Гусеничный транспортер ГАЗ-71 является поистине уникальной и универсальной конструкцией. Машина может применяться для перевозки грузов, личного состава или буксировки прицепов в условиях бездорожья. Герметичный корпус транспортера позволяет форсировать водные преграды без какой-либо подготовки машины.
Машина широко использовалась в северных районах, где получила массу прозвищ – «Грубая Тупая Сила», «Газушка» или «Жужик». Конструкция ГАЗ-71 имела большой потенциал развития и модернизации. В настоящее время выпускаются транспортеры ГАЗ-3403, несколько отличающиеся от предшественника.
История создания вездехода
Разработка транспортера ГАЗ-71 началась в 60-е годы. Машина создавалась на основе выпускавшегося с 1955 года снегоболотохода ГАЗ-47.
Характеристики серийной продукции начинали отставать от требований основного заказчика – Советской Армии. Новый гусеничный вездеход планировалось оснастить силовым агрегатом и трансмиссией, унифицированной с узлами колесного армейского вездехода ГАЗ-66.
Первый прототип нового гусеничного транспортера был собран в 1965 году.
Особенностью конструкции опытных машин стали пластиковые опорные катки. Однако низкая прочность деталей привела к отказу от применения пластика на серийной продукции.
На новом вездеходе применили расширенные звенья гусеницы, которые вместе с увеличением длины опорной поверхности позволили снизить давление на грунт до 0,071 кгс/см².
Серийное производство стартовало в 1968 году под обозначением ГТ-СМ. Первые годы производство машин велось в Горьком, но из-за загруженности завода выпуск перенесли в Заволжск на специализированный завод гусеничных тягачей. Сборка транспортера в Заволжске продолжалась до 1985 года.
Цена
Некоторые модели ГАЗ 34039 давно сняты с производства, поэтому приобрести их можно только на вторичном рынке. Новые серии вездеходов продаются как непосредственно на сайте производителя, так и на других автомобильных площадках. В среднем стоимость нового ГАЗ 34039 33 обойдётся в 3 млн. рублей, а цена модели «Ирбис» составляет 3,5 млн. Подержанный ГАЗ 34039 можно найти примерно за полтора миллиона, и, конечно же, не стоит забывать про торги. Финальная стоимость машины будет зависеть от её состояния, пробега и дополнительной комплектации.
В финале необходимо сказать, что Россия — очень большая страна с различными климатическими условиями, и большинство аналогичных марок автомобилей быстро выходят из строя в холодных регионах. Благодаря специальным защитным функциям и качественной комплектации, вездеход выполняет множество задач и широко используется во многих сферах производства.
Корпус
В основе транспортера ГАЗ-71 находится стальной корпус, сваренный из листов различной толщины. Корпус герметичен, что позволяет машине преодолевать водные преграды без специальной подготовки.
Корпус разделен на три отделения:
- кабина;
- моторный отсек;
- грузовая платформа.
Моторный отсек отделен от кабины и грузовой части транспортера стальными переборками. В переборках имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания силового агрегата. В моторном отсеке установлена помпа, предназначенная для откачивания попадающей при преодолении водных преград жидкости.
Кабина ГАЗ-71 полностью металлическая, оснащена двумя местами: для водителя и пассажира.
Доступ в кабину осуществляется через распашные боковые двери или через два люка, выполненных в крыше. Грузовая платформа выполнена непосредственно в корпусе транспортера. Для облегчения разгрузки и погрузки верхняя часть заднего борта выполнена откидной.
По бокам платформы имеются откидные полумягкие сидения. Сверху платформа закрывается брезентовым тентом, установленным на дугах. Для обогрева внутреннего объема грузового отсека применяется отдельный обогреватель жидкостного типа.
Руководство по эксплуатации ГАЗ-71
Гусеничный транспортер ГТ-СМ
Руководство по эксплуатации
Оглавление
Введение 3 Предупреждение 5 Правила техники безопасности и противопожарные требования 7 Техническая характеристика транспортера 10 Назначение транспортера 10 Основные данные 10 Общая характеристика 11 Заправочные емкости транспортера 18 Основные регулировочные данные 18 Органы управления и приборы 20 Органы управления 20 Щиток приборов 23 Обкатка нового транспортера 25 Силовая установка 27 Двигатель 27 Крепление двигателя 28 Головки блока цилиндров, кривошипно-шатунный механизм 29 Распределительный механизм 34 Система смазки 35 Вентиляция картера 42 Система питания 42 Карбюратор 47 Уход за карбюратором и его регулировка 48 Ограничитель оборотов 48 Акселератор 50 Система выпуска газов 51 Система охлаждения 52 Пуск и остановка двигателя 59 Пуск теплого (прогретого) двигателя 59 Пуск холодного двигателя при умеренной температуре 60 Пуск холодного двигателя при низкой температуре 61 Пусковой подогреватель двигателя 62 Порядок пуска с применением пускового подогревателя 65 Уход за пусковым подогревателем 70 Правила пользования пусковым подогревателем 71 Пуск двигателя при помощи пусковой рукоятки 73 Остановка двигателя 73 Перечень неисправностей силовой установки 74 Трансмиссия 81 Сцепление 82 Привод сцепления 84 Перечень неисправностей сцепления и его привода 86 Коробка передач 87 Перечень неисправностей коробки передач 92 Раздаточная коробка 93 Карданный вал 96 Перечень неисправностей карданного вала 98 Главная передача 99 Перечень неисправностей главной передачи 102 Бортовые фрикционы 103 Перечень неисправностей бортовых фрикционов 106 Тормоза Перечень неисправностей тормозов 107 Привод управления бортовыми фрикционами и тормозами 107 Соединительные муфты и полуоси 110 Бортовые переачи 111 Перечень неисправностей бортовых передач 112 Ходовая часть 114 Ведущие колеса 114 Гусеничные цепи 114 Опорные катки 118 Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц 121 Подвеска 123 Амортизаторы 124 Перечень неисправностей ходовой части 128 Электрооборудование 129 Аккумуляторная батарея 129 Генератор 130 Регулятор напряжения 130 Стартер 131 Система зажигания двигателя 132 Освещение, световая и звуковая сигнализация 136 Стеклоочиститель 141 Гибкий вал привода спидометра 141 Предохранители 141 Выключатель батареи 141 Розетка прицепа 142 Розетка для пуска двигателя от внешнего источника электроэнергии 142 Экранированное оборудование 142 Уход за приборами 145 Общие правила нахождения неисправностей в эл. ссетях 145 Перечень неисправностей электрооборудования 146 Корпус транспортера 149 Оборудование транспортера 153 Гидродинамические кожухи 153 Водоотливные средства 154 Крепление АКМ 157 Санитарное оборудование 157 Буксирные приспособления 160 Приспособление для обмыва ветровых стекол 161 Отопление кабины и платформы 161 Установка номерных знаков 164 Инструмент и принадлежности 165 Домкрат 166 Рычажно-плунжерный шприц 167 Насос для ручного переливания бензина 169 Спасательный жилет водителя 170 Чехлы моторного отделения 170 Проверка и регулировка агрегатов и систем транспортера 172 Перечень средств измерений 172 Технологические карты 173 №1. Проверка и регулировка зазора между коромыслом и стержнем клапана 173 №2. Проверка и регулировка карбюратора К-126Б 175 №3. Регулировка карбюраторв на минимальное число оборотов двигателя на холостом ходу 179 №4. Регулировка свободного хода педачи сцепления 181 №5. Регулировка свободного хода отводки фрикциона 182 №6. Регулировка привода управления бортовыми фрикционами и тормозами 183 №7. Регулировка подшипников ведомого вала бортовой передачи 186 №8. Регулировка блокировочного механизма коробки передач 187 №9. Регулировка натяжения гусеничных цепей 187 №10.Регулировка установки балансиров 188 №11.Регулировка установки амортизаторов 190 №12.Замена рабочей жидкости в амортизаторе 191 №13.Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя 192 №14.Установка момента зажигания 193 №15.Регулировка зазора между электродами свечи 197 №16.Регулировка фар. 198 №17.Регулировка иглы электромагнитного клапана котла пускового подогревателя 199 №18.Регулировка натяжения ремней привода редуктора 200 №19.Регулировка натяжения ремней привода переднего вентилятора 201 №20.регулировка натяжения ремней привода генератора и водяного насоса 201 Правила вождения транспортера 203 Трогание с места 203 Движение и повороты 203 Остановка транспортера 206 Преодоление препятствий 206 Преодоление заболоченных участков и болот 207 Преодоление водных преград 208 Движение по песчаной местности 210 Движение по горным дорогам 211 Движение в лесистой местности 212 Движение транспортера с прицепом 212 Буксировка транспортера 213 Вытаскивание транспортера 214 Зимняя эксплуатация транспортера 216 Особенности зимней эксплуатации 216 Движение по глубокому снегу 217 Движение по скользким и обледенелым дорогам 218 Движение по льду 219 Техническое обслуживание транспортера 220 Контрольный осмотр перед выходом 220 Контрольный осмотр на малых привалах 221 Ежедневное техническое обслуживание 222 Консервация транспортера 228 Смазка механизмов транспортера 229 Карта смазки 232
Скачать инструкцию по эксплуатации ГАЗ-71 можно здесь
Двигатель
На транспортере ГАЗ-71 установлен бензиновый силовой агрегат с карбюраторной системой подачи топлива. Двигатель имеет восемь цилиндров с рабочим объемом 4250 см³ (4,25л). Конструктивно мотор является модификацией силового агрегата от грузовых автомобилей ГАЗ-66. Мотор развивает мощность 115 л.с.
В качестве топлива используется бензин А-76 или АИ-93.
Завод допускал работу мотора на бензине А-72 при установке октан-корректора на более позднее зажигание.
Особенностью конструкции мотора является установка штатного подогревателя П-16, работающего на бензине. Подогреватель обеспечивает прогрев охлаждающей жидкости и масла в картере для запуска при низких температурах окружающей среды.
Трансмиссия
Транспортер ГАЗ-71 оснащен механической четырехскоростной коробкой передач и сухим сцеплением. В конструкции сцепления используется один диск диаметром 300 мм. Коробка оснащена синхронизаторами на двух высших передачах (четвертая скорость – прямая). Переключение первых двух скоростей выполняется с перегазовкой. Рабочий диапазон трансмиссии расширен установкой раздаточного редуктора, имеющего повышающую и пониженную передачи.
Крутящий момент от раздаточного редуктора поступает на одноступенчатую главную передачу, установленную в алюминиевом картере. Для передачи применяется карданный вал. На выходе главной пары установлены бортовые фрикционы сухого трения.
В состав каждой муфты входят 19 дисков, которые управляются кулачковым механизмом.
Муфты управляют бортовыми одноступенчатыми редукторами с цилиндрическими шестернями. Для соединения фрикционов и передач применены полуоси с зубчатыми муфтами.
Гусеницы : Устройство и назначение
Позднее на серийном грузовике ГАЗ-66 с цельнометаллической кабиной был испытан усиленный резинометаллический движитель с периферийной рамой и двумя крупными опорными колесами. На автомобиле использовалась оригинальная поисковая трансмиссия конструкции инженера Бориса Акимовича Дехтяра с раздаточной коробкой центрального расположения и проходными коническими главными передачами обоих средних мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, от которых крутящий момент перераспределялся на крайние оси.
Управление
Для управления транспортером ГАЗ-71 применяется система рычагов и педалей. Педальный привод имеет дроссельная заслонка и муфта сцепления. Переключение скоростей в коробке и раздаточном редукторе осуществляется отдельными рычагами. Поворот выполняется отключением муфт бортовых фрикционов, привод выключения – рычагами.
Для управления различным оборудованием применяются кнопки и тумблеры, расположенные на панели приборов.
Приборы
На центральной части приборной панели транспортера ГАЗ-71 расположен щиток приборов. По бокам от щитка установлены дефлекторы обдува ветрового стекла горячим воздухом. Щиток приборов состоит из отдельно стоящего спидометра и прямоугольного пульта, на котором установлены дополнительные приборы, переключатели и контрольные лампы.
Ближе к спидометру расположен индикатор температуры двигателя, за которым расположены термометр масла, манометр, амперметр и указатель уровня топлива в баке. Поскольку на гусеничном вездеходе ГАЗ-71 применены четыре топливных бака, то на щитке имеется переключатель указателя уровня между баками. Для подсветки приборов применяются лампы, установленные над приборами.
Иcтopия появления модели
Идея создания автомобиля, способного передвигаться по любой местности, преодолевая при этом даже самые серьезные препятствия, появилась в середине 60-х годов прошлого века, когда огромной «Стране советов» титаническими усилиями удалось наконец-то восстановиться после Великой Отечественной войны.
Планировалось, что машина будет использоваться для исследования труднодоступных территорий Дальнего Востока, Сибири и пр. Она должна была послужить развитию газовой, нефтяной и нефтехимической отраслей промышленности. Забегая немного вперед, отметим, что вездеход ГАЗ-71 великолепно справился с поставленной задачей.
Важно
Важно отметить, что новое ТС, помимо всего прочего, должно было передвигаться не только по суше, но и по воде, выполнять свои функции в суровых климатических условиях, таких как критически низкие температуры и высокий уровень влажности.
Как уже говорилось выше, предшественником 71-й модели стала 47, выпускаемая на упомянутом нами предприятии в период с 54-го по 64-й год. Его использовали в различных сферах человеческой жизни и ценили за надежность, высокую проходимость. Однако вездеход морально устарел – стало ясно, что он нуждается в срочной замене более современной на тот момент моделью.
«Отцом» машины считают известного конструктора В. Рогожина, который, взяв за основу ГАЗ-47, полностью его перекомпоновал, силовую установку перенес в середину транспортного средства, повернул ее в противоположном движению направлении и разместил между десантным отделением и кабиной.
Такое решение позволило устанавливать моторы большей мощности и добиться идеальной развесовки. Вездеход стал длиннее и ниже, улучшились его ходовые качества, в том числе и во время движения по воде. Тестировали модель в разных условиях – и в болотах, и в пустыне, и даже на Кольском полуострове.
В процессе производства ГАЗ-71 его создатели столкнулись с серьезной проблемой: стало понятно, что производственных мощностей предприятия недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности большой страны. Именно поэтому со временем производственную линию перенесли на более мощный Заволжский завод, однако случилось это только в 73-м году.
Гусеницы
На транспортере ГАЗ-71 применена стальная мелкозвенчатая гусеница, составленная из 83 звеньев каждая. Звено имеет ширину 390 мм, расстояние между осями отверстий для пальцев равно 128 мм.
На внутренней поверхности звена имеются два пера, ограничивающих беговую дорожку и предотвращающих сход гусеницы с опорных катков.
Звенья соединяются между собой при помощи стальных пальцев, зафиксированных от выпадения стопорными кольцами. Для обеспечения долговечности пальца поверхность насыщена бором с последующей закалкой токами высокой частоты. На корпусе между первым катком и ведущей звездочкой расположена съемная пластина, очищающая гусеницу от грязи и снега. Натяжение гусениц выполняется поворотом кривошипа балансира направляющего катка.
Катки
Транспортер ГАЗ-71 оснащен шестью стальными опорными катками диаметром 700 мм с внешней резиновой амортизацией. Задние катки выполняют функцию направляющих колес. Катки установлены на стальных балансирах.
Подвеска балансира торсионная, дополнена гидравлическими амортизаторами. Телескопические патроны амортизаторов установлены на балансирах передних катков и направляющих колес. Ведущие колеса расположены спереди. Зубчатый венец оснащен 12 зубьями, узел съемный, взаимозаменяемый.
Характеристики вездехода
ГАЗ 71 дизель имеет технические характеристики, которые выгодно его отличают от предыдущей модели ГАЗ 47. Рассмотрим основные из них.
Двигатель ГАЗ 71 имеет 8 цилиндров. Функционирует он на бензине. Является сильным карбюраторным аппаратом мощностью 115 лошадиных сил. Объём – 4,25 л. Двигатель входит в единую систему. Она встроена в моторное отделение. В неё ещё входят коробка передач, однодисковое сухое сцепление и дополнительная передача. Коробка передач механическая, четырёхступенчатая. В ней пять скоростей – четыре передние и задняя. Раздаточная коробка имеет две передачи, досталась в наследство от ГАЗ 66. В устройство также входят бортовые редукторы и система двойных ленточных тормозов.
Обязательно почитайте: Как купить МТЛБ с консервации
Ходовая часть представлена следующими составляющими:
- опорными катками. Всего их 12 штук;
- гусеницами, покрытыми резиной. С каждой стороны их по 6 штук;
- ведущими колесами (2 штуки).
На задних направляющих и передних катках установлены гидравлические амортизаторы.
При передвижении на снежной местности на гусеницы устанавливаются специальные съёмные снегоочистители. Они не позволяют образоваться наледи и препятствуют налипанию снега.
Кузов представляет собой открытую стальную отапливаемую грузовую платформу. В плохую погоду можно дополнительно натягивать тент для создания теплового и защитного эффекта при перевозке людей. Вездеход рассчитан на 12 мест. Два места для экипажа в металлической кабине и 10 мест с мягкими откидными сиденьями в кузове для десанта, перевозимых людей. Для случаев перевозки раненых кузов оснащен необходимым санитарным оборудованием.
Герметичность кабины обеспечивается резиновым уплотнителем по краям дверей. Это гарантия защиты от пыли и воды. Для вентиляции воздуха в кабине есть два герметичных люка. Также здесь предусмотрены термоизоляция, отопитель, мягкие сиденья, характерна звуконепроницаемость. В целом, оборудование вездехода создает оптимальный комфорт для людей во время движения. За сиденьем водителя в «ручной доступности» находится аккумулятор, спрятанный за металлической пластиной. Она легко снимается, что очень удобно.
ГАЗ 71
Технические характеристики
Основные параметры машин на базе ГАЗ-71 приведены ниже:
Параметр | ГАЗ-71 | ГАЗ-34039 | ГТ-МУ |
Длина, мм | 5390 | 5720 | 5146 |
Ширина, мм | 2582 | 2550 | 2470 |
Высота, мм | 1740 | 2040 | 1700 |
Грузоподъемность, кг | 1000 | 1500 | – |
Масса прицепа, кг | 2000 | 200 | – |
Снаряженный вес, кг | 4950 | 4900 | 5800 |
Вместимость, чел. | 10 | 12 | 8-10 |
Габаритные размеры ГАЗ-71 позволяют размещать машины на железнодорожной платформе попарно.
Кузов и кабина
ГАЗ-71 оборудован двухместной металлической кабиной, выполненной из цельного листового металла. Свидетельством высокой степени ее герметизации является полное отсутствие влаги в кабине даже после прохождения глубокой водной преграды. В кабине также предусмотрены:
Кабина ГАЗ-71 внутри
- резиновые уплотнители на боковых дверях и люках;
- системы термо- и шумоизоляции;
- механизм отопления.
Кузов выполнен в виде грузовой платформы с полумягкими откидными креслами для перевозки людей. В кузове работает отопительная система, предусмотрена также возможность монтирования на каркасе тента для защиты от непогоды. Имеется санитарное оборудование на случай необходимости эвакуации раненых.
На базе ГАЗ-71 позднее были разработаны более передовые модификации, предназначенные для различных целей. Несмотря на многолетний возраст машины, ее конструкция и сегодня востребована и интенсивно эксплуатируется.
Видео по теме: ГТ-СМ (ГАЗ-71)
Публикации по теме
Обзор технических характеристик ГАЗ-3309
Обзор технических характеристик ГАЗ Соболь 2752
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-53
Применение
Гражданские транспортеры ГАЗ-71 нашли широкое применение в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где составляют значительную долю парка вездеходов и тягачей. Машина применяется для доставки и снабжения геологических партий. На базе ГАЗ-71 устанавливались передвижные буровые установки с расположением оборудования на передней или задней части корпуса.
Интересной модификацией машины является установка для подледного лова рыбы (ПТ-ИЛТ). Кроме этого на базе ГАЗ-71 производились пожарные машины ВПЛ-149А, коротажные станции СКС-1А-02 и ряд другой техники.
Вездеходы ГАЗ-71 применялись в армии для доставки личного состава, стрелкового и минометного вооружения, боеприпасов. Машина предназначена для перевозки 10 человек. Грузовой отсек транспортера может использоваться для перевозки раненых, расположенных на носилках.
По заказу пограничных войск КГБ выпускались пограничные варианты под обозначением ГМП и ГМП-1.
В состав оборудования входили приборы ночного видения и различное радиооборудование. Крыша водительской кабины оснащалась точками установки пулемета. Для военно-космических сил выпускался поисково-спасательный вариант ГТ-ПС.
На основе ГАЗ-71 был разработан десантируемый бронетранспортер ГТ-МУ. Броней толщиной 4-6 мм защищалась верхняя часть машины, днище выполнялось из обычного стального листа. Ходовая часть укорочена на один каток для уменьшения габаритов и снижения веса. Бронетранспортер мог комплектоваться бензиновыми или дизельными силовыми агрегатами.
Машины ГАЗ-3402Д оснащены ходовой частью идентичной ГАЗ-71. На безе ГТ-МУ существовали санитарные версии, оснащенные тросовой лебедкой для эвакуации носилок с ранеными. Строевые машины могли использоваться в качестве артиллерийских тягачей или машин химической разведки.
Модификации гусеничного вездехода ГАЗ-71
ГТ-СМ можно назвать базовой машиной, на основе которой стали разрабатываться новые модификации и специальные транспортные средства.
Вездеход ГАЗ-71 на службе у охотоведов
Дальнейшим развитием базовой модели стал вездеход ГАЗ-3403. Он получил более емкие топливные баки (93 литра вместо 75), новые тормозные ленты, также изменения были внесены в ходовую систему машины. ГАЗ-3403 выпускался с несколькими видами тента кузова. На базе этого вездехода было разработано несколько видов специальных транспортных средств. Все машины, созданные на базе ГАЗ-3403, имели КПП и раздатку от грузовика ГАЗ-66.
Наиболее известной и массовой модификаций ГТ-СМ стал дизельный вездеход ГАЗ-34039, производство которого продолжается и сегодня. Он получил более мощный и экономичный дизельный двигатель с турбонаддувом Д-245 и новую коробку передач. Точно такой же мотор устанавливается на грузовом автомобиле ЗИЛ-5301 «Бычок». Сцепление и КПП с пятью передачами были взяты от грузовика ГАЗ-33104 «Валдай». Благодаря таким нововведениям грузоподъемность вездехода повысилась до 1,5 т. ГаЗ-34039 можно от базовой модели можно отличить визуально: его воздухозаборник перенесен на левую сторону.
Для армии на базе ГАЗ-71 была создана модификация ГТ-МУ. Это авиадесантируемый вездеход с уменьшенными размерами и бронированным корпусом. Машина получилась очень маневренной, с невероятно живучим корпусом, но с быстрым износом гусениц и ходовой части из-за сильно возросшей массы бронированного корпуса. По этой же причине удельное давление гусениц на грунт увеличилось до 0,24.
Толщина брони составляет 4-6 мм, вездеход получил триплексы и фильтровентиляционную установку. Несколько изменилась и ходовая часть по сравнению с базовой модификацией – количество опорных катков уменьшилось до 5 штук на каждый борт. На базе ГТ-МУ было разработано несколько специальных машин для армии, включая артиллерийский тягач, санитарную машину и вездеход для химической разведки.
Модификации
Транспортер ГАЗ-71 стал основой для создания нескольких модификаций:
- ГАЗ-3403, оснащенный усиленными торсионами, позволившими поднять грузоподъемность до 1250 кг;
- ГАЗ-34033, предназначенный для погранвойск, оснащен дублированной электрической системой;
- ГТ-МУ, бронированный транспортер, созданный на основе симбиоза агрегатов ГАЗ-71 и ходовой части ГАЗ-47.
В настоящее время выпускается единственный вариант машины под обозначением ГАЗ-34039, на основе которого созданы буровые и пожарные установки. Несмотря на возраст конструкции снегоболотохода, он по прежнему активно эксплуатируется в районах Крайнего Севера.
Ходовая часть
Ходовая часть вездехода представлена:
Ходовая часть ГАЗ-71
- двенадцатью опорными катками, которые поровну располагаются с обеих сторон;
- гусеницами с резиновым покрытием;
- двумя ведущими колесами;
- гидравлическими амортизаторами, которыми снабжены задние и передние катки;
- съемными снегоочистителями, которые используются в зимнее время для защиты от наледи.
Гусеницы образованы мелкими звеньями, которые имеют большую ширину по сравнению с исходным образцом. В каждой из них по 83 звена, соединенных стальными креплениями.