Технические характеристики и сравнение самолетов Су 35 и Миг 35


Сравнение лётно-технических характеристик МиГ-35 и Су-35

Прежде чем говорить о том, какой самолёт лучше, необходимо сравнить технические характеристики и боевые возможности обоих. Давайте рассмотрим что представляют из себя эти два истребители и с какими боевыми задачами они способны справляться.

МиГ-35

Усовершенствованный представитель класса истребителей. Способен дать бой с американскими самолётами пятого поколения. Ведь его оснащение как раз и соответствует этому классу летательных аппаратов, так как первоначально в России разрабатывали МиГ 1.44 МФИ (машина пятого поколения) в ответ на выпуск F-22. Однако впоследствии из-за дефицита финансирования его производство приостановили, а на основании имеющихся проектов сконструировали совершенно новый тип современных военных машин для воздушного сражения.

Самолёт имеет длину 17,3 метров, взлётная максимальная масса — 29,7 т, боевая нагрузка — 7 т, максимальная скорость — 2,5 тыс. км/ч, практическая дальность — 3 000 км. Он оснащён радаром «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решёткой, имеет электродистанционную систему управления. Может засечь пуск ракеты противника и отследить её движение. Его радары способны увидеть аэродинамическую цель уже на расстоянии 200–260 км. Боевой радиус такой машины — 1 000 км. По скороподъёмности ему нет равных — целых 330 м/с.

Состав вооружения: встроенная пушка ГШ-30-1 30 мм, 10 точек подвески, Р-73, Р-27, РВВ-АЕ. Истребитель оснащён современными противокорабельными, противорадиолокационными ракетами и последними образцами класса воздух. Он также имеет корректируемые бомбы и авиационные мины.

Су-35

Это тяжёлый истребитель. Он, в отличие от лёгкого МиГ-35, может вести сражение и защищать территорию от противника, диктовать врагу свои условия. Ему даже под силу победить представителя пятого поколения — «американца» F-22.

Длина самолёта — 21,9 м, максимальная взлётная масса — 34,5 т, боевая нагрузка — 8 тонн. Максимальная скорость 2,5 тыс. км/ч, беспосадочное расстояние — 3 500 км, скороподъёмность — 280 м/с, боевой радиус — 1 800 км. Расстояние, с которого обнаружит цель — 400 км.

Использует РЛС «Ирбис», ОЭИС, а также оптико-локационную станцию. Оснащён системами радиоэлектронной борьбы и защиты. Имеет датчики предупреждения о ракетной атаке.

Вооружение: авиационная пушка ГШ-30-1, 12 узлов подвески. Ракеты: Р-27, Р-73, РВВ. Оснащён последними разработками воздух-земля и высокоточными боеприпасами. Одновременный обстрел производится 8 ракетами с активной головкой самонаведения и 2 ракетами полуактивной ГС.

Пропущенное время

Более дорогостоящий и тяжелый сослуживец-конкурент «МиГа» — Су-27 был малоизвестен в советские годы и не поставлялся на экспорт (первый контракт — с Китаем успели заключить еще при СССР, но поставки начала уже Россия), но в своих модернизированных версиях стал настоящим мировым бестселлером и символом современной российской авиации. МиГ-29, напротив, был популярен в 1980-е годы, активно поставлялся в дружественные страны, долгое время в западной культуре оставался синонимом истребителя русского производства (обычно в руках врагов бравых главных героев фильмов и игр), но после распада СССР не снискал большого успеха.

Во многом причинами успеха «Сухих» стала активная, инициативная и смелая работа по развитию и продвижению машин в новом, глубоко модернизированном облике, которая велась совместно силами конструкторского бюро, иркутского и комсомольского авиа же после удачного и, без всякого сомнения, прорывного для российской оборонки контракта с Малайзией в 1994 году, судя по всему, почила на лаврах, что привело к занятию ключевых потенциальных рынков более тяжелыми истребителями Сухого.

МИГ_01


Советский многоцелевой истребитель четвертого поколения МИГ-29, 1988 год

Фото: РИА Новости

Сыграло роль и то, что в 1990–2000-е годы активно распродавались МиГ-29 советского выпуска из наличия ВВС Беларуси и Украины, с которыми машинам нового выпуска было сложно конкурировать по цене. Казалось, прервавший эту паузу контракт 2006 года с Алжиром на новую модификацию МиГ-29СМТ с обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и значительно увеличенным запасом топлива (наиболее заметным отличием этой модификации стал большой «горб» накладного топливного бака за кабиной) обернулся неприятным скандалом — заказчик обвинил в продаже под видом новых машин бывших в употреблении или собранных из неиспользованного задела. В результате, дабы погасить скандал, пришлось выкупать истребители обратно (они были переданы российским ВВС), а алжирцы закупили несколькими партиями Су-30МКА.

Эта музыка будет вечной

Индия никак не перестанет хотеть купить сотню истребителей

Не будет большим преувеличением сказать, что будущее семейства МиГ-29 спасли индийские авианосные амбиции. Приобретя в 2004 году в России авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который после модернизации, в первую очередь заключавшейся в оснащении трамплином и аэрофинишерами, получил имя «Викрамадитья», ВМС Индии должны были закупить для него подходящие истребители. Палубный вариант МиГ-29 стал естественным выбором: он был меньше и легче единственного реального конкурента — Су-33, что было критично для куда меньшего, чем «Адмирал Кузнецов» индийского авианосца. В соответствии с индийскими требованиями была разработана новая палубная версия истребителя, которую важно не путать с проходившей испытания в советское время. Был кардинально обновлен планер, увеличен запас топлива, обновлено БРЭО и расширен арсенал средств поражения размещаемых теперь на восьми узлах подвески вместо шести. Уникальной особенностью МиГ-29К/КУБ (одно и двухместной версий соответственно) является то, что у нее всегда, вне зависимости от количества мест, длинный, «двойной», фонарь кабины. В одноместной версии вместо второго пилота размещается дополнительный топливный бак.

Индия закупила двумя контрактами 45 истребителей, чего достаточно для формирования авиагруппы «Викрамадитьи» и находящегося в достройке, несколько меньшего по размерам, «Викранта», который построен по схожей с российскими кораблями схеме (что неудивительно, так как проектировался он в том числе и Невским проектно-конструкторским бюро). Вслед за ним индийцы планируют построить тяжелый «Вишал» — уже с электромагнитными катапультами. Но учитывая крайне медленные темпы строительства и чудовищные задержки с «Викрантом», сомнительно, чтобы эти мечты воплотились раньше 2030-х годов.

МИГ_01


Самолеты МиГ-29К ВМС Индии на палубе авианосца «Викрамадитья»

Фото: REUTERS/Shailesh Andrade

Для российской стороны важно, что вновь, как с Су-30МКИ, удалось за индийский счет разработать, испытать и запустить в серию полезную для себя машину. Для ВМФ России в 2012 году был подписан контракт на 24 машины, которые были поставлены в последующие годы. Это стало куда более практичной покупкой, чем заключенный в 2014 году контракт на 16 менее продвинутых МиГ-29СМТ, который на фоне закупок «Сухих» десятками и наконец-то выстраивающейся унификации парка тактической авиации ВВС России выглядел слишком очевидной «поддержкой производителя».

Истребительный базар

На чем будут летать ВВС Индии

Еще более полезным стало то, что МиГ-29К/КУБ стал не просто палубной машиной — в этой ипостаси он имел бы заведомо очень малый рынок, а основой для нового поколения «Двадцать девятых». В первую очередь — МиГ-29М/М2, фактически сухопутную модификацию К/КУБ, отличающуюся только отсутствием специфических систем, необходимых для морского базирования. Полсотни машин в этом облике закупил Египет, что стало самым крупным контрактом для корпорации «МиГ» за долгие годы. Дабы заинтересовать МО России и других потенциальных покупателей, предлагается развитие этой машины под уже традиционным именем МиГ-35.

Мнение экспертов

Если сравнить эти две модели истребителей, можно найти много общего. Это новейшие модификации советских классических летательных аппаратов — Су-27 и МиГ-29. Многоцелевые истребители и в одночасье бомбардировщики способны завоевать превосходство в небе и наносить удары с помощью бомб и ракет по наземным и морским целям. Они имеют почти одинаковую боевую нагрузку, способны выполнять похожую боевую работу.

Раньше на вооружении ВВС России были в основном МиГ-29 и Су-27. Пришло время менять устаревшие боевые машины на новые. Боевые машины Су-35 также имеются на вооружении российских ВВС. Правда, эти истребители намного дороже лёгких самолётов и их используют лишь для боя на большом расстоянии. К тому же в сражении проще пожертвовать недорогим истребителем.

Минобороны РФ собирается на основе новых «мигов» создать основной кулак боевой авиации.

Оба самолёта имеют ряд технических и боевых отличий, которые и определяют их эксплуатационные характеристики. «МиГи» немного меньше «Сушек», они меньше вооружения могут взять на борт. У них меньшее количество точек подвеса, вследствие чего они меньше могут брать бомб и ракет. «МиГи» имеют более низкие параметры РЛС по обнаружению целей. Правда, урезанные весовые возможности дают им развивать большую скорость, чем это могут себе позволить «сушки».

«МиГи» дают российским войскам больше гибкости, у них высокая скороподъёмность. «Су-шки» считаются тяжёлыми истребителями, способными защитить свою территорию и перекрыть небо над ней для самолётов противника. Обе машины в равной степени нужны ВВС РФ. По мнению экспертов, хоть эти самолёты имеют почти одинаковые функциональные возможности, однако они предназначены для разных целей.

Какой из истребителей сильнее?

МиГ-35Су-35

Немного истории

Исторически сложилось, что во времена Советского Союза воздушные бойцы фирм Микояна и Сухова каждый выполняли свои чётко поставленные задачи. МиГ-29 располагавшиеся на аэродромах ГДР должны были, как наиболее скороподъёмные и маневренные машины принять на себя первый удар в начавшейся европейской войне и выдержать его или геройски погибнуть, оправдав смысл понятия «лёгкий фронтовой истребитель».

Су-27 наоборот держали вдали от войск НАТО. Эти самолёты находились на территории Украины и Польши, в строевых частях ПВО и должны были охранять воздушное пространство над нашими войсками в решающей схватке. Вследствие этого Су-27 получил обозначение тяжёлого истребителя, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе.

Это подтверждалось тактико-техническими характеристиками этих самолётов. Миг-29 был способен брать боевую нагрузку лишь 2180 кг против 6 тонн у Су-27 и мог работать в радиусе не более 700 км, а «суховская» машина имела боевой радиус около 1700 км.

Выводы

Лёгкие истребители предпочтительнее брать на вооружение. Они дешевле. Серийный выпуск не является таким сложным и затратным, как изготовление тяжёлых боевых машин. Для некоторых целей поражения нецелесообразно использовать слишком дорогие ракеты Су. Если с поставленной задачей с одинаковой результативностью смогут справиться оба истребителя, то лучше поднять в небо МиГ, чем дорогую в обслуживании и эксплуатации Су.

Лёгкие истребители — «рабочая лошадка», предназначенная специально для боя на ближнем расстоянии. Благодаря «мигам» можно получить желаемый результат с меньшими затратами. Су-35 считаются дорогостоящими машинами. Их используют, как правило, для защиты своей территории и для ведения полноценного военного сражения на большом расстоянии. ВВС России нуждается в обоих самолётах, так как загруженность лётного парка по сравнению с ВВС США очень низкая. Вероятность противостояния этих двух стран невысокая. Однако российские истребители будут задействованы в сражениях в небе и над территорией других стран.

Экспортные возможности

Совершено очевидно, что в настоящий момент на рынке вооружений МиГ-35 станет самым доступным самолётом поколения 4++. Для государств, которым не по карману такие истребители как французский Rafale, F-16 или даже российский Су-35С, нужен простой недорогой самолёт поколения 4++ и чем будет он дешевле, тем быстрее будет заключена сделка.

На международном рынке в последние десятилетия пользовался большим спросом российский Су-27, но кто имел возможность уже приобрёл этот самолёт, а как-то оживить рынок и продать машину такого же класса, как Су-35, но по более привлекательной цене вполне возможно, предложив МиГ-35 с его многофункциональными возможностями. На фоне мирового экономического спада, такой расчёт будет верен.

В такой сделке на Китай можно не рассчитывать, а страны среднего востока, южно-американские государства и даже Индия, весьма недовольная закупкой французских самолётов Rafale и которой нужно заменить парк устаревших МиГ-21, охотно приобретут недорогой, но перспективный МиГ-35.

Хотя стоимость МиГ-35 и не озвучивается, но она если судить по цене этой машины на индийском тендере в 2007 году меньше 100 млн. долларов, которые требуют за французский Rafale и ниже стоимости лёгкого истребителя США F-35A, то по крайней мере остаётся ниже цены, за которую Китай купил российские Су-35С.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]