Многоцелевой истребитель-бомбардировщик МиГ-29ОВТ.

Как известно, МиГ-29 принадлежал к категории летательных аппаратов нового поколения еще в 70-х годах прошлого столетия. В 1969 году начался конкурс на его разработку с рабочим названием «ПФИ». Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом: перспективный фронтовой истребитель. Тогда и началась история создания МиГ-29 и далее с последующими модификациями.

Требования по техническим характеристикам были выдвинуты «заоблачные»:

  • возможность взлета с коротких полос;
  • увеличенный радиус действия;
  • идеальная маневренность;
  • тяжелое вооружение;
  • самая высокая скорость, которая существовала на тот момент.


Первый прототип «9-01»

Участники разработки проекта

В проектировании воздушного судна принимали участие сотрудники Центрального аэрогидродинамического института. Кроме них, в проекте участвовали специалисты разных профессий конструкторского бюро Сухого. Также разрабатывали проект сотрудники КБ Микояна и Гуревича, которые выиграли конкурс. Однако проект оказался настолько дорогостоящим, что его пришлось разделить на два: тяжелый и легкий перспективный истребитель. Было решено проектирование первого варианта самолета поручить специалистам КБ Сухого, а второго — сотрудникам института Гуревича и Микояна.

1974 год был ознаменован началом проектирования легкого истребителя с рабочим названием МиГ-29А. Его впервые протестировали в полете в 1977 году. Месяц спустя, его сфотографировали американские разведывательные спутники.


МиГ-29ОВТ на МАКС-2005

Серийное производство

Слабые технические характеристики МиГ-29 оказались причиной задержки запуска его в массовое производство до 1982 года.

Вообще, данная отсрочка связана с крушением двух самолетов. Первые истребители массового производства появились на базе «Кубинка» год спустя. А еще через год машины впервые прошли массовые испытания. Затем инструкторский авиаполк Центра боевого применения тоже получил свои истребители. Первый истребительный полк, куда тоже поступили «МИГИ», дислоцировался в Ивано-Франковске. Благодаря высокой квалификации пилотов, все эти авиаполки быстро достигли оперативной готовности.

Когда были поставлены первые самолеты, руководство авиаполков распределило задачи между легкими и тяжелыми и машинами. Тяжелая модель обладала повышенным радиусом действия, поэтому могла заниматься поиском воздушных и наземных целей на достаточно больших расстояниях. В обязанности пилота тяжелого истребителя входило обнаружение и уничтожение авиационной «натовской» техники.


МиГ-29М/ОВТ — всеракурсный

История создания истребителя МиГ-29

Военная авиационная техника в СССР создавалась параллельно с новыми разработками НАТО. Советский Союз, оглядываясь на достижения в области военной авиапромышленности США, Германии, Франции, старался не отставать. ОКБ Сухого, Микояна, Гуревича, Яковлева постоянно работали над созданием самолётов, способных превзойти натовскую технику.

Проектирование летательного аппарата МиГ-29 началось ещё в 1969 г. ВВС СССР требовался перспективный истребитель (ПФИ) с увеличенным радиусом действия, отличной маневренностью, скоростью выше 2 М. Машина должна была поднимать в небо тяжёлое вооружение. Новый самолёт предполагалось использовать на коротких ВПП. Проект ПФИ был довольно-таки дорогостоящим. Было решено отдельно производить лёгкие и тяжёлые самолёты. МиГ-29 относился к классу лёгких. Его проектирование велось с 1974 г. ОКБ Микояна.

Первый полёт истребитель совершил в 1977 г. Серийный выпуск был начат в 1982 г. Задержка с производством произошла вследствие того, что у первых самолётов было много недоработок, а две машины в ходе испытания разбились. Выпускали МиГи на московском авиа. В 1983 г. машины отправлялись на авиабазу «Кубинка» на вооружение. После успешного прохождения испытаний МиГ-29 в ЛИИ им. М. М. Громова авиатехнику отправили в Первый истребительный авиаполк под Ивано-Франковском.

У этой разработки было много модификаций. Некоторые модели поставлялись на экспорт. Дополнительно был создан палубный и учебный МиГ-29. Летательные аппараты выпускались в МАПО им. Дементьева и на авиазаводе в г. Нижний Новгород. В наши дни усовершенствование и выпуск истребителей проводится в Подмосковье на РСК «МиГ» в Луховицах. С 1982 г. было изготовлено 1600 единиц техники. В авиапарке ВВС РФ насчитывается около 270 машин МиГ-29.

Возможности и преимущества легендарного самолета

Тактико-технические характеристики истребителя

Модификации

МиГ-29К. Является корабельным истребителем и выполняет функции бомбардировщика. Многоцелевой самолет способен осуществлять боевые действия в любую погоду.

МиГ-29КВП. Данная модель является промежуточной. Разработана для обучения пилотов взлетать с палубы авианесущего крейсера. Может использоваться в качестве штурмового истребителя.

МиГ-29М. Данный летательный аппарат поставляется в части с улучшенным оборудованием. Турбореактивный двигатель истребителя оборудован форсажной камерой и управляемым вектором тяги.

Здесь используется многофункциональная импульсно-доплеровская систем «Жук». С ее помощью цели обнаруживаются на расстоянии 100 км. Кроме того, система позволяет осуществлять скрытое сопровождение. Максимальная скорость полета МиГ-29 составляет 2450 км/ч.


МиГ-29М/ОВТ

Технические и летные характеристики

Лётные и технические параметры:

  • экипаж — 1–2 чел.;
  • длина и высота — 17,32 и 4,73 м;
  • размах крыльев — 11,36 м;
  • вес пустого — 10,9 т;
  • макс. взлётный вес — 18,4 т;
  • запас топлива — 4 300 л (внутри) и 1 500 л (ПТБ);
  • высота подъёма — 18 км;
  • максимальная скорость — 2 415 км/ч;
  • скорость полёта у поверхности земли — 1 500 км/ч;
  • дальность полета при полной заправке — 2 000 км (3 200 км с тремя подвесными топ. баками);
  • скороподъемность — 330 м/с;
  • посадочная скорость — 260 км/ч;
  • боевой радиус — 710 км;
  • боенагрузка — 3 000 кг;
  • мотор — 2 (ТР ДД Ф РД 33).

Текущая ситуация

Как известно, кабина МиГ-29 рассчитана на двоих пилотов, однако, все равно машины устарели морально и физически, поскольку выработали свой ресурс. Исключение составляет 30 новых моделей МиГ-29СМТ. Устаревшие самолеты пока поддерживаются в рабочем состоянии, благодаря текущему ремонту. Их капитальный ремонт считается нецелесообразным. Несмотря на то что ТТХ МиГ-29 уникальны, устаревшие модели решено заменить истребителями МиГ-35. Машины этих моделей рассчитаны на одного и двух пилотов.


МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29

Силовая установка и фигура «колокол»

Двигателей у самолета два (РД-ЗЗ или РД-ЗЗК для модификации «М»), они расположены ниже крыла. Их суммарная тяга может достигать от 16 600 до 17 600 кН (кгс). Если принять во внимание, что взлетная масса машины несколько превышает 15 тонн, то несложно сделать вывод о превышении величиной показателя тяговооруженности единицы. Это в свою очередь означает, что если самолет МиГ-29 установить вертикально и вывести секторы газа в положение, близкое к предельному, то он зависнет на месте или поднимется выше без участия подъемной силы крыла. Эта техническая особенность позволяет не только показывать уникальные фигуры высшего пилотажа на показательных выступлениях, но имеет и важное прикладное значение. Локаторы работают на допплеровском принципе и могут отслеживать только движущиеся объекты. В момент выполнения «колокола» и «кобры» (а именно так называются фигуры пилотажа, во время выполнения которых происходит «зависание») скорость самолета МиГ-29 равна нулю, и все системы контроля и наведения средств ПВО противника перестают его видеть на своих экранах.

Основные задачи перспективных истребителей

Если учитывать, что высота полета МиГ-29 составляет 18000 метров, то достать его может не любая ракета. Разработчики данной модели спроектировали истребитель со следующими возможностями:

  • Вооружение ракетное и пушечное.
  • Сопровождение тяжелых бомбардировщиков с целью защиты от истребителей противника.
  • Полеты в разведывательных целях.
  • Перехват воздушных целей.
  • Надежное противодействие воздушным разведывательным средствам противника.
  • Прикрытие сухопутных войск с воздуха.
  • Обнаружение наземных целей.
  • Ликвидация самолетов противника с использованием пушки и ракет.
  • Максимальная высота полета составляет 18 километров. Благодаря этому, данную модель можно поразить не любым оружием.

й ЙНМЖС 1991 Ц. ХГ ЖЕУНБ люон ХЛ. о.б.дЕЛЕМРЭЕБЮ БШЬКН НЙНКН 1200 НДМНЛЕЯРМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ лХц-29, ОНВРХ 200 ╚ЯОЮПНЙ╩ лХц-29са ЯНАПЮК ГЮБНД Б мХФМЕЛ мНБЦНПНДЕ. б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ОКЮМЮЛХ ПЮГБХРХЪ ЮБХЮЖХНММНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ яяяп, Й ЩРНЛС БПЕЛЕМХ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ ОЕПЕБЕЯРХ люон МЮ БШОСЯЙ ЯЮЛНКЕРНБ лХц-29л: ЕЫЕ ДН 1990 Ц., ОЮПЮККЕКЭМН Я лХц-29, ДНКФМШ АШКХ ОНЯРПНХРЭ ОЕПБШЕ 60 ЛЮЬХМ ЩРНЦН БЮПХЮМРЮ, Ю Б ОНЯКЕДСЧЫЕЕ ДЕЯЪРХКЕРХЕ ОПЕДЯРНЪКН СБЕКХВХРЭ ХУ ЙНКХВЕЯРБН ДН РПЕУ-ВЕРШПЕУ ЯНРЕМ (НДМНБПЕЛЕММН Б 1986-1995 ЦЦ. ПЮЯЯВХРШБЮКХ ХГЦНРНБХРЭ 27 ЙНПЮАЕКЭМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ лХц-29й). нДМЮЙН ДНБНДЙЮ лХц-29л ГЮРЪЦХБЮКЮЯЭ, Й МЮВЮКС 90-У ЦЦ. СДЮКНЯЭ ГЮБЕПЬХРЭ РНКЭЙН КЕРМН-ЙНМЯРПСЙРНПЯЙХЕ ХЯОШРЮМХЪ Х ОПНБЕЯРХ ВЮЯРЭ ХЯОШРЮМХИ ОН ОЕПБНЛС ЩРЮОС цях. б РН ФЕ БПЕЛЪ ЕЫЕ Б 1986 Ц. ОПНХГНЬКН ЯНАШРХЕ, ОНРПЕАНБЮБЬЕЕ ОПХМЪРХЪ АЕГНРКЮЦЮРЕКЭМШУ ЛЕП ОН ЛНДЕПМХГЮЖХХ ПЪДЮ ЯНБЕРЯЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ, Б РНЛ ВХЯКЕ Х лХц-29. рНЦДЮ Б лНЯЙБЕ АШК ЮПЕЯРНБЮМ ЯНРПСДМХЙ НДМНЦН ХГ НАНПНММШУ ОПЕДОПХЪРХИ ю.рНКЙЮВЕБ. аСДСВХ ГЮБЕПАНБЮММШЛ ГЮОЮДМНИ ЯОЕЖЯКСФАНИ, НМ Б РЕВЕМХЕ МЕЯЙНКЭЙХУ КЕР ОЕПЕДЮБЮК ГЮ ПСАЕФ ЯЕЙПЕРМСЧ ХМТНПЛЮЖХЧ ОН ЯХЯРЕЛЮЛ БННПСФЕМХЪ Х НАНПСДНБЮМХЧ МНБЕИЬХУ ЯНБЕРЯЙХУ АНЕБШУ ЯЮЛНКЕРНБ. б УНДЕ ЯКЕДЯРБХЪ ОН ДЕКС рНКЙЮВЕБЮ СДЮКНЯЭ СЯРЮМНБХРЭ, ЙЮЙХЕ ЯБЕДЕМХЪ ЛНЦКХ ОНОЮЯРЭ МЮ гЮОЮД. б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ЩРХЛ АШКХ ПЮГПЮАНРЮМШ ЛЕПНОПХЪРХЪ ОН ЙНЛОЕМЯЮЖХХ МЮМЕЯЕММНЦН НАНПНМНЯОНЯНАМНЯРХ ЯРПЮМШ СЫЕПАЮ. б ВЮЯРМНЯРХ, ТХПЛЕ ╚лхц╩ ОНПСВХКХ ЯНГДЮРЭ ЛНДХТХЙЮЖХХ ОЕПЕУБЮРВХЙЮ лХц-31 Х ХЯРПЕАХРЕКЪ лХц-29 Я СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШЛХ ЯХЯРЕЛЮЛХ СОПЮБКЕМХЪ БННПСФЕМХЕЛ, ОПХ ЩРНЛ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ, ВРН ОН ХУ НАПЮГЖС АСДСР ДНПЮАНРЮМШ Х ПЮМЕЕ БШОСЫЕММШЕ ЯРПНЕБШЕ ЛЮЬХМШ (ОНДНАМШЛ НАПЮГНЛ Б МЮВЮКЕ 80-У ЦЦ. МЮ ЮБХЮПЕЛНМРМШУ ГЮБНДЮУ АНКЭЬХМЯРБН лХц-25о АШКН ЛНДЕПМХГХПНБЮМН Б БЮПХЮМР лХц-25одя, Ю МЕЯЙНКЭЙН ЯНР лХц-23лк — Б БЮПХЮМР лХц-23лкд). рЮЙ ОНЪБХКХЯЭ ЯЮЛНКЕРШ, ОНКСВХБЬХЕ МЮГБЮМХЪ лХц-31а Х лХц-29я

.

б ЯБЪГХ Я РЕЛ ВРН МЕДЮБМН БШЬЕДЬХИ МЮ ХЯОШРЮМХЪ лХц-29л Б ЙНМЯРПСЙРХБМН-РЕУМНКНЦХВЕЯЙНЛ ОКЮМЕ ДНЯРЮРНВМН ЯХКЭМН НРКХВЮКЯЪ НР ЯЕПХИМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ, Ю ОПХЛЕМЕММЮЪ МЮ МЕЛ МНБЮЪ ясб РПЕАНБЮКЮ ДКХРЕКЭМНИ ДНБНДЙХ, ПЕЬЕМН АШКН СМХТХЖХПНБЮРЭ МНБШИ БЮПХЮМР ╚ДБЮДЖЮРЭ ДЕБЪРНЦН╩ Я НЯБНЕММНИ Б ОПНХГБНДЯРБЕ ЛНДХТХЙЮЖХЕИ ╚9-13╩. б ЯНЯРЮБ БННПСФЕМХЪ лХц-29я ОКЮМХПНБЮКХ ББЕЯРХ МНБШЕ СОПЮБКЪЕЛШЕ ПЮЙЕРШ ╚БНГДСУ-БНГДСУ╩, ОЕПБНМЮВЮКЭМН ОПЕДМЮГМЮВЕММШЕ ДКЪ лХц-29л, Б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ сп ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ пбб-юе Я ЮЙРХБМНИ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ цям, Ю РЮЙФЕ п-27р Я РЕОКНБНИ цям, п-27пщ Х п-27рщ СБЕКХВЕММНИ ДЮКЭМНЯРХ ОСЯЙЮ. яХЯРЕЛЮ СОПЮБКЕМХЪ БННПСФЕМХЕЛ ХЯРПЕАХРЕКЪ, МЮГБЮММЮЪ ясб-29я, ДНКФМЮ АШКЮ ЯРПНХРЭЯЪ МЮ АЮГЕ ПЮГПЮАЮРШБЮЕЛНЦН Б мххп (мон ╚тЮГНРПНМ╩) ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ ЦКЮБМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ ч.о.йХПОХВЕБЮ (Ю ГЮРЕЛ б.б.тПЮМЖЕБЮ) ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЦН ОПХЖЕКЭМНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ пкой-29л, БЙКЧВЮБЬЕЦН пкя м019л Х МНБШИ БШВХЯКХРЕКЭ ж101л, Х НОРХЙН-ЩКЕЙРПНММНЦН ОПХЖЕКЭМН-МЮБХЦЮЖХНММНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ нщоПмй-29-1. сЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШИ пкой-29л НРКХВЮКЯЪ НР ОПЕФМЕЦН пкой-29 ОНБШЬЕММНИ ОНЛЕУНГЮЫХЫЕММНЯРЭЧ, МНБШЛ ОПНЦПЮЛЛМШЛ НАЕЯОЕВЕМХЕЛ, ЯХЯРЕЛНИ СЦКСАКЕММНЦН БЯРПНЕММНЦН ЙНМРПНКЪ Х ОНГБНКЪК ОПНХГБНДХРЭ НДМНБПЕЛЕММСЧ ЮРЮЙС ДБСУ ЖЕКЕИ ДБСЛЪ ПЮЙЕРЮЛХ Я юпця ХКХ рця. б нщоПмй-29-1 ПЕЮКХГНБЮКХ ПЕФХЛ ЯНБЛЕЫЕММНЦН СОПЮБКЕМХЪ ДКЪ ЯРПЕКЭАШ ХГ ОСЬЙХ ОН БНГДСЬМШЛ ЖЕКЪЛ. нАЮ ЙНЛОКЕЙЯЮ ясб-29я ЛНЦКХ РЮЙФЕ ТСМЙЖХНМХПНБЮРЭ Б СВЕАМН-РПЕМХПНБНВМНЛ ПЕФХЛЕ. лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ ╚ЛХЦЮ╩ ДНКФМЮ АШКЮ БНГПЮЯРХ ДН 4 Р (ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКЮЯЭ ОНДБЕЯЙЮ БНЯЭЛХ ЮБХЮАНЛА ЙЮКХАПЮ 500 ЙЦ МЮ ВЕРШПЕУ ОНДЙПШКЭЕБШУ ЛМНЦНГЮЛЙНБШУ АЮКНВМШУ ДЕПФЮРЕКЪУ), ОПХ ЩРНЛ ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ ЛЮЯЯЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ ДНЯРХЦЮКЮ ОНВРХ 20 Р. йПНЛЕ РНЦН, лХц-29я ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ НЯМЮЫЮРЭ ДНПЮАНРЮММНИ ЯХЯРЕЛНИ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЦН СОПЮБКЕМХЪ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫЕИ СКСВЬЕМХЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ СЯРНИВХБНЯРХ Х СОПЮБКЪЕЛНЯРХ ХЯРПЕАХРЕКЪ МЮ АНКЭЬХУ СЦКЮУ ЮРЮЙХ (ЛЮЙЯХЛЮКЭМШИ СЦНК ЮРЮЙХ АШК ДНБЕДЕМ ДН 28╟). (йНЛОКЕЙЯ ХЯЯКЕДНБЮМХИ ОН ПЮЯЬХПЕМХЧ ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММНЦН ДХЮОЮГНМЮ СЦКНБ ЮРЮЙХ Х НРПЮАНРЙЮ ЛНДХТХЖХПНБЮММНИ яюс ОПНБНДХКХЯЭ КЕРВХЙЮЛХ нйа Я 1986 Ц. МЮ НОШРМНЛ лХц-29 ╧407.)

нЯМНБМНИ ГЮДЮВЕИ лХц-29C ЪБКЪЕРЯЪ обн МЕАНКЭЬХУ РЕППХРНПХИ, БЮФМШУ НАЗЕЙРНБ Х БНИЯЙНБШУ ЦПСОО. оПХ ЩРНЛ ОПЕДОНКЮЦЮЕРЯЪ ЯКЕДСЧЫЮЪ РЮЙРХЙЮ ОПХЛЕМЕМХЪ ОПНРХБ БНГДСЬМШУ ЖЕКЕИ:

яРЮМЖХХ МЮГЕЛМШУ пкя, ПЮГЛЕЫЕММШЕ Б 10-15 ЙЛ НР КХМХХ ТПНМРЮ (КХМХХ АНЕБНЦН ЯНОПХЙНЯМНБЕМХЪ) ЦЮПЮМРХПСЧР пк-ЙНМРПНКЗ МЮ ПЮЯЯРНЪМХХ ОНВРХ 250 ЙЛ ГЮ ЯЮЛНКЕРЮЛХ ОПНРХБМХЙЮ МЮ БШЯНРЮУ АНКЕЕ 10000 Л. Х 20-40 ЙЛ ГЮ МХГЙНКЕРЪЫХЛХ ЖЕКЪЛХ.лХц-29 БГКЕРЮЕР Б ДЕФСПМНЛ ПЕФХЛЕ Я ЮЩПНДПНЛЮ, ПЮЯОНКНФЕММНЦН ~ 100 ЙЛ НР КХМХХ ТПНМРЮ Б РЕВЕМХХ 8 ЛХМ (max), Й ЖЕКХ ЕЦН МЮБНДЪР Я ОНЛНЫЭЧ ЯЙПШРНЦН ОЕПЕМНЯЮ ДЮР ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХ ХГ ЙНЛЮМДМНЦН ОСМЙРЮ (йо). бНГДСЬМШЕ ЖЕКХ (бж), КЕРЪЫХЕ МЮ БШЯНРЮУ 20000-23000 Л. ЯН ЯЙНПНЯРЭЧ ДН 2000 ЙЛ/В Х МЮ БШЯНРЮУ 10000-20000 Л. ЯН ЯЙНПНЯРЭЧ ДН 2500 ЙЛ/В НМ ЛНФЕР СМХВРНФЮРЭ ЕЫЕ ДН ХУ ОНДУНДЮ Й КХМХХ ТПНМРЮ. лХц-29 ОПХ ЩЙНМНЛХВМНЛ ПЕФХЛЕ МЮАНПЮ БШЯНРШ ЯОНЯНАЕМ СМХВРНФЮРЭ АШЯРПНУНДМШЕ ЯРПЮРНЯТЕПМШЕ бж МЮ ПЮЯЯРНЪМХХ 240-230 ЙЛ; Ю ОПХ ОНК╦РЕ Я ОНКМШЛ ТНПЯЮФМШЛ ПЕФХЛНЛ — МЮ ПЮЯЯРНЪМХХ 170-180 ЙЛ НР ЮЩПНДПНЛЮ БГКЕРЮ. мЮ ЯПЕДМХУ БШЯНРЮУ ХЯРПЕАХРЕКЭ МЮБНДЪР ДН БШЯНРШ ЖЕКХ, ДКЪ ОЕПЕУБЮРЮ бж, КЕРЪЫХУ МЮ БШЯНРЮУ 20000-23000 Л, ЕЦН МЮБНДЪР ДН БШЯНРШ 16000-17000 Л. еЯКХ лХц-29 ДЕИЯРБСЕР ОПНРХБ ЛЮКНБШЯНРМНИ бж, РН ДН ПСАЕФЮ ОЕПЕУБЮРЮ НМ КЕРХР МЮ 12000-12500 Л. гЮРЕЛ НМ ОЕПЕУНДХР МЮ БШЯНРС 3500-4000 Л, МЮ ЙНРНПНИ НАЕЯОЕВХБЮЕРЯЪ ЯЮЛЮЪ ЯРЮАХКЭМЮЪ ПЮАНРЮ АНПРНБНЦН пкой, Х ХЛЕЕРЯЪ БНГЛНФМНЯРЭ БШОНКМЕМХЪ РПЕАСЕЛНЦН БЕПРХЙЮКЭМНЦН ЛЮМЕБПЮ. хЯРПЕАХРЕКЭ МЮБНДХРЯЪ Б ОЕПЕДМЧЧ ОНКСЯТЕПС бж. еЯКХ ОЕПБЮЪ ЮРЮЙЮ МЕ СДЮ╦РЯЪ, лХц БШОНКМЪЕР ЛЮМЕБП ДКЪ ГЮМЪРХЪ ОНГХЖХХ ДКЪ ОНБРНПМНИ ЮРЮЙХ.

дКЪ ХЯОШРЮМХИ МНБНИ ЯХЯРЕЛШ СОПЮБКЕМХЪ БННПСФЕМХЕЛ МЮ ллг ХЛ. ю.х.лХЙНЪМЮ Б 1988-1989 ЦЦ. ОЕПЕНАНПСДНБЮКХ ДБЮ ЯЕПХИМШУ ХЯРПЕАХРЕКЪ РХОЮ ╚9-13╩. оЕПБШИ ХГ МХУ, ОНКСВХБЬХИ ╧405 (АНПРНБНИ ╧05), ОНДМЪКЯЪ Б БНГДСУ 20 ЪМБЮПЪ 1989 Ц., БРНПНИ — лХц-29 ╧404 (АНПРНБНИ ╧04) — 30 ХЧМЪ 1989 Ц. мЮ ЩРХУ ЯЮЛНКЕРЮУ НРПЮАЮРШБЮКХЯЭ ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЕ ЛНДЕПМХГХПНБЮММНЦН пкой-29л Х ясб-29я Б ЖЕКНЛ, ОПХЛЕМЕМХЕ ПЮЙЕР пбб-юе. б ВЮЯРМНЯРХ МЮ 405-Л БОЕПБШЕ ОПНХГБЕКХ СЯОЕЬМШИ ОСЯЙ ДБСУ ПЮЙЕР ОН ДБСЛ БНГДСЬМШЛ ЖЕКЪЛ НДМНБПЕЛЕММН. аШКН ДНЙЮГЮМН, ВРН МНБЮЪ ясб НАЕЯОЕВХБЮЕР НДМНБПЕЛЕММШИ ХКХ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМШИ ОСЯЙ ПЮЙЕР ОН ЖЕКЪЛ, ПЮГМЕЯЕММШЛ ОН ЮГХЛСРС МЮ СЦНК АНКЕЕ 8╟ ХКХ МЮУНДЪЫХЛЯЪ МЮ НДМНЛ ЮГХЛСРЕ МЮ ПЮЯЯРНЪМХХ АНКЕЕ 10 ЙЛ. оПХ БУНДЕ НАЕХУ ЖЕКЕИ Б ГНМС ПЮГПЕЬЕММШУ ОСЯЙНБ Х ОНЪБКЕМХХ МЮ ЩЙПЮМЕ ЯХЯРЕЛШ ЕДХМНИ ХМДХЙЮЖХХ ЯННРБЕРЯРБСЧЫХУ ЯХЛБНКНБ ОСЯЙ ЛНЦ ОПНХГБНДХРЭЯЪ КХАН Б ПСВМНЛ, КХАН Б ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЛ ПЕФХЛЕ. еЯКХ ЖЕКХ БУНДХКХ Б ГНМС ПЮГПЕЬЕММШУ ОСЯЙНБ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМН, НДМЮ ГЮ ДПСЦНИ, РН ЯННРБЕРЯРБЕММН ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМН ОПНХГБНДХКХЯЭ Х ОСЯЙХ ПЮЙЕР. хЯОШРЮМХЪ НАЕХУ ЛЮЬХМ ГЮБЕПЬХКХЯЭ Б ЯЕМРЪАПЕ 1991 Ц., Х Б 1994 Ц. лХц-29я АШК ОПХМЪР МЮ БННПСФЕМХЕ. люон ХЛ. о.б.дЕЛЕМРЭЕБЮ Й ЩРНЛС БПЕЛЕМХ СФЕ БШОСЯРХКН ОНВРХ ОНКЯНРМХ РЮЙХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ, НДМЮЙН РНКЭЙН 16 ХГ МХУ АШКХ ОПХНАПЕРЕМШ ббя пНЯЯХХ [24]. оЕПБШЕ лХц-29я ОНКСВХК ХЯРПЕАХРЕКЭМШИ ЮБХЮОНКЙ Б ьЮИЙНБЙЕ, МЕЯЙНКЭЙХЛХ ЛЮЬХМЮЛХ ЩРНЦН РХОЮ ПЮЯОНКЮЦЮЧР РЮЙФЕ жао Б кХОЕЖЙЕ Х цкхж Б юУРСАХМЯЙЕ. нЯМЮЫЕМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ МНБШЛХ ПЮЙЕРЮЛХ ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ, Б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ пбб-юе Я ЮЙРХБМНИ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ цям, ОНБШЯХКН ЕЦН ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ Б БНГДСЬМНЛ АНЧ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ЯЕПХИМШЛ лХц-29 Б 2.5-3 ПЮГЮ. оН ПЮЯВЕРЮЛ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ нйа Б БНГДСЬМНЛ АНЧ МЮ ЯПЕДМХУ ДХЯРЮМЖХЪУ лХц-29я ОПЕБНЯУНДХР ОН ЩТТЕЙРХБМНЯРХ ХЯРПЕАХРЕКХ F-16C Х ╚пЮТЮКЭ╩ МЮ 10%, Ю ╚лХПЮФ╩ 2000-5 Х JAS39 ╚цПХОЕМ╩ — МЮ 25%.

рЕЛ МЕ ЛЕМЕЕ Б 1992 Ц. лХМХЯРЕПЯРБН НАНПНМШ пНЯЯХХ ПЕЬХКН ОПЕЙПЮРХРЭ ГЮЙСОЙХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ лХц-29 — Б СЯКНБХЪУ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЦН ЙПХГХЯЮ АШКН ОПХГМЮМН МЕЖЕКЕЯННАПЮГМШЛ ЯРПНХРЭ НДМНБПЕЛЕММН ДБЮ РХОЮ ТПНМРНБШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. йЮЙ СФЕ НРЛЕВЮКНЯЭ, Б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ 70-У ЦЦ. Б НЯМНБС ЙНМЖЕОЖХХ ОЕПЯОЕЙРХБМНЦН ОЮПЙЮ ХЯРПЕАХРЕКЭМНИ ЮБХЮЖХХ ббя ЯРПЮМШ АШК ОНКНФЕМ ОПХМЖХО ЕЦН ОНЯРПНЕМХЪ МЮ АЮГЕ ДБСУ РХОНБ ЯЮЛНКЕРНБ: 70% — лХц-29 Х 30% — яС-27. оПХ ЩРНЛ ОПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ, ВРН ЯРНХЛНЯРЭ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ЩРХУ РХОНБ АСДЕР ЯННРМНЯХРЭЯЪ ЙЮЙ 1:1.9. мЮ ОПЮЙРХЙЕ ФЕ ЯДЕКЮРЭ ╚ЛХЦ╩ РЮЙХЛ ДЕЬЕБШЛ МЕ СДЮКНЯЭ: ЕЦН ЖЕМЮ АШКЮ КХЬЭ МЮ 40-50% ЛЕМЭЬЕ, ВЕЛ ╚ЯС╩ (ЯРНХЛНЯРЭ яС-27 МЮ ЛХПНБНЛ ПШМЙЕ НЖЕМХБЮЕРЯЪ Б 30-35 ЛКМ. ДНКК., Ю лХц-29 — 22-24 ЛКМ.ДНКК.). вРН ФЕ ЙЮЯЮЕРЯЪ ЙНКХВЕЯРБЕММНЦН ЯННРМНЬЕМХЪ ЩРХУ РХОНБ ЯЮЛНКЕРНБ Б ЯРПСЙРСПЕ НРЕВЕЯРБЕММШУ ббя, РН, ЯНЦКЮЯМН НОСАКХЙНБЮММШЛ Б ОЕВЮРХ ДЮММШЛ, НМН АШКН ДЮФЕ МЕЯЙНКЭЙН ОПЕБШЬЕМН Б ОНКЭГС ╚ЛХЦНБ╩: Й ЙНМЖС 1990 Ц. МЮ ЛНЛЕМР ГЮЙКЧВЕМХЪ дНЦНБНПЮ ОН нбяе Б еБПНОЕИЯЙНИ ВЮЯРХ яяяп АЮГХПНБЮКНЯЭ 648 ЯЮЛНКЕРНБ лХц-29 (82%) Х 138 ЯЮЛНКЕРНБ яС-27 (18%), МЕ ЯВХРЮЪ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ЮБХЮЖХХ блт Х БНИЯЙ обн. оНЯКЕ ПЮЯОЮДЮ яНБЕРЯЙНЦН яНЧГЮ ббя пНЯЯХХ ОЕПЕЬКН НЙНКН ВЕРШПЕУЯНР лХц-29 (80%) Х ВСРЭ АНКЕЕ ЯРЮ яС-27 (20%).

рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, БШОСЫЕММШЕ Б 1991 Ц. МЮ люон 16 ХЯРПЕАХРЕКЕИ лХц-29я ЯРЮКХ ОНЙЮ ОНЯКЕДМХЛХ ЯЮЛНКЕРЮЛХ ЩРНЦН РХОЮ, ОНЯРСОХБЬХЛХ МЮ БННПСФЕМХЕ НРЕВЕЯРБЕММНИ ЮБХЮЖХХ. яС-27 СДЮКНЯЭ ╚ОПНДЕПФЮРЭЯЪ╩ МЕЯЙНКЭЙН ДНКЭЬЕ, ОПЮБДЮ, ЯРПНХКХЯЭ НМХ СФЕ РНКЭЙН ДКЪ БНИЯЙ обн. дЮКЭМЕИЬЕЕ ПЮГБХРХЕ ЯНАШРХИ УНПНЬН ХГБЕЯРМН. мЮ ОПЕЯЯ-ЙНМТЕПЕМЖХХ, ЙНРНПЮЪ ОПНБНДХКЮЯЭ Б лХМХЯРЕПЯРБЕ НАНПНМШ пНЯЯХХ Б МЮВЮКЕ 1997 Ц. Х ОНЯБЪЫЮКЮЯЭ БНОПНЯЮЛ ТХМЮМЯХПНБЮМХЪ ЮПЛХХ, АШКЮ, Б ВЮЯРМНЯРХ, ОПХБЕДЕМЮ ЯРЮРХЯРХЙЮ ОН ГЮЙСОЙЮЛ МНБШУ АНЕБШУ ЯЮЛНКЕРНБ: Б 1994 Ц. лн пт ОПХНАПЕКН ЯЕЛЭ ЛЮЬХМ, Б 1995 Ц. — РНКЭЙН НДМС, Ю Б 1996 Ц. — МХ НДМНИ (!). лНЯЙНБЯЙНЕ ЮБХЮЖХНММНЕ ОПНХГБНДЯРБЕММНЕ НАЗЕДХМЕМХЕ, Я ЙНМЖЮ 60-У ЦЦ. ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮБЬЕЕЯЪ МЮ БШОСЯЙЕ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН БНЕММНИ РЕУМХЙХ, Я 1992 Ц. НЯРЮКНЯЭ АЕГ ЦНЯГЮЙЮГЮ, БЕЯЭЛЮ ЯЙСДМШЕ ЮЯЯХЦМНБЮМХЪ ОНКСВХКН Х нйа, ОПЕНАПЮГНБЮММНЕ Й ЩРНЛС БПЕЛЕМХ Б юБХЮЖХНММШИ МЮСВМН-ОПНЛШЬКЕММШИ ЙНЛОКЕЙЯ ╚лхц╩. б ЯНГДЮБЬЕИЯЪ ЯХРСЮЖХХ ЕДХМЯРБЕММШЛ БШУНДНЛ ХГ ОНКНФЕМХЪ ЛНЦКН ЯРЮРЭ ПЮГБХРХЕ ОПНЦПЮЛЛШ ЩЙЯОНПРЮ ╚ЛХЦНБ╩ ГЮ ПСАЕФ, РЕЛ АНКЕЕ ВРН ЩРХ ЯЮЛНКЕРШ МЕХГЛЕММН ОНКЭГНБЮКХЯЭ ОНОСКЪПМНЯРЭЧ С ГЮЙЮГВХЙНБ Я аКХФМЕЦН бНЯРНЙЮ, ХГ хМДХХ Х МЕЙНРНПШУ АШБЬХУ ╚АПЮРЯЙХУ╩ ПЕЯОСАКХЙ бНЯРНВМНИ еБПНОШ: Й 1991 Ц.СФЕ ОНВРХ РПХЯРЮ лХц-29 АШКХ ОПНДЮМШ Б 12 ХМНЯРПЮММШУ ЦНЯСДЮПЯРБ.

б ЯБЪГХ Я ЩРХЛ 30 МЕБШЙСОКЕММШУ ббя пНЯЯХХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ лХц-29я АШКХ ОЕПЕДЕКЮМШ Б ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР лХц-29ящ

. б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ НМХ МЮУНДЪРЯЪ МЮ УПЮМЕМХХ МЮ ЯЙКЮДЕ люон Б кСУНБХЖЮУ. йЯРЮРХ, ГДЕЯЭ ФЕ НЯРЮЕРЯЪ ЕЫЕ МЕЯЙНКЭЙН ДЕЯЪРЙНБ ЮАЯНКЧРМН МНБШУ лХц-29 РХОЮ ╚9-12╩, БШОСЫЕММШУ ДН 1992 Ц., МН ОНЙЮ РЮЙ Х МЕ МЮЬЕДЬХУ ГЮЙЮГВХЙЮ. нйа ОНДЦНРНБХКН ДНЙСЛЕМРЮЖХЧ ОН ДНПЮАНРЙЕ РЮЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ Б БЮПХЮМР лХц-29яд, ЮМЮКНЦХВМШИ лХц-29ящ ОН ЯХЯРЕЛЕ СОПЮБКЕМХЪ БННПСФЕМХЕЛ, яюс Х МНЛЕМЙКЮРСПЕ ОПХЛЕМЪЕЛНЦН НПСФХЪ (лХц-29яд НРКХВЮЕРЯЪ НР лХц-29ящ РНКЭЙН НРЯСРЯРБХЕЛ БЯРПНЕММНИ ЮООЮПЮРСПШ пщо, Ю ЯКЕДНБЮРЕКЭМН, ЛЕМЭЬЕИ ЯРНХЛНЯРЭЧ; БМСРПЕММХИ ГЮОЮЯ РНОКХБЮ МЮ МЕЛ МЕЯЙНКЭЙН ЛЕМЭЬЕ, НДМЮЙН РНОКХБМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ лХц-29яд РЮЙФЕ НАЕЯОЕВХБЮЕР ОНДБЕЯЙС ОНДЙПШКЭЕБШУ ора). хЛЕММН лХц-29яд ЪБХКЯЪ ОПЕДЛЕРНЛ ОЕПЕЦНБНПНБ ОН ХГБЕЯРМНЛС ╚ЛЮКЮИГХИЯЙНЛС╩ ЙНМРПЮЙРС, ЙНРНПШИ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮЕР ОНЩРЮОМСЧ ЛНДЕПМХГЮЖХЧ ОНЯРЮБКЕММШУ ЯЮЛНКЕРНБ, Б ВЮЯРМНЯРХ НЯМЮЫЕМХЕ ХУ ЯХЯРЕЛНИ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНКЕРЕ.

нАЕ ЩЙЯОНПРМШЕ ЛЮЬХМШ НЯМЮЫЮЧРЯЪ ПЮДХНКНЙЮЖХНММШЛ ОПХЖЕКЭМШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ пкой-29лщ (╚рНОЮГ╩) Х НОРХЙН-ЩКЕЙРПНММШЛ ОПХЖЕКЭМН-МЮБХЦЮЖХНММШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ нщоПмй-29-1щ. б МНЛЕМЙКЮРСПС ХУ БННПСФЕМХЪ, ОНЛХЛН ОСЬЙХ ць-301 Я АНЕЙНЛОКЕЙРНЛ 150 ОЮРПНМНБ, БУНДЪР ДН ЬЕЯРХ ПЮЙЕР ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ пбб-юе, ДН ЬЕЯРХ ПЮЙЕР АКХФМЕЦН АНЪ п-73щ, ДБЕ ПЮЙЕРШ ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ п-27п1 ХКХ п-27р1, ДБЕ ПЮЙЕРШ СБЕКХВЕММНИ ДЮКЭМНЯРХ п-27пщ1 ХКХ п-27рщ1, Ю РЮЙФЕ МЕСОПЮБКЪЕЛШЕ ПЮЙЕРШ, ЮБХЮАНЛАШ Х ГЮФХЦЮРЕКЭМШЕ АЮЙХ НАЫЕИ ЛЮЯЯНИ ДН 4000 ЙЦ, ПЮГЛЕЫЮЕЛШЕ МЮ ЬЕЯРХ ОНДЙПШКЭЕБШУ РНВЙЮУ ОНДБЕЯЙХ. яНЯРЮБ НАНПСДНБЮМХЪ ЯЮЛНКЕРНБ ЛНФЕР ХГЛЕМЪРЭЯЪ Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я РПЕАНБЮМХЪЛХ ГЮЙЮГВХЙЮ (БНГЛНФМН ОПХЛЕМЕМХЕ Х ГЮПСАЕФМНИ ЮООЮПЮРСПШ). рЮЙ, МЮ ХЯРПЕАХРЕКЪУ ДКЪ ббя лЮКЮИГХХ СЯРЮМЮБКХБЮЧРЯЪ ПЮДХНРЕУМХВЕЯЙЮЪ ЯХЯРЕЛЮ АКХФМЕИ МЮБХЦЮЖХХ TACAN AN/APN-118, ОПХЕЛМХЙ ЯОСРМХЙНБНИ МЮБХЦЮЖХНММНИ ЯХЯРЕЛШ GPS TNL-1000, ЮООЮПЮРСПЮ ХМЯРПСЛЕМРЮКЭМНИ ОНЯЮДЙХ VOR/ILS-71, ЛНДХТХЖХПНБЮММШИ ЯЮЛНКЕРМШИ НРБЕРВХЙ ян-69л, ПЮАНРЮЧЫХИ ЯНБЛЕЯРМН Я ГЮОЮДМШЛХ МЮГЕЛМШЛХ МЮБХЦЮЖХНММШЛХ ЯХЯРЕЛЮЛХ, НРБЕРВХЙ ЯХЯРЕЛШ ЦНЯНОНГМЮБЮМХЪ COSSOR, ДНОНКМХРЕКЭМЮЪ ЯБЪГМЮЪ ПЮДХНЯРЮМЖХЪ п-800к1 ЛЕРПНБНЦН Х ДЕЖХЛЕРПНБНЦН ДХЮОЮГНМНБ Я ЮБЮПХИМНИ ВЮЯРНРНИ 243 лцЖ.

йЮЙ СФЕ НРЛЕВЮКНЯЭ, НДМХЛ ХГ СЯКНБХИ, БШДБХМСРШУ ЛЮКЮИГХИЯЙНИ ЯРНПНМНИ ОПХ ОНДОХЯЮМХХ 7 ХЧМЪ 1994 Ц. ЙНМРПЮЙРЮ Н ОНЯРЮБЙЕ Б ЩРС ЯРПЮМС ХЯРПЕАХРЕКЕИ лХц-29, АШКН НЯМЮЫЕМХЕ ЯЮЛНКЕРНБ ЯХЯРЕЛНИ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б БНГДСУЕ. мХ НДХМ ЯЕПХИМШИ лХц-29 ДН ЩРНЦН РЮЙНИ ЯХЯРЕЛШ МЕ ХЛЕК (НАНПСДНБЮМХЕ ДНГЮОПЮБЙХ ОКЮМХПНБЮКНЯЭ ОПХЛЕМЪРЭ РНКЭЙН МЮ ЙНПЮАЕКЭМШУ лХц-29й, Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ВЕЛ Б ХУ ЙНМЯРПСЙЖХХ ЯПЮГС АШКХ ОПЕДСЯЛНРПЕМШ НРЯЕЙХ ДКЪ ПЮГЛЕЫЕМХЪ ЬРЮМЦХ-РНОКХБНОПХЕЛМХЙЮ Х РПСАНОПНБНДНБ). сЯРЮМНБХРЭ САХПЮЕЛСЧ ГЮОПЮБНВМСЧ ЬРЮМЦС МЮ лХц-29 ОЕПЕД ЙЮАХМНИ, ЙЮЙ ОПХМЪРН МЮ НРЕВЕЯРБЕММШУ ЯЮЛНКЕРЮУ (МЮ лХц-29й, лХц-31а, яС-24л, яС-27й, яС-30 Х ДП.), АЕГ ЯЕПЭЕГМНИ ОЕПЕДЕКЙХ ЙНМЯРПСЙЖХХ ХЯРПЕАХРЕКЪ МЕ ОПЕДЯРЮБКЪКНЯЭ БНГЛНФМШЛ. оНЩРНЛС ЯОЕЖХЮКХЯРШ люон ╚лхц╩ ПЮГПЮАНРЮКХ ЙНЛОПНЛХЯЯМНЕ ПЕЬЕМХЕ, БШОНКМХБ ЯХЯРЕЛС ЯЗЕЛМНИ Я ПЮГЛЕЫЕМХЕЛ ВЮЯРХ НАНПСДНБЮМХЪ (ЯНАЯРБЕММН ЬРЮМЦХ, СГКНБ ЕЕ ЙПЕОКЕМХЪ Х НРПЕГЙЮ РПСАНОПНБНДНБ) Б БШЯРСОЮЧЫЕЛ Б ОНРНЙ НАРЕЙЮРЕКЕ МЮ ЯРШЙЕ КЕБНЦН МЮОКШБЮ ЙПШКЮ Х ЙНПОСЯЮ ЯЮЛНКЕРЮ Б ГНМЕ ЙЮАХМШ КЕРВХЙЮ.

лЮЯЯЮ БШДБХФМНИ ЬРЮМЦХ-РНОКХБНОПХЕЛМХЙЮ ЯНЯРЮБХКЮ 75 ЙЦ, Ю БЯЕУ НЯРЮКЭМШУ ЩКЕЛЕМРНБ ЯХЯРЕЛШ — МЕ АНКЕЕ 30 ЙЦ. мЮЙНМЕВМХЙ ЬРЮМЦХ СМХТХЖХПНБЮКХ ДКЪ НАЕЯОЕВЕМХЪ ОПХЕЛЮ РНОКХБЮ ЙЮЙ НР ПНЯЯХИЯЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ-ГЮОПЮБЫХЙЮ хК-78, РЮЙ Х НР РЮМЙЕПНБ ГЮПСАЕФМНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ (йя-10, йя-130 Х Р.О.). оПЕДСЯЛНРПЕМЮ БНГЛНФМНЯРЭ ОНОНКМЕМХЪ ГЮОЮЯЮ РНОКХБЮ Х БН БМСРПЕММХУ, Х Б ОНДБЕЯМШУ АЮЙЮУ ХЯРПЕАХРЕКЪ, ЛЮЙЯХЛЮКЭМШИ РЕЛО ОЕПЕЙЮВЙХ ЦНПЧВЕЦН ДНЯРХЦЮЕР 900 К/ЛХМ. рНОКХБНОПХЕЛМХЙ, НОНПМЮЪ АЮКЙЮ, ОНДДЕПФХБЮЧЫЮЪ ЕЦН Б БШОСЫЕММНЛ ОНКНФЕМХХ, Х НЯРЮКЭМШЕ БШЯРСОЮЧЫХЕ ВЮЯРХ ЯХЯРЕЛШ ЛНЦСР АШРЭ ДЕЛНМРХПНБЮМШ Я ЯЮЛНКЕРЮ Б РЕВЕМХЕ ВЮЯЮ Х, Б ЯКСВЮЕ МЕНАУНДХЛНЯРХ, СЯРЮМНБКЕМШ БМНБЭ. йНМЯРПСЙЖХЪ ЯХЯРЕЛШ ДНГЮОПЮБЙХ ОНГБНКЪЕР СЯРЮМЮБКХБЮРЭ ЕЕ МЮ КЧАНИ ЛНДХТХЙЮЖХХ лХц-29 Я ЛХМХЛЮКЭМШЛХ ДНПЮАНРЙЮЛХ ЯЮЛНКЕРЮ. дКЪ НАКЕЦВЕМХЪ ОПНЖЕЯЯЮ ДНГЮОПЮБЙХ Б ОНКЕРЕ МЕЯЙНКЭЙН ЛНДХТХЖХПНБЮКХ РЮЙФЕ МЮБХЦЮЖХНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ Х яюс ХЯРПЕАХРЕКЪ. оНХЯЙ ЯЮЛНКЕРЮ-ГЮОПЮБЫХЙЮ Х ЦЮПЮМРХПНБЮММЮЪ БЯРПЕВЮ Я МХЛ НАЕЯОЕВХБЮЧРЯЪ АНПРНБНИ ЯХЯРЕЛНИ АКХФМЕИ ПЮДХНМЮБХЦЮЖХХ. оНЯКЕ БШОСЯЙЮ ЬРЮМЦХ-РНОКХБНОПХЕЛМХЙЮ ОХКНР ОЕПЕЙКЧВЮЕР яюс Б ПЕФХЛ ╚ЯРЮАХКХГЮЖХЪ ОПХ ДНГЮОПЮБЙЕ╩, Х НМЮ СДЕПФХБЮЕР ХЯРПЕАХРЕКЭ МЮ МЕНАУНДХЛНЛ ПЮЯЯРНЪМХХ НР РЮМЙЕПЮ, ОЮПХПСЪ БМЕЬМХЕ БНГЛСЫЕМХЪ.

дКЪ НРПЮАНРЙХ МНБНИ ЯХЯРЕЛШ ДНГЮОПЮБЙХ Б 1995 Ц. АШК ОЕПЕНАНПСДНБЮМ ЯЕПХИМШИ лХц-29 ╧4808, ОНКСВХБЬХИ АНПРНБНИ ╧357. оЕПБСЧ ДНГЮОПЮБЙС МЮ МЕЛ НР РЮМЙЕПЮ хК-78 БШОНКМХК 16 МНЪАПЪ 1995 Ц. ЬЕТ-ОХКНР люон ╚лхц╩ п.о.рЮЯЙЮЕБ. б ХЯОШРЮМХЪУ ЯХЯРЕЛШ СВЮЯРБНБЮКХ РЮЙФЕ КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ нйа л.п.юКШЙНБ Х БНЕММШЕ КЕРВХЙХ б.д.ьСЬСМНБ Х ю.ю.цНМВЮПНБ. оН ЛМЕМХЧ ХЯОШРЮРЕКЕИ, ПЕЮКХГНБЮММЮЪ МЮ лХц-29 ╧4808 ЯХЯРЕЛЮ ДНГЮОПЮБЙХ ДЕКЮЕР ДНЯРСОМШЛ ЩРНР ЯКНФМШИ ЩРЮО ОНКЕРЮ ДЮФЕ ДКЪ КЕРВХЙНБ ЯПЕДМЕИ ЙБЮКХТХЙЮЖХХ, Ю НАНПСДНБЮМХЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫЕЕ ОНХЯЙ РЮМЙЕПЮ Х ЯРШЙНБЙС Я МХЛ, МЮЛМНЦН КСВЬЕ ОПХЛЕМЪБЬЕЦНЯЪ ПЮМЕЕ МЮ ПНЯЯХИЯЙХУ БНЕММШУ ЯЮЛНКЕРЮУ. хЯОШРЮМХЪ ОПНДЕЛНМЯРПХПНБЮКХ, ВРН СЯРЮМНБЙЮ РНОКХБНОПХЕЛМХЙЮ БН БМЕЬМЕЛ НАРЕЙЮРЕКЕ ОПЮЙРХВЕЯЙХ МЕ ОНБКХЪКЮ МЮ КЕРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ лХц-29, ЕЦН СЯРНИВХБНЯРЭ Х СОПЮБКЪЕЛНЯРЭ. оЕПЕЦНМНВМЮЪ ФЕ ДЮКЭМНЯРЭ ОНКЕРЮ ЛЮЬХМШ Я РПЕЛЪ ора БНГПНЯКЮ ОПХ НДМНИ ДНГЮОПЮБЙЕ Я 2900 ДН 5200 ЙЛ. дНГЮОПЮБЙХ БШОНКМЪКХЯЭ МЮ БШЯНРЮУ ДН 8000 Л ОПХ ЯЙНПНЯРЪУ ОНКЕРЮ 400-600 ЙЛ/В. мЕЯЙНКЭЙН ДНГЮОПЮБНЙ АШКН ОПНХГБЕДЕМН РЮЙФЕ МЮ ЯЙНПНЯРЪУ 350-500 ЙЛ/В ДКЪ ХЛХРЮЖХХ ОПХЕЛЮ РНОКХБЮ НР РЮМЙЕПЮ йя-130 (ббя лЮКЮИГХХ ПЮЯОНКЮЦЮЧР ЬЕЯРЭЧ РСПАНБХМРНБШЛХ РПЮМЯОНПРМШЛХ ЯЮЛНКЕРЮЛХ я-130, ЙНРНПШЕ ЛНЦСР АШРЭ ОЕПЕНАНПСДНБЮМШ Б ГЮОПЮБЫХЙХ). оНКЕРШ ОН ОПНЦПЮЛЛЕ ХЯОШРЮМХИ ГЮБЕПЬХКХЯЭ Б ЪМБЮПЕ 1996 Ц., Х ЯХЯРЕЛЮ ДНГЮОПЮБЙХ РНОКХБНЛ Б ОНКЕРЕ АШКЮ ПЕЙНЛЕМДНБЮМЮ Й ОПХЛЕМЕМХЧ МЮ ХЯРПЕАХРЕКЪУ лХц-29 ПЮГКХВМШУ ЛНДХТХЙЮЖХИ.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪлХц-29я
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л11.36
дКХМЮ, Л17.32
бШЯНРЮ, Л4.73
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л238.06
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ11200
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ15600
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ19700
рНОКХБН, ЙЦ
БМСРПЕММЕЕ4540
ора3800
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 рпддт пд-33
рЪЦЮ, ЙЦЯ2 У 8300
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В
МЮ БШЯНРЕ2450
С ГЕЛКХ1500
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ.
МЮ ЛЮКНИ БШЯНРЕ710
МЮ АНКЭЬНИ БШЯНРЕ1500
Я ора2100
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ19800
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л18000
щЙХОЮФ1
бННПСФЕМХЕ:НДМЮ 30-ЛЛ БЯРПНЕММЮЪ ОСЬЙЮ ць-301 АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 4000 ЙЦ МЮ ЬЕЯРХ ОНДЙПШКЭЕБШУ СГКЮУ 2-4 спбб п-27п ХКХ 6 пбб-юе Х ДН 6 п-73 ХКХ п-60л АНЛАШ 250- ХКХ 500-ЙЦ, ЙНМРЕИМЕП йлцс мюп 80 я-8 Б АКНЙЮУ а-8л1 Х я-24а
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
вЕПРЕФ «лХЙНЪМ,цСПЕБХВ лХц-29я

«
тНРНЦПЮТХХ:

лХц-29я
лХц-29я
лХц-29я
лХц-29я ╘ Mark Carlisle
лХц-29я ббя сЙПЮХМШ ╘ Den Pascoe
лХц-29я ОХКНРЮФМЮЪ ЦПСООЮ «сЙПЮХМЯЙХЕ ЯНЙНКШ» ббя сЙПЮХМШ ╘ Paul Nann
лХц-29я ОХКНРЮФМЮЪ ЦПСООЮ «сЙПЮХМЯЙХЕ ЯНЙНКШ» ббя сЙПЮХМШ ╘ Paul Nann
лХц-29я ббя оЕПС
йЮАХМЮ ОХКНРЮ лХц-29я

яУЕЛШ:

бЮПХЮМРШ ОНДБЕЯЙХ БННПСФЕМХЪ МЮ лХЦ-29C
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
оНКХЦНМ. е.цНПДНМ, ю.тНЛХМ, ю.лХУЕЕБ. лХц-29 йПШКЭЪ пНЯЯХХ. хЯРНПХЪ Х ЯЮЛНКЕРШ нйа «лХц» юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ. бЮКЕПХИ лХЦСМНБ. бЕКХЙНКЕОМЮЪ «дЕБЪРЙЮ» йПШКЭЪ пНДХМШ. лХУЮХК кЕБХМ. рНР ЯЮЛШИ «лХц» юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ. бЮКЕПХИ лХЦСМНБ. хЯРПЕАХРЕКЭ лХц-29. щОХГНДШ ХЯОШРЮМХИ бКЮДХЛХП хКЭХМ. лХц-29, «лХПЮФ» 2000, F-16. гБЕГДШ ВЕРБЕПРНЦН ОНЙНКЕМХЪ пНЛЮМ юЯРЮУНБ. пСЯЯЙЮЪ яХКЮ. тПНМРНБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ лХц-29 4+ Publishing. Piotr Butowski. MiG-29 all variants

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2006

Электронная система управления

Последние модели военных самолетов буквально перенасыщены бортовыми электронными системами. Они напрямую связаны с вооружением и разделить их невозможно.

Например, чувствительный радар обнаруживает на земной поверхности даже неподвижную цель, что нельзя сделать без этого прибора. Он выполняет также и навигационную функцию. Другая электронная система предназначена для сопровождения сразу десяти целей. Максимальная дальность обнаружения цели – 75 км.

Для вооружения под крыльями истребителя предусмотрены шесть подвесок — по три с каждой стороны. Наведение ракет на цель осуществляется при помощи лазерного луча. Морские цели уничтожают ракеты типа Х-31А. Общий максимальный вес реактивных снарядов, бомб и ракет в модели МиГ-29, составляет 3000 кг, а МиГ-29М, несет под крыльями 4,5 тонны.

Боевой опыт МиГа

До тех пор, пока соперничество «Точек опоры» («Fulcrum», так в НАТО прозвали МиГ-29) и американских «Орлов» F-15 носило теоретический характер, можно было спорить о том, какой из самолетов лучше. Первое серьезное реальное столкновение между двумя соперничающими машинами состоялось в небе над Персидским заливом (1991, операция «Буря в пустыне»). На фоне общего успеха, обусловленного тщательной подготовкой, преимуществом в информационно-аналитическом обеспечении и количественным превосходством, как-то слабо был освещен тот факт, что за все время войны в заливе авиация союзников так и не смогла одержать хоть одну подтвержденную победу над иракским МиГ-29. Технические характеристики этого перехватчика создавали пилотам Хуссейна условия для воздушных побед, документально зафиксирован случай уничтожения британского «Торнадо» на северо-западе Ирака (по неподтвержденным данным он был не единственным).

13 югославских МиГ-29 (всего их было на вооружении СФРЮ 15, но два к началу агрессии оказались непригодными для вылетов) противостояли многократно превышающим силам НАТО. Каким-то загадочным образом американские летчики (по их словам) сбили их 24. В реальности все оказалось не столь бравурно, как рапортовали пилоты НАТО. Четыре единицы были разбомблены на аэродроме, один перехватчик потерян в результате аварии. Остальные шесть действительно были сбиты НАТО, руководство альянса, однако, всеми силами стремилось занизить собственные потери. Оценить их количество, а также долю заслуг МиГов в настоящее время затруднительно.

Были и другие случаи боевого применения самолетов МиГ-29, к счастью, нечастые. В любом случае об успешности конструкции боевой машины судить можно только по случаям «чистого» противостояния при хотя бы примерно равной квалификации пилотов. Таких эпизодов в новейшей истории было немного, и все они говорят о том, что у МиГ-29 впереди еще долгая жизнь.

Катапульт

Аварийно покинуть летательный аппарат поможет кресло для катапультирования и пиротехнический заряд для сброса фонаря. Кресло для катапультирования предназначено для спасения пилота на любой высоте, и, даже включая движение истребителя по взлетной полосе. Минимальная высота пикирования летательного аппарата под прямым углом к земле, для безопасного катапультирования составляет 85 метров. При этом скорость падения не должна превышать 400 км/ч.

Отечественные летательные аппараты данной марки, высоко ценятся зарубежными военными летчиками.

Особенности конструкции

Летательный аппарат сконструирован по интегральной аэродинамической схеме. У него двухкилевое оперение и низкорасположенное крыло. Планер сделан из стали, сплавов алюминия и титана, композитных материалов. Угол стреловидности крыла — 42 градусов по передней кромке. На крыле находятся отклоняемые носки, щелевые закрылки и полуоткрывающиеся элероны. Шасси — трёхопорное. Передняя стойка имеет 2 колеса. Основные — по одному колесу.

Компоновочная схема МиГ-29

Вооружение истребителя

Боевое оружие:

  • боевая нагрузка — 3 000 кг на 6 или 8 точках подвески;
  • пушка ГШ 30 1 на 150 снарядов;
  • УР «воздух-воздух» — Р 27, Р 73, Р 60;
  • «воздух-земля» — ФАБ 250, ФАБ 500;
  • кассетная КМГУ 2;
  • блоки НУР 57 мм, 130 мм, 240 мм;
  • атомная бомба РН 40.


Двигатель

У самолёта два турбореактивных мотора РД 33. На них — компрессоры низкого давления с 4 ступенями. Причём высокое давление создаётся 9-ступенчатым компрессором. РД 33 развивает тягу в 81,42 Кн. Этот показатель тяговооруженности не смог превысить ни один зарубежный аналог.

Расход топлива на мотор на максимале — 0,77 кг/кГс*ч. Вес двигателя — 980 кг. Мотор бездымный, с впрыскиванием жидкости при посадке. Топливная система состоит из 5 фюзеляжных и 2 крыльевых топ. баков. Их суммарная ёмкость — 4 300 л.

РЛС

На воздушном судне установлена САУ-451, система АУ, СОС-3М, аппаратура ограничительных сигналов. Вооружение управляется СУВ-29, включающей БЦВМ Ц100 и РЛПК-29 («Сапфир-29»).

МиГ оснащён навигационной установкой СН-29, комплексом ОЭПрНК-29. На лобовом стекле установлена система индикации с фотоконтрольным прибором. У истребителя есть аппаратура КРУ «Бирюза», механизм выброса ложных целей ППИ-26, станция радиопомех, СПО-15ЛМ «Берёза».

Кабина

Фонарь кабины — каплеобразной формы. У козырька нет переплётов, он способен обеспечить хороший обзор в полёте, во время посадки и взлёта. Кабина просторная, оборудована катапультным креслом К-36ДМ. Пилот может покинуть авиамашину даже на минимальной высоте. Приборная панель как у Су-27.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]