ТАСС-ДОСЬЕ. 31 июля 2022 года пресс-служба Восточного военного округа сообщила, что в Хабаровском крае при выполнении плановых учебно-тренировочных полетов произошел отказ двигателя на самолете Су-35С. По предварительным данным, самолет упал в акватории Охотского моря. Летчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования, угрозы его здоровью нет.
Су-35 — российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Дальнейшее развитие «одноместной» линейки самолетов Су-27. Строевая модификация для Воздушно-космических сил (ВКС) России имеет индекс Су-35С.
История проектирования и испытаний
Работа над модификацией перехватчика Су-27, способной обнаруживать и поражать наземные цели (то есть над полноценным многофункциональным истребителем), началась в ОКБ Сухого еще в середине 1980-х годов. Самолет получил название Су-27М (Т-10М). Он был оснащен новым радиоэлектронным оборудованием (в том числе РЛС заднего обзора), вооружением, системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), многофункциональными индикаторами в кабине пилота, комплексом дозаправки топливом в воздухе и прочим.
Первый полет Су-27М (вскоре получившего наименование Су-35) состоялся 1 апреля 1992 года. Су-35 демонстрировался на различных международных авиасалонах и предлагался на экспорт, но покупателей не нашел. Серийное производство новых истребителей не началось из-за экономических проблем.
Часть новых технических решений, использованных в Су-27М, были затем применены в истребителях Су-30 разных типов и Су-37. Работы над одноместным многофункциональным истребителем на базе Су-27 возобновились в середине 2000-х годов. Он получил шифр «изделие Т-10БМ». Конструкторы установили на истребителе новую авионику, радиолокационную станцию «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, новые, более мощные двигатели с поворотным вектором тяги. Также на самолете была применена новая информационно-управляющая система, создатели которой были удостоены премии правительства РФ в области науки и техники за 2022 год.
В ходе «перекомпоновки» было решено, в частности, отказаться от переднего горизонтального оперения и аэродинамического тормоза, которые использовались на Су-27М.
Первый полет Т-10БМ был выполнен 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
Истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина, КнААЗ). В 2009 году подписан контракт на поставку ВВС России 48 самолетов. Первые 12 истребителей были переданы 12 февраля 2014 года 23-му истребительному авиационному полку (аэродром Дзёмги, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край). Полностью контракт был выполнен в 2015 году, после чего военные заказали еще 50 самолетов. 19 февраля 2022 года в госкорпорации «Ростех» сообщали, что ВКС России эксплуатируют около 70 экземпляров Су-35С.
С 2015 года самолеты этого типа входили в состав группировки ВКС РФ в Сирии. 19 сентября 2022 года пресс-служба Министерства промышленности и торговли РФ сообщила, что истребитель Су-35С принят на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) России.
4 апреля 2022 года на заседании государственной комиссии, рассматривающей ход испытаний Су-35С в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) имени В. П. Чкалова в Ахтубинске, заместитель министра обороны России Юрий Борисов дал высокую оценку качеству выполненных работ по самолету. Он также подчеркнул, что «летный состав, эксплуатирующий Су-35С в Сирии, очень высоко оценивает качество самолетов и его боевые и эксплуатационные характеристики».
Проверенный боец
Конфликт в Сирии стал боевым крещением для Су-35С. Эти истребители не вошли в состав первоначальной авиагруппы, прибывшей в Сирийскую Арабскую Республику (САР) в сентябре 2015 года. Но их отправили туда уже в начале 2016-го, после обострения отношений с Турцией из-за сбитого российского бомбардировщика Су-24.
Самолет опробовали не только в роли воздушного бойца. Су-35 часто наносили удары по наземным целям. Военные испытывали его в самых различных вариантах применения, с обычными и высокоточными вооружениями. Среди них корректируемые бомбы с пассивной головкой самонаведения КАБ-500Кр, управляемые ракеты Х-29ТД и даже противокорабельные Х-35У, специально доработанные для ударов по наземным целям. В некоторых вылетах боевая нагрузка достигала максимально возможных 8 т.
Авиаполку прибыло
Су-35С на авиабазе Хмеймим в сирийской провинции Латакия
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Занимались истребители и своей основной задачей. Командование привлекало их для эскортирования над САР российских бомбардировщиков, включая дальние Ту-22М3 и стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Регулярно их отправляли также на перехват иностранных самолетов-разведчиков и беспилотников, наблюдавших за нашими войсками.
Тяга к лучшему: истребители Су-30СМ получат сверхмощный апгрейд
Машины пройдут модернизацию до варианта СМ2 «Супер-Сухой»
Сейчас на Су-35С полностью или частично перевооружены четыре истребительных авиаполка. Первыми их получили части, расположенные на Дальнем Востоке, неподалеку от завода-производителя в Комсомольске-на-Амуре. Затем ими начали оснащать непосредственно граничащий с территорией стран — членов НАТО Западный военный округ. На них перешли части в Тверской области и Карелии.
Летно-технические характеристики
Аэродинамическая схема самолета — двухдвигательный высокоплан с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Оборудован двумя турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С мощностью 14 500 кгс (на форсаже) каждый. Эти двигатели с управляемым в одной плоскости вектором тяги разработаны Научно-производственным объединением «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Длина самолета — 21,95 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,92 м.
Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2 500 км/ч (2,35 Маха), максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3 600 км, с ПТБ — 4 500 км. Практический потолок — 18 тыс. м. РЛС истребителя способна обнаруживать цели на дальности до 400 км и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно. Экипаж состоит из одного человека.
Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.
Су-35
При создании Су-35 в ОКБ Сухого отступили от аэродинамической схемы с передним горизонтальным оперением (ПГО), используемой в конструкции истребителей Су-27М, Су-33, Су-30МКИ, и вернулись к проверенной классической аэродинамической схеме Су-27. Прогресс в технологиях, достигнутый к началу нового десятилетия, позволил отказаться от ПГО, не потеряв преимуществ, которые оно дает.
Планер самолёта претерпел изменения, обеспечившие увеличение назначенного ресурса и срока службы машины, размещение большего, по сравнению с Су-27, запаса топлива, установки новых бортовых систем и радиоэлектронного оборудования. Изменена конструкция и компоновка головной части фюзеляжа. Функции тормозного щитка переданы дифференциально отклоняемым рулям направления, в конструкцию которых также внесены изменения.
Конструкция (основные элементы фюзеляжа, крыла, оперения и шасси) планера Су-35 усилена, что позволило увеличить максимальный взлетный вес машины. Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35 несет 11,3 тонны против 9,4 на Су-27). Помимо этого истребитель оснащается системой дозаправки в воздухе и может использовать подвесные топливные баки объемом 2000 литров каждый. Боевая нагрузка осталась такой же, как на Су-27 — 8 тонн. Количество узлов подвески возросло с 10 до 12.
Разработанная НПО «Сатурн» силовая установка типа «117С» с поворотными соплами имеет форсажную тягу на 16% больше, чем у двигателей «АЛ-31Ф». Назначенный ресурс двигателей увеличен до 4000 часов. Уникальная комплексная цифровая система дистанционного управления «КСУ-35» с четырёхкратным резервированием, созданная специалистами МНПК «Авионика», выполняющая функции сразу нескольких систем (в том числе и управлением вектором тяги) не только повышает пилотажные и маневренные возможности самолёта, но и одновременно выполняет функции обеспечения активной безопасности.
Важнейшее отличие Су-35 от истребителей поколения «4+» — наличие на борту авионики пятого поколения. РЛС с поворотной фазированной антенной решёткой «Ирбис-Э», созданная в НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова, гарантированно обеспечивает обнаружение и захват типовых воздушных целей на дальности до 200 км (на фоне земли — до 170 км), а в более узком секторе обзора – до 350-400 км. «Ирбис-Э» способна одновременно сопровождать до 30 целей и наводить ракеты на 8 из них, не прекращая при этом просмотр воздушного пространства. Радиолокационная система управления также обеспечивает селекцию наземных движущихся целей и информационного обеспечения маловысотного полёта.
Второй информационный канал системы управления вооружением — многоканальная оптико-локационная система (ОЛС) с высокой чувствительностью и помехозащищённостью. Она обнаруживает и сопровождает цели по тепловому излучению на расстоянии до 90 км, а также измеряет расстояние до цели (предельная дальность — 20 км для воздушных и 30 км для наземных целей). ОЛС также используется для подсвета наземных целей для наведения на них управляемых ракет с лазерными головками самонаведения. Подвесной оптико-электронный контейнер расширяет пилотажно-навигационные возможности машины в режиме «воздух-поверхность».
Средства навигации и индикации разработаны Раменским приборостроительным КБ и другими предприятиями НПЦ «Технокомплекс» в содружестве с МИЭА. Информационно-управляющее поле кабины лётчика выполнено с учётом принципов оптимального представления индикационной информации. В системе индикации применены широкоформатные цветные многофункциональные индикаторы и широкоугольный цветной ИЛС, демонстрируется движущаяся карта местности. Светотехническое оборудование кабины обеспечивает работу пилота с очками ночного видения. Реализован принцип «тёмной» кабины для снижения рабочей нагрузки (формирование подсказок в критических ситуациях). Лётчик также обеспечивается нашлемной системой целеуказания, и комплексом средств аварийного покидания самолёта.
Навигационно-прицельный комплекс состоит из: лазерной инерциально — спутниковой навигационной системы (СНС), радиотехнической системы навигации, бортовой графической станции, обзорно-прицельного оптико-электронного подвесного контейнера, волоконно-оптических и мультиплексных линий связи.
Комплекс средств связи «С-108», разработанный НПП «Полёт», позволяет обмениваться данными в автоматическом режиме через каналы радиостанций (2 УКВ и КВ станции) и осуществлять голосовую связь с лётчиком через авиационный терминал системы обмена информацией типа link-16. Каналы обмена данными и голосовой связи имеют криптозащиту. Расширены возможности управления согласованными действиями группы истребителей в сетях ВВС, ВС и ВМФ.
Система управления вооружением позволяет самолету применять практически все современные управляемые и неуправляемые авиационные боеприпасы российского производства. В ОКБ Сухого совместно с отраслевой и академической наукой нашли пути радикального (более чем в 5-6 раз) уменьшения радиолокационной заметности самолета, что существенно сокращает дальность его обнаружения БРЛС и наземными РЛС противника.
Боевая живучесть самолёта обеспечивается за счёт двух разнесённых двигателей, многоканального резервирования всех систем самолёта, защиты топливных баков от взрыва, а также системы радиоэлектронного противодействия (РЭБ). Система РЭБ включает в себя: станцию активных помех групповой и индивидуально-взаимной защиты, аппаратуру наведения противорадиолокационных ракет, системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и о ракетной атаке, а также автомат выброса ложных целей.
Система технического обслуживания полностью соответствует мировым стандартам. Самолет оборудован встроенными средствами контроля исправности систем и вспомогательной силовой установкой для обеспечения электропитания и кондиционирования оборудования и кабины при наземном обслуживании, без применения аэродромных средств. Имеется бортовой генератор кислорода.
Экспортные поставки
19 ноября 2015 года государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР стала первым иностранным покупателем этих самолетов. Сумма контракта оценивалась в $2,5 млрд. В сентябре 2022 года за эту сделку США применили к Китаю так называемые вторичные санкции — ограничительные меры были наложены на департамент разработки оборудования Центрального военного совета КНР и его начальника Ли Шанфу. В 2016 году российская сторона передала Китаю четыре, в 2017 году — десять и в 2022 году — оставшиеся десять самолетов.
20 февраля 2022 года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил СМИ, что соглашение о намерениях по закупке Су-35 подписали с РФ Объединенные Арабские Эмираты.
1 марта 2022 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Владимир Кожин сообщил о подписании контракта на поставку Су-35 в Индонезию. Ранее в Ростехе сообщали, что Индонезии вручалось коммерческое предложение, где речь идет об 11 самолетах. Сделка оценивалась в $1,1 млрд, по состоянию на июль 2021 года реализация контракта еще не началась.
16 мая 2022 года военно-дипломатический источник сообщил ТАСС, что Россия начала производство Су-35 по контракту с Египтом. По данным источника, «на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина началось производство Су-35, предназначенных для поставки египетским ВВС по заключенному в 2022 году контракту». Источник о.
Авиапроисшествия
По данным открытых источников, с самолетами этого типа до 31 июля 2022 года произошло только одно авиационное происшествие без жертв. 26 апреля 2009 года в ходе испытаний прототип Су-35-4 (бортовой номер 904, третий летный образец) потерпел аварию на аэродроме Дзёмги. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолет сошел с взлетно-посадочной полосы, столкнулся с препятствием и получил значительные повреждения. Летчик-испытатель Евгений Фролов катапультировался и не пострадал. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж.