С давних времен для нанесения ущерба торговому мореплаванию противника, а также для разведки снаряжались корабли, способные на так называемые крейсерские действия — самостоятельные рейды по морским и океанским коммуникациям противника.
Русский минный крейсер «Абрек», предназначенный для борьбы с вражескими миноносцами
В период Гражданской войны в США успешные боевые действия вели 19 паровых судов южан, уничтоживших более 250 кораблей северян. Правда, они еще не назывались крейсерами. Особенно отличился пароход «Алабама», который за 2 года захватил 68 кораблей противника. Это небольшое судно водоизмещением 1000 т обладало солидным вооружением: одним 178-мм орудием, шестью 164-мм пушками по бортам и одним кормовым поворотным 203-мм орудием. Эта артиллерия была в полной мере задействована в сражении с крейсером «Керсердж» северян, в состав вооружения которого входили два 280-мм орудия. Именно они решили исход боя, пробив корпус «Алабамы» ниже ватерлинии.
Спустя всего несколько лет, в 1868 г., в состав английского флота вошел первый корабль нового класса — паровой крейсер «Енконстент». Вооружение состояло из десяти 229-мм и шести 178-мм гладкоствольных дульнозарядных орудий, которые к тому моменту сильно устарели.
Первый русский крейсер — броненосный корабль «Генерал-адмирал»
Первые крейсеры вооружались палубными орудиями на тумбовых лафетах для ближнего боя
Следующее поколение кораблей получило пушки с нарезным каналом ствола, заряжаемые с казенной части. Именно такие орудия стали основой мощи британских крейсеров типа «Линдер» водоизмещением 4300 т, строившихся в конце 1880-х гг. Паросиловая установка мощностью 5500 л. с. обеспечивала скорость хода до 17,5 узла. Вооружение состояло из десяти 152-мм нарезных орудий и 16 скорострельных картечниц. Имелись также 4 торпедных аппарата. Бронированная палуба надежно защищала силовую установку.
Морские коммуникации — тыловые пути, по которым осуществляется снабжение военного флота с удобных баз и портов.
Рейд по коммуникациям — внешняя операция с целью нарушения путей снабжения противника.
Первыми русскими крейсерами стали корабли «Князь Пожарский», «Минин», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» водоизмещением по 4600 т каждый. Они были заложены в 1870 г. как броненосные корветы, после постройки отнесены к классу броненосных фрегатов, а с 1 февраля 1892 г. переведены в класс крейсеров 1-го ранга.
Крейсер «Алабама» тонет, пораженный орудиями крейсера «Керсердж»
Наряду с крейсерами 1-го и 2-го ранга в русском и других флотах появились и минные крейсеры — быстроходные легкие корабли, предназначавшиеся для разведки и борьбы с вражескими миноносцами. Построенный в Англии по заказу русского морского ведомства 650-тонный минный крейсер «Абрек» развивал скорость хода до 21 узла и был вооружен двумя 75-мм и четырьмя 47-мм пушками, а также двумя торпедными аппаратами.
Битва между крейсером «Керсердж» и вооруженным пароходом «Алабама»
Для пополнения флота кораблями, способными вести крейсерские операции, русское морское ведомство строило транспортные пароходы Добровольного флота, на которых заранее делались укрепления под орудия. Для них были заготовлены артиллерийское вооружение, быстросборные пороховые погреба, полные комплекты боеприпасов. Такой пароход мог за считанные дни переквалифицироваться в крейсер.
Этот опыт в полной мере использовало командование германского флота в годы Второй мировой войны, направив в Атлантику несколько вспомогательных крейсеров, переоборудованных из транспортных судов специальной постройки.
Британский крейсер «Линдер» имел бронированную палубу
Британские моряки на палубе крейсера с 4-ствольной картечницей Норденфельда калибра 25 мм.
Американский крейсер «Керсердж», вооруженный мощнейшими орудиями калибра 280 мм.
«Золотой век» крейсеров
К началу Русско-японской войны крейсеры имелись во флотах практически всех морских держав мира. Морские сражения этого конфликта стали веским доводом в пользу концепции линейного крейсера — быстроходного корабля, лишь немного уступающего линкору по вооружению и бронированию. Считалось, что такие крейсеры смогут принять участие и в сражениях линкоров.
Американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» в битве против японской авиации
Корабли типа «Шарнхорст» представляли собой самые мощные броненосные крейсеры Германии времен Первой мировой войны. Полное водоизмещение этих гигантов составляло 12 780 т. На вооружении имелось 8 орудий внушительного калибра — 210 мм, плюс 6 пушек калибра 150 мм, 18 пушек калибра 88 мм и 4 однотрубных 450-мм торпедных аппарата.
К началу Первой мировой войны на всех флотах числилось 27 линейных крейсеров, количество крейсеров 1-го и 2-го ранга достигало 200 единиц и еще более 50 таких кораблей находились в постройке.
Однако концепция линейных крейсеров в этой войне в целом себя не оправдала. В Ютландском сражении 1916 г. погибли 3 английских и 1 германский линейный крейсер. Против линкоров эти суда не имели «аргументов». В то же время менее крупные крейсеры 1-го и 2-го рангов действовали достаточно эффективно, а русский крейсер 1-го ранга «Аврора» даже вошел во всемирную историю как корабль, подавший сигнал к началу революции в России.
Русский крейсер «Аврора»
Германский крейсер «Шарнхорст» времен Первой мировой войны
Опыт войны был учтен при разработке послевоенных кораблей. Линейные крейсеры исчезли как класс. В Японии все 4 имевшихся корабля этого класса переделали в линкоры, а неоконченные корабли достраивали уже в качестве авианосцев. Так же поступили и в Англии.
Германия лишилась кораблей этого класса по условиям Версальского договора, так что к началу Второй мировой войны линейные крейсеры были только в составе ВМФ Англии. Их боевая карьера закончилась по-разному: построенный в 1918 г. «Худ» взорвался 24 мая 1941 г. во время боя с германским линкором «Бисмарк», «Репалз» был потоплен японской авиацией 8 декабря 1941 г., а однотипный «Ренаун» сразу после войны пошел на слом.
Артиллерия крейсера в виде спаренной установки могла вести огонь, в том числе и по самолетам
Главный калибр крейсера Киров — трехорудийные башни калибра 180 мм
Открытые орудийные установки ставились на крейсеры до появления полностью закрытых башен
На развитие крейсеров 1-го и 2-го ранга значительное влияние оказали заключенные морскими державами в 1922 г. в Вашингтоне и в 1930 г. в Лондоне соглашения о морских вооружениях. Для крейсеров был установлен предел водоизмещения — 10 000 т, калибр орудий не должен был превышать 203 мм.
Схожие характеристики имели американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» водоизмещением 9050 т. Головной крейсер вступил в строй в 1930 г., после чего было построено еще 2 крейсера — «Хьюстон» и «Луисвиль». Двигательная установка имела мощность 107 000 л. с. Вооружение составляло девять 200-мм орудий в 3 башнях, а также восемь 130-мм пушек, девять 530-мм торпедных аппаратов и несколько десятков зенитных установок.
Типичными легкими крейсерами того времени были 6 советских крейсеров проектов 26 и 26-бис. Построенный в 1938 г. по проекту 26 крейсер «Киров» отличался сильным вооружением: девять 180-мм и шесть 100-мм пушек, 16 зенитных автоматов и 2 трехтрубных торпедных аппарата. Энергетическая установка мощностью 113 000 л. с. обеспечивала скорость хода до 35 узлов.
Советский крейсер «Киров»
В морских сражениях Второй мировой войны тяжелые и легкие крейсеры обычно действовали в составе корабельных соединений, эскортировали конвои транспортных и десантных судов, проводили
Общая информация
Развитие военного флота началось еще со времен Российской империи. Другие страны в этом плане также старались не отставать. Особенно это касается США, Франции, Германии, Японии и Великобритании. Крейсер – это одно из составляющих звеньев армии, обеспечивающей суверенитет государства и защиту его от посягательств противника. Судна флотилии не только обеспечивают контроль водной границы, но и осуществляют поддержку сухопутной ее части.
На ВМФ возлагается немало задач. Среди них:
- Обеспечение безопасности страны.
- Поддержка различных гуманитарных и исследовательских кампаний, не противоречащих интересам государства.
- Проведение внутренних и совместных учений.
В связи с такой разной направленностью корабли подразделяются по рангам в зависимости от их основного предназначения. Классы судов, в свою очередь, подразделяются на подкатегории. Разница между ними заключается в типе силовой установки, водоизмещении, предназначении, наличии дополнительных возможностей. В России предусмотрено четыре ранга кораблей, высшим из которых считается первый. Рассмотрим сначала особенности, краткие характеристики и предназначение крейсеров.
Корабль «Василий Быков»
Типы крейсеров этой серии предназначены для патрулирования экономической зоны, охраны территориальной водной границы, защиты от пиратских вторжений, экологического мониторинга, а также спасения и поиска пострадавших кораблей. Кроме того, этот крейсер способен выполнять следующие задачи:
- Охранять и сопровождать торговые или военные суда.
- Выполнять патрульную и спасательную миссию.
- Использоваться как средство медицинского обеспечения.
В ближайшие пять лет ожидается поступление 12 модификаций. Данный крейсер — это корабль, который назван в честь героя СССР, контр-адмирала В. Быкова.
Что подвергнется модернизации?
Планируется усовершенствовать ТАВКР «Адмирал Кузнецов». У него будут демонтированы пусковые установки «Гранит», что позволит увеличить площадь самолетного ангара до 4500 квадратных метров. Вооружение усилится зенитными комплексами, использующими заряды средней дальности.
Также модернизации подвергнутся корабли, названные в честь адмиралов: «Нахимов», «Ушаков», «Лазарев». «Петр Великий» – это крейсер тяжелого типа, который также планируется преобразить уже к 2020 году. Обновления преимущественно коснутся установки новейших вооруженных, разведывательных и радиолокационных систем.
Кроме того, в планах по усовершенствованию находятся лодки проектов №№ 877, 971, 945 («Палтус», «Щука», «Барракуда», «Кондор»). Предположительно, они будут оснащены современными противовоздушными комплексами и ракетами. По большому счету, это будут универсальные боевые суда, ориентированные на противостояние с наземными, воздушными и морскими силами противника.
Исторические моменты
Понятие «крейсер» в широкое пользование вошло в семнадцатом столетии. Под этим термином в те времена подразумевали автономно действующее плавательное средство. Название больше было направлено на определение предназначения корабля, нежели его устройство. Сами по себе судна были небольшими, обладали быстроходностью и маневренностью. Они использовались для разведки, передачи информации, индивидуального действия в охране территорий и боевых конфликтов.
Уже в 18-м веке крейсер – это фрегат, который наряду с компактными габаритами обладает высокой скоростью. На нем размещается артиллерийское оружие. Также к этой категории относят корветы, бриги, шлюпы и еще некоторые модификации плавательных средств.
Интересные факты
История крейсеров показывает, что эти суда востребованы на флоте уже несколько столетий. Современные корабли могут выполнять разнообразные военные задачи, а также оказывать существенную помощь по ликвидации катастроф и аварий.
Российский флот, невзирая на все трудности, остается на ведущих позициях среди ВМС мировых держав. Планируется создание новейших судов, обладающих самыми высокими характеристиками. Многие параметры проектов держатся в секрете. Однако известно, что в разработке находятся несколько модификаций. Среди них:
- Сторожевые судна для дальних морских просторов (проект № 11356).
- Новейшие фрегаты для Черного моря.
- Эсминец «Лидер».
- Авианосец по проекту КГНЦ МВМС-2013.
Все разработки оснащены оборудованием и вооружением последнего поколения, могут на равных конкурировать с самыми известными зарубежными аналогами.
Перспективы
Проектирование прогрессивного авианосца было начато в 2005 году. Согласно планам, корабль в 2022 г. должен был занять место в составе Северного флота РФ. Однако в процессе возведения регулярно изменялись условия и требования, что привело к затягиванию процесса. В 2013 году был продемонстрирован макет, представленный Крыловским государственным научным .
Конструкторами было заявлено о существовании трех проектов, цена каждого из которых после воплощения в жизнь составит порядка 130 миллиардов рублей. Ориентировочный период постройки образцов – 10 лет.
Новые корабли ВМФ России будут иметь следующие особенности:
- Обладать водоизмещением не менее 80 тысяч тонн.
- Оснащаться четырьмя катапультами и парой трамплинов.
- Оборудоваться несколькими подъемниками.
- Иметь возможность размещения нескольких машин-амфибий, а также штурмовых вертолетов.
Кроме того, на эти корабли планируется установить радиолокационный комплекс, аналогичный усовершенствованному аналогу «Марс-Пассат», а также сопроводительные системы и другие типы РЛС.
Атомоходы
Атомный крейсер в СССР был представлен четырьмя единицами проекта № 58 («Грозный»). Они были заложены как эсминцы, но в 1977 году переквалифицированы в ракетные суда. Кроме того, в период с 1970 по 1990 год было разработано шесть атомных ледоколов «Арктика», большинство из которых остались в проекте либо были частично переоборудованы под другие типы.
Крейсер «Слава» стал одним из кораблей, которые получили ограниченное серийное производство. Один экземпляр возводился около четырех лет. Новое поколение советского флота предназначено для маневров в открытых океанических водах. Их основное предназначение – это противостояние ударным авианосным командам, амфибийной технике, борьба с различного вида конвоями и силовой поддержкой на суше и воде.
Характеристики, которые имеет боевой надводный корабль «Слава»:
- длина / ширина / осадка – 187 / 19 / 7,5 метра;
- силовая установка – газотурбинные двигатели;
- корабль оснащен площадкой для размещения пусковых установок категории «поверхность-поверхность»;
- вооружение – надводная артиллерия, торпеды против подлодок, зенитные установки и пулеметы, возможность базирования военного вертолета.