Новейшая российская ракета «воздух-воздух» дальностью 200 км прошла госиспытания


Новейшая российская ракета «воздух-воздух» дальностью 200 км прошла госиспытания

Авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности с многофункциональной радиолокационной и инерциальной системой управления предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности, в том числе с многоканальным обстрелом.

Ракета входит в состав ракетного вооружения самолетов типа МиГ и Су.

«В 2022 году были проведены государственные совместные испытания экспортной ракеты большой дальности РВВ-БД, конструкторской документации на изделие присвоена серийная литера «О1», — сообщает корпоративная газета «Вымпел» АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова».

По данным издания, «документация на изделие РВВ-БД передана в АО «КТРВ» для проведения обеспечения серийного изготовления и поставки изделий».

Тактико-технические характеристики РВВ-БД таковы: высота полета поражаемых целей — от 0,015 до 25 км; скорость полета поражаемых целей — до 2500 км/час; максимальная дальность пуска в переднюю полусферу — до 200 км; минимальная дальность пуска в заднюю полусферу — 1 км; перегрузка поражаемых целей — до 8 g; длина ракеты — 4060 мм; калибр — 380 мм; стартовая масса — не более 510 кг; дальность захвата цели на сопровождение головкой самонаведения ГСН (в передней полусфере) — 30 км; тип боевой части — осколочно-фугасная; масса боевой части — 60 кг.

Система наведения РВВ-БД — инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлинения с большой хордой. Стабилизаторы до пуска находятся в сложенном положении. Изделие оснащено двухрежимным стартово-маршевым твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ).

Ракета РВВ-БД оснащена усовершенствованной активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) 9Б-1103М-350/ОКР «Шайба» разработки НИИ «Агат». Целеуказание перед пуском производится в секторе 120 град в передней полусфере самолета-носителя. В ГСН установлен новый миниатюрный цифровой сигнальный процессор с большим объемом памяти и повышенным быстродействием. Вместо обычных механических гироскопов в ГСН использованы волоконно-оптические гироскопы и механические гироскопы с форсированным выходом на рабочий режим, благодаря чему уменьшено время подготовки ракеты к пуску.

Усовершенствованная ГСН обладает высокой степенью унификации и может применяться в любых ракетах — как зенитных, так и в ракетах класса «воздух-воздух» в пределах калибра 200-400 мм.

К-37/Р-37/РВВ-БД (на Западе ракета получила обозначение AA-13 Arrow) разработана ГосМКБ «Вымпел» как дальнейшее развитие ракеты «воздух-воздух» Р-33 для вооружения перехватчика МиГ-31М. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 года. Эскизный проект ракеты защищен в 1983 году. Испытания начаты в 1988 года автономными баллистическими пусками ракет без системы управления. В 1989 году стартовали летные испытания ракет Р-37.

В марте 1992 году ракета была впервые представлена общественности в рамках Минского показа новой авиационной техники. Изделия демонстрировались на подфюзеляжной подвеске перехватчиков МиГ-31М. В апреле 1994 года президент России Борис Ельцин поздравил создателей ракеты с поражением воздушной цели на рекордной дальности в 304 км.

В процессе разработки ракету переименовали в РВВ-БД. Визуально ранняя Р-37 от РВВ-БД отличается укороченным на 14 см головным отсеком, измененной формой головного отсека с радиопрозрачным обтекателем, складывающимися верхними рулями-стабилизаторами.

Испытания ракеты продолжались по 1997 год.

После 1997 года в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, было принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов.

К 2007 году корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» уже велись работы по созданию ракеты РВВ-БД, которая была практически полным аналогом ракеты Р-37.

В 2011 году решено начать серийное производство ракеты. В 2014 году ракета РВВ-БД принята на вооружение ВВС России и было официально начато ее серийное производство. Ракетами Р-37 оснащены истребители-перехватчики МиГ-31БМ. В 2022 году модификация ракеты Р-37М была интегрирована в комплекс вооружения истребителя пятого поколения Су-57, также прошли испытательные пуски ракеты с борта Су-35С.

Экспортный вариант РВВ-БД впервые был показан на авиасалоне МАКС-2011.

Назначенный срок службы изделия — 8 лет. Назначенный ресурс при неограниченном количестве взлет-посадок с ВВП с бетонным покрытием (20 взлет-посадок с грунтовых и металлических ВВП) — 50 летных часов. Время непрерывной работы аппаратуры в полете под самолетом-носителем — 3 часа. Исправность бортовой аппаратуры ракеты при эксплуатации проверяется ежегодно на комплексе подготовки авиационных средств поражения «Ока-Э» или на аппаратуре контроля «Ока-620».

«Изделие РВВ-БД в экспортном варианте никоим образом не подпадает под статьи Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Напомним, ключевая граница для попадания ракетных систем (а также иных беспилотных аппаратов) в сферу ведения РКРТ сформулирована как возможность доставки полезной нагрузки массой не менее 500 кг на дальность не менее 300 км. Таким образом, никаких препятствий для экспорта РВВ-БД в этом плане нет. Как и нет необходимости для каких-либо ограничений тактико-технических характеристик этого изделия», — пояснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По мнению специалиста, в закупке РВВ-БД в первую очередь должны быть заинтересованы страны, военно-воздушные силы которых имеют на оснащении самолеты типа Су и МиГ. Например, Индия, Китай, Армения и Белоруссия.

Предыстория

Самолеты-истребители начали вооружаться авиационными ракетами еще в 1930 годах. Первым советским самолетом, получившим на вооружение ракеты в дополнение к пулеметам, был истребитель модели И-16. Ракеты тогда были неуправляемыми, поэтому летчик мог повлиять на траекторию снаряда лишь до его пуска. Пилоту нужно было тщательно выдержать условия пуска по точности и дальности. Сделать это во время воздушного боя было довольно сложно. Кучность такого огня уступа показателям бортовых пулеметов и пушек. Единственным достоинством реактивных снарядов был их солидный калибр и тот факт, что для поражения вражеского самолета было достаточно одного попадания.

Первые испытания управляемых ракет состоялись в Германии во времена Второй мировой войны. Стоит отметить, что в те годы, нарезное авиационное оружие (пушки и пулеметы), достигло своего совершенства. Доказательством тому являются успехи летчиков-истребителей в различных сражениях. На тот момент авиационное вооружение идеально подходило под существующие самолеты, и в руках умелого летчика позволяло достичь успеха в маневренном воздушном сражении. Но когда появилась реактивная сверхзвуковая авиация, скорость самолетов возросла, а вместе с ней возрос и пространственный размах воздушного сражения, возникла необходимость в ракетном оружии нового уровня. Кроме того, оно было необходимо и раньше для решения боевых задач в ночное время и в условиях тяжелых метеорологических условий.

В послевоенное время в Америке появились первые управляемые ракеты «воздух-воздух». США стали новаторами на этом поприще, но созданию управляемых ракет поспособствовали специалисты из Германии, которые после поражения были вывезены в Америку. Немного позже успехов в разработке управляемых ракет достиг и СССР.

РВВ-АЕ

В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.

Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.

Трудности

Вместе с тем есть факторы, которые препятствует быстрому решению указанных задач. Речь идет главным образом о необходимости минимизации массы, габаритов и стоимости ракет.

Требования к ракетам со стороны летчиков не ограничиваются принципом «Пустил и забыл». Летчикам хотелось бы, чтобы требования ракеты к условиям пуска были минимизированы. Нашлемная система целеуказания эффективно справляется с задачей в ближнем воздушном бою, однако совершенно не годится для дальнего ракетного боя, который становится все более перспективным направлением развития авиации ВКО.

Экипажи нуждаются в «умных» ракетах, но и для высокотехнологичных ракет нужны квалифицированные специалисты. Бытует мнение, что шестое поколение истребителей может стать беспилотным. Эта перспектива вполне реальная, учитывая стремительное развитие концепции «бесконтактных войн». Как бы там ни было, постепенное и — что самое главное – постоянное наращивание тактико-боевых характеристик ракет класса «воздух-воздух» приводит к получению ими качественно нового места в вооруженном конфликте и повышению роли истребительной авиации в ВКО в целом.

Возросшие требования

К концу 90-х стало очевидно, что в дальнейшем полуактивные РЛ головки перестанут удовлетворять все требования, предъявленные к системам управления ракетами. Нужна была активная радиолокационная головка более сложной конструкции.

Разработка новых ракет осложнялась использованием процессоров для быстрой цифровой обработки сигналов высокой помехозащищенности. Для летчика такая ракета была пределом мечтаний, ведь она воплощала принцип «Пустил и забыл».

На сегодняшний день в России продолжаются работы над созданием нового поколения ракет и радиолокационных самонаводящихся головок, имеющих в своем составе систему цифровой обработки сигнала в широком диапазоне частот и обладающих минимальной длиной аналоговой части тракта, а также многофункциональными высокопроизводительными процессорами. Радиолокационные головки, обладающие такими параметрами, смогут обнаруживать и сопровождать цель по дальности и скорости, осуществлять параллельный анализ, работать в режиме «без целеуказания по скорости», а также реализовать алгоритмы помехозащищенности.

Самонаводящиеся ракеты

В 1962 году в серийное производство поступили первые самонаводящиеся ракеты Р-3С. Головки самонаведения реагировали на источник теплового излучения, которым, как правило, выступало реактивное сопло мотора вражеского самолета. Система была пригодна для маневренного воздушного сражения, но в случае резкого маневра цели в сторону ракеты, атака срывалась или заканчивалась промахом. В среднем воздушном бою из десяти пусков ракеты цели достигали не более двух. Самонаводящиеся ракеты могли атаковать только заднюю полусферу самолета противника и только в нормальных погодных условиях. Пуск под нулевым ракурсом мог привести к преждевременной активации дистанционного взрывателя. Причина тому – попадание ракеты в струю раскаленных газов реактивного мотора вражеского самолета.

У первых управляемых ракет оборудование для наведения и самонаведения оснащалось аналоговыми средствами обработки информации и имело жесткую логику работы. Когда тепловая головка самонаведения устойчиво захватывала цель, летчик мог это понять по характерному звуку, доносящемуся из наушников его шлемофона. Под уменьшением ошибки прицеливания звук усиливался.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]