125-мм авиадесантной самоходной противотанковой пушки.
Образец был изготовлен по классической башенной схеме, однако рассматривались также рубочный вариант и вариант с вынесенным вооружением. В 1984 году на полигоне в Кубинке были проведены опытные стрельбы, показавшие, что кучность стрельбы у орудия была не хуже, чем у танковых орудий, а нагрузки действовавшие на экипаж и корпус орудия не превышали допустимых величин.
Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Спрут-СД» (индекс ГРАУ — 2С25).
Испытания и принятие на вооружение
В 1984 году было утверждено тактико-техническое задание на создание 125-мм десантируемой самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД», 20 октября 1985 года Решением военно-промышленной комиссии Совета министров СССР была официально начата разработка новой 125-мм СПТП для ВДВ СССР.
В феврале 1986 года была начата разработка средств десантирования для САУ 2С25. Средства десантирования получили обозначение П260 и создавались на базе парашютно-реактивных средств П235, предназначавшихся для десантирования БМП-3.
В период с 1990 по 1991 годы были проведены Государственные испытания САУ 2С25. Однако испытания системы П260 выявили её недостатки, основными из которых являлись: сложность в эксплуатации, высокая стоимость изготовления, сложность кассетного блока парашютно-реактивного тормозного двигателя.
30 мая 1994 года решением ВВС РФ, ВДВ РФ и разработчика средств десантирования — московского — была отменена разработка парашютно-реактивных средств десантирования П260, этим же решением была начата разработка бесплатформенной системы десантирования П260М «Спрут-ПДС».
В 2001 году были проведены дополнительные испытания САУ 2С25. 9 января 2006 года приказом Министра обороны Российской Федерации самоходная противотанковая пушка 2С25 была принята на вооружение Российской армии.
Броневой корпус и башня
Боевое отделение САУ 2С25 на стапеле в цехе Волгоградского тракторного завода
Шасси СПТП 2С25 сохранило геометрию и компоновочные решения лёгкого танка «Объект 934». Корпус выполнен из сварных листов броневого алюминия. В передней части корпуса по центру расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Справа от механика-водителя установлено место командира, слева — наводчика СПТП на марше и при десантировании.
В средней части корпуса расположено боевое отделение, на крыше корпуса установлен поворотный погон с вращающейся башней и боевым отделением. В боевом отделении размещены рабочие места наводчика и командира САУ, механизированные укладки и автомат заряжания пушки. В задней части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение с силовой установкой.
Бронирование лобовых проекций башни и корпуса усилено стальными накладками и обеспечивает экипажу защиту от пуль калибра 12,7-мм в секторе ±40°, а также круговую защиту от пуль калибра 7,62-мм и осколков артиллерийских снарядов.
Вооружение
Основным вооружением СПТП 2С25 является 125-мм гладкоствольная пушка 2А75, представляющая собой модифицированную версию танковой пушки 2А46 и её модификаций.
Первоначально орудие планировалось оснастить дульным тормозом для уменьшения силы сопротивления откату, однако в результате проблема отдачи орудия при стрельбе была решена увеличением длины отката до 740 мм, а также использованием механизмов гидропневматической подвески шасси для поглощения остаточного импульса отдачи орудия. Масса орудия составляет 2350 кг.
Пушка стабилизирована в двух плоскостях и снабжена автоматом заряжания, обеспечивающим максимальную скорострельность до 7 выстрелов в минуту.
Автомат заряжания включает в себя конвейерный механизм, в котором размещаются 22 кассеты с выстрелами, цепной механизм подъёма кассет, цепной досылатель и механизм удаления стреляных гильз из боевого отделения.
Стрельба из орудия может вестись с грунта в диапазоне углов от −5 до +15° по вертикали при стрельбе вперёд и от −3 до +17° — при стрельбе назад. Кроме того, САУ «Спрут-СД» способна вести огонь с плава в диапазоне ±35° по горизонту.
Возимый боекомплект САУ 2С25 составляет 40 выстрелов. Дополнительно с орудием спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов в одной ленте.
Боекомплект САУ «Спрут-СД» унифицирован с танковыми пушками типа 2А46. Для стрельбы могут применяться осколочно-фугасные, кумулятивные, бронебойные подкалиберные и управляемые снаряды. В штатный боекомплект входят 20 осколочно-фугасных, 14 бронебойно-подкалиберных и 6 кумулятивных (или управляемых) выстрелов.
Бронебойно-подкалиберные выстрелы 3ВБМ17 обеспечивают пробитие до 230 мм гомогенной броневой стали, расположенной под углом в 60°, на дальности 2000 м, кумулятивные 3ВБК25 — до 300 мм, управляемые 3УБК20 — до 375 мм.
Средства наблюдения и связи
Для наведения и осуществления стрельбы из орудия и спаренного с ним пулемёта рабочее место наводчика оборудовано дневным монокулярным перископическим прицелом 1А40М-1.
Прицел оборудован встроенным дальномером и баллистическим вычислителем и позволяет измерять дальности до целей, вырабатывать угол бокового упреждения при стрельбе по движущимся целям, а также осуществлять наведение комплекса управляемого вооружения по лазерному лучу.
Наибольшая прицельная дальность при стрельбе с использованием прицела 1А40М-1 составляет до 5 км осколочно-фугасными снарядами, до 4 км бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и управляемыми снарядами и до 1,8 км при стрельбе из спаренного пулемёта.
Для действий в ночных условиях САУ 2С25 снабжена ночным оптико-электронным комплексом ТО1-КО1Р с ночным прицелом наводчика ТПН-4Р.
Дальность распознавания цели типа танк составляет до 1,5 км. Место командира оборудовано прицелом-прибором наведения командира 1К13-3С. Прибор 1К13-3С позволяет вести разведку и наведение орудия как в дневных, так и в ночных условиях, и включает в себя лазерный канал наведения управляемого вооружения, баллистический вычислитель и встроенный дальномер. По своим функциональным возможностям комплексы разведки и наведения командира и наводчика практически идентичны.
Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-173. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 20 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-174.
Специальное оборудование
САУ 2С25 способна преодолевать водные препятствия вплавь без использования дополнительного оборудования. Для этого шасси самоходной артиллерийской установки оборудовано двумя водомётами, заслонки которых расположены в нижней части кормового листа корпуса. Для действий в условиях радиационного, химического или биологического заражения местности СПТП 2С25 оборудована системой защиты от оружия массового поражения.
Для маскировки и постановки дымовых завес на кормовом листе башне САУ размещены два кронштейна с 6-ю гранатомётами системы 902В для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами 3Д6.
Двигатель и трансмиссия
В 2С25 устанавливается оппозитный 6-и цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель 2В-06-2С мощностью 510 л.с. жидкостного охлаждения. Трансмиссия механическая, с гидротрансформатором, фрикционным переключением передач и гидрообъёмным механизмом поворота.
Ходовая часть
Ходовая часть 2С25 представляет собой модифицированное шасси лёгкого танка «Объект 934». Ходовая часть состоит из семи пар одинарных обрезиненных опорных и шести пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся ведущие колёса, в передней — направляющие. Гусеничная лента состоит из стальных двухгребневых звеньев с резино-металлическими шарнирами.
Подвеска 2С25 — гидропневматическая, с изменяемым дорожным просветом. Каждый опорный каток оборудован пневматической рессорой, выполняющей роль силового цилиндра при изменении клиренса, а также функцию гидравлического амортизатора. Клиренс может изменяться от 100 до 500 мм, время изменения составляет не более 7 секунд.
Источники:
М. В. Павлов, И. В. Павлов.
Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг
А.В.Карпенко.
Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995)
М. Н. Свирин.
Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943—1955
С. Суворов.
«Плавуны» ещё послужат
История создания плавающих танков
История создания плавающих танков
Плавающий танк Vickers-Carden-Loyd mod. 1931 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке
Первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк разработала и построила английская фирма Vickers Armstrong. Его прототип был изготовлен в течение апреля 1931 года на экспериментальной станции фирмы в Чертей и проходил испытания на р.Темзе. Плавучесть танка обеспечивалась малой массой, корытообразной формой клепаного корпуса и поплавками из бальзы, укрепленными над гусеницами. Кроме того, прототип имел поплавок из капка, укрепленный поперек кормовой части корпуса. Башня вместе с пулеметом была заимствована у 6-тонного танка Vickers Mod.А. Лобовая 9-мм броня защищала машину от бронебойных пуль на дистанциях свыше 150 м, а 7-мм бортовая— на дистанциях свыше 250 м.
Танк имел блокированную подвеску. На каждом борту располагались по две двухкатковых балансирных тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах. Последние опорные катки задних тележек выполняли роль направляющих колес. Ширина мелкозвенчатых гусениц — 257 мм.
Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Meadows EST мощностью 90 л.с. позволял машине массой 2,75 т развивать скорость на суше до 64 км/ч, а на плаву— 9,7 км/ч. Двигатель, трансмиссия, включавшая в себя четырехскоростную коробку передач 9AU, и радиатор размещались справа, а башня и рубка механика-водителя были смещены влево. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта. Маневрирование — с помощью кольцевого руля, управляемого с места механика-водителя.
По результатам испытаний поплавок из капка сняли, а крышу кормовой части корпуса сильно вытянули назад. Тем не менее, из-за смещенного центра тяжести корма танка на плаву глубоко погружалась в воду.
В июне 1931 года испытания были завершены, и всю документацию передали на завод фирмы Vickers в Эльсвике, где в дальнейшем боевая машина, получившая название Vickers Carden-Loyd и индекс военного министерства А.4, производилась серийно. Впрочем, британская армия в августе того же года заказала только два танка, которые прошли обширную программу войсковых испытаний. Также по две машины были изготовлены для Сиама и Нидерландов. Наиболее крупную партию плавающих танков — 29 единиц — закупил Китай; они вошли в состав 1-го и 2-го танковых батальонов Китайской национальной армии, участвовали в 1937 году в уличных боях с японцами в Шанхае и тогда же почти все были потеряны.
5 февраля 1932 года советская внешнеторговая фирма АРКОС (Arcos Ltd. — All Russian Cooperative Society Limited) заказала фирме Vickers восемь плавающих танков. Первая машина была поставлена 21 июня, а последняя — 22 октября того же года.
После поступления первых закупленных танков, их испытаний и всестороннего изучения началось интенсивное проектирование отечественных образцов. При этом никакой лицензии не приобреталось.
Vickers-Carden-Loyd mod. 1931
Vickers-Carden-Loyd во время испытаний в Финляндии. 1933 год
Уже к августу в ОКМО в Ленинграде под руководством Н.В.Барыкова был создан плавающий танк Т-33, а на заводе № 37, тогда еще в подмосковном Черкизове, под руководством Н.Н.Козырева изготовили танк Т-41. Осенью прошли их сравнительные испытания.
Плавающий танк Т-33 мало чем отличался от английского прототипа. Его корпус имел корытообразную форму и клепаную конструкцию. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту и к корме, находился пулемет ДТ с боекомплектом 2140 патронов. Перед башней устанавливался волноотражательный щиток со смотровой щелью. Башня поворачивалась вручную, при помощи рукояток, приваренных изнутри. Двигатель «Форд-АА» мощностью 40 л.с. размещался вдоль правого борта; трансмиссия, включавшая в себя сцепление автомобильного типа, коробку передач и главную передачу с простым дифференциалом и колодочными тормозами, — в передней части машины. Конструкция ходовой части практически полностью была заимствована у танка Vickers Karden-Loyd.
Движение на плаву обеспечивали трехлопастный гребной винт и установленный в его струе руль большой площади. Плавучесть танка повышалась за счет двух поплавков, крепившихся к надгусеничным полкам. Правда, они были изготовлены уже не из дорогостоящей бальзы, а заполнялись пробкой или сушеными водорослями.
При массе в 3 т танк развивал скорость на суше 45 км/ч, на плаву — 5 км/ч.
Плавающий танк Т-41 разработали в двух вариантах. Первый образец обладал большим запасом плавучести, но был слишком высок, имел нереверсивный винт и плохую управляемость на плаву, поскольку рули устанавливались не в потоке, а по бокам винта. На втором образце (возможно, переделанном из первого) эти недостатки частично устранили, однако вследствие неудачно выбранной формы корпуса и неправильного расположения центра тяжести при движении на плаву носовая часть танка зарывалась, а корма приподнималась.
При массе 3,2 т, идентичных с Т-33 силовой установке и ходовой части Т-41 на суше развивал скорость до 40 км/ч, а на воде — 4,5 км/ч.
Легкий плавающий танк Т-33 на базе хранения опытных образцов на НИБТПолигоне в Кубинке. 1930-е годы. Большая часть элементов ходовой части по правому борту отсутствует
Плавающий танк Т-41
Особняком от Т-33 и Т-41, представлявших собой развитие, а отчасти и прямое копирование танка Carden-Loyd, стоял созданный в том же 1932 году колесно-гусеничный танк ПТ-1. Работы по нему начались двумя годами раньше, когда УММ РККА разработало тактико-техническое задание (ТТЗ) на средний плавающий танк с боевой массой, не превышающей 20 т, вооруженный 45-мм пушкой и тремя пулеметами, с экипажем из 6 человек, максимальной скоростью движения по шоссе 30 км/ч и броней, защищавшей от 37-мм снарядов на дистанции свыше 1000 м. В августе 1930-го ТТЗ направили на Ижорский для технического заключения.
На основе этого техзадания в Техническом отделе ЭКУ ОГПУ разработали проект колесно-гусеничного плавающего танка ПТ-1 (ведущий конструктор — Н.А.Астров). К осени опытный образец танка ПТ-1 был готов.
Корпусу машины придали форму, обеспечивавшую хорошую остойчивость и малую величину сопротивления при движении на плаву. Для создания запаса плавучести были предусмотрены дополнительные водоизмещающие емкости по бортам корпуса. По периметру корпуса располагалась поручневая антенна радиостанции 71-ТК-1. Башня — цилиндрической формы, с небольшой кормовой нишей, в которой находилась часть боекомплекта пушки. 45-мм пушка 20К образца 1932 года была спарена с пулеметом ДТ. Еще два таких же пулемета разместили в шаровых установках по бортам башни; четвертый ДТ — в шаровой установке в лобовом листе корпуса справа. Стволы пулеметов защищались кожухами, видимо, для избежания попадания воды внутрь танка при движении на плаву. Боекомплект пушки состоял из 88 выстрелов, пулеметов — из 3402 патронов.
В кормовой части корпуса располагались карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. и агрегаты силовой передачи: главный фрикцион сухого трения, коробка передач с механизмом поворота, в качестве которого использовался двойной дифференциал, две коробки отбора мощности на гребные винты и две бортовые передачи.
Фотокопия рабочего чертежа танка ПТ-1
Колесно- гусеничный плавающий танк ПТ-1Л. 1934 год
Плавающий танк 11Т-1А во время заводских испытаний. 1934 год
Ходовая часть, применительно к одному борту, включала в себя четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка большого диаметра, ведущее колесо заднего расположения и направляющее колесо. Зацепление — гребневое. При движении на колесном ходу ведущими являлись все опорные катки, в которых были встроены редукторы. Подвод мощности от коробки передач к опорным каткам осуществлялся с помощью двух бортовых карданных валов. Передняя и задняя пары опорных катков — управляемые.
При массе 14,2 т боевая машина развивала на гусеничном ходу скорость 62 км/ч, на колесном — 90 км/ч, на плаву — 6 км/ч. Экипаж танка состоял из 4 человек. Максимальная толщина брони — 10 мм.
Осенью 1932 года ПТ-1 продемонстрировали руководителям партии и правительства во главе со Сталиным, Показ должен был проходить в Москве, на Хамовническом плацу, куда танк перегнали с по Крымскому мосту, но не современному, конечно, а старому, постройки 1872 года. Вот как об этом вспоминал его непосредственный участник Н.А.Астров: «Перегон танка по мосту — а шел он со скоростью примерно 60 км/ч — стал зрелищем впечатляющим, хоть длился недолго. Заслышав грохот, прохожие останавливались и таращили глаза. Времена были наивные: опытная боевая машина шла по городу среди дня, никакой дополнительной охраны, кроме двух милиционеров, запрещавших другое движение, когда танк приближался к мосту на своем недлинном пути от завода до Хамовнического плаца и обратно.
ПТ-1 в то время не имел за рубежом аналогов и, хотя был далеко недоработанным, при усовершенствовании мог стать полезной нашей армии боевой машиной.
Изготовил танк ПТ-1 „Красный пролетарий“, правда, не все его узлы. Завод получил элементы вооружения, оптические приборы и авиационный двигатель. А бронекорпус сделали на Ижорском заводе. „Красный пролетарий“ уже тогда был мощным предприятием и, хотя до ПТ-1 танков никогда не изготовлял, справился с этой, в общем, непростой задачей. В процессе испытаний производственных дефектов практически не выявили.
В тот хмурый осенний день плац покрывали льдистые корки еще неплотно легшего снега. А поскольку сам он был не очень-то ровным, в некоторых местах стояли довольно большие лужи. Грязища была, можно сказать, полноценной — как раз для испытаний танка.
Всевозможное начальство сбилось в довольно тесную группу рядом с большой лужей, видимо, надеясь, что автомобили начальства еще более высокого, прежде всего самого Сталина, остановятся перед ней. Возможно, так и случилось бы, будь плац сухим или по-летнему пыльным. Однако машина Сталина остановилась непосредственно у объекта демонстрации.
Сталин — в меховой дохе чуть ниже колен, на голове глубоко нахлобученная меховая шапка с модными в те годы непомерно длинными, чуть не до пояса ушами. Цвет лица и кожи рук без перчаток был у него темно-коричневый, можно сказать, с зеленоватым оттенком. Лицо имело множество следов перенесенной когда-то оспы. Глаза — насквозь черные. Детали внешности я разглядел позже, оказавшись рядом.
Чуть хрипловатым голосом, тихо, словно опасаясь простуды, он спросил, где докладчик (точно я вопроса не слышал, поскольку стоял далеко). Начальство побоялось, что Сталин задаст вопросы, на которые ни один высокопоставленный военный не сможет ответить, и кто-то из группы, несомненно, знавший мою роль в создании ПТ-1, громко выкрикнул: „Астрова сюда, для доклада!“
Душа моя дошла почти до пяток, да и промерз я основательно — состояние не из приятных. Все же бодрой рысью припустил к „хозяину“ страны. Следуя в полушаге сзади, я, по возможности, четко, и, главное, громко (нас всех предупредили, что слух у него плохой) стал докладывать, а вернее, просто рассказывать об особенностях нового танка. Несмотря на грязь под ногами, Сталин обошел машину, внимательно слушая меня. Потом задал несколько вопросов, которые показывали, что он неплохо знает танки, и заметил, что в ПТ-1 многое необычно. В частности, поинтересовался размерами и объемом башни. Отвечая, я сказал, что 45-мм пушка для такой машины слаба, ее следует заменить более мощной. Вновь последовали вопросы: „Какого калибра, когда сделаете?“ Ответил: „Товарищ Сталин, установим, как только будет нужная пушка, сами мы пушек делать не умеем“. Спросил, что за двигатель у танка, и, услышав, что авиационный, бензиновый, пробормотал с тенью неудовольствия: „А ведь обещали машину на дизеле“. Осмотр занял всего пять — восемь минут. Слегка кивнув, то ли охраннику, неотступно его сопровождавшему, то ли мне, Сталин тихо, как бы про себя, буркнул: „Продолжайте!“ и, не сделав никакого знака, даже не кивнув никому из начальников, уехал. Нас, „инженерию“, он тоже не удостоил ни прощальным кивком, ни жестом.
Однако, учитывая опыт предыдущих показов, начальство, не посмевшее и на полшага приблизиться к танку во время его осмотра, поздравило меня с успехом. К сожалению, в силу не зависивших от нас обстоятельств, дальнейшую работу над ПТ-1 прекратили, и до серии он не дошел».
Впрочем, работы по ПТ-1 продолжались вплоть до 1934 года. Так, в трех постановлениях СТО в апреле, июне и августе 1933 года указывались конкретные сроки создания опытных образцов танка ПТ-1, причем как в плавающем, так и в неплавающем вариантах. В постановлении СТО «О системе танкового вооружения РККА» от 13 августа 1933 года, в частности, говорилось: «С 1934 г. начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 г. полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства танка ВТ».
Судя по всему, здесь шла речь уже о танке ПТ-1А. Он отличался от ПТ-1 удлиненным корпусом, усиленной до 13—15 мм броневой защитой (масса машины возросла до 15 т), установкой одного гребного винта, введением в систему управляемых колес механизма отключения поворота задних колес, упрощением трансмиссии за счет отказа от привода передних опорных катков и заменой гребневого зацепления цевочным. При потере одной гусеницы была возможна синхронизация работы колесного и гусеничного движителей за счет дифференциала. Несколько сократилось число огневых точек в танке — отказались от бортовых башенных пулеметов, практическое использование которых в бою было сомнительным. По-видимому, за счет этого удалось увеличить боекомплект. Теперь он состоял из 96 выстрелов и 4851 патрона.
Плавающий танк Т-43, изготовленный на московском заводе Хв 37
В 1934 году на ленинградском заводе опытного машиностроения имени С.М.Кирова (завод № 185) изготовили только один опытный образец танка ПТ-1 (или ПТ-1А) и, согласно постановлению СТО от 19 июня 1935 года, было решено «оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на ПТ-1». Судя по всему на такое решение оказала влияние куда более сложная, по сравнению с БТ, конструкция танков ПТ-1. В первую очередь, это относится к трансмиссии и приводам управления. Кроме того, ПТ-1 и ПТ-1 А имели малый запас плавучести и недостаточную проходимость при движении на колесах. Правда, за счет высокой удельной мощности они имели неплохую подвижность на воде: относительная скорость (так называемое число Фруда) у ПТ-1 равнялось 0,34, а у ПТ-1 А — 0,565. Как известно, у водоизмещающих машин максимальное значение этого числа составляет 1.
Что же касается неплавающих вариантов ПТ-1, то работа над ними, также проводившаяся в Техотделе ЭКУ ОГПУ под руководством Н.А.Астрова, привела к созданию проекта колесно-гусеничного танка-истребителя ИТ-3, а в 1934 году — к изготовлению опытных экземпляров колесно-гусеничных танков Т-29-4 и Т-29-5.
Чтобы завершить рассказ об истории создания советских колесно-гусеничных плавающих танков, необходимо упомянуть еще о двух образцах таких машин. В 1934 году сразу на двух предприятиях— московском заводе № 37 имени С.Орджоникидзе и ленинградском № 185 имени С.М.Кирова (бывший ОКМО) — были изготовлены два опытных образца танка Т-43. Ведущим конструктором московской машины был Н.Н.Козырев, ленинградской — М.П.Зигель. Танки отличались друг от друга массой (4,4 и 3,6 т), формой корпуса и башни, схемами силовой передачи и водоходного движителя, а также конструкцией ходовой части. В кормовой части обоих танков поперек корпуса был установлен двигатель ГАЗ-АА. Силовая передача — механическая, с отбором мощности на четыре ведущих опорных катка. Одна машина имела гребной винт, на другой для движения на плаву ведущие колеса вместо спиц оборудовались лопастями, струи воды от которых направлялись назад с помощью специальных кожухов. Подвеска передних колес у обеих машин была индивидуальной, а ведущих опорных — блокированной. В качестве упругого элемента использовались спиральные пружины.
Колесно-гусеничный плавающий танк Т-4.1 на колесном ходу, изготовленный на ленинградском заводе .М 185. 1934 год
Сложность конструкции, плохая проходимость на колесном ходу из-за нерационального распределения массы по опорным каткам и низкая надежность танка в целом послужили причиной того, что работа над ним не вышла из стадии создания прототипов.
Спроектированный несколько позже танк Т-43-2 отличался от Т-43 установкой зенитного пулемета и меньшим числом ведущих колес.
Первой же массовой плавающей боевой машиной Красной Армии стал танк Т-37. Разработка и изготовление его опытного образца осуществлялись в ОКМО. Постановлением СТО СССР от 11 августа 1933 года Т-37 был принят на вооружение, однако серийно не производился.
Документацию на него и сам опытный образец передали на московский завод № 37. В результате глубокой модернизации этого проекта, с учетом опыта, накопленного при постройке и испытании танков Т-41, под руководством Н.Н.Козырева был создан легкий плавающий танк Т-37А. Последний сохранил компоновочную схему корпуса Т-37: переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее — отделения управления, совмещенного с боевым (механик-водитель находился слева, а командир — справа), и кормовое — моторного.
Корпус Т-37А имел клепано-сварную конструкцию и собирался на каркасе из уголков. Толщина броневых листов составляла 4,6 и 8 мм. На крыше подбашенной коробки на шариковой опоре устанавливалась башня цилиндрической формы, смещенная к правому борту. Ее поворот осуществлялся вручную, с помощью приваренных изнутри рукояток. Следует отметить, что серийные машины имели два варианта корпусов и башен. Дело в том, что завод № 37 производил лишь сборку танков, а корпуса и башни поступали с Подольского машиностроительного и Ижорского заводов.
Вооружение состояло из 7,62-мм пулемета ДТ (боекомплект 2142 патрона в 34 магазинах), смонтированного в шаровой установке в лобовом листе башни. Без поворота последней его можно было наводить по горизонту до 30° на сторону, а по вертикали от — 20° до +30°. Для наблюдения за местностью в корпусе и башне служили смотровые щели.
Вверху: плавающий танк Т-37 А раннего выпуска (без поплавков). Внизу: радиотанк Т-37ТУ. Машина позднего выпуска (с поплавками) экспонируется в шведском танковом музее в Аксвелле. Элементы крепления поручневой антенны, как и ca.ua антенна, не сохранились
Автомобильный карбюраторный 4-цилиндровый двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин располагался продольно, ближе к левому борту машины, маховиком вперед. Он позволял танку развивать скорость 38 км/ч. Запас хода достигал 185 км. Управление танком было дублированным.
Трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (попросту говоря, автомобильного сцепления), 4-скоростной коробки передач, карданного вала, главной передачи, конического дифференциала с колодочными тормозами (механизмы поворота) и привода водоходного движителя. Последний включал в себя храповую муфту, соединявшую носок коленчатого вала двигателя с валом гребного винта, и механизм реверсирования (поворота лопастей).
Движение на плаву обеспечивал двухлопастный гребной винт. Поворот на плаву осуществлялся с помощью руля, установленного в потоке винта. Для откачки воды на днище корпуса предусматривался специальный насос. Скорость на плаву — 6 км/ч. Для увеличения водоизмещения к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой.
Т-37А
Танковая колонна на площади Урицкого в Ленинграде перед парадом. 7 ноября 1936 года. На переднем плане — танки Т-37А и Т-37ТУ с корпусами и башнями выпуска разных заводов
Подвеска танка — блокированная, пружинная, на каждом борту имелось по две двухкатковых тележки. Мелкозвенчатая гусеничная цепь изготавливалась из ковкого чугуна. Боевая масса танка составляла 3,2 т (у Т-37 — 2,9 т). Экипаж — два человека.
Танк находился в серийном производстве с 1933 по 1936 год. За это время завод № 37 выпустил 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37ТУ с радиостанцией 71-ТК-1, оборудованных поручневой антенной, и 75 химических машин БХМ-4. Следует отметить, что в документах и военной литературе тех лет танки Т-37А обычно обозначались просто Т-37.
В рамках развития конструкции этой машины были изготовлены опытные образцы танков Т-37Б и Т-37В, а также опытный экземпляр самоходки СУ-37 с 45-мм пушкой.
От базового танка для САУ были заимствованы агрегаты ходовой части и моторно-трансмиссионная установка (за исключением привода водоходного движителя). В передней части корпуса самоходки установили 45-мм танковую пушку 20К со штатным телескопическим прицелом. Слева от нее, в шаровой установке размещался пулемет ДТ, справа — место механика-водителя. Боекомплект пушки состоял из 81 выстрела, пулемета — из 1071 патрона. Экипаж включал двух человек. Привлечение механика-водителя для обслуживания орудия (он выполнял функции заряжающего) вынуждало вести огонь только с места.
Масса машины возросла до 4,5 т, в связи с чем в ходовую часть с каждого борта был введен один дополнительный опорный каток. Самоходная установка СУ-37 по огневой мощи значительно превосходила базовую машину. Ее малая высота —1610 мм — обеспечивала хорошую маскировку при ведении отя из засад. Однако надежность САУ оказалась невысокой, а двигатель и трансмиссия были перегружены.
Плавающие танки Т-37А перед форсированием водной преграды
Т-37А на плаву
Впрочем, оставляла желать лучшего и конструкция базовой машины — Т-37А. В этой связи небезынтересно привести
отрывок из воспоминаний Н.А.Астрова — одного из создателей Т-37А. Вот что он писал: «Большую часть недостатков плавающей танкетки Т-37А, да и следующей, Т-38, предопределили категорические требования заказчика. Во-первых, базироваться только на двигателях серийных автомобилей, по возможности, и на их других узлах. А из каких моторов выбирать ЗИС-5 или ГАЗ-М? Первый для малой амфибии был тяжел (452 кг), плохо вписывался в ее корпус. Мотор ГАЗ-М, хотя и маломощный (50 л.с.), был легче (252 кг) и компактней. Его данные вместе с другим обязательным требованием — машина должна плавать — собственно, определяли и габарит корпуса, и массу, и толщину брони, и уровень вооруженности, и остальные характеристики.
Вдобавок, конструкция Т-37А страдала двумя серьезными недостатками. Тормоза механизмов поворота, расположенные вне корпуса и на плаву, погружавшиеся в воду, намокали — в результате танк на время становился неуправляем. Да и при сухих тормозах из-за их крайне неудачной конструкции управляемость (степень торможения и радиус поворота) далеко не всегда зависела от намерений механика-водителя и условий движения. Порой надо было слегка подправить направление, а тормоз прихватывал намертво — танк делал неожиданно резкий поворот.
Коварство самозахватывающих тормозов едва не стоило мне жизни. Жарким летним днем мы проводили очередной эксперимент, стремясь поднять скорость плавания танка. Ездили обыкновенно на Архиерейский пруд, что за Преображенской заставой в Москве, или, если требовался более протяженный заплыв, — за город, на Медвежьи озера. По пути оттуда все и произошло. Опыты в тот день закончились почти безрезультатно, и, чтобы сколько-нибудь утешиться, я заменил в танкетке Т-37А штатного водителя и сам взялся за управление.
Предстояло проехать километров 25 по Щелковскому шоссе. Двигаясь посередине, я мешал автобусу обогнать танк, но внутри было так шумно, что долго не слышал его сигналов. А поняв, в чем дело, осторожно повернул рычаг управления вправо, чтобы вывести машину на обочину. Тут правый тормоз схватил намертво — танк оказался в кювете и мигом опрокинулся. Первое, что испытал, пока танкетка стояла на башне, а я как бы на голове, — недоумение. Потом, словно подумав, машина качнулась и легла на правый бок — место водителя оказалось сверху, со стороны, не прижатой к земле. Но крышка люка передо мной захлопнулась, и первая попытка открыть ее оказалась неудачной. Обернувшись, я увидел ярко-желтое пламя бензина, вытекшего из бака на перегретый двигатель и выхлопные трубы.
Самоходная артиллерийская установка СУ-37
Дело дрянь: бак вот-вот взорвется. Сообразил, что в танке есть устройство для пожаротушения. Но оно, на мое счастье, не сработало. Дело в том, что огнегасящая смесь при высокой температуре разлагалась, превращаясь в фосген, глотнув которого, я бы вряд ли написал эти строчки. Однако считалось, что это последнее средство борьбы с огнем, и экипаж использует его, покидая машину.
Изо всей мочи налег на крышку люка, голова пролезла, но выбраться оказалось непросто. Сильно дернувшись, разорвал комбинезон, выскочил в обрывках тлеющих штанов. Тут подоспела группа наших машин, следом возвращавшихся с испытаний, и люди стали забрасывать горящую танкетку землей, благо у всех были лопаты. Мало толку, к тому же опасность взрыва оставалась. Решили вызвать пожарную машину. Это удалось довольно быстро, но, когда мы увидели красный автомобиль, летевший из Москвы, бак рванул.
Оказавшись дома, позвонил начальству и услышал в ответ спокойное: „Вы- то целы? Ну и слава богу, плюньте на это“. Действительно, никто никогда не задавал мне щекотливых вопросов по поводу ЧП, а танкетку, понятно, списали в металлолом.
Кроме уже отмеченных, Т-37А имел еще один крайне серьезный недостаток. Когда мы стали получать с ГАЗа задние мосты грузовиков, начались поломки их дифференциалов — странные, непредсказуемые. Одни проходили гарантийный срок безотказно, другие ломались, не выдержав первого опробования. Эти поломки приучили меня участвовать в осмотре аварийных мостов, более того, требовать, чтобы их разбирали только в моем присутствии. Собственноручная промывка деталей много дает для понимания причин поломок и износов, работы уплотнений и т,д. С моей точки зрения, всякий конструктор должен не бояться запачкать для этого руки. К сожалению, работа главного не всегда это позволяет.
Однажды меня, можно сказать, на месте преступления — у глубокого противня с керосином — застало заводское и спецмаштрестовское начальство. Оно крайне неодобрительно отнеслось к такому поведению главного конструктора.
Жизнь, однако, дала множество примеров, когда такое скрупулезное изучение деталей меня буквально выручало. Однако, признаюсь, оно не помогло выяснить причины загадочных поломок дифференциалов ГАЗа. Теперь, по прошествии многих лет, полагаю, что коэффициенты трения стальных шестерен полуосей по чугунным корпусам дифференциалов могли существенно различаться из-за нестабильности химического состава металлов. А эту-то характеристику пары „чугун— сталь“, от которой в первую очередь зависит распределение крутящего момента по полуосям, мы в то время не изучили. Впрочем, мир праху Т-37А, „урожденному“ „Виккерс-Карден-Ллойд“.
Нам пришлось срочно переконструировать эту танкетку, чтобы освободить ее и от других недостатков. Зачем? В то время свято верили, что малый, именовавшийся разведывательным, танк со слабым вооружением (один пулемет калибра 7,62 мм), с противопульным бронированием (зато плавающий!) — совершенно необходимый, важный вид бронетанкового вооружения Красной Армии».
В 1936 году на заводе № 37 под руководством нового главного конструктора Н.А.Астрова (назначен на эту должность в 1934-м) разработали плавающий танк Т-38. Тогда же началось его серийное производство.
По своим основным показателям он был близок к танку Т-37, однако замена дифференциала (не обеспечивавшего устойчивого прямолинейного движения и вызывавшего большие потери мощности при повороте) многодисковыми бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили маневренные качества танка.
Малый плавающий танк Т-38
Тем не менее, почти сразу после поступления Т-38 в войска от военных пошли рекламации. В ходе летних маневров 1937 года выяснилось, что в боевом отношении новая машина ничем не отличается от Т-37А и по сути осталась такой же танкеткой с вращающейся башней, что и ее предшественница. Малое водоизмещение не позволяло Т-38 перевозить на броне через водные преграды даже двоих пехотинцев. Перегрузка в 120—150 кг приводила при маневрировании на плаву к захлестыванию водой люка командира, в результате чего танк тонул. Чтобы повысить мореходные качества, на Т-38, по рекомендации АБТУ, в частях пытались устанавливать поплавки, снятые со списанных Т-37, но это мало помогало. При движении на суше танк также вел себя не лучшим образом. Вызывала нарекания и его проходимость вне дорог — следствие недостаточной удельной мощности, а ниЭкая эффективность системы охлаждения приводила к быстрому перегреву и выходу из строя двигателя.
Итоги летних маневров 1937 года привели к тому, что танк был бъявлен небоеспособным, его производство приостановлено, а на завод № 37 прибыла комиссия НКВД. В результате проведенного разбирательства КБ завода № 37 получило задание доработать машину. Ее усовершенствованному варианту присвоили индекс Т-38М.
Весной 1938 года были изготовлены два образца танка Т-38М — Т-38М-1 и Т-38М-2. От серийного «тридцать восьмого» они отличались двигателем ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и трансмиссией от тягача «Комсомолец» (кроме бортовых передач). От «Комсомольца» заимствовались также ведущие колеса и тележки подвески. Помимо этого, у Т-38М-1 ленивец опустили на грунт. Было улучшено охлаждение двигателя, установлены металлические надгусеничные полки вместо деревянных, а также внедрена новая гусеница с более высокими гребнями и усиленными пальцами. По аналогии с Т-37, машина получила дублированное управление. Внешне оба образца были похожи, но Т-38М-1 имел борт, увеличенный на 100 мм по сравнению с Т-38, а Т-38М-2 — только на 75 мм. В итоге водоизмещение первого возросло на 600 кг, а второго — на 450 кг. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной АБТУ, и подтвердили принципиальную правильность основных изменений конструкции. Однако вновь проявились многочисленные мелкие недостатки. Дошло до того, что Н.А.Астрова на два месяца отстранили от работы, но затем опять вернули в КБ. В январе 1939 года танк Т-38М приняли на вооружение. Впрочем, это был своего рода синтезированный вариант: корпус Т-38М-1 с радиостанцией, ходовая часть от Т-38М-2, башня улучшенной конструкции. АБТУ потребовало усилить вооружение, и к лету 1939 года был разработан опытный образец сварной конической башни с крупнокалиберным пулеметом ДК. Правда, на танк она не устанавливалась и не испытывалась. Да и самих танков Т-38М в 1939 году было выпущено только 15 единиц. Все они использовались как учебные, поскольку имели двойное управление. В 1939 году работы по модернизации Т-38 прекратили — с конца 1938 года завод № 37 уже создавал новый плавающий танк Т-40, на который и ориентировались военные.
На базе агрегатов Т-38 в 1936 году построили два опытных образца самоходной артустановки СУ-45, вооруженной 45-мм пушкой.
T-38
Первый образец имел открытый сверху корпус. Спереди орудие и экипаж были защищены броневым щитом, с боков — откидными броневыми листами. Для защиты от атмосферных осадков предусматривался брезентовый тент. Орудие устанавливалось на коробке лафета и закреплялось в передней части корпуса. Боекомплект пушки состоял из 100 выстрелов. В передней части машины размещался пулемет ДТ с сошкой для стрельбы по наземным и воздушным целям.
В кормовой части САУ, отделенной броневой перегородкой, находился двигатель ГАЗ-А с алюминиевой головкой. С целью повышения компактности силового отделения двигатель располагался поперек корпуса. Системы двигателя, коробка передач и агрегаты трансмиссии (ведущие колеса, бортовые передачи, фрикционы и тормоза) были в основном заимствованы у танка Т-38. Ходовая часть была также унифицирована с танком Т-38, за исключением направляющих колес, взятых от Т-37.
Масса машины составляла 4,2 т, экипаж— 3 человека, броня — 9 мм. Максимальная скорость — 45 км/ч.
СУ-45 получилась слишком тяжелой, вследствие чего ее тягово-динамические качества оказались низкими, а надежность недостаточной.
Второй образец имел массу 3,4 т, экипаж — 2 человека. Механик-водитель, он же наводчик, располагался слева, заряжающий— справа. Боекомплект — 51 выстрел и 1100 патронов. Машина защищалась 8-мм броней.
В 1936 году на московском еще на опытном Т-38 смонтировали аппаратуру для дымопуска и огнеметания. В конце года машина успешно прошла полигонные испытания. Было принято решение о переработке установочных чертежей химического оборудования применительно к серийному Т-38. Однако танк ХТ-38 серийно не изготавливался.
В 1939 году в НИИ № 20 была разработана телемеханическая группа танков, включавшая телетанк ТТ-38, вооруженный пулеметом ДТ и огнеметом КС-61Т (боекомплект 1512 патронов и 45 л огнесмеси), и танк управления ТУ-38, вооруженный аналогичным образом. Телетанк мог нести также и подрывной заряд, а огнемет давать 15—16 односекундных выстрелов на дальность 28 м.
В 1936 и 1937 годах на заводе № 37 было выпущено 1228 танков Т-38 (из них 165 с радиостанцией), затем последовал годичный перерыв, а в 1939 году цеха покинули еще 112 машин. Однако еще в 1935 году Т-38 начали выпускать на Горьковском автомобильном заводе, изготовив 36 танков этого типа. Последнее обстоятельство, по-видимому, и подтолкнуло газовцев на разработку собственной амфибии — «в пику» москвичам.
Малый плавающий танк ТМ
Малый плавающий танк ТМ во время испытаний
В результате этого негласного соревнования появился «Танк Молотова», или ТМ, созданный на базе Т-37. Работами над ним непосредственно руководил главный инженер ГАЗа В.Данилов. Танк был длиннее, чем Т-37: вместо двух тележек опорных катков с каждого борта установили три. Масса машины составляла 4,5 т. Коническая башня с пулеметом ДТ располагалась справа, место механика-водителя— слева. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта. К основным особенностям ТМ можно отнести наличие двух двигателей ГАЗ-М1, установленных параллельно; использование в качестве бортовых фрикционов нормальных дисковых сцеплений ГАЗ-АА в сочетании с дисковыми тормозами ГАЗ-ААА и блокировку двигателей через передние концы коленчатых валов. Еще одним важным новшеством стало использование в качестве органа управления рулевого колеса.
В 1937 году удалось изготовить два танка ТМ — один отправили в Кубинку на НИБТПолигон, другой оставили для испытаний на заводе. По своим водоходным качествам он превосходил Т-37А, однако перед Т-38 иных значимых преимуществ не имел и серийно не выпускался.
Для замены же танков-амфибий Т-37А и Т-38 предназначался легкий плавающий танк Т-40, спроектированный под руководством главного конструктора Н.А.Астрова. Он был принят на вооружение 19 декабря 1939 года и считается лучшим отечественным плавающим танком предвоенного периода (подробнее о нем— в «Бронеколлекции» № 4 за 1997 год, «Легкие танки Т-40 и Т-60»).