Авиация ВМФ РФ: история, вооружение, состояние на текущий момент

По аналогии с сухопутными войсками РФ авиация ВМФ резко увеличивает возможности флота. Создано подразделение МА ВМФ для решения нескольких задач:

  • поиск, поражение морских, воздушных и сухопутных целей;
  • воздушная разведка и наведение кораблей;
  • изготовление/уничтожение минных полей;
  • радиоэлектронная борьба;
  • поиск/спасение пострадавших;
  • перевозка и десантирование спецподразделений.

Авиация ВМФ

Основная часть авиации базируется на берегу, меньшая ее часть – корабельная авиация находится на единственном в РФ авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». В состав входят только вертолеты и самолеты, ранее использовавшиеся гидропланы теперь применяются силами МЧС для перевозок и тушения пожаров.

Структура авиации ВМФ

Род сил, который до уничтожения Советского Союза (1991 год) носил название «ВВС ВМФ СССР», сегодня называется Морской авиацией военно-морского флота Российской Федерации (МА ВМФ). Его задачи:

  • поиск/уничтожение боевых сил вероятного противника (конвои, десантные отряды, одиночные корабли, самолёты, вертолёты, крылатые ракеты);
  • прикрытие отрядов боевых кораблей во время учений/боевых походов от ударов с воздуха;
  • наведение ударных сил на корабельные соединения противника, выдача целеуказания с целью их уничтожения;
  • проведение минных постановок, радиоэлектронной разведки;
  • воздушные перевозки, десантирование;
  • поисково-спасательные работы.

До 2008 года в состав морских авиационных сил входили боевые части Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийский флотБалтийского флотов, а также части центрального подчинения.


Вертолет авиационного флота России – Ка-27ПС Источник: Wikipedia.org

В боевой состав войсковых/учебных частей входили самолёты ракетоносной, истребительной, штурмовой, противолодочной, поисково-спасательной, специальной, транспортной авиации.

Части МА имеют в своём составе ещё несколько родов авиации:

  • разведывательная;
  • противоминная;
  • РЭБ;
  • вспомогательная.

Последнее наименование включает широкий спектр авиационной техники, предназначенной для решения различных задач – радиоэлектронной, противоминной, противолодочной борьбы, обнаружения, наведения, управления, связи, снабжения топливом основных авиационных сил ВМФ, проведение поиска/спасения людей, осуществление транспортных (санитарных) операций.

Будет интересно: Авианосцы США

После унификации структуры боевой состав сил авиации морского флота по местам базирования подразделяется на две категории:

  • Палубная (морская) авиация.
  • Береговая авиация.

Как род сил, подразделения авиационных сил морского базирования выполняют специальные задачи совместно с Сухопутными войсками/Воздушно-космическими силами Министерства Обороны Российской Федерации.

Повседневная женская форма одежды ВМФ

Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.

Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.

Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.

Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:

  • Парадная.
  • Офисная.
  • Дембельская.

Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.

Видео: обзор офисной формы офицеров ВМФ нового образца

Морская авиация ВМФ

Флагманом Северного флота военно-морских сил Российской Федерации является тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он способен нести на своём борту полноценное авиакрыло ударных и разведывательных летательных аппаратов. Состав боевой авиационной техники ТАВКР проекта 1143.5 на момент постановки в сухой док с целью капитального ремонта и модернизации (2017 год):

  • палубные истребители Су-33, МиГ-29К, МиГ-29КУБ;
  • учебно-тренировочный штурмовик Су-25УТГ;
  • противолодочные вертолёты Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29;
  • вертолёты радиолокационного дозора Ка-27РЛД.

Общее количество самолётов, составляющих авиакрыло ТАВКР проекта 1143.5 – 44 единицы.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – единственный корабль на флоте, приспособленный для взлёта/посадки истребительной и штурмовой авиации. Противолодочную авиацию, палубные многоцелевые вертолёты разработки акционерного общества (объединённого конструкторского бюро) «Камов», имеют экипажи кораблей ещё 9 проектов:

Проекты общества “Камов”
№ проектаТип суднаМарка вертолета
1144.2тяжелый атомный ракетный крейсер “Орлан”Ка-27ПЛ, Ка-29, Ка-31
1164ракетный крейсер типа “Атлант”Ка-27ПЛ, Ка-25РЦ
1155большой противолодочный корабль типа “Фрегат”Ка-27ПЛ
22350фрегатКа-27ПЛ
956эскадренный миноносецКа-27
20380корвет типа “Стерегущий”Ка-27ПЛ
11540сторожевой корабльКа-27ПЛ
11351, 11356, 11356Р/Мсторожевой корабльКа-27/Ка-27ПС, Ка-28, Ка-31

В 2016-2017 гг. на кораблях Средиземноморской оперативно-тактической эскадры военно-морского флота России прошли испытания новейшие палубные ударные вертолёты соосной конструкции Ка-52 «Катран».

Совершенствование всех типов летательных аппаратов морского базирования осуществляется с целью повышения незаметности, увеличения дальности/скорости полёта, оснащения высокоточным ракетным оружием, средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и поиска подводных лодок вероятного противника. Задачами экипажей самолётов/вертолётов морского базирования являются обнаружение надводных/подводных целей, сбор/обработка информации о вероятном противнике, выдача целеуказания для его нейтрализации или поражения.

Су-33: первый корабельный истребитель

Су-33 можно назвать палубной версией легендарного Су-27, которая была создана по заказу ВМФ для защиты флота от воздушного нападения. В 1989 году истребитель Су-27К (так назывался тогда Су-33) совершил первую в отечественной истории «обычную» посадку самолета на палубу авианосца. На долгие годы Су-33 стал единственным корабельным истребителем отечественного ВМФ.


Фото: Минобороны РФ / wikimedia.org

Специалистам ОКБ Сухого удалось достаточно оперативно сдать на вооружение новый палубный самолет. Дело в том, что система вооружения серийного фронтового истребителя Су-27 не требовала особых изменений для корабельной версии. Конечно, морской вариант истребителя был доработан для базирования самолета на корабле, например, была установлена система складывания крыла. Кроме того, потребовались усиленные опоры шасси и наличие тормозного гака.

Су-33 базируются на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов». В составе авиагруппы «Адмирала Кузнецова» истребители применялись в операциях вооруженных сил РФ в Сирии. Это было первое в истории России боевое применение палубных самолетов Су-33.

Береговая авиация ВМФ

Состав сил авиации военно-морского флота берегового базирования – это боевые и вспомогательные самолёты/вертолёты различных классов, постоянно располагающиеся на военных аэродромах вблизи морских границ РФ и вероятных театров военных действий, а именно:

  • Океаны – Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый.
  • Моря – Чёрное, Балтийское.

Парк авиационной техники включает следующие модели самолётов:

Парк авиационной техники
Модель/модификацийНазначение
Су-27фронтовой истребитель
Су-30многоцелевой истребитель
МиГ-31 (Б/БС/БМ)высотный истребитель-перехватчик
Су-24 (М/МР)фронтовой бомбардировщик
Су-25УТГштурмовик
L-39учебно-боевой самолет
Бе-12противолодочный самолет-амфибия
Ил-38 (Н), Ту-142М, А-40противолодочный самолет
Ил-22воздушный командный пункт
Ил-20самолет радиоэлектронной борьбы и разведки

Количество единиц истребительно-бомбардировочной авиации в береговом составе морской авиации ВМФ России – 139 единиц. Противолодочные операции осуществляются с бортов 48 самолётов, РЭБ и общее руководство действиями армейских сил на море – с 4-х. В состав транспортной авиации военно-морского флота входят 53 воздушных судна: многоцелевые транспортные самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, пассажирские борты для перевозки военнослужащих и выполнения специальных задач Ил-18, Ту-134, Ту-154.

Вертолётные части береговой авиации включают следующие типы машин:

Вертолетные части береговой авиации
Модель/модификацийНазначение
Ми-8 (Т/ТМ/АМТШ), Ми-14 (ПС), Ка-226 (Т)многоцелевые
Ми-24 (П)ударный
Ка-27 (М/ПЛ/ПС)противолодочный
Ка-29транспортно-боевой
Ка-31Р (Ка-27РЛД)вертолет радиолокационного дозора

Винтокрылые машины в полном объёме выполняют функции по снабжению командования морских соединений информацией о расположении и количестве сил вероятного противника, характере их маневрирования и общей надводной обстановке.

Бе-200: реактивная амфибия

Именно с гидросамолетов начиналась когда-то морская авиация. Самый современный представитель российской гидроавиации – Бе-200. Кстати, это единственный в мире реактивный самолет-амфибия. Бе-200 может эксплуатировать как на суше – аэродромах, так и на воде – водоемах глубже 2,6 м. Совершить посадку на воду Бе-200 может даже при метровых волнах.


Фото: Александр Маркин / wikimedia.org

Бе-200 отлично помогает в борьбе с лесными пожарами – такому самолету не нужно каждый раз возвращаться на аэродром, чтобы набрать баки водой. Глиссируя по поверхности подходящего водоема, машина может взять на борт 12 тонн воды всего за 14 секунд. Самолеты Бе-200 с 2004 года борются с пожарами, и не только в России. Наша амфибия помогала пожарным во Франции, Португалии, Италии, Греции, Индонезии, Израиле. На днях Бе-200 морской авиации ВМФ РФ был направлен в Турцию для тушения пожаров.

Состав авиации (начальство и командующие)

Первым командующим Управления авиации/воздухоплавания на флоте (УМАиВ) в 1914 году стал капитан второго ранга А. А. Тучков. Он был назначен на эту должность по указу Императора Николая II. Вслед за ним общее руководство действиями авиационных сил, боевой службой морских лётчиков в период Первой мировой войны 1914-1916 гг., Гражданской войны 1918-1922 гг. осуществляли:

  • Б. Р. Миклашевский;
  • И. Н. Дмитриев;
  • Б. А. Щербачёв;
  • А. П. Онуфриев;
  • Н. Ф. Чернов;
  • С. А. Лишин;
  • И. Н. Дмитриев;
  • С. Э. Столярский;
  • М. Ф. Погодин.

В 1923 году должность руководителя сил Морской авиации рабоче-крестьянской Красной Армии была упразднена. Только в 1935 году, учитывая боевой опыт Германии, Великобритании, США, Японии, было принято решение о возрождении авиации на флоте как рода сил. В Советское время, а также после того, как РФ стала самостоятельным государством, вплоть до переформирования в 2010 году, командование им осуществляли 15 военачальников:

  • В. К. Бергстрем;
  • Ф. Г. Коробков;
  • С. Ф. Жаворонков;
  • П. Н. Лемешко;
  • А. М. Шугинин;
  • Е. Н. Преображенский;
  • И. И. Борзов;
  • А. А. Мироненко;
  • Г. А. Кузнецов;
  • В. П. Потапов;
  • В. Г. Дейнека;
  • И. Д. Федин;
  • Ю. Д. Антипов;
  • В. П. Уваров;
  • Н. В. Куклев.

Начальником воздушных сил морского авиационного флота ВМФ РФ с 2010 года является заслуженный военный лётчик РФ, Герой России, генерал-майор Игорь Сергеевич Кожин.

Как самостоятельные подразделения, подчиняющиеся командованию (штабу) МА ВМФ, существуют силы морской авиации на четырёх оперативно-стратегических объединениях:

  • Северный флот;
  • Тихоокеанский флот;
  • Черноморский флот;
  • Балтийский флот,

а также на Средиземноморской оперативно-тактической эскадре. Состав: боевые знамёна воздушных дивизий и бригад, отдельных войсковых частей. Общее руководство действиями сил Морской авиации осуществляется Главным командованием военно-морского флота России из Москвы.

История создания

Подразделения морской авиации ВМФ РФ празднуют свой «День Рождения» 17 июля. Этот род войск очень специфичен, защищает рубежи сразу двух стихий – воды и неба. Историю развития морской авиации можно представить такими датами:

  • 1910 г. – летом закуплен самолет Антуанет-4 для Морского ведомства, первый полет на нем произвел лейтенант Дорожинский с аэродрома Куликово в Севастополе;
  • 1912 г. – вице-адмирал Григорович подписал в мае приказ о создании авиаотрядов на флоте, в августе спущен на воду на Васильевском острове в СПб первый гидроплан;
  • 1914 г. – Первая мировая война помешала развертыванию авиаотрядов на Тихоокеанском флоте, а существующие подразделения приказом передали службе связи;
  • 1916 г. – 17 июля четыре самолета России отразили нападение такого же количества немецких самолетов на Балтике, что принято считать Днем МА ВМФ России;
  • 1916 г. – сформирована структура подразделений – отряд из 4 – 8 самолетов, дивизион из 2 – 4 отрядов, бригада из 2 – 4 дивизионов, дивизия – минимум из 2 бригад, взаимоотношения начальников/командиров авиационных и корабельных регламентированы Положением о дивизионе КА (корабельной авиации);
  • 1916 г. – создание Ванской флотилии (оз. Ван, Турция) из двух гидросамолетов М-5 под началом мичмана Иванова для поддержки Бакинского отряда, Чудского гидроавиаотряда (оз. Чудское);
  • 1917 г. – формирование бригады особого назначения с полномочиями дивизии для поддержки флотилии Северного Ледовитого океана;
  • 1917 г. – для руководства авиацией флотов создано управление УМАиВ во главе с А. А. Тучковым;
  • 1917 г. – В. И. Ленин назначает комиссаром МА А. П. Онуфриева, затем авиация присоединяется к воздушным силам УВОФЛОТ, выходит из подчинения;
  • 1918 г. – Балтийская дивизия эвакуируется на Волгу, командование изменяет ее статус на бригаду особого назначения (три дивизиона из восьми отрядов);
  • 1918 г. Черноморская дивизия прекращает существование после потери личного состава и техники;
  • 1920 г. – подчинение морской авиации Воздушному флоту РККА, помощником по гидроавиации становится М. Ф. Погодин, затем А. П. Онуфриев.

В дальнейшем с 1920 года в течение 18 лет российский Морской авиационный флот подчинялся ВВС РККА. В 30-е годы из летчиков МА сформирована Полярная авиация.

Затем Народный Комиссариат ВМФ вновь выделяет Морскую авиацию в декабре 1937 года, дальнейшее развитие этого рода войск продолжается:

  • 1937 г. – С. Ф. Жаворонков становится начальником авиации ВМФ (Маршал авиации СССР с 1944 года);
  • 1941 г. – формирование трех отрядов из гражданской авиации в конце июня для транспортных перевозок внутри флотов, придание подразделениям штурмовиков и боевых самолетов Погранвойск, относящихся к НКВД;
  • 1941 г. – создание ударной особой группы из самолетов ДБ-3Т количеством 15 штук по указу Наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова;
  • 1941 г. – осенью расформированы части и соединения, утратившие боевую технику, экипажи отправлены в тыл.

В 1942 году 1, 5 и 13 полк Балтики, 72 полк Северного флота удостоены звания Гвардейских. Чуть позже к ним добавились 2,5, 6 и 8 полки ЧФ. После придания морской авиации в следующие два года бомбардировщиков и штурмовиков Пе-2 и Ил-2 добавлены соответствующие подразделения МА ВМФ.

В 1943 году вместо плавающих лодок в разведывательных подразделениях начинают использоваться иностранные бомбардировщики и истребители Бостон, Аэрокобра Р-39, Киттихаук, Томахок и Р-40.

В последние годы войны на Северном флоте добавлена 14 дивизия САД, Тихоокеанском 15 и 15 САД, Черноморском 13 ПАД. После Победы штурмовые подразделения авиации ВМФ ликвидированы, зато созданы три дивизии 17, 18 САД на Тихоокеанском флоте, 19 МТАД ГК ВМФ. С учетом эффективности боевых действий во время ВОВ дальше развитие морской авиации происходило следующим образом:

  • 1946 г. – упразднение ГК ВМФ, подчинение министру ВС, переименование в ВВС ВМФ в Авиацию ВМС, переход на штат мирного времени;
  • 1946 г. – расформирование всех летных частей из-за списания летающих лодок МБР-2;
  • 1947 год – деление ТФ на 5 и 7 Тихоокеанские флоты, БФ на 4 и 8 Балтийские флоты.

До 1950 года сокращено 3 дивизии, флотилии утратили базы, оборонительные районы и саму авиацию. Со следующего года летчики истребителей начали переподготовку на самолетах реактивного типа МиГ-15 и МиГ-17. Реформа 1951 года перевооружила части торпедоносцами взамен минно-торпедных самолетов.

В 1953 году Тихоокеанский флот вновь стал единым, а в 1956 году это произошло и Балтийским флотом.

В 1953 году Авиация флотов вновь была переименована в ВВС ТОФ, СФ, БФ и ЧФ, соответственно. В это же время на вооружение поступили вертолеты:

  • Ка-15 базировались на кораблях;
  • Ми-4 формировались в отдельные эскадрильи на суше.

Позже в 1958 году их переформировали в полки ОАПВ. Часть истребительной авиации переподчинялась войскам ПВО, для командиров которых летчики в тельняшках становились головной болью. Совершенно новое подразделение – Морская ракетоносная авиация МРА – возникло в 1961 году. По мере возникновения новых боевых машин ими комплектовались подразделения морской авиации флотов:

  • 1962 г. – разведчик сверхзвуковой Ту-22Р;
  • 1963 г. – модификация разведывательного самолета Ту-95РЦ;
  • 1965 г. – амфибийный самолет Бе-12;
  • 1967 г. – противолодочный самолет Ил-38;
  • 1969 г. – Ту-142 (комплекс дальнего действия);
  • 1972 г. – вертолет Ка-27 для дальнего патрулирования с берега и борта судна.

В 70-е годы произошло освоение морской авиацией дальних аэродромов за пределами СССР:

  • Тихий океан – Вьетнам;
  • Атлантический океан – Ангола, Гвинея и Куба;
  • Индийский океан – Йемен, Сомали, Эфиопия;
  • Средиземное море – Сирия и Египет.

С 1974 года ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 поступил в МРА Балтики и Черноморского флота.

Через шесть лет он стал штатной единицей вооружения ТОФ. Авианесущие крейсеры ТАВКР, пригодные для самолетов вертикального взлета Як-38, были спущены на воду в середине 70 годов. Для СФ был построен крейсер ТАВКР Киев, для Тихоокеанского флота Новороссийск и Минск.

В 1975 году созданы штурмовые береговые подразделения с самолетами Су-17М. В 1979 году под нужды экранопланов типа Орленок МДЭ была создана 11 авиагруппа ВМФ, подчинявшаяся напрямую Москве.

В 1980 году АВМФ в очередной раз переименованы в ВВС ВМФ. Единственный на сегодняшний день авианесущий тяжелый крейсер Адмирал Кузнецов введен в строй в 1991 году.

День морской авиации ВМФ

15 июля 1996 года главнокомандующим военно-морским флотом России адмиралом флота Феликсом Громовым был подписан приказ №253 «Об учреждении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Отныне ежегодно, 17 июля отмечается профессиональный праздник лётчиков воздушного флота, приписанных к ВМФ России – День морской авиации. Этот день празднуется в войсковых частях береговой авиации и на кораблях, в состав экипажей которых входят пилоты самолётов и вертолётов.

МиГ-29К: новый взлет «по-самолетному»

Корабельный истребитель МиГ-29К стал одним из первых отечественных боевых самолетов, который может садиться и взлетать с корабля «по-самолетному». Кстати, впервые это произошло в тот же день, когда с палубы поднялся Су-33, – 1 ноября 1989 года. Однако программа разработки палубного «МиГа» была приостановлена, и возродилась только в 2000-х годах. Поспособствовал этому интерес иностранного заказчика – в 2004 году был подписан контракт с Индией на закупку большой партии корабельных истребителей в одноместном (МиГ-29К) и двухместном (МиГ-29КУБ) вариантах.


Фото: Минобороны РФ / wikimedia.org

Чуть позже МиГ-29К занял свою нишу и в российском ВМФ. Большие заказы позволили усовершенствовать истребитель до уровня 4++. При этом корабельный МиГ-29К – это уже не просто улучшенный МиГ-29, а можно сказать новый самолет. Машина соответствует высоким требованиям, предъявляемым к палубным истребителям, оснащена посадочным гаком, усиленной конструкцией планёра. На МиГ-29К установлена «стеклянная кабина», то есть все приборы в кабине пилота – цифровые. Современная авионика позволяет применять весь спектр высокоточных ракет и авиабомб.

Новым Главкомом ВМФ России назначен адмирал-подводник

Такого «букета» кадровых перестановок в нашем ВМФ , который преподнес министр обороны РФ Сергей Шойгу всем участникам селекторного совещания 8 мая, давненько не было. Глава военного ведомства объявил, что президентским указом сразу четыре адмирала меняют свои должности. Правда, для одного из них – 64-летнего Главкома ВМФ Владимира Королева, военная служба закончилась. Он покидает свой пост и переходит на работу в Объединенную судостроительную корпорацию. Печальный момент расставания Королева с флотом Шойгу «подсластил» жирным комплиментом адмиралу, почтительно напомнив, что тот провел на военной службе более 45 лет, а «под его руководством силы флота успешно боролись с международным терроризмом, после длительного перерыва возобновили присутствие в Мировом океане. При Королеве в состав Военно-морского флота поступили новейшие подлодки проектов «Борей» и «Ясень», — отметил министр.

Вместо Королева на главном капитанском мостике нашего ВМФ теперь будет стоять бывший командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов.

Что известно о новом Главкоме ВМФ?

Он родился в 1962 году в Москве , окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания и Военно-морскую академию. У него внушительный послужной список: был старпомом, а затем командиром подводных лодок, командиром дивизии, командующим Подводными силами Тихоокеанского флота, начальником штаба Северного флота и его командующим. Награжден тремя орденами.

При нем был использован «революционный» прием в подготовке экипажа атомной подлодки «Князь Владимир». Она стала первой субмариной в отечественной истории, экипаж которой освоил устройство корабля ещё до того, как подлодка вошла в состав ВМФ. Этот процесс шёл параллельно с заводскими и государственными экзаменами.

Однако, новый Главком ВМФ в свое время стал знаменитым не только этим. Однажды в сети появился ролик, тайно снятый кем-то из подчиненных Евменова. На нем адмирал на «очень экспрессивном языке» обращается к строю моряков после ДТП с участием пьяного военнослужащего, в результате которого погиб гражданский человек. Ролик набрал аж 465 тысяч просмотров. К чести Николая Анатольевича (чью эмоциональность можно понять) после публикации ролика в интернете он объявил о проведении для Северного флота «месячника без мата». И показал в этом личный пример.

Еще известно, что Евменов заядлый хоккеист, не любящий проигрывать. Однажды, после поражения своей команды, он со зла в щепки разбил клюшку. В Минобороны уже поговаривают, что Главком ВМФ может появиться в хоккейной команде, за которую выступает Шойгу…

Тем же указом Президента РФ командующим Черноморским флотом назначен вице-адмирал Игорь Осипов , а Северным — вице-адмирал Александр Моисеев .

Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ

Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).

Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.

Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.

Женская парадная форма ВМФ

Такой комплект по своему составу почти полностью повторяет повседневный, за исключением того, что жакет парадный, пояс также парадный, золотистый, а в зимняя версия имеет в комплекте белое кашне.

Далее рассмотрим офисную форму ВМФ. На 2022 год офисная форма представляет собой комплект из:

  • Синей или черной фуражки либо повседневной кепки тех же цветов.
  • Костюма, состоящего из брюк и куртки с длинными (короткими) рукавами.
  • Тельняшки или белой/синей футболки.
  • Также офисная форма ВМФ содержит в своем комплекте и белую фуражку.

Видео: день ВМФ и парадная форма

Читайте также

Особенности весеннего призыва-2020: Тест на вирус для призывника — за 15 минут

С 12 мая военкоматы в России начинают работать в обычном режиме. И ждут новобранцев

Армейский строй пополнили 12 тысяч офицеров

Молодых лейтенантов, среди которых 260 девушек, готовили 36 военных вузов [видео]

США поставили России условие — пустить под нож все новые супер-ракеты

Почему Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений — это игра в «подкидного дурака» по-американски

Бастрыкин распорядился незамедлительно реагировать на проявления агрессии к медикам и полицейским

В Санкт-Петербурге раскрыты практически все такие особо тяжкие преступления, как убийства, изнасилования и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть

Что нового показал нам Парад-2020 и зачем он был нужен

«Кинжал» под брюхом МиГа и истребитель 5-го поколения показаны над Красной площадью впервые. А вот зачем нужен был такой Парад — разбирался наш военный обозреватель Виктор Баранец

К концу года у России появится «убийца авианосцев»

Новейшая гиперзвуковая ракета «Циркон» проходит финишные испытания. Почему ее так боятся в НАТО?

Эксперт: Американцы закупают из стран бывшего СССР технику, чтобы испытывать на своей броне наши снаряды

Обычно испытывают вооружение на Абердинском полигоне в штате Мэрилэнд

Самолеты над Москвой: Самые яркие фото репетиции воздушного Парада Победы

Из-за пандемии коронавируса в этом году 9 мая не будет праздничных концертов и шествия «Бессмертный полк», но состоится воздушная часть парада и прогремят салюты в честь Великой Победы

Парад военной авиации 9 мая 2022 года в Москве: что покажут и в какое время начнется

Почти 150 вертолетов и самолетов станут участниками Парада военной авиации 9 мая 2022 года в Москве

Каким на самом деле будет весенний призыв-2020: Сдать выпускные экзамены дадут, а тест на вирус займет 15 минут

Начальник главного управления Генштаба генерал-полковник Евгений Бурдинский ответил на вопросы Виктора Баранца

Шойгу: пациентов без коронавируса разместят на госпитальном судне «Иртыш»

Военные госпитали разгрузили и подготовили для приема зараженных COVID-19 [видео]

На дембель — в маске и с билетом: Минобороны уточнило правила увольнения с военной службы

Шойгу поручил обезопасить увольняющихся срочников от заражения

Эксперт: Американцы в Арктике с 10 километров прыгать не будут

Рекордное десантирование на заполярные острова в честь юбилея Победы и ВДВ восхитило многих – и вызвало вопросы

Отправка призывников в войска начнется 20 мая

Все военкоматы укомплектовали бесконтактными термометрами и масками

Россия попала в топ-5 стран по тратам на оборону

«Оборонка» обошлась нашей стране в 65 млрд

Прыжки с парашютом в Арктике: высота — 10 тысяч метров

Бойцы спецназа ВДВ России совершили этот маневр впервые в мировой истории

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]