Истребитель «Ченду» J-20 – «китаец» пятого поколения

Китайский военный истребитель 5-го поколения по западной классификации Chengdu J-20 является новейшим боевым самолётом КНР. Несмотря на то, что его производство ещё окончательно не завершено, можно с уверенностью говорить о том, что проводятся последние доработки в этом плане, и вероятней всего, как это и ожидалось, новый боевой истребитель поступит в ВВС КНР уже в 2022 году.

Стоит отметить, что власти КНР вовсе и не скрывают факт того, что занимаются разработками в данной области, тем более, что первые фотографии нового самолёта появились ещё в 2010 году.

Разработки истребителя Chengdu J-20 или как его ещё называют «Чёрный орёл» начались ещё в 2002 году. В 2010 году прошли первые лётные испытания новой боевой воздушной машины, однако по утверждению ряда СМИ, правительство страны оказалось не полностью удовлетворено качествами и характеристиками истребителя Chengdu J-20, и потому дало время на доработку. В 2012 году произошло около 60 испытательных полётов, которые показали, что самолёт действительно весьма эффективен в полёте и не вызывает никаких затруднений в своём управлении.

Как стало известно, в китайском боевом истребителе 5-го поколения используются российские авиационные двигатели, однако если для проекта по созданию российского боевого самолёта типа МиГ 1.44 они не подошли, то для китайского военного самолёта стали практически родными.

Имеется также информация и о том, что китайский боевой истребитель 5-го поколения Chengdu J-20 будет малозаметным для систем РЛС, о чём напоминает его форма, сходная с формой американского военного истребителя F-22. Власти страны также сообщают, что их новый самолёт будет более эффективен, чем американский F-22, однако плане своей стоимости будет на 15-20 процентов дешевле.

Большая часть данных по созданию китайского истребителя 5-го поколения является засекреченной, и на текущий момент нет никакой информации о вооружении нового самолёта.

Китайское правительство в данный момент активно взялось за повышение боевой мощи своей армии. Прежде всего, они хотят этого достичь за счет создания новых, более качественных аппаратов для ВВС. Таким самолетом является ударный истребитель пятого поколения под названием J-20. Этот проект на данный момент находится на завершающей стадии исследований. Конструкторы доводят до полной готовности все системы и работают над устранением проблем. За счет этого точно неизвестно, когда эта машина поступит на вооружение в армию Китая.

Особенности конструкции истребителя J-20

Истребитель J-20 оснащен высокорасположенным крылом с трапециевидной формой. Общий размах крыльев достигает 12,8 метров, кроме того, крылья имеют сдвиг к хвостовой части аппарата. Для управления полетом задняя часть крыльев оснащена системой элеронов и закрылок. Особенностью 20-й модели можно назвать отсутствие стабилизаторов хвоста, их функцию выполняет переднее оперение горизонтальной формы. Данное оперение расположено на фюзеляже машины за воздухозаборниками. В хвосте установлены два киля с наружным отклонением от оси.

Корпус самолета имеет современную, классическую компоновку, что позволяет достичь высоких летных характеристик. Передняя часть аппарата оснащена современным радиоэлектронным оборудованием, здесь же оборудована и кабина пилота. Средняя часть истребителя J-20 предназначена в основном для вооружения. Здесь находятся держатели для ракет, бомб и других видов авиационного оружия. Внутреннее расположение основной массы ударной мощи позволило снизить заметность машины и повысить аэродинамические качества. Вес пустого самолета достигает 17,6 тонн, а взлетный вес достигает 35 тонн, на данный момент нет точных данных о максимальном весе при взлете.

Весь процесс отрыва и полета обеспечивает мощная силовая установка, в состав которой входят два турбореактивных двигателя. Первые прототипы были оснащены двигателями класса АЛ-31Ф, которые поставляли в Китай из России. Серийные модели при полномасштабном строительстве будут оснащены двигателями типа Xian WS-15, над которыми трудятся конструкторы Китая. По всем расчетам такие двигатели в режиме форсаж смогут обеспечить тягу в 150 кН. Раньше говорилось, что J-20 сможет подниматься на высоту в 16 километров и иметь максимальную скорость в 2100 км/ч, кроме того, говорили о максимальной дальности полета в 3,4 тысячи километров. Но в связи с изменением двигателей в силовой установке данные параметры могут значительно измениться.

Система шасси имеет классическую трехопорную схему, при полете все стойки укладываются в ниши фюзеляжа. На всех стойках установлено по одному колесу, причем носовое колесо имеет меньший диаметр.

Что касается радиоэлектронного оборудования, то его состав и качества не разглашаются из-за высокой степени секретности. Но все же известно, что J-20 имеет новую систему управления, которая обладает многократным резервированием. Кроме того, новый истребитель имеет самый современный прицельный и навигационный комплекс.

На данный момент китайцы имеют 4 истребителя 5-го поколения с обозначением J-20. Последний прототип значительно отличается от своих предшественников за счет компоновки и расположения некоторых узлов. Также существуют изменения в фюзеляже, а именно он значительно сужен возле стоек шасси. Было увеличено расстояние между двигателями аппарата. Доработке были подвергнуты и створки шасси.

По Гамбургскому счёту

Помните Оську, персонажа детской книги Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»? Его мучил серьёзный вопрос: «Если кит — и вдруг на слона налезет? Кто кого сборет?» Примерно такое же ощущение вызывают любимые всеми вопросы: «А если наш ПАК ФА против F-22, кто победит?» И если говорить серьёзно, то ответить на этот вопрос мало у кого получится. Просто не бывает ситуаций, когда в небе над Тихим океаном вдали от наземных радарных комплексов и средств ПВО встречаются по одному самолёту F-22 и Т-50.

Это уже не воздушный бой, а сферический конь в вакууме. Разные доктрины ведения военных действий, разные боевые ситуации, разный опыт пилотов. Любая из этих причин может свести к нулю все сложные умственные построения, результатом которых станет «наши круче». Гораздо честнее будет рассказать о сильных и слабых сторонах каждого из «великолепной пятерки», оставив читателя делать выводы самостоятельно.

В сухом остатке

Каждая страна имеет своё понимание истребителя пятого поколения согласно своей военной доктрине и тому, как они собираются его применять. Неудивительно, что мы имеем на выходе такие малосравнимые «вещи в себе». Стоит помнить, что самолёты пятого поколения, ввиду своей дороговизны, — это не рабочий инструмент, который можно использовать в любой боевой ситуации (F-22 участвовал в боевых действиях в Сирии всего раз, скорее для галочки), а флаг, штандарт, показывающий другим странам: «Смотрите, и мы можем создавать пятое поколение».

А всё потому, что пока и самолёты четвёртого поколения превосходно справляются со своей работой. И лучше, чтобы у них её было поменьше, очень уж хочется такого простого и с трудом достижимого «мира во всем мире».

Новейшая модификация «Хун-6N»

На авиастроительном предприятии в г. Сиань в 2022 г. выведен на испытания первый образец китайского бомбардировщика «Хун-6N». В отличие от других модификаций самолет впервые оснащен прямой штангой дозаправки, а также имеет современные системы навигации и наведения.

Система дозаправки в воздухе позволит выполнять полеты с максимальным боевым радиусом в 5898 км. В результате, за счет восполнения в полете 40 тонн керосина дальность действия такого бомбардировщика возрастет на 2398 км из расчета расхода топлива двигателей Д-30КП-2.

Вместе с тем, самолетами-заправщиками для «Хун-6N» могут быть только три воздушных танкера Ил-78МД. Модель создана на базе российских транспортных самолетов Ил-76 и украинских систем дозаправки УПАЗ-1М.

Аппаратура навигации самолета включает приемники сигналов систем глобального позиционирования Beidou, GPS и ГЛОНАСС. В совокупности с современной системой наведения бомбардировщик «Хун-6N» позволит применять смешанные виды вооружения: авиационные бомбы массой 250, 500, 1000 кг, а также ПКР или КРВБ. Известно, что на одной ВТП может быть размещено до шести бомб массой 500 кг.

Китайский бомбардировщик – предназначение

С учетом указанной выше номенклатуры авиационных средств поражения бомбардировщик «Хун-6К» и его перспективные модификации «Хун-6КН и N» могут применяться для выполнения следующих боевых задач:

  • нанесение дальних ударов по базам ПВО, РЛС дальнего обнаружения, узлам связи;
  • борьба с надводными кораблями противника;
  • нанесение ядерных ударов малой мощности.

Только при условии завоевания полного господства в воздухе такие самолеты могут использоваться для бомбардировок классических целей: аэродромов, командных пунктов, мостов, транспортных развязок, районов дислокации подразделений СВ вероятного противника.

По оценкам Национального центра аэрокосмической разведки США, рассматриваемые бомбардировщики являются одним из ключевых элементов стратегии КНР по «региональному блокированию» – плана «Великая морская стена».

Первый «хищник»

F-22 Raptor серьёзно обогнал по времени всех своих конкурентов. Первый полёт он совершил в 1997 году, а в 2005 был принят на вооружение. Кроме того, он же и самый многочисленный. В то время как другие страны не перешагнули за десять экземпляров своих самолётов, F-22 был выпущен количеством в 181 серийную машину, больше экономика США просто не потянула.

Изначально предполагалось создание 750 самолётов, однако они получились практически золотыми. И если цена серийного экземпляра составляет 150 миллионов долларов, то, прибавив к ней расходы на научно-исследовательские и конструкторские работы, можно получить 411 миллионов долларов за один самолёт.

Это немногим меньше, чем бюджет Новосибирска, города-миллионника, на 2016 год. В F-22 есть многое, чем американским инженерам стоит гордиться. Шикарные двигатели Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15 876 килограмм-сил, позволяющие этому большому и тяжёлому самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

Отличная бортовая радиолокационная станция (РЛС) AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой может обнаружить самолёт противника на расстоянии более 200 километров. А по некоторым данным эффективная площадь рассеяния составляет всего 0,3 квадратного метра против примерно 12 у самолётов четвёртого поколения. Однако некоторые эксперты ставят эти цифры под сомнение.

F-22 широко известен своими техническими проблемами, преследующими самолёт всё время службы. Чего только ни обнаружилось за общий срок эксплуатации: сбои бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), которые привели даже к потере как минимум одного самолёта и гибели лётчика, проблемы со стелс-покрытием, которое начало просто отваливаться от корпуса, и множество других «детских болезней». Есть и ещё одна малорешаемая проблема: боевой радиус F-22 из-за небольшого объёма внутренних баков составляет всего 760 километров. Без заправки в воздухе и подвесных топливных баков, которые на корню рубят всю идею невидимости, использовать его будет сложно.

Китайский бомбардировщик – история вопроса

Как известно, в сентябре 1957 г. военно-политическое руководство СССР и КНР подписали документы о строительстве авиационного завода по изготовлению средних бомбардировщиков в г. Харбин. Одновременно, в качестве образцов Китаю передали два бомбардировщика Ту-16А. Оба самолета подверглись разборке для изучения и анализа, а их компоненты передали на авиационные заводы в городах Харбин и Сиань. Дополнительно, в 1959 г. советская сторона предоставила всю необходимую техническую документацию на Ту-16.

К сентябрю 1959 г. китайские специалисты на заводе в Харбине смогли собрать первый китайский бомбардировщик, которому в производственной документации присвоили обозначение «Хун-6». В те же сроки специалисты авиастроительного предприятия в г. Сиань организовали собственное производство всех компонентов «Хун-6». В результате первый образец «Хун-6» вышел в свет в 1964 г.

Полный цикл летных испытаний самолет выполнил к 1967 г., а с 1968 г. бомбардировщик запустили в серийное производство. На тот момент китайские специалисты освоили как технологию производства, так и ремонта двигателя данного самолета.

Интересно отметить, что американские военные и спецслужбы узнали о существовании «Хун-6» только 13 августа 1971 г. – спутник фоторазведки США зафиксировал бомбардировщик на аэродроме в рамках учений. К марту 1972 г. разведка США имела данные о наличии 32 бомбардировщиков «Хун-6» в ВВС НОАК и 19 самолетов на разных стадиях строительства. В 90-е гг. прошлого столетия американские аналитики полагали, что у ВВС НОАК на вооружении находится около 150 таких самолетов. Вместе с тем, на начало XXI века их оставалось не более 120 машин.

Душа Японии

Mitsubishi X-2 Shinshin уже двенадцать лет создаётся японцами. И уж больно много хороших слов про него сказано «в кредит». Обещают эффективную площадь рассеивания (ЭПР), почти как у насекомого. Технологию самовосстановления управления полётом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability). Предполагается, что в случае получения повреждений бортовой компьютер сможет оценивать их последствия и корректировать работу остальных аэродинамических элементов конструкции, чтобы восстановить управление. И ещё много интересных заявлений.

Пока же мы имеем лишь прототип, чрезвычайно похожий формой на F-22, с очень большой для своих небольших размеров массой (13 тонн) и двигателями, которые «на подходе». С учётом того что неизвестно о японском самолёте почти что ничего, стоит просто подождать. Когда появятся первые производственные экземпляры, тогда и станет понятней, получилось ли у японцев чудо или нет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]