АО «Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова» | |
Тип | Акционерное общество |
Листинг на бирже | MCX: MVZM |
Год основания | 1947 |
Год закрытия | 2020 |
Основатели | Миль, Михаил Леонтьевич |
Расположение | Россия: пгт Томилино Московской области |
Отрасль | Машиностроение |
Продукция | Вертолёты |
Собственный капитал |
|
Оборот | ▼ 2,638 млрд руб. (2010 год)[1] |
Операционная прибыль |
|
Чистая прибыль | ▲ 921,7 млн руб. (2010 год)[1] |
Число работников | 3246 (2015) |
Материнская компания | Вертолёты России |
Сайт | rhc.aero/structure/nhc |
Медиафайлы на Викискладе |
Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова
— предприятие авиационной промышленности России, расположенное в посёлке городского типа Томилино Люберецкого района (Московская область). Занимается разработкой и опытной эксплуатацией вертолётов.
Центр создан в декабре 2022 года путём объединения двух основных предприятий-разработчиков вертолётов в России: АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля» и АО «Камов»[3][4].
Входит в состав АО «Вертолёты России».
АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля»
Внешние изображения | |
МВЗ им. Миля | |
МВЗ им. Миля (Люберцы). Декабрь 2015 года. | |
|
Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
— авиационное предприятие, первоначально располагавшиеся в городе Москве, в Сокольниках, позже на производственной базе в посёлке Томилино Люберецкого района Московской области, разработчик и опытный эксплуатант вертолётов линейки «Ми».
История
В 1943 году территория бывшего завода №388, созданного в 1941 году на базе мебельной фабрики №4 в Сокольниках, на Второй Рыбинской улице, для производства десантно-транспортных планеров, была передана заводу №381 как филиал №1. В 1946 году он стал производственной базой вертолётного ОКБ-3, которое возглавлял И. П. Братухин. В 1948 году ОКБ-3 было реорганизовано в Государственный Союзный завод №3 с КБ-1 (И.П. Братухин) и КБ-2 (Н.И. Камов). В 1950 году на нём началось производство вертолётов Ми-1.
В 1951 году на этот завод с завода №82 в Тушино было переведено ОКБ №4 М. Л. Миля, а в 1953 году завод был переименован в Государственный Союзный завод №329.
В 1960 заводу была выделена территория для строительства нового производственного комплекса на станции Панки возле Люберец. Первые корпуса были построены в 1963 году.
Завод стал опытным, массовое серийное производство вертолётов разворачивали на других предприятиях.
В 1967 году завод №329 был переименован в «Московский вертолётный завод» (МВЗ). В 1970 году, после смерти Михаила Миля, МВЗ и ОКБ было присвоено его имя.
В 1993 года завод был преобразован в акционерное общество, которое в 2007 году вошло в состав холдинга «Вертолёты России» госкорпорации «Ростехнологии» (ныне Ростех)[5][6].
Личности
Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля был назван в честь Михаила Леонтьевича Миля — советского конструктора вертолётов и учёного, доктора технических наук (1945), Героя Социалистического Труда (1966), лауреата Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).
В 2000—2001 годах должность коммерческого директора ОАО «МВЗ» занимал Денис Мантуров — ныне глава Минпромторга России.
Продукция
На МВЗ было спроектировано и построено более 15 базовых моделей вертолётов, выпускавшихся в более чем 200 модификациях.
Памятник Ми-8 на территории Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова в подмосковном Томилине
- Ми-1 «Москвич» — многоцелевой вертолёт;
- Ми-2 — лёгкий многоцелевой вертолёт;
- Ми-4 — средний многоцелевой вертолёт, первый военно-транспортный вертолёт Вооружённых сил СССР;
- Ми-6 — тяжёлый десантно-транспортный вертолёт;
- В-7 — опытный прототип вертолёта с реактивным двигателем;
- Ми-8 — средний многоцелевой вертолёт (серия включает в себя Ми-171), самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире;
- Ми-10 — вертолёт-кран;
- В-12 — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт в мире;
- Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амфибия;
- Ми-24 — транспортно-боевой вертолёт;
- Ми-26 — многоцелевой тяжёлый транспортный вертолёт;
- Ми-28Н — ударный вертолёт;
- Ми-34 — лёгкий учебно-спортивный вертолёт;
- Ми-35М — ударный вертолёт;
- Ми-38 — средний многоцелевой вертолёт.
В филателии
- Почтовые марки России: вертолёты «Ми»
- Ми-1
- Ми-4
- Ми-8
- Ми-28
- Ми-34
Описание конструкции
Двухэтажный фюзеляж вертолета Ми-4 построен на основе металлического каркаса, составленного из шпангоутов и стрингеров. Сверху приклепана металлическая обшивка переменной толщины. Конструктивно фюзеляж разбит на основную секцию и две балки – хвостовую и концевую. Соединения разъемные.
К первому шпангоуту основной секции крепится силовая рама двигателя. Внутри основной секции машины Ми-4 расположены кабина для экипажа, грузовой отсек и отдельные помещения для установки баков, редуктора несущего винта и радиооборудования.
Грузовой отсек Ми-4 оборудован погрузочными дверями, расположенными в хвостовой части. Ширина проема соответствует размеру отсека, что позволяет размещать крупногабаритные грузы и некоторые типы автомобилей и мотоциклов (вездеход ГАЗ-69 или пару мотоциклов М-72 с боковыми прицепами).
Максимальный объем груза, перевозимый машиной, составляет 16 куб. м.
Дополнительно имеется боковая дверь и по три бортовых иллюминатора.Грузовой вариант комплектовался ручной лебедкой и такелажными приспособлениями. Транспортный вариант Ми-4 оборудован съемными сидениями, предназначенными для перевозки 12 человек (в перегрузку до 16). Санитарная машина оснащена точками крепления для 8 носилок и дополнительным сидением для сопровождающего.
Под полом грузового отсека установлена гондола, служащая местом размещения аккумуляторов и антенн. Допускается эксплуатация вертолета со снятой гондолой и установкой на место крепления защитного листа.
Два рабочих места экипажа Ми-4 с дублированным управлением расположены над грузовым отсеком. Кабина пилотов имеет увеличенную площадь остекления и сдвижные боковые двери. В дверях размещены стекла, выполненные в форме блистера, позволяющие улучшить обзорность. Из кабины через люк в полу можно попасть в грузовой отсек. Люк оборудован складной лестницей.
Рабочее место летчика оборудовано кислородным прибором. На санитарных машинах имеются восемь переносных кислородных приборов, по числу перевозимых раненых или больных. Для отопления кабины и грузового отсека Ми-4 применяется бензиновый отопитель, оборудованный сетью воздуховодов. В состав экипажа машины могут вводиться дополнительные члены – штурман, механик, оператор дополнительного оборудования. При этом одно из рабочих мест оборудуется в гондоле.
В качестве силовой установки на машинах Ми-4 применена 14-цилиндровая двухрядная «звезда» АШ-82Н с карбюраторным питанием.
Двигатель оборудован разобщительной муфтой и осевым вентилятором для охлаждения цилиндров. Часть потока воздуха отводится по каналам для охлаждения радиаторов масла и картера редуктора. Подача воздуха ведется через боковые воздухозаборники.
Вывод горячего воздуха выполняется через решетки и управляемые створки на капоте машины. Двигатель Ми-4 оборудован двухскоростным механическим нагнетателем, позволяющим развивать на взлете 1700 л.с. Применялась система выхлопа со свободным потоком газов, а также вариант с пламегасителями.
Коленчатый вал двигателя Ми-4 связан с редуктором специальным валом, оборудованным демпферами крутильных колебаний. Вал имеет шлицевое соединение, компенсирующее изменение точек установки узлов. На входе редуктора имеется муфта, позволяющая винту работать в режиме свободного вращения.
Редуктор обеспечивает отбор мощности для привода масляных насосов гидравлики вертолета. От редуктора проложен вал к приводу рулевого винта. В приводе установлена дополнительная передача, обеспечивающая изменение угла прохождения валов (возникшего из-за компоновки машины).
Несущий винт вертолета Ми-4 имеет четыре лопасти трапецеидального сечения.
Профиль лопастей переменный. Конструкция силового набора – комбинированная, состоит из деревянных нервюр и стрингеров, зафиксированных на стальной трубе лонжерона. Обшивка лопасти выполнена из полотна и фанеры. Позднее на машинах стал использоваться цельнометаллический винт с сотовым наполнителем, имевший повышенный ресурс.
Толкающий рулевой винт имеет три лопасти, оснащенные механизмом регулировки шага. Конструкция регулятора позволяет обеспечивать реверс тяги. Лопасти выполнены из древесины и имеют металлическую оковку.
Запас топлива на машинах Ми-4 (бензин сорта Б95/130) расположен в едином мягком протектированном баке емкостью 1000 л, расположенном сзади редуктора. Подача топлива ведется насосом, дополнительно установлен кран с электроприводом, служащий для разжижения масла в зимнее время.
В грузовом отсеке машины Ми-4 имеется штатное место для установки стандартной бочки емкостью 275 л. Бочка подключается к магистрали подачи топлива через отдельный насос. По мере расходования топлива бак заполняется инертным газом. Дополнительно в состав трансмиссии входит тормозной механизм, фиксирующий винты при запуске двигателя.
На вертолете Ми-4 использовано четырехстоечное фиксированное шасси, обеспечивающее возможность руления. Передние поворотные стойки машины закреплены на раме силового агрегата, оснащены газо-масляными амортизаторами и пневматиками размерностью 400*150 мм. Поворот колес выполняется самопроизвольно, принудительное управление отсутствует.
Тормозные механизмы не применяются.
Основные стойки с расширенной колеей оборудованы пневматиками размера 700*250 мм и тормозами с пневматическим приводом. В конструкции стойки Ми-4 имеются амортизаторы и емкости для хранения запаса сжатого газа. Дополнительно на машине имеется хвостовая опора, защищающая вертолет от повреждений при грубых посадках. В опоре имеется газо-масляный амортизатор.
Электрооборудование вертолета Ми-4 построено по однопроводной схеме с подачей отрицательного полюса на корпус. Источники постоянного тока с напряжением 28 вольт – расположенный на двигателе генератор ГСР-3000М и аккумуляторные батареи. Распределение электроэнергии выполняется тремя щитами, цепи защищены биметаллическими автоматами.
В стандартное оснащение машины входит радиостанция, радиокомпас, радиовысотомер и внутреннее переговорное устройство.
Для борьбы со льдом на машинах Ми-4 применяется подача на лопасти и лобовые стекла кабины специальной жидкости (смесь спирта и глицерина). Запас жидкости находится в специальном баке емкостью 28 л.
АО «Камов» (Ухтомский вертолётный завод)
Основная статья: Камов (конструкторское бюро)
АО «Камов»
(бывш.
ОКБ «Камов»
,
Ухтомский вертолётный завод
) — существовавшее до 2022 года конструкторское бюро холдинга «Вертолёты России». Входило в состав госкорпорации «Ростех». Известно как разработчик вертолётов с соосной схемой несущих винтов. Также разработало вертолёт с традиционной компоновкой (Ка-62).
ОКБ было названо в честь его первого генерального конструктора Н. И. Камова. Датой основания принято считать 7 октября 1948 года. Открытое акционерное общество с 1992 года.
До 2022 года располагалось в городе Люберцы (неподалёку от железнодорожной станции Ухтомская), позже переведено в здание Национального центра вертолётостроения в рабочем поселке Томилино (неподалёку от железнодорожной станции Панки).
На территории предприятия с 1972 года действал Народный музей истории и Трудовой славы ОАО «Камов»[7].
В декабре 2022 года ОКБ было упразднено[3][4]. АО «Камов» присоединено к АО «МВЗ имени М. Л. Миля», которое переименовано в АО «Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова».
Вертолёты ОКБ «Камова»
Дата | Модель | Классификация НАТО | Комментарий |
25 сентября 1929 | КаСкр-1 «Красный инженер», КаСкр-2 | Первый советский автожир, Ка мов- Скр жинский | |
1934 | А-7 | автожир | |
1944 | Ка-8 | ||
сентябрь 1949 | Ка-10 | ‘Hat’ | |
1952 | Ка-15 | ‘Hen’ | |
1955 | Ка-18 | ‘Hog’ | |
1960 | Ка-20 | ‘Harp’ | |
1960 | Ка-22 | ‘Hoop’ | Винтокрыл |
1965 | Ка-25 | ‘Hormone’ | |
1966 | Ка-26 | ‘Hoodlum-A’ | |
1969 | В-50 | проект свёрнут | |
1978 | Ка-27 и Ка-27ПС (поисково — спасательный) | ‘Helix’ | |
1981 | Ка-28 Ка-32 | ‘Helix’ | |
27 июля 1982 | Ка-50 «Чёрная Акула» (также известен под названиями В-80 и «Вервольф») | ‘Hokum-A’ | Ка-50-2 Erdogan |
1983 | Ка-52 «Аллигатор» | ‘Hokum-B’ | |
1983 | Ка-31 | ‘Helix-B’ | Вертолёт ДРЛО |
1984 | Ка-29 | Развитие Ка-27 | |
1986 | Ка-126 | ‘Hoodlum-B’ | Развитие Ка-26 |
середина 1980-х | В-100 | ||
1990 | Ка-118 | ||
1993 | Ка-128 | ||
1993 | Ка-37 | беспилотный вертолёт | |
2016 | Ка-62 | ||
1994 | Ка-226 | ‘Hoodlum’ | Дальнейшее развитие Ка-126 |
1998 | Ка-60 «Касатка» |
- Соосная схема Камова (на примере Ка-25)
- Винтокрыл Ка-22
- Ка-27
- Ка-50 «Чёрная акула»
- Ка-52 «Аллигатор»
- Ка-60
- Ка-226
- Макет разрабатываемого предприятием скоростного вертолёта Ка-92
Характеристики Ми-8
Характеристики приведены для модели Ми-8П
Примечания
- ↑ 12
Годовой отчёт компании за 2010 год (недоступная ссылка) - ↑ 12
https://www.kartoteka.ru/card/2b7d24e54ac7730883b49f6bab4f4f3c/ - ↑ 12
Конструкторские бюро Миля и Камова будут объединены в Национальный центр вертолётостроения
(неопр.)
. www.russianhelicopters.aero. Дата обращения: 5 января 2020. - ↑ 12
Объединение вертолётных заводов Миля и Камова одобрено акционерами (рус.). Interfax-Russia.ru (23 декабря 2019). Дата обращения: 5 января 2022. - Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля. Досье (неопр.)
.
tass.ru
. Дата обращения: 31 октября 2022. - Завод №329 (неопр.)
.
testpilot.ru
. Дата обращения: 31 октября 2022. - https://prowars.ru/ALL_OUT/AiKOut09/UVZMuz/UVZMuz001.htm. Народный музей истории и Трудовой славы ОАО «Камов»