Наш Т-72Б3 против немецкого Леопарда-2: пришельцы из прошлого


Войска получают доработанные варианты Т-72, Т-80 и Т-90. Общее у обновлённых машин — лучшая подвижность за счёт повышения мощности двигателей, дополнительные противокумулятивные экраны и более совершенная динамическая защита, новое оборудование для обзора поля боя и прицельной стрельбы, а также командирское управление боевыми машинами в рамках единого тактического замысла. Последнее обстоятельство позволяет им эффективно взаимодействовать с другими боевыми единицами, в том числе новыми танками Т-90М «Прорыв-3» и Т-14 «Армата».

Т-72Б3

Выступая по итогам Армейских Игр-2020, министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу сказал, что «Игры серьёзно поспособствовали» процессу технического совершенствования линейки первоначальных Т-72. Сначала экипажи — участники соревнований выступали на машинах Т-72Б (Б1). Затем на полигоне появился доработанный вариант с суффиксом «Б3». «Технические решения, использованные на модификации Т-72Б3, позволили повысить подвижность, надёжность и эргономику», — отметил глава военного ведомства.

Поиск оптимального облика модернизированного варианта занял почти десятилетие. Первые образцы Т-72Б3 появились на публике в 2011 году. Машины похожего облика в течение следующей пары лет пришли в строевые части. От исходных Т-72Б1 они отличались орудием 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Автомат заряжания доработали под использование новых снарядов с лучшей бронепробиваемостью.


© Фото автора Первые образцы Т-72Б3 появились на публике в 2011 году.

Обзор и точность стрельбы повысили благодаря многоканальному прицелу-дальномеру «Сосна-У» с тепловизионной камерой и автоматом сопровождения цели (ЛКУ ракеты), а также цифровому баллистическому вычислителю с датчиком погоды. Наводчик может также пользоваться дублирующим прицелом-дальномером 1А40-4. У командира танка — комбинированный (дневной и ночной) электронно-оптический прибор ТКН-3МК.

Для повышения стойкости к средствам поражения противника на башне и корпусе танка установлены блоки динамической защиты «Контакт-5». Устаревшие средства радиосвязи заменили на радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 из состава комплекса «Акведук».

Т-72Б3 с КДЗ

Танковые биатлоны 2013-2017 гг. запомнились появлением образцов Т-72Б3 с дополнительными доработками по опыту испытаний, начальной эксплуатации в частях и участия в боевых действиях в горячих точках. Помимо того, отдельные экземпляры модернизированных машин принимали участие в динамическом показе на полигоне «Алабино», а другие — выставлялись на пути прохода зрителей к трибунам, для более подробного ознакомления. По словам военнослужащих, дававших пояснения для публики у выставочных образцов, мощность двигателя была увеличена до 930 л.с., а отдельных случаях — ещё выше.


© Фото автора

На статических площадках МВТФ «Армия» 2017-2018 гг. выставлялся T-72Б3 с КДЗ.

На статических площадках МВТФ «Армия» 2017-2018 гг. выставлялся T-72Б3 с КДЗ. От машин-участниц танковых биатлонов Т72Б3 с КДЗ отличался внешним видом: иные бортовые экраны, дополнительная защита в виде решёток плюс мешки, навешенные по бортам танка для лучшей защиты от средств поражения кумулятивного действия.

Согласно таблице данных к нему, конкретный экземпляр Т-72Б3 с КДЗ оснащался двигателем В-84М мощностью 840 л.с., тогда как штатно на Т-72Б (Б1) ставили В-84-1 с аналогичным показателем, а на первоначальный Т-72 (без суффикса) — В-46 мощностью 780 л.с.

Основной танк Т-72

Основной танк Т-72

Наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного объекта 167. Разрабатывался в КБ УВЗ (завод № 183) с 1967 по 1972 год. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО № 0148 от 13 августа 1973 года. Производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: Т-72 «Урал» (объект 172М) – сварной корпус с днищем корытообразной формы. Верхний лобовой лист из трехслойной комбинированной брони (сталь – текстолит – сталь). Башня литая, сложной конфигурации. 125-мм пушка Д-81ТМ (2А26М2) с электромеханическим автоматом заряжания, спаренный пулемет ПКТ, зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес», оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, стабилизатор 2Э28М, встроенное оборудование для самоокапывания и устройство для крепления минного трала КМТ-6. Двигатель В-46. Боевая масса 41 т. Экипаж 3 человека. Серийное производство с 1974 по 1975 год.

T-72 «Урал-1» (объект 172М1)-модернизированный вариант танка Т-72 (объект 172М) с улучшенной бронезащитой корпуса и башни. Изменено размещение ИК-осветитвля ночного прицела Л-2АГ, теплозащитный кожух ствола пушки. Серийное производство с 1975 по 1979 год.

Т-72 (экспортный, 1975 г.) – отличается конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (объект 172А) – лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, СУО 1А40, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46, увеличенный боекомплект, система запуска дымовых гранат 902А «Туча», система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенный динамический ход опорных катков, двигатель В-46-6. Башня-литая, с комбинированной броневой защитой с наполнителем из песчаных стержней. С 1982 г. – стабилизатор вооружения 2Э42-2. Серийное производство с 1979 по 1985 год.

Т-72М (1980 г.) – экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.

Т-72М1 (1982 г.) – модернизированный вариант танка Т-72М. Дополнительный 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса, комбинированная броня башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

Т-72АВ (1985 г.) – Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б (объект 184, 1985 г.) – комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и СУО 1В40-1 (лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения и другие элементы), пушка 2А46М. Навесная динамическая защита «Контакт» из 227 контейнеров. Двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофон ный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Серийное производство с 1985 года. С 1988 г. – встроенная динамическая защита.

Т-72Б1 (объект 184-1, 1985 г.)- Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.) – экспортный вариант танка 7-725. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1, 155 контейнеров динамической защиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Т-72Б2 (Объект 184М) — российский опытный вариант с прицелом «Сосна», пушкой 2А46М-5, ВДЗ «Реликт», двигателем В-92С2 мощностью 1000 л. с.

Т-72Б3 — модернизация 2011 года с прицелом «Сосна-У», новой СУО, связью и модернизированной пушкой 2А46М-5.

Т-72Б3 обр. 2014 — модификация Т-72Б3 2014 года для Танкового биатлона. Отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, увеличенной мощностью двигателя (1130 л.с.), автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов.

Т-72Б3 обр. 2016 — версия с динамической защитой «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем и телевизионной камерой заднего обзора. Впервые была представлена общественности на военном параде на Красной площади 9 мая 2017 года

Т-72 – самый массовый в мире танк второго послевоенного поколения. По советской лицензии производился в Польше, Чехословакии, Югославии (М84) и Индии. Активно поставлялся на экспорт. По состоянию на 1995 годТ-72 состоял на вооружении в Алжире (285 единиц), Болгарии (330), Венгрии (124), Индии (1400), Ираке, Иране (150), Кувейте (200 М84), Ливии (145), Польше (777 Т-72 и 20 РТ-91), Румынии (30), Словакии (272), Словении(36 М84), Сирии (1400), Финляндии (160), Хорватии, Чехии (563), Югославии (М84). Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 5086 танков Т-72 всех модификаций. Из этого числа на территории Белоруссии – 1607, Украины – 1045, Армении – 246, Грузии – 251 и Азербайджана – 314 танков. После распада СССР часть этих машин поступила на вооружение вновь образованных национальных армий, часть была вывезена на территорию России.

Боевое крещение Т-72 получили в ходе арабо-израильской войны 1982 года в Ливане. Они состояли на вооружении сирийских войск и показали свое полное превосходство над бронетанковой техникой противника. По оценке израильских специалистов эти боевые машины оказались малоуязвимыми как для танкового, так и для авиационного оружия. По заверениям представителей сирийского командования в боях лета 1982 года не был потерян ни один танк Т-72. Активно Т-72 применялись Ираком в ходе войны с Ираном. В западной печати сообщалось, что первые 100 машин Ирак получил из СССР в 1979 – 1980 годах. Масштабные поставки продолжались и во время войны, в том числе и из Польши. К концу боевых действий Ирак располагал 800 танками Т-72, а к началу «Войны в Заливе» в иракской армии их насчитывалось около 1000. Большинство иракских «семьдесятвторых» было сосредоточено в дивизиях Республиканской гвардии, имевших наиболее высокий уровень боевой подготовки. В конце февраля 1991 года эти соединения столкнулись с американскими войсками в районе Басры и были разбиты. Согласно американским данным, иракцы потеряли 500 Т-72, американская сторона потерь якобы не понесла. И то и другое представляется маловероятным.

Танки М84 югославского производства использовались всеми воюющими сторонами в ходе гражданской войны в Югославии в 1991 – 1993 годах. С 1991 года Т-72 неоднократно применялись в вооруженных конфликтах на территории СНГ.

На базе Т-72 серийно выпускались командирские танки Т-72К, Т-72АК, Т-72БК, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, мостоукладчик МТУ-72 (объект 632), инженерная машина разграждения ИМР-2, огнеметная система залпового огня ТОС-1, боевая машина разминирования БРМ-7 и самоходная гаубица 2С19 «Мста».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-72А

БОЕВАЯ МАССА, т: 41,8. ЭКИПАЖ, чел.: 3. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 9530, ширина – 3590, высота (по крыше башни) – 2190, клиренс (по основному днищу) – 470. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А46 калибра 125 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм, 12 пусковых установок калибра 81 мм для пуска дымовых гранат. БОЕКОМПЛЕКТ: 44 выстрела, 300 патронов калибра 12,7 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм. АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический, с постоянным углом заряжания. СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрогидравлический 2Э28М. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, перископический ночной прицел ТПН-3-49. БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное. ДВИГАТЕЛЬ: В-46-6, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, многотопливный дизель с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем; мощность 780 л.с. (574 кВт) при 2000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: гитара, две планетарные семискоростные коробки передач с фрикционным включением и гидроуправлением, планетарные бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три одинарных поддерживающих катка с внутренней амортизацией, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические телескопические амортизаторы на подвесках 1-, 2- и 6-го опорных катков; в каждой гусенице с РМШ 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60. ЗАПАС ХОДА, км: 700. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 2,8; высота стенки, м – 0,85; глубина брода, м – 1,8 (с ОПВТ-5 м). СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.

Т-72Б3М

По сообщениям СМИ, в марте 2016 года УВЗ получил контракт стоимостью 2,5 млрд рублей на модернизацию 150 танков в вариант «Б3». Согласно контракту, работа включает переоснащение на В-92С2Ф мощностью 1.130 л.с. (специальная разработка для установки в габаритах силового отделения строевой техники) и установку комплекта динамической защиты «Реликт» вместо более древнего «Контакт-5».

Также сообщается о замене гусеничных траков на более надёжные, с параллельным шарниром. Размещение боеприпасов и топлива в танке оптимизировано, установлена система климат-контроля, дополнительные защитные экраны и решётки. Используются отечественные матрицы ИК приборов вместо импортных. На отдельных танках установлен новый панорамный прицел командира, что улучшило возможности по поиску целей и точному наведению оружия.

Опыт Ближнего Востока нашёл отражение в установке автоматической коробки передач, позволяющей быстрее давать задний ход. Сирийские танкисты часто применяли Т-72Б3 в ходе боёв в населённых пунктах, быстро выдвигаясь из укрытия для выстрела по противнику, и, не мешкая, возвращаясь обратно, чтобы не попасть под ответный огонь.


© Фото автора

Т-72Б3М выставлялись на площадках форума «Армия».

Танки модификации «Б3» нового облика и более мощные с недавних пор привлекаются к участию в парадах, соревнованиях и выставках. На площадках форума «Армия», включая статическую экспозицию у «Конгресс-Центра» в Кубинке, выставлялись образцы с таблицами данных к ним, что дало возможность сравнить их с более ранними экспонатами.

Согласно таблицам, масса в боевом снаряжении увеличилась с 45,6 до 46,5 тонн, а мощность двигателя возросла с 840 л.с. (первые партии Т-72Б3 сохраняли В-84, прошедшие капремонт) до 1.130 л.с. (при установке нового В-92С2Ф). Максимальная скорость по шоссе сохранилась на уровне 60 км/ч. Запас хода по шоссе сократился на полсотни километров, до пятисот.

Выступая 6 сентября с.г. по итогам Армейских Игр-2020, Сергей Шойгу сказал, что «появилась модификация Т-72Б3М, не уступающая по своим характеристикам, а в чём-то и превосходящая современные зарубежные танки». «В планах Министерства обороны провести модернизацию всех имеющихся на вооружении танков Т-72 до данной модификации», — заявил он.

По следу Тигра

Даже в заокеанских рейтингах Леопард-2 нередко опережает американский Абрамс М1А2. У военных экспертов, разумеется, есть основания выводить немецкую машину на первое место. Но к званию «лучший танк мира» надо относиться с долей здорового скепсиса. Взгляните на башню Леопарда-2, зенитный пулемет вам ничего не напоминает? Все правильно, это МG3A1 — прямой потомок, точнее адаптированный под современный патрон MG-42 времен Второй мировой войны. Понимаю, весьма удачная «машинка», но не для третьего же тысячелетия! Лишь совсем недавно на танках бундесвера пулемет-легенду стали заменять на современный Heckler & Koch MG5 или дистанционно управляемый модуль со «стволом» 12,7 мм.


Леопард модификации 2А4. Башня с бронелистами без рационального угла наклона. Даже ребенок определит — танк сделан в Германии.

Леопард модификации 2А4. Башня с бронелистами без рационального угла наклона. Даже ребенок определит — танк сделан в Германии.

В животном мире крупная кошка леопард относится к роду пантер, так же как и тигр. Забавно — в немецкой бронетехнике легко прослеживаются эти звериные родовые черты. Леопард-2, как и танки вермахта времен Второй мировой, отличается вертикальной установкой бронелистов. Рациональных углов наклона брони на корпусе и на башне минимум, особенно на ранних модификациях. Мало того, громадный Леопард переразмерен в ширину и достаточно тяжел — типичные «тигриные» проблемы, затрудняющие транспортировку по железной дороге.

Получается, немцы с завидным упорством наступают на те же грабли? Не во всем. Во время войны с СССР были у машин кошачьего племени проблемы с ресурсом, мощностью двигателей и, главное, немцы не смогли наладить ремонт своих сложных танков в полевых условиях. Так вот, пробег Леопарда-2 до капитального ремонта составляет 10 тысяч километров. Силовая установка — турбодизель мощностью 1500 л.с., объединенный в единый блок с гидромеханической трансмиссией. Помимо высокой энерговооруженности такое техническое решение дает еще хорошую ремонтопригодность — силовую установку в сборе даже в полевых условиях можно поменять за 35 минут. Отличный показатель!


Леопард 2A5 армии Бундесвера с башней нового образца. Попытка расположить бронелисты рационально.
Леопард 2A5 армии Бундесвера с башней нового образца. Попытка расположить бронелисты рационально.


Приглядитесь к пулемету. Это прямой потомок MG-42 времен Второй мировой войны.

Приглядитесь к пулемету. Это прямой потомок MG-42 времен Второй мировой войны.

Т-80БВМ «Мотобол-2»

Начиная с середины семидесятых годов прошлого века и до развала Советского Союза, отечественная промышленность параллельно выпускала две линейки основных боевых танков. Одна — «уральская», в лице Т-72 и его дальнейшего развития Т-90; другая представлена Т-64 и Т-80. Первая отличалась применением дизельных двигателей, тогда как на Т-80 применяется газотурбинный. По итогам боевых действий в Чеченской республике, а также в рамках оптимизации численности Вооружённых сил, газотурбинные танки решили передать на базы хранения.

Одно время казалось, что по завершении выполнения заказов Южной Кореи и Кипра на полторы сотни Т-80УЕ, эта линия отомрёт. Однако события последних лет показали обратное: Министерство обороны не просто вернуло Т-80 с баз хранения в строевые части, но и приняло решение на модернизацию. Тема поручена АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения».


© mil.ru

Танкисты ЗВО в Подмосковье получили танки Т-80БВМ.

Общее направление работ — унификация Т-80БВ (1985г.) с «уральской линией». Прошедшие модернизацию Т-80БВМ получат прицел наводчика «Сосна-У», средства связи и другое оборудование с Т-72Б3, а комплекс защиты — с Т-90М. Промышленность получила заказ на модернизацию строевых машин типа Т-80БМ в ходе одного из форумов «Армия». Соответствующая тема носит «долгосрочный характер». Сначала предполагается выпуск установочной партии численностью порядка 60-80 единиц, для переоснащения пары танковых батальонов.

Модернизированный образец впервые продемонстрировали в сентябре 2017 г. по случаю Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона возле города Луга Ленинградской области. Затем одна машина выступала в динамическом показе на полигоне «Алабино» в ходе МВТФ «Армия-2018». Внешне обновлённый танк заметно отличается от Т-80УЕ-1, которые в большом количестве традиционно принимают участие в различных мероприятиях на площадках форума, выполняя стрельбу по мишеням в полигонных условиях и показывая лёгкость и точность управления в «танковом балете».

Численность парка Т-80 в составе Сухопутных войск России зарубежными источниками оценивается: пятьсот единиц в строевых частях и ещё три тысячи — на складах хранения. Среди этого множества присутствуют модификации «Б», «БВ» и «У», которые собирали в Ленинграде и Омске. Сначала их комплектовали моторами (разработки конструкторского бюро имени В.Я. Климова) мощностью 1.000 л.с., позднее — 1.100 и 1.250 л.с. За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок.


© mil.ru

Т-80БВМ выполняет стрельбу по мишеням в полигонных условиях.

Модификация «УЕ-1» при весе 47 тонн разгоняется до 70 км/час и показывает запас хода по шоссе 500 км. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами». Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]