Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» — крейсера который опередил время


Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 941 «Акула»

Подводное водоизмещение 48 000 т. Длина 172 м, ширина 23,3 м, осадка 11 м. Скорость полного подводного хода 25 узлов. Мощность атомной энергетической установки 100 тыс. л. с. Вооружение — 20 пусковых установок ракет РСМ-52 (200 боеголовок), 6 торпедных аппаратов. Экипаж 160 человек (в том числе 52 офицера).

Основные цели и задания

Задача конструирования и постройки АПЛ, способной погружаться на километровую глубину и наносить оттуда удары по противнику имела под собой веские основания, обусловленные получаемыми при этом серьёзными боевыми преимуществами. Такая глубоководная субмарина была совершенно неуязвима для всех существующих на тот период времени средств возможного противодействия.

Давление даже полукилометровой толщи воды разрушало и торпеды, и глубинные бомбы, обычно применяемые в целях противолодочной борьбы. Кроме того, даже просто обнаружить подлодку на такой глубине было практически нереальной задачей: водная среда на глубинах свыше трёх-четырёх сотен метров настолько меняет свои акустические свойства, что засечь подлодку при помощи гидроакустических устройств было почти невозможно.

По замыслу командования ВМФ СССР, глубоководную АПЛ предполагалось использовать в боевых действиях в океанских и морских районах против подводных лодок, надводных кораблей и транспортных судов противника. Также корабль мог выполнять задачи по ведению разведки и передаче данных о противнике другим советским кораблям.

Тем не менее, затраты на разработку и строительство этого подводного крейсера были сравнимы с ценой американского авианосца, а стоимость обычной субмарины превышали в 5-6 раз. По мировым ценам эта сумма оценивалась примерно в 17 миллиардов долларов, что в тот период для СССР было огромной цифрой. Отсюда у лодки проекта «Плавник» появилось неформальное название «Золотая рыбка».


Схема атомной подводной лодки «Комсомолец»

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР «Кальмар».

Подводное водоизмещение 16 000 т. Длина 155м, ширина 11,7 м, осадка 8,7 м. Скорость полного подводного хода 24 узла. Мощность атомной энергетической установки 40 тыс. л. с. Вооружение — 16 пусковых установок ракет РСМ-50 (48 боеголовок), 4 торпедных аппарата. Экипаж 130 человек (в том числе 40 офицеров).

«Грязнули» в тесных отсеках

Немецкие подводники
воевали практически во всех океанах и морях нашей планеты, и, несмотря на то что Германия проиграла войну, её подлодки во время Второй мировой успели заслужить грозную славу опасного противника. Этому способствовали и хорошая подготовка экипажей, и надёжность их подводных кораблей, и правильная стратегия и тактика их применения. Кроме того, одним из важнейших факторов, способствовавших эффективному выполнению боевых задач, было хорошее питание подводников. Кто и как обеспечивал завтрак, обед и ужин подводных корсаров?
Если спросить бывшего немецкого подводника о питании на подводной лодке, то в ответ можно услышать следующее: «Еда? Еда была хорошая – если ты любитель вкуса солярки»

. Любопытно, но, несмотря на то что у пищи на подлодках была ужасная репутация, сформированная рассказами о заплесневелых продуктах, пропитавшихся запахом солярки, подводники кригсмарине имели один из самых лучших рационов в вермахте.

Однако снабжение качественными продуктами – это лишь полдела, так как для того, чтобы превратить их во вкусную еду, нужны были умелые руки хорошего повара, или, как его именуют на флоте, кока, который играл на подводной лодке очень важную роль. К сожалению, в истории немецких подлодок коки несправедливо обделены вниманием. Мы много знаем об известных подводниках, успешных атаках конвоев и военных кораблей, но работники крошечных камбузов остаются в стороне от этих свершений. Попробуем вытащить их из тени громкой славы немецких подводных асов и попытаемся ответить на вопрос: кто такие коки и чем они занимались на подводных лодках?

«Смутье»

Прежде чем приступить к рассказу о коках на подводных лодках, стоит дать разъяснения о том, чем занимались коки в немецком торговом и военном флоте в целом. Кок был очень важным членом экипажа, и на нём лежала большая ответственность. Он составлял меню для экипажа на время всего плавания, заказывал и закупал продукты. От правильности его расчётов зависело заполнение провизионных помещений всем необходимым, так как они были ограничены по вместимости продуктов, а дополнительное снабжение в море со стороны было редким случаем. Поэтому, кроме всего прочего, коки были хорошо осведомлены о практике хранения продуктов на судне.


Продовольственный склад кригсмарине. На нём штурман лодки получал провизию по списку, составленному коком

Разумеется, во время нахождения на корабле прямая обязанность кока заключалась в приготовлении еды. Каждый день он кормил команду завтраком, обедом и ужином на протяжении всего плавания. Кроме стандартных приёмов пищи, в ведении кока было приготовление небольших порций горячей еды для заступающих на вахту в полночь. Количество коков на корабле зависело от размера экипажа. На маленьких судах, где кок был один, в помощь ему давали матроса, свободного от вахты.

В военно-морском флоте Германии коки, помимо выполнения своих прямых обязанностей, были также включены в боевое расписание. Так, во время учений или в бою кок в большинстве случаев поступал в распоряжение корабельного лазарета в качестве санитара. Но такой функционал вменялся ему только на больших кораблях. На более мелких единицах флота кок мог быть включён в состав морского или технического дивизиона.

Стоит отметить, что в первой половине XX века коков в немецком флоте именовали «Смут» (Smut) или «Смутье» (Smutje). Это прозвище происходит от слова «Schmutz», что в переводе с немецкого означает «грязнуля» или «замарашка». Употребление этого прозвища считалось шуткой, которая быстро прижилась и стала названием для коков. Любопытно, что со временем это прозвище изменило своё толкование, и на современных немецких судах коков именуют «шефами», а употребление старого прозвища может быть сочтено за оскорбление.

Кок на подводной лодке

На немецкой подводной лодке не стояли вахты только два члена экипажа: командир корабля и кок. Это не означает, что они отдыхали больше других, наоборот – спали они меньше всех, так как на них лежало много обязанностей. Если командиру не давала полноценно отдохнуть ответственность за корабль и экипаж, то кок практически не смыкал глаз по другим причинам:

1. Организация более-менее приличного питания для 50 голодных молодых и здоровых людей, по крайней мере, три раза в сутки. Этот процесс включал в себя не только постоянное приготовление еды, но и требовал от кока таланта быть отменным ресторатором и обладать аналитическим складом ума. Сначала кок составлял меню на все дни похода, затем рассчитывал количество продуктов, которые могли потребоваться, и передавал список штурману лодки, который отвечал за получение продуктов на складе и доставку их на лодку. В качестве примера можно привести выдержки из меню на шесть недель нахождения в море, составленного коком с подлодки U 518 (тип IXC). Ниже приведены блюда обеда и ужина, которыми начинался каждый первый день новой недели похода субмарины. Завтрак был всегда однообразный и состоял из кофе или какао, молочного супа с крекерами, джема, мёда, масла или яиц по требованию:

  • 1-й день похода: обед – суп, картофельное пюре, печень, свежие фрукты, ужин – пряная кровяная колбаса, копчёное мясо, хлеб, масло, кофе;
  • 7-й день похода: обед – жареная колбаса, картофель, соус, капуста, свежие фрукты, ужин – салат из сельди, говядина и сырокопчёная колбаса, хлеб, масло, чай;
  • 14-й день похода: обед – суп, шпинат с яйцами, картофель, тушёные фрукты, ужин – ветчина, редька, хлеб, масло и сок шиповника;
  • 21-й день похода: обед – суп, макароны с ветчиной, соус, пудинг с соком, ужин – суп-лапша с говядиной, холодная ветчина, хлеб, масло и яблочный сок;
  • 28-й день похода: обед – картофельный салат, яичница-болтунья, микс из тушёных фруктов, ужин – макароны с ветчиной, томатный соус, сок шиповника;
  • 35-й день похода: обед – суп, говядина, тушеная в луке, картофель, подлива, овощи, пудинг с соком, ужин – ветчина, яйца вкрутую, хлеб, масло, какао;
  • 42-й день похода: обед – гороховый суп с говядиной и свининой, ужин – согласно оставшейся провизии.

2. Наличие готового кофе в любое время суток. Для заступающих на вахту ночью кок готовил кофе по особому рецепту. Как вспоминал бывший член экипажа лодки U 505 Ганс Гёблер (Hans Goebler), это был мощный стимулятор бодрости: «Около полуночи Антон «Тони» Керн, кок нашей лодки, поднимался на мостик с кофейником, в котором была его фирменная смесь очень крепкого кофе с ромом. Он охранял этот кофейник, как ястреб, так как вкусное чёрное варево пользовалось большой популярностью у всего экипажа, независимо, были подводники на вахте или нет».


Камбуз на подводной лодке U 995 – раковина и разделочный столик (современное фото Павла Харитонова)

3. Проверка качества продуктов и выявление испорченных, чтобы избежать пищевых отравлений в экипаже. Процесс был достаточно непростой. Мясо и овощи хранились в холодильнике на камбузе, но остальная провизия была размещена на хранение по всей лодке. Консервы располагались в дизельном и носовом отсеках, колбасы висели в центральном отсеке и в других местах, где было достаточно высоты для их подвешивания. Картошке отводили любое свободное место, которое удавалось найти. В итоге, чтобы провести ревизию продуктов, коку приходилось «путешествовать» по всей подлодке.

4. Мытьё посуды самостоятельно или с чьей-то помощью все 24 часа в сутки. Коку приходилось это делать на крошечном камбузе на протяжении всего времени нахождения лодки в море, то есть в течение 4–6 недель похода или даже более.


Слева электроплита производства фирмы Brown Boverie et Cie на камбузе лодки U 995 (современное фото Павла Харитонова). Справа вид на камбуз прототипа немецких лодок II серии, финской субмарины «Весикко». С правого борта за металлическим поручнем стоит полированный деревянный ящик. Между ящиком и стенкой есть небольшая ниша. Там и стояла плита, на которой готовилась пища, а на сам полированный ящик выставлялись тарелки, в которые кок наливал или накладывал горячее. Наверху виден вырез люка, через который на лодку попадали припасы (современное фото Сергея Бабушкина)

5. Кок должен был держать руку на пульсе настроения экипажа, быть человеком, от которого зависит дух команды, поддерживать его как можно дольше качественным и вкусным питанием, особенно в дальних походах. Можно сказать, что действия кока часто являлись настоящим средством против рутины, которая царила на лодке во время похода. Впрочем, и сама его персона служила громоотводом для плохих эмоций подводников, так как «смутье» часто становился целью для шуток и острот экипажа. Кроме того, на коке лежала почётная обязанность готовить что-нибудь особенное на дни рождения и праздники, а также ответственность за выдачу команде алкоголя по приказу командира.

6. Во время боевой тревоги кок должен был оказывать помощь торпедистам или артиллеристам.

Камбуз и спальное место кока

К сожалению, не представляется возможным точно установить, где находилось место отдыха кока на подлодке. В ряде случаев известно, что он спал в носовом отсеке, который служил жилым помещением для половины экипажа. Так, например, во время знаменитого похода U 47 Гюнтера Прина в Скапа-Флоу в 1939 году место отдыха кока лодки Фридриха Вальца (Friedrich Walz) находилось именно там. На современных немецких субмаринах «смутье» имеет отдельную койку, которую кроме него никогда никто не занимает. Это имеет практический смысл в плане гигиены, но не известно, существовало ли это правило на подводных лодках времён Второй мировой.


Камбуз американской подлодки «Боуфин» (тип «Балао») времён Второй мировой войны. Видно, что оснащение владений американского кока не идёт ни в какое сравнение с аскетичными владениями немецких «смутье» (фото Евгения Скибинского)

Камбуз был рабочим местом кока и располагался на различных типах лодок по-разному. На малых лодках II серии камбуз располагался между центральным и дизельным отсеками. На субмаринах VII серии камбуз находился в жилом отсеке унтер-офицеров перед входом в дизельный отсек. Это было очень шумное место, связывающее центральный пост с электромоторным и дизельным отсеками и из-за постоянного шума, гама и беготни прозванное подводниками «Потсдамской площадью». Однако такое расположение камбуза было удобным, так как рядом с ним находился один из двух гальюнов «семёрки», который также использовался для хранения провизии.

На лодках IX серии камбуз также располагался в отсеке унтер-офицеров, перед входом в жилой отсек офицеров. В отличие от «семёрки», где отсек унтеров был четвёртым по счёту от носа, на «девятке» он был вторым. Поэтому камбуз на «девятке» был отделён от дизельного отсека центральным постом и отсеком офицеров, что делало его более спокойным местом, чем на «семёрке».

Чтобы понять, что из себя представлял камбуз на немецкой подлодке, обратимся к его описанию, составленному на верфи ВМС США в Портсмуте в июле 1946 года при изучении немецких подлодок типа IXC, сдавшихся американцам после капитуляции Германии (перевод. Е. Скибинского):

«КОРОТКО О КАМБУЗЕ

Пищевое оборудование ограничено; всё, что находится вне камбуза – это столы и посуда в аккумуляторном отсеке, а также личные котелки и столовые приборы нижних чинов.

Камбуз расположен перед центральным постом и офицерской кают-компанией, отделяя последнюю от помещения старшин.

В камбузе по левому борту от прохода находятся небольшой холодильник и шкафчик для готовой провизии, а по правому – электроплита, суповой разогреватель, раковина со сливом, бак для кипячения воды, разделочная доска и шкафчики.

Холодильник размером с американский бытовой, подробное описание см. в разделе
S59 [описание в переводе не приводится – прим.авт.].
Электроплита представляет собой небольшой агрегат из литой и листовой стали, частично эмалированный, и может быть оборудована по одному из двух нижеследующих перечней:

а) три конфорки сверху и бак для кипячения воды позади духовки, два шкафчика внизу;

б) четыре конфорки сверху, духовка внизу.

Примечание: во втором случае электроплитка крепится к верху шкафчиков, а бак для кипячения воды является отдельным устройством.

Конфорки двух размеров. Более крупная имеет трёхпозиционный регулятор нагрева до 3000 ватт, меньшая – три позиции нагрева до 1200 ватт.

Духовки у разных вариантов электроплиты разные. В одном случае размеры духовки 11,8×15,7×13,7 дюймов, в другом 7,9×23,6×19,7 дюймов, обе имеют по три нагревательных элемента в 250 ватт каждый вверху и внизу, что при трёхпозиционном регуляторе нагрева даёт максимальную мощность 1500 ватт.

Кипятильник в баке на 1200 ватт, сам бак имеет объём 10 литров (2,6 галлона). Если бак установлен отдельно, то при таком же объёме он имеет мощность кипятильника 2000 ватт.

Суповой разогреватель на 40 литров (10,6 галлонов) имеет встроенный в основание нагревательный элемент на 8800 ватт с трёхпозиционным регулятором нагрева, герметичную крышку с предохранительным клапаном (что позволяет использовать его в качестве скороварки), а также краник в нижней части для раздачи содержимого.

Раковина – небольшая одиночная стальная эмалированная вещица с металлической (на некоторых судах деревянной) сушилкой. На ней установлен ручной насос, подающий холодную или тёплую воду в кран-смеситель (как на десантных судах типа
LCT), в то время как второй кран может подавать горячую забортную воду при работающих дизелях.
На камбузе имеются хлебницы, дуршлаги, черпаки, соусные ложки, ситечки, разделочная доска, ручная мясорубка, разнообразные кастрюли и кастрюльки для варки и жарки, сковородки, скороварки, ножи, скребки, поварские вилки, секач, мерные ложки, консервный нож, открывалка и взбивалка для яиц.

Столовые приборы состояли из котелков для нижних чинов и достаточно изящного набора столового серебра, хрусталя, фарфора и столовых скатертей для офицеров. В последней категории ни одна сдавшаяся лодка не могла похвастать стандартным флотским набором; судя по всему, нехватка «компенсировалась» из гостиниц, ресторанов и прочих заведений.

В кают-компании находится специальный шкафчик с гнёздами и держателями для столовых принадлежностей.

Хотя обеденные столы и показаны на чертежах, на капитулировавших подлодках в Портсмуте присутствовали только для нужд старшин.

Вывод:

Камбуз общей площадью 27,5 дюймов × 4,11 фута (с учётом центрального прохода) тесен. Если учесть, что всё приготовление пищи и мытьё посуды для 48 человек происходит на этой площади, то можно получить представление о царящей там тесноте.

Электроплитка не позволяет кормить экипаж как на американских подлодках. Размеры и геометрия духовки позволяют разве что печь там картошку, ни о какой печёной, жареной или копчёной еде для всего экипажа не может быть и речи.

Большой суповой разогреватель, а также многочисленные кастрюли и скороварки говорят о диете, состоящей в основном из варёной или приготовленной на пару пищи.

Раковине с принадлежностями самое место в каком-нибудь маленьком летнем дачном домике.

Если показанные на чертежах торпедного отсека столы и лавки действительно повсеместно отсутствовали, то в таком случае условия принятия пищи экипажем выглядят более чем примитивно.

Расположение камбуза выбрано, судя по всему, из соображений, чтобы пищу не требовалось далеко нести».

Исходя из вышеописанного, можно сказать, что американцы были удивлены аскетичными условиями приёма пищи и неудобствами в её приготовлении на немецкой подлодке. В целом же стоит отметить, что этот аскетизм и неудобство не мешали коку эффективно трудиться, а экипажу принимать пищу, и не сказывались на успешном выполнении боевых заданий.

Подготовка коков

О системе отбора и подготовки коков в немецком подплаве практически ничего не известно. Для того чтобы иметь хоть какое-то представление о том, как работала эта система, стоит обратить внимание на детали биографии тех коков с немецких подлодок, которые удалось выяснить. Вот, к примеру, история «смутье» U 995 матроса Вилли Леонхардта (Willi Leonhardt):


Экипаж подводной лодки U 31 (тип VIIA) обедает на верхней палубе (довоенное фото)

Он родился в 1925 году. Его отец был коком, погибшим на паруснике, потерпевшем крушение у мыса Горн в январе 1930 года. Поварскому делу Вилли стал обучаться в отеле «Кайзерхоф» в Брауншвейге, куда осенью 1942 года был отправлен на шесть месяцев отбывать трудовую повинность по законам Третьего рейха. В апреле 1943 года он был призван на флот. Три месяца Леонхардт проходил начальную военную подготовку, после чего был отправлен в Брест на базу 9-й подводной флотилии для прохождения практики.

Его умение готовить было замечено, когда он отбывал наряды, и он был допущен к приготовлению пищи для личного состава флотилии. Осенью 1943 года Вилли был откомандирован на «Вильгельм Густлоф», который на тот момент служил школой для рядового и старшинского состава подводного флота. После прохождения обучения, летом 1944 года, Вилли был отправлен на курсы подготовки коков в городок Цевен, расположенный недалеко от Бремена. Окончив курсы, осенью того же года Леонхардт был направлен в Норвегию в Тронхейм, который на тот момент служил базой для 13-й подводной флотилии. Там он стал поваром, работая на кухне флотилии и в доме отдыха для экипажей подлодок.


Экипаж малой лодки II серии принимает пищу в носовом отсеке

В декабре 1944 года Вилли был откомандирован в Нарвик в распоряжение недавно созданной 14-й подводной флотилии. Там он получил должность кока-стажера на U 995 и попал в обучение к постоянному коку лодки Петеру Файгенбутцу (Peter Feigenbutz), которого он подменял на камбузе во время отдыха последнего. Стажировка продолжалась до марта 1945 года, после чего Вилли Леонхардт был официально зачислен в списки личного состава 14-й флотилии как кок U 995. Окончание войны Леонхардт встретил в этой должности.

Из биографии кока U 995 можно сделать следующие выводы:

  • коком можно было стать при наличии опыта готовки еды ещё «на гражданке»;
  • местом отбора для будущих коков могли быть кухни боевых и учебных подразделений подплава;
  • будущие коки проходили курсы обучения подводников общего плана;
  • курсы подготовки коков в учебном центре длились один-два месяца;
  • после прохождения этих курсов молодой специалист проходил стажировку на подводной лодке у её действующего кока.

Если сравнить эти выводы с нюансами подготовки коков для субмарин в современном флоте Германии, то можно сделать вывод, что система отбора и подготовки коков-подводников со времен Дёница не претерпела значительных изменений. Сейчас в немецком флоте для службы на камбузе отбираются только дипломированные повара. Они всё так же, прежде чем попасть на подводную лодку, проходят подготовительные курсы коков и учебные курсы подводников.


Слева кок на камбузе подводной лодки U 35 (тип VIIA). Справа U 145 (тип IID) в Финляндии. На мостках лежит посуда с камбуза подлодки

Исходя из потребностей подводного флота Германии времён Второй мировой и огромного количества введённых в строй подлодок, число коков на подплаве того времени могло колебаться в пределах 1000–1500 человек. Вероятнее всего, система отбора и подготовки коков для подлодок работала эффективно, так как случаи, когда выполнение боевой задачи немецкой субмариной было сорвано из-за питания, как и какие-либо массовые отравления из-за некачественной пищи, не зафиксированы.

Подводя итоги рассказа о коках на немецких субмаринах, можно сказать следующее. Обязанности кока-подводника не сильно отличались от того, чем занимались коки на надводных кораблях и судах немецкого флота – разумеется, с поправкой на специфику службы. Труд «смутье» на подлодке был тяжёл, и работник камбуза должен был быть в буквальном смысле двужильным, потому как трудился там в одиночку, и замены у него не было. Выполнять такой объём работы одному человеку достаточно сложно, и, надо предполагать, коку в помощники периодически назначались свободные от вахты подводники.

В целом, можно сказать, что коки успешно справлялись со своими обязанностями, и это положительно влияло на боевой потенциал субмарины, так как экипаж в длительных походах получал неплохое питание. Поэтому тяжёлый труд «смутье» на подлодке, несомненно, вносил свой вклад в успешные действия немецких подводников во время войны.


Слева кок на камбузе лодки VII серии готовит еду для экипажа. Справа подводный ас и командир U 172 Карл Эммерман готовится резать торт — подарок от кока в честь своего награждения Рыцарским крестом

В заключение стоит отметить ещё один любопытный факт из жизни коков с подлодок. После войны многие из них не имели никаких проблем с трудоустройством. Накопленный в походах опыт они успешно реализовывали даже в известных ресторанах, куда их брали с большой охотой. Так, вышеупомянутый Вилли Леонхардт стал одним из самых известных шеф-поваров в Брауншвейге, где работал в многих ресторанах и в официальной городской резиденции для почётных гостей. Карл Дёниц после освобождения из Шпандау три раза посещал общество подводников Брауншвейга, дававшее в его честь торжественные обеды, блюда для которых готовил Леонхардт.

6 января 1981 года на похоронах Дёница в последний путь гросс-адмирала провожали не только его подводные асы, но и бывший лодочный кок Вилли Леонхардт, камбуз которого ныне можно увидеть на U 995 в Лабё. Лодка экспонируется там как корабль-музей.

Литература:

  1. Jacksch H. U 565 – Das Boot und seine Menschen – Carhistory, Moosthenning, 2006
  2. Malmann Showell J. Wolfpacks at War – The U-Boat Experience in World War II – Compendium Publishing, 2001
  3. Paterson L. U-Boat Combat Missions – Chatham Publishing, London, 2007
  4. Paterson L. U-Boat War Patrol – The Hidden Photographic Diary of U 564 – Chatham Publishing, London, 2006
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
  6. Морозов М. Нагирняк В. Стальные акулы Гитлера. Серия «VII» – М.: Коллекция, Яуза-Эксмо, 2008
  7. https://historisches-marinearchiv.de
  8. https://de.wikipedia.org
  9. https://www.uboatarchive.net
  10. https://uboat.net
  11. https://www.welt.de
  12. https://www.weser-kurier.de

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ «Дельфин».

Подводное водоизмещение 18 200 т. Длина 167 м, ширина 11,7 м, осадка 8,8 м. Скорость полного подводного хода 24 узла. Мощность атомной энергетической установки 40 тыс. л. с. Вооружение — 16 пусковых установок ракет РСМ-54 (64 боеголовки), 4 торпедных аппарата. Экипаж 130 человек (в том числе 40 офицеров).

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей».

Подводное водоизмещение 24 000 т. Длина 155 м, ширина 18,2 м, осадка 9,2 м. Скорость полного подводного хода 30 узлов. Мощность атомной энергетической установки 100 тыс. л. с. Вооружение — 24 пусковые установки противокорабельных ракет П-700 «Гранит» дальностью 550 км, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 107 человек (в том числе 48 офицеров).

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше.

Атомная торпедная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б».

Подводное водоизмещение 12 770 т. Длина 110,3 м, ширина 13,5 м, осадка 9,6 м. Скорость полного подводного хода 30 узлов. Мощность атомной энергетической установки 50 тыс. л. с. Вооружение — восемь торпедных аппаратов. Экипаж 73 человека (в том числе 33 офицера).

дизельэлектрические подводные лодки

За Подплав!

Первый экипаж рпкСН проекта 667а «К-236»

КТОФ 8 дипл 15эскпл ТОФ

( на 1.01.1971 г.)

№№ Должность В/Звание Ф.И.О. Примечание
1. Командир пл Капитан

1 ранга

Агавелов Святослав Владимирович
2. Старший помощник командира пл Капитан

2 ранга

Парамонов Эдуард Николаевич
3. Заместитель командира пл по полит части Капитан

2 ранга

Фроловский Михаил Серафимович
4. Старший помощник командира по боевому управлению —- Дополни

тельные должности

5 Помощник командира пл Капитан

3 ранга

Карпов Анатолий Александрович
6 Командир

БЧ-1

Капитан

3 ранга

Островский Александр Иосифович
7 Командир

ЭНГ

Старший лейтенант Знатков Александр Сергеевич
8 Командир БЧ-2 Капитан-лейтенант Кособоков Вячеслав

Александрович

9 Командир ГУАО
10 Инженер БЧ-2
11 Командир БЧ-3 Старший лейтенант Маренов Борис Иванович
12 Командир БЧ-4 Старший лейтенант Осипов С.
13 Командир БЧ-5 Капитан

3 ранга

Цындренко Валерй Александрович
14 Командир Д-1 БЧ-5 Капитан

3 ранга

Олейник Николай
15 КГДУ№1 Старший лейтенант Смирнов
16 КГДУ№2 Старший лейтенант Охрименко
17 КГДУ№3
18 КГДУ№4
19 КГДУ№5
20 КГДУ№6
21 КИПиА№1
22 КИПиА№2
23 КИПиА№3
24 Командир турбинной группы Старший лейтенант Хмиляр Иван
25 Командир Д-2 БЧ-5 Капитан-лейтенант Крохмаль Эдуард
26 Командир ЭТГ
27 Командир Д-3 БЧ-5 Капитан –лейтенант Шумилин Владимир Григорьевич
28 Начальник службы «Х»
29 Начальник службы «М» Старший лейтенант м/с Тауберг Валерий Михайлович
30 Начальник РТС Старший лейтенант Гусев Станислав
31 Командир группы гидроакустики
32 Программист РТС Старший лейтенант Андреев В.
33 Инженер РТС Старший лейтенант Джаниашвили Сергей Иванович

Первый экипаж пларк «К-23» проекта 675 КТОФ

26 дипл

( на 1.01.1968 г.)

№№ Должность В/Звание Ф.И.О. Примечание
1. Командир пл Капитан 2 ранга Можейкин Александр Ефимович
2. Старший помощник командира пл Капитан 2 ранга Пылев Анатолий иванович
3. Заместитель командира пл по полит части Капитан 3 ранга Скитович Анатолий Егорович
4. Помощник командира пл Капитан 3 ранга Катилов Анатолий Иванович
5. Командир

БЧ-1

Капитан-лейтенант Островский Александр Иосифович
6. Командир

ЭНГ

Старший лейтенант Горенко Евгений Иванович
7. Командир БЧ-2 Капитан 3 ранга Садовый Владимир Степанович
8. Командир ГУАО Старший лейтенант Подгорный Борис
9. Инженер БЧ-2 Старший лейтенант Головешкин Лев Николаевич
10 Командир БЧ-3 старший -лейтенант Тарасенко Владимир Григорьевич
11 Командир БЧ-4- начальник РТС Капитан-лейтенант Можайкин Юрий Александрович
112 Командир БЧ-5 Капитан 3 ранга Гуськин Михаил Николаевич
13 Командир Д-1 БЧ-5 Капитан –лейтенант Корытько Иван –Виктор Вмкторович
14 КГДУ№1 Старший лейтенант Шевченко
15 КГДУ№2 Старший лейтенант Сахаров В.
16 КГДУ№3 Старший лейтенант Андреев Аркадий
17 КГДУ№4 Старший лейтенант Кузьмин Александр Васильевич
18 КГДУ№5 Старший лейтенант Исаков Иван
19 КГДУ№6 Старший лейтенант Колотов
20 КИПиА№1 Старший лейтенант Эхти Рудольф
21 КИПиА№2 Старший лейтенант Павлов
22 КИПиА№3 Старший лейтенант Шандренко
23 Командир турбинной группы Старший лейтенант Богданов
24 Командир Д-2 БЧ-5 Капитан-лейтенант Коробкин Виктор Максимович
25 Командир ЭТГ Старший лейтенант Митрофанов Юрий Михайлович
26 Командир Д-3 БЧ-5 Капитан-лейтенант Плыгунов Виктор Михайлович
27 Начальник службы «Х» Старший Лейтенант Еременко Владимир Яковлевич
28 Начальник службы «М» Капитан м/с Руденко Николай

Список 331 экипажа пларк проекта 659 КТОФ

45 дипл 15 эскпл

(На 1.01.1965 г.)

№№ Должность В/Звание Ф.И.О. Примечание
1. Командир пл Капитан 1 ранга Рябов Вилен Петрович
2. Старший помощник командира пл Капитан 3 ранга Софронов Альфред Павлович
3. Заместитель командира пл по полит части Капитан 2 ранга Бахлюстов Виктор Михайлович
4. Помощник командира пл Капитан 3 ранга Смирнов Ян Серафимович
5. Командир

БЧ-1

Капитан 3 ранга Яценко Леонид Иосифович
6. Командир

ЭНГ

Старший лейтенант Островский Александр Иосифович
7. Командир БЧ-2 Капитан-лейтенант Черненко Вячеслав Константинович
8. Командир ГУАО Старший лейтенант Горелов Юрий Александрович
9. Командир БЧ-3 Капитан-лейтенант Мосолов Гарольд

(Горальд) Викторович

10 Командир БЧ-4-начальник РТС Капитан-лейтенант Морозов Михаил
11 Командир БЧ-5 Капитан 3 ранга Воронов

Роальд Ефимович

12 Командир Д-1 БЧ-5 Капитан 3 ранга Горбарец Василий Алексеевич
13 КГДУ№1 Старший лейтенант Гронский Олег Иванович
14 КГДУ№2 Старший лейтенант Панчайкин Владимир
15 КГДУ№3 Старший лейтенант Бровко Валентин
16 КГДУ№4 Старший лейтенант Гренадеров Владимир
17 КГДУ№5 Старший лейтенант Матросов Петр
18 КГДУ№6 Старший лейтенант Кулаков Валерий Павлович
19 КИПиА№1 Старший лейтенант Голубев Василий Алексеевич
20 КИПиА№2 Старший лейтенант Толстошкуров Леонид Андреевич
21 КИПиА№3
22 Командир турбинной группы Старший лейтенант Горшков Юрий Александрович
23 Командир Д-2 БЧ-5 Капитан 3 ранга Кудряшов Виктор Михайлович
24 Командир ЭТГ Капитан-лейтенант Вильсон Эдуард Алексеевич
25 Командир Д-3 БЧ-5 Капитан 3 ранга Петров Владимир

Григорьевич

26 Начальник службы «Х» Капитан-лейтенант Жачкин Виктор
27 Начальник службы «М» Майор м/с Шуляковский Юрий Михайлович

Список первого экипаж пларк «К-151» проект 659 КТОФ

26 дипл

( на 1.01.1966 г.)

№№ Должность В/Звание Ф.И.О. Примечание
1. Командир пл Капитан 1 ранга Василенко Иван Васильевич
2. Старший помощник командира пл Капитан 3 ранга Иванов Николай Тарасович
3. Заместитель командира пл по полит части Капитан 2 ранга Хухарев
4. Помощник командира пл Капитан 3 ранга Пылев Анатолий Иванович
5. Командир

БЧ-1

Капитан 3 ранга Ершов Владлен Семенович
6. Командир

ЭНГ

Капитан –лейтенант Островский Александр Иосифович
7. Командир БЧ-2 Капитан-лейтенант Садовый Владимир Степанович
8. Командир ГУАО Старший лейтенант Зеленко Анатолий
9. Командир БЧ-3 Капитан 3 ранга Силин Александр Петрович
10 Командир БЧ-4 Старший лейтенант Титов Станислав
11 Командир БЧ-5 Капитан 2 ранга Коршунов Леонид Сергеевич
12 Командир Д-1 БЧ-5 Капитан 3 ранга Пшеничный Алексей Матвеевич
13 КГДУ№1 Капитан-лейтенант Джумагалиев Булат
14 КГДУ№2 Капитан-лейтенант Лихоманов Александр Григорьевич
15 КГДУ№3 Капитан — лейтенант Губанов Леонид
16 КГДУ№4 Капитан-лейтенант Охрименко
17 КГДУ№5 Капитан-лейтенант Матюхин Николай
18 КГДУ№6 Капитан-лейтенант Козлов
19 КИПиА№1 Капитан-лейтенант Сафонов Анатолий
20 КИПиА№2 Капитан-лейтенант Белоконь Евгений
21 КИПиА№3 Капитан-лейтенант Басок Яков
22 Командир турбинной группы Старший лейтенант Богданов Игорь
23 Командир Д-2 БЧ-5 Капитан 3 ранга Тур Вадим
24 Командир ЭТГ Капитан -лейтенант Сухов
25 Командир Д-3 БЧ-5 Капитан 3 ранга Федоров Альберт
26 Начальник службы «Х» Капитан-лейтенант Нефедов Борис
27 Начальник службы «М» Капитан м/с Петров Владимир

Капитан 2 ранга в отставке Островский А.И.

26.02.2010 г.

Список экипаж пл « С-290» проект 613 КТОФ

19 бригада 6 эскпл эскадра

( на 1.01.1972 г.)

№№ Должность В/Звание Ф.И.О. Примечание
1. Командир пл Капитан 2 ранга Кодес Александр Александрович
2. Старший помощник командира пл Капитан 3 ранга Важников Валентин
3. Заместитель командира пл по полит части Капитан-лейтенант Шубин Юрий Александрович
4. Помощник командира пл Капитан-лейтенант Васин Олег Иванович
5. Командир

БЧ-1-4

Старший лейтенант Комаров Борис Михайлович
6. Командир рулевой группы Лейтенант Островский Александр Иосифович
7. Командир

БЧ-3

Капитан –лейтенант Яковлев Юрий
8 Командир торпедной группы Лейтенант Бажев Владимир
9 Командир

БЧ-5

Капитан-лейтенант Чебураков Милан Тимофеевич
10 Командир группы движения Лейтенант Рутберг Михаил
11 Начальник службы «М» Капитан м/с Волков Юрий

Список экипаж пл «С-333 » проект613 КТОФ

4 обпл 6 эскпл

(На 1.04.1962 г.)

№№ Должность В/Звание Ф.И.О. Примечание
1. Командир пл Капитан –лейтенант Абрамов Михаил Борисович
2. Старший помощник командира пл Капитан 3 ранга Ларионов Владимир Иванович
3. Заместитель командира пл по полит части Капитан-лейтенант Карабчак Иван Иванович
4. Помощник командира пл Капитан –лейтенант Терентьев Владимир Васильевич
5. Командир

БЧ-1-4

Лейтенант Зинченко Петр
6. Командир

Рулевой группы

Лейтенант Островский Александр Иосифович
7. Командир

БЧ-3

Капитан-лейтенант Монченко Михаил
8. Командир торпедной группы Лейтенант Филимонов Николай
9 Командир

БЧ-5

Старший лейтенант Стальский Владимир
10 Командир группы движения
11 Начальник службы «М» Капитан м/с Данилов А.

Тактико-технические характеристики Проекты 677 «Лада» и 677Э «Амур-1605» (экспорт).

Водоизмещение надводное, т 1765 Длина, м 67,0 Ширина, м 7,1 Дальность плавания подводная (при скорости хода, 3 уз), миль 650 Дальность плавания подводная (в режиме РДП), миль 6000 Глубина погружения рабочая, м 240 Глубина погружения предельная, м 300 Автономность (по запасам провизии), суток 45 Экипаж, чел. 35 Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм — 6 х 533, боезапас (тип) торпед или ПКР — 18 торпед (УСЭТ-80К) и ПКР («Club-S»), СУТА — «Мурена». Вооружение зенитное: ракетный комплекс тип ПЗРК — «Игла-1М», количество конт. для хранения ЗР — 1, боекомплект ЗР — 6. Вооружение радиоэлектронное: КАС — «Литий», КНС — «Андога», РЛК — нового поколения, ГАК — нового поколения с антенной большой эффективной площади.

Пользовательского поиска

История

В 1966 году, по заказу Министерства обороны СССР, многочисленные КБ союза начали работать над различными технологиями, связанными с титаном и глубоководными погружениями. Это были как технологии сварки титана, так и расчёт подводного корабля который мог работать на глубинах до 1000 метров.

Почему именно титан? Этот металл обладает очень высокой прочностью, и способен противостоять давлению воды даже на значительной глубине.

Основные работы над атомным подводным крейсером по теме «Плавник» проводились в ЦКБ-18. Под темой «Плавник» скрывались проектирование и разработка материалов глубоководного атомного крейсера-охотника. В дальнейшем при оформлении темы использовался порядковый номер проекта – 685. Помыслы военных были понятны, им требовалась лодка-невидимка. На глубине 800-1000 метров она практически неуязвима и невидима.

Имевшиеся в то время средства обнаружения не работали так глубоко. Этому мешала плотность воды, давление и термоклин, сбивающий работу акустики.

Проектирование крейсера шло довольно долго. Его заложили лишь 22 апреля 1978 года. 3 июня 1983, первая АПЛ этого проекта была спущена на воду. 28 декабря этого же года был подписан акт приемки АПКр, заводской №501. В январе 1984 корабль зачислен в состав КСФ. Туда где служили и другие «комсомольцы», дизельная подводная лодка Б-4 «Челябинский комсомолец» и «Ульяновский комсомолец» например.

Много субмарин КСФ носили посвящённые комсомолу имена. Города зачастую брали шефство над кораблями флота, так ДПЛ пр. 613 «Псковский комсомолец» был подшефным кораблём организации ВЛКСМ города Псков.

В период с 1984 по 1987 год корабль числился экспериментальным, на нем нарабатывали опыт глубокого погружения, проводили учебные торпедные стрельбы с больших глубин. Летом 1984 года крейсер под командованием Ю.А. Зеленского достиг рекордной глубины для боевого корабля – 1027 метров.

Имя собственное «Комсомолец» – подводная лодка получила в октябре 1988 года. Но уже 7 апреля 1989 АПКр не вернулся из третьего боевого выхода.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]