Доброго времени суток, друзья, и добро пожаловать на aces.gg! Сегодня у нас в гостях беспрецедентно мощная и уникальная среди своих одноклассников машина, немецкая ПТ-САУ седьмого уровня и перед вами Sturer Emil гайд.
Данный агрегат расположился в одной из самых популярных веток развития, в конце которой сейчас стоит Grille 15, пришедшая на замену знаменитой вафле. По этой причине Sturer Emil ТТХ в чем-то схожи с машинами данной ветки (отсутствие брони, мощное вооружение), но обо всем по порядку.
ТТХ Sturer Emil
Как обычно начнем мы с общих параметров танка и рассматривая Sturer Emil характеристики, сложно найти какие-то явные преимущества, тут все либо очень посредственно, либо относится к недостаткам.
Например, как и большинства ПТ-САУ на седьмом уровне, запас прочности тут не слишком большой. В это же время мы обладаем картонной броней, а большие габариты только ухудшают положение, так что вести себя нужно крайне осторожно.
В плане подвижности Sturer Emil танк тоже не шибко хорошо, максималка невысокая, мощности двигателя не хватает, чтобы набирать ее быстро, динамика слабая, в общем, этого немца без раздумий можно назвать довольно тугим. Относительно хорошим параметром в этой куче является только скорость поворота шасси.
Коэффициент маскировки у нас далеко не самый лучший на уровне, а что касается обзора, в базовой комплектации он составляет 370 метров, оба этих параметра нужно будет стараться улучшить.
Бронирование
Запас прочности EMIL I – 1 400 единиц. Наиболее крепкой частью танка является лобовая проекция башни. Параметры бронирования башни – 180/35/20 мм. Мы видим, что для одноклассников пробить нас будет сложно, а вот играя внизу списка нужно быть предельно осторожным, особенно если вражеские машины зарядят голду.
Бронирование корпуса определяется значением 100/20/30 мм. Корпус в принципе желательно прятать, потому что техника даже седьмого уровня способна пробить верхний бронелист и НЛД.
Бронирование бортов еще слабее. Здесь лучшей тактикой станет просто укрытие этой части корпуса от взора противника. Можно, конечно, увидеть части бортовой проекции, где будет возможен рикошет снарядов, но это будет происходить не часто, так что безопаснее просто не проверять вероятность рикошета.
Орудие
У многих уже, наверное, возник вопрос, почему же мы назвали эту ПТ-САУ беспрецедентно мощной, ввиду такого количества недостатков. Все просто, наша главная сила в вооружении, по сути, Sturer Emil орудие — это все что есть у данного агрегата и именно за пушку его так любят, уважают и боятся. Прежде всего, стоит сказать, что мы обладатели огромного альфастрайка и хотя скорострельность оставляет желать лучшего, каждый выстрел такой мощности в цель, особенно когда урон вылетает выше среднего, приносит массу удовольствия. Только старайтесь стрелять наверняка, ведь боезапас у нас очень маленький, всего 15 снарядов.
Еще одной уникальной чертой ПТ-САУ Sturer Emil World of Tanks является тот факт, что у 128 миллиметрового орудия отсутствуют голдовые снаряды, однако, базового бронепробития с лихвой хватает, даже когда мы находимся внизу списка.
Касательно точности все так же весьма недурно, неплохой разброс, нормальное время сведения, но плохая стабилизация, но мы вполне способны вести огонь на больших расстояниях. Кстати, еще одним огромным плюсом является тот факт, что у Sturer Emil WoT пушка опускается вниз аж на 15 градусов, об этом нужно помнить всегда.
Историческая справка
Исторически — Упрямый Эмиль (именно так переводится название этой САУ) проект перспективной самоходной артиллерийской установки. Работы над машиной были начаты в мае 1941 года под 128 мм пушку. В «металле» было изготовлено два экземпляра, которые проходили войсковые испытания в 1942-1943 годах в составе 521 тяжелого истребительно-противотанкового дивизиона, группы армий ЮГ. Оба прототипа имели собственные имена — Макс и Мориц. Использовались, в том числе при битве под Сталинградом. Один из прототипов был захвачен Красной армией, второй был уничтожен во время бомбардировки.
Преимущества и недостатки
Разбор основных характеристик и параметров орудия остался позади и все самые сильные и слабые стороны данного агрегата видны невооруженным взглядом. Однако для простоты восприятия мы рассмотрим все нюансы отдельно.
Плюсы: • Огромный альфастрайк; • Отличное бронепробитие базовым снарядом; • Комфортные углы вертикальной наводки; • Неплохая точность.
Минусы: • Отсутствие бронирования; • Большие габариты; • Слабые характеристики подвижности; • Низкий урон в минуту; • Плохая стабилизация; • Посредственный обзор.
Оборудование для Sturer Emil
Выбирать дополнительные модули для этого агрегата следует не только руководствуясь усилением своих сильных сторон и нивелирование слабых, но еще и делая ставку на тактику игры. Забегая вперед, скажу, что большую часть боя мы будет стоять в кустах на второй или третьей линии, и поэтому на Sturer Emil оборудование подбирается следующим образом: 1. — всегда востребованный выбор, особенно учитывая тот факт, что наш урон в минуту далеко не самый лучший. 2. — кустовой геймплей и слабенький обзор, выбор очевиден. 3. — и снова делая ставку на стиль игры, а также учитывая немаленькие габариты данной машины, поднять маскировку не будет лишним. Разумеется, существует альтернатива второму или третьему пункту — это . Такой вариант даст нам возможность делать выстрел быстрее и точнее, но выбор каждый для себя делает сам.
Снаряжение для Emil I
При выборе расходников опираемся на одно правило. Если нет серебра, берем стандартный набор в виде:
- малой аптечки;
- малого ремкомплекта;
- ручного огнетушителя.
Если серебра достаточно, чтобы взять премиумный комплект, берем именно его:
- большая аптечка;
- большой ремкомлект;
- кофе с выпечкой.
Тактика игры на Sturer Emil
В нашем распоряжении нет хорошей подвижности, броня совсем картонная, так что вспоминая то, о чем вскользь упоминалось ранее, и учитывая выбранное оборудование, на Sturer Emil тактика ведения боя будет позиционной.
Наиболее комфортно мы себя чувствуем стоя в кустах на второй или даже третьей линии. Главной задачей является занять такую позицию, с которой будет открываться хороший прострел, при этом игра на ПТ-САУ Sturer Emil WoT не стоит забывать о путях к отступлению, на случай сложных или непредвиденных ситуаций.
Старайтесь в течение всего боя как можно меньше светиться, делая выстрел и нанося очень, откатываемся назад, существенный урон, откатываемся назад. При этом немецкий Sturer Emil танк может очень уверенно играть от рельефа местности. Это значит, что можно показывать из-за холма только малую часть своей рубки и так наносить урон, великолепные углы вертикальной наводки это позволяют.
В остальном, всегда следите за мини-картой, старайтесь оказывать максимально возможную поддержку союзникам, но берегите драгоценный запас прочности. Не забывайте прятаться от артиллерии и не подпускайте к себе маневренные танки врага, Sturer Emil World of Tanks очень легко закрутить. Стоять весь бой в одном кусте также не лучшая идея, необходимо периодически переезжать, тем самым уменьшая шанс быть обнаруженным.
На отвергнутом шасси
Идея создания самоходной артиллерийской установки, способной бороться с долговременными укреплениями, родилась в головах немецких конструкторов ещё до начала Второй мировой. В начале 1938 года концерн Krupp начал разработку самоходного орудия, вооружённого 105-мм орудием K18. Машина разрабатывалась на базе танка PzKpfw IV и создавалась для вполне определённой цели — борьбы с долговременными укрепленными точками на оборонительных линиях. Машина получила обозначение Pz.Sfl.IVa. Вместе с тем немецкие военные понимали, что 10 cm K18 орудие мощное, но для борьбы с наиболее защищёнными огневыми точками недостаточное. По этой причине в 1939 году был поднят вопрос о создании ещё более мощного «истребителя ДОТов».
12.8 cm Flakzwilling 40/2, наиболее известная модификация Flak 40. Эти орудия использовались в системе противовоздушной обороны Берлина и Вены
Вооружение для него нашлось довольно быстро. Как раз в это время шли работы по созданию 128-мм зенитного орудия 12.8 cm Flak Gerät 40, принятого на вооружение как 12.8 cm Flak 40. Орудие разработали конструкторы концерна Rheinmetall Borsig, в 1937 году там изготовили первый опытный образец. Зенитка получилась выдающейся по характеристикам, но при этом очень тяжёлой. В боевом положении её масса составляла 12 тонн.
Взяв за основу зенитное орудие, конструкторское бюро Rheinmetall Borsig разработало вариант, получивший обозначение 12.8 cm Kanone L/61. Оно оказалось самым мощным среди орудий самоходных артиллерийских систем, применявшихся в боевых действиях. На расстоянии двух километров бронебойный снаряд этой пушки пробивал стальной лист толщиной 130 мм, установленный под углом 60 градусов. По своим характеристикам ближе всего новое орудие оказалось к советской 130-мм пушке Б-13, которая, к слову, представляла собой одно из двух орудий, рекомендованных для советских «истребителей ДОТов». Вплоть до конца войны ни один танк антигитлеровской коалиции не имел надёжной защиты от огня такого орудия.
Впрочем, на момент создания считалось, что главной целью для перспективной САУ должны будут стать не танки, а укрепления. Для подобных задач переработанная версия зенитного орудия подходила идеально — укрепления на Линии Мажино перед ней не устояли бы. Обратной стороной достоинств орудия оказалась его боевая масса. Она была ниже, чем у зенитной версии, но всё равно очень большой — 7835 кг. Шасси танка Pz.Kpfw.IV для такого орудия явно не годилось. Не очень удачным решением для самоходной установки было и раздельное заряжание.
Первый экземпляр Pz.Sfl.V во дворе Alkett. 9 марта 1942 года
Единственным подходящим шасси для САУ, которая изначально обозначалась как schwere Betonknacker (тяжёлый истребитель ДОТов), оказалось шасси тяжёлого танка VK.30.01. Разработка Henschel как раз в 1939 году подверглась серьёзному изменению, получив одновременно благословение от Инспекции моторизованных войск (Inspekteur für Heeresmotorisierung, In 6). Вопрос в том, что тяжёлый танк и после этого продолжал эволюционировать. Например, его ходовая часть окончательно оформилась в январе 1940 года. Неудивительно, что начало проектных работ несколько затянулось. Фактически работы по проектированию шасси, получившему обозначение Pz.Sf.V, начались в 1940 году. Шасси занимались специалисты Henschel.
Эта же машина с максимальным углом возвышения орудия
С самого начала было ясно, что излишней подвижностью машина отличаться явно не будет. Согласно предварительным расчётам, боевая масса САУ составляла 36 тонн. В качестве силовой установки предполагалось использовать 11,6-литровый двигатель Maybach HL 116, тот же самый, что и на VK 30.01. Компоновка Pz.Sfl.V планировалась очень плотной. Выросшая боевая масса привела к неутешительному выводу: максимальная скорость машины не превысит 20 км/ч. Также установка большого и тяжёлого орудия требовала серьёзной перекомпоновки корпуса. Нужно было не только переносить моторное отделение, но и удлинять корпус, дабы удалось обеспечить приемлемые условия для работы четырёх человек.
Второй образец Pz.Sfl.V, у орудия максимальный угол склонения. Странная подпись сделана американской разведкой
Совместная разработка Henschel и Rheinmetall Borsig получила полное обозначение 12.8 cm Sfl. L/61 Pz.Sfl.V. С Rheinmetall Borsig был заключен контракт на изготовление четырёх орудий 12.8 cm Kanone L/61. Что же касается Henschel, то этот концерн получил контракт на выпуск двух Pz.Sfl.V установочной партии со сроком изготовления в декабре 1940 года. В случае успешного прохождения испытаний предусматривался выпуск 100 машин первой серии.
Вопрос в том, что в немецком руководстве, вероятно, сидели очень большие оптимисты. Вслед за программой VK 30.01 программа Pz.Sfl.V постепенно задерживалась. И если опытные образцы тяжёлого танка всё же удалось выпустить в 1940 году, самоходная установка продолжала пребывать в состоянии эскизного проекта. А целей для неё уже не осталось: в мае-июне 1940 года линию Мажино немцы взяли вместе с половиной территории Франции, а других оборонительных линий, которые в обозримом будущем могли бы стать препятствием для вермахта, в Европе не осталось.
Эта же машина с другого ракурса. В таком положении можно было обслуживать силовую установку без демонтажа орудия
В «зачаточном» состоянии машина пребывала и в июле 1941 года. Тогда предполагалось, что два опытных образца будут готовы в августе-сентябре, но и этот срок оказался нереальным. Самоходные установки, к тому моменту переименованные в Pz.Sfl. für 12,8 cm K40, удалось сдать только к марту 1942 года. К этому моменту они лишились уже не только целей в виде вражеских укреплений, но и базы. 30 января 1942 года 6-й отдел Департамента вооружений свернул программу VK 30.01(H) как лишённую перспектив, а шасси установочной партии переориентировали на изготовление учебных танков. Впрочем, два шасси всё же пошли на изготовление установочных образцов Pz.Sfl. für 12,8 cm K40.
Посадка расчёта производилась через люк в корме боевого отделения. Сам он был расположен довольно высоко, так что понадобились ступеньки
По итогам переделок от исходного шасси VK 30.01(H) мало что осталось. Корпус был удлинён на полтора метра, по этой причине пришлось вносить изменения в ходовую часть. С каждой стороны конструкторы добавили по паре опорных катков, изменилось местоположение поддерживающих катков. Число траков с каждой стороны увеличилось до 85. Для того чтобы компенсировать повышенную нагрузку на кормовую часть, были усилены торсионы последних двух пар катков. В наследство от VK 30.01(H) остались эвакуационные люки в бортах корпуса, причём их полностью переделали и сместили немного назад. Левый эвакуационный люк использовался механиком-водителем, а вот с правым случился конфуз. Дело в том, что проход к нему полностью закрывался топливным баком и воспользоваться люком было невозможно.
Боевое отделение, вид слева. На фото виден номер орудия RV 3, именно оно было установлено на втором образце Pz.Sfl.V
Крылья (с небольшими переделками) взяли от VK 30.01(H). В дополнение к ним сзади появились ещё крылья, которые крепились к бортам рубки. Рифлёные верхние листы дополнительных крыльев были толще и имели другой рисунок. Усиленными оказались и боковые листы. К правому дополнительному крылу крепилась установка прибора дымопуска. Набор фар и сигнальных приборов был типичен для немецких танков того периода. Спереди находились две большие фары головного света с крышками для ночной светомаскировки, в дополнение к ним слева ставилась носовая фара ночного вождения Notek, а справа размещался клаксон Bosch. Сзади с левой стороны находилась кормовая фара ночного вождения Notek, а с правой — габаритная фара Bosch.
Пронумерованные места укладки выстрелов. В креплениях находились снаряды, в пеналах — заряды
Вся верхняя часть корпуса, включая верхний лобовой лист, подверглась переделкам. В передней части корпуса с левой стороны была установлена рубка механика-водителя. Справа от неё находилась откидывающаяся вперёд фальшрубка, под которой располагалась крышка топливного бака. Вопреки распространённому мнению, фальшрубку изначально сделали на обеих машинах.
В кормовой части была оборудована массивная рубка, занимавшая более половины длины корпуса машины. Она собиралась из бронелистов толщиной от 15 до 30 мм. Большую часть крыши рубки конструкторы сделали открытой, лишь над местами наводчика и командира устроили небольшой навес. Казённая часть 12,8 cm Kanone L/61 занимала большую часть боевого отделения, так что оно даже при своих немалых размерах оказалось довольно тесным для четырёх номеров расчёта. Вместе с орудием использовался панорамный прицел Sfl.ZF, для него был предусмотрен вырез в крыше рубки. Орудие установили на массивной тумбе, прямо под которой находился двигатель Maybach HL 116. В вертикальной плоскости углы наведения составляли от –15 до +10 градусов, в горизонтальной — 7 градусов вправо и 5 влево.
Вид на места командира и наводчика. Командир ещё не получил радиостанцию. Двигатель размещался под орудием, из-за чего его замена превращалась в увлекательное представление
В виду расположения двигателя под орудийной тумбой его ремонт, а тем более демонтаж оказался нетривиальной задачей, особенно в полевых условиях. Для доступа к различным агрегатам пол боевого отделения был выполнен из откидных деревянных панелей. Боекомплект, состоявший из 15 выстрелов раздельного заряжания (8 бронебойных и 7 осколочно-фугасных), находился в специальных пеналах по бортам рубки. Для выхода и входа расчёта в боевое отделение в корме рубки имелся люк, для большего удобства была предусмотрена лесенка. В качестве защиты от непогоды предусматривался тент, который крепился на защёлках. На машине была установлена радиостанция Fu.Spr.Ger.a, её антенна располагалась на правой стенке рубки, возле места командира.