В современной войне авиация играет одну из ключевых ролей. Ведущие военные державы миры имеют развитую авиационную промышленность и способны самостоятельно создавать боевые самолеты. Сегодня существует целый ряд государств (Индия, Турция, Иран), стремящихся в «высшую военно-политическую лигу», все они уделяют огромное внимание авиационной отрасли и стремятся любыми способами получить новейшие технологии в этой области. Умение строить боевые самолеты – это не только вопрос престижа, но и национальной безопасности.
В начале 80-х годов прошлого столетия европейский истребительный парк уже не соответствовал реалиям времени. Машины, созданные в 60-х годах (первого и второго поколения), выглядели явно устаревшими как морально, так и физически. В это же время в США уже началось серийное производство прекрасного многоцелевого истребителя четвертого поколения F-16, а в СССР работали над МиГ-29 и Су-27. Американцы настойчиво предлагали европейским союзникам F-16, но для Англии, Франции и Германии было позорным не иметь своего современного истребителя.
Кроме амбиций, большую роль сыграло и нежелание терять рабочие места в столь важной области, как авиастроение, да и европейские требования к истребителю четвертого поколения несколько отличались от американских. Поэтому примерно в одно и то же время в разных странах Европы начались работы по созданию нового боевого самолета. Позже они решили объединить усилия, что привело к появлению консорциума EFA, в который первоначально вошли ведущие авиапроизводители из Англии, ФРГ, Франции, Италии и Испании.
Результатом его работы стал европейский истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon или EF2000. Его серийное производство началось в 2003 году. Сегодня эта машина стоит на вооружении ВВС Англии, Германии, Италии, Испании, Саудовской Аравии и Австрии. Планируется поставка этого самолета в Кувейт и Оман, большой интерес к EF2000 проявляет Индия.
«Еврофайтер Тайфун» выпускается в четырех различных модификациях, по одной для каждой страны, участвующей в проекте.
Отечественные и зарубежные эксперты считают, что на нынешний момент Eurofighter Typhoon – это один из лучших истребителей в мире. Последние модификации EF2000 можно отнести к поколению 4+ или даже 4++. На начало нынешнего года произведено 476 самолетов, стоимость одной машины составляет 123 млн долларов.
История создания
Как уже было сказано выше, в начале 80-х годов Европа имела серьезное отставание от США и СССР в качестве своих истребителей. Самолеты, созданные в США, не слишком подходили для европейцев по своим характеристикам: нужен был истребитель, способный бороться за господство в воздухе и решать задачи ПВО. Американские машины главным образом были ориентированы на решение ударных задач и не могли нести УР класса «воздух-воздух» средней дальности.
Разработкой нового истребителя занимались сразу несколько европейских компаний: Вае в Англии, МВБ и Дорнье в ФРГ и Дассо-Бреге во Франции. Проекты, над которыми они работали, имели сходные характеристики: создавалась простая и дешевая машина, со сравнительно небольшой взлетной массой и хорошей тяговооруженностью. Поэтому неудивительно, что очень скоро европейцы решили объединить свои усилия.
В 1983 году на совещании начальников штабов ВВС Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании было принято решение о создании консорциума «Еврофайтер», который бы занимался разработкой нового европейского истребителя.
Этот самолет в первую очередь планировался как перехватчик, с ракетным и пушечным вооружением на борту, способный наносить удары по наземным целям.
Следует сказать, что еще на этапе формирования тактико-технического задания для будущего истребителя между странами-участницами консорциума возникли серьезные разногласия. Французам нужен был самолет не только сухопутного, но и палубного базирования, поэтому они настаивали на уменьшении веса планера, что не устраивало других участников. По этой причине Франция покинула консорциум в 1985 году и занялась развитием собственной программы «Рафаль».
Евроистребителю нужен был новый двигатель с высокими показателями тяговооруженности. Для его разработки создали еще один консорциум, который получил название «Евроджет», в его состав вошли такие промышленные гиганты Старого Света, как Rolls-Royce, FiatAvio и MTU Aero Engines. Проект нового двигателя для истребителя получил название EJ200.
По мере продвижения работ к ним стали проявлять интерес небольшие европейские государства: Голландия, Дания, Норвегия, Бельгия.
В 1988 году был подписан контракт на проектирование самолета и постройку его первых образцов.
Окончание Холодной войны и распад Советского Союза не мог не отразиться на проекте создания нового самолета. Угроза глобальной войны с сильным противником, которая нависала над Европой почти половину столетия, ушла в прошлое. Стали раздаваться голоса, что программа (весьма недешевая, кстати) должна быть свернута. К тому же, многие эксперты заявляли, что новый самолет серьезно уступает гораздо более дешевому советскому МиГ-29.
Однако программу удалось отстоять, правда, количество заказов для консорциума было уменьшено. В 1991 году начались испытания самолета, а в 1994 – Eurofighter Typhoon совершил свой первый полет.
Изначально планировали построить 620 Eurofighter Typhoon, заказы неравномерно распределили между заводами четырех стран: Англия – 232 истребителя, Германия – 180 единиц, Италии достался 121 самолет. Испании доверили сборку 87 машин.
В 1998 году был подписан контракт на производство опытной партии самолета, а в 2000 году – завершились летные испытания истребителя и он был допущен к эксплуатации.
В 2002 году консорциум подписал контракт с правительством Австрии на поставку восемнадцати самолетов, но потом их количество было уменьшено до пятнадцати.
В 2003 году начались поставки всем странам-участницам консорциума истребителей EF2000 Tranche 1. Весной следующего года самолеты были официально приняты на вооружение. В том же году были подписаны контракты на поставку второй партии (транша) самолетов. Следует отметить, что истребители, относящиеся к Tranche 1 и Tranche 2, имеют существенные различия. На EF2000 Tranche 2 установили новый бортовой компьютер, улучшенный пакет авионики, более совершенную систему вооружения, позволяющую уничтожать наземные цели.
Потребность в создании многоцелевого самолета особенно остро проявилась после начала афганской кампании.
«Еврофайтер Тайфун» модификации Tranche 2 впервые поднялся в воздух в 2008 году. В настоящее время уже существует модификация Tranche 3, которая отличается увеличенной тягой двигателя, топливными баками, более совершенной бортовой ЭВМ, а также РЛС с фазированной решеткой.
Дорогу не осилить в одиночку
В начале семидесятых годов, почти одновременно с США и СССР, во многих европейских странах задумались о создании истребителя следующего поколения. Из главной европейской тройки лучше всех позиции были у французов. Хорошо зарабатывающая на успехе своих Mirage III, Mirage 5 и Mirage F1 фирма Dassault имела и ресурсы, и возможность разработать новое поколение истребителя в кратчайшие сроки. Гнаться за поражающими характеристиками или невиданными технологиями не стали. Уже к концу семидесятых первый полёт совершил Mirage 2000. Кто считает, что это самолёт поколения 3+, кто говорит, что это четвёртое поколение, так как он ничем не уступал ранним F-16 и МиГ-29. Тем не менее, французам спешить никуда не надо было, что ещё скажется в этой истории.
Проект ACF (Avion de Combat Futur) изначально предполагал развитие Mirage F1 с обычным стреловидным крылом, но позже Dassault вернулась к проверенной схеме дельтовидного крыла и бесхвостки в Mirage 2000
Куда хуже всё складывалось у Британии и ФРГ. Авиапромышленность первых находилась в продолжительном кризисе, английские самолёты не пользовались спросом на рынке и почти не закупались собственным правительством. Единственным по настоящему современным истребителем на британской службе был американский F-4 Phantom-II. Заканчивающий испытания Jaguar GR1 хоть формально и считался истребителем-бомбардировщиком, всё же для роли завоевания господства в воздухе подходил плохо из-за очень ограниченного набора вооружения класса «воздух-воздух».
Британцам достаточно срочно требовались как современный перехватчик, так и современный фронтовой истребитель. Угроза от советских бомбардировщиков была серьёзнее, поэтому с перехватчиком тянуть не хотелось. Сделать его решили без амбиций — на основе новейшего ударного англо-немецкого Tornado, который только выходил на испытания.
А вот фронтовой истребитель должен был быть максимально крут, утерев нос США и вернув Британии рынки вооружений.
В качестве перспективного фронтового истребителя британцы видели высокоманёвренный самолёт укороченного взлёта и посадки (а то и совсем СВВП). Один из разрабатываемых под эти требования проектов — Hawker Siddeley HS.1205
ФРГ же находилась в самой сложной ситуации. Попытки создать истребитель вертикального взлёта и посадки как самостоятельно, так и в сотрудничестве с американцами закончились пшиком, несмотря на десятилетие работ. Германия по-прежнему не имела истребителей полностью собственной конструкции, что не удовлетворяло немецких промышленников, желавших выйти на рынок авиационного вооружения. Потому новый самолёт, который должен был сменить печально знаменитые F-104G и самые старые из F-4 Phantom-II, планировался как настоящий шедевр технической мысли, способный не только на равных противостоять любым советским перспективным самолётам, но и — что важнее — с лёгкостью победить других западных конкурентов на рынке вооружений.
В рамках программы Taktisches Kampfflugzeug (позднее Taktisches Kampfflugzeug 90, или TKF-90) изучались самые разные и необычные варианта. Например, Dornier изучала вариант возврата к схеме биплана, но на новых технологиях
Свой истребитель будущего потихоньку разрабатывали и в Италии. Правда, он очень напоминал сильно мутировавший американский Phantom-II
Описание самолета
Eurofighter Typhoon – это многоцелевой истребитель, который должен стать основой европейских ВВС в первой трети XXI столетия.
Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «утка», переднее горизонтальное оперение – цельноповоротное. Крыло треугольной формы, низкорасположенное, угол стреловидность передней кромки составляет 53 градуса. Для снижения заметности истребителя она выполнена из радиопоглощающего материала.
Закрылки и предкрылки – двухсекционные. Eurofighter Typhoon имеет однокилевое вертикальное оперение.
Тип фюзеляжа – полумонокок. Пилот защищен накладной броней от огня стрелкового оружия. Кабина летчика закрыта цельноформованным бескаркасным фонарем, который обеспечивает пилоту отличный обзор. В кабине установлено катапультируемое кресло, которое позволяет пилоту покидать самолет при любых скоростях и режимах полета.
Корпус EF2000 на 40% состоит из углепластиков, на 40% из различных сплавов алюминия, на 12% – из титановых сплавов. Композитные материалы составляют большую часть поверхности самолета (около 70%), что обеспечивает его низкую ЭПР.
Топливные баки расположены в фюзеляже и в кессонах консолей крыльев. На узлах внешней подвески могут быть размещены несколько подвесных баков. Есть система дозаправки топливом в воздухе.
Eurofighter Typhoon имеет трехопорное шасси с одноколесными стойками. Основные стойки убираются в сторону фюзеляжа, а передняя стойка – вперед. Конструкция шасси позволяет EF2000 садиться и взлетать со взлетно-посадочных полос с невысоким качеством покрытия. Для экстренного торможения самолет оснащен тормозным парашютом.
При создании истребителя EF2000 используются технологии «стелс». Самолет нельзя назвать полностью невидимым, но ЭПР значительно снижена. При разработке самолета перед конструкторами была поставлена задача уменьшить уровень ЭПР по сравнению с самолетом «Торнадо» в четыре раза.
Для достижения подобных характеристик в конструкции самолета были активно использованы композитные материалы, передние части двигателей маскируются особой конструкцией воздухозаборников, внешние подвески вооружения сделаны полуутоплеными. Начиная с 2020 года, Eurofighter Typhoon оснащается бортовой РЛС, изготовленной на основе фазированной решетки, которая имеет гораздо меньший уровень радиоизлучения.
Силовая установка Eurofighter Typhoon состоит из двух ТРДДФ Eurojet EJ 200, каждый из которых развивает тягу по 9.18 тс. При изготовлении EJ 200 используются самые современные технологии: диски из порошковых материалов, цифровая система управления, способная работать при любых режимах, монокристаллические турбинные лопатки, встроенная система диагностики. Камера сгорания имеет специальное керамическое покрытие, которое значительно увеличивает ее срок службы. Одна из главных особенностей двигателей самолета – их модульная конструкция, на демонтаж необходимо всего 45 минут.
«Еврофайтер» можно назвать одним из наиболее долговечных боевых самолетов. В первую очередь это касается его двигателя, конструкторы довели его ресурс до 10 тыс. часов работы.
Нерегулируемый воздухозаборник EF2000 расположен под фюзеляжем, он имеет криволинейную нижнюю кромку, что также уменьшает заметность самолета на экранах радаров. Воздухозаборник разделен вертикальной перегородкой на два независимых канала, каждый из которых питает один из двигателей.
Eurofighter Typhoon оснащен электродистанционной системой управления полетом (ЭДСУ) без резервной механической подводки. Во многом именно она обеспечивает высокую маневренность самолета, его устойчивость и безопасность пилотирования на предельных режимах.
Система управления вооружением состоит из инфракрасной системы переднего обзора PIRATE и многорежимной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС ECR90. Система PIRATE устанавливается на узле внешней подвески и предназначается для поиска и определения воздушных и наземных целей.
Навигационная система истребителя – инерциальная, в ее состав входят кольцевые лазерные гироскопы, нашлемный прицел-индикатор, система анализа, опознавания и определения приоритета внешних угроз и другие компоненты.
Наиболее дорогим компонентом электроники самолета является его оборонная система DASS. Она собирает и анализирует информацию от многих датчиков, которые способны воспринимать лазерное или радиолокационное излучение. Также DASS управляет целым рядом элементов защиты (как пассивных, так и активных), среди которых передатчики помех, отстрел тепловых ловушек и дипольных отражателей, буксируемые ложные цели. Контейнеры с системой РЭБ находятся на концах консолей крыльев.
Истребитель имеет тринадцать узлов внешней подвески. Его обычное вооружение состоит из четырех управляемых ракет средней дальности, расположенных под фюзеляжем, и двух УР малой дальности, которые обычно размещаются на крайних узлах внешней подвески. Всего Eurofighter Typhoon может взять на борт до десяти ракет класса «воздух-воздух». Возможно размещение трех подвесных баков.
Пушечное вооружение «Еврофайтера» состоит из 27-мм автоматической пушки Маузер, она размещается в корневой части правого крыла.
Также самолет может брать на борт до 6,5 тыс. кг различных бомб.
Eurofighter Typhoon FGR4 он же EF2000
Eurofighter Typhoon — двухдвигательный многоцелевой истребитель 4-го поколения со схемой «утка» и треугольным крылом. Поздние модификации данного истребителя относятся к поколению 4+ или 4++. Разработка и производство Тайфуна ведется фирмой Eurofighter GmbH, которая была создана консорциумом Alenia Aeronautica, EADSМ и BAE Systems в 1986 году. Разработку перспективного самолета начали в 1979 году.
Тайфун – уникальный боевой самолет, выпускаемый в четырех вариантах: по одному варианту для каждой страны входящей в консорциум (Британия, Германия, Италия и Испания). В это же время все компании-подрядчики занимаются производством агрегатов для каждого из 620 самолетов. Члены консорциума занимаются производством следующих элементов многоцелевого истребителя: AleniaAeronautica — задняя секция фюзеляжа, внешние флапероны, левое крыло; BAE Systems — задняя секция фюзеляжа, передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), гаргрот, фонарь, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны; EADS Deutschland — центроплан, центральная часть фюзеляжа; EADS CASA — предкрылки, правое крыло.
Конструктивные особенности EF2000 отражают стремление конструкторов использовать последние достижения в области электроники и самолетостроения. Чтобы обеспечить требуемый уровень маневренных характеристик, особенно при больших углах атаки, истребитель спроектировали по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (стреловидность составляла 53 градуса), отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными предкрылками и закрылками, поворотным передним горизонтальным оперением, вертикальным килем и рулем направления без стабилизатора. Данная схема обладает рядом преимуществ, главным из которых является снижение сопротивления на сверхзвуковой скорости.
Передняя кромка переднего горизонтального оперения выполнена из радиопоглощающего материала.
Хотя новый истребитель к категории летательных аппаратов, выполненных по технологии «стелс» не относится, при его проектировании выполнили несколько конструктивно-компоновочных мероприятий, которые были направлены на снижение эффективной поверхности рассеяния. Во время проектирования поставили задачу снизить эффективную поверхность рассеяния с передних ракурсов облучения радиолокационных систем в четыре раза в сравнении с аналогичным значением самолета «Торнадо».
К числу таких мер относятся: утопленные воздухозаборники и маскируемые входными устройствами входные каскады двигателей (значительный источник отражения электромагнитных излучений). Некоторые элементы конструкции самолета, важные по отражательной способности (несущие плоскости и передние кромки горизонтального оперения и стабилизатора) отличаются большим размахом, из-за чего обладают в переднем секторе хорошей отражательной способностью. Внешние подвески управляемых ракет полуутоплены, что дает возможность частично экранировать от падающего ЭМ излучения подвески ракет конструкцией самолета.
Лидирующие по отражательной способности элементы конструкции и участки истребителя «Eurofighter» покрыты радиопоглощающими материалами, в основном разработаны концерном EADS/DASA. В их числе: передняя кромка крыла, внутренние поверхности и входные кромки воздухозаборников, руль направления, а также примыкающие к нему поверхности и тому подобное.
В конструкции самолета использованы различные материалы углепластики составляют 40 процентов массы планера, алюминиево-литиевые сплавы (Al-Li 8090) – 20%, сплавы алюминия – 18%, титановые сплавы – 12% и стеклопластики – 10%. На углепластики приходится 70 процентов поверхности планера, 12% — стеклопластики составляют, 15% — металл, 3% — другие конструкционные материалы. Контрактом предусмотрено, что вес пустого самолета не должен превышать 9999 кг. В перспективе возможно использование усовершенствованных алюминиево-литиевых сплавов. Расчетный ресурс конструкции составляет 6 тыс. ч.
Фюзеляж типа полумонокок. Летчика от поражения огнем стрелкового оружия среднего калибра частично защищает накладная броня кабины. Бескаркасный цельноформованный выступающий фонарь дает хороший обзор.
На истребителе применено однокилевое оперение имеющее большую площадь с рулем направления. Корневая часть киля оснащена воздухозаборником теплообменника системы охлаждения.
Крыльевая механизация – секция флаперонов и зависающие элевоны, а также на каждой консоли секции отклоняемых носков. Обшивка крыла изготовлена из углепластика (отклоняемые носки и контейнеры на концах крыла, выполнены из алюминиево-литиевых сплавов).
Площадь переднего горизонтального оперения – 2,40 м2. Для его изготовления в основном использован углепластик.
Трехопорное шасси самолета имеет одноколесные стойки. Основные стойки убираются в направлении фюзеляжа, передняя управляемая стойка – вперед. Конструкция пневматиков и шасси оптимизирована для действий даже с грубо отремонтированных бетонированных взлетно-посадочных полос, а также для посадки без выравнивания. Но для того чтобы устранить проблемы с нагревом дисков колес во время интенсивного торможения потребная длина полос, которая составляла, согласно первоначальным планам, 500 метров, была увеличена до 700 метров. Для аварийного торможения самолет оснащается тормозным парашютом.
Программа разработки двигателя (EFA-Programm) была начата в 1983 году. За основу взяли двигатель RB 199 использованный на многоцелевом самолете «Торнадо». По другим сведениям, двигатель создавался на базе экспериментального Rolls-Royce XG.40. его стендовые испытания проводились в 1988 году.
В 1986 году был основан консорциум EurojetTurboGmbH для разработки, проектирования и последующего выпуска двигателей EJ200. Основатели консорциума: Rolls-Royce (Великобритания), ITP (Испания), FiatAvio (Италия) и MTU AeroEngines (Германия). EurojetTurboGmbH размещался в местечке Hallbergmoos, пригород Мюнхена, и связан договорами с агентством NETMA (НАТО), который в свою очередь, является партнером всех перечисленных государств.
EJ200 — двухконтурный двухвальный турбовентиляторный двигатель, имеющий форсажную камеру. В конструкции двигателя используются монокристаллические турбинные лопатки, диски из порошковых материалов, всережимная цифровая система управления, щеточные уплотнения, встроенная система диагностирования. Для неподвижных частей двигателя широко используются композитные материалы. Камера сгорания двигателя имеет термоизолирующее покрытие, выполненное из керамического материала.
На истребителе применяется нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник с прямоугольными боковыми кромками и криволинейной нижней кромкой, разделенный на два канала вертикальной перегородкой (подвод воздуха к каждому ТРДДФ), имеющий отклоняемую нижнюю и неподвижную верхнюю панель.
Согласно межправительственному соглашению государств, Германия, Великобритания, Испания и Италия обязались участвовать в совместной разработке и изготовлении двигателя для истребителя «Eurofighter Typhoon». Двигатель модульный. Для его демонтажа в среднем требуется 45 минут.
Характеристики двигателя:
Тяга сухая – 6120 кгс; Тяга на форсаже – 9097 кгс; Расход топлива на безфорсажном режиме от 0,745 до 0,813 кг/кгс в час; Расход топлива на форсажном режиме от 1,65 до 1,72 кг/кгс в час; Перед турбиной температура газов составляет 1840°К; Расход воздуха – 76 кг/с; Входной диаметр – 740 мм; Длина – 4 м; Масса – 989 кг; Назначенный ресурс – 6 тыс. часов; Межремонтный ресурс – 1 тыс. часов.
Топливо размещается в фюзеляже, киле и крыле в протектированных баках. На центральном и паре подкрыльевых узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки, емкостью 1500 л и по 1000 л соответственно. Также в истребителе предусмотрена система дозаправки топливом в полете.
Электродистанционная система управления полетом квадруплексная адаптивная, резервной механической проводки не имеет. Обеспечивает искусственную устойчивость самолета и безопасное пилотирование на предельном режиме и высокую маневренность.
Система управления вооружением включает инфракрасную систему переднего обзора PIRATE и многорежимную когерентную импульсно-доплеровскую радиолокационную станцию ECR90.
EF2000 оснащается инерциальной навигационной системой с лазерными кольцевыми гироскопами, нашлемным прицелом-индикатором, аппаратурой опознавания и определения приоритета средств нападения противника, вычислителями оборонительных и наступательных маневров и области возможного применения вооружения.
Оборонительная система DASS является самой дорогостоящей частью радиоэлектронного оборудования, созданного для евроистребителя. Система обеспечивает оценку и синтезирование данных, получаемых от приемников лазерного и радиолокационного излучения, других датчиков и автоматическое включение необходимых активных (буксируемые ложные цели, передатчики помех) и пассивных средств защиты. Контейнеры с аппаратурой располагаются на концах консолей крыла.
У истребителя «EF2000» отсутствуют внутренние отсеки вооружения. Вместо них имеются узлы внешней подвески, которые ухудшают показатели ЭПР, однако, позволяют расширить варианты и номенклатуру применяемого вооружения.
На истребителе тринадцать узлов внешней подвески. Типовой состав вооружения – 4 управляемые ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM, «Скайфлэш» (на самолетах Великобритании) или «Аспид» (на итальянских самолетах) размещенные в полуутопленном положении под фюзеляжем, а также 2 управляемые ракеты малой дальности ASRAAM или AIM-9 «Сайдуиндер» размещенные на крайних подкрыльевых узлах. Общее количество ракет класса «воздух–воздух» до 10 штук, однако взлетная масса истребителя даже с таким вооружением не должна превышать 18140 кг (40 тыс. фунтов). На 3 узлах внешней подвески могут размещаться подвесные топливные баки. Самолет оснащен пушкой фирмы Маузер калибра 27 мм.
При выполнении ударных операций самолет на семи узлах подвески может размещаться до 6500 килограмм бомб, а также 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух». Боевой радиус действия при ведении борьбы за превосходство в воздухе может составлять более 1000 километров, при выполнении ударной операции по профилю малая-малая высота 325 километров, по профилю большая-малая-большая – 1000 километров. Самолет с вооружением «воздух-воздух» может патрулировать в воздухе на протяжении 3 часов 15 минут.
Для истребителя спроектированы полуконформные подвесные топливные баки. Под одним фюзеляжным узлом подвески может размещаться лазерный дальномер-целеуказатель. На законцовках крыла в контейнерах расположены аппаратура РЭП и блоки инфракрасных ловушек.
Производство истребителя разделено на три транша – 148/236/236 едениц (всего 620 самолетов) для четырех государств-участников (Великобритания – 232, Германия – 180, Италия – 121 и Испания – 87). В ВВС четырех государств-участников самолеты «Транша-1» начали поступать летом 2003 г. В свою очередь самолеты каждого транша делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для британских ВВС разделен на две партии T1 и T1A. Первые самолеты поступили в 17 эскадрилью в 2003 году. Там первую партию самолетов тщательно изучили и протестировали. В военновоздущные силы первые «тайфуны» официально поступили 1 июля 2005 г. Количество истребителей EF-2000 поставленных по первому траншу в настоящее время составляет 148 штук.
Консорциум в 2002 году заключил первый экспортный договор с правительством Австрии на 18 истребителей модификации «Tranche-2» на сумму 2,55 млрд. дол (1,95 млрд. евро). Однако министерство обороны Австрии и «Еврофайтер» в июне 2007 г. достигли договоренности о сокращении заказанных самолетов до 15 едениц и изменении модификации с «Tranche-2» на «Tranche-1». С учетом договора на поставку Саудовской Аравии 72 истребителей, программа EF-2000 на сегодняшний день включает производство 707 истребителей для шести заказчиков.
Соглашение о производстве и поставке «Tranche-2» страны-участники программы подписали 14 декабря 2004 г. Первый самолет данной версии 16 января 2008 года поднялся в воздух на предприятии ЕАДС в Манчинге.
Первоначально, самолеты соответствовали стандарту «F2 Tranche 1» («F2 модель 1»), который предполагал использовать самолеты исключительно в воздушных боях против вражеской авиации. Однако, чтобы задействовать истребители в Афганистане в полной мере необходимо было реализовать возможность уничтожения наземных целей. «Тайфун» в июле 2008 г. был объявлен многоцелевым истребителем, который способен эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Машина получила аббревиатуру FGR4 (T3 — двухместная версия самолета). Полную модернизацию всех истребителей «F2» до уровня «FGR4» планировалось завершить к концу 2012 г.
Самолеты стандарта «Tranche-2» от «Tranche-1» отличаются усиленным шасси, новым бортовым компьютером, улучшенным пакетом авионики и усовершенствованными системами вооружения «воздух-земля».
Сейчас подписан договор на создание 40 истребителей «Tranche 3». С учетом истребителей предыдущих моделей, в ВВС Великобритании будет 107 машин «Eurofighter Typhoon» вплоть до 2030 г.
Многоцелевые истребители версии «Tranche-3» получит конформные топливные баки, модернизированную бортовую ЭВМ, двигатель с увеличенной тягой, пакет нового программного обеспечения и радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.
Модификации истребителя:
Block 1 – Tranche 1, начальный вариант истребителей; Block 2 – Tranche 1, истребитель воздушного боя; Block 5 – Tranche 1, многоцелевой вариант истребителей (имеется возможность нанесения ударов по наземным целям); Block 8 — Tranche 2, истребителей с новым бортовым компьютером; Block 10 – Tranche 2, истребитель с EOC 1, IFF Mode 5, improved DASS, Rangeless ACMI, IRIS-T digital, УРВВ — AIM-120C-5 AMRAAM, УРВЗ- GBU-24, GPS-guided weapons, Paveway III & IV, ALARM, Rafael Litening III; Block 15 – Tranche 2, истребитель с EOC 2, УРВЗ — TAURUS, УРВВ METEOR, Brimstone, Storm Shadow; Block 20 – Tranche 2, истребитель с EOC 3; Typhoon S — серийный вариант для стран участниц за исключением Великобритании; Typhoon T1 – учебно-тренировочный двухместный вариант для британских ВВС; Typhoon F2 – одноместный истребитель для британских ВВС; Typhoon T3 – учебно-тренировочный двухместный вариант модификации Block 5 для Великобритании; Typhoon FGR4 – многоцелевая модификации вариант Block 5 для британских ВВС. Модернизация свелась к монтажу новых подвесных систем целеуказания, которые были разработаны израильской компанией Rafael и пополнению боекомплекта управляемыми бомбами весом 450 килограмм (1000 фунтов). Бомбы EnhancedPaveway II и Paveway II производит американская компания Raytheon. Данные бомбы имеют систему лазерного наведения, но у EnhancedPaveway II данная система дополняется системой GPS-наведения. Эффективность «работы» по наземным целям модернизированного «Тайфуна» проверили во время прошедших в Неваде совместных британо-американских учений Green Flag.
По состоянию на 2011 г. самолет стоит на вооружении: Австрия — 15 Typhoon; Великобритания — 86 Typhoon; Германия — 55 Typhoon; Италия — 62 Typhoon; Испания — 32 Typhoon; В 2012 году Саудовская Аравия приняла на вооружение 24 Typhoon; В этом же году Оман заказал 12 Typhoon серии Tranche 3 (поставка в 2022 году).
Летно-технические характеристики:
Экипаж – 1/2 человека (F.2, FGR.4/T.1, T.1A); Длина самолета – 15,96 м; Размах крыла – 10,95 м; Высота самолета – 5,28 м; Площадь крыла – 50 м²; Угол стреловидности по передней кромке – 55o; Коэффициент удлинения крыла – 2,2; Масса пустого самолета – 11000 кг; Масса снаряженного самолета – 15550 кг; Максимальная взлётная масса – 23500 кг; Масса топлива во внутренних баках – 4000 кг; Масса топлива в подвесных топливных баках – 1х1500 л, 2х1200 л; Двигатель – два ТРДДФ Eurojet EJ 200 Максимальная тяга одного двигателя – 6120 кгс (60 кН); Удельный расход топлива – 0,76 кг на кгс/час; Тяга одного двигателя на форсаже – 9180 кгс (90 кН); Удельный расход топлива на форсаже – 1,7 кг на кгс/час; Максимальная скорость на высоте – 2450 км/ч (2,0 Маха); Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч (1,2 Маха): Длина разбега/пробега – 700 м; Радиус действия в режиме истребителя – 1390 км; Радиус действия в режиме ударного самолёта – 600 км; Максимальная (перегоночная) дальность полета – 3790 км; Максимальная эксплуатационная перегрузка – 9; Практический потолок – 19812 м; Скороподъемность – более 315 м/с; Время разгона с 370 до 1200 км/ч – 30 секунд; Нагрузка на крыло – 311 кг/м²; Тяговооруженность – 1,18; Пушечное вооружение: — пушка Маузер BK-27 калибра 27 миллиметров, расположена в корневой части правого полукрыла; Боевая нагрузка – 6500 кг; Точек подвески – 13; Ракетное вооружение: «воздух-воздух» — AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, IRIS-T, в перспективе MBDA Meteor; «воздух-земля» — StormShadow, AGM-84 Harpoon, ALARM, AGM-88 HARM, Brimstone, Penguin, Taurus, в перспективе AGMArmiger; Бомбовое вооружение: Paveway 2, Paveway 3, JDAM, EnhancedPaveway, HOPE/HOSBO; Лазерная система целеуказания – «Litening»; Авионика: Радио-локационная система: CAPTOR, с 2010 — активная фазированная антенная решетка CAESAR; ОЛС PIRATE.
Подготовлено по материалам: https://ru-aviation.livejournal.com https://www.airwar.ru https://pro-samolet.ru https://www.best-army.ru
Общая оценка проекта
Оценки истребителя Eurofighter Typhoon весьма противоречивы. Производители самолета не скупятся (это естественно) на самые хвалебные эпитеты по отношению к своему детищу. По их мнению, EF2000 с вероятностью в 82% выйдет победителем из поединка с российским Су-35, а его боевая эффективность равняется пяти самолетам МиГ-29. Также разработчики считают, что «Еврофайтер» по скорости разворота (М<1 и М>1) превосходит Су-35, F-16C, МиГ-29 и французский истребитель «Рафаль».
Однако существуют и другие оценки EF2000. Несколько немецких авиационных экспертов пришли к выводу, что европейский истребитель уступает МиГ-29М как по возможностям БРЭО, так и по летным характеристикам.
Есть мнение, что истребитель Eurofighter Typhoon концептуально устарел еще до начала своего серийного производства. Такая точка зрения выглядит вполне обоснованно. В США и СССР работы по созданию истребителей четвертого поколения начались еще в середине 60-х годов, и в 80-х эти машины уже пошли в серийное производство. В это время европейцы только приступили к созданию машины.
В 1990 году свой первый полет совершил истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor. Сегодня эта машина выпускается серийно, и по многим параметрам она превосходит любой самолет предыдущего поколения.
Практически по всем характеристикам Eurofighter Typhoon проигрывает российскому истребителю Су-35, который относится к поколению 4++. В 2014 году этот самолет принят в эксплуатацию и выпускается серийно.
Сегодня авиапроизводители начинают задумываться над обликом истребителя шестого поколения, хотя его время наступит еще не скоро.
Несмотря на это, европейский «Тайфун», несомненно, является одним из лучших истребителем современности. Возможно, он и уступает по некоторым параметрам новейшим российским и американским машинам, но все равно Eurofighter Typhoon является весьма грозным противником.
На этом самолете впервые использована система ЭДСУ, рациональное использование технологии «стелс» значительно снизило его радиолокационную заметность, но не сделало его чрезмерно дорогим, Eurofighter Typhoon имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость, что приближает его к машинам пятого поколения.
Все это указывает на очень высокий уровень европейского авиастроения. Если когда-нибудь европейцы решат построить истребитель пятого поколения, то их конкурентам (США, России и Китаю) придется несладко.
Цирк с французами
К концу семидесятых годов, после нескольких лет предварительного проектирования и исследований и в Англии, и в Германии пришли к выводу, что полностью самостоятельно сделать отличный истребитель нового поколения, может, и выйдет, но займёт это слишком много времени. К тому времени рынок полностью оккупируют американские самолёты, так что окупить разработку, продавая самолёты иностранным заказчикам, не получится. Разумным решением было объединить усилия — благо примеров успешного европейского сотрудничества в сфере авиации было полно.
Различные английские проекты в рамках программы ECF. В некоторых уже можно увидеть черты будущего Eurofighter
В 1979 году стартовала работа над программой ECF (European Collaborative Fighter), в которой первоначально участвовали только Англия и ФРГ. Со стороны первых выступал недавно созданный государственный концерн BAe, с немецкой стороны фирма Messerschmitt-Bölkow-Blohm. Как обычно, сначала обе фирмы самостоятельно готовили проект по единым требованиям, а после выбирался победитель, который с учётом доработок и должен был пойти в серию. Интересно, что примерно в тот же момент для обозначения будущего европейского истребителя впервые прозвучало название Eurofighter.
Проект истребителя от Messerschmitt-Bölkow-Blohm, изначально разработанного в рамках программы TKF-90, а потом представленного для ECF
Пока инженеры засели за чертёжные доски, политики занялись не менее важной задачей — переговорами об участии в проекте других европейских стран. Достаточно быстро договорились с Италией и Испанией. Они не участвовали в проектировании, но были готовы производить часть систем будущего истребителя.
Но куда более важной была попытка заманить в программу шведов и французов.
Заполучив их участие, удалось бы не только значительно ускорить создание ECF, но и заранее избавиться от возможных будущих конкурентов. Шведы и SAAB отказали практически сразу. Северяне слишком ценили свою самостоятельность и не очень хотели попасть в зависимость от каких-то общих программ по разработке оружия. А вот французы и Dassault участвовать были готовы.
Немцы не складывали все яйца в одну корзину. Параллельно с ECF фирма Dornier разрабатывала перспективный истребитель совместно с американцами из Northrop. Эти работы продолжались до 1982 года
В честь присоединения Франции название программы сменили на ECA (European Combat Aircraft). Сразу же французы выдвинули максимально простое и прямое предложение — выбрать в качестве единого истребителя разрабатываемую ими двухдвигательную версию Mirage 2000 (иногда её называют Mirage 3000) или чуть более тяжёлый Mirage 4000, разрабатываемый для экспорта. Если бы подобное решение было принято, серийный выпуск легко можно было развернуть уже в 1981 году. Но ни Англию, ни ФРГ это не устраивало. Во-первых, они хотели куда более совершенную машину, на голову превосходящую американских конкурентов. Во-вторых, при таком развитии событий бо́льшую часть прибыли получили бы именно французы, что было недопустимо. Потому решили продолжить проектирование новых перспективных машин: Р.106 (в дальнейшем Р.110) от англичан, дальнейшее развитие TCF-90 от немцев и ACX от Франции.
Французский истребитель Mirage 4000 имел все шансы стать общеевропейской машиной. Но не вышло
К 1981 году стало ясно, что сотрудничество неизбежно заходит в тупик. Основным камнем преткновения стали двигатели для будущего истребителя. Французы считали, что единственный вариант — это спарка их новеньких Snecma M88, англичане и немцы выступали за установку двух их совместных двигателей RB199.
Решить этот вопрос на переговорах так и не удалось, и в том же году Франция официально покинула программу ЕСА.
Это плюс значительное и явное отставание от американских конкурентов привело к пересмотру всего проекта.
Один из многочисленных проектов, разработанных в BAe в рамках программы ECA
Решили делать не просто новый истребитель, а истребитель следующего поколения по сравнению с уже существующими F-15 и F-16. Закончить собирались к 1989 году, обогнав на два года американцев, планировавших пустить в серию самолёт нового поколения только в 1991. Новый проект ACA (Agile Combat Aircraft) был типичным представителем перспективного истребителя тех времён — от него требовались сверхманёвренность, крейсерский сверхзвук и возможность атаки ракетами сразу нескольких целей. Вот только европейцы ещё не знали, что американцы уже решили сделать ставку на «стелс» в новых истребителях и это в корне изменит всё.
Внешний вид проекта ACA. Черты будущего Eurofighter видны всё чётче и чётче. Тем не менее сохраняются и самостоятельные работы в Британии и Германии, в рамках которых исследуются альтернативные варианты компоновки будущего истребителя
В тот же период было принято решение построить летающий стенд EAP (Experimental Aircraft Programme) на котором предполагалось отработать основные решения и даже некоторые узлы будущего истребителя. Основные работы по EAP на себя взяли британцы из BAe, но остальные страны-участники должны были поддержать программу финансово. Однако из-за ряда разногласий о доступе к результатам испытаний EAP стала исключительно английской программой, хоть её результаты и планировали потом использовать для будущего совместного проекта.
BAe EAP достаточно неплохо показывал себя на испытаниях. Некоторые британские военные даже предлагали свернуть участие в программе европейского истребителя и быстро доделать ЕАР для принятия его на вооружение
В 1984 году в программу попыталась вернуться Франция. Объяснялось это достаточно просто. Ставка Dassault на Mirage 4000 не оправдалась — самолёт оказался неинтересен ни иностранным заказчикам, для которых его в основном и разрабатывали, ни своим военным. Не самые лучшие показатели были и у Mirage 2000.
В таких условиях французам бы не помешали деньги от участия в общеевропейской программе истребителя.
Под это дело даже успели придумать новый акроним FEFA (Future European Fighter Aircraft). Но, как обычно, не удалось договориться о разделе прибыли. В Dassault хотели не менее 40%, с чем были не согласны ни англичане, ни немцы. Так снова закончилось, не успев начаться, это сотрудничество. Французы окончательно сосредоточились на будущем Rafale и более в этой истории не участвовали.
Французский проект АСХ во многом походил на будущий Eurofighter. Любители авиации по сей день спорят кто, когда и у кого своровал
Летно-технические характеристики
Масса, кг | |
пустого самолета | 11000 |
максимальная взлетная масса | 23500 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Eurojet EJ 200 |
Максимальная скорость, км/ ч | |
на высоте 11000 м | 2120 (М=2.0) |
у земли | 1390 (М=1.2) |
Минимальная скорость, км/ч | 203 |
Боевой радиус действия, км | |
в режиме истребителя | 1390 |
в режиме ударного самолета | 601 |
Практический потолок, м | 19812 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | 27- мм пушка Mauser BK27 Боевая нагрузка – 6500 кг (7500 кг в перегруз) на 13 узлах подвески |
Проблем всё больше и больше
К 1986 году цена программы стала слишком велика, участились разговоры, что никакого смысла в общеевропейской кооперации нет — стоит разойтись и начать делать самолёты всем самостоятельно. Лишь дополнительные вложения средств от правительств Англии, ФРГ и Италии спасли программу. Кроме того, было решено создать концерн Eurofighter Jagdflugzeug GmbH и уже официально и чётко поделить прибыль, а также определить, что и кто производит. В целом эти решения вдохнули новую жизнь в программу и работы как над самим будущим Eurofighter, так и над его многочисленными новыми системами вроде двигателя, радара, прицельной электроники и так далее.
Внешний вид будущего европейского истребителя на 1986 год. Формирование облика Eurofighter почти завершилось
Казалось бы, все проблемы у Eurofighter остались наконец позади. Но думаю, читатели уже догадываются, какая подлость ждала проекты впереди.
В 1991 году, после объединения Германий и окончания холодной войны, власти ФРГ объявили о резком сокращении военных расходов, в том числе и о выходе из программы Eurofighter.
Вместо этого планировалось построить более дешёвый и лёгкий самолёт, используя в том числе и промышленность Восточной Германии. Второй причиной было слишком серьёзное отставание проекта от американского F-22. Но в программу к тому времени было вложено слишком много средств, слишком много рабочих мест зависело от неё. В итоге совместными усилиями бизнеса и зарубежных партнёров удалось убедить немецких политиков сохранить финансирование, хоть и ценой снижения заказа.
В 1994 году первый прототип Eurofighter наконец взлетел. В целом машина получилась по-настоящему достойная, серьёзно уступающая только американскому F-22, который сам испытывал значительные проблемы и находился под угрозой закрытия. Успей европейцы быстро довести до ума самолёт и наладить его эффективный и массовый выпуск — Eurofighter вполне могла ждать отличная экспортная судьба. Но из-за недостатка финансирования работы затягивались. В 1998 году начался выпуск серийных машин для изначальных заказчиков — Германии, Англии, Италии, Испании и оплатившей свой заказ ещё в начале девяностых Австрии. Лишь к концу первого десятилетия XXI века работы по этому контракту завершились и началось серьёзное продвижение самолёта на экспорт.
Пытались сделать из Eurofighter и палубный истребитель
Но к тому времени на рынке были и неплохие предложения от американских фирм, и достаточно дешёвые и хорошие российские самолёты, не всегда уступавшие Eurofighter даже по электронике. Были готовы и два европейских конкурента — Dassault Rafale и SAAB JAS 39 Gripen. В итоге началась самая настоящая драка за рынки. Не упростило ситуацию и появление американского F-35, активно продвигаемого как единый истребитель всех сил «добра и демократии». Некоторые европейские страны, склонявшиеся в сторону покупки Eurofighter, отдали предпочтение именно американскому «стелсу».
Eurofighter в ВВС ФРГ и Англии должен дослужить минимум до середины тридцатых годов XXI века
На текущий момент программу Eurofighter назвать неудачной, конечно же, нельзя. Самолёт стоит на вооружении нескольких стран, потихоньку модернизируется. Но и достичь успеха, о котором мечтали в восьмидесятых, так и не удалось. Кто знает — возможно, стоило с французами доработать Mirage 4000 и начать зарабатывать и потихоньку модернизироваться ещё до конца холодной войны. Может, стоило укротить гордыню и всё же разрабатывать самолёт попроще. Могла ли сложиться по-другому история общеевропейского истребителя, мы уже не узнаем. Нам остаётся лишь наблюдать за новыми попытками в лице англо-итальянского Tempest и франко-немецкого NGF. Что выйдет в этот раз — узнаем где-то лет через десять.