БДК «Константин Ольшанский». Судьба на перепутье. Часть 1


Большие десантные корабли проекта 775
Еще во времена Советского Союза были созданы десантные корабли проекта 775, предназначенные для высадки морского десанта при поддержке различных видов бронетехники, включая танки, на необорудованное побережье противника. Также они служат для транспортировки морем войск и грузов. Корабли этого проекта не оборудуются авиацией, поэтому поддержка высаженной группировки ограничивается лишь огнем палубной артиллерии нескольких видов.

История больших десантных кораблей проекта 775

Серия больших десантных кораблей советского проекта 775 разработана с целью замены БДК проекта 1171 ВМФ СССР, выполненного на основе гражданского сухогруза и не полностью отвечавшего современным требованиям военных моряков. Требовалось создать специализированный корабль, конструктивно оптимизированный для осуществления крупных десантных операций, имеющий более мощное вооружение и большую живучесть, чем корабли предыдущего проекта 1171. Интересно то, что задание на проектирование было размещено в Польше, разработку поручили известному инженеру-кораблестроителю О. Высоцкому.

Головной корабль имел индекс СДК-47 и сошел со стапелей польской верфи Stocznia Polnocna («Северная верфь») в 1974 г. Всего в 19741991 гг. было построено 28 кораблей этого проекта. Один из них в 1979 г. был экспортирован в Йемен и переделан в сухогруз.

В строю находятся 15 кораблей, в том числе БДК-91 «Оленегорский горняк» (введен в состав флота в 1976 г.), БДК-182 «Кондопога» (1976 г.), БДК-55 «Александр Отраковский» (1978 г.), БДК-101 «Ослябя» (1981 г.), БДК-98 «Адмирал Невельской» (1982 г.), БДК-43 «Минск» (1983 г.), БДК-58 «Калининград» (1984 г.), БДК-45 «Георгий Победоносец» (1985 г.), БДК-56 «Константин Ольшанский» (1985 г.), БДК-60 «Александр Шабалин» (1985 г.), БДК-64 «Цезарь Куников» (1986 г.), БДК-46 «Новочеркасск» (1987 г.), БДК-67 «Ямал» (1988 г.), БДК-54 «Азов» (1990 г.), БДК-11 «Пересвет» (1991 г.), БДК-61 «Королёв» (1991 г.).

Таким образом, суда этого проекта представляют собой основу парка кораблей своего класса российских Черноморского, Балтийского, Североморского и Тихоокеанского флотов. На смену им должны были прийти БДК нового проекта 778, однако он был заморожен.

Конструкция Особенностью десантных кораблей проекта 775 является развитая палубная надстройка, которая редко встречается на судах подобного типа, так как обычно верхняя палуба отдается под взлетно-посадочные полосы и места для авиации. На корме имеется откидной борт, в сложенном состоянии герметично закрывающий ангар с техникой, а в открытом виде превращающийся в мост для погрузки техники через корму.

Корабли проекта 775 по сравнению с британским десантным кораблем HMS Ocean и тем более американским USS Wasp невелики. Российские БДК берут на борт усиленную роту морской пехоты или отряд в составе 225 десантников (для сравнения, HMS Ocean предназначены для транспортировки 900, USS Wasp — до 1900 десантников). Кроме солдат на борт БДК проекта 775 берется до 10 танков или иная военная техника сопоставимой массы (480 т). Радиоэлектронное оборудование десантного корабля включает радиолокационную станцию обнаружения воздушных целей типа МР-302, максимальная дальность обнаружения составляет 100 км.

Конструкция

Особенностью десантных кораблей проекта 775 является развитая палубная надстройка, которая редко встречается на судах подобного типа, так как обычно верхняя палуба отдается под взлетно-посадочные полосы и места для авиации. На корме имеется откидной борт, в сложенном состоянии герметично закрывающий ангар с техникой, а в открытом виде превращающийся в мост для погрузки техники через корму.

Корабли проекта 775 по сравнению с британским десантным кораблем HMS Ocean и тем более американским USS Wasp невелики. Российские БДК берут на борт усиленную роту морской пехоты или отряд в составе 225 десантников (для сравнения, HMS Ocean предназначены для транспортировки 900, USS Wasp — до 1900 десантников). Кроме солдат на борт БДК проекта 775 берется до 10 танков или иная военная техника сопоставимой массы (480 т).

Радиоэлектронное оборудование десантного корабля включает радиолокационную станцию обнаружения воздушных целей типа МР-302, максимальная дальность обнаружения составляет 100 км.

Вооружение больших десантных кораблей проекта 775

Как уже отмечалось, БДК проекта 775 не оснащаются авиацией, зато артиллерийское вооружение достаточно развито. В него входит реактивная система залпового огня типа МС-73 «Гроза» с максимальной дальностью стрельбы до 21 км, поствольный огонь из нее осуществляется с интервалом 0,5 с. Кроме того, на борту имеется 76,2-мм автоматическая установка АК-176 со скорострельностью до 130 выстрелов в минуту, боекомплектом 152 выстрелов, максимальной дальностью стрельбы 15 700 м и досягаемостью по высоте 7000 м. В состав вооружения входят также две двухствольные 57-мм автоматические артустановки типа АК-725 со скорострельностью 400 выстрелов в минуту каждая, боекомплектом по 1000 снарядов на установку и максимальной дальностью стрельбы 12 500 м. Для усиления эффективности ПВО на БДК имеются две шестиствольные 30-мм автоматические скорострельные установки АК-630М. Они могут использоваться для поражения воздушных целей на дальности до 4000 м и малых надводных целей на дистанциях до 5000 м. Скорострельность составляет 4000-5000 выстрелов в минуту. Боекомплект на ствол — 3000 снарядов. Для осуществления ПВО также имеется две ПЗРК «Стрела-3».

Вооружение

Как уже отмечалось, БДК проекта 775 не оснащаются авиацией, зато артиллерийское вооружение достаточно развито. В него входит реактивная система залпового огня типа МС-73 «Гроза» с максимальной дальностью стрельбы до 21 км, поствольный огонь из нее осуществляется с интервалом 0,5 с. Кроме того, на борту имеется 76,2-мм автоматическая установка АК-176 со скорострельностью до 130 выстрелов в минуту, боекомплектом 152 выстрелов, максимальной дальностью стрельбы 15 700 м и досягаемостью по высоте 7000 м.


Российская 30-мм шестиствольная скорострельная установка АК-БЗОМ. На каждом из десантных кораблей проекта 775 стоят две такие установки

В состав вооружения входят также две двухствольные 57-мм автоматические артустановки типа АК-725 со скорострельностью 400 выстрелов в минуту каждая, боекомплектом по 1000 снарядов на установку и максимальной дальностью стрельбы 12 500 м. Для усиления эффективности ПВО на БДК имеются две шестиствольные 30-мм автоматические скорострельные установки АК630М. Они могут использоваться для поражения воздушных целей на дальности до 4000 м и малых надводных целей на дистанциях до 5000 м. Скорострельность составляет 4000–5000 выстрелов в минуту. Боекомплект на ствол — 3000 снарядов. Для осуществления ПВО также имеется две ПЗРК «Стрела-3».

Использование

Крупнейшей современной операцией с использованием кораблей проекта 775 стала доставка в августе 1999 г. флотом из пяти российских БДК миротворческих подразделений российской армии в охваченную войной Югославию. Тогда в порт г. Салоники в Греции было переброшено 260 единиц различной военной техники и 650 десантников-морпехов.

Во время вооруженного конфликта 2008 г. в Южной Осетии БДК этого типа «Цезарь Куников» 10 августа возглавил флотилию кораблей российского флота, принявшую морской бой с группой катеров ВМС Грузии.

Достаточно активно используются корабли проекта 775 как транспортники для снабжения флотских частей в дальних гарнизонах Тихоокеанского флота (Камчатка, Сахалин, Кольский полуостров, Курильские острова и т. д.). С началом гражданской войны в Сирии в 2013 г. БДК проекта 775 трех российских флотов принимали участие в доставке грузов в интересах населения территорий, подконтрольных правительству Сирии.

Использование больших десантных кораблей проекта 775

Крупнейшей современной операцией с использованием кораблей проекта 775 стала доставка в августе 1999 г. флотом из пяти российских БДК миротворческих подразделений российской армии в охваченную войной Югославию. Тогда в порт г. Салоники в Греции было переброшено 260 единиц различной военной техники и 650 десантников-морпехов. Во время вооруженного конфликта 2008 г. в Южной Осетии БДК этого типа «Цезарь Куников» 10 августа возглавил флотилию кораблей российского флота, принявшую морской бой с группой катеров ВМС Грузии. Достаточно активно используются корабли проекта 775 как транспортники для снабжения флотских частей в дальних гарнизонах Тихоокеанского флота (Камчатка, Сахалин, Кольский полуостров, Курильские острова и т. д.). С началом гражданской войны в Сирии в 2013 г. БДК проекта 775 трех российских флотов принимали участие в доставке грузов в интересах населения территорий, подконтрольных правительству Сирии.

К слову, инженеры проектируют решения различных проблем, например дверные доводчики https://magazun.com/dovodchiki/, первым делом для военных нужд, а уж после всевозможные устройства начинают появляться и в домах гражданских лиц.

История разработки

Военно-Морскому Флоту было необходимо заменить устаревающие большие десантные корабли проекта 1171, созданные на основе сухогруза. Их последователи должны были быть спроектированными специально для десантных операций, обладать большей живучестью и мощностью вооружения. Новые корабли должны были по значимости встать между БДК проекта 1174 («Носорог») и средними десантными кораблями. Проектирование 775 осуществлялось в Польской Народной Республике.

Тактико-Технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 2900 т (порожнее), 3450 т (нормальное), 4400 т (полное)
  • Длина: 112,5 м (наибольшая)
  • Ширина: 15 м (наибольшая)
  • Осадка: 3,7 м (при полном водоизмещении)
  • Двигатели: 2 дизельных двигателя, 3 × дизель-генератора, 16 ZVB 40/48
  • Мощность: 2 × 9600 л. с., 3 × 750 кВт
  • Движитель: 2 × кормовые выдвижные ВРК, 2 × ВФШ
  • Скорость хода: 17,5 узла (полная)
  • Дальность плавания: 3500 миль (на 16 узлах), 6000 миль (на 12 узлах)
  • Автономность плавания: 30 суток
  • Экипаж: 87 человек (8 офицеров).

5.2 Вооружение

  • Навигационное вооружение: НРЛС «Дон» или «Миус» или «Вайгач» или «Наяда»
  • Радиолокационное вооружение: РЛСО НЦ и ВЦ МР-302 «Рубка» (пр. 775/II) или
  • МР-352 «Позитив» (пр. 775/III), две РЛС МР-212/201
  • Радиоэлектронное вооружение: СУО МР-103 «Барс» или МР-123/176 «Вымпел» (пр. 775/III), СУО ПС-73 «Гроза», 2 × 82 мм ПУ комплекса ПК-16 и комплекс РЭБ МП-405 «Старт» (пр. 775/III)
  • Артиллерия: 2 × АК-725 или 1 × АК-176 (пр. 775/III)
  • Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М (пр. 775/III)
  • Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М» (всего – 320 НУРС), 2 × ПЗРК «Стрела-3» или «Игла».

5.3 Десантные возможности

БДК проекта 775 способны перевозить 10 танков и 225 десантников либо усиленную роту морских пехотинцев. Масса грузового отсека – до 480 т, его размеры – 95×4,5×4,5 м. Жилые места для десантников располагаются в 4-местных офицерских каютах и в кубриках.

Состав серии

Корабли проекта строились с по 1975 год в Калининграде. Всего в серии было запланировано 15 кораблей, последний из которых так и не был достроен. 14 построенных кораблей проекта долго находились в составе Военно-Морского Флота СССР, а позже и в составе Военно-Морского Флота России. На Черноморском и Тихоокеанском флотах до сих пор служат четыре корабля данной серии. Один из кораблей затонул во время буксировки. Ещё один продан Украине, где впоследствии переделан в сухогруз.

  • БДК-10 – В строю «Саратов»
  • БДК-6 – Списан 19.03.1992
  • БДК-13 – Списан 05.07.1994
  • БДК-62 – Списан 01.12.1997
  • БДК-66 – Списан 05.07.1994
  • БДК-69 – В строю «Орск»
  • БДК-77 – Списан 05.07.1994
  • «Донецкий шахтёр» – Списан 10.04.2002
  • БДК-100 – Затонул 30.06.1993
  • БДК-104 – С 2004 г. сухогруз «Горлiвка»
  • «Пётр Ильичёв» – Списан 30.06.1993
  • «Николай Вилков”- В строю
  • «Николай Фильченков» – В строю
  • «Николай Голубец»- не достраивался.

История

История разработки

Первый торжественный подъем Флага ВМФ.

В 1960-х годах Советский флот уже имел достаточно современный корабельный состав, что позволяло ему выйти на просторы Мирового океана. Соперничество с США привело к союзу со многими государствами, и в задачах СССР было оперативное оказание военной помощи своим союзникам. Это требовало создания особых средств. Нужен был проект новых специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку большого десантного корабля океанской зоны. В числе первых проектов стал 1171 «Тапир» с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время должен был служить тем же целям. Проект был сложен тем, что это был принципиально новый для ВМФ Советского Союза корабль. Близость назначения обоих проектов заставили вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта соединили в один под общим обозначением проект 1171 «Тапир». При этом его можно было использовать и для военных, и для гражданских целей, но из-за этого характеристики его несколько снизились. Это обуславливалось различиями в требованиях гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование), что заставило пойти на компромисс. Проектировщики составили много вариантов проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Главным фактором стала замена двигателей, вместо планировавшихся дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить двигатели вдвое большей мощности. Это устраивало ВМФ, поскольку скорость судна возрастала до 17 узлов, что почти подходило до начального задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение проекта 1171 «Тапир» проявилось лишь снаружи, во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль был классифицирован как «БДК» (Большой десантный корабль) и строился исключительно для ВМФ.

История службы

Встреча с ПКР “Москва”, Атлантика. 1976 г..

Проход Суэцкий канал из Средиземного в Индийский Океан.В Сомали с грузом..

Первоначально входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, «Николай Фильченков» базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, ноябрь 1977 г. – январь 1978 г.). Неоднократно нес боевую службу в Средиземном и Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. С 1975 по 2004 годы восемь раз объявлялся отличным по итогам года. Лучший корабль на Черноморском флоте среди кораблей 2-го ранга в 1996 и 1997 годах. В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 г. выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования 23 марта 2005 года по согласованию с компетентными органами Украины пересек ее государственную границу и произвел учебную высадку морского десанта в районе Феодосии, что послужило МИД Украины поводом обвинить российскую сторону в «грубом нарушении положений двустороннего соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины». В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

Служба

БДК данного проекта неоднократно участвовали в разнообразных операциях, причем без потерь. В их число входят, например:

  • Эвакуация граждан СССР из порта Аден во время гражданской войны в Адене в 1986 году.
  • Эвакуация с острова Нокра (Эритрея, тогда Эфиопия) в 1991 году.
  • Функционирование в качестве сухогрузов при обеспечении флотских частей на Сахалине, Камчатке и Курильских островах.
  • Участие в международной кампании по оказанию помощи иностранным государствам в зонах военных действий в акватории Индийского океана.
  • Доставка с апреля 2014 года по настоящее время грузов правительству Сирии (в рамках кампании Сирийский экспресс).

Весной 2014 года команда одного из кораблей этого проекта, «Константина Ольшанского», БДК Военно-Морских сил Украины, подняла Андреевский флаг. По состоянию на август 2014 года данное судно входит в 197 бригаду десантных кораблей ЧФ РФ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]