В Росавиации посчитали, сколько в России самолетов

Две сильные державы в мире обладают самыми мощными военно-воздушными флотами. Это Россия и Соединенные Штаты Америки. Обе страны постоянно их совершенствуют. Новые военные самолеты выпускаются если не ежегодно, то каждые два-три года. Огромные средства выделяются на развитие в этой области.

Если говорить о стратегической авиации России, то не ждите, что вы где-то сможете найти точные, статистические данные о количестве имеющихся на вооружении штурмовиков, истребителей и т.д. Такую информацию относят к особо секретной. Поэтому приводимые в этой статье сведения могут быть субъективны.

Авиация России

В 2022 году поставки новой авиационной техники в Вооруженные Силы России снизились по сравнению с предыдущими годами, и в количественном отношении упали примерно до уровня 2013 года. Это связано с тем, что в настоящее время Министерство обороны России поддерживает фактически только три серийные закупочные программы в области боевой авиации (Су-30СМ, Су-34 и Су-35С), причём годовые темпы закупок по ним несколько снижаются. При этом Вооруженные силы России испытывают нехватку лётного состава для эксплуатации наличной авиатехники.

Всего, по известным данным, в 2022 году Вооруженные Силы России получили 50 новых боевых самолётов, из них: 14 Су-30СМ, 12 Су-34, 10 Су-35С и 14 учебно-боевых самолётов Як-130. Ещё шесть самолётов Су-27СМ3 были переданы ВКС после модернизации.

МиГ-31К

1 марта 2022 года в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин обнародовал данные о новом вооружении, готовящемся к поступлению в российскую армию. Одной из новинок был высокоточный гиперзвуковой аэробалистический ракетный комплекс «Кинжал». Позже стало известно, что в Южном военном округе на боевом дежурстве находятся десять комплексов МиГ-31К, оснащённые этой ракетой. Комплексы патрулируют акватории Чёрного и Каспийского морей, обеспечивая стратегическое сдерживание. В 2022 году они выполнили 89 полётов в рамках опытно-боевого дежурства.

В начале июля стало известно, что дальние ракетоносцы Ту-22М3 также будут вооружаться этими ракетами, самолёты получат четыре «Кинжала» на внешних подвесках — по два под крылом и фюзеляжем.

«Кинжал» прикроет стратегические направления с морских и океанических акваторий

Су-57 Визитной карточкой российской авиации в 2018 году стал истребитель пятого поколения Су-57, сочетающий в себе функции ударного самолёта и истребителя. При проектировании этой машины были применены самые современные технологии военного авиастроения.

В феврале 2022 года пара Су-57 прошла тестирование в боевых условиях Сирии. Подробную информацию о проведённых испытаниях Минобороны не раскрывает, но в СМИ были сообщения о практических пусках перспективных крылатых ракет оперативно-тактического назначения.

Ожидается, что в 2022 году все опытно-конструкторские работы по истребителю должны завершиться, и первые два серийных самолёта поступят в Липецкий авиацентр для освоения машин строевыми лётчиками.

В течение года различные медиа как в России, так и за рубежом много писали о том, что Минобороны РФ отказывается от этого самолёта из-за его дороговизны, и нашей стране не по карману в условиях «тяжёлого экономического положения из-за санкций» производство современной высокотехнологичной техники. Однако военное ведомство никогда не заявляло об отказе от Су-57, но были сообщения о том, что Россия в условиях, когда стране не угрожают прямым военным вмешательством, защищена имеющимся парком современных истребителей, в том числе такими, как Су-30СМ и Су-35С.

Более того, Су-35С на сегодняшний день является наиболее совершенным истребителем поколения 4++ из всего парка мировой боевой авиации, он оснащён оборудованием и технологическими решениями, характерными для самолётов пятого поколения. Поэтому Су-57 рассматривается как машина среднесрочной перспективы — её массовое производство и поставки в ВКС можно ожидать в горизонте 2028-2030 годов, когда модернизационный потенциал самолётов предыдущего поколения будет исчерпан.

Реализация зарубежных программ по истребителям пятого поколения в течении 10-15 лет существенно изменит баланс сил в мире. Поэтому работы по Су-57, его дальнейшему совершенствованию и вводу в серию, имеют особую актуальность.

Виктор Бондарев: эксперты причисляют Су-57 к поколению 5+

МиГ-35 В течение 2022 года в авиацентре в Ахтубинске проходили испытания ряда систем вооружения самолёта класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также элементов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). К концу года в активной фазе проверок находилась комплексная система управления (КСУ). Два предсерийных самолёта выполняли полёты на проверку аэродинамической устойчивости и манёвренных характеристик. Завершить все необходимые испытания самолёта планируется в 2019 году.

В августе в рамках выставки «Армия-2018» Минобороны подписало контракт на поставку первой серийной партии из шести штук истребителей в ВКС России. На 1 января 2022 года было известно, что РСК «МиГ» завершает окончательную сборку первой партии самолётов и готовится к проведению их приёмо-сдаточных испытаний. Первая партия их четырёх машин будет поставлена Минобороны в течение 2019 года.

Су-34 В течении 2022 года Новосибирским авиационным заводом были сданы ВКС России 12 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Все 12 самолётов построены НАЗ по гособоронзаказу 2022 года, они поступили для перевооружения 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО ЦВО, дислоцированного на аэродроме Шагол (Челябинск): 22 мая два самолёта, 29 мая два самолёта, 18 октября два самолёта и по два самолёта 6 декабря, 19 декабря и 22 декабря 2022 года.

Все 12 самолётов переданы в рамках контракта с Министерством обороны России от февраля 2012 года на 92 таких самолёта. С их поставкой общее количество самолётов данного типа, переданных ВКС по контракту 2012 года, достигло 82 единиц. Первые два Су-34 по данному контракту были переданы ВВС России 24 декабря 2013 года, следующие 18 самолётов — в 2014 году, ещё 18 самолётов — в 2015 году, 16 — в 2016 году, 16 — в 2022 году, и 12 — в 2022 году. Общее количество Су-34, построенных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, на 1 января 2022 года достигло 126 единиц.

Су-30СМ Распоряжением Президента РФ от 12 января 2022 года многофункциональный истребитель Су-30СМ принят на вооружение ВВС России.

20-22 декабря 2022 года из Иркутска на аэродром Халино (Курск) совершил перелёт истребитель Су-30СМ с бортовым номером «62 красный» (RF-61773, с/н 10МК5 1602). Это последний истребитель данного типа, построенный на Иркутском авиационном заводе по гособоронзаказу 2022 года. Всего в 2022 году авиазавод передал Минобороны 14 самолётов Су-30СМ, в том числе 12 для ВКС России и два — для Морской авиации ВМФ России.

Первые четыре истребителя Су-30СМ прибыли в Халино 27 апреля 2018 года, 3 июля — ещё два самолёта, 8 сентября — четыре истребителя, 30 ноября поступил один истребитель и 22 декабря был передан последний истребитель Су-30СМ.

Всего с 2012 года для Минобороны было законтрактовано 116 самолётов Су-30СМ, из которых на 1 января 2022 года ВКС получили 92 истребителя, а Морская авиация — 22.

Су-35С В 2022 году ВКС России по гособоронзаказу получили десять истребителей Су-35С. Самолёты изготовлены по заключенному в декабре 2015 года пятилетнему контракту на поставку 50 истребителей. Первые десять самолётов Су-35С по данному контракту были построены КнААЗ в 2016 году, ещё десять самолётов в 2022 году, и в 2022 году очередные десять истребителей.

С учётом первого контракта 2009 года на 48 истребителей Су-35С, ВКС России получили с конца 2012 года на 1 января 2022 года 78 серийных самолётов Су-35С. С учётом 24 истребителей экспортной модификации Су-35, построенных в 2016-2018 годах и поставленных в Китай по контракту 2015 года, всего в Комсомольске-на-Амуре построено 102 серийных истребителя Су-35С.

На 1 января 2022 года состояние выполнения контрактов на поставку самолётов «Сухого» в ВКС России следующее:

  • Су-34: По нескольким контрактам с Минобороны с 2006 г. заказано 128 серийных фронтовых бомбардировщиков Су-34 для ВКС, 120 из них поставлено.
  • Су-30СМ: По нескольким контрактам Минобороны с 2012 г. заказано 116 истребителей Су-30СМ для ВКС и морской авиации, 114 из них поставлено.
  • Су-35С: По двум контрактам с Минобороны с 2009 г. заказано 98 истребителей Су-35С для ВКС, 78 из них поставлено.

Як-130 В 2022 году Иркутский авиационный Иркут» поставил ВКС России 14 учебно-боевых самолетов Як-130. Однако только шесть из них являлись машинами постройки 2022 года, а остальные восемь самолетов были построены еще в 2022 году, но задержаны с передачей ВКС. Передача самолётов Як-130 была приостановлена в связи с проводившимися очередными доработками самолётов этого типа после имевших место сразу двух лётных происшествий с Як-130 в один день 21 июня 2022 года.

В марте ВКС получили четыре самолёта постройки 2022 года, в июне — ещё четыре, в июле ИАЗ передал ВКС три самолёта и 8 октября — три последних самолёта программы 2022 года.

21 ноября 2022 года Минобороны сообщило, что на Кущёвскую авиабазу поступила очередная партия учебно-боевых самолётов Як-130. Всего в 2022 году учебной авиабазе Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков им. А.К. Серова в Кущевском районе Кубани передано 10 Як-130.

Все эти 14 самолётов стали последними машинами, построенными ИАЗ в рамках контракта на поставку ВКС России до конца 2022 года 30 самолётов Як-130, заключенному Министерством обороны в апреле 2016 года.

Общее количество серийных Як-130, поставленных Министерству обороны России, достигло 109 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на нижегородском авиа, а ещё 97 – в Иркутске.

Поставки боевых самолётов в 2008-2018 годах

Тип20082009201020112012201320142015201620172018
МиГ-29СТМ28412
МиГ29УМБ62
МиГ-29КР2810
МиГ-29КУБР22
Су-27СМ3486
Су-30М2223832
Су-30СМ3142127171714
Су-34124610141818161612
Су-35С282412121010
Як-1303631518201410614
Всего1391619296110190694956

По информации из открытых источников известно, что в 2022 году за рубеж было поставлено 26 боевых самолётов новой постройки, в том числе 12 истребителей МиГ-29М/МиГ-29М2 в Египет, четыре истребителя Су-30СМ в Казахстан и десять истребителей Су-35 в Китай. Десять учебно-боевых самолётов Як-130: шесть в Мьянму и четыре в Лаос, который в общей сложности получит 10 таких самолётов. Кроме того, четыре бывших в эксплуатации у ВВС Индии истребителя Су-30МКИ были поставлены в Анголу.

* * *

По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, к декабрю 2022 года частота полётов российской военной авиации в Сирии сократилась со 110 в сутки до 2-4 вылетов в неделю. Полёты в основном выполняются для доразведки обстановки.

Дальняя авиация

В 2022 году подразделения дальней авиации получили пять модернизированных стратегических ракетоносцев — один Ту-160М «Белый лебедь» и четыре Ту-95МС «Медведь». В 2022 году в войска должны быть поставлены ещё четыре Ту-95МС.

Всего в 2022 году ВКС получили на вооружение 126 самолётов и вертолётов, 9 космических аппаратов, 120 единиц техники противовоздушной обороны. Доля современного вооружения в военно-воздушных силах достигла 64%, а в целом в ВКС доведена до 74%.

Современный парк Дальней авиации России состоит из ракетоносцев Ту-160М и Ту-95МС, бомбардировщиков Ту-22М3, топливозаправщиков Ил-78 и самолётов-разведчиков Ту-22МР. Состав ДА (с учётом боевых машин, находящихся на хранении) насчитывает почти 120 единиц: 16 Ту-160, 60 Ту-95, 40 Ту-22М. В строю находится чуть менее 60 стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков: 16 Ту-160, 30 Ту-95, 12 Ту-22М. Основное место дислокации соединений ДА РФ — гвардейская авиационная база Энгельс в Саратовской области.

Ту-160М/М2 Начало 2022 года запомнилось первым полётом нового стратегического ракетоносца Ту-160М, изготовленного на авиазаводе в Казани в рамках программы возобновления производства этих машин в облике Ту-160М2. Самолёт с заводским номером 0804, получивший имя «Пётр Дейнекин», был построен на основе имевшегося на заводе технологического задела, но с использованием новейших узлов, деталей и технологий. Самолёт достраивался для решения задач восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений.

Новый самолёт не является опытным образцом модернизированного варианта бомбардировщика. В процессе достройки была проведена малая модернизация: планер и двигатели остались прежними. Начало строительства ракетоносцев Ту-160М2 возможно только после оцифровки РКД, к сентябрю было оцифровано более 500 тысяч конструкторских документов. В апреле 2022 года стало известно, что строительство первого модернизированного ракетоносца Ту-160М2 уже идёт.

В ноябре 2022 года стратегическим ракетоносцем Ту-160М после проведённой модернизации был выполнен пуск двенадцати крылатых ракет воздушного базирования типа Х-101 по полигону Пембой, расположенному за Полярным кругом. Если бы речь шла о ракетах со специальными боевыми частями (вариант Х-102), то подобного ядерного удара хватило бы, чтобы уничтожить небольшую страну площадью до 10 тыс. кв. км.

Ту-95МС/МСМ В рамках работ по глубокой модернизации стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС в версию Ту-95МСМ на самолёте меняется бортовое радиоэлектронное оборудование, самолёт получит модернизированные двигатели НК-12МПМ. Благодаря модернизированной силовой установке бомбардировщик существенно улучшит лётно-технические характеристики, в том числе увеличится дальность полёта. Первый полёт Ту-95МСМ с модернизированным двигателем запланирован на конец 2022 года.

Двигатель НК-12МПМ, разработки Самарского ПАО «Кузнецов», является модификацией НК-12МП — самого мощного в мире (15 000 л.с.) серийного турбовинтового двигателя.

В 2022 году в ВКС будет передано четыре модернизированных дальних бомбардировщика Ту-95МС.

Ту-22М3М 28 декабря 2022 года в Казани состоялся первый полёт глубоко модернизированного дальнего ракетоносеца-бомбардировщика Ту-22М3М, полёт проходил на высоте 1500 метров и длился 37 минут. Церемония выкатки и передачи первого опытного образца Ту-22М3М на этап наземных и лётных испытаний состоялась 16 августа.

От предыдущей модификации Ту-22М3 остался только планер. В самолёте установлен новый комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования, который в значительной степени унифицирован с Ту-160М, новая система радиоэлектронного противодействия, новый комплекс связи, новый локатор, новый комплекс обороны. Проведены доработки по планеру, позволяющие продлить назначенный срок службы самолёта.

На самолёты будут устанавливаться новые модернизированные более экономичные двигатели, что позволит увеличить дальность и скорость полёта. На новые бомбардировщики будут возвращены штанги дозаправки топливом в воздухе.

По официальным данным, у России есть более 100 ракетоносцев Ту-22М3.

Ту-22М3М — ещё одна «длинная рука» России

ПАК ДА В течение всего 2022 года поступали сообщения о разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). В январе вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что КБ Туполева приступает к активной фазе проектирования ПАК ДА. Рогозин отметил, что самолёт будет выполнен по схеме «летающее крыло». «Даже внешне он не будет похож на наше понимание традиционного облика самолёта. Это такое летающее крыло, самолёт 21-го века. Но это уже следующий шаг», — сказал вице-премьер.

В марте в ПАО «Туполев» сообщили о подготовке Казанского авиазавода к сборке первых опытных образцов комплекса.

3 сентября на сайте госзакупок ПАО «Туполев» разместило тендер на выполнение составной части ОКР по теме: «Создание комплекса средств математического моделирования систем общесамолётного оборудования изделия 80 (СКВ, ГС, СЭС) для решения задач отладки алгоритмов управления системами, диагностики, парирования отказов и полунатурного моделирования». По информации из открытых источников, «изделие 80» — это перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

Осенью поступили сообщения, что самарское ПАО «Кузнецов» начало ОКР по двигателю для «изделия 80». Контракт на создание двигателя для ПАК ДА был заключен между ОДК и в июне 2022 года.

  • 16.05.2016 «Русские витязи» и «Стрижи» отпразднуют свой юбилей в Кубинке
  • 30.09.2016 Состав ВКС России в Сирии на сентябрь 2016 года
  • 31.08.2017 «Туполев» передал МО РФ очередные модернизированные комплексы дальней авиации
  • 29.01.2021 ОАК отчиталась о проделанной работе в 2022 году

(8 оценок, среднее: 5,00 из 5)

МИГ-35Су-30СМСу-34Су-35ССу-57Ту-160Ту-22М3Ту-95МСЯк-130

Ту-95 против Б-52

После распада СССР стратегический носитель ядерного оружия Ту-95 вошел в боевой состав российской авиации. Несмотря на почтенный возраст, эта машина продолжает службу в качестве ракетоносца. Большая, мощная и прочная конструкция позволяет использовать ее, как пусковую установку воздушного базирования, как и заокеанский аналог Б-52. Оба самолета поступили на вооружение почти одновременно и имеют примерно сходные технические характеристики. И Ту-95, и Б-52 в свое время дорого обошлись государствам, однако спроектированы и сделаны были на совесть, поэтому отличаются очень длительным моторесурсом. Объемные бомбовые отсеки вмещают крылатые ракеты (Х-55), которые могут стартовать с борта, что создает условия для нанесения ядерного удара без пересечения границы атакуемой страны.

После модернизации Ту-95МС и демонтажа сбрасывающих механизмов для свободнопадающих боеприпасов фактически дальняя авиация РФ получила новый стратегический самолет, оснащенный современным навигационным оборудованием и системами наведения.

Условно стратегический Ту-22

Структура стратегической авиации в СССР и России имеет много общего. Самолетный парк унаследован, он может служить еще долго, но в основном состоит из двух типов машин — Ту-95 и Ту-160. Но есть еще один бомбардировщик, который не в полной мере соответствует стратегической задаче, хотя может внести решающий вклад в результат глобального конфликта. Ту-22М не считается тяжелым и относится к классу средних, он развивает сверхзвуковую скорость и может нести большое количество крылатых ракет. Этот самолет не имеет характерной для межконтинентальных бомбардировщиков дальности полета, поэтому считается условно стратегическим. Он предназначен для нанесения ударов по базам и плацдармам вероятного противника, расположенным в Азии и Европе.

Будут ли новые стратегические бомбардировщики?

Стратегическая авиация России в настоящее время состоит из десятков машин трех основных типов (Ту-160, Ту-95 и Ту-22). Все они уже не новые, немалое время провели в воздухе и, возможно, кому-то может показаться, что эти машины нуждаются в замене. Журналисты, далекие от военных вопросов, порой называют «Медведя» Ту-95 реликтовой машиной. Следует, однако, рассматривать любое явление в сравнении. Американцы на слом свои Б-52 отправлять пока не собираются, на них летают иногда внуки первых пилотов, их освоивших, однако этих воздушных исполинов рухлядью никто не обзывает. Новых типов стратегических бомбардировщиков наши вероятные противники пока строить, насколько известно, не планируют, считая их, возможно, быстро стареющим морально классом техники. Скорее всего, и российская сторона не будет инициатором нового витка гонки вооружений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]