Истребитель Як-3 вошел в историю советской авиации как самый скоростной серийный поршневой самолет. Созданная в авральных условиях машина оказалась не только пригодной к серийному производству, но и получила всеобщее признание как один из лучших истребителей Великой Отечественной войны.
Популярность Як-3 оказалась столь огромной, что в начале 90-х годов КБ Яковлева выпустило партию реплик знаменитого истребителя. Реплика, получившая обозначение Як-3М, имеет полностью металлическую конструкцию и силовой агрегат Allison 2L. Машины предназначались для коллекционеров.
История создания
В 1942-43 году, с целью улучшения летных характеристик серийного истребителя Як-1, были созданы две машины с двигателем ВК-105ПФ. Первый экземпляр получил мотор мощностью 1180 л.с., а второй – форсированный по давлению наддува агрегат, развивавший 1240 л.с.
Конструкция опытных самолетов была максимально облегчена, площадь хвостового оперения и крыла сокращена на 15-20%. На машинах, получивших обозначение Як-1М, применили фанерную обшивку фюзеляжа.
Внешние обводы самолета были переработаны, что позволило улучшить аэродинамику машины.
Радиатор системы охлаждения установлен в глубине фюзеляжа.
Масляные радиаторы размещены в крыле и имеют отдельные каналы для подачи воздуха, выполненные в носке крыла.
Уменьшение плоскостей и перенос масляного радиатора привели к снижению запаса топлива и масла. Вооружение опытных машин состояло из пушки ШВАК и пулемета УБС на первом экземпляре и новой пушки Ш-20М и пары УБС на втором.
Испытания машин проводились с февраля до октября 1943 года. По итогам государственных испытаний машина была рекомендована к серийному производству под индексом Як-3.
Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 6) – истребители Яковлева
В годы Великой Отечественной ОКБ Яковлева трудилось с необычайным напряжением, которое можно было признать нормальным для столь тяжелого времени. Огромными усилиями проектировались и внедрялись в производство самые успешные советские истребители. «Яки» во время войны выпускались на 15 авиазаводах. Каждый день с конвейера сходило до 38 истребителей «Як». Парк этих красивых истребителей составлял к концу войны практически 2/3 от всей советской истребительной авиации. Слова «Як» и истребитель в русском языке стали синонимами, а Владимир Высоцкий даже написал песню «Як-истребитель». За 1941-1945 годы было выпущено более 40 000 истребителей «Як»: 35 086 боевых истребителей Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 и десятки их различных модификаций и вариантов, 4 955 учебных самолетов УТ-2, также использовавшихся и как боевые. ОКБ Яковлева добилось своих самых важных успехов в тот момент, когда это больше всего требовалось Родине. В числе немногих советских предприятий в годы Великой Отечественной войны оно было награждено: 18 сентября 1942 года орденом Ленина и 12 ноября 1944 года орденом Красного Знамени. Летая на истребителе «Як», свою первую Золотую Звезду получил трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Из 25 советских летчиков-истребителей, которые стали дважды Героями Советского Союза, большинство всю войну или ее часть сражались на «Яках», на «Яках» же в свое время сражались французские летчики из эскадрильи «Нормандия – Неман».
Истребитель Як-1
Истребитель Як-1 был создан под руководством конструктора А. С. Яковлева и допущен до испытаний в 1940 году. Истребитель представлял собой свободнонесущий моноплан, обладающий смешанной конструкцией, которая была достаточно хорошо приспособлена для условий массового выпуска. Як-1 был одним из самых легких истребителей своего времени. Взлетный вес самолета равнялся 2 847 кг., при весе пустого самолета – 2 347 кг. Конструкция истребителя была смешанной: каркас фюзеляжа форменный, сварной из стальных хромансилевых труб. Носовая часть обшита дюралем, хвостовая – полотняная. Крыло самолета деревянное, оклеено полотном. Каркас оперения дюралевый и также обшит полотном. С мотором ВК-105П «Як-1» мог развить скорость до 580 км/ч и набирал высоту в 5 000 метров за 5,4 минуты. По своим боевым и пилотажным качествам он входил в число лучших фронтовых истребителей.
Вооружение машины включало в себя 1 пушку ШВАК калибра 20 мм, огонь велся через полый вал редуктора винта, а также 2-х синхронных скорострельных пулеметов ШКАС винтовочного калибра. Особенностью данного истребителя из-за его малого веса была простота пилотирования и хорошая устойчивость. В первой половине Великой Отечественной войны данный самолет был одним из основных советских истребителей. В нем достаточно гармонично сочетались вооружение и отличные летные характеристики. В сравнении с основным немецким истребителем Bf-109E, Як-1 обладал превосходствам во всех видах маневров и в скорости. Но с появлением более совершенного Bf-109F его летных характеристик стало недостаточно.
Понимая это, в КБ Яковлева вели работы над улучшением его боевого потенциала. Самолет неоднократно модифицировался. На нем менялись двигатель и вооружение. При замене мотора на М-105ПФ самолет получил и новое вооружение: вместо 2-х 7,62-мм пулеметов ШКАС на нем установили более мощный 12,7-мм пулемет УБ. Также велись работы по улучшению аэродинамики истребителя, на нем был улучшен обзор верхней полусферы из кабины пилота и появилось радио. Все эти меры позволяли непрерывно поддерживать отличные боевые качества истребителя, который оставался на вооружении ВВС в течение всей войны. За это время на заводах был выпущен 8 721 самолет Як-1 всех типов.
Тактико-технические характеристики Як-1:
Размеры: размах крыла – 10,0 м., длина – 8,48 м., Площадь крыла – 17,15 кв. м. Масса самолета взлетная – 2 850 кг. Тип двигателя – 1 ПД М-105ПА, мощность 1050 л.с. Максимальная скорость – 569 км/ч. Практическая дальность полета: 650 км. Практический потолок: 10 000 м. Экипаж – 1 человек. Вооружение: 1х20-мм пушки ШВАК, 2х7,62-мм пулемета ШКАС.
Истребитель Як-7
Як-7 был советским одномоторным истребителем созданным вскоре после начала Великой Отечественной войны. Самолет был спроектирован на базе учебно-тренировочного Як-7УТИ, на который смонтировали полноценное вооружение, установили бронеспинку, протектированные бензобаки, систему заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом. При этом был демонтирован фото-кинопулемет, снято оборудование и управление из задней кабины инструктора. После этого появилась возможность ее использования для переброски небольших грузов, техсостава при перебазировании частей, доставки пилотов с мест вынужденной посадки, установки дополнительно бензобака и т.д.
Конструкция Як-7Б повторяла конструкцию истребителя Як-1 и была смешанной. При этом в сравнении с Як-1 одноместный Як-7 был более совершенным истребителем, обладающим следующими преимуществами: моторама была сделана отъемной, что позволяло модифицировать самолет под другой двигатель; размеры колес шасси теперь полностью соответствовали полетной массе машины; благодаря смещению центровки истребителя вперед существенно повысилась продольная устойчивость; измененное соотношение между площадями стабилизатора и руля высоты увеличило отклонение руля высоты и привело к улучшению управляемости; увеличение противокапотажного угла на 1,5° в какой-то мере уменьшило опасность капотирования машины при резком торможении, а также сократило длину пробега при посадке.
На Як-7Б пулеметы ШКАС были заменены на УБС, а также установлена приемо-передающая станция РСИ-4 с двухлучевой антенной и мачтой. На вариантах истребителя, которые предназначались для ПВО, устанавливались посадочная фара, радиополукомпас РПК-10, электросветовая сигнализация убранного положения шасси. Версия самолета с пулеметами УБС соответствовала запросам фронта и могла использоваться как против воздушных, так и наземных целей. Самолет производился с 1942 года, всего было выпущено 6399 машин всех модификаций, включая учебные. Наиболее массовая модель Як-7Б выпускалась с 1942 по 1944 год, всего было собрано 5120 истребителей.
Тактико-технические характеристики Як-7Б:
Размеры: размах крыла – 10,0 м., длина – 8,5 м., высота – 2,75 м. Площадь крыла – 17,15 кв. м. Масса самолета взлетная – 3 010 кг. Тип двигателя – 1 ПД М-105ПФ, мощность 1180 л.с. Максимальная скорость – 570 км/ч. Практическая дальность полета: 645 км. Практический потолок: 9 900 м. Экипаж – 1 человек. Вооружение: 1х20-мм пушки ШВАК, 2х12,7-мм пулемета УБС.
Истребитель Як-9
Истребитель Як-9 был создан КБ Яковлева в конце 1942 года и стал самым массовым советским истребителем периода Великой Отечественной войны. Опыт первого года войны наглядно показал, что все советские истребители (в разной степени) имеют одну слабую черту – недостаточную энерговооруженность (отношение мощности мотора к массе самолета). Именно поэтому они уступали новым версиям истребителя Мессершмитт Bf-109F и Bf-109G в вертикальном маневре и скороподъемности. Повысить энерговооруженность истребителя можно было либо заменив двигатель на более мощный, либо уменьшив полезную нагрузку (за счет ослабления вооружения, уменьшения запаса топлива и т.п.), либо путем облегчения конструкции за счет замены деревянных элементов на металлические. В 1942 году в СССР появилась реальная возможность применять легкие алюминиевые сплавы в конструкции хотя бы некоторых самолетов, одним из них и стал Як-9.
При создании данного самолета за основу был взять истребитель Як-7Б с мотором М-105ПФ. При создании нового истребителя деревянные лонжероны крыла были заменены на металлические. Только одно это мероприятие позволило скинуть 150 кг веса. Вооружение истребителя состояло из пушки и крупнокалиберного синхронного пулемета. Самолет получил слегка увеличенный запас топлива и лучший обзор из кабины пилота. Производство истребителя Як-9 началось в конце 1942 года. Машина обладала превосходной маневренностью и отличными пилотажными качествами, была устойчива в управлении. По сравнению с Як-1 и Як-7Б новый истребитель обладал большей скоростью, скороподъемностью и лучшим вертикальным маневром. Этот истребитель мог успешно бороться с лучшими немецкими машинами.
Як-9 стал универсальной машиной, обладавшей широкой специализацией. В 1943 году был создан истребитель Як-9Т, вооруженный 37-мм пушкой, в 1944 году истребитель Як-9К, вооруженный 45-мм пушкой. Данные истребители предназначались для борьбы с бомбардировщиками, а также для атак наземных целей. В 1943 году на фронт начали поступать истребители Як-9Д, обладавшие увеличенным запасом топлива, а в 1944 году версия Як-9ДД. Максимальная дальность полета Як-9Д составляла 1400 км., у Як-9ДД – 1800 км, в то время как у серийного Як-9 она равнялась 910 км.
После разработки и доведения до серии нового мощного двигателя ВК-107А конструкции В. Я. Климова, у Яковлева появилась редкая возможность серьезно повысить летные качества истребителя Як-9. В самом конце 1943 года была создана новая модификация Як-9У. Данный истребитель обладал великолепной скороподъемностью и самой большой скоростью, его показатели были рекордными для начала 1944 года. Истребитель Як-9У выгодно выделялся своей превосходной маневренностью как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. В 1944 было начато его серийное производство, и самолет пошел на фронт. После войны его выпуск продолжался еще несколько лет. Як-9У стал одним из последних поршневых истребителей, производившихся в СССР. Всего за годы войны было выпущено 16 769 истребителей Як-9 всех модификаций.
Тактико-технические характеристики Як-9У:
Размеры: размах крыла – 9,74 м., длина – 8,55 м., высота – 3,0 м. Площадь крыла – 17,15 кв. м. Масса самолета взлетная – 3 204 кг. Тип двигателя – 1 ПД ВК-107А, мощность 1500 л.с. Максимальная скорость – 672 км/ч. Практическая дальность полета: 675 км. Практический потолок: 10 650 м. Экипаж – 1 человек. Вооружение: 1х20-мм пушки ШВАК, 2х12,7-мм пулемета УБС.
Истребитель Як-3
Истребитель Як-3 был создан КБ Яковлева в 1943 году. При его проектировании основной упор был сделан на резкое увеличение его летных данных, что должно было обеспечить самолету решающее превосходство в воздушных боях с немецкими истребителями. Так как на тот момент конструкторы не располагали подходящим мотором, они сосредоточили свое внимание на улучшении весового и аэродинамического совершенства истребителя. За основу был взять хорошо известный Як-1. При этом ощутимого снижения аэродинамического сопротивления удалось добиться за счет улучшения отдельных элементов компоновки и уменьшением размеров крыла.
В сравнении с Як-1 новый истребитель стал легче практически на 200 кг. Сказали свое слово и моторостроители, которые провели второе форсирование двигателя М-105ПФ подняв его мощность еще на 80 л.с. Новый двигатель получил обозначение М-105ПФ-2 (с 1944 года ВК-105ПФ-2). Серийный выпуск Як-3 начался в 1944 году. Воздушные бои продемонстрировали превосходство нового истребителя над самолетами противника. Действия советских авиачастей, имевших данный истребитель на вооружении, отличались очень высокой эффективностью. На Як-3 воевали французские летчики из состава полка «Нормандия – Неман». В плане тактического использования Як-3 не мог заменить другие истребители с более мощным вооружением или дальностью полета, но он прекрасно их дополнял. Як-3 воплощал в себе идею легкого, маневренного и скоростного истребителя.
Из недостатков истребителя пилоты отмечали небольшой запас топлива, что делало свободную охоту на этой машине неэффективной. Поэтому Як-3 обычно применялся по вызову наземных постов. Еще одним недостатком называли слабое крепление верхней обшивки крыла, были зафиксированы даже случаи ее отрыва на выходе истребителя из пикирования с максимально допустимой скоростью. Зная об этой особенности, пилоты старались не выходить на недопустимые режим, поэтому случаи со срывом обшивки прекратились, а маневренный и легкий самолет быстро завоевал популярность. Як-3 был одним из наиболее совершенных советских истребителей времен войны, конструкция его отличалась рациональностью и простотой. Всего за годы войны было выпущено 4 848 истребителей Як-3.
Тактико-технические характеристики Як-3:
Размеры: размах крыла – 9,2 м., длина – 8,5 м., высота – 2,42 м. Площадь крыла – 14,85 кв. м. Масса самолета взлетная – 2 692 кг. Тип двигателя – 1 ПД ВК-105ПФ-2, мощность 1240 л.с. Максимальная скорость – 646 км/ч. Практическая дальность полета: 648 км. Практический потолок: 10 400 м. Экипаж – 1 человек. Вооружение: 1х20-мм пушки ШВАК, 2х12,7-мм пулемета УБС.
Источники информации: -https://www.otvoyna.ru/yaki.htm -https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/sovetskaja_aviacija_vtoroj_mirovoj_vojny_rossija_serij_2009_god/22-1-0-921 -https://www.airwar.ru/enc/fww2/yak7b.html -https://www.airwar.ru/enc/fww2/yak1.html -https://www.airwar.ru/enc/fww2/yak9u-107.html -https://www.airwar.ru/enc/fww2/yak3.html
Конструкция
Истребитель Як-3 представляет собой моноплан с расположенной в носовой части поршневой силовой установкой. На машине применено двухлонжеронное свободнонесущее крыло. Лонжероны изготовлены методом клепки из дюралевых элементов. Нервюры комбинированной конструкции – дерево и алюминий.
Остальные элементы конструкции крыла выполнены из древесины. Сверху крыло обтянуто специальной тканью с лаковой пропиткой. На крыле установлены щитки увеличенной площади, используемые для облегчения посадки, а также элероны.
Крыло крепится к фюзеляжу Як-3 на шести точках.
Шасси имеет две опоры и хвостовой костыль. Все точки шасси убираются в полете. На стойках имеются тормозные механизмы. Костыль оборудован фиксатором, связанным с рулем высоты.
Однокилевое хвостовое оперение имеет уменьшенную по сравнению с предыдущими моделями истребителей КБ Яковлева площадь. Рули высоты оснащены аэродинамическими и весовыми компенсаторами. Весовой компенсатор представляет собой чугунную отливку, расположенную внутри руля.
Силовая установка состоит из 12-цилиндрового V-образного двигателя ВК-105ПФ2, оснащенного механическим компрессором. Компрессор обеспечивал давление до 1100 мм рт. ст. Мотор вращал трехлопастный воздушный винт, оснащенный механизмом регулировки шага. Диаметр винта 3000 мм. Мотор установлен на пространственной раме.
Двигатель оснащен синхронной системой управления шагом винта и оборотами двигателя, позволившей обеспечивать оптимальный режим работы. Термостат двигателя оборудован исполнительным механизмом, автоматически управляющим жалюзи водяного радиатора.
Таким образом, обеспечивается автоматическое поддержание температурного режима работы двигателя. Для увеличения эффективности работы силовой установки применены реактивные выхлопные патрубки. Каждый цилиндр имеет свой выхлопной патрубок.
Использование реактивной силы выхлопных газов позволило получить прибавку максимальной скорости полета.Запас топлива расположен в трех крыльевых баках, вмещающих 350 литров авиационного бензина сортов 4Б-78, 1Б-95 или Б-100.
Бензины имели октановое число в пределах 95-100 единиц.
Один из баков является расходным, забор топлива для работы двигателя осуществляется именно из него. Баки имеют защиту от возгорания, включающую в себя слой губчатой (только по нижней части корпусов) и обычной резины.
Расходный бак оборудован усиленным протектором. Кабина пилота защищена 8,5 мм броневым листом, установленным за спинкой сиденья. Лист достает до линии плеч пилота. Выше установлено прозрачное бронестекло, закрепленное в металлической раме.
Фонарь выполнен из обычного плексигласа, без броневых стекол. Подвижный элемент фонаря оснащен механизмом аварийного отделения.
Конструкция Як-3
Самолет Як-3 – поршневой истребитель-моноплан, который управляется одним человеком и работает на одном двигателе. Он имеет конструкцию смешанного типа. Ее главная особенность в том, что одна часть элементов выполнена из древесины или полотна, а вторая – из металла. Обладал низким расположением свободнонесущего крыла и убирающимся трехопорным шасси. Для авиатехники конструкция этого самолета считается максимально простой, но продуманной.
Кабина пилота размещалась по центру фюзеляжа и была закрыта трехсекционным фонарем, задняя часть которого состояла из бронированного стекла. У летчика были и другие средства защиты: сзади него прикрывала бронированная установка толщиной 8,5 мм, а слева – аналогичный подлокотник.
Средняя секция фонаря имела систему аварийного сброса, которая использовалась для эвакуации пилота. В силовой конструкции фюзеляжа находились хромансилевые трубы, к которым была приварена моторама. Расположенная на передней части самолета обшивка состояла из металла, а задние элементы были обшиты простой фанерой.
Крылья самолета производились из дюраля, дерева, полотна и фанеры. Они были двухлонжеронными, а механизация включала элероны и посадочные щитки. Хвостовое оперение Яка было свободнонесущим. Оно состояло из деревянных киля и стабилизатора. Рули высоты и направления создавались из металла, а поверх них наносилась полотняная обшивка. Управление тормозами и посадочными щитками осуществлялось с помощью пневматической системы.
Двигатель самолета был V-образным и имел водяную систему охлаждения. Его мощность составляла 1240 л. с. Винт отличался изменяемым шагом, а бензобаки располагались внутри крыльев. Они защищались протектором и заполнялись нейтральным газом. Один из баков был расходным. Радиатор, отвечающий за охлаждение, был сдвинут вглубь фюзеляжа, а управление заслонкой осуществлялось в автоматическом режиме.
Самолет имел совсем небольшое количество бортового оборудования. На него устанавливали только самые необходимые элементы, которые были нужны для ведения боя в дневных условиях при нормальной погоде. Это делалось для минимизации веса машины. Радиостанцию конечно же оставили. На передней части Яка устанавливалась пушка ШВАК в развале цилиндров двигателя. Стрельба из нее велась через редуктор и втулку винта. Также на него устанавливались один или два пулемета УБ.
Вооружение
Вооружение стандартного истребителя Як-3 расположено около силовой установки. Основным оружием является 20 мм пушка МП-20 (вариантное исполнение ШВАК), установленная между блоков цилиндров.
Ствол пушки выведен через полый вал редуктора воздушного винта. Боекомплект состоит из 120 снарядов. Система перезарядки пушки работает от пневматической системы. Управление огнем электрифицированное. Дополнительно установлены два 12,7 мм пулемета БС. Пулеметы расположены вне двигателя и ведут огонь через воздушный винт.
Боекомплект пулеметов состоит из 150 патронов на ствол, расположен в отдельных коробках. На некоторых модификациях самолета устанавливались три 20-мм пушки Б-20. Одна пушка вела огонь через вал пропеллера, остальные – синхронизированные.
Выпускался мелкосерийный вариант самолета с 45-мм пушкой НС-45 и двумя БС.
Существовала опытная версия, вооруженная 37-мм моторной пушкой Н-37 и двумя синхронными Б-20.
кЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ НЯРЮКХЯЭ ДНБНКЭМШ МНБШЛ ХЯРПЕАХРЕКЕЛ. б ХУ НРГШБЮУ ЦНБНПХКНЯЭ, ВРН ╚ъЙ-1л НАКЮДЮЕР ОПЕБНЯУНДМНИ ЦНПХГНМРЮКЭМНИ Х НЯНАЕММН БЕПРХЙЮКЭМНИ ЛЮМЕБПЕММНЯРЭЧ. лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ ГМЮВХРЕКЭМН СБЕКХВХКЮЯЭ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ЯЕПХИМШЛХ ЯЮЛНКЕРЮЛХ ъЙ. оПХ МЮКХВХХ БШЯНЙХУ КЕРМШУ ДЮММШУ ЯЮЛНКЕР НЯРЮКЯЪ ОПНЯРШЛ Б ОХКНРХПНБЮМХХ Х МЕ РПЕАСЕР АНКЕЕ БШЯНЙНИ ОНДЦНРНБЙХ КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ╩.
кЕРВХЙ НАКЕРЮ ЦЕМЕПЮК-ЛЮИНП ЮБХЮЖХХ цЕПНИ яНБЕРЯЙНЦН яНЧГЮ оЕРП лХУЮИКНБХВ яРЕТЮМНБЯЙХИ ОХЯЮК : ╚сВХРШБЮЪ НРКХВМШЕ КЕРМШЕ ДЮММШЕ ЯЮЛНКЕРЮ, УНПНЬЕЕ БННПСФЕМХЕ Х АНКЭЬНЕ СДНАЯРБН ДКЪ КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ, ЖЕКЕЯННАПЮГМН ПЕЙНЛЕМДНБЮРЭ ЙЮЙ ЛНФМН АШЯРПЕЕ БМЕДПХРЭ ДЮММШИ ЩЙГЕЛОКЪП Б ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН БГЮЛЕМ ъЙ-1 Х ъЙ-7, МЕНАУНДХЛН НЯРЮБХРЭ РНКЭЙН ъЙ-9 ДКЪ СЯРЮМНБЙХ МЮ МХУ Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ЛНРНПНБ л-107ю╩.
хРЮЙ, НВЕПЕДМНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ ОНКСВХК ОСРЕБЙС Б ФХГМЭ, Ю ГЮНДМН Х МНБНЕ ХЛЪ — ъЙ-3
. оЕПБШЕ ЯЕПХИМШЕ ЯЮЛНКЕРШ МЮОПЮБХКХ Б 91-И ХЯРПЕАХРЕКЭМШИ ЮБХЮЖХНММШИ ОНКЙ 2-И БНГДСЬМНИ ЮПЛХХ, ЙНРНПШИ Б ХЧМЕ 1944 Ц. ОПХМХЛЮК СВЮЯРХЕ Б МЮЯРСОЮРЕКЭМНИ кЭБНБЯЙНИ НОЕПЮЖХХ. аНКЕЕ 40% КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ ОНКЙЮ ЯНЯРЮБКЪКХ ЛНКНДШЕ ОХКНРШ, МХЙНЦДЮ МЕ ОПХМХЛЮБЬХЕ СВЮЯРХЪ Б АНЪУ рЕЛ МЕ ЛЕМЕЕ, ГЮ ОНКРНПЮ ЛЕЯЪЖЮ НМХ СЯОЕЬМН БШОНКМХКХ 430 АНЕБШУ БШКЕРНБ ОПНБЕКХ ОЪРЭ БНГДСЬМШУ ЦПСООНБШУ АНЕБ, СМХВРНФХБ 23 ЯЮЛНКЕРЮ ОПНРХБМХЙЮ. яБНХ ОНРЕПХ ЯНЯРЮБХКХ ДБЮ ъЙ-3. бШБНД ОХКНРНБ АШК НДМНГМЮВЕМ : ╚мЮ БШЯНРЮУ ДН 5000 Л (БШЬЕ АНЕБ МЕ ОПНБНДХКНЯЭ) ъЙ-3 ОПЕБНЯУНДХР Х Me-109 Х тб-190 ъЙ-3 КЕЦЙН ДНЦНМЪЕР ХЯРПЕАХРЕКХ ОПНРХБМХЙЮ МЮ БЕПРХЙЮКЭМНЛ БНЯУНДЪЫЕЛ Х МХЯУНДЪЫЕЛ ЛЮМЕБПЕ╩ .
нЯНАЕММН ГЮОНЛМХКЯЪ КЕРВХЙЮЛ АНИ 16 ХЧКЪ 1944 ЦНДЮ, ЙНРНПШИ ОНЙЮГЮК ВРН ЯЮЛНКЕРШ ъЙ-3 Я СЯОЕУНЛ ЛНЦСР БЕЯРХ АНПЭАС Я ВХЯКЕММН ОПЕБНЯУНДЪЫХЛ ОПНРХБМХЙНЛ аНИ МЮВЮКХ ДЕЯЪРЭ ъЙ-3 ОПНРХБ БНЯЭЛХ лЕ-109 Х ВЕРШПЕУ та-190 Я МЮПЮЫХБЮМХЕЛ ЯХК Я МЮЬЕИ ЯРНПНМШ ДН 18 Х ДН 24 ЯЮЛНКЕРНБ ЯН ЯРНПНМШ ОПНРХБМХЙЮ б ХРНЦЕ АШКН ЯАХРН 15 БПЮФЕЯЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ Х КХЬЭ НДХМ ъЙ-3.
оЕПБШЕ ДБЕ ЯНРМХ ЯЕПХИМШУ ъЙ-3 БННПСФЮКХЯЭ ОСЬЙНИ ьбюй Х НДМХЛ ЯХМУПНММШЛ ОСКЕЛЕРНЛ са, Ю ГЮРЕЛ АШК СЯРЮМНБКЕМ БРНПНИ ЯХМУПНММШИ са хГ МЕДНЯРЮРЙНБ ЯЮЛНКЕРЮ КЕРВХЙХ НРЛЕВЮКХ ЛЮКШИ ГЮОЮЯ РНОКХБЮ, ВРН ДЕКЮКН МЕЩТТЕЙРХБМНИ ЯБНАНДМСЧ НУНРС ББХДС ЛЮКНИ ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРХ АНЕБНЦН БШКЕРЮ. оНЩРНЛС ъЙ-3 ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ Б НЯМНБМНЛ ОН БШГНБС МЮГЕЛМШУ ОНЯРНБ. дПСЦНИ МЕДНЯРЮРНЙ -ЯКЮАНЕ ЙПЕОКЕМХЕ БЕПУМЕИ НАЬХБЙХ ЙПШКЮ. аШКХ ДЮФЕ ГЮТХЙЯХПНБЮМШ ЯКСВЮХ ЕЕ НРПШБЮ МЮ БШУНДЕ ЯЮЛНКЕРЮ ХГ ОХЙХПНБЮМХЪ Я ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ ЯЙНПНЯРЭЧ. нДМЮЙН АШБЮКХ ЯКСВЮХ, ВРН МЕЯЛНРПЪ МЮ РЮЙХЕ ОНБПЕФДЕМХЪ ХЯРПЕАХРЕКХ ЯНБЕПЬЮКХ МНПЛЮКЭМСЧ ОНЯЮДЙС. гМЮЪ НОЮЯМСЧ НЯНАЕММНЯРЭ ЛЮЬХМШ, КЕРВХЙХ ЯРЮПЮКХЯЭ МЕ БШУНДХРЭ МЮ МЕДНОСЯРХЛШЕ ПЕФХЛШ, ОНРНЛС МЕОПХЪРМНЯРХ ЯЙНПН ОПЕЙПЮРХКХЯЭ, Х КЕЦЙХИ ЛЮМЕБПЕММШИ ъЙ-3 АШЯРПН ГЮБНЕБЮК ОНОСКЪПМНЯРЭ.
нРКХВМШЕ КЕРМШЕ ДЮММШЕ ЛЮЬХМШ, ЛМНЦНВХЯКЕММШЕ БПЮФЕЯЙХЕ ЯЮЛНКЕРШ, ОНБЕПФЕММШЕ Б АНЪУ МЮ ЩРНЛ ХЯРПЕАХРЕКЕ, Х БШЯНЙХИ ЩЛНЖХНМЮКЭМШИ ОНДЗЕЛ, УЮПЮЙРЕПМШИ ДКЪ ГЮЙКЧВХРЕКЭМНЦН ОЕПХНДЮ БНИМШ ЯОНЯНАЯРБНБЮКХ РНЛС ВРН Б ЯНГМЮМХХ ЛМНЦХУ ОХКНРНБ ъЙ-3 ЯРЮК ЯХЛБНКНЛ ЯНБЕРЯЙНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ ОПЕДБЕЯРМХЙНЛ оНАЕДШ.
лШЯКХ РЕУ, ЙРН КЕРЮК Х ЯПЮФЮКЯЪ МЮ ъЙ-3, ОНФЮКСИ МЮХАНКЕЕ НАПЮГМН БШПЮГХК ЦЕМЕПЮК-ЛЮИНП ЮБХЮЖХХ цЕПНИ яНБЕРЯЙНЦН яНЧГЮ ЙНЛЮМДХП 303-И ЮБХЮЖХНММНИ ДХБХГХХ цЕНПЦХИ мЕТЕДНБХВ гЮУЮПНБ: ╚дН ОНКСВЕМХЪ ВЮЯРЪЛХ 303-И ДХБХГХХ ЯЮЛНКЕРЮ ъЙ-3 Ъ КЕРЮК МЮ БЯЕУ ХЯРПЕАХРЕКЪУ МЮВХМЮЪ НР х-2АХЯ, БЙКЧВЮЪ ХМНЯРПЮММШЕ, Ю РЮЙФЕ ХЯРПЕАХРЕКХ ъЙ-1, ъЙ-7а, ъЙ-9 (БЯЕУ БЮПХЮМРНБ). б ОНЯКЕДМЕЕ БПЕЛЪ КЕРЮК МЮ ЯЮЛНКЕРЕ кЮ-5ти ЯВХРЮЪ ЕЦН МЮХКСВЬХЛ. я ОНЯРСОКЕМХЕЛ ъЙ-3 БШОНКМХК МЮ МЕЛ ПЪД ОНКЕРНБ Х ЯДЕКЮК ЯКЕДСЧЫХИ БШБНД ОНДНАМНЛС ХЯРПЕАХРЕКЧ МЕР ЙНМЙСПЕМРНБ. б ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ъЙ-3 ОПНЯР Х ДНЯРСОЕМ РЕУЯНЯРЮБС, СЯРНИВХБ ОПХ БГКЕРЕ Х ОПХ ОНЯЮДЙЕ, Б ОХКНРЮФЕ ДНЯРСОЕМ КЧАНЛС КЕРВХЙС ВРН ЯНБЕПЬЕММН ХЯЙКЧВЕМН ДКЪ ЯЮЛНКЕРЮ кЮ-5тм. кЕРВХЙЮЛХ 18-ЦН ЦБЮПДЕИЯЙНЦН ОНКЙЮ Х НРДЕКЭМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЭМНЦН ОНКЙЮ ╚мНПЛЮМДХЪ╩ ъЙ-3 АШК НЯБНЕМ ОНЯКЕ 3-5 ВЮЯНБ ОНКЕРЮ. мЮ ЯЮЛНКЕРЕ ъЙ-3 Ъ ОПНБЕК ПЪД СВЕАМН-БНГДСЬМШУ АНЕБ Я ъЙ-9 Х кЮ-5 Х БЯЕЦДЮ БШУНДХК ОНАЕДХРЕКЕЛ. оПХУНДХКНЯЭ БЯРПЕВЮРЭЯЪ МЮ ОНКЕ АНЪ Я Me-109 Х ъЙ-3 ОНЙЮГЮК ЮАЯНКЧРМНЕ ОПЕБНЯУНДЯРБН╩.
кЧАНОШРМН, ВРН ЦЕМЕПЮК гЮУЮПНБ ОНЯКЕ БНИМШ ДНКЦНЕ БПЕЛЪ МЕ ПЮЯЯРЮБЮКЯЪ ЯН ЯБНХЛ ъЙ-3. х Б 50-Е ЦНДШ ЩРНР ЯЮЛНКЕР ╚АШК УНРЭ ЙСДЮ, ХЯОПЮБМН БШФХЛЮЪ ЯБНХ ЯЕЛЭЯНР ЙХКНЛЕРПНБ Б ВЮЯ МЮ ОХЙХПНБЮМХХ╩ .
аЕЯЯОНПМН, ъЙ-3 — НДХМ ХГ ЯЮЛШУ ЯНБЕПЬЕММШУ МЮЬХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ БПЕЛЕМ бЕКХЙНИ нРЕВЕЯРБЕММНИ БНИМШ. йНМЯРПСЙЖХЪ ХЯРПЕАХРЕКЪ АШКЮ ОПНЯРЮ Х ПЮЖХНМЮКЭМЮ нЯМНБС ТЧГЕКЪФЮ ЯНЯРЮБКЪКЮ ЯРЮКЭМЮЪ РПСАВЮРЮЪ ТЕПЛЮ. я ЖЕКЭЧ ЯНЙПЮЫЕМХЪ БЕЯЮ ТЕПЛЮ ТЧГЕКЪФЮ БШОНКМЪКЮЯЭ ГЮЖЕКН Я ЛНРНПЮЛНИ. б НЯРЮКЭМНЛ ЙЮПЙЮЯ ТЧГЕКЪФЮ РЮЙ ФЕ, ЙЮЙ Х ЕЦН РЕНПЕРХВЕЯЙХЕ НАБНДШ МЕ НРКХВЮКЯЪ НР ъЙ-1, ъЙ-7 Х ъЙ-9. б МНЯНБНИ ВЮЯРХ НАЬХБЙС ТЧГЕКЪФЮ ЯНЯРЮБКЪКХ КЕЦЙНЯЗЕЛМШЕ ДЧПЮКЕБШЕ ЙЮОНРШ, УБНЯРНБЮЪ ВЮЯРЭ НАЬХБЮКЮЯЭ ТЮМЕПНИ. йПШКН ъЙ-3 МЕПЮГЗЕЛМНЕ ДБСУКНМФЕПНММНЕ. оПНТХКЭ ЙПШКЮ — ╚ЯРЮМДЮПРМШИ ЪЙНБКЕБЯЙХИ╩ Clark YH Я НРМНЯХРЕКЭМНИ РНКЫХМНИ 14% С ЙНПМЪ Х 7% МЮ ЙНМЖЕ ЙПШКЮ. дКЪ ЯПЮБМЕМХЪ МЮъЙ-1, ъЙ-7, ъЙ-9- 15% С ЙНПМЪ Х 8% МЮ ЙНМЖЕ. йПШКН ХЛЕКН ЛЕРЮККХВЕЯЙХИ ЙЮПЙЮЯ-КНМФЕПНМШ, МЕПБЧПШ Х ТЮМЕПМСЧ НАЬХБЙС. йЮЙ Х МЮ ъЙ-9 НАЬХБЙЮ ОПХЙКЕХБЮКЮЯЭ Й ЯОЕЖХЮКЭМШЛ ТЮМЕПМШЛ МЮЙКЮДЙЮЛ, ОПХЙКЕОЮММШЛ Й ЛЕРЮККХВЕЯЙНЛС ЙЮПЙЮЯС ГЮЙКЕОЙЮЛХ. нОШР АНЕБНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ ОНЙЮГЮК ВРН РЮЙНЕ ЯНЕДХМЕМХЕ МЕДНЯРЮРНВМН ОПНВМНЕ.
сФЕ ОНЯКЕ БНИМШ ДКЪ ъЙ-3 АШКН ЯДЕКЮМН ЙПШКН Я ДЧПЮКЕБНИ НАЬХБЙНИ МН ЯЕПХИМН ЩРНР ЯЮЛНКЕР МЕ ЯРПНХКЯЪ. нДМЮЙН ЛЕРЮККХВЕЯЙНЕ ЙПШКН ъЙ-3 БЯЙНПЕ МЮЬКН ОПХЛЕМЕМХЕ МЮ СВЕАМН-РПЕМХПНБНВМНЛ ъЙ-11 Х МЮ ПЕЮЙРХБМНЛ ъЙ-15. рНВМН РЮЙФЕ МЮ ЩРХУ ЯЮЛНКЕРЮУ МЮ ЛЕРЮККХВЕЯЙХЕ АШКХ ГЮЛЕМЕМШ ДЕПЕБЪММШЕ ЙХКЭ Х ЯРЮАХКХГЮРНП ъЙ-3. мЮ БЯЕУ ХЯРПЕАХРЕКЪУ ъЙНБКЕБЮ ДКЪ НОЕПЕМХЪ ХЯОНКЭГНБЮКЯЪ ОПНТХКЭ RAF-30.
яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ ЯНЯРНЪКЮ ХГ ЛНРНПЮ бй-105от2 ЛНЫМНЯРЭЧ 1240 К.Я. Я БНГДСЬМШЛ БХМРНЛ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХ ХГЛЕМЪЕЛНЦН ЬЮЦЮ бхь-105яб-01. аЕМГНАЮЙХ, ЙЮЙ МЮ БЯЕУ ХЯРПЕАХРЕКЪУ ъЙНБКЕБЮ, ПЮГЛЕЫЮКХЯЭ Б ЙПШКЕ, ХУ НАЫХИ НАЗЕЛ ЯНЯРЮБКЪК 370 КХРПНБ. бНДЪМНИ ПЮДХЮРНП СЯРЮМНБХКХ ГЮ ЙЮАХМНИ ОХКНРЮ. нЯНАЕММНЯРЭ СЯРЮМНБЙХ БНДЪМНЦН ПЮДХЮРНПЮ МЮ ъЙ-3 ГЮЙКЧВЮКЮЯЭ Б РНЛ, ВРН НМ АШК ЦКСАНЙН ╚СРНОКЕМ╩ Б ТЧГЕКЪФ, Ю ЙЮМЮК ОНДБНДЮ БНГДСУЮ Й ПЮДХЮРНПС ПЕГЙН ПЮЯЬХПЪКЯЪ. щРН ОПХБНДХКН Й СЛЕМЭЬЕМХЧ ЯЙНПНЯРХ БНГДСЬМНЦН ОНРНЙЮ, НАДСБЮЧЫЕЦН ПЮДХЮРНП. б ПЕГСКЭРЮРЕ ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ НУКЮФДЕМХЪ ОНБШЬЮКЮЯЭ, Ю ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНЕ ЯНОПНРХБКЕМХЕ ЯЮЛНЦН ПЮДХЮРНПЮ, ЙЮЙ Х ЕЦН МЮПСФМНЦН НАРЕЙЮРЕКЪ ЯСЫЕЯРБЕММН ЯМХФЮКНЯЭ. рНР ФЕ ОПХМЖХО ХЯОНКЭГНБЮКЯЪ Х ОПХ ЙНЛОНМНБЙЕ ЛЮЯКНПЮДХЮРНПНБ. бННПСФЕМХЕ ъЙ-3 ЯНЯРНЪКН ХГ ЛНРНП-ОСЬЙХ ьбюй Х ДБСУ ЯХМУПНММШУ ОСКЕЛЕРНБ са.
я ЖЕКЭЧ ОПЕДЕКЭМНЦН НАКЕЦВЕМХЪ МЮ ъЙ-3 АШК СЯРЮМНБКЕМ ЛХМХЛЮКЭМН МЕНАУНДХЛШИ ЙНЛОКЕЙР АНПРНБНЦН НАНПСДНБЮМХЪ, ОНГБНКХБЬХИ БЕЯРХ АНИ ДМЕЛ Б ОПНЯРШУ ЛЕРЕСЯКНБХЪУ. нАЪГЮРЕКЭМШЛ ЩКЕЛЕМРНЛ НАНПСДНБЮМХЪ АШКЮ ПЮДХНЯРЮМЖХЪ НАЕЯОЕВХБЮЧЫЮЪ ДБСУЯРНПНММЧЧ ПЮДХНЯБЪГЭ.
бШОСЯЙ Х САНПЙЮ ЬЮЯЯХ, ОНЯЮДНВМШУ ЫХРЙНБ, СОПЮБКЕМХЕ РНПЛНГЮЛХ МЮ БЯЕУ ХЯРПЕАХРЕКЪУ ъЙНБКЕБЮ НЯСЫЕЯРБКЪКХЯЭ ОМЕБЛНЯХЯРЕЛНИ. оН ЯПЮБМЕМХЧ Я ЦХДПНЯХЯРЕЛЮЛХ, ХЯОНКЭГСЕЛШЛХ ДКЪ ЩРХУ ЖЕКЕИ МЮ ХЯРПЕАХРЕКЪУ кЮБНВЙХМЮ ХКХ Я ЩКЕЙРПНЯХЯРЕЛЮЛХ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ, ОМЕБЛЮРХЙЮ АШКЮ ЛЕМЕЕ МЮДЕФМНИ ДНЯРЮБКЪКЮ ЛМНЦН УКНОНР ЛЕУЮМХЙЮЛ .гЮРН ЩЙНМНЛХЪ БЕЯЮ ЯНЯРЮБКЪКЮ ДЕЯЪРЙХ ЙХКНЦПЮЛЛНБ.
я ОНЪБКЕМХЕЛ ъЙ-3 Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ АШК МЮКЮФЕМ ЛЮЯЯНБШИ БШОСЯЙ ХЯРПЕАХРЕКЕИ, ГМЮВХРЕКЭМН ОПЕБНЯУНДХБЬХУ ЯЮЛНКЕРШ ОПНРХБМХЙЮ, ГЮБНЕБЮМН АЕГПЮГДЕКЭМНЕ ЦНЯОНДЯРБН Б БНГДСУЕ, Х ХРНЦ БНИМШ АШК СФЕ ОПЕДПЕЬЕМ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | ъЙ-3 |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | 9.20 |
дКХМЮ, Л | 8.50 |
бШЯНРЮ, Л | 2.42 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л2 | 14.85 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | 2123 |
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 2692 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 1 од бй-105от2 |
лНЫМНЯРЭ, К.Я. | 1 У 1240 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В | |
С ГЕЛКХ | 567 |
МЮ БШЯНРЕ | 646 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 648 |
яЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ | 1111 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 10400 |
щЙХОЮФ | 1 |
бННПСФЕМХЕ: | НДМЮ 20-ЛЛ ОСЬЙЮ ьбюй, ДБЮ 12.7-ЛЛ ОСКЕЛЕРЮ сая |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
вЕПРЕФ «ъЙНБКЕБ ъЙ-3 (1)» вЕПРЕФ «ъЙНБКЕБ ъЙ-3 (2)» вЕПРЕФ «ъЙНБКЕБ ъЙ-3 бй-105от» пкщ «ъЙНБКЕБ ъЙ-3 « | ю.я.ъЙНБКЕБ С ъЙ-3 |
ъЙ-3 МЮ ХЯОШРЮМХЪУ Б мхх ббя | |
ъЙ-3 ОЕПБШУ ЯЕПХИ | |
ъЙ-3 ОНКЙЮ «мНПЛЮМДХЪ-мЕЛЮМ» | |
ъЙ-3 ОНКЙЮ «мНПЛЮМДХЪ-мЕЛЮМ» | |
ъЙ-3 ОНКЙЮ «мНПЛЮМДХЪ-мЕЛЮМ» | |
ъЙ-3 ОНКЙЮ «мНПЛЮМДХЪ-мЕЛЮМ» | |
ъЙ-3 ОНКЙЮ «мНПЛЮМДХЪ-мЕЛЮМ» | |
ъЙ-3 Я ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМНИ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙНИ | |
ъЙ-3 Я ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМНИ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙНИ | |
ъЙ-3 Я РСММЕКЭМШЛ БШУКНОМШЛ ЙНККЕЙРНПНЛ | |
оПХАНПМЮЪ ДНЯЙЮ ъЙ-3 |
яУЕЛШ:
ъЙ-3 (c) Zbigniew Luranc |
йНЛОНМНБНВМЮЪ ЯУЕЛЮ ъЙ-3 (c) Zbigniew Luranc |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
ъЙ-3 6-И ЦЮХД |
ъЙ-3 150-ЦН ЦЮХО 13 ЦЮХД |
ъЙ-3 ЮЩПНАЮРХВЕЯЙНИ ЦПСООШ |
ъЙ-3 ОНКЙЮ «мНПЛЮМДХЪ-мЕЛЮМ», 1943 ЦНД |
ъЙ-3 ОНКЙЮ «мНПЛЮМДХЪ-мЕЛЮМ», 1945 ЦНД |
ъЙ-3 ббя чЦНЯКЮБХХ |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
ю.р.яРЕОЮМЕЖ. хЯРПЕАХРЕКХ ъй ОЕПХНДЮ бЕКХЙНИ нРЕВЕЯРБЕММНИ БНИМШ юБХн. йНМЯРЮМРХМ йНЯЛХМЙНБ. хЯРПЕАХРЕКЭ ъЙ-3 — ЛЕВРЮ ОХКНРЮ яЮЛНКЕРШ ЛХПЮ. бЪВЕЯКЮБ йНМДПЮРЭЕБ. оПЕДБЕЯРМХЙ ОНАЕДШ ьЮБПНБ б.а. хЯРНПХЪ ЙНМЯРПСЙЖХИ ЯЮЛНКЕРНБ Б яяяп 1938-1950 ЦЦ. яХЛЮЙНБ а.к. яЮЛНКЕРШ ЯРПЮМШ яНБЕРНБ. 1917-1970 щМЖХЙКНОЕДХЪ-ЯОПЮБНВМХЙ. яЮЛНКЕРШ ЯРПЮМШ яНБЕРНБ «бНИМЮ Б БНГДСУЕ» ╧31-34. хЯРПЕАХРЕКХ ъЙ-1/3/7/9 БН бРНПНИ лХПНБНИ БНИМЕ Skrzydla. Zbigniew Luranc. Jak-3 TBiU. Tomasz J. Kowalski. Samolot mysliwski Jak-3 Squadron/Signal. Aircraft Number 78. Hans-Heiri Stapfer. Yak Fighters in Action |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2011
Тактико-технические характеристики
Сравнение некоторых технических параметров советского самолета Як-3 и немецких соперников показывает преимущество в скорости, которое имел FW-190А-8. Максимальная скорость немецкого самолета достигалась на форсаже.
Больший вес FW-190 не позволял вести активный маневренный бой на равных с Як-3. Более юркий Мессершмитт уступал машине Яковлева в скорости и разгонной динамике на малых и средних высотах.
Параметр | Як-3 | Bf-109G-6 | FW-190А-8 |
Длина, мм | 8490 | 9020 | 900 |
Размах крыла, мм | 9200 | 9920 | 10510 |
Масса пустого, кг | 2105 | 2675 | 3200 |
Взлетный вес, кг | 2650 | 3200 | 4417 |
Максимальная скорость, км/час | 645 | 631 | 685 |
Дальность полета, км | 648 | 560 | 800 |
Потолок, м | 10700 | 11550 | 11410 |
Переработка фюзеляжа самолёта-прототипа
Конструктора пересмотрели тщательно всю конструкцию прототипа. Тяжёлые деревянные детали заменили на лёгкие дюралюминиевые, особенно это касается лонжеронов крыльев и хвостового оперения. Поскольку увеличивалась мощность двигателя, и, соответственно, скорость полёта, можно было уменьшить площадь и размах крыла. Были скорректированы чертежи Як-3. Расчёты показали, что нужно уменьшить размах крыла на метр, а площадь крыла, в итоге, уменьшилась на 2,3 кв. м. Пересмотру подверглись все детали самолёта. В результате вес уменьшился до 2600 кг, что на более чем 200 кг меньше по сравнению с серийным Як-1.
Аэродинамика фюзеляжа и крыла была улучшена за счёт «вылизывания» каждого шва после сборки. Полотно убрали совсем из обшивки, заменили полированной фанерой. Забор воздуха для маслорадиатора до предела подняли под двигателями. Даже маленькое колесо в хвосте сделали убирающимся. Ниже представлено фото Як-3.
Новый мотор
Первый самолёт с мотором М- 105ПФ, получил название Як-М («Москит»), был изготовлен в начале 1943 г., до осени проходил заводские и госиспытания. Он смог достичь скорость на 40 км в час больше, чем серийный Як-1. Поэтому сделали второй экземпляр с новым мотором М-105ПФ-2. У него была мощность больше на 110 л. с.
Одновременно маслорадиатор сделали с большей площадью охлаждения. Исключение туннеля маслорадиатора под двигателем позволило уменьшить поперечное сечение капота двигателя. Улучшилась аэродинамика кабины Як-3. Мероприятия по аэродинамическому улучшению самолета достигли успеха благодаря уменьшению толщины и площади сечения крыла. Вместе с этим был ещё раз проведен анализ веса деталей, и при большей мощности мотора новый истребитель Як-3 получил большую скорость и прекрасные показатели приёмистости, особенно при подъёме.
Боевое применение
Истребители Як-3 стали поступать в строевые части с лета 1944 года. Первой боевой операцией с участием новых машин стала Львовско-Сандомирская операция. Массовые поставки Як-3 начались к концу лета. За 1944 год потеряно 90 машин, за 1945 год — ориентировочно 25 (официальных данных не найдено).
Опыт применения самолета Як-3 показал превосходство нового истребителя над немецкими машинами в вертикальных маневрах на высоте до 5000 м. Проблемой истребителя Яковлева стала низкая дальность полета.
Увеличить радиус путем установки подвесных баков было невозможно, поскольку облегченная конструкция крыла не была предназначена для установки подвесов. Упрощенное приборное оснащение делало невозможным ночные полеты.
Несмотря на недостатки, машины Як-3 применялись до конца войны.
На сентябрь 1946 года в строю находилось более 2 тыс. единиц Як-3, которые постепенно списывались и заменялись на реактивные самолеты. Последние строевые истребители списали только в 1953 году.
Эксплуатация
Опыт боевого применения при выполнении специальных задач пришелся на 1944 год. Тогда самолеты участвовали во Львовско-Сандомирской операции. В ходе битв стало ясно, что самолетам катастрофически не хватает топлива, что негативно сказывается на эффективности ведения боя. Но Як все равно пользовался большим уважением, так как превосходил остальную авиацию, несмотря на такой существенный недостаток. После Львовской операции самолеты применялись во всех крупных сражениях до конца войны.
Особую известность получила связка Як-3 и Нормандия – Неман. Последний был французским истребительным авиационным полком. Он активно использовал советские самолеты и принял участие в Курской битве, Белорусской операции, битвах в Восточной Пруссии, а также ряде других сражений с 1943 по 1945 годы. За все время войны летчики полка совершили более 5 000 боевых вылетов.
Еще более известна история о Як-3 и Ф. Головатом. Во время Великой Отечественной войны простой крестьянин сумел принести невероятную пользу всему Советскому союзу. Ферапонт Головатый потратил личные деньги на покупку двух истребителей Як-1 и Як-3, после чего отдал их летчику Б. Еремину. На этих самолетах было уничтожено множество вражеской авиации. Сейчас один находится в Саратовском музее Боевой славы, а второй хранится разобранным в подмосковном музее Задорожного.
Модификации
На базе истребителя Як-3 производилось несколько серийных и опытных машин. Самолеты отличались моделями двигателя и вооружением. Стоит упомянуть следующие модификации:
- упомянутая выше версия Як-3П, вооруженная тремя пушками Б-20;
- опытные машины с форсированными моторами ВК-107А/108;
- вариант с пушкой НС-45 имел обозначение Як-3К;
- версия с пушкой Н-37 и парой Б-20 называлась Як-3Т;
- небольшой партией был построен Як-3ПД, оснащенный мотором ВК-105ПД/ПВ с увеличенной высотностью;
- для обучения пилотов производился учебно-тренировочный самолет Як-3У, оснащенный радиальным мотором АШ-82ФН;
- модернизированная учебная машина с двигателем АШ-21 выпускалась до 1954 года под обозначением Як-11.
На базе Як-3 было создано мало модификаций. Это было связано с поздним появлением самолета, а также наметившимися тенденциями перехода к реактивной авиации.
История возникновения
Нельзя сказать о том, что советский истребитель Як-3 появился из ничего, на пустом месте. У этой машины есть талантливый родитель и старшие братья, давшие ей путевку в жизнь. Благодаря своим предшественникам, истребителям Як-1 и Як-7, следующий самолет стал настоящим «лебедем – красавцем», элегантным, грациозным и мощным.
Этому способствовала высокая инженерно-конструкторская культура, характерная для всех моделей, вышедших из стен КБ А.С. Яковлева. Все созданные в этом коллективе машины обладали прекрасной аэродинамикой, имели превосходную маневренность. По степени легкости управления и простоте обслуживания, советским Якам времен Второй Мировой войны не было равных. Советские летчики любили эти машины. Понравились машины с логотипом «Як» и французским асам, воевавшим на советско-германском фронте в составе французского истребительного полка «Нормандия-Неман».
Однако прежде чем достичь такой славы, советским Якам пришлось пройти через все сложности первого периода войны. Истребители Як-1, участвуя в тяжелейших схватках с немецкими асами, ковали историю легендарного самолета. До конца 1942 года, когда на фронте стали появляться немецкие «Мессершмитт Bf 109F» (Фридрих), яковлевские машины были достойными противниками немецким ВВС. Яки считались лучшими истребителями того времени, которые стояли на вооружении ВВС РККА. В тяжелейших условиях советская авиационная промышленность сумела наладить выпуск конкурентоспособной боевой машины с достаточно высокими тактико-техническими характеристиками. Однако военная обстановка на фронте требовала совершенствования истребителя, который так и не избавился от «болезней роста».
Яковлев понимал, что его машина Як-1, срочно нуждалась в модернизации. Появившиеся на фронте Як-7 можно было назвать временной мерой, которая стала результатом поиска путей развития советского истребителя. Требовался самолет, который бы смог не только на равных конкурировать с последними модификациями «мессера», но и обеспечить летчикам, пилотировавших машину, больший запас энерговооруженности и огневой мощи. Другими словами надо было сделать легкий и юркий самолет, способный беспощадно жалить врага во время воздушной схватки.
Времени на создание кардинально новой машины у советских конструкторов не было, поэтому за основу был взят объезженный Як-1Б. Новая машина получила обозначение Як-1М. Литера «М» обозначала «москит» и передавала основную концепцию, заложенную в новую модель. Разработка велась на базе форсированного мотора М-105. К тому времени в КБ Яковлева активно шла работа над совершенствованием аэродинамики машины, предпринимались меры по уменьшению боевого веса машины. Параллельно с этим конструкторы работали над модернизацией вооружения истребителя и повышения его живучести. Результаты не оставили долго ждать. Готовый прототип получился на 200 кг легче своего предшественника.
Прогресс в создании нового истребителя наметился в 1943 году, когда в авиастроении сложились определенные условия. В стране наконец-то в 1943 году был преодолен кризис в авиационном моторостроении. Появившийся новый двигатель М-105ПФ обеспечил созданной машине необходимые летные характеристики, дал старт запуска машины в серийное производство.
След в истории авиации
Самолет Як-3 стал венцом развития советских поршневых истребителей. Попытки установки новых двигателей ВК-107 и 108, обладавших увеличенной мощностью и высотностью, не привели к желаемому результату.
Несмотря на то, что машина с мотором ВК-108 смогла разогнаться в горизонтальном полете до скорости 745 км/час, стало очевидно, что дальнейший рост летных характеристик возможен только при помощи реактивных силовых установок.
Памятник Як-3 перед Можайском
На 96-м километре трассы Москва — Минск перед поворотом на Можайск можно увидеть установленный памятник самолету Як-3. Он был открыт в 1966 году в память обо всех защитниках воздушного пространства над Москвой. Примечательно, что самолеты этой модели не участвовали в этих битвах, хотя и сыграли решающую роль во всех последующих. Памятник сооружен по проекту А. Андрианова и представляет собой черный Як-3, поднимающийся в небо.
Памятник Як-3 перед Можайском
В 2010 году был проведен его ремонт. Рабочие не только восстановили необходимые элементы, но также установили подсветку. Вокруг памятника всегда очень чисто, а венки регулярно заменяются свежими. Напротив расположен аэроклуб, организующий воздушные прогулки и обучающий пилотированию.
Як-3 – один из лучших истребителей Второй мировой войны. Он привнес большой вклад в победу, а его различные модификации позволили использовать самолет в самых разных условиях. Памятник, установленный под Можайском, можно считать главным доказательством важности выпуска этой модели.
За два дня до Победы
Государственные испытания самолета Як-3П завершились с опозданием на два месяца по сравнению с утвержденным ГКО, Заказчиком и НКАП и согласованным Яковлевым сроком – не так уж много по сравнению с другими подобными программами, потому никто никаких взысканий не получил. Но на Германский фронт самолет уже никак не успевал.
А его туда уже никто и не гнал – в апреле 1945 г. стало ясно, что исход войны в Европе решен, и командование Вооруженных Сил СССР строило свои планы исходя из весьма коротких сроков проведения завершающих боевых операций. А это делало ненужным спешку с поставками в войска тех самолетов, которые в то время запускались в серию.
В связи с близким окончанием войны многие конструкторские коллективы Наркомата авиапромышленности СССР, в т.ч. и ОКБ-115 Яковлева получили задания на разработку самолетов гражданского назначения, под выпуск которых уже выделялись производственные мощности. Но это не означало отмены решений о запуске в серию тех образцов боевой техники, которые на вооружение уже были приняты, хотя объем заказа, естественно, сокращался. Причем теперь качественному устранению выявленных на испытаниях дефектов уделялось большее значение, и контроль за этим становился жестче.
За два дня до подписания руководством Германии безоговорочной капитуляции, 7 мая 1945 года временно исполняющий обязанности командующего ВВС маршал авиации Фалалеев направил Наркому авиапромышленности А.И. Шахурину письмо № 741482с, в котором выразился достаточно категорично. Приведем его текст полностью.
«Государственными испытаниями модифицированного самолета ЯК-3 с мотором ВК-105ПФ2 вооруженного тремя пушками Б-20, проведенными в ГК НИИ ВВС в апреле-мае с.г. установлено:
Самолет ЯК-3 с ВК-105ПФ2 с данным вариантом вооружения, является нужным для ВВС самолетом.
Однако, в процессе испытаний на самолете был выявлен ряд дефектов, основными из которых являются:
- Максимальные горизонтальные скорости самолета на 15-25 км/час меньше установленных постановлением ГОКО N 4430сс от 12.10.43 г. вследствие отсоса щитков шасси в полете и волнистой поверхности крыла.
- Отставание обшивки киля.
- Отсутствие переднего бронестекла.
- Велики нагрузки на ручку от элеронов.
- Недостаточная прочность кронштейна крепления пневмоцилиндра спуска пушки Б-20М.
- Поломки штока пневмоцилиндра спуска пушки Б-20М.
- Заклинение конца патронной ленты в 7 штук патронов на выходе из патронных ящиков пушек Б-20С вследствие захлестывания последнего патрона.
- Затруднена установка пушек Б-20С.
- Установка трубки Вентури в выходной части туннеля водорадиатора не обеспечивает перепада давления, необходимого для нормальной работы указателя поворота.
- Дальность радиопередачи с самолета не соответствует требованиям ВВС.
- Удлинение ввода передатчика и свертывание части его длины в бухту не обеспечивает постоянства настройки антенны в полете.
- Установка регуляторной коробки фильтра генератора на моторе вызывает частые отказы их.
Отсутствие переднего бронестекла и недостаточная дальность радиосвязи на самолетах ЯК-3 и ЯК-9 отмечается ГК НИИ ВВС во всех отчетах с момента прохождения этими самолетами государственных испытаний.
Несмотря на это заводы НКАП до настоящего времени продолжают выпускать самолеты ЯК-3 и ЯК-9 без переднего бронестекла и с недостаточной дальностью радиосвязи.
Прошу Вас о принятии необходимых мер».
Строение конструкции
Каркас Як-3 сделан так же как у Як-1 – трубы из стали, изготовленные методом сварки. Панели из дюралюминия легко снимались, позволяя добраться к начинке самолёта. Полый внутри винт позволил расположить пушку по центру двигателя. Для каждого цилиндра была сделана отдельная выхлопная труба.
Обтекаемая цельная передняя часть кабины улучшила аэродинамику. Подвижная часть кабины с помощью механизма аварийного сбрасывания позволяла быстро покинуть самолёт при необходимости. Кресло пилота получило бронеспинку. Все колёса в сложенном виде после взлёта закрывались щитками для улучшения обтекания. Для уменьшения лобового сопротивления водорадиатор максимально был утоплен в фюзеляж и крыло.