Проект 03160 – самый быстрый военный катер «Раптор»

Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» впервые был спущен на воду в середине августа 2013 года. Этот быстроходный катер был сделан специально по заказу военно-морского флота России на Ленинградском судостроительном . В качестве «доноров» выступили шведские катера Combat Boat 90 (в его гражданской модификации), которые были куплены Россией в период с 2004 по 2012 годы в количестве 11 штук. Так как Швеция продала России только коммерческие версии патрульных катеров, лишённые брони и вооружения, было принято решение создать на их базе свою версию бронированного патрульного катера.

По состоянию на 2015 год ВМФ России получил 8 единиц быстроходных патрульных катеров «Раптор», а в период с 2016 по 2020 годы судостроительный обязался поставить флоту ещё более 10 катеров проекта 03160. Быстроходные катера «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми военными катерами в России.

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

На Украине строительство катеров «Гриф» продолжалось и в 1990-х годах.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Быстрые патрульные катера «Мангуст», не смотря на их выдающиеся скоростные показатели, были катерами несколько иного класса.

Боевое применение

Несмотря на строительство и поставки крупных килевых катеров, основой советского москитного флота до конца войны остались прибрежные глиссеры. В том числе и торпедные катера «Комсомолец». Война и показала, что воззрения на боевое могущество торпедных катеров оказались излишне оптимистичными. Это не означало, что они оказались бесполезны, наоборот – «Комсомольцы» и их аналоги активно использовались на вспомогательных ролях.

Например: уничтожали минные заграждения с помощью глубинных бомб, или выставляли мины сами. Высаживали в тылу группы разведчиков и применялись, как десантные суда. Ну а главной их задачей в рамках «основной специальности» стала атака транспортных конвоев и кораблей на стоянках.

В своих боевых выходах торпедные катера поначалу применяли тактику «свободного поиска», в рамках которой бороздили указанные районы, пока не выходили на корабли противника.

Постепенно, ради того, чтобы не перегружать суда дополнительным горючим, лишая маневренности, моряки стали переходить к тактике засад, поджидая конвои у подходов к их базе (чаще всего так делали на Северном Флоте). В случае «Комсомольцев» область применения засадной тактики ограничивалась небольшим запасом хода, не позволяющим осуществлять переходы к отдалённым базам.

Но самый яркий эпизод боевой карьеры катеров проекта 123 связан с использованием тактики набега. Весной 1945 года два «Комсомольца», пользуясь данными авиаразведки, скрытно подошли к Хельской косе, где обнаружили эскадренный миноносец Z-34. Поразив цель 2 торпедами, «Комсомольцы» ушли под прикрытием дымовой завесы. Попадание вывело из строя турбины эсминца и лишило корабль электроэнергии. На следующий день Z-34 на буксире увели на ремонт.

Другой известный случай – атака тремя «Комсомольцами» конвоя в бухте Данцига. Торпедами удалось поразить 2 вооружённые артиллерией десантные баржи. Повреждённый в ходе атаки катер ТК-135 эвакуировали, взяв на буксир. Вообще завоевание советской авиацией господства в воздухе повысило эффективность москитного флота, обеспечив возможность совместных налётов катеров и торпедоносцев.

Послевоенные «Комсомольцы» — корабли проекта 123К – поставлялись на экспорт дружественным СССР режимам.

Вероятно, что китайские катера использовались в ходе конфликта коммунистического Китая с Тайванем. Кроме того, китайцы сами освоили выпуск катеров «P 4» аналогичной конструкции, которые использовались ВМФ НОАК до 90-х годов. КНР, в свою очередь, тоже поставляла «P 4» возможным союзникам, например – в Северный Вьетнам.

Непосредственные предшественники катеров серии «Раптор»

Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.

Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • США;
  • Мексике;
  • Греции;
  • Бразилии и многих других странах.

Его боевые возможности неоднократно проверены в ходе множеств боевых операции по всему миру.

Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:

  • Увеличение размеров;
  • Более современное оборудование;
  • Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
  • Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
  • Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.

То есть в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.

Несколько шведских катеров были переданы федеральной службе охраны в Москве. В 2013 году они перешли в состав ВМФ России. Широко известный факт, что шведские катера широко применялись во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году катера были переброшены в Севастополь, где их широко задействовали в обеспечении безопасности президента Владимира Путина, который посетил этот город 9 мая 2014 года.

Так как создавать патрульный катер на основе «Грифа» или «Мангуста» было слишком затратно, было принято решение создать проект «Раптор» именно на основе шведских судов, которые были разработаны именно как патрульные скоростные катера.

Речной боевой флот: на охране внутренних водных путей

Шведский боевой катер Combat Boat 90Н проходит испытания на реке Амазонке. Эта модель очень успешно зарекомендовала себя в прибрежных морских и речных операциях
Рынок речных судов, предназначенных для решения военных задач и задач обеспечения безопасности, весьма разнообразен, на нем имеется довольно широкий выбор всевозможных моделей. В то время как большинство делают акцент на небольших специальных силах и быстроходных патрульных катерах, Колумбия, имеющая наибольший опыт в этой сфере, также полагается на средние бронированные суда для поддержки своих малоразмерных катеров.
Что касается речных операций, здесь некоторые флоты и судоверфи имеют богатый опыт, ведь многие конфликты зачастую происходили на территориях с крупными реками, имеющими стратегическое значение. В времена «холодной войны» вьетнамская война оказалась в эпицентре внимания, а река Меконг стала основными декорациями для таких операций. Опыт был получен и даже применен некоторыми странами, вследствие чего выросла потребность в быстроходных и/или хорошо защищенных судах. Для штурмовых, патрульных и специальных операций необходимы были быстроходные маневренные катера с защитой и умеренной огневой мощью; для поддержки же необходимы более крупные, хорошо защищенные суда. На данный момент их можно поделить в основном на четыре группы: жестко-корпусные надувные катера; легкие суда с жестким корпусом; средние речные корабли и суда на воздушной подушке.

Речные операции распространены в асимметричных конфликтах, главным образом в борьбе с партизанами. Ходя вблизи берега, где противник может легко спрятаться, медленно движущиеся суда очень уязвимы для засад, им необходима лучшая защита, бронирование, тяжелое вооружение и «эскорт-услуги» катеров меньшего размера.

Само собой разумеется, основной речной флот эксплуатируют страны с крупными реками плюс ВМС США (куда деваться). Впрочем, многие береговые суда, используемые для других задач, могли бы подойти для речных операций, имея плоские корпуса, высокую скорость, хорошую маневренность и другие полезные свойства. Большинство стран до сих пор эксплуатируют устаревшие суда (часть передана безвозмездно), включая реликвии вьетнамской войны, как в случае с Таиландом и Венесуэлой. Другие эксплуатируют антикварные суда, им 70 лет или старше, а некоторые полагаются на невоенные платформы с легким вооружением или вообще без него, зачастую подходящие только для материально-технического снабжения. Наконец, некоторые описанные ниже суда имеют двойное назначение, действуя в открытом море и закрытых водоемах.

Катер Guardian 25-й судоверфи Boston Whaler несет службу в колумбийской морской пехоте. Катера Guardian широко эксплуатируются во флотах и морской пехоты многих стран мира

США. Из многих единое

Среди американских производителей, предлагающих множество малотоннажных судов самого разного назначения, судоверфь SAFE может похвастаться широкой линейкой патрульных катеров, эксплуатирующихся в различных флотах. Среди них три катера, специально спроектированные для речных операций. Многозадачная платформа RPB (Riverine Patrol Boat) предназначена для обеспечения тактической мобильности и огневой поддержки речных и береговых операций в условиях соприкосновения с противником. Она имеет корпус с плоским дном, сдвоенные бортовые дизельные двигатели, два водомета, носовую дверь с силовым приводом, опоры для пулеметов и опциональное бронирование.
Полностью закрытая платформа RCB (Riverine Command Boat) предназначена для проведения операций оперативного управления и огневой поддержки на внутренних водоемах и в береговой полосе в условиях ведения боевых действий. Платформа базируется на шведском катере Combat Boat 90, которых в ВМС США эксплуатируется шесть штук.

Более крупным вариантом этих платформ является патрульный катер Мк VI РВ следующего поколения, входящий в состав флота Командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США, его поставки начались в 2014 году. Задача судна длиной 26 метров состоит в обеспечении боевых командиров возможностью патрулирования мелководных прибрежных зон. На катере установлены два дизельных двигателя и водометы, при полной нагрузке позволяющие развить скорость более 30 узлов.

Компания Brunswick Group — один из самых успешных поставщиков легких речных патрульных судов в последние годы — продала свои катера во многие страны. Начиная от Boston Whaler GUARDIAN (4,6-8,2 метра, с выбором двигателей, опор под вооружение, сидений) и более крупных катеров серии JUSTICE (несколько вариантов, 6,1-11,3 метра) до быстроходных катеров IMPACT RIB, D-COLLAR и SENTRY с алюминиевыми корпусами.

Верфь Swiftships строит специализированные речные суда, продав большое количество их в Африку и Латинскую Америку. В настоящее время ее главный речной платформой является алюминиевый катер ANACONDA SOCR (Special Operations Craft Riverine) с дизельными двигателями и двумя водометами, развивающий скорость свыше 50 узлов. Он может перевозить 6-14 человек в полном снаряжении, имеет носовую аппарель, на нем можно разместить до пяти пулеметных станков. Более крупный катер RAC (Riverine Assault Craft) длиной 11 метров стоит на вооружении Корпуса морской пехоты США, он имеет схожие конструктивные характеристики: может перевозить 15 полностью снаряженных солдат и имеет баллистическую защиту в соответствии с Уровнем 3а.

Metal Shark также спроектировала ряд платформ специально для речных операций: прочные патрульные катера 21 и 24 Riverine с малой осадкой способны выдержать суровые эксплуатационные условия. Модель 24 Riverine изготавливается для заказчиков из министерства обороны США и в настоящее время эксплуатируется в странах Латинской Америки, выполняя задачи охраны границ и борьбы с наркотрафиком. Модель 24 оснащена дизельным двигателем Yanmar 415 HP и водометом Hamilton 274 со встроенной системой охлаждения и гидравлическим устройством реверсирования тяги.

Сторожевой катер Shaldag MkII судоверфи Israel Shipyards эксплуатируется в береговой охране Аргентины с 2022 года

Судоверфь Willard Marine также предлагает различные речные патрульные суда длиной 6,7, 8,2 и 9,1 метра. Первые два имеют корпус из стекловолокна и подвесные двигатели, а третье изготовлено из алюминия и оснащено бортовым двигателем.

Верфь Silver Ships (Mobile, AL) также имеет в своем портфолио небольшие быстроходные патрульные суда, из которых для речных операций лучше всего подходит серия AMBAR: в зависимости от модели и конфигурации длина меняется от 6,1 до 20 метров и мощность двигателей от 300 до 1400 л.с.

С целью соответствия современному боевому пространству судоверфь Suncraft разработала линейку быстроходных сторожевых судов и катеров для перехвата, включая MANTA MKII ASD, PIRANHA ASD и RAPTOR. Многоцелевой катер RAPTOR SWOC (Shallow Water Operating Craft) длиной 13 метров соответствует требованиям, предъявляемым к мелкосидящим десантным судам. Базовая конфигурация включает два дизельных двигателя MAN мощностью по 550 л.с. каждый, что позволяет с половинной нагрузкой развить максимальную скорость до 35 узлов.

Компания SeaArk из Арканзаса также строит широкую линейку малых речных судов для гражданских и военных целей, которые эксплуатируется ВМС США и другими зарубежными флотами. Главное изделие военного образца носит обозначение DAUNTLESS 34, таких судов было поставлено в ВМС более 120 штук.

Верфь United States Marine, Inc. (USMI) поставила 12 речных катеров Riverine Assault Boats (RAB) длиной 10 метров ВМС США. Они изготовлены из алюминия, оснащены двумя дизелями Yanmar 6LY2A-STP мощностью по 440 л.с. и двумя водометами Hamilton HJ292, позволяющими развить скорость до 40 узлов. Катер вмещает шесть человек, тогда как модель Special Operations Craft Riverine (SOCR) на базе такого же корпуса может вместить до 8 пассажиров. Компания также предлагает 11-метровый катер Naval Special Warfare RIB с двумя дизельными двигателями Caterpillar или Cummins QSB 6.7 и водометами KaMeWa или Rolls Royce.

BARRACUDA компании Safehaven Marine во время испытаний. Катер может оснащаться различным вооружением на крыше рубки и задней палубе

Европейский фарватер

Шведская судостроительная верфь Doksta Varvet является крупным изготовителем речных и береговых патрульных катеров, множество стран купили ее успешную платформу Combat Boat 90H. Этот быстроходный десантный катер с алюминиевым корпусом, серьезно усиленным для высадки на неподготовленный берег (с узкой носовой аппарелью), способен перевозить 20 солдат и груз на скорости более 20 узлов. Кроме катеров, построенных для шведского и малайзийского флотов и изготовленных по лицензии в США, также существуют специальные варианты для греческого, малайзийского и мексиканского флотов. Мексиканская верфь Astimar строила их по лицензии и разработала улучшенные варианты, например, ACUARIO и POLARIS II.
Судно оснащено двумя дизельными двигателями мощностью Scania DSI 14 460 кВт и двумя водометами KaMeWa FF. Комплекс вооружения включает 12,7-мм пулемет или 40-мм гранатомет на турели и сдвоенный 12,7-мм пулемет впереди на месте рулевого. Кроме того, катер СВ 90Н может принять на борт 2,8 тонны мин или доработанный ракетный комплекс RBS 17 типа HELLFIRE. 12,7-мм пулемет ручного заряжания может быть заменен стабилизированным дистанционно управляемым вооружением. В настоящее время прорабатывается возможность установки двуствольного 120-мм минометного комплекса AMOS.

Испанская судоверфь Asis в своем портфолио имеет различные модели полужестких катеров для речных операций с алюминиевыми корпусами и надувными сиденьями длиной 8, 9,5, 12 и 12,5 метров, которые способны принять до двух 12,7-мм пулеметов, причем на самой крупной модели можно разместить до 15 сидений. В зависимости от модели подвесные или стационарные двигатели могут разогнать лодку до 70 узлов. Еще одна испанская компания Rodman производит серию легких патрульных судов для береговых и речных операций, включая модели 38, 55 и 111.

Ирландская судоверфь Safehaven Marine предлагает береговой и речной вариант быстроходного десантно-штурмового судна BARRACUDA, способного перевозить до 16 бойцов, которые размещаются на амортизирующих креслах. Водометные движители и небольшая осадка 75 сантиметров позволяют выполнять задачи на реках и внутренних водоемах, а также в прибрежных водах. Можно установить основное вооружение двух типов: либо открытую турель с 12,7-мм пулеметом/40-мм гранатометом, либо башенку с приводами с 7,62-мм пулеметом. Съемные опоры устанавливаются на кормовой палубе и позволяют установить дополнительные пулеметы калибров 7,62 мм или 12,7 мм. Аппарель для высадки десанта расположена в носовой части.

Французская верфь Raidco Marine изготавливает самые разные патрульные катера для речных операций, от жестко-надувных длиной 2,24-3,35 метров до жестко-корпусных судов длиной 3,6-11 метров.

Компания Damen в своем портфолио также имеет линейку жестко-корпусных надувных катеров длиной 7,5-12 метров с подвесными и стационарными двигателями, это модели с обозначением от RHIB 750 до 1200. Также она предлагает катера с жесткими корпусами длиной 10,9 и 14,5 метра для перехвата, изготавливаемые из алюмоборосиликатного бесщелочного стекла и армированного углеволокном эпоксипласта.

Жестко-корпусной надувной катер Fassmer SFB 10.1 длиной 10 метров вмещает до 15 человек, он имеет глубокий v-образный корпус для получения оптимальных ходовых качеств, гибкую схему размещения сидений и центральную рулевую консоль. Корпус изготовлен из высококачественных композитных материалов и оснащен многокамерным надувным баллоном со скользящим креплением для упрощенной замены отдельных секций.

Итальянская компания RB Design изготавливает различные жестко-корпусные надувные лодки, а также катера с жестким корпусом для береговых и речных операций длиной от 3 до 24 метров, многие из которых уже поставлены ряду флотов.

Катер FIB 25 компании Lurssen, разработанный для береговых операций, может также использоваться для речных задач; имеет осадку 1,2 метра и длину 27 метров, а благодаря двум дизелям и двум водометам катер может развить скорость до 40 узлов.

Судоверфь Halmatic, в настоящее время входящая в компанию BAE Systems, изготавливает линейку быстроходных надувных катеров для речных и специальных операций плюс жестко-корпусной катер для штурмовых групп. Последний имеет два варианта длиной 5,2 и 6,5 метра, оба они эксплуатируются в британских ВМС; тогда как в линейку также входят модели Pacific 24 и 950, последняя разработана для специальных сил. Компания BAE Systems также строит катера Combat Support Boat для британской армии, разработанные для мелководья.

На фото сторожевой катер PAF-P верфи Cotecmar колумбийского флота с садящимся на него вертолетом Bell 212. На базе этого проекта совместно с бразильской Emgerpron и перуанской SIMA компания разрабатывает новое судно

Латиноамериканский путь

В Колумбии судоверфь Cotecmar имеет большой опыт строительства речных судов для колумбийского и бразильского флотов. В линейке выделяются три флагманских платформы. Первая под обозначением LPR 40 представляет собой быстроходное патрульное судно длиной 12 метров, изготовленное из алюминия. Катер имеет закрытую рубку и вооружен тремя 12,7-мм (или двумя гранатометами) и двумя 7,62-мм пулеметами, оснащен спаренными двигателями и двумя водометами. Вторая модель, легкий катер поддержки PAF-L длиной 30 метров, вмещает экипаж 14 человек и 28 десантников. Наконец, судно PAF-P длиной 40,3 метра спроектировано для поддержки более крупных флотилий малоразмерных судов. Экипаж составляет 31 человек, на нем могут разместиться 39 солдат, имеется вертолетная площадка и небольшая медицинская каюта на четыре места. В комплекс вооружения входят четыре пулемета М60, три спаренных 12,7-мм пулемета и один гранатомет.
В Бразилии (Emgepron) и Перу (SIMA) для флотов всех трех стран на базе модели PAF-P разрабатывают сторожевой катер Patrullero Amazonico, вооруженный 25-мм пушкой, гранатометом и четырьмя 12,7-мм пулеметами. Длина судна составляет 53,1 метра, помимо всего прочего оно может перевозить стандартный 20-футовый контейнер.

Перуанская SIMA уже построила два речных судна длиной 43,5 метра для перуанского флота, экипаж этих судов составляет 29 человек и пассажировместимость 20 человек.

Еще одна колумбийская судоверфь Eduardoho также строит легкие речные патрульные катера (модели 195, 260, 320, 380 и 480), все эксплуатирующиеся составе колумбийского флота и флотов нескольких стран Центральной Америки, включая Коста-Рику и Панаму. Модель 195 длиной 6 метров оснащена двумя подвесными двигателями и стойками для одного 12,7-мм и двух 7,62-мм пулеметов; модели 260 и 320 также с двумя подвесными двигателями длиной 8 и 10 метров соответственно могут принять на борт два 12,7-мм и четыре 7,62-мм пулемета. Модель 380 длиной 11,5 метров оснащена тремя двигателями. Самая крупная модель 480 длиной 13,6 метра имеет закрытую рубку и оснащена тремя подвесными двигателями.

Аргентинская судоверфь TECNAO изготавливает жестко-корпусные патрульные катера TORO и YAGUARETE, соответственно со стационарными и подвесными двигателями и водометами, позволяющими разогнаться до 32 узлов; эти катера поставлены аргентинской береговой охране.

Патрульный катер TORO постройки аргентинской верфи TECNAO участвует в речных операциях береговой охраны этой страны

Азия большая и маленькая

Израиль является основным региональным производителем легких патрульных и речных судов. Две компании в этой стране, Israel Shipyards и Israel Aerospace Industries, строят суда по своим собственным проектам. Катера класса DVORA компании IAI в настоящее время получили новейшее пополнение в лице модели SUPER DVORA MkIII, которая как и другие модели (хотя на данный момент акцент делается на береговых операциях) может также участвовать в речных операциях. Катер отличается осадкой 0,9-1,3 метра, длиной корпуса 20-29 метра и максимальными скоростями свыше 40 узлов. Катера серии SHALDAG верфи Israel Shipyards также в основном рассчитаны на участие в операциях у морского побережья, но четыре катера MkII, проданные береговой охране Аргентины, например, используются в речных задачах. Вооружены они пулеметом Browning М2А2 в башенке MINI TYPHOON и двумя 7,62-м пулеметами NEGEV на мостике.
На другом конце Азии тайваньская компания Lungteh специализируется на жестко-корпусных надувных катерах и жестко-корпусных катерах перехвата, прекрасно «заточенных» под речные операции. Большое количество катеров было продано флотам стран Азии, у которых особой популярностью пользуется надувная модель длиной 12,9 метра.

Что касается судов на воздушной подушке, используемых в речных операциях, то суда британской компании GRIFFONHOVERWORK пользуются особой популярностью, их купили флоты Индии, Колумбии и Перу. Последние два в борьбе с партизанами эксплуатируют модель 2000TD. Судно может быть вооружено несколькими пулеметами и вмещает до 18 солдат. Британская морская пехота недавно приняла на снабжение более современные и мощные суда серии 2400TD, которые в основном эксплуатируются в береговых зонах.

Предназначение катеров «Раптор»

Быстроходные десантно-штурмовые катера «Раптор» предназначены для выполнения широкого спектра задач. Они могут эффективно работать как в светлое, так и в тёмное время суток. Конструкция патрульного катера обеспечивает ему отличную скорость и возможность передвижения по морю даже при волнении до 5 баллов включительно.

Катер способен перевозить до 20 десантников в полной амуниции. Данная особенность позволяет применять его для точечных десантных ударов. Вооружение патрульного катера способно обеспечить огневую поддержку высаживающемуся десанту, а также обеспечить ему прикрытие при отступлении. Кроме того, патрульный катер «Раптор» способен обеспечить охрану пунктов базирования судов или сопровождать торговые и научные суда в опасных районах.

Так как корпус скоростного патрульно-десантного катера изготовлен из алюминия, он не подвержен коррозии. Благодаря специальному оборудованию, катер может выполнять боевые задачи на расстоянии 100 миль от своей базы.

Речные военные катера


Для войны в дельте Меконга и других речных системах во Вьетнаме военно-морские силы и армия США разработали объединенные оперативные соединения. Чтобы снабжать их снаряжением, военно-морские силы США пришлось организовать речные эскадры со специально разработанными типами десантно-высадочных средств. Главным образом они основывались на модификациях десантного катера типа LCM6. Эскадры развертывались укомплектованные 52 бронированными катерами АТС (Armoured Troop Carrier — бронированный транспортно-десантный носитель), пятью катерами управления …

Читать дальше

Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»

Если сравнить новые катера проекта «Раптор» и шведские патрульные катера Combat Boat 90, сразу бросается в глаза их схожесть. При этом российские катера более массивные, технически совершенные и лучше вооружённые.

Вес десантно-патрульного катера «Раптор» составляет всего 8 тонн. Добиться таких показателей стало возможным из-за использования алюминия при строительстве корпуса судна. При этом удалось достичь высоких показателей прочности, «Раптор» может участвовать в операциях в открытом море при волнении до 5 баллов.

Носовая часть катера оборудована аппарелью для высадки или приёма десанта. Сразу за первым отсеком судна имеется специальная возвышенность – ходовой пост. Там находится капитан судна и рулевой-сигнальщик, который также отвечает за вооружение судна.

Вместимость «Раптора» такова, что он способен взять на борт целый взвод спецназа, морской пехоты или боевых пловцов, причем они будут в полной экипировке. Для размещения бойцов в патрульном судне имеется большой десантный отсек, который оборудован 20 креслами, оснащёнными страховочными ремнями. Каждое из кресел имеет массу настроек под параметры своего пользователя.

Сразу за десантным отсеком располагается кормовой отсек, в котором расположено машинное отделение. В машинном отделении находятся следующие агрегаты:

  • Два мощных дизеля, оборудованные турбинами;
  • Механизм сцепления;
  • Мощные водомёты.

Появление специальных водомётов позволило придать патрульным катерам серии «Раптор» потрясающую маневренность. Теперь судно способно развернуться буквально на одном месте. За работой двигателей и водомётов следит штатный моторист.

Все отсеки катера разделяются мощными водонепроницаемыми переборками. В случае получения пробоины судно способно удержаться на плаву, так как затоплен будет всего один отсек. Над машинным отделением располагается специальная платформа, которая имеет бронированный фальшборт. В случае отправки судна на боевое задание на вертлюжных установках данной платформы устанавливаются пулемёты «Печенег» калибра 7,62 мм.

Броня, которая установлена на катере «Раптор» прикрывает не только платформу для стрельбы из пулемётов, но и десантный отсек вместе с ходовым постом. Броня представлена композитными панелями, которые способны выдержать попадание пули 7,62 мм.

Ракетные катера на подводных крыльях «Спарвьеро»


Вместе с военно-морскими силами США Италия выделяется среди натовских флотов наличием вооруженных ракетами кораблей на подводных крыльях как части действующего надводного флота. Опытный образец класса «Спарвьеро» базировался на проекте «Тукумкари» и детально разработан , специально созданной в 1964 г. IRI Итальянского правительства, Карло Родригесом, строителем коммерческих кораблей на подводных крыльях из Мессины, и . За построенным в период 1971 -1974 гг. головным …

Читать дальше

Основной боевой модуль «Раптора»

Основной боевой модуль десантно-патрульного катера «Раптор» расположен сразу за ходовым постом. Это новейшая разработка ОАО «НПО «Карат», которая называется дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Он состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм и оптико-электронного модуля.

Это вооружение способно самостоятельно обнаруживать цели даже на фоне помех. Система автоматически высчитывает как расстояние до цели, так и корректирует огонь с поправкой на траекторию движения и прочие факторы. Система имеет несколько функций, среди которых есть и «предупредительный огонь». При включении данной функции, система откорректировав скорость цели и её расстояние, произведёт предупредительную очередь, которая ляжет поперёк курса судна-нарушителя.

Боевой модуль способен обнаруживать цель на расстоянии до 3 км. При этом огонь может вестись на расстоянии до 2 км. Мощный пулемёт сохраняет убойную силу пули на расстоянии до 8 км. Если дистанция до цели составляет до 500 метров, пули калибра 14,5 мм способны пробить броню 32 мм.

Если боевого потенциала пулемёта КПВТ будет недостаточно для выполнения намеченной боевой задачи, на модуль может быть установлен автоматический гранатомёт.

Ракетные катера «Комбатант 2» и «Комбатант 3»


Странно, что французский ВМФ не принял катера классов «Комбатант 2» и «Комбатант 3» на вооружение. Класс «Комбатант 2» был получен из немецкого проекта «Люрссен» и оказался очень популярным в ряде ВМФ. Корпус сделан из стали, надстройка — из легких сплавов. Гибкость проекта позволяет заказчику выбирать собственную электронику и устанавливать свое вооружение, хотя Францию более устраивает, если выбраны системы управления огнем и радиолокационной станции и противокорабельной ракеты ММ.38 или ММ.40 …

Читать дальше

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

Речные военные корабли


Амазонка и другие большие реки Южной Америки представляют один из последних приютов для современного артиллерийского катера. Бразилия, Колумбия, Перу и Парагвай, не имеющий выхода к морю, располагают такими кораблями. Бразильцы имеют самый большой флот из пяти кораблей (два класса «Педро Тексейра» и три класса «Рорайма» в Амазонской флотилии и один речной монитор типа «Торникрофт» (постройки 30-х гг.) в флотилии Матту Гроссо. Колумбия использует два сторожевых корабля класса «Араука», постройки 50-х гг. и речной артиллерийский …

Читать дальше

Ракетные катера «Комар», «Оса» и «Матка»


Ракетные катера класса «Комар» (советское обозначение РКА) построены в 1959-1961 гг. Положивший начало принципиально новой концепции возможностей прибрежных сил, первый из катеров класса «Комар» был переоборудован из корпуса торпедного катера «Р6». Приблизительно 100 единиц построены на базе этого проекта с деревянным корпусом. В кормовой части палубы по бортно установлены две неподвижные открытые спереди пусковых установок ангарного типа, развернутые приблизительно на 1,5° от борта с углом возвышения 12°. Ракеты, которые они …

Читать дальше

Что за скоростные лодки БК-10М и БК-10ДЭ?

Скоростная штурмовая лодка БК-10М предназначена для тех же целей, что и БК-10, основные параметры этой версии немного отличаются. Ее длина — 11,2 м, ширина — 3,6 м, высота — 3,45 м, осадка — 0,66 м, водоизмещение — 8,0 т, мощность двигателя — 2×370 л. с., скорость — 40 узлов.

Многоцелевая скоростная лодка БК-10ДЭ используется для решения широкого круга ведомственных задач в районах берегового базирования и прибрежной зоне. Она может десантироваться с самолетов типа ИЛ-76. Длина лодки — 11,65 м, ширина — 3,1 м, высота — 3,77 м, осадка — 0,8 м, водоизмещение — 9,3 т, мощность двигателя — 2×436 л. с., скорость — 40 узлов.

Лодка БК-10ДЭ длиннее версии «М» на 435 мм, мощность встроенных двигателей тоже выше. Также у судна изменена компоновка вооружений. В носовой части расположены две установки под модернизированные пулеметы Калашникова (ПКМ), в корме — установка под оружие большего калибра.

Торпедные катера «Р4», «Р6», «Шершень», «Моль» и «Тюря»


«Р4» — второй класс советского послевоенного торпедного катера. Строились в 1952-1958 гг. Имели алюминиевые корпуса, и из-за небольшого размера их применение ограничивались прибрежными водами. Вооруженный двумя 457-мм противокорабельными торпедными аппаратами, спаренной пулеметной установкой и четырьмя-восемью глубинными бомбами, «Р4» давно выведены из состава ВМФ СССР, хотя их все еще можно встретить в других флотах. Преемником «Р4» стал класс «Р6» в деревянном корпусе, строившийся в 1953-1960 гг. Он являлся стандартным советским …

Читать дальше

Ракетные катера «Рамадан»


В результате разрыва с Советским Союзом в начале 70-х гг. и понеся значительные военные потери в ходе войны с Израилем в 1973 г., Египет в 1977 г. обратился к британской судостроительной с предложением о заключении контракта на сумму 150 млн фунтов стерлингов на строительство класса ракетных катеров из шести единиц, чтобы пополнять свои стареющие силы ракетных катеров, состоящие из шести катеров класса «Оса», четырех класса «Комар» и шести класса «Октябрь» (последние являются вариантом катера класса …

Читать дальше

Ракетные катера «Саар», «Решеф» и «Алия»


Потеря эсминца «Эйлат» в результате египетского ракетного удара в 1967 г. вызвала ускорение планов, израильский ВМФ оказался первым из «европейских» вооруженных сил, осознавшим важность ракетного катера. Первым заказом Израиля стал класс «Саар», построенный на французской верфи CMN в Шербуре между 1967 и 1969 гг. по западногерманскому проекту «Люрссен» со стальным корпусом и надстройками из легкого сплава. Первые шесть единиц первоначально построены как класс «Саар 1» с вооружением, состоящим из трех 40-мм зенитных автомата. …

Читать дальше

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]