Что такое боевое копье, его история и разновидности, символизм и значение


Главным оружием рыцаря был не меч, а копье. Именно копьем наносили первый удар в бою, «копьем» называли боевую свиту рыцаря, его отряд. Посему именно копье было главным оружием во время рыцарского турнира.

Оно, как и рыцарский доспех, прошло немалый путь эволюции. Первоначальный его вид, вид простого шеста с острым наконечником, изменился до сложной, иногда пустотелой, конструкции, снабженной защитой для руки.

О нем-то мы сегодня и поговорим, открывая новый цикл «Рыцарский турнир». Это не значит, что мы закрываем сериал «История меча». Напротив. Мы будем продолжать их и дальше, параллельно с сериалом «Рыцарский турнир».

Значение именно копья в сражениях было крайне велико, ведь первый удар в бою рыцарь наносил обычно именно копьем. Соответственно, это условие перенеслось и на турниры.

Интересно, что в Англии и во Франции в 12-15 веках турнир иногда прямо так и называли — «хейстильюд», то есть «игра с копьем». Но это относилось только к тем схваткам, где оружием служило именно копье.

Такие схватки проходили как верхом, так и в пешем порядке. Однако нам придется сузить тему, иначе эта статья может обернуться толстой книгой. Чтобы этого не случилось, ограничимся теми копьями, которыми рыцари сражались верхом.

ТТХ турнирного копья

Только в 13 веке на турнирах стали применять особое, «гуманизированное» копье, в связи с чем оно стало делиться на копье войны и на копье мира. Разница между ними была в форме наконечника.

У копья войны он был острым, что позволяло участникам поединка сполна хлебнуть острых ощущений. У копья мира – особой формы, в виде короны с 3-4 зубчиками, за что и назывался коронель.

Его преимущество было в распределении силы удара на всю его площадь. Таким образом турниры становились все более безопасными для их участников, хотя смерть по-прежнему оставалась их попутчицей.

За всю историю рыцарских турниров копье претерпит множество специальных изменений, и когда сами турниры превратятся в спортивное состязание, станет отличным спортивным снарядом. К этому времени копье будет сложным, делавшимся из нескольких частей, собиравшихся на клею.

Как видим, оно так же далеко от «палки с наконечником», как мотоцикл от самоката. О том, из каких частей оно состояло, сейчас и расскажу.

Копья в разных странах

В Китае древковое оружие использовали три тысячи лет, начиная с династии Шан и до правления династии Цин. Копья цзи носили китайские пехотинцы и всадники. Его разновидности — цинлун цзи с одним вогнутым серповидным лезвием и фантань цзи с двумя лезвиями по бокам от наконечника.

Южноамериканские индейцы предпочитали лук и дротики. Но воины племени арауканов поняли, что с длинными пиками они могут отражать нападения испанской кавалерии.

Племена зулусов из Южной и Юго-Восточной Африки использовали ассегай — двухметровое древко с листовидным железным наконечником. Коренные народы Океании соорудили копьеметалку — палку или дощечку с желобом и упором для метания орудия на дальнее расстояние.

Древко

Толщина копья, а вернее, толщина его древка в разные века была разной. Для XII—XIII веков нормальным считалось достаточно легкое копье, диаметром не более 6,5 сантиметров в самом широком месте. Для сравнения — черенок всем привычной лопаты имеет диаметр 4 сантиметра.

В хрониках можно найти много упоминаний о турнирах, в которых участвовал поэт, политик и рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1275). Так вот, во время турнира каждый из его оруженосцев держал запасные копья своего господина — причем в связках по три штуки. А значит, даже такие толстые древки рыцари умудрялись ломать друг об друга с завидным постоянством.

Слева — Ульрих фон Лихтенштейн на миниатюре Манесского кодекса (XIV век), справа — деталь гобелена «Manius Curius Dentatus Refusing the Gifts of the Samnites» (XVI век), на которой хорошо видны связанные воедино копья.

Но шло время и копья развивались. К 15-му веку их диаметр «играл» уже от 5 до 15 см, чаще всего составляя 9—10 см. Длина копья была от 3 до 3,7 метров.

Древко изготавливали из мягких пород дерева (ясень, осина), обычно ок­руглым в сечении. Некоторые турнирные копья были рифлеными, а иногда даже полыми, чтобы они легче ломались.

Сверху их, как правило, причудливо раскра­шивали в гербовые цвета владельца. Интересно, что в зависимости от вида турнирных состязаний использовались копья, имевшие разную толщину и длину, а так же разные наконечники.

Разновидности оружия

Копье — это вид колющего или колюще-рубящего оружия, состоящий из длинного древка и острого наконечника. Оно предназначалось для метания или ближнего боя в различных военных подразделениях.

Копья пехоты

В македонских, эллинских, древнеримских и славянских войсках по-разному называлось и выглядело вооружение. В бою использовали несколько видов:

  • одноручные — короткие, несли воины в первых рядах со щитами;
  • сариссы — длиной 2-6 метров, несли с третьего ряда, использовали для метания и в ближнем бою;
  • пилумы — древко и пирамидальный наконечник из мягкого железа были одинаковой длины, несли воины легкой пехоты и легионеры в древнеримском войске;
  • сулицы (дротики, джериды) — метровые орудия для метания, носились в колчане, использовались на Руси, в средневековой Европе, на Ближнем Востоке.

Самая известная разновидность длинных копий — пики. Их наконечники длиной 12 сантиметров имели по 3-4 грани с продольными желобками долами.

Кавалерийские

Всадники Греции и Македонии сражались короткими копьями со смещенным к древку центром тяжести. Также для конницы приспособили сариссы, намеренно оснастив их ломким древком. Иначе тяжелое оружие тянуло за собой всадника вместе с конем. Кавалерийские пики весили в среднем три килограмма. Длина древка не превышала 3,5 метра.

Польская крылатая гусария носила орудия с полым древком от наконечника до середины, округлой гардой и окончанием древка из тяжелого дерева. В Западной Европе рыцари наносили первый удар копьем длиной в 4,4 метра, а затем сражались на мечах.

На Руси поместная конница выступала с маневренными рогатинами весом в 1,5 килограмма и длиной в 2,5 метра.

Для охоты

Длина древка охотничьих орудий подбиралась так, чтобы держать зверя на безопасном расстоянии, а наконечник — чтобы теснить его. К ним относят:

  • гарпун — метательное орудие с зазубренным наконечником для охоты на китов и морских животных;
  • трезубец — длинное древко в трехзубчатым наконечником и крючкам на концах зубцов для ловли крупной рыбы;
  • кабанье копье — двухметровое древко с наконечником и перекладиной, традиционный атрибут немецкого егеря;
  • рогатина — русское приспособление с перекладиной под острием для охоты на медведя.

Охота считалась развлечением аристократов, поэтому орудия украшали драгоценной отделкой.

Для охраны

Охранники-копьеносцы появились в первых крупных городах. Они сторожили городские ворота, дворцы, патрулировали улицы. Охрана использовала приспособления, которые произошли от бердыша, топора с серповидным лезвием. Они оснащались наконечником с двусторонней заточкой и тоже назывались рогатинами.

Древнеримские телохранители носили облегченные копья ланцеи длиной 2,5 метра с листовидным удлиненным наконечником. Ланциарии сопровождали полководцев, иногда сенаторов.

Копье как флагшток

В Древнем Египте на конце пики прикрепляли фигурки богов и ленты. Воины армии Чингисхана, украинские казаки привязывали к древку бунчук из конского волоса. С помощью знамен, привязанных к древку, воины и военачальники подавали сигналы во время боя. Римляне специально приделывали под острием перекладину с табличкой, на которой указывали название воинской части.

Позже появилась традиция оснащать верхушку древка флага наконечником. Знамена имперской России напоминали пики. В СССР навершия флагов были стилизованы в виде острия копья.

Защита руки

На турнирных копьях развитого Средневековья рукоять специально выделялась. От остальной части древка ее отделяли ограничительными ва­ликами с обеих сторон.

Для защиты руки впере­ди рукояти помещали особую гарду воронкооб­разной формы. Ее называли нодус или вамплейт. Изнутри она снабжалась крюком, который облегчал управление копьем, а так же подбивалась войлоком.

Вот перед нами один из примеров копья с нодусом. Оно датируется 16 веком, и достигает в длину 4,25 метра. Нодус имеет форму усеченного конуса с гофрированными краями, в диаметре не превышает 31 сантиметра.

Размер нодуса зависел от типа поединков. Для одних он был диаметром около 15—16 см, а для других уже прикрывал всю пра­вую руку рыцаря, от запястья до плеча.

Впрочем, наличие нодуса не было обязательным условием турнирного копья. Некоторые экзем­пляры вполне обходились передним ограничительным валиком рукояти, причем в этом случае он делался гораздо больше заднего.

Понятно, что такую махину требовалось еще и удерживать в руке – причем не только гарцуя перед дамами, но и в тот момент, когда рыцарь выбивал соперника из седла. Для этого шли на особые хитрости.

Эффективность

Пробивающая сила пилума была впечатляющей. Копье дырявило и щиты, и доспехи воинов. Британский историк Коннолли в начале 2000-ых решил испытать современные аналоги древнего оружия. Для испытания были выбраны три варианта копья по размеру:

  • тяжелый с наконечником большого диаметра 1,28 кг;
  • тяжелый с пирамидальным наконечником 1,7 кг;
  • легкий дротик 1,1 кг.

Когда были проведены испытания на дальность полета, первое копье достигло максимального значения 34,8 м, второе — 33,7 м, третье — 54,5 м.

Также оружие протестировали на способность проникать в материал. Мишенью сделали фанерную пластину толщиной 1,1 см. Легкий дротик вонзался в фанеру, но не пробивал ее, его металлическая часть сгибалась крючком. Первый вид копья тоже вонзался в мишень без пробивания. А вот второй вариант пилума продырявливал фанеру, причем вытащить острие было проблематично, поскольку края пробоины деформировались.

Крюк для копья

Позади ру­кояти располагалось тяжелое металлическое кольцо (граппа), которое упиралось в стальной копейный крюк на правой стороне кирасы, не по­зволяя копью соскальзывать и распределяя силу отдачи на весь нагрудник.

В XV веке копейный крюк стал обязательным элементом турнирной рыцарской брони, хотя говорят, что возник он около 1325 года. Изначально его подбивали войлоком, но со временем на копейный крюк стали де­лать накладки из дерева или свинца. Соответственно, граппа приобрела небольшие притуплённые шипы, легко входившие в накладки, что обеспечивало еще более надежное сцепление копья и рыцаря.

Значение в культуре

В мифах пики преподносятся как атрибут начала. Скандинавский бог Один начал войну, метнув копье Гунгнир. Молния-копье — символ древнего средиземноморского бога грозы Баала. Пика индийского бога войны Индры — символ победы. В культуре разных народов копье служит оружием возмездия, силы и власти.

Другие известные орудия:

  • трезубец греческого бога Посейдона;
  • копья пророка Мухаммеда Аль-Монсари и Аль-Монсави;
  • Ронговеннан короля Артура;
  • копье Георгия Победоносца, пронзающее змея.

Дон Кихот Сервантеса атаковал мельницы, вооруженный рыцарской пикой. Герман Мелвилл в романе «Моби Дик» описывает охоту китобоев с гарпунами.

Согласно славянскому мифу копье Юлия Цезаря было воткнуто в священный столб в городе Юлине, ушедшем под воду Балтийского моря. В кремлевской Оружейной палате хранится острие копья князя Тверского Бориса Александровича, которое привез как трофей царь Иван Васильевич.

Турнирный оптимал

Только с 14 века начал выделяться особый турнирный доспех. Поначалу эта тенденция не слишком бросалась в глаза, укрепляли те доспехи, которые были в ходу.

Если присмотреться к топфхельму – ведрообразному шлему дворянского рода Пранкхов (сер. XIV века), то можно увидеть что левая сторона шлема защищена крепче, смотровая щель более узкая, а сам шлем изнутри снабжен войлочной прокладкой.

Через полвека или около того, на первый план уже окончательно вышла забота о безопасности рыцаря в условиях турниров. К XV веку в средневековом обществе турниры воспринимались уже как фестивали, а сшибки — как спорт.

Отсюда — разделение доспехов на боевые, в которых можно бегать, прыгать, скакать и лезть на стены, и на турнирные. Которые в реальном бою не практичны, но в турнирном — то, что доктор прописал. И поскольку, по-немецки, «колоть» — stechen, то поединки на копьях называли «гештех» (gestech), а доспех, для участия в них, получил название штехцойг (нем. stechzeug). Вот он:


За то время, пока штехцойг использовался, он претерпевал изменения. При этом в разных странах сражались немного по-своему, поэтому вносили корректировки и в защиту. Самые большие различия — о них мы обязательно поговорим в специальной статье, были у немецкого и итальянского штехцойга. В отношении турнирного копья разница была невелика и заключалась в следующем.

Немцы фиксировал копье с помощью мощного турнирного крюка, о котором я уже рассказывал. Итальянцы, в свою очередь, использовали в сшибках более легкие копья и для их поддержки хватало кожаного стакана, обтянутого материей. Его приклепывали справа на кирасе, в районе пояса, и перед началом сшибки в него вставляли копье.

К началу XV века в Германии появился новый вид конного поединка на копьях, который вскоре стал очень популярен. Он назывался реннен, что в дословном переводе означает просто «скачки».

За столь безобидным названием скрывалось азартное состязание, в котором рыцари повторяли свои сшибки до тех пор, пока один из них не оказывался выбит из седла. Своего рода марафон, в котором побеждал только самый выносливый.

Копье, которое применялось при конной атаке в реннене, обычно было легче того, которое использовали в прежних вариантах сшибки. Оно делалось из мягких пород дерева, достигало 4 метров в длину, и при диаметре 7 см весило около 14 кг.

При этом наконечник его был острым, а значит, адреналина участникам реннена хватало. Поэтому реннен породил новую, более подходящую для него броню. Свою форму она во многом взяла у готического доспеха XV века и называлась реннцойг — доспех для участия в реннене.

Доспехи реннцойг из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Оба были изготовлены в 1580–90 годах в Германии, возможно в Дрездене. Вес того, который слева — 41,5 кг., того, который справа — 29, 5 кг.

Техника использования

Легионеры метали копья с определенной дистанции, при этом меняли марш на бег. С какого расстояния бросали пилумы, вопрос спорный. Необходимо исходить из того, что легионеры сначала метали копья, затем нападали на врага с мечами. Хотя путем экспериментов установлено, что пилумы способны преодолеть дистанцию 30 м, бросали их, скорее всего, с меньшего расстояния — 10-18 м. В этом случае копье не утрачивало пробивную силу, а легионер имел достаточно времени, чтобы достать из ножен меч, подбежать к врагу.

Пилумы не всегда наносили травмы, но часто застревали в выставленных щитах. Враг не мог вытащить согнутый металлический наконечник из щита, отрубить его тоже не получалось, в итоге защитное приспособление становилось неудобным, приходилось его бросать, «оголяясь» перед нападающим. Легионер, добравшись до врага, мог ухватиться за древко, потянуть его вниз или в сторону, получив доступ к вражескому телу.

Существуют три предположения, как римляне могли метать пилум:

  1. Все легионеры вместе бросали копья. Преимущество такого способа — значительная концентрация атаки на узкой фронтовой линии. Минус — высокая вероятность травмирования впереди стоящих легионеров, поскольку расстояние между первым и последним рядами римских воинов составляло примерно 9 м.
  2. Ряды или даже части рядов метали пилумы по очереди после приближения к врагу на оптимальное расстояние.
  3. Первыми бросали копья легионеры 1-3 ряда. Остальные применяли оружие, оказавшись в гуще боя, при необходимости передавали его товарищам.

Подобно танковой башне

Изначально копье на турнире держа­ли только рукой, иногда прижи­мая его к бедру. Но в XII веке ставку на удар копьем с коня, сам по себе, страшный — повысили. Главной задачей стал таранный удар копьем, когда воедино соединялись скорость и масса коня.

Поэтому копье стали зажимать под мышкой, так что всадник превращался в подобие танковой башни. Его задача была точно прицелиться и удержать копье в момент удара.

Такой способ удер­жания копья уже можно наблюдать у некоторых рыцарей, изображенных на знаменитом ковре из Байё (1077—1085 гг.). Но тогда это было скорее исключением, чем правилом.

В следующем столетии иногда смешивали оба варианта удержания копья, хотя нечасто. Так, во время поединка в Тарвисе (XIII век) в схватке сошлись рыцари Рейнпрехт фон Мурек и уже знакомый нам Ульрих фон Лихтенштейн. Один взял копье под мышку — самый распространенный прием, другой приложил копье низко к бедру.

Но не зависимо от того, как держали рыцари свои копья, самым красивым считался бой, в котором оба участника ломали их, не выпав при этом из седел.

А теперь давайте посмотрим, как это все выглядело в реальности.

В видеоролике, который я хочу вам показать, съемка ведется с нескольких камер, две из которых установлены непосредственно на копье. Одна снимает назад, и показывает нам рыцаря в тот момент, когда он наносит удар по сопернику. Вторая — снимает собственно этот удар и его последствия.

Словом, для вас открыта уникальная возможность, не отходя от компьютера, оказаться в седле и увидеть мир глазами рыцаря. А вернее, его копья.

История

В переводе с латыни «pilum» значит «пест», хотя визуально средство для толчения сложно назвать похожим на копье. По другой версии, название оружия произошло от прозвища древних римлян, их называли «pilumnoe poploe», что примерно переводится как «копьеносный народ».

Когда и кем изобретен пилум, не известно. Есть несколько версий, у кого римляне позаимствовали оружие: у сабинян, иберов или самнитов, но, скорее всего, у этрусков. Копье стало значимой частью вооружения римских легионеров в начале III века до н. э. Изначально его использовала пехота, а после формирования республиканских легионов и до 27 года до н. э. пилумом пользовались легкие легионеры велиты и тяжело вооруженные пехотинцы гастаты. Около 100 года до н. э. военачальник Марий придал пилуму статус обязательного оружия для каждого легионера.

Постепенно пилум был вытеснен облегченным копьем спикулумом. Хотя некоторые историки полагают, что это одно и то же оружие. Когда Римская империя развалилась, исчезли пехотинцы легионеры, тогда же завершилась история пилумов, на полях боев ключевыми фигурами стали тяжелые кавалеристы с копьями значительной длины.

Язык копья

Не будем забывать, что эпоха рыцарства – это эпоха церемоний, высоких слов и ярких поступков.Например, Ульрих фон Лихтенштейн во время своих поединков требовал, чтобы побежден­ные им рыцарей кланялись в честь дам на все четыре стороны света. Рыцарь же, сломавший копье об Ульриха фон Лихтенштейна, получал зо­лотое кольцо, чтобы вручить его своей даме.

Сам турнир – это настоящий кладезь для тех ученых, которые исследуют язык символов. Понятно, что копье так же не обошла участь быть, помимо оружия, частью средневековой символики. Согласно геральдическим правилам, копье на гербе символизировало рыцарское служение и благочестие.

Именно благочестие заставляло рыцаря, который выбивал противника из седла, немедленно бросить свое копье, остановиться и под­нять вверх правую руку.

Кроме того, копье было важным атрибутом почетного рыцаря — совершено особой и необходимой фигуры на турнире. Персону его выбирали дамы, при этом почетный рыцарь не сражался. Его ждала особая роль.

Во-первых, весь рыцарский турнир он должен был находиться на ристалище — в доспехах и верхом на коне. При этом шлем его находился далеко — на трибуне для дам, где его торжественно держали на обломке копья.

А во-вторых, почетный рыцарь находился на ристалище с другим копьем, на конце которого была закреплена длинная белая вуаль. Она называлась «покрывало благорасположения», потому что касанием ее почетный рыцарь имел полное право остановить бой в любой момент на свое усмотрение.

Так что турнирное копье было для рыцаря особым оружием. Им дорожили, его воспевали, но главное — им добывали победы, подчас нелегкие. Именно благодаря этим победам, а значит, благодаря турнирному копью, в Средние века зажигались звезды первой величины, имена которых известны уже много веков.

Ну и под конец еще одно видео по теме:

Символизм

Копье символизирует воинскую доблесть и мужское начало. В скандинавской, китайской и индийской мифологии это атрибут богов, а начиная с бронзового века — атрибут воинской власти, вождей. Наконечники из золота и серебра украшали орнаментами.

Наиболее известный символ несправедливого суда — «копье Судьбы», которым воин Лонгин пронзил распятого на кресте Христа. Также древковое орудие означает древесную ветвь и указатель направления. Испанский миссионер и философ Раймунд Луллий считал, что копье символизирует высокую нравственность рыцаря.

Метательный бой

Сражения во времена Римской империи обычно проходили с паузами, когда противники уходили в тыл для восстановления сил и запасов вооружения. Подобный бой с применением метательного оружия описал Юлий Цезарь. Речь идет о столкновении с войском Афрания у испанской Илерды в 49 году до н. э.

Противники встали на холме, где подъем был не шире 150 м. Легион Цезаря остановился у подножия возвышенности, подвергся обстрелу, который продолжался 5 часов. Когда метательное оружие с обеих сторон закончилось, римские легионеры атаковали врагов, бросившись с мечами вверх по холму, вынудили вражеское войско перейти к отступлению.

Испанский легион Цезаря имел полную комплектацию в плане вооружения. Перед сражением у легионеров было около 10 тысяч пилумов. Для израсходования копий за указанное время римляне должны были метать по 2 тысячи единиц за час, а на каждый фронтовой метр приходилось по 13 единиц.

Если верить записям императора, использованным количеством пилумов удалось убить 200 вражеских воинов, а ранить в – 4-5 раз больше. То есть примерно 10 % выпущенных пилумов попадали в цель, а это весьма неплохой результат для тех времен. А еще нужно учитывать, что враги защищались щитами.

Несколько любопытных фактов…

В отличие от стрел, дротики не снабжались оперением. Исключение в этом отношении представляли римские и византийские “плюмбаты”. Слово “плюмбата” с латыни может быть переведено, как “свинчатка”. Дротики этого типа имели длину всего 45 см и переносились по 5 штук в кармашках на внутренней стороне легионерского щита. Свинцовый утяжелитель смещал центр тяжести к самому острию, поэтому коротенькое древко для стабилизации приходилось снабжать оперением. Существовали как легкие (0,2 кг), так и бронебойные (более 0,7кг) “плюмбаты”. Метались они на дистанцию до 60м.

Автор – Мэлфис К.
При написании статьи использованы следующие источники: Энциклопедия Холодного оружия, статья Игоря Края “легкая пехота древности”, статья с портала www.rol.in.ua и ряд других, названий которых не сохранила история.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]