Подводные лодки «Варшавянка» на дизельном двигателе проектов 636 и 877

С появлением атомных подводных лодок (ПЛ) многие стали скептически высказываться о субмаринах, работающих на электро-дизельных двигателях. Несмотря на это такие подлодки до сих пор присутствуют на вооружении многих стран мира, включая ведущие державы.

Сохранение дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) как класса обусловлено несколькими недостатками атомоходов. Ключевыми выделяют излишний шум, радиационный фон и большие габариты, не позволяющие активно действовать на мелководье и в стесненных условиях.

«Варшавянка» — объединенное название двух проектов подводных лодок, работающих на дизельных генераторах (ДПЛ). Изначально такие субмарины производились на экспорт, позже стали поступать на вооружение российского флота.

Немного истории

В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.

С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.

Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.

Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.

И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.

Представители серии

НазваниеВерфьЗав. №ЗакладкаСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние на 01.01.2020Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 HaoАдмиралтейские верфи0161616.07.199626.04.199726.08.1997ВМФ НОАКВ строю
367 Yuan Zhend 67 HaoАдмиралтейские верфи0132728.08.199718.06.199825.10.1998ВМФ НОАКВ строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 HaoАдмиралтейские верфи0132918.10.200227.05.200420.10.2004ВМФ НОАКВ строю
369 Yuan Zhend 69 HaoАдмиралтейские верфи0133018.10.200219.08.200405.2005ВМФ НОАКВ строю
370 Yuan Zhend 70 HaoАдмиралтейские верфи01331200404-05.200505.2005ВМФ НОАКВ строю
371 Yuan Zhend 71 HaoАдмиралтейские верфи01332200426.05.20052005ВМФ НОАКВ строю
372 Yuan Zhend 72 HaoАдмиралтейские верфи01333200426.08.200530.05.2006ВМФ НОАКВ строю
373 Yuan Zhend 73 HaoКрасное Сормово0161107.199208.05.200405.08.2005ВМФ НОАКВ строю
374 Yuan Zhend 74 HaoСевмаш0170129.05.200321.05.2005 (04.06.2005)17.11.2005 (30.12.2005)ВМФ НОАКВ строю
375 Yuan Zhend 75 HaoСевмаш0170229.05.200314.07.2005 (17.07.2005)24.11.2005 (30.12.2005)ВМФ НОАКВ строю
021 Messali el HadjАдмиралтейские верфи01336200620.11.200828.08.2009ВМС АлжираВ строю
022 Akram PachaАдмиралтейские верфи01337200709.04.200929.10.2010ВМС АлжираВ строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой»)Адмиралтейские верфи0133924.08.201028.08.201207.11.2013, 03.04.2014ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин»)Адмиралтейские верфи0134028.09.201128.12.201216.01.2014, 03.04.2014ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон»)Адмиралтейские верфи0134123.10.201228.08.201304.12.2014, 01.08.2015ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа»)Адмиралтейские верфи0134223.10.201228.03.201413.05.2015, 01.08.2015ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг»)Адмиралтейские верфи0134301.07.201328.12.201402.02.2016, 28.02.2017ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау»)Адмиралтейские верфи0134428.05.201428.09.201520.01.2017, 28.02.2017ВМС ВьетнамаВ строю
031 Ouarsenis («Уарсени»)Адмиралтейские верфи01346201514.03.201702.10.2018, 09.01.2019ВМС АлжираВ строю
032 Hoggar («Хоггар»)Адмиралтейские верфи01347201629.06.201726.11.2018, 09.01.2019ВМС АлжираВ строю
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск»Адмиралтейские верфи0167020.08.201028.11.201317.09.2014Черноморский флотВ ремонте21.09.2015 прибыла в Новороссийск
Б-237 «Ростов-на-Дону»Адмиралтейские верфи0167121.11.201126.06.201430.12.2014Черноморский флотВ ремонте16.12.2015 прибыла в Новороссийск
Б-262 «Старый Оскол»Адмиралтейские верфи0167217.08.201228.08.201403.07.2015Черноморский флотВ строю01.07.2016 прибыла в Новороссийск
Б-265 «Краснодар»Адмиралтейские верфи0167320.02.201425.04.201505.11.2015Черноморский флотВ строю09.08.2017 прибыла в Севастополь
Б-268 «Великий Новгород»Адмиралтейские верфи0167430.10.201418.03.201626.10.2016Черноморский флотВ строю29.03.2019 прибыла в Севастополь
Б-271 «Колпино»Адмиралтейские верфи0167530.10.201431.05.201624.11.2016Черноморский флотВ строю03.05.2019 прибыла в Новороссийск
Б-274 «Петропавловск-Камчатский»Адмиралтейские верфи0161428.07.201728.03.201925.11.2019Тихоокеанский флотВ строюВ 2022 году войдет в состав 19 бригады Приморской флотилии разнородных сил ТОФ
Б-603 «Волхов»Адмиралтейские верфи0161528.07.201726.12.201925.11.2020Тихоокеанский флотСпущена на воду
Б-602 «Магадан»Адмиралтейские верфи0161601.11.201912.202025.11.2021Тихоокеанский флотСтроитсяЗавершены гидравлические испытания прочного корпуса начались изоляционные и монтажные работы
Б-588 «Уфа»Адмиралтейские верфи0161701.11.201903.202125.11.2021Тихоокеанский флотСтроитсяЗавершены гидравлические испытания прочного корпуса начались изоляционные и монтажные работы
Б-? «Можайск»Адмиралтейские верфи0161811.202012.202125.11.2022Тихоокеанский флотПодписан контракт
Б-? “”Адмиралтейские верфи0161911.202003.202225.11.2022Тихоокеанский флотПодписан контракт

Внешний вид и устройство ПЛ «Варшавянка»

Идеально обтекаемая форма данной ДЭПЛ «Варшавянка» была спроектирована по результатам многочисленных тестов. Эксперименты с формой длились до появления подлодки такого же типа в США, названной «Алькабор», китообразный корпус которой был повторен в советской субмарине.

Такая форма позволяет уменьшить гидросопротивление и плыть быстрее. Кроме того, корпус такого вида дополнительно снижает шумность, т.к. трение минимально. В дополнение к этому всему, эта ПЛ минимально отражает эхолокационные сигналы благодаря особому покрытию.

Как известно, конструкция лодки двух составная, в основе которой лежит легкий и прочный корпус. Пространство между ними заполнено цистернами главного балласта. На самом корпусе есть массивная рубка легкого типа для защиты выдвижных устройств и антенн. Находится она прямо над вторым отсеком лодки.

Подводная лодка типа «Варшавянка» имеет складные рули горизонтального управления спереди.

На носу лодки, который разделен на две палубы, расположены шахты торпедных аппаратов сверху и гидролокационная антенна, снизу, она служит для обнаружения целей. Двигаясь к корме, можно насчитать шесть отсеков.

После носовой части идут первые три отсека на три палубы.

В первом находятся торпедные аппараты на верхней палубе, в средней размещается часть экипажа, ведь одна из жилых палуб именно там. В самом низу стоят аккумуляторы.

Второй отсек можно расценивать как командный пункт, на его трех уровнях обустроены центральный пост, штурманская и радиорубка соответственно.

Третий отсек, с двумя жилыми палубами и помещением для аккумуляторов, является последним трехпалубным отсеком.

Дизельная подводная лодка проекта «Варшавянка» оснащена двумя типами двигателей расположенных в трех последних отсеках. Так, в четвертом отсеке расположен дизельный мотор. В соседнем отделении установлен электрический агрегат, а в самом конце расположились силовые установки такого же типа, но меньшие по мощности. Их главная задача – обеспечение экономного хода.

Зачем была нужна дизельная подлодка

После появления на вооружении флотов вероятных противников этих невидимых на поверхности крейсеров, аналогичные корабли начали строить и для ВМФ СССР. Вскоре выяснилось, что образцы отечественных АПЛ отличаются от зарубежных, причем не в лучшую сторону. Акустические средства обнаружения их довольно быстро засекали по шуму винтов и двигателей. Эту проблему решили позже, а в конце шестидесятых – начале семидесятых внешним угрозам решили дать асимметричный ответ. В 1974 году КБ «Рубин» получило от главкома ВМФ С. Г. Горшкова ТЗ, в котором перечислялись главные требования к новому кораблю: малая заметность, широкий функциональный спектр и уменьшенное число членов экипажа. Через четыре года со стапелей в Комсомольске-на-Амуре сошла первая «Варшавянка». Подводная лодка соответствовала всем пунктам технического задания, а по многим показателям даже превзошла указанные в нем параметры.

Технические характеристики «Варшавянки»

Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.

При движении над водой субмарина может развивать скорость до 17 узлов максимально.

Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.

Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.

Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.

Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.

Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.

РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.

Малая заметность

Гидролокация работает по тому же принципу, что и обычный радар. Сонар испускает короткие импульсы звуковой частоты, которые, отражаясь от подводных объектов, создают картину обстановки. Как и в системе «Стеллс», средства для снижения заметности ПЛ главным образом базируются на уменьшении отражающей способности поверхности. Таким специальным материалом защищена «Варшавянка». Подводная лодка покрыта особым звукопоглощающим слоем, который снижает шум, исходящий от машин и механизмов корабля, и одновременно поглощает сигналы враждебного сонара.

Турбулентности и кавитации, которые неизбежно возникают вблизи рулей, побудили конструкторов «Рубина» сместить их ближе к мидельшпангоуту (центру корпуса).

Но для обеспечения малой заметности мало быть «черной дырой» (так проект 877 назвали гидроакустики флотов НАТО). Ведь не для праздных прогулок по морю создавалась «Варшавянка». Подводная лодка сама должна охотиться на вражеские корабли, а для этого ей требуются «глаза» и «уши». Обнаружить врага раньше, чем он сможет увидеть тебя, — вот главная задача экипажа. Гидролокаторы бывают двух видов: активные и пассивные. Первые испускают акустические импульсы, они действую на большей дистанции, но при этом демаскируют корабль. Вторые используют результаты работы других сонаров и морские шумы, ими пользоваться сложнее, но безопаснее. Подводная лодка класса «Варшавянка» имеет оба типа гидролокаторов и, дополнительно к ним, совершенную систему обработки полученной информации на базе бортовой ЭВМ. Применена технология «акустического тоннеля», уменьшающая боковые излучения сонара.

Вооружение ПЛ «Варшавянка»

Как упоминалось выше, данная ДЭПЛ проектировалась так, чтобы иметь перевес в дуэли. Для этого ее оснастили 6 торпедными аппаратами, запускающие 533 мм торпедоракеты.

В боезапасе имеется 18 торпед с шестью уже заряженными в ТА.

Еще можно взять на борт подводные мины в количестве 24 штуки.

Создатели учли и средства ПВО. Поэтому на ней есть выдвижной ПЗРК «Стрела-3» с восемью ракетами и четыре противокорабельные ракеты «Калибр».

Все это делает ПЛ проекта 877 и 636 особо опасными в бою.

Представители серии

Схема проекта 877

Схема проекта 636

Подводные лодки типа «Варшавянка»

, объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ – неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

НазваниеВерфьЗав. №ЗакладкаСпуск на водуВвод в стройФлотСостояниеПрим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 HaoАдмиралтейские верфи0161616.07.199626.04.199726.08.1997ВМС КитаяВ строю
367 Yuan Zhend 67 HaoАдмиралтейские верфи0132728.08.199718.06.199825.10.1998ВМС КитаяВ строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 HaoАдмиралтейские верфи0132918.10.200227.05.200420.10.2004ВМС КитаяВ строю
369 Yuan Zhend 69 HaoАдмиралтейские верфи0133018.10.200219.08.200405.2005ВМС КитаяВ строю
370 Yuan Zhend 70 HaoАдмиралтейские верфи01331200404-05.200505.2005ВМС КитаяВ строю
371 Yuan Zhend 71 HaoАдмиралтейские верфи01332200426.05.20052005ВМС КитаяВ строю
372 Yuan Zhend 72 HaoАдмиралтейские верфи01333200426.08.200530.05.2006ВМС КитаяВ строю
373 Yuan Zhend 73 HaoКрасное Сормово0161107.199208.05.200405.08.2005ВМС КитаяВ строю
374 Yuan Zhend 74 HaoСевмаш0170129.05.200321.05.2005 (04.06.2005)17.11.2005 (30.12.2005)ВМС КитаяВ строю
375 Yuan Zhend 75 HaoСевмаш0170229.05.200314.07.2005 (17.07.2005)24.11.2005 (30.12.2005)ВМС КитаяВ строю
021 Messali el HadjАдмиралтейские верфи01336200620.11.200828.08.2009ВМС АлжираВ строю
022 Akram PachaАдмиралтейские верфи01337200709.04.200929.10.2010ВМС АлжираВ строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой»)Адмиралтейские верфи0133924.08.201028.08.201207.11.201303.04.2014ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин»)Адмиралтейские верфи0134028.09.201128.12.201216.01.201403.04.2014ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон»)Адмиралтейские верфи0134123.10.201228.08.201304.12.201401.08.2015ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа»)Адмиралтейские верфи0134223.10.201228.03.201413.05.201501.08.2015ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг»)Адмиралтейские верфи0134301.07.201328.12.201402.02.201628.02.2017ВМС ВьетнамаВ строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау»)Адмиралтейские верфи0134428.05.201428.09.201520.01.201728.02.2017ВМС ВьетнамаВ строю
031 Ouarsenis («Уарсени»)Адмиралтейские верфи01346201514.03.201702.10.201809.01.2019ВМС АлжираВ строю
032 Hoggar («Хоггар»)Адмиралтейские верфи01347201629.06.201726.11.201809.01.2019ВМС АлжираВ строю
н/дАдмиралтейские верфи013482020ВМС ИндииРассматривается возможность строительства
н/дАдмиралтейские верфи013492020ВМС ИндииРассматривается возможность строительства
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск»Адмиралтейские верфи0167020.08.201028.11.201322.08.2014ЧФВ ремонтеВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-237 «Ростов-на-Дону»Адмиралтейские верфи0167121.11.201126.06.201430.12.2014ЧФВ ремонтеВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-262 «Старый Оскол»Адмиралтейские верфи0167217.08.201228.08.201403.07.2015ЧФВ ремонтеВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-265 «Краснодар»Адмиралтейские верфи0167320.02.201425.04.201505.11.2015ЧФВ строюВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-268 «Великий Новгород»Адмиралтейские верфи0167430.10.201418.03.201626.10.2016ЧФВ строюВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-271 «Колпино»Адмиралтейские верфи0167530.10.201431.05.201624.11.2016ЧФВ строюВ составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-274 «Петропавловск-Камчатский»Адмиралтейские верфи0161428.07.201728.03.201925.11.2019ТОФВ строюВ составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ
Б-603 «Волхов»Адмиралтейские верфи0161528.07.201726.12.201925.11.2020ТОФШвартовные испытанияПередача флоту запланирована на 2022 год
Б-602 «Магадан»Адмиралтейские верфи0161601.11.201912.202025.11.2021ТОФСтроитсяПередача флоту запланирована на 2022 год
Б-588 «Уфа»Адмиралтейские верфи0161701.11.201903.202125.11.2021ТОФСтроитсяПередача флоту запланирована на 2022 год
Б-? «Можайск»Адмиралтейские верфи0161811.202012.202125.11.2022ТОФГотовится к закладкеПодписан контракт
Б-? «Ижевск»Адмиралтейские верфи0161911.202003.202225.11.2022ТОФГотовится к закладкеПодписан контракт

Цвета таблицы:

Зелёный —
действующая в составе ВМФ России
Белый —
не достроена
Жёлтый —
действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно

Преимущества и недостатки перед АПЛ

Зная описание характеристик «Варшавянки», можно ее сравнить с теми же атомными подлодками.

Дизель-электрические двигатели – это не случайный выбор, т.к. эти агрегаты имеют ряд достоинств, превосходящих АПЛ. А именно:

  • Тихий ход;
  • Нет столь сильной нужды в охлаждении;
  • Легки в обслуживании.

Скрытность – это все для подлодки, поэтому очень важно ее сохранять на должном уровне. Однако, такая задача почти невыполнима при шуме от работы атомного реактора на АПЛ, не говоря уже о высокой скорости распространения звуковых волн в воде. Так что ДЭПЛ с их малошумными силовыми установками смотрятся предпочтительней.

Атомные реакции, происходящие в реакторе АПЛ, сопровождаются сильными выбросами тепла.

При малоэффективном или недостаточном охлаждении он может повредиться, что таит угрозу не только для экипажа, но и для окружающей среды.

Поэтому для таких ПЛ жизненно важно сохранять рекомендованный температурный режим силовой установки. Для этого используется вода, которая создает характерный звуковой фон. Чего нельзя сказать о его конкурентах, ведь им достаточно хорошей вентиляции и радиаторов для работы.

Для технического обслуживания атомного реактора нужны познания в ядерной физике и многом другом. Это и осложняет, допустим, ремонт некритических повреждений. Дизельные двигатели внутреннего сгорания устроены гораздо легче, поэтому обслуживать их не составляет большого труда.

Основным недостатком ДЭПЛ является плохие, по сравнению с атомоходами, условия проживания экипажа. Речь идет не об удобстве расположения или питании людей на борту, а о развлечениях, которые отвлекают их от психологического давления долгого плавания.

Такой результат стал последствием уменьшения размеров для меньшей заметности.

Ходовая часть

Для подзарядки аккумуляторов этой подводной лодке не нужно всплывать на поверхность, достаточно поднять РДП (их еще называют шнорхелями), чтобы обеспечить доступ забортного воздуха и удаление продуктов сгорания топлива. Дизель применен малодымный, что снижает заметность корабля в открытом море.

Использованы и другие новшества. Основной дизель (5,5 тыс. л. с.) не служит для приведения судна в движение, его назначение состоит только в приведении в движение ротора генератора зарядки аккумуляторов. В надводном положении ход обеспечивает экономичный мотор (мощностью 130 л. с.), а еще два (по 102 л. с.) являются резервно-маневровыми. Кинематическая схема такова, что все три двигателя работают на один винт. Он тоже особенный, шестилопастной, что позволяет вращать его с меньшей скоростью (250 об./мин.), производя, соответственно, и шума меньше.

Страны-покупатели ПЛ проекта 636 и 877

Основную долю производимых лодок данного типа использует Россия, что логично. В Черноморском флоте в строю стоят 6 «Варшавянок» последней модификации 636.3, а Тихоокеанские ВМС РФ готовятся получить столько же.

Среди иностранных покупателей следует отметить Китай, закупивший десяток ПЛ проектов 636 и 636М.

А еще вьетнамский флот использует 6 единиц 6363.1.

Из африканских стран особый интерес к субмаринам этой модели проявляет Алжир, имеющий две 636М и подписавший соглашение на закупку пары 636.1.

Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства

Лодки проекта «Варшавянка» имеются на вооружении Китая, Вьетнама и Алжира. В последнее десятилетие 6 лодок поступило на вооружение российского флота, большая часть патрулирует Черное море. Седьмая лодка также заканчивает государственные испытания. Ожидается, что в 2017-22 годах шесть лодок войдут в состав Тихоокеанского флота.

Первое боевое применение подводной лодки зафиксировано 8 декабря 2015 года. Б-237 «Ростов-на-Дону» из Средиземного моря успешно выпустил ракеты «Калибр-ПЛ» по позициям сирийских террористов в провинции Ракка.

Интересные факты

Интересно, что вал семилопастного винта на хвосте вращается через деревянные втулки. В их изготовлении использовалась древесина бакаута, которая выделяла смолу по консистенции и действию похожей на смазку.

Такое решение позволяет пользоваться одними и теми же запчастями около 20 лет.

НАТО подлодки «Варшавянка» получили прозвище «Черная дыра» из-за своих тактико-технических характеристик, позволяющих бесшумно подкрадываться к цели и поражать ее наверняка.

Сталь, которая не магнитит

В Новороссийске для приема новых подводных кораблей создана уникальная причальная база. Как сообщил замначальника управления гидротехнического строительства Спецстроя России Евгений Прохоров, в сооружении пирса применена конструкция эстакадного типа (склейка) на свайном основании. Кроме того, созданы специальные устройства для безопасной швартовки лодки, которой подводные лопасти управления («крылья») не позволяют подходить прямо к причальной стенке.

Вообще, «Варшавянки» начали строить достаточно давно. В 1984 году первую подлодку этого класса направили в десятимесячный океанский поход. За все время этого рейда американцы так и не смогли обнаружить наш корабль, после чего в НАТО за лодками этого класса прочно закрепилось название «Черная дыра».

По словам директора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузукова, проект 636 – это модернизированная, улучшенная версия еще той, первой «Варшавянки». Корпус корабля, напоминающий очертаниями кита, позволяет добиться внушительной скорости в подводном положении – почти в 20 узлов. При этом плавные, обтекаемые формы для «Варшавянки» создают из цельных кусков металла. Для соединения швов используется особая автоматическая сварка, причем каждый шов проверяется на прочность рентгеном и ультразвуком.

На лодке созданы и относительно комфортные условия для пребывания экипажа. Имеются кондиционер, душ, усовершенствована система удаления отходов. Кают-компания может достаточно быстро быть переоборудована, скажем, в операционную. Необходимое медицинское оборудование на борту также присутствует. При этом все, даже кондиционер, оборудовано средствами шумопоглощения. Все это – в интересах снижения заметности корабля.

Эту же цель преследует и использование в строительстве специальной стали. Она маломагнитного свойства, то есть значительно сокращает магнитные поля. На корпусе лодки даже магнит не держится! Кроме того, внешнюю оболочку дополняет резиновое покрытие, что также обеспечивает защиту от обнаружения локаторами противника. А например, главный вал лодки вращается не по металлическим подшипникам, а по… деревянным втулкам, изготовленным из особо прочного дерева бакаут.

Defence24: российские подлодки «Варшавянки» не могут находиться под водой дольше двух суток

О недостатках российских подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» написал польский портал Defence24.

Субмарины проекта «Варшавянка» являются одними из самых малошумных. Но при этом они не могут пребывать под водой более двух суток. И это является главной проблемой данного типа подводных лодок, по мнению польских аналитиков.

Учитывая то, что субмарины не получили воздушно-независимую двигательную установку, им придется сплывать через двое суток после погружения. Это позволяет отслеживать такие подводные лодки, если есть понимание, в каком районе они могут находиться.

«Таким образом, примерный район действия российских подводных лодок известен, тем более если понятно, о какой конкретно субмарине идет речь», — отмечается в статье.

По мнению авторов публикации, в условиях реальных военных действий, субмарины типа «Варшавянка» будут уязвимы, и не смогут подойти близко к группировкам противника. Утверждают они и то, что «старые» российские самолеты Ту-22М3 и МиГ-31К не способны противостоять новейшим западным истребителям пятого поколения F-35 Lightning II? а также самолетам, оборудованным системам дальнего радиолокационного обнаружения.

Автор текста: Информационное агентство «Informing», зарегистрировно Роскомнадзором ИА № ФС 77-79529

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]