Сабли
Тяга к этому виду оружия связана с тем, что противники Польши часто применяли элементы легкого доспеха, сделанные не из броневых пластин, а из мягких материалов — ткани, войлока и т. д. Такая защита, при ряде очевидных недостатков (прежде всего, меньшие оборонительные качества) имеет и ряд достоинств, среди которых в данном случае принципиально одно: прямой клинок при рубящем ударе в ней «вязнет».
Строение польской сабли
Польскую саблю, собственно говоря, как и любую другую саблю или меч, делят на две основые части — клинок и эфес. По основным своим параметрам и условным составным частям клинки польских сабель ни чем не отличались от сабель западной Европы или азиатских стран.
У любого клинка есть традиционно выделяемые части:
- основание — верхняя часть клинка(приблизительно треть его длины, считая от пяты, т.е. от места его стыковки с эфесом);
- сила — средняя часть клинка;
- остриё — нижняя часть клинка, его заострённый конец.
С тыльной стороны клинка, основани и остриё могут быть разделены выступом елмани — своеобразным расширением, имеющим лезвие.
Условное строение сабли
Боковые поверхности клинка могут быть плоскими вогнутыми с одной или обеих сторон, а также снабжены долами. Элементы рельефа клинка могут разделяться так называемыми рёбрами.
Сечения клинков польских сабель
1. Двояковогнутый с ромбовидеым обухом. 2. Двояковогнутый с доликом на обухе на уровне середины клинка. 3. Плоский. 4. T — образный с доликом на обухе на уровне середины клинка. 5. Профилированный (с широким и узким долом). 6. Профилированный (с одним широким и двумя узкими долами). 7. Профилированный (с чередованием двух узких и одного широкого дола). 8. Профилированный (один широкий и три узких дола). 9. Профилированный (ряд узких долов расположенных с одной из сторон клинка). 10. Профилированный (два широких дола и долик на обухе на уровне середины клинка).
С точки зрения строения, у польской сабли наиболее интересным является эфес, так как именно его внешний вид и определяет отличие польских сабель от сабель других регионов, и именно по строению эфеса производится их основная классификация.
Среди всех возможных конструкций эфесов у польских сабель можно выделить три базовых типа:
- открытые — классические с простой крестовиной;
- полузакрытый — крестовина переходит в дужку, недоходящую до навершия рукояти;
- закрытые — гарда снабжена дополнительными дужками, образующими некое подобие корзины.
Строение закрытого и полузакрытого эфеса
В польской оружиеведческой традиции именно эфес служит основным признаком происхождения оружия. При определении типа польской сабли её составные части следует рассматривать в следующей последовательности: рукоять — клинок — ножны. Да, и ножны тоже, так как в их конструкции применялись уникальные для конкретного времени структурные и орнаментные приёмы.
Назначение сабли, её функция всегда определяется формой рукояти, но только в совокупности с клинком, на котором она укреплена. Именно поэтому происхождение рукояти стоит рассматривать с двух основных точек зрения: конструктивно-функциональной и стилистически декоративной. Первый аспект определяет функциональность, второй же — общий облик оружия.
Закрытые и полузакрытые эфесы польских сабель XVII — XVIII веков
1. Эфес гусарской сабли. 2. . Полуоткрытый эфес сабли. Передняя дужка соединяется с крестовиной под прямым углом. 3. Эфес сабли датируемый второй половиной XVII века. 4. Эфес сабли датируемый XVIII веком. Передняя дужка соединяется с головкой и крестовиной под прямым углом.5. Эфес сабли датируемый концом XVIII века.
Период со второй половины XVI по конец XVIII века был самым удачным для польских сабель, его можно с уверенностью назвать «великой эпохой польской сабли». Это был период зарождения и расцвета не только польских типов сабель, но и польского стиля фехтования на сабле.
Рассмотрим основные, самые популярные, типы сабель, которые были широко распространены на терририи Речи Посполитой, и которые в той или иной мере можно называть польскими.
Венгерско-польская сабля
Старейшим типом польской сабли, является венгерско-польская сабля(далее для краткости мы будем называте её венгерской саблей), появление которой тесно связано с именем Стефана Батория.
Типичная венгерская сабля имеет эфес открытой формы. Рукояти изготавливались из дерева, оклеивались кожей и обматывались проволокой. Её гарда представляла собой длинное прямое перекрестие. Пердняя защитная дужка чаще всего отсутствовала вовсе, либо представляла собой металлическу цепочку одним концом соединённую с навершием, другим с крестовиной.
Венгерская сабля XVII века
Клинки таких сабель были тяжёлыми и широкими, практически всегда снабжённые елманью. Кривизна клинков была сравнительно небольшой. Широкие ножны венгерских сабель внизу были плоско срезаны.
Венгерская сабля конца XVII века
Именно такие сабли, всегда являлись исключительно боевым оружием, отсюда и простота их конструкции. Эти сабли использовались до конца XVII века, как в пехоте так и в кавалерии, но в XVIII столетии практически вышли из употребления.
Венгерские сабли
1. Начало XVI века. 2. Вторая половина XVI века. 3. Начало XVII века. 4. Серидина XVII века. 5. Вторая половина XVII века.
Среди венгерских сабель существовали также экземпляры с полузакрытым эфесом (правда они встречали гораздо реже), именно они, вероятнее всего, стали прототипом для создания польской гусарской сабли с замкнутой дужкой.
Виды ударов саблей.
В польском фехтовании на саблях различали следующие основные виды ударов: 1) продольный удар сверху вниз, называвшийся «голова»; 2) продольный удар снизу вверх, под подбородок; 3) горизонтальный удар между бедром и лопаткой, называвшийся «ударом отцовским»; 4) вертикальный удар от левого плеча или левого уха наискосок к правому боку через грудь — «референдарский удар»; 5) горизонтальный удар в левую часть головы (щеку); 6) вертикальный удар от левого бока, повернув клинок острием вверх, к правому плечу через грудь наискосок, называвшийся «сенаторским ударом».
Сами сабельные удары по своей эффективности подразделялись на следующие основные типы:
1) удар прямой, толкающий — был не очень сильным, но зато очень быстрым и точным, этот удар можно было использовать в поединках как на малых, так и на относительно больших дистанциях, как в схватке с одиночным пешим противником, так и в конном бою (особенно во время общих столкновений), когда возникала необходимость наносить множество очень быстрых ударов в разных направлениях;
2) удар разрубающий (так называемый тесачный), наносившийся с локтевого или плечевого замаха, дававший в результате очень сильный эффект, такой удар использовался прежде всего в пешем бою на малых дистанциях (даже против неприятеля, который мог быть частично защищен доспехами);
3) удар протягивающий, когда сабельный клинок своим движением как бы протаскивали по телу противника, наносившийся замахом от плеча, дававший большой эффект в ходе схватки и на относительно удаленных дистанциях, такие удары применялись для разрубания тела противника или его вооружения, с их помощью можно было наносить режущие раны концом клинка в конном или пешем поединке.
Надо сказать, что и различные типы польских сабель конструктивно приспосабливались для определенной манеры боя. Так, например, сабли венгерско-польского типа применялись для нанесения так называемых, используя польскую фехтовальную терминологию, дубинных ударов, чаще всего при замахе от плеча, чему немало способствовало хорошо развитое перо на конце клинка. Карабелу же, благодаря конструкции ее рукояти, которая создавала хороший упор для мизинца, применяли для дуговых или протягивающих ударов.
Кроме рубящих ударов, в сабельном бою часто применялись и колющие, но заметно отличавшиеся по характеру от уколов, наносимых, скажем, мечом. Из-за изогнутости клинка саблей очень трудно было нанести прямой укол, зато благодаря ей же она прекрасно подходила для нанесения ударов сбоку, снизу или сверху, что имело немаловажное значение для борьбы с таким противником как, например, вооруженный круглым щитом турок.
Армянская сабля
Второй основной группой польских сабель, использовавшихся во второй половине XVII — первой половине XVIII века, была группа армянских сабель, в оружиеведческой литературе они могут называться львовские сабли, армянские карабелы, ардынки или чечуга. С венгерскими саблями их роднит открытая форма эфеса.
Армянская сабля — название, мягко говоря странное, для типично польского оружия. Всё дело в том, что в своё время на территорию Польши эмигрировала значительная часть населения Армении, спасаясь от турецкого вторжения. С собой они привезли и привычные для них образцы холодного оружия, в том числе и сабли с эфесом определённой формы, в последствии названным армянским (хотя конечно это не означает, что они его изобрели).
Армянская сабля
Среди армянских сабель можно выделить 2 основных типа:
- сабли эфес которых отличается короткой крестовиной, круглой деревянной рукоятью, увенчанной латунной колпачкообразной головкой, изогнутой вверх под тупым углом, их ещё называют чечугами;
- сабли эфес которых имеет массивную крестовину, снабжённую длинными и широкими лангетами, и имеющую расширения на своих концах, навершие рукоти слегка сужалось к концу; их иногда называют ордынками.
Сабли чечуга и ордынка
Снизу вверх: чечуга, вторая половина XVII века; ордынка начало XVIII века.
Армянские сабли особенно типичны для рубежа XVII — XVIII вв. В основном их использовали как элемент дворянского костюма. Это было связано с тем, что все их детали, элементы рукоятей и ножен всегда оставались декоративными как на боевых, так и на парадных экземплярах. Вообще можно сказать, что для боевых действий это оружие было малопригодным — перекрестие слишком маленькое и короткое, а наклон головки был недостаточен для надёжного захвата ладонью.
Владение сабельным фехтованием
Исходя из польских текстовых источников, датированных XVII в., можно заключить, что: а) большинство схваток на саблях, как на войне, так и в мирное время, производилось пешим порядком и с одиночным противником [Возможно, это связано с тем, что шляхтича даже в ходе военных действий сопровождала свита боевых холопов, которая «оттягивала» на себя аналогичное сопровождение его противников, позволяя именитым воинам вести подобье поединков, не ввязываясь в массовую схватку.]; б) на каждые 19 попаданий 14 приходилось по руке (в частности по большому пальцу) и 5 — в голову: «…после второго или третьего удара отсек ему пальцы», «…пришлось ему рубиться со Снарским, которому он отсек палец»; в) часто использовались защиты оружием и ответные атаки: «…хватил он меня знатно, так что сабля задрожала в кулаке, — выдержал выпад. Схватились мы с ним еще раз десять — ни мне, ни ему»; г) схватка конных противников по своей тактике зачастую походила на пеший бой. Следовательно, уход с линии атаки прыжком или отшагиванием имел подчиненную роль (по сравнению с теми же отбивами) и применялся в той же мере, как маневр всадника, шпорящего и осаживающего лошадь на коротком аллюре.
Владению саблей обучались поначалу индивидуально, примерно так же, как и средневековые рыцари, то есть у своего отца или какого-либо иного родственника либо у человека, который сам хорошо умел фехтовать и участвовал в военных походах. Технику ударов отрабатывали с применением «пальцат» — деревянных палок, на которых устраивались учебные поединки, причем зачастую самостоятельно, как развлечение, что помогало лучше усваивать фехтовальные премудрости:
«Еще одним развлечением во время каникул были палки, называвшиеся пальцатами, которыми, затевая поединок, студенты фехтовали между собой. Это упражнение было весьма необходимо для поддержания в шляхтичах достоинства, как средство для приучения молодежи к будущему овладению саблей».
Польская гусарская сабля
Королевой среди польских сабель была сабля гусарская, появившаяся (в своей классической форме) в середине XVII века. Современное название «гусарская сабля» прижилось потому, что её использовали именно польские гусары. Конечно они использовали саблю и ранее, но по конструкции она не отличалась от оружия прочих родов войск.
Польская гусарская сабля — чрезвычайно оригинальный вид польского клинкового оружия, скомбинировавшая в себе особенности самых разных иностранных сабель. Сочетание заимствованных черт привело к созданию инструмента, не только функционального в силу своей великолепной конструкции, но и поистине прекрасного с эстетической точки зрения.
Гусарская сабля конца XVII века
Типичный эфес гусарской сабли состоял из крестовины с лангетами, переходящей практически под прямым углом в переднюю защитную дужку, которая могла, как соединяться с головкой рукояти, так и не доходить до неё. На крестовине всегда располагалось кольцо для фиксации большого пальца. Рукоять имела сечение в форме эллипса, чаще всего изгтавливалась из дерева, оклеивалась кожей и обматывалась проволокой. Головка рукояти образовывала единое целое со стальной накладкой, которая располагалась с тыльной стороны рукояти и доходила до перекрестия.
Эфес польской гусарской сабли
Усреднённые параметры польских гусарских сабель таковы:
- длина клинка — 82 — 87 см.;
- ширина клинка у пяты — 2.7 — 3.1 см;
- кривизна клинка — 7 — 8 см;
- расстояние между центром удара и центром тяжести — 20 — 25 см;
- длина рукояти — 9 — 10 см;
- длина крестовины — 11 — 12 см;
- длина лангета — 7 — 8 см;
- диаметр кольца для большого пальца — 2.5 см;
- угол соединения крестовины и дужки — 100 — 105 градусов.
Эфес польской гусарской сабли
Доказать боевые приимущества польской гусарской сабли взялся Войцех Заблоцки. На основании своих исследовании он пришёл к выводу, что она великолепно подходит для:
- примого быстрого удара;
- крайне мощного разрубающего удара с замахом;
- ударом с замахом и оттягом от плеча.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что она великолепно подходила для сабельного фехтования.
Польская гусарская сабля, с теми или иными модификациями эфеса просуществовала до самого конца XVIII века, т.е. до потери Польшей государственной независимости. В XIX веке она осталась лиш в качестве некой национальной реликвии, в то время как в бою применялись новые иностранные образцы.
Типы сабель
Венгерско-польская сабля.
Первым типом польской боевой сабли была так называемая венгерско-польская сабля, возникшая под влиянием территории Речи Посполитой со второй половины XVI в. и до первой половины XVII в.
Эта сабля имела открытую рукоять, изредка замкнутую цепочкой, которая соединяла между собой навершие и переднее плечо перекрестия. Само перекрестие было простое, прямое, с длинными «усами» — удлиненными треугольными выступами посередине, которые с обеих сторон охватывали нижнюю часть рукояти и верхнюю часть ножен. Клинки были длинные, 78—88 см, главным образом привозные, генуэзские или штирийские, отличались малой кривизной, большим весом и твердостью. У некоторых экземпляров клинок в нижней части под прямым углом, называвшимся «молотком», переходит в расширенное, заостренное с обеих сторон лезвие — так называемое перо[Соответствует русскому термину «елмань».]. Клинок снабжался одним или двумя продольными желобами, шедшими на всю длину клинка или же только до уровня пера.
Рукоять сабли состояла из прямоугольной железной пластинки, покрытой с обеих сторон деревянными накладками и обтянутой кожей. Под кожей рукоять часто обматывалась шнуром или металлическим жгутом, что придавало ей ребристый вид и удобство при удержании сабли в руке. Характерное роговое или металлическое навершие было укреплено несколько под углом к рукояти, наклонно вперед, иногда оно отгибалось вниз или наискосок вверх. Оно, как правило, прикрывалось металлическим колпачком, так называемым наперстком.
Широкие деревянные ножны обтягивались черной или коричневой кожей и оковывались металлическими обоймицами. Общая масса сабли вместе с ножнами примерно равнялась 1,6 кг, а без ножен — около 0,9 кг.
Это оружие было весьма популярно в среде польской шляхты, о чем свидетельствует старинная польская поговорка: «Конь— турок, холоп — мазурок, шапка — магерка [Магерка — головной убор в виде колпака, венгерского происхождения.], сабля — венгерка».
Карабела.
Во второй половине XVII в., под влиянием восточных образцов, прежде всего турецких, появились сабли, которые приобрели огромную популярность не только среди гусар, но и среди польской шляхты вообще и до сих пор являющиеся наиболее известным типом польской сабли в мире, а именно знаменитые «карабелы». Характерным внешним признаком этой сабли была рукоять с навершием специфической формы, несколько напоминавшее голову орла в короне.
Для боевых карабел использовались прежде всего восточные (главным образом турецкие и персидские) или западные (в основном золингенские), а также иногда польские клинки. Несмотря на их различное происхождение, основные параметры у клинков карабел приблизительно совпадали и были следующими: длина клинка — 770—860 мм, ширина полосы — 27—33 мм, длина пера — 235—265 мм, расстояние от центра удара до центра тяжести — 250—265 мм, кривизна клинка — 70—95 мм. Рукоять состояла из двух деревянных (дубовых или ореховых) или роговых накладок, прикрепленных к хвостовику клинка с помощью штифтов. Нередко такие накладки покрывались выступами в виде «шевронов» для удобства удержания сабли в руке. Эта сабля также вошла в народную поговорку: «Без Бога — ни до порога, без карабели — ни с постели».
Гусарская сабля.
Приблизительно в то же время, что и карабела, появился и специализированный тип боевой [Мы намеренно так часто используем слово «боевой» применительно к сабле, поскольку в Польше было также очень популярно и парадное, богато декорированное оружие, изготовлявшееся по образцам боевого.] польской сабли, на этот раз, в отличие от рассмотренных выше, с замкнутой гардой, — гусарская сабля. Ее называли также «черной саблей» из-за черного цвета рукояти и ножен, а также «гусарским» или «кривым палашом»[Вообще, в старых польских инвентарных описях, особенно относящихся к XVIII в., все клинковое оружие с замкнутой гардой, вне зависимости от конструкции клинка, именовалось палашом.].
Типичная польская гусарская сабля характеризовалась рукоятью, у которой переднее плечо перекрестья было согнуто под тупым углом (от 100 до 105 градусов), переходящее в защитную дужку, доходившую до навершия, не соединяясь, однако, с ним, в то время как тыльное плечо было, как правило, уплощенным в так называемый mlotek, которому придавался вид трилистника, либо он имел полукруглый выступ. Общая длина плеч перекрестия (без защитной дужки) равнялась примерно 12 см, длина усов — около 8 см.
Изнутри к рукояти крепился так называемый палюх — плоское металлическое кольцо, служащее для зашиты большого пальца, для чего оно было нередко расковано в щиток, а также предназначенное для лучшего удержания оружия в руке. Его ширина равнялась 2,5 см.
Собственно, такие защитные кольца появились еще на саблях венгерско-польского типа и первоначально представляли собою согнутый в кольцо верхний ус перекрестия, а впоследствии стали изготовляться особо. Эфес сабли изготовлялся в подавляющем большинстве случаев из стали, в отдельных случаях — из бронзы и украшался таушированными узорами из латунной проволоки. Рукоятка обматывалась металлическим жгутом или тесьмой.
Общие параметры клинков гусарских сабель были следующие: средняя кривизна клинка около 6—7 см, длина — около 82,5—86 см, ширина полосы у рукояти — 2,3—2,8 см, длина пера — 20—25 см (вообще в большинстве случаев оно было слабо выражено), расстояние от центра удара до центра тяжести клинка — 20—25 см. Клинки по всей длине покрывались желобками.
Ножны гусарских сабель изготовлялись из дерева и обтягивались козьей или ослиной кожей.
В руках поляка сабля была грозным оружием. Вениамин Краузе, немецкий офицер, ветеран Тридцатилетней войны, например, так описывал поле боя, которое он увидел после столкновения поляков и запорожцев: «На поле боя остались будто палачом разрубленные тела. Можно было увидеть отрубленные шеи, руки вместе с плечами. В частности, один мертвец имел страшный вид — был разрублен от лица к затылку».
Кончары
Ранние польские кончары, применявшиеся до середины XVI в., имели такую же по конструкции рукоять, что и у меча, с прямым или S-образным перекрестием и грушевидным навершием. Они были довольно тяжелыми, очень узкими и достигали в длину 130 см. Кончары, использовавшиеся до начала XVII в., были более легкими, имели полузамкнутую гарду и шаровидное навер-шие. Их длина доходила до 160 см. Польские кончары XVII в. по конструкции рукояти походили на венгерские сабли.
Большая длина кончара была связана с его довольно специфической функцией: после того как копья ломались, кончары превращались как бы в их заменители, всаднику достаточно было вытянуть руку с кончаром вперед. Они были чисто боевым оружием и в отличие от сабель не имели парадных вариантов. Впрочем, иногда в Польше использовали очень богато украшенные восточные кончары, купленные или взятые в качестве трофея, отличавшиеся короткими рукоятями с шарообразным навершием и овальным щитком вместо перекрестия.
Это оружие применялось только в конном бою, поэтому его никогда не подвешивали к поясу, а прикрепляли к седлу под левым или правым коленом. В своей книге «Путешествие по Украине* знаменитый Боплан писал: «С правой стороны у гусap привешен кончар длиною 5 стоп, широкий у рукояти, сужающийся к острию, четырехгранный. Это удлиненное оружие служит для поражения поваленного на землю неприятеля».
«У луки с левой стороны имеют они пистолет, под левым бедром привешенный к седлу кончар, очень длинный, который применяют после переламывания копий», — писал Себастиан Цефали, Кончар являлся, можно сказать, последним европейским мечом, сохранявшим почти традиционную форму, хотя и предназначался почти исключительно для укола. Существует едва ли не единственное изображение рубки кончаром, оставленное итальянским художником, наблюдавшим боевые действия войск короля Яна Собесского; там кончар имеет двуручную рукоять (что не исключено, но малотипично). И известен единичный же случай применения даже не кончара, а обычного меча (вероятно, из дедовских арсеналов) в 1651 г., в битве под Берестечком.
Чеканы
Боевые гусарские чеканы практически ничем не отличались от аналогичного западноевропейского оружия. Применяли их в качестве предмета вооружения кавалеристов с XVI по XVIII вв. Помимо своего прямого предназначения они также играли роль знаков отличия для поручиков и ротмистров. Палаши
Палаш был довольно широко распространен в Польше, однако не мог соперничать в популярности с саблей (хотя в XVII в. иногда и употреблялся вместо нее), но зато часто заменял собою кончар. Его так же, как и кончар, подвешивали к седлу под левым коленом. В XVII в. применялся венгерский палаш с рукоятью сабельного типа, общая длина которого достигала 114 см.
Карабела
Карабела, бесспорно, является одной из самых знаменитых польских разновидностей холодного оружия, несмотря на то, что ни её форма, ни название с Польшей не связаны.
Происхождение этого оружия и его названия до сих пор до конца не ясны. Это вопрос требующий отдельного рассмотрения, так что здесь мы его касаться не будем. Кому эта тема интересна можете прочитать о карабеле в книге В. Квасневича «Польские сабли», от куда я, собственно, и взял большую часть информации.
Из письменных источников XVIII века следует, что карабелами называли сабли с богато украшенными рукоятями, навершия которых имели форму орлинной головы, имитирующей турецкий декоративный стиль.
Эфес карабелы
Типичный эфес карабелы состояла из следующих частей:
- Литая или кованная крестовина имеющая лангеты, и снабжённая фигурными шариками на своих концах; средняя длина крестовины составляла 70 — 75 мм.;
- Рукоять составленная из двух накладок, обычно вырезаемых из чёрного дерева (чёрный дуб или морёный и полированный орех); поверхность накладок нарезалась шевронами и украшалась латунными гвоздями, которые сочитаясь с формой навершия, фомировали стилизованное изображение птичьей головы;
- Пластины, вырезанные из серебряного или латунного листа и покрывавшие шов между накладками; пластины крепились посредством пайки и имели ширину около 10 мм.
Эфес карабелы
Очень функциональная по своей конструкции, рукоять карабелы, при минимальной длине в 125 мм., допускала захват с упором большого пальца в ребро стержня, а её навершие, оформленное в виде изогнутого вниз птичьего клюва, не довало сабле выскользнуть из рук.
Карабелла была оружием, предназначенным в первую очередь для дуговой рубки от плеча или запястья, что доказал своим исследованием Войцех Заблоцкий. Клинки в свём большинстве были иностранного происхождения (турецки или немецкие из Пассау и Золингена), характеризовались они разной степенью кривизны, а также наличием елмани, пости всегда отчётливо выраженной и конструктивно подчёркнутой. Их параметры были таковы:
- длина клинка — 77 — 86 см.;
- ширина клинка — 2.7 — 3.3 см.;
- длина елмани — 23.5 — 26.5 см.;
- кривизна клинка — 7 — 9.5 см.;
- расстояние между центром тяжести и центром удара — 25 — 28 см.
Карабела
В книге Здислава Жигульского Младшего «Карабела и орлиная сабля», была представлена типология, в которой были выделены три основные группы восточных и пять групп польских карбел(последние 2 группы относятся к периоду XIX — XX вв., и в рамках этой статьи не рассматриваются). Восточные карабелы, естественно, были исходными формами для их польких аналогов.
Турецкая карабела 1-й группы
К первой группе восточных карабел принадлежат турецкие карабелы XVII века. Они характеризовадись рукоятью, образованной накладками из бычьего рога, которое незначильно сужалось к навершию и нарезалось шевронами, облегчавшими удержание сабли в руке. К хвостовику они крепились четырьмя крупными медными заклёпками. Стальное перекрестие было персидского типа.
Турецкая карабела 2-й группы
Ко второй группе пренадлежат парадные карабелы XVII века, которые одновременно могли служить и боевым оружием. Рукояти этих сабель, в отличае от первой группы сужались не к навершию, а к перекрести. Материалом для их изготовления чаще всего служили шлифованные полудрагоценные камни — халцедон, яшма, сапфирин. Перкрестия с прямыми концами несли каплевидные завершения. Клинки чаще всего ковались из улатной стали.
Турецкая карабела 3-й группы
Третью группу составляют карабелы XVII — XVIII вв., принадлежавшие армянско-турецкому культурному кругу. У них длинные рукояти, полностью покрытые металлическим листом. На эфесах этих сабель нередко пресутствовала цепочка, соединяющая навершие и крестовину. Сабли этой группы имели широкие клинки малой кривизны с конструктивно подчёркнутой елманью.
Польская карабела 1-й группы
К первой группе польских карабел относятся экземпляры, изготовленные в конце XVII — начале XVIII века. Их рукояти имели менее изысканные очертания, нежели у турецких сабель, без сужения в верхней или нижней части, их боковые грани были практически параллельны друг-другу.
Польская карабела 2-й группы
Вторая группа включает в себя карабелы начала XVIII века, точнее изготовленные в 1715 — 1730 гг. Их рукояти изготавливались из полудрагоценных камней и инкрустировались золотыми орнаментами в стиле эпохи регенства. Перекрестия изготавливались из золочённого серебра и украшались в восточном стиле. Клинки на таких саблях, как правило были булатные, импортированные с востока.
К третьей группе относятся карабелы, производившиеся в Польше приблизительно с 1730 года до утраты страной независимости. Их рукояти изготавливались из чёрного бычьего рога, сердолика, слоновой кости, перламутра или янтаря. Перекрестия украшались орнаентом в стиле Людовика XV и Людовика XVI
Костюшковка
Саблей, ставшей своего рода промежуточным звеном в обсуждении наиболее типичных и характерных польских сабель XVI — XVIII веков, является костюшковка, крайне интересное боевое оружие, особенно популярное во время костюшковского восстания 1794 года. Своим название она обязана руководителю этого восстания — Тадеушу Костюшко, обычно изображавшемуся на портретах с саблей этого типа.
Тадеуш Костюшко
Костюшковка всегда имела замкнутый эфес. Крестовина под прямым углом соединялась с передней защитной дужкой, а та, в совою очередь, под прямым углом соединялась с головкой рукояти. Почти до середины XVIII века перекрестие имело лангет, пропущенный сквозь защитный щиток, но со второй половины этого столелетия он стал редкостью. Рукояти наиболее старых экземпляров были гладкими или обтянутыми гладкой кожей, на поздних саблях, изготовленных во второй половине XVIII века, часто перед обтяжкой насекались поперечные бороздки. Гарды этих сабель имели дополнительные полукруглые горизонтальные дужки, в последствии заменённые защитным щитком, имеющего форму полукруга или прямоугольника с закруглёнными углами (в конце XVIII века исчезли и они).
Костюшковка 1760 года
Наиболее характерной формой эфеса этой сабли, появившейся в конце XVIII века, стал вариант с гардой без защитного щитка, состоящей из крестовины, переходящей в замкнутую дужку, выкованную из плоского стального бруска.
Костюшковка конца XVIII века
Клинки костюшковок могли иметь разное происхождение, самые ранние из них ковались ещё в XVI — XVII вв., как в Польше так и за её пределами (в основном в Золингене).
Костюшковки второй половины XVIII века
Утрата Польшей государственной независимости в 1795 году ознаменовала собой конец развития польской сабли. Катастрофа, которой стали разделы страны, более чем на сто лет остановила деятельность государства, в следствии чего было полностью прекращено развитие оружейной мысли. Поэтому поляки в ходе своей борьбы за национальную независимость, с конца XVIII по конец XIX века были вынуждены пользоваться преимущественно иностранными саблями.