История создания
Повседневная эксплуатация и боевое применение бронетранспортёров БТР-60 показали, что в целом удачная и перспективная концепция реализована не совсем блестяще. Например, «сдвоенная» силовая установка с двумя моторами и двумя коробками передач, обеспечивая бронетранспортёру высокую живучесть, усложняла ремонт и обслуживание. Да и сами двигатели ГАЗ-40 были уже устаревшими.
Неудачно был решён вопрос высадки десанта – ранние БТР-60 не имели крыши, и мотострелки спешивались, спрыгивая с бортов. А на БТР-60ПБ с крышей и усиленным вооружением в башне для высадки предусматривались тесные люки в той же преславутой крыше и бортах.
Для устранения недостатков было решено начать разработку усовершенствованного БТРа, чем и занялось конструкторское бюро при заводе ГАЗ.
Работами руководил И.С. Мухин. Принятие на вооружение БТР-70 состоялось в 1971 году, но серийный выпуск начался только 5 лет спустя. С 1981 года сборку «семидесятых» на ГАЗ прекратили и БТР-70 выпускался только в Арзамасе.
Знакомство с транспортной единицей
БТР-70 (фото армейской техники представлено ниже) является советским бронетранспортером, созданным в 70-х гг. в Нижнем Новгороде на Горьковском заводе. Сотрудники конструкторского бюро разработали колесную плавающую бронемашину, в задачи которой входило оказывать огневую поддержку мотострелковым подразделениям и осуществлять транспортировку бойцов.
БТР-70 — это плавающая боевая техника, для которой предусмотрено круговое бронирование. В ходовой части бронетранспортера имеется независимая подвеска – все восемь колес в машине ведущие. Характеристики БТР-70 позволяют ему не отставать от танков и успешно преодолевать водные преграды, траншеи и окопы.
Конструкция
Герметичный корпус БТР-70 сварен из стальной брони толщиной от 6 до 10мм. Такая броня, с учётом рациональных углов наклона, могла защитить от бронебойных пуль нормального калибра (в лобовой проекции). Расположенная в корме силовая установка изменилась – от 2 моторов решили не отказываться, но теперь бронетранспортёр имел 8-цилиндровые двигатели ЗМЗ-4905. При этом теперь оба двигателя работали на одну коробку передач – механическую с четырьмя ступенями.
Для повышения пожарной безопасности топливные баки изолировали от моторного отделения, установили автоматическую систему пожаротушения. Водитель получил возможность отключать неисправный двигатель от силовой передачи прямо с рабочего места. Изменили конструкцию водомёта и щитка-волноотражателя.
Другое важное изменение коснулось размещения десанта. На БТР-70 мотострелки сидели уже не лицом по ходу движения, а спиной к спине, лицом к бортам. Это позволяло бойцам вести огонь из своего оружия через 6 амбразур в бортах (по три в каждом). Обстановку мотострелки контролировали с помощью 2-х приборов наблюдения (по одному на борт). Для облегчения посадки-высадки появились нижние бортовые люки между вторым и третьим колесом. Бронетранспортёры поздних лет выпуска дополнительно получили амбразуры в люках крыши (для стрельбы вверх).
Вооружение бронетранспортёра БТР-70 осталось неизменным – пулемёт КПВТ калибра 14,5мм и спаренный с ним ПКТ калибра 7,62мм.
А вот их установка изменялась. Сначала, как и на «шестидесятом», использовалась башня, унифицированная с БРДМ-2. Затем башню дооборудовали прибором наблюдения, позволяющим осматривать задний сектор. А потом пулемётную установку заменили на БПУ-1, угол наведения которой позволял вести зенитный огонь.
Кроме того, внутри боевого отделения укладывались два автомата АК для экипажа, а так же два станковых гранатомёта АГС-17, два ПЗРК «Стрела-3» и гранатомёт РПГ-7. Боекомплект башенных пулемётов – 500 и 2000 патронов (для КПВТ и ПКТ соответственно).
Машины на базе
- «Отсек» — экспериментальная самоходная артустановка 120 мм, производства СССР
- 2С14 «Жало-С» — экспериментальная противотанковая самоходная артустановка 85 мм, производства СССР
- 1Л29 «Ртуть-Б» — СПР-2.
- 15Я56 — машина боевого поста.
- «БТР-Космос» — создана для съемок фильма «Обитаемый остров»
- БТР-70Ді-02 «Світязь» (КШМ «Свитязь») — командно-штабная машина, создана в Украине
- БММ «Ковчег» — бронированная медицинская машина, создана в Украине
- БРЭМ-2000 (БРЭМ-7К) — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, создана в Украине
- УДС-70 — учебно-действующий стенд, создан в Украине
- КМ-70 (БТР-МК) — командная машина, на основе БТР-70М, создана в Белоруссии. Снята башня. Установлены навигационная аппаратура, радиостанции Р-123М и Р-130М. Экипаж состоит из шести человек
- МТП-70 (МТП-К) — машина технической помощи, на основе БТР-70М, создана в Белоруссии. Установлены грузоподъемное устройство грузоподъемностью 1500 кг., пулемет ПКТ (7,62 мм), тяговая лебедка, оборудование электросварки. Экипаж состоит из четырех человек.
Модификации
БТР-70 стал базой для машин спецназначения – в основном командирских. Это БТР-70КШМ, БТР-70МС. Такая техника обычно не имела вооружения, иногда сохранялся один пулемёт ПКТ. На шасси БТР-70 пытались создавать легкие самоходные орудия, но огневую мощь САУ «Жало» с пушкой калибра 85мм сочли недостаточной, а 120мм орудие «Нона» пошло в серию уже на базе бронетранспортёра следующего поколения – БТР-80.
В настоящее время различные страны предлагают модернизировать «семидесятые». Российский бронетранспортер БТР-70М оснащается дизельным двигателем. В Украине бронетранспортёры под таким же названием получили не только новую силовую установку, но и увеличенные бортовые люки. На белорусских и азербайджанских модификациях предусматривается установка автоматических пушек калибра до 30мм.
Фотографии обычного бронетранспортера
Еще один walkaround из фото БТР-70, сделанный около автомобильной школы ДОСААФ в городе Ульяновске. На этой машине призывники учатся вождению бронетранспортера. Фото сделаны 17 мая 2015 года.
1
Боевое применение
Война в Афганистане стала первым конфликтом для БТР-70. Причём попал он туда не сразу – поначалу новые бронетранспортёры отправляли в западные округа и в Германию. В Афганистане «семидесятый» зарекомендовал себя неплохо и гораздо лучше, чем «шестидесятый». Более мощные двигатели лучше подходили для горного климата, а башня с установкой БПУ-1 давала возможность обстреливать моджахедов, засевших на высоких склонах.
В то же время по защищённости БТР-70 предка не превосходил.
Это частично решалось с помощью разработанного комплекта навесной брони. А для повышения огневой мощи на башне иногда ставили гранатомёт АГС-17.
После распада СССР БТР-70 участвовал в вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве – в Приднестровье, Абхазии, Чечне. В настоящее время бронетранспортёры используются Украиной в столкновениях с республиками Донбасса.
В 90-е годы Турция, закупив в объединённой Германии ранее принадлежавшие ННА ГДР бронетранспортёры, применяла их против повстанцев Курдистана. А машины БТР-70, отправленные в Сирию, участвуют в протекающей там гражданской войне. БТР-70 побывали и в бывшей Югославии (в составе миротворческого контингента), и в Африке. В гражданской войне в Анголе организация FAPLA использовала небольшое количество «семидесятых», причём остаётся неизвестным, откуда бронетранспортёры были получены.
Операторы [ править ]
Карта операторов БТР-70 синим цветом, бывшие операторы — красным. Соединенные Штаты, которые используют БТР-70 только для учений ОПФОР, обозначены желтым цветом.
Текущие операторы [ править ]
- Ангола [15]
- Афганистан : 360 [6]
- Армения [5]
- Азербайджан [5]
- Бангладеш : 55 [18]
- Беларусь : 446 [19]
- Грузия : 30; некоторые модернизированы до стандарта БТР-70Ди / БТР-7 с 30-мм пушкой и противотанковыми ракетами. [6] [20]
- Венгрия [5]
- Казахстан [5]
- Кыргызстан : немного; все модернизировано под БТР-70М. [6]
- Мали : 9; куплен в Болгарии. [6]
- Молдова [5]
- Монголия : 85 [6]
- Северная Македония : 60 [6]
- Пакистан [5]
- Палестинская национальная администрация : 50 [21] [6]
- Румыния : 161 [5] [6] [22]
- Россия : 95 на вооружении ВМФ России . [23]
- Словакия : 19 [24]
- Сомали : 3 [6]
- Судан : 31; 2 варианта Кобра К-2
. [6] [24] - Таджикистан : 2 [25]
- Туркменистан [5]
- Украина : 1026 [26]
- США : 7; используется для учений ОПФОР . [6]
- Узбекистан [5]
- Замбия : 20 [6]
Бывшие операторы [ править ]
- Восточная Германия : 1 266 [6]
- Советский Союз [2]
- Силы Организации Объединенных Наций по охране : 452; подарено Германией. [6]
Тактико-технические характеристики
На момент разработки и внедрения в производство прямых аналогов у БТР-70 практически не было. Можно сравнить его с американским гусеничным бронетранспортером М113, до сих пор широко распространённым.
БТР-70 | М113 | |
Экипаж, человек | 3 + 7 | 2 + 11 |
Вес, т | 11,5 | 12,3 |
Длина, м | 7,5 | 4,8 |
Высота, м | 2,3 | 2,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 | 67 |
Вооружение | 14,5мм пулемёт, 7,62мм пулемёт | 12,7мм пулемёт |
Советский бронетранспортёр превосходил американский по вооружению – единственный пулемёт М113 стоял на открытой турели, в лучшем случае закрывался щитком. Кроме того, десант М113 не мог участвовать в бою, ведя огонь из машины. Зато американцы быстро заменили бензиновый мотор на дизельный и лучше продумали схему высадки десанта – она осуществлялась через кормовую дверь бронетранспортёра.
Стоит заметить, что фактически мотострелки крайне редко использовали для ведения огня амбразуры, а в Афганистане вообще предпочитали ездить «на броне», а не под ней, так что это теоретическое преимущество на практике мало защищало. Любое повышение давления внутри корпуса «под броней», выводило из строя, в лучшем случае временно, всех мотострелков. Для этого достаточно было попадания какого угодно вида кумулятивного боеприпаса в любую точку корпуса данного БТР.
БТР-70 стал своеобразной «работой над ошибками», допущенными при создании «шестидесятого». Улучшились ходовые качества, удобнее разместили десант, доработали вооружение. Однако силовая установка по-прежнему оставалась слишком сложной и неудобной в обслуживании. Решение этой проблемы было найдено уже на БТР-80.
О ходовой части
Ходовка бронетранспортера состоит из четырех осей. Высокий показатель проходимости машины обеспечен наличием полного привода. Первые две оси являются управляемыми. Для того чтобы развернуть транспорт, механику требуется 12,5 м.
Подвеска торсионного типа. Обод в колесе разъемный. Шины бескамерные с низким уровнем давления, поддерживаемым специальной регулировочной системой. Благодаря ей бронетранспортер может продолжать движение на пробитых колесах. Компрессорам в таком случае для поддержания необходимого уровня давления приходится работать на полную мощность. На асфальтированной поверхности техника может двигаться со скоростью 80 км/ч. Трансмиссия замкнутая с демпферным сцеплением. Машина оборудована механической коробкой передач с четырьмя передними и одной задней передачей. Третья и четвертая оснащены синхронизаторами.
О модели БТР-70 «Звезда»
Судя по многочисленным отзывам потребителей, российская сегодня считается одной из крупнейших, выпускающих настольные игры и сборные модели. В каталогах производителя вниманию покупателей представлены пластиковые самолеты, вертолеты, автомобили, корабли и парусники. Большим спросом пользуются сборные наборы БТР-70 «Звезда».
Комплектуется товар 201 деталью, которые закреплены на пяти литниках. Общий размер изделия составляет 210 мм. Для набора предусмотрен масштаб 1:35. Набор комплектуется 9 колесами для БТР-70 и инструкцией.