Российские вооруженные силы состоят из трех видов войск: Сухопутные, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот, такая структура позволяет максимально обеспечить безопасность государственных границ и отстаивание интересов нашей страны. В последние годы Министерство обороны Российской Федерации делает особый акцент на развитии именно Военно-морского флота, и в частности тихоокеанской акватории.
Определение
ВМФ включает в свой состав четыре военных объединения: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский флот, а также флотилию на Каспийском море. Каждая из этих военизированных частей выполняет множество важнейших задач, основная из которых – обеспечение безопасности границ Российской Федерации.
Уже несколько десятков лет корабли тихоокеанского флота ВМФ России на постоянной основе находятся в Азиатско-тихоокеанском регионе. Все страны уже давно привыкли считаться с военизированными морскими силами Российской Федерации, территория операционной зоны которых простирается от Северного Ледовитого океана вплоть до западных границ Индийского океана.
Тихоокеанское объединение является оперативно-стратегическим объединением Военно-морского флота РФ. В его состав входят надводные и подводные корабли, авиация, сухопутные и береговые войска.
ТОФ России: пятый по силе на Тихом океане
Для России ситуация на Дальнем Востоке складывается катастрофическая
Тихоокеанский флот РФ защищает интересы России в том регионе, который уже стал новым экономическим центром мира и очень быстро становится центром военным и политическим. По чисто географическим обстоятельствам в случае войны он окажется изолирован от остальных трех российских флотов. Более того, внутри самого ТОФ будут изолированы друг от друга Приморская и Камчатская флотилии. При этом на самом Дальнем Востоке кораблестроение и судоремонт развиты гораздо хуже, чем в европейской части страны.
Что есть у России на Тихоокеанском флоте
Сегодня в состав ТОФ входят 3 атомных ракетных подлодки (РПК СН или ПЛАРБ) пр. 667БДР (устарели и в ближайшее время будут списаны), по 5 ПЛАРК пр. 949А и ПЛА пр. 971 (из них по 3 в ремонте или консервации), 8 дизельных ПЛ пр. 877, ракетный крейсер «Варяг» пр. 1164 (атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» пр. 1144 находится в консервации и шансов выйти из нее не имеет), 1 эсминец пр. 956 (еще 3 в консервации без шансов на реанимацию), 4 больших противолодочных корабля (БПК) пр. 1155, 8 МПК пр. 1124М, 4 малых ракетных корабля (МРК) пр. 12341, 10 ракетных катеров пр. 12411, 9 тральщиков, 4 больших десантных корабля (БДК) (1 крайне устаревший пр. 1171, 2 пр. 775, 1 пр. 775М). Практически все эти корабли введены в строй в 1980-е годы. Никакого реального обновления ТОФ не ожидается, если не считать 1 корвета пр. 20380 — весьма неудачного по конструкции корабля, рассчитанного на экспорт в развивающиеся страны, но зачем-то навязанного ВМФ РФ. Кроме того, видимо, именно на ТОФ приткнут два французских недоразумения, известные как УДК типа «Мистраль». Впрочем, это логично. Единственная мыслимая задача для этих железных коробок в составе ВМФ РФ – использование их в качестве транспортных судов для перевозки войск из России в Россию, т.е. с материка на Курильские острова.
Ударная мощь ТОФ США
Сравнение российского ТОФ с другими флотами данного региона производит крайне тяжелое впечатление.
Американский атомный авианосец «Джордж Вашингтон» в порту города Пусан, Южная Корея. Фото: Jo Jung-ho / AP
Если раньше Атлантический и Тихоокеанский флоты США были практически равны по силам с точностью до корабля, то теперь приоритет отдается ТОФ, в его составе предполагается иметь не менее 60% ВМС США. Сегодня в составе ТОФ США: из подлодок — 8 ПЛАРБ и 2 ПЛАРК типа «Огайо» (на ПЛАРБ по 24 БРПЛ «Трайдент-2», на ПЛАРК по 154 КРМБ «Томагавк»), 30 ПЛА (24 типа «Лос Анджелес», 3 типа «Си Вулф», 3 типа «Вирджиния»); 6 атомных авианосцев типа «Нимиц», 12 крейсеров типа «Тайкондерога», 33 эсминца типа «Орли Берк», 8 фрегатов типа «Оливер Перри», 5 УДК (1 типа «Тарава», 4 типа «Уосп»), 5 десантных вертолетоносных кораблей-доков — ДВКД (1 типа «Остин», 4 типа «Сан Антонио»), 6 десантных транспортно-дока — ДТД (4 типа «Уидби Айленд», 2 типа «Харперс Ферри»). В состав флота поступают новые ПЛА типа «Вирджиния», эсминцы типа «Орли Берк», ДВКД типа «Сан Антонио», списываются ПЛА типа «Лос Анджелес» и фрегаты типа «Оливер Перри», в ближайшее время уйдут последние УДК типа «Тарава» и ДВКД типа «Остин». ТОФ США обладает гигантских ударным потенциалом, поскольку все ПЛА, крейсера и эсминцы являются носителями КРМБ «Томагавк». Кроме того, из 5 крейсеров и 16 эсминцев ВМС США, способных решать задачи ПРО, все, кроме одного крейсера, входят в состав ТОФ.
Единственный соперник американцев – китайский флот
Единственным достойным противником американцев на Тихом океане сегодня является ВМС Китая.
Китайский подводный флот является крупнейшим в мире. Он насчитывает: подводных лодок — 5 ПЛАРБ (1 пр. 092 и 4 пр. 094), 8 ПЛА (по 4 пр. 091 и 093) и не менее 60 ПЛ (до 10 пр. 041А, 8 пр. 636ЭМ, по 2 пр. 636 и 877, 13 пр. 039G, 5 пр. 035G, 13 пр. 035, до 8 пр. 033). Все ПЛА и ПЛ пр. 041А, 636ЭМ и 039G вооружены ПКР. Старые ПЛ пр. 033 и 035 списываются, вместо них строятся ПЛ пр. 041А, начато строительство ПЛА пр. 095 и ПЛ пр. 043.
Авианосец «Ляонин» (несостоявшийся советский «Варяг») привлекает очень большое внимание внешних наблюдателей. Однако в связи со своеобразием конструкции (трамплин вместо катапульты) и фактическим отсутствием палубных самолетов (пока имеются всего 4 самолета J-15) он навсегда останется учебно-экспериментальным кораблем, а не полноценной боевой единицей. Настоящие авианосцы собственной постройки появятся в Китае не ранее чем через 10 лет.
Эсминцев в составе ВМС НОАК насчитывается 25: 2 пр. 956, 2 пр. 956ЭМ, 3 пр. 052С, 2 пр. 052В, 2 пр. 052, 2 пр. 051С, 1 пр. 051В, 2 пр. 051 «Люйда-3», 1 пр. 051 «Люйда-2» и 8 пр. 051 «Люйда-1» (еще один корабль пр. 051 передан Береговой охране). Все «Люйды» постепенно списываются, на замену им строятся эсминцы пр. 052С (еще 3 единицы, т.е. всего будет 6). Начиная с 3-го корабля данной серии они уже не несут российских систем вооружения. В частности, ЗРС С-300Ф с ПУ револьверного типа заменена на ННQ-9 с УВП.
Эскадренный миноносец «Харбин» во время российско-китайских учений в Желтом море. Фото: Xinhua / AP
Одновременно начато строительство «китайских «Иджисов» — эсминцев пр. 052D, на которых будет размещена универсальная УВП на 64 ракеты различных классов (КРМБ, ПКР, ЗУР, ПЛУР). Их в составе китайского флота будет, как минимум, 10 единиц (сейчас строятся первые 4, из них 3 уже спущены на воду). Китай станет четвертой страной в мире (после США, Японии и Республики Корея), имеющей корабли подобного класса. Они смогут входить как в авианосные соединения в качестве кораблей охранения, так и в оперативные группы для самостоятельных действий в открытом океане, в т.ч. на значительном удалении от берегов КНР, включая нанесение ударов по береговым целям. Это придает ВМС НОАК совершенно новое качество, которого китайский флот не имел никогда в современной истории.
Фрегатов китайский флот сейчас имеет 48: 15 пр. 054А, 2 пр. 054 и 31 пр. 053 шести разных модификаций (10 пр. 053Н3, 4 пр. 053Н2G, 6 пр. 053Н1G, 3 пр. 053Н2, 6 пр. 053Н1, 2 пр. 053Н). Кроме того, два старых фрегата пр. 053Н переданы Береговой охране, один фрегат того же проекта переделан в корабль поддержки десанта (вооружен РСЗО), один фрегат пр. 053НТ-Н используется как учебный. Фрегаты пр. 053 ранних модификаций постепенно списываются, строятся корабли пр. 054А (всего будет построено не менее 20).
Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (8 ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли пр. 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО: УВП на 32 ЗУР HHQ-16 (созданы на основе российского ЗРК «Штиль»). Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане. Китай уже сейчас обладает самым большим в мире флотом фрегатов. Очевидно, что их количество будет поддерживаться на уровне около 50 единиц при постоянном улучшении их качества.
Традиционно очень развит в Китае «москитный флот». Сегодня он включает 119 ракетных катеров (83 скоростных катамарана пр. 022, 6 пр. 037-II, 30 пр. 037-IG) и до 250 сторожевых катеров. Определенной сенсацией последнего года стало массовое строительство в Китае кораблей пр. 056. Еще год назад о них вообще ничего не было известно. Первый корабль данного типа был заложен в мае 2012 года. Сегодня 6 таких корабля находятся в строю, не менее 10 строятся, либо находятся на испытаниях. Общее количество кораблей в серии заведомо превысит 20 единиц (может дойти и до 50). Подобный темп строительства не имеет аналогов в послевоенной истории ни в одной стране мира. Он особенно впечатляет с учетом того факта, что строятся достаточно крупные корабли (водоизмещение около 1,5 тысяч тонн, длина 95 м). В самом Китае они классифицируются как фрегаты, в зарубежных источниках – как корветы. Для сравнения можно сказать, что в России схожих по размерам, водоизмещению и вооружению корветов пр. 20380 за 12 лет (первый начал строиться в 2001 году) введено в строй 3 единицы, т.е. китайский темп ввода в строй подобных кораблей в 24 (!) раза выше, чем в у нас.
Десантные силы ВМС НОАК велики, они включают 3 ДВКД пр. 071, 30 больших и до 60 средних десантных кораблей. Каждый ДВКД вмещает до 800 морских пехотинцев и 50 единиц бронетехники, которые могут перебрасываться с корабля на берег с помощью имеющихся на борту ДВКД 4 десантных катеров на воздушной подушке и 4 вертолетов.
Нельзя также не отметить беспрецедентно высокие возможности китайской кораблестроительной промышленности, которые она сейчас демонстрирует. В настоящий момент на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно 6 эсминцев, 4 фрегата, не менее 9 корветов, а также около 10 атомных и дизельных ПЛ и не менее 1 ДВКД, т.е. как минимум 30 единиц только боевых кораблей. Подобные темпы строительства флота недоступны даже для США, с любой другой страной просто отсутствует возможность для сравнения.
Россия не конкурент и флотам другим тихоокеанских стран
ВМС Тайваня за последние годы сильно отстал от китайского и утратил реальные перспективы конкуренции с ним, тем не менее, его надводные силы весьма велики. Подводный флот Тайваня, состоящий из 2 ПЛ голландской постройки 1980-х годов и 2 ПЛ американской постройки 1940-х годов, можно считать несуществующим. Что касается надводного флота, то Тайвань имеет 4 американских эсминца типа «Кидд», по 8 американских же фрегатов типов «Оливер Перри» и «Нокс», 6 французских фрегатов типа «Лафайет», около 90 ракетных корветов и катеров.
ВМС Японии входят в пятерку сильнейших в мире. Все их корабли и подлодки построены в самой стране, при этом их вооружение, в основном, американского производства, либо производится в Японии по американской лицензии. В то же время Япония напрямую участвует в разработке корабельных ЗУР «Стандарт». Пресловутая система ПРО США, на самом деле, в основном является мифом. Единственный ее реально существующий компонент – морской, основанный именно на ЗУР «Стандарт» различных модификаций. И, фактически, он является не американским, а американско-японским.
Японский эсминец типа «Конго» во время американо-японских учений около острова Кауаи, Гавайи. Фото: Japan Maritime Self-Defense Force / AP
Подводный флот Японии состоит только из дизельных (неатомных) ПЛ. Сейчас в его составе 5 ПЛ типа «Сорю» (еще 2 строятся), 11 типа «Оясио», 1 типа «Харусио» (еще 3 ПЛ этого типа используются как учебные).
Все крупные надводные корабли ВМС Японии классифицируются как эсминцы, что в некоторых случаях довольно странно. Среди этих эсминцев, кроме действительно эсминцев, есть авианесущие корабли (вертолетоносцы), крейсера и фрегаты.
«Эсминцы»-вертолетоносцы — 2 корабля типа «Хьюга» и 2 типа «Сиранэ». Если эсминцы «Сиранэ» – действительно вертолетоносцы, то новейшие «Хьюга» являются по размерам и архитектуре легкими авианосцами, способными нести до 10 штурмовиков СВВП. Однако Япония таких самолетов не имеет, поэтому де-факто данные корабли используются также как вертолетоносцы.
«Эсминцы», по сути, являющиеся крейсерами — 2 корабля типа «Атаго» и 4 типа «Конго». Они оснащены системой «Иджис» и, благодаря этому, могут быть составной частью морского компонента ПРО.
Среди собственно эсминцев наиболее современными являются корабли трех типов, фактически, являющихся тремя модификациями одного проекта: 2 типа «Акидзуки» (еще 2 строятся), 5 типа «Таканами», 9 типа «Мурасамэ». Имеются также более старые эсминцы: 6 типа «Асагири» (еще 2 используются как учебные), 5 типа «Хацуюки» (еще 3 как учебные), 2 типа «Хатакадзе».
Наконец, «эскортные эсминцы», т.е. фрегаты — 6 кораблей типа «Абукума».
В состав ВМС Японии также входят 6 ракетных катеров типа «Хаябуса», 28 тральщиков, 3 ДТД типа «Осуми». Последние существенно повысили десантные возможности японского флота, однако в целом они остаются весьма ограниченными, проводить серьезные десантные операции ВМС и Силы самообороны в целом не могут.
ВМС Республики Корея еще два десятилетия назад состояли из американских артиллерийских эсминцев постройки 1940-х годов, посредственных собственных фрегатов типа «Улсан» и сотен корветов и сторожевых катеров, рассчитанных на борьбу с огромным «москитным флотом» КНДР. К сегодняшнему дню Республика Корея построила отличный океанский флот, вошедший в десятку сильнейших в мире, обладающий очень мощными ударными возможностями и чрезвычайно сильной ПВО.
Благодаря сотрудничеству с Германией Республика Корея за короткий срок создала с нуля один из самых мощных в мире подводных флотов, состоящий из 9 ПЛ пр. 209 и 3 ПЛ пр. 214. За не менее короткий срок были построены 12 эсминцев трех модификаций, последняя из которых (3 эсминца типа «Сэджон Тэван») представлена, по сути, самыми мощными в мире надводными боевыми неавианосными кораблями. Эти корабли, оснащенные системой «Иджис», имеют на вооружении УВП на 80 ЗУР «Стандарт», УВП на 32 КРМБ «Хюнму-3» (сравнимы по ТТХ с «Томагавком», хотя имеют меньшую дальность полета – 1,5 тысяч км) и 16 ПЛУР «Ред Шарк», а также 4х4 ПУ ПКРК «Хэсон». Все эти ракеты, кроме «Стандартов» – собственной разработки, хотя и с американским влиянием. Начато строительство фрегатов типа «Инчхон» (будет от 18 до 24, они заменят 9 «Улсанов»), на вооружении которых также будет до 4 КРМБ «Хюнму-3». Построены 2 ДВКД типа «Докдо», превосходящие по своим ТТХ европейские корабли того же класса, строятся еще 2 аналогичных корабля. При этом в составе ВМС остается до 100 сторожевых катеров и корветов. Строятся новые корветы с ракетным вооружением.
Если пройти еще дальше на юг, то нельзя не упомянуть ВМС Таиланда. В их составе – легкий авианосец, 8 фрегатов (2 американских типа «Нокс», 6 китайских: 4 пр. 053, 2 типа «Наресуан» с западным вооружением), 2 учебных фрегата, 7 корветов и 6 ракетных катеров. У Индонезии имеется 2 немецких ПЛ пр. 209, 9 фрегатов голландской постройки (один из них недавно вооружен новейшими российскими ПКР «Яхонт»), 20 корветов. В составе ВМС микроскопического Сингапура – по 6 самых современных ПЛ, фрегатов и корветов. Наконец, Австралия имеет 6 ПЛ типа «Коллинс» шведской постройки и 12 фрегатов – 4 американских типа «Оливер Перри» и 8 собственных типа АНЗАК.
Таким образом, если подводные силы ТОФ РФ хотя бы входят в пятерку сильнейших на Тихом океане, то надводные находятся в самом конце первой десятки с шансами выпасть даже из нее из-за быстрого роста ВМС Малайзии и Вьетнама. Разумеется, далеко не все из стран, от которых мы отстали, являются вероятными противниками. Тем не менее, ситуация на Дальнем Востоке складывается катастрофическая. В силу геополитической ситуации ТОФ однозначно должен быть главным из наших флотов. Но именно он находится в полнейшем загоне, причем в Москве почему-то это считают нормой. Все европейские флоты и флотилия хоть понемногу, но обновляются. ТОФ этого не удостаивается. Все европейские флоты и флотилия на своих ТВД входят в тройки сильнейших, ТОФ, в целом, не попадает и в пятерку. Но и это Москву, похоже, не волнует.
История
В XVII веке власти Российской империи впервые обратили внимание на тихоокеанский регион. Первооткрывателем дальневосточных морей называют казацкого сотника Ивана Москвитина, именно его команда нашла выход в Охотское море, ранее называющееся Великое Ламское. После первых успешных путешествий были организованы еще несколько исследовательских экспедиций, так, промышленник Ф. А. Попов смог пройти по устью Колымы до Камчатки и даже до Анадырского острога.
Свое начало берет тихоокеанский флот ВМФ России в XVIII веке, когда в Охотске был основан единственный судостроительный порт России на Дальнем Востоке, где чуть позже спустили на воду первый военный корабль «Восток». Благодаря вновь отстроенной базе исследователям и промышленникам стало гораздо легче продолжать исследование берегов Дальнего Востока и выходов к Китаю и Америке. В 1721 году была составлена первая карта этих берегов, а несколько лет спустя указом императрицы Анны Иоанновны здесь была официально образована Охотская военная флотилия.
Боевая история
Поначалу деятельность вновь созданного флота была направлена на несение дозорной службы, охрану вновь открытых земель и обеспечение сохранности зон рыбных промыслов. Также здесь постоянно располагался пункт базирования разного рода исследовательских экспедиций, среди которых были промышленники, торговцы и ученые. Например, здесь были построены два корабля, на которых Витус Беринг совершил свои знаменитые путешествия и открытия.
В середине XVIII века правительство страны, наконец, осознало, какое важное стратегическое значение имеет этот регион, сюда были направлены лучшие корабли и фрегаты империи, главной базой флота стал Петропавловск-Камчатский. На протяжении многих лет военные корабли тихоокеанского региона выполняли важнейшие боевые задачи. Так, в 1900 году русские принимали непосредственное участие вместе с другими европейскими державами в подавлении восстания в одной из провинций Китая. Большие потери флот потерпел во время русско-японской войны, на тот момент противник был лучше оснащен, к тому же действовал внезапно.
В 1941 году большая часть техники была перенаправлена на Северный флот для борьбы с нацистскими войсками. А в период ведения Холодной войны между США и СССР корабли и подводные лодки с атомным арсеналом, в тот момент находящиеся в этом регионе, стали сдерживающим фактором в противостоянии двух мировых держав. Сегодня же корабли Тихоокеанского флота ВМФ России, а также другая боевая техника, в том числе и атомная, обеспечивают круглосуточную защиту интересов нашей страны на восточных границах.
The National Interest (США): Тихоокеанский флот России становится сильнее. Вот почему это важно
В ноябре прошлого года серию различных испытаний в Японском море прошел российский корвет «Громкий». Это уже седьмое судно, которое будет построено в рамках новой российской серии кораблей класса «Стерегущий», предназначенных специально для Тихоокеанского флота России. Командование ВМФ России объявило о планах заложить до 2021 года в общей сложности 13 корветов этого класса. Помимо надводных кораблей, с целью поддержки Тихоокеанского флота мощными судами будет пополняться и его подводная составляющая. Как сообщают государственные СМИ, в прошлом месяце Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов объявил, что в ближайшее время в состав Тихоокеанского флота поступят шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3.
«В ближнесрочной перспективе подводные силы Тихоокеанского флота пополнятся серией из шести единиц дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, строящихся на предприятии „Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге», — говорится в поздравительной телеграмме главкома ВМФ России по случаю 289-летия Тихоокеанского флота России, передает ТАСС.
Подводные лодки были модернизированы и оснащены новыми системами жизнеобеспечения для проведения операций на Дальнем Востоке. Информационное агентство ТАСС также сообщило, что планируется дальнейшее вооружение подводных сил Тихоокеанского флота атомными подводными лодками 4-го поколения, а также развитие береговой инфраструктуры базирования подводных лодок.
«Будут продолжены модернизационные работы по большим противолодочным кораблям проекта 1155 и многоцелевым подводным лодкам существующих проектов, — добавил Евменов. — Ресурс этих кораблей и подводных лодок имеет большой модернизационный запас, и он будет использован». В ходе проводимых Россией военных реформ уже достигнуты большие успехи на российских Черноморском и Балтийском флотах, а также в Каспийской флотилии. Кроме того, несколько подводных лодок и боевых кораблей было направлено на Северный флот.
В телеграмме, отправленной морякам по случаю Дня Балтийского флота, Евменов заявил, что боевые силы внесли «неоценимый вклад в развитие русского военно-морского оружия и военно-морского искусства». Он объявил, что надводная составляющая Балтийского флота пополнится серией из шести малых ракетных кораблей проекта 22800 (класса «Каракурт»), и четыре из них будут нести на своем борту морской вариант зенитного ракетно-артиллерийского комплекса — «Панцирь-М».
Фрегаты проекта 22350 и корветы нового проекта 20386, построенные на предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, станут основой океанского флота ВМФ. Пока неясно, какие из этих судов войдут в состав Тихоокеанского флота, но ясно, что Россия намерена к концу этого десятилетия вновь превратить его в высокоэффективную и полномасштабную военно-морскую силу, способную действовать в океанских и прибрежных морских водах.
Тихоокеанский флот сегодня
После развала СССР Тихоокеанский флот, так же как и вся армия нового демократического государства, оказался на грани развала. Ситуация осложнялось и тем фактом, что все военные объекты находились очень далеко от Москвы, и контроль на местах был очень слабым. На протяжении нескольких лет боевые корабли бесследно исчезали, продавались целиком или по частям, а по факту хищений были заведены сотни уголовных дел по отношению к высшим и низшим армейским чинам.
Только в последние десять лет, с принятием правительством нового вектора развития оборонного комплекса страны, Тихоокеанский флот ВМФ России, наконец, получил новое развитие. Ежегодно состав флота пополняется новыми современными единицами боевой техники. Улучшилась и подготовка личного состава, так как стало меньше солдат срочной службы, их заменили профессиональные военные.
Планы развития
Несмотря на положительные тенденции развития, современное состояние Тихоокеанского флота ВМФ России не позволяет с уверенностью говорить о его полной подготовке к возможному нападению противника. Практика показывает, что даже с текущими боевыми задачами некоторые военные части справляются в неполной мере. Такими, как предотвращение нападений и борьба с морскими пиратами, эскортные операции и т. д.
Поэтому Министерство обороны Российской Федерации и Правительство страны разработали специальную программу развития морского флота, реализовать ее предполагается до 2022 года. Обновление коснётся в первую очередь технического оснащения флота, в строй будут введены новые единицы боевой техники, в том числе современные авианосцы, вертолетоносцы и атомные крейсеры. На 2024 год запланирован выпуск нескольких новых корветов, шести дизельных подлодок, трех фрегатов и семи тральщиков. А также в планах провести модернизацию уже функционирующих подводных лодок с атомными реакторами.
Сводная таблица по ВМФ России 2022
Класс | БФ | ЧФ | СФ | ТОФ | КВФл | Суммарно |
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами | — | — | 9 | 4 | — | 13 |
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами | — | — | 5 | 6 | — | 11 |
Атомные подводные лодки многоцелевые | — | — | 13 | 4 | — | 17 |
Атомные подводные лодки спецназначения | — | — | 8 | — | — | 8 |
Дизельные подводные лодки спецназначения | — | — | 1 | — | — | 1 |
Дизельные подводные лодки | 1 | 7 | 6 | 9 | — | 23 |
Всего подводных лодок: 73 |
Класс | БФ | ЧФ | СФ | ТОФ | КВФл | Суммарно |
Тяжелые авианесущие крейсера | — | — | 1 | — | — | 1 |
Тяжелые атомные ракетные крейсера | — | — | 2 | — | — | 2 |
Ракетные крейсера | — | 1 | 1 | 1 | — | 3 |
Большие противолодочные корабли | — | — | 5 | 4 | — | 9 |
Фрегаты | — | — | 2 | — | — | 2 |
Эскадренные миноносцы | 1 | — | 1 | 2 | — | 4 |
Корветы | 4 | — | — | 4 | — | 8 |
Сторожевые корабли | 2 | 5 | — | — | 2 | 9 |
Патрульные корабли | — | 3 | — | — | — | 3 |
Малые противолодочные корабли | 6 | 6 | 6 | 8 | — | 26 |
Малые ракетные корабли | 9 | 6 | 2 | 3 | 3 | 23 |
Ракетные катера | 6 | 5 | — | 11 | 1 | 23 |
Малые артиллерийские корабли | — | — | — | — | 3 | 3 |
Артиллерийские катера | — | — | 1 | — | 5 | 6 |
Морские тральщики | — | 6 | 3 | 2 | — | 10 |
Базовые тральщики | 5 | 3 | 6 | 8 | 2 | 24 |
Рейдовые тральщики | 5 | — | 1 | 1 | 5 | 12 |
Большие десантные корабли | 4 | 7 | 6 | 4 | — | 21 |
Десантные корабли на ВП | 2 | — | — | — | — | 2 |
Десантные катера | 9 | 6 | 7 | 5 | 6 | 33 |
Всего боевых кораблей и катеров: 224 |
Распределение боевых кораблей, подводных лодок и боевых катеров по флотам:
Руководство
С 2012 года командующим Тихоокеанским флотом является Авакянц Сергей Иосифович 1958 года рождения. Он закончил несколько престижных военно-морских высших образовательных учреждений. Начинал службу на Севере, позже был назначен главой штаба Черноморского флота. С 2014 г. ему присвоено звание адмирал. Имеет ряд государственных наград за отличную службу и боевые заслуги. Командующий Тихоокеанским флотом регулярно инспектирует ход проведения реформирования военно-морского флота: подготовку личного состава, строительство новых военных городков, состояние боевых единиц техники.
Как и другие командующие флотов, входящих в состав ВМФ, С. И. Авакянц непосредственно подчиняется главнокомандующему Военно-морского флота адмиралу В. И. Королеву и первому его заместителю вице-адмиралу А. О. Воложенскому.
В ТОФ создаётся ударная группировка новых субмарин, вооружённых «Калибрами», Япония — трепещи
Фото: Соцсети Экипаж Дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Магадан» готовится к межфлотскому переходу из Балтики во Владивосток. Этой ДЭПЛ предстоит поход протяжённостью 23 тыс. км. Данная субмарина третья в своём классе из серии, что производится для нужд Тихоокеанского флота (ТОФ). Всего их будет — шесть. Судя по всему, там создаётся бригада подводных лодок проекта 636.3 с крылатыми ракетами «Калибр» на борту, предназначенная для дежурства или боевых действий в Японском и Охотском морях. Данное соединение, похоже, нацелено строго на Японию. На субмарине «Магадан» сейчас идёт боевая учёба. Моряки экипажа этой ДЭПЛ готовятся к дальнему переходу и ждут только приказа, а равно и члены их семей. В боевом составе ТОФ уже находятся две подлодки: «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов», всего запланировано создать соединение из шести таких субмарин.
Дизель -электрические подводные лодки проекта 636.3 значительно улучшены по сравнению с образцами прошлой эпохи, отличаются бесшумностью, мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП). Они также получили новое электронное оснащение и крылатые ракеты «Калибр», которые относятся к высокоточному вооружению, способному поражать цели на удалении более 1,5 тыс. км.
ДЭПЛ «Магадан» была заложена 1 ноября 2022 года, спущена на воду 26 марта 2022 года. Эта субмарина имеет водоизмещение надводное — 2350 т, подводное -3950 т; автономность плавания — 45 суток; рабочую глубину погружения — 240м, предельную — 300 м, скорость подводного хода — 18 узлов; дальность подводного плавания 400 миль; дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов — 7 500 миль, экипаж — 52 человека. Она вооружена: шестью носовыми 533-мм торпедными аппаратами с боезапасом 18 торпед или 24 мины. В арсенал лодки также входят крылатые ракеты «Калибр ПЛ. В качестве средства ПВО на борту субмарины находится переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела 3М».
Поддержите издание
- Вступайте в КЛАН
Или
Генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит охарактеризовал эту подводную лодку следующим образом: «Проект 636.3, разработанный по заказу Военно-морского флота России, — это глубоко модернизированная подводная лодка, у которой с первоначальной «Варшавянкой» общий только корпус».
Судя по всему, в составе Тихоокеанского флота создается соединение ДЭПЛ, которое будет нацелено строго на дежурство или боевые действия в акваториях Японского и Охотского морей. Токио есть о чём задуматься, учитывая мощь вооружений субмарин класса 636.3. Правда ВМС Сил самообороны Японии имеют в своём составе 22 дизель-электрические лодки с торпедным и минным вооружением. Численный перевес в перспективе сохранится на стороне Токио, даже с учётом атомных подводных лодок у ТОФ. Однако, качественный перевес однозначно в нашу пользу, опять же с учётом вооружений российских ДЭПЛ и АПЛ.
Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
- Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
- Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту
Или
Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.
Яндекс Дзен Telegram Google News МирТесен Twitter Вконтакте Одноклассники Facebook
Основные задачи
В последние годы, из-за смены геополитических сил, все большее значение приобретает именно Тихоокеанский флот ВМФ России. Его задачи определяются общими положениями обороны страны с поправкой на специфику данного региона. Сегодня флот способен выполнять следующие действия:
- Осуществлять мероприятия по сдерживанию возможных ядерных атак, постоянно находиться в готовности, а также в случае необходимости наносить удары по земным объектам противника.
- Обеспечивать защиту территорий, где существует экономическая заинтересованность государства.
- Принятие мер по пресечению незаконной деятельности граждан или организаций.
- Одной из главных задач Тихоокеанского флота является обеспечение защиты государственной территории от незаконного пересечения, контроль над перемещением торговых судов.
- Осуществление международных операций, совместных учений, антитеррористических акций и т. д.
В случае реальных боевых действий в обязанности флота входит уничтожение группировок противника на море, нарушение вражеских морских коммуникаций, одновременно с защитой своих, а также высадка десанта и другие стратегические задачи, продиктованные конкретной ситуацией.
Задачи Тихоокеанского флота России
Основными задачами Тихоокеанского флота России в настоящее время являются:
- поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания;
- защита экономической зоны и районов производственной деятельности;
- пресечение незаконной производственной деятельности;
- обеспечение безопасности судоходства, борьба с пиратством;
- выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана.
Состав флота
Большая часть боевой техники Тихоокеанского военно-морского флота была выпущена в 80-х годах и сегодня требует серьезной модернизации. Часть из имеющегося арсенала и сейчас остаётся в ремонтных доках, насчет некоторых же вообще было принято решение об утилизации.
Сегодня в состав Тихоокеанского флота входят следующие боевые единицы:
- единственный крейсер «Варяг», построенный еще в 1980 году, он является одним из флагманских кораблей флота;
- эсминец под названием «Быстрый», был спущен на воду в 1987 г., базируется во Владивостоке;
- противолодочные корабли в числе трех, созданных по проекту «Овод»;
- четыре обычных ракетных корабля и одиннадцать больших, выпущенных еще в советский период;
- восемь противолодочных кораблей по проекту «Альбатрос» – «Холмск»;
- катера, предназначенные для совершения диверсий в тылу врага;
- восемь тральщиков;
- пять обычных десантных кораблей, а также три больших.
- пять ракетных подводных крейсеров;
- атомные подводные лодки Тихоокеанского флота, на борту которых располагаются крылатые ракеты;
- атомная подводная лодка «Щука», предназначенная для поражения целей разного характера;
- кроме того, шесть дизельных подводных лодок проекта «Палтус».
Специалисты отмечают, что в таком состоянии флот не может в полной мере обеспечить выполнение боевых задач по охране стратегически важных государственных территорий. Поэтому планируемые до 2022 года государственные реформы должны кардинально изменить такое положение дел.
Состав Тихоокеанского флота России
Тихоокеанский флот в своём составе имеет:
- ракетные подводные крейсеры стратегического назначения,
Вопрос-ответВ чём суть Морской доктрины Российской Федерации?
- многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки,
- надводные корабли,
- ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию,
- сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.
Пункты базирования Тихоокеанского флота — Владивосток (главная база), Петропавловск-Камчатский, Вилючинск (Рыбачий), Советская Гавань (Заветы Ильича), Фокино.
Боевой состав флота:
- ракетный крейсер «Варяг» (флагман);
- 4 БПК проекта 1155 «Фрегат» — «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц»;
- 3 эсминца («Бурный», «Быстрый», «Безбоязненный»);
- несколько атомных подводных лодок с межконтинентальными и крылатыми ракетами.
В ближайшее время Тихоокеанский флот будет усилен универсальным десантным кораблём типа «Мистраль» — первый французский вертолётоносец «Владивосток» приписан к главной базе во Владивостоке.
Кроме этого, Амурский судостроительный завод строит для Тихоокеанского флота серию корветов проекта 20380: «Совершенный» и «Громкий».
Вопрос-ответ
Состав Северного флота РФ. Инфографика
Запланирована модернизация к 2022 году эсминцев проекта 956 «Сарыч», крейсера «Адмирал Лазарев».
Морская авиация Тихоокеанского флота состоит из:
- истребительной,
- противолодочной,
- поисково-спасательной,
- транспортной авиации.
Самолеты ВМФ
Годом создания морской авиации Тихоокеанского флота считается 1932 год, а спустя шесть лет летчики успели отличиться в боях с японцами у берегов Камчатки. За все время существования морских летных подразделений они не раз выполняли важнейшие боевые задачи в регионе, например пятнадцать офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.
Сегодня авиация Тихоокеанского флота обладает современным ракетным вооружением и способна совершать боевые вылеты в любых погодных условиях. В ее состав входят истребители, противолодочные самолеты, транспортировщики и специальные единицы. Базы находятся на Камчатском полуострове, в Хабаровске и в Приморье. В их обязанности входит ежедневное контролирование дальневосточных границ России, проведение поисковых операций, а также ведение разведки. Ежегодно здесь проходят соревнования военизированных авиационных частей, целью которых является отработка необходимых навыков ведения боя, разминирование техники или строений, выполнение полетов в экстремальных условиях и т. д.
Как россиянам защититься от запрета долларовых операций
Российско-американские консультации закончились фактически ничем – и ярким свидетельством этому стала фраза замглавы МИД РФ Сергея Рябкова. Как заявил дипломат, если США и дальше будут оказывать военное давление на нашу страну, Россия может провести «мероприятия по линии Военно-морского флота». В каком состоянии ВМФ России сегодня и какие «мероприятия» должны быть проведены против США?
Если на тему неучтенных танков на секретных базах хранения можно долго фантазировать, то с кораблями так не получится. Все они на виду, данные по ним полностью открыты, их число доподлинно известно – как строевых, так и строящихся. Досконально понятны и их боевые возможности. Сколько в составе ВМФ России кораблей, которые можно применить в океанских районах Дальней морской зоны (ДМЗ) – то есть, например, прямо у побережья США?
Что имеется прямо сейчас
Если исключить малые ракетные и противолодочные корабли и тому подобную мелочь, то на все четыре флота и одну флотилию у России ровно 39 (тридцать девять) надводных кораблей, которые можно отправить в ДМЗ. В это число входит буквально всё – даже небольшие по водоизмещению каспийские «Татарстан» и «Дагестан». Входит зависший на ремонте «Кузнецов», зависший на перестройке «Нахимов», с трудом поставленный на ход ракетный крейсер «Москва», входят БПК «Чабаненко» и «Левченко», которые уже давно стоят у стенки судоремонтного завода, входит эсминец «Настойчивый», который, видимо, уже не выйдет в море никогда. Из относительно новых вымпелов в это число входят восемь корветов – неплохих кораблей, но нести «Калибры», а в будущем «Цирконы» может только один из них.
А если посчитать большие корабли, способные выполнять боевые задачи и при сильном волнении, и только те, которые в кратчайшее время могут выйти в море? Сколько их?
На Северном флоте их семь: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», БПК «Вице-адмирал Кулаков» и «Североморск», старый котлотурбинный эсминец «Адмирал Ушаков» проекта 956 и два новеньких фрегата проекта 22350 – «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». На Тихоокеанском флоте их четыре единицы – это ракетный крейсер «Варяг», БПК «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев», фрегат «Маршал Шапошников» (модернизированный БПК) и в теории старый эсминец «Быстрый», но он, по ряду сообщений, на грани списания и уже не боеспособен.
На Балтике такой корабль пока один – СКР «Ярослав Мудрый» проекта 11540. На выходе из ремонта второй – «Неустрашимый» того же проекта, но на нем, увы, сэкономили и оставили его без противокорабельных ракет.
Черное море? Непонятно в каком состоянии пребывает крейсер «Москва» (ему уже сорок лет), три фрегата проекта 11356 – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров» и один СКР проекта 1135 – «Ладный». Его систершип «Пытливый» в море уже не выходит, и «Ладному» тоже осталось немного – кораблям 40 и 41 год соответственно, их боевая ценность сомнительна, техническое состояние тоже.
Этот список, а также восемь корветов и два ракетных корабля проекта 11661 с Каспия – это всё, что Россия может выставить прямо сейчас.
Сколько этих кораблей могут применить «Калибры»? На Северном флоте это два фрегата проекта 22350 (по 16 ракет), на Тихоокеанском – фрегат «Маршал Шапошников» (16 ракет) и корвет «Гремящий» (восемь ракет), на Каспии – «Дагестан» (восемь ракет). На Черном море таких кораблей три: новые фрегаты проекта 11356, по восемь ракет на каждом.
А как у нас вообще с суммарным залпом крылатыми ракетами большой дальности с таких носителей, которые не прикованы к прибрежным водам в силу низкой мореходности? А вот как! К вышеперечисленным кораблям надо прибавить строевые подлодки «Северодвинск» и «Казань», в сумме 64 ракеты – это примерно на один средний аэродром. Возможно, что модернизированный «Леопард» проекта 971 тоже сможет их применять, но там ракеты могут находиться только в торпедном отсеке, и много их не будет. Пусть 10.
А сколько из этих кораблей смогут нести «Цирконы»? На Севере два фрегата проекта 22350, две подлодки проектов 885 «Ясень» и 885М «Ясень-М», на Тихом океане – фрегат «Шапошников» и корвет «Гремящий».
Это все. Можно ли вот этим всем напугать НАТО? Очень сомнительно. США и НАТО не приняли российские условия по деэскалации и продолжают вести себя предельно оскорбительно.
Может быть, морская авиация ВМФ РФ могла бы решить проблему в отсутствии кораблей? Но у нас как было два штурмовых авиаполка (один на Черном море, второй на Балтике), так и есть. С малым налетом и легкими дозвуковыми ПКР Х-35. Противолодочные самолеты в России не производятся, бомбардировщиков Ту-22М3 у флота не осталось, а в ВКС их несколько десятков, их реальное состояние неизвестно. Их экипажи не проходят подготовку по работе против морских целей.
Может быть, страна просто не успела построить флот? На стапелях стоят новые корабли, которые еще не успели вступить в строй? Давайте проверим.
Силы на подходе
Если не считать стратегических подлодок, вооруженных баллистическими ракетами, то к 2030 году у России будет девять атомных многоцелевых подлодок проектов 885 «Ясень» и 885М «Ясень-М». Из них две уже сданы, остальные готовятся к сдаче или в постройке. Еще будет несколько модернизированных лодок старых проектов, что доведет численность многоцелевых атомных ПЛ до 12 единиц на два флота. Если повезет, то можно будет восстановить еще две. Остальное, что есть сейчас, уже будет списано по старости. Иначе говоря, прямо сейчас строится семь АПЛ «Ясень-М».
А в надводных силах что строится? Если считать такие корабли, которыми можно давить на американцев (например, проводя боевые службы с крылатыми ракетами вблизи американских берегов, чтобы держать США под прицелом), то картина следующая – шесть фрегатов проекта 22350 в постройке и еще предположительно два законтрактовано, то есть их строительство еще не начато. Из тех кораблей, о которых известно достоверно, крайний сдается в 2027 году.
В некоторых случаях в Дальней морской зоне могли бы применяться корветы проектов 20380 и 20385. Так, недавно корветы Тихоокеанского флота дерзко продемонстрировали флаг у Гавайских островов, и надо сказать, что американцы слегка напряглись. Сколько в постройке корветов? Всего одиннадцать, но один из них – это корабль проекта 20386, перспективы которого очень туманны. Так что гарантированно – десять, из которых, правда, три еще даже не заложены. К концу десятилетия все должны быть достроены.
Таким образом, относительно ценных кораблей, способных действовать в ДМЗ (относительно, потому что у всех корветов проблемы с ПВО), в России строится 13 единиц и, предположительно, пять законтрактовано. Но как же так? Ведь на флот тратились большие деньги и регулярно докладывалось, что сдаются новые корабли?
На что потрачены деньги?
Действительно, большие деньги начали вливаться во флот с 2009 года. Сообщения о строящихся и сдаваемых для флота кораблях в СМИ были весьма интенсивны. Если у нас сейчас в строю пять новых фрегатов и шесть в постройке, а еще восемь корветов в строю, то что же тогда всё это время строилось и сдавалось флоту? Кратко перечислим.
Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Те самые, которые вместе с «Дагестаном» стреляли «Калибрами» с Каспия. В серии двенадцать кораблей, девять уже сдано. Проблема с ними ровно одна – они не могут действовать вдали от берегов.
Межбазовый переход с Черного моря на Балтику для пары таких кораблей показал, что им просто опасно ходить в Дальнюю морскую зону. Скорость их недостаточна, маневрировать вместе с полноценными кораблями они не могут. Защищаться от ударов с воздуха им нечем, средств обнаружить хотя бы пуск торпеды по себе они не имеют. Самостоятельно применить противокорабельные ракеты они не могут, нет систем для выработки целеуказания. В каком-то смысле это просто плавучие пусковые ракетные установки. Кроме того, у большей их части немецкие дизеля, и когда подойдет время ремонтировать их, то мы обнаружим, что запчасти к ним под санкциями.
Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт». В серии сегодня шестнадцать кораблей, из них три сдано. Это быстроходные корабли с минимумом импорта, с хорошей мореходностью и большим запасом на модернизацию и новое оружие. Те из них, которые несут комплекс «Панцирь-М», могут поражать воздушные цели – самолеты и ракеты. Корабли могут вести морской бой. Проблема в двигателях. Когда ВМФ заказывал серию кораблей, не было проверено, может ли изготовитель дизельных двигателей – питерский – производить их в нужных количествах. В итоге при очень коротких сроках постройки (головной корабль сдал быстрее, чем аналогичные корабли сдавались в СССР) серия «встала». А потом и финансовые проблемы добавились, сейчас недостроенные корабли стоят у стенки. «Каракурты» – очень продуманные корабли. Проблема в том, что их нет.
Патрульные корабли проекта 22160. Удивительный проект. ВМФ даже не пытался применять их для решения каких-то боевых задач, потому что их нельзя решить этими кораблями – они вооружены одной лишь пушкой калибра 76-мм. Некоторые СМИ распространяют недостоверные данные о якобы секретных контейнерных пусковых установках, хотя в силу их недостатков флот эту тему и не открывал. Их нет и не будет на вооружении.
Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка». Когда-то это были хорошие подлодки, но с тех пор утекло много воды. Сейчас им нужна серьезная модернизация, даже новым.
Все эти программы не были дешевыми. Так, серия «Буянов-М» и безоружных тихоходных «патрульников» по цене примерно как почти половина тяжелого авианосца. С «Каракуртами» – половина. На это ли ушли все флотские деньги? Нет, не только и не столько. Правильный ответ звучит так: «Булава», «Борей», «Ясень» и «Посейдон».
Озвучивать точные цифры, потраченные на все эти программы, не стоит по соображениям секретности. В приближенном виде можно сказать следующее. Программа «Посейдон» встала стране в стоимость примерно бригады из шести надводных кораблей на уровне корвета и одной потерянной ракетной атомной подлодки – «Белгорода», который мог бы быть достроен как носитель «Калибров».
Серьезные деньги были потрачены на ракету «Булава». Но может быть, стоило сделать «Борей» под ракету «Синева», а потом заменить ее на «Лайнер»? Это обошлось бы существенно дешевле, технических препятствий для такого решения не было.
Атомные подводные лодки «Борей». Конечно, эти корабли были необходимы. Ныне ходящим на службу подлодкам проекта 667БДРМ осталось недолго, корабли уже старые. Вопрос в количестве. Сообщения СМИ, имевшие место в декабре, о постройке дополнительных «Бореев» с доведением их числа чуть ли не до четырнадцати единиц, вызывают удивление. Развертывание этих лодок просто нечем обеспечивать – нет ни противолодочных кораблей, ни тральщиков, ни авиации. А ведь это очень дорогие лодки.
Но самыми дорогими стали подлодки «Ясень-М». На стоимость восьми единиц этого проекта можно было бы провести пять Олимпиад в Сочи с перестройкой города в каждом случае. Или построить пять-семь тяжелых авианосцев. Будет ли боевая эффективность этих восьми «Ясеней» оправдывать такие затраты – покажет время.
Момент истины
Так какие «мероприятия по линии Военно-морского флота» можно провести с имеющимся на данный момент у России Военно-морским флотом? Из того, чем можно напугать американцев – только вывод «Бореев» и 667БДРМ на удар по США баллистическими ракетами по «коротким» траекториям с малым подлетным временем. Увы, это неплохой повод для того, чтобы США начали ядерную войну. В такие опасные игры лучше не играть.
Чтобы реально проводить «мероприятия по линии Военно-морского флота», чтобы давить на США, нужно нечто, что способно нанести ощутимый вред именно им. То, чего в составе ВМФ РФ сейчас пока не достаточно.
Если это корабль – носитель крылатых ракет, то не канонерка в 900 тонн, поход вокруг Европы на которой может привести к ее гибели в шторм, а корабль, пусть небольшой, но способный перейти в Западное полушарие и применить ракеты там. В итоге не пришлось бы думать про ракеты в Венесуэле, они были бы у Майами сразу.
Или, как вариант, корабль, способный применить противокорабельные ракеты по кораблям ВМС США в местах их боевых служб, в той же Средиземке или Персидском заливе. А значит, способный туда перейти. Желательно еще, чтобы отряд таких кораблей нельзя было одномоментно уничтожить ударом палубной авиации. И чтобы их скорость позволяла держаться за авианосцем на нужной дистанции, не давать ему оторваться от слежения.
Или можно использовать больше малых корветов с противолодочными возможностями. Их задачей было бы обеспечить невозможность скрытого присутствия американских подлодок у наших баз – а значит, обеспечить скрытный выход наших лодок в море и создать массу проблем для ВМС США с их поиском. Старые подлодки можно было бы отремонтировать, модернизировать и вооружить «Калибрами» и новыми торпедами.
Иначе говоря, можно строить не сильно большой, но сбалансированный флот, в котором были бы все необходимые силы, пусть и понемногу. Ресурсы у ВМФ имеются, бдем надеяться, что и время еще есть, чтобы скорректировать подходы к строительству флота.
Сотрудничество с другими странами
Только лишь реформированием материально-технической базы нельзя обеспечить повышение эффективности отечественных морских войск, поэтому Министерство обороны России и командование Тихоокеанского флота ежегодно проводят крупномасштабные международные учения в данном регионе.
В последние годы Россия усиленно налаживает партнёрские отношения с Китаем, эта страна имеет не только крупнейшую экономику в мире, но и самую многочисленную армию. Итогом этого сближения стали тысячи междуведомственных соглашений, а также регулярно проводимые совместные стратегические учения.
Примечательные даты
Днем Тихоокеанского флота считается 21 мая, в этот день в 1731 году императрица Анна Иоанновна издала указ, утверждающий Охотскую военную флотилию в качестве постоянной военной базы России на востоке. Праздник был учрежден в 1999 году указом президента РФ, сегодня на этот день обычно назначают специализированные конкурсы и соревнования между разными частями.
Но многие моряки называют датой рождения современного Тихоокеанского флота 21 апреля 1932 года, когда в ответ на агрессию Японии были сформированы Морские силы Дальнего Востока.
Скандалы
В 1990 годы командование Тихоокеанского флота неоднократно оказывалось в криминальных хрониках, многие объекты инфраструктуры неожиданно оказывались в руках частных лиц, а боевые корабли бесследно исчезали.
Скандалы последних лет связаны с проведением реформирования, рассчитанного до 2022 года. Так, правительство России планировало закупить партию вертолетоносцев «Мистраль», производством и продажей которых занималась Франция. Но из-за несогласия с политикой Москвы и по некоторым экономическим вопросам сделка была отменена французской стороной в одностороннем порядке. Россия так и не получила обещанные корабли, а Париж должен будет выплатить огромную неустойку.