Вертолетная «Санта-Барбара»: татарский шурин на Ми-38, бурятский зять на Ми-171А3

АО «Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова»
ТипАкционерное общество
Листинг на биржеMCX: MVZM
Год основания1947
Год закрытия2020
ОснователиМиль, Михаил Леонтьевич
РасположениеРоссия: пгт Томилино Московской области
ОтрасльМашиностроение
ПродукцияВертолёты
Собственный капитал
  • 4,03 млрд ₽ (2017)[2]
Оборот▼ 2,638 млрд руб. (2010 год)[1]
Операционная прибыль
  • ▲1,25 млрд ₽ (2017)[2]
Чистая прибыль▲ 921,7 млн руб. (2010 год)[1]
Число работников3246 (2015)
Материнская компанияВертолёты России
Сайтrhc.aero/structure/nhc
Медиафайлы на Викискладе

Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова
— предприятие авиационной промышленности России, расположенное в посёлке городского типа Томилино Люберецкого района (Московская область). Занимается разработкой и опытной эксплуатацией вертолётов.

Центр создан в декабре 2022 года путём объединения двух основных предприятий-разработчиков вертолётов в России: АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля» и АО «Камов»[3][4].

Входит в состав АО «Вертолёты России».

АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля»

Внешние изображения
МВЗ им. Миля
МВЗ им. Миля (Люберцы). Декабрь 2015 года.


— 10 Мб

Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля

— авиационное предприятие, первоначально располагавшиеся в городе Москве, в Сокольниках, позже на производственной базе в посёлке Томилино Люберецкого района Московской области, разработчик и опытный эксплуатант вертолётов линейки «Ми».

История

В 1943 году территория бывшего завода №388, созданного в 1941 году на базе мебельной фабрики №4 в Сокольниках, на Второй Рыбинской улице, для производства десантно-транспортных планеров, была передана заводу №381 как филиал №1. В 1946 году он стал производственной базой вертолётного ОКБ-3, которое возглавлял И. П. Братухин. В 1948 году ОКБ-3 было реорганизовано в Государственный Союзный завод №3 с КБ-1 (И.П. Братухин) и КБ-2 (Н.И. Камов). В 1950 году на нём началось производство вертолётов Ми-1.

В 1951 году на этот завод с завода №82 в Тушино было переведено ОКБ №4 М. Л. Миля, а в 1953 году завод был переименован в Государственный Союзный завод №329.

В 1960 заводу была выделена территория для строительства нового производственного комплекса на станции Панки возле Люберец. Первые корпуса были построены в 1963 году.

Завод стал опытным, массовое серийное производство вертолётов разворачивали на других предприятиях.

В 1967 году завод №329 был переименован в «Московский вертолётный завод» (МВЗ). В 1970 году, после смерти Михаила Миля, МВЗ и ОКБ было присвоено его имя.

В 1993 года завод был преобразован в акционерное общество, которое в 2007 году вошло в состав холдинга «Вертолёты России» госкорпорации «Ростехнологии» (ныне Ростех)[5][6].

Личности

Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля был назван в честь Михаила Леонтьевича Миля — советского конструктора вертолётов и учёного, доктора технических наук (1945), Героя Социалистического Труда (1966), лауреата Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

В 2000—2001 годах должность коммерческого директора ОАО «МВЗ» занимал Денис Мантуров — ныне глава Минпромторга России.

Продукция

На МВЗ было спроектировано и построено более 15 базовых моделей вертолётов, выпускавшихся в более чем 200 модификациях.

Памятник Ми-8 на территории Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова в подмосковном Томилине

  • Ми-1 «Москвич» — многоцелевой вертолёт;
  • Ми-2 — лёгкий многоцелевой вертолёт;
  • Ми-4 — средний многоцелевой вертолёт, первый военно-транспортный вертолёт Вооружённых сил СССР;
  • Ми-6 — тяжёлый десантно-транспортный вертолёт;
  • В-7 — опытный прототип вертолёта с реактивным двигателем;
  • Ми-8 — средний многоцелевой вертолёт (серия включает в себя Ми-171), самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире;
  • Ми-10 — вертолёт-кран;
  • В-12 — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт в мире;
  • Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амфибия;
  • Ми-24 — транспортно-боевой вертолёт;
  • Ми-26 — многоцелевой тяжёлый транспортный вертолёт;
  • Ми-28Н — ударный вертолёт;
  • Ми-34 — лёгкий учебно-спортивный вертолёт;
  • Ми-35М — ударный вертолёт;
  • Ми-38 — средний многоцелевой вертолёт.

В филателии

  • Почтовые марки России: вертолёты «Ми»
  • Ми-1
  • Ми-4
  • Ми-8
  • Ми-28
  • Ми-34

Описание конструкции

Двухэтажный фюзеляж вертолета Ми-4 построен на основе металлического каркаса, составленного из шпангоутов и стрингеров. Сверху приклепана металлическая обшивка переменной толщины. Конструктивно фюзеляж разбит на основную секцию и две балки – хвостовую и концевую. Соединения разъемные.

К первому шпангоуту основной секции крепится силовая рама двигателя. Внутри основной секции машины Ми-4 расположены кабина для экипажа, грузовой отсек и отдельные помещения для установки баков, редуктора несущего винта и радиооборудования.

Грузовой отсек Ми-4 оборудован погрузочными дверями, расположенными в хвостовой части. Ширина проема соответствует размеру отсека, что позволяет размещать крупногабаритные грузы и некоторые типы автомобилей и мотоциклов (вездеход ГАЗ-69 или пару мотоциклов М-72 с боковыми прицепами).

Максимальный объем груза, перевозимый машиной, составляет 16 куб. м.

Дополнительно имеется боковая дверь и по три бортовых иллюминатора.Грузовой вариант комплектовался ручной лебедкой и такелажными приспособлениями. Транспортный вариант Ми-4 оборудован съемными сидениями, предназначенными для перевозки 12 человек (в перегрузку до 16). Санитарная машина оснащена точками крепления для 8 носилок и дополнительным сидением для сопровождающего.

Под полом грузового отсека установлена гондола, служащая местом размещения аккумуляторов и антенн. Допускается эксплуатация вертолета со снятой гондолой и установкой на место крепления защитного листа.

Два рабочих места экипажа Ми-4 с дублированным управлением расположены над грузовым отсеком. Кабина пилотов имеет увеличенную площадь остекления и сдвижные боковые двери. В дверях размещены стекла, выполненные в форме блистера, позволяющие улучшить обзорность. Из кабины через люк в полу можно попасть в грузовой отсек. Люк оборудован складной лестницей.

Рабочее место летчика оборудовано кислородным прибором. На санитарных машинах имеются восемь переносных кислородных приборов, по числу перевозимых раненых или больных. Для отопления кабины и грузового отсека Ми-4 применяется бензиновый отопитель, оборудованный сетью воздуховодов. В состав экипажа машины могут вводиться дополнительные члены – штурман, механик, оператор дополнительного оборудования. При этом одно из рабочих мест оборудуется в гондоле.

В качестве силовой установки на машинах Ми-4 применена 14-цилиндровая двухрядная «звезда» АШ-82Н с карбюраторным питанием.

Двигатель оборудован разобщительной муфтой и осевым вентилятором для охлаждения цилиндров. Часть потока воздуха отводится по каналам для охлаждения радиаторов масла и картера редуктора. Подача воздуха ведется через боковые воздухозаборники.

Вывод горячего воздуха выполняется через решетки и управляемые створки на капоте машины. Двигатель Ми-4 оборудован двухскоростным механическим нагнетателем, позволяющим развивать на взлете 1700 л.с. Применялась система выхлопа со свободным потоком газов, а также вариант с пламегасителями.

Коленчатый вал двигателя Ми-4 связан с редуктором специальным валом, оборудованным демпферами крутильных колебаний. Вал имеет шлицевое соединение, компенсирующее изменение точек установки узлов. На входе редуктора имеется муфта, позволяющая винту работать в режиме свободного вращения.

Редуктор обеспечивает отбор мощности для привода масляных насосов гидравлики вертолета. От редуктора проложен вал к приводу рулевого винта. В приводе установлена дополнительная передача, обеспечивающая изменение угла прохождения валов (возникшего из-за компоновки машины).

Несущий винт вертолета Ми-4 имеет четыре лопасти трапецеидального сечения.

Профиль лопастей переменный. Конструкция силового набора – комбинированная, состоит из деревянных нервюр и стрингеров, зафиксированных на стальной трубе лонжерона. Обшивка лопасти выполнена из полотна и фанеры. Позднее на машинах стал использоваться цельнометаллический винт с сотовым наполнителем, имевший повышенный ресурс.

Толкающий рулевой винт имеет три лопасти, оснащенные механизмом регулировки шага. Конструкция регулятора позволяет обеспечивать реверс тяги. Лопасти выполнены из древесины и имеют металлическую оковку.

Запас топлива на машинах Ми-4 (бензин сорта Б95/130) расположен в едином мягком протектированном баке емкостью 1000 л, расположенном сзади редуктора. Подача топлива ведется насосом, дополнительно установлен кран с электроприводом, служащий для разжижения масла в зимнее время.

В грузовом отсеке машины Ми-4 имеется штатное место для установки стандартной бочки емкостью 275 л. Бочка подключается к магистрали подачи топлива через отдельный насос. По мере расходования топлива бак заполняется инертным газом. Дополнительно в состав трансмиссии входит тормозной механизм, фиксирующий винты при запуске двигателя.

На вертолете Ми-4 использовано четырехстоечное фиксированное шасси, обеспечивающее возможность руления. Передние поворотные стойки машины закреплены на раме силового агрегата, оснащены газо-масляными амортизаторами и пневматиками размерностью 400*150 мм. Поворот колес выполняется самопроизвольно, принудительное управление отсутствует.

Тормозные механизмы не применяются.

Основные стойки с расширенной колеей оборудованы пневматиками размера 700*250 мм и тормозами с пневматическим приводом. В конструкции стойки Ми-4 имеются амортизаторы и емкости для хранения запаса сжатого газа. Дополнительно на машине имеется хвостовая опора, защищающая вертолет от повреждений при грубых посадках. В опоре имеется газо-масляный амортизатор.

Электрооборудование вертолета Ми-4 построено по однопроводной схеме с подачей отрицательного полюса на корпус. Источники постоянного тока с напряжением 28 вольт – расположенный на двигателе генератор ГСР-3000М и аккумуляторные батареи. Распределение электроэнергии выполняется тремя щитами, цепи защищены биметаллическими автоматами.

В стандартное оснащение машины входит радиостанция, радиокомпас, радиовысотомер и внутреннее переговорное устройство.

Для борьбы со льдом на машинах Ми-4 применяется подача на лопасти и лобовые стекла кабины специальной жидкости (смесь спирта и глицерина). Запас жидкости находится в специальном баке емкостью 28 л.

АО «Камов» (Ухтомский вертолётный завод)

Основная статья: Камов (конструкторское бюро)

АО «Камов»

(бывш.
ОКБ «Камов»
,
Ухтомский вертолётный завод
) — существовавшее до 2022 года конструкторское бюро холдинга «Вертолёты России». Входило в состав госкорпорации «Ростех». Известно как разработчик вертолётов с соосной схемой несущих винтов. Также разработало вертолёт с традиционной компоновкой (Ка-62).

ОКБ было названо в честь его первого генерального конструктора Н. И. Камова. Датой основания принято считать 7 октября 1948 года. Открытое акционерное общество с 1992 года.

До 2022 года располагалось в городе Люберцы (неподалёку от железнодорожной станции Ухтомская), позже переведено в здание Национального центра вертолётостроения в рабочем поселке Томилино (неподалёку от железнодорожной станции Панки).

На территории предприятия с 1972 года действал Народный музей истории и Трудовой славы ОАО «Камов»[7].

В декабре 2022 года ОКБ было упразднено[3][4]. АО «Камов» присоединено к АО «МВЗ имени М. Л. Миля», которое переименовано в АО «Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова».

Вертолёты ОКБ «Камова»

ДатаМодельКлассификация НАТОКомментарий
25 сентября 1929КаСкр-1 «Красный инженер», КаСкр-2Первый советский автожир, Ка
мов-
Скр
жинский
1934А-7автожир
1944Ка-8
сентябрь 1949Ка-10‘Hat’
1952Ка-15‘Hen’
1955Ка-18‘Hog’
1960Ка-20‘Harp’
1960Ка-22‘Hoop’Винтокрыл
1965Ка-25‘Hormone’
1966Ка-26‘Hoodlum-A’
1969В-50проект свёрнут
1978Ка-27 и Ка-27ПС (поисково — спасательный)‘Helix’
1981Ка-28 Ка-32‘Helix’
27 июля 1982Ка-50 «Чёрная Акула» (также известен под названиями В-80 и «Вервольф»)‘Hokum-A’Ка-50-2 Erdogan
1983Ка-52 «Аллигатор»‘Hokum-B’
1983Ка-31‘Helix-B’Вертолёт ДРЛО
1984Ка-29Развитие Ка-27
1986Ка-126‘Hoodlum-B’Развитие Ка-26
середина 1980-хВ-100
1990Ка-118
1993Ка-128
1993Ка-37беспилотный вертолёт
2016Ка-62
1994Ка-226‘Hoodlum’Дальнейшее развитие Ка-126
1998Ка-60 «Касатка»
  • Соосная схема Камова (на примере Ка-25)
  • Винтокрыл Ка-22
  • Ка-27
  • Ка-50 «Чёрная акула»
  • Ка-52 «Аллигатор»
  • Ка-60
  • Ка-226
  • Макет разрабатываемого предприятием скоростного вертолёта Ка-92

Характеристики Ми-8

Страна:СССРТип:Многоцелевой вертолетГод выпуска:1961 г.Экипаж:2-3 человека + 28 пассажировДвигатель:2х ТВ2-117А, мощностью по 1500 л.с.Максимальная скорость:250 км/чПрактический потолок:Статический: 1300 м, динамический: 4200 м.Дальность полета:425 кмМасса пустого:7000 кгМаксимальная взлетная масса:12000 кг (нормальная взлетная 11570 кг)Размах крыльев:Диаметр несущего винта: 21,288 м.Длина:По фюзеляжу: 18,168 м, общая длинна с винтами: 25,24 мВысота:До втулки несущего винта: 4,38 м, по рулевому винту: 5,65 м.Площадь крыла:Вооружение:В пассажирском варианте отсутствует

Характеристики приведены для модели Ми-8П

Примечания

  1. 12
    Годовой отчёт компании за 2010 год (недоступная ссылка)
  2. 12
    https://www.kartoteka.ru/card/2b7d24e54ac7730883b49f6bab4f4f3c/
  3. 12
    Конструкторские бюро Миля и Камова будут объединены в Национальный центр вертолётостроения
    (неопр.)
    . www.russianhelicopters.aero. Дата обращения: 5 января 2020.
  4. 12
    Объединение вертолётных заводов Миля и Камова одобрено акционерами (рус.). Interfax-Russia.ru (23 декабря 2019). Дата обращения: 5 января 2022.
  5. Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля. Досье (неопр.)
    .
    tass.ru
    . Дата обращения: 31 октября 2022.
  6. Завод №329 (неопр.)
    .
    testpilot.ru
    . Дата обращения: 31 октября 2022.
  7. https://prowars.ru/ALL_OUT/AiKOut09/UVZMuz/UVZMuz001.htm. Народный музей истории и Трудовой славы ОАО «Камов»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]