Вертолёт Ми-8
(изделие «80», B8, обозначение НАТО:
Hip
) — российский многоцелевой вертолёт, выпускался
ОКБ М.Л. Миля
более чем в 30-и военных и гражданских модификациях. Первый полет вертолёт Ми-8 совершил в июне 1961 года. Является рекордсменом по количеству модификаций.
Миль Ми-8 по весовой категории относится к вертолётам I категории. выполнен по одновинтовой схеме с 5-и лопастным несущим и 3-ёх лопастным рулевым винтами. Кстати, ОКБ Миля стала собирать первый учебно-боевой вертолёт .
Схемы Ми-8 — многоцелевой транспортный вертолет
Управление силовой установкой вертолета Ми-8 осуществляется путем перемещения летчиком командных рычагов в кабине. Управляющее воздействие летчик может осуществлять следующим образом :
1) Перемещением ручки «Шаг-газ» (РШГ) (рис.10.1, поз.1) вверх (вниз). Это приводит к увеличению (уменьшению) мощности обоих двигателей и увеличению (уменьшению) углов установки лопастей несущего винта.
2) Вращением рукоятки коррекции (РК) 17
относительно летчика вправо (влево). Это приводит к увеличению (уменьшению) мощности обоих двигателей без изменения углов установки лопастей несущего винта.
Рис. 10.1. Система объединённого управления «Шаг—Газ»:
1— ручки «Шаг-газ»;
2— рычаги раздельного управления двигателями;
3,6,10— тяги управления двигателями;
4— замыкающий вал;5,11— тяги управления общим шагом несущего винта;7— тяги раздельного управления двигателями;9— дифференциальный узел;12— блок валов;13— агрегат управления;14— гидроусилитель управления общим шагом НВ;15— рычаг управления общим шагом НВ;16— рычаги управления HP-40;17— рукоятка коррекции
.
3) Перемещением правого (левого) рычага раздельного управления двигателями (РРУД) 2
от его нейтрального положения вверх (вниз). Это приводит к увеличению (уменьшению) мощности только правого (левого) двигателя без изменения углов установки лопастей несущего винта.
Рычаги раздельного управления двигателями используются при раздельном опробовании двигателей на земле и выполнении полета с одним отказавшим двигателем. В настоящем пособии этот случай работы системы управления силовой установки рассматриваться не будет. В дальнейшем будем считать, что рычаги раздельного управления находятся в нейтральном положении.
4) Перемещением рукояток управления остановом двигателей (РУОД) (рис.10.2, поз.1) относительно лётчика от себя (на себя) приводит к закрытию (открытию) стоп-крана насоса-регулятора HP-40 (рис.7.6, поз. 59,60).
Перемещение РШГ, РК, РРУД приводит к изменению положения рычага управления (РУ) (рис.7.6, поз.15) на насосе-регуляторе НР-40. При этом изменяется затяжка пружины 11
регулятора оборотов, что приводит к изменению режима работы двигателя.
Рис. 10.2. Схема системы управления остановом двигателей:
1— рукоятка;
2,11— кронштейн;3— болт;4— крепление тросов на роликах;
5— ограничитель троса;
6,10— ролики;7— тросы;8— рычаги крана останова топливного насоса-регулятора HP-40;9—тяги;12—тендеры;13— поводок
Управление режимами работы двигателей осуществляется агрегатами HP-40 и РО-40.
Насос-регулятор HP-40 обеспечивает поддержание или требуемое изменение частоты вращенияротора турбокомпрессора (nт.к), Настроечная характеристика HP-40 определяется профилем кулачка (рис.7.6, поз.14) и приведена на рис.10.3. На участие «А-Б» характеристики при повороте рычага управления 15
на увеличение режима работы двигателя кулачок регулятора увеличивает затяжку пружины маятника. Насос-регулятор при этом настраивается на увеличение подачи топлива. На участке «Б-В» кулачок регулятора контактирует с рычагом управления по поверхности с максимальным и постоянным радиусом. При этом затяжка пружины маятника максимальна и неизменна. Регулятор настроен на поддержание максимальных и постоянных оборотов турбокомпрессора.
Рис. 10.3. Настроечная характеристика насоса-регулятора HP-40 (H=0,V=0):
αp.y. — положение рычага управления (РУ) HP- 40,
nт.к. зад — заданная (настроечная ) частота вращения ротора турбокомпрессора.
Регулятор оборотов РО-40 ограничивает частоту вращения ротора свободной турбины, а значит, и несущего винта. Ограничение обеспечивается уменьшением подачи топлива в камеру сгорания. При этом на всех режимах работы двигателя выполняется условие:
где nс.т. — частота вращения свободной турбины двигателя,
nс.т, зад — максимально допустимая (заданная) частота вращения свободной турбины.
Для двигателя ТВ2-117. nс.т, зад определяется настройкой регулятора РО-40 и равна 95 ± 2 %
Принципиальная схема системы управления силовой установкой вертолета Ми-8 приведена на рис.10.4.
Рис. 10.4. Принципиальная схема системы управления силовой установкой
РШГ — ручка «Шаг-газ»,
РК — рукоятка коррекции,
РРУД — рычаги раздельного управления двигателями,
РУ — рычаг управления насосом-регулятором HP-40,
АП — автомат перекоса,
РСК — рычаг стоп крана на насосе-регуляторе HP-40,
РУОД — рукоятка управления остановом двигателей.
nт.к — частота вращения ротора турбокомпрессора,
nс.т. — частота вращения свободной турбины,
ϕВ — угол установки лопастей несущего винта,
Gтопл.— расход топлива.
Технические характеристики
В длину вертолет Ми-8АМТШ составляет более 18 м. Его высота 5,65 м. При этом основной винт в диаметре составляет 21,29 м, а дополнительный (хвостовой) – 3,91 м. Пустой вертолет весит 7,26 т. Взлетная масса нормальная 11,1 тонны, максимальная – 12,2 тонны.
Более ранние модели оснащались двумя турбовальными двигателями взлетной мощностью 2100 л. с. Модели, выпускаемые после 2014 года, стали комплектоваться двумя двигателями с усиленной трансмиссией.
Развиваемая вертолетом скорость может составлять до 260 км/час. Крейсерская скорость находится на уровне 225 км/час. Топливный бак вмещает 1450 кг горючего. Он может быть дополнительно расширен еще на 1420 кг. При этом практическая дальность машины составляет 1200 км. А вот дальность действия 465 км.
В экипаж входит всего 2 человека.
Вертолет Ми-8. Первые испытания. Характеристики. Фото. Видео.
Ми-8 представляет собой многоцелевой и широко используемый вертолет. Спроектирован и разработан конструкторами ОКБ М.Л. Миля в начале 60-х годов. Эта советская разработка является самой массовой двухдвигательной воздушно-транспортной машиной в мире (состоит в списке самых распространенных вертолетов в мировой истории авиации). Имеет два направления: военное и гражданское.
В июле 1961 года в первый полет поднялся прототип В-8. Спустя год вышел второй экземпляр В-8А. В 1967 году уже полностью доработанный и сменивший старое название на новое Ми-8 встал на вооружение ВВС Советского Союза. Поскольку модель показала себя одной из самых удачных, нынешние российские ВВС также заказывают этот вертолет. На данный момент этот агрегат используется в пятидесяти странах мира.
Конструкция Ми-8
Ми-8 – это одновинтовой вертолет, на который установлены пять несущих и три рулевых лопастных винта. Несущие винты закреплены вертикальными, горизонтальными и осевыми шарнирами, а рулевые лопасти, соответственно, совмещенного карданного типа. Трансмиссия точно такая же, как и у Ми-4. Цельнометаллические лопасти винта включают в себя полый лонжерон, спрессованный из алюминиевого сплава. К его задней корме прикреплены 24 отсека с сотовым наполнителем из алюминиевой фольги (образования профиля). Несущего винта лопасти оснащены сигнализацией возможного повреждения лонжерона.
Усовершенствованная антифризная система не дает обледенеть вертолету. Она электризована и имеет способность работать как в автономном, так и в ручном режимах (подпитка 208 вольт). В том случае, если произошел отказ одного из двигателей, соответственно, другой автоматически увеличивает свою мощность. И это не влияет на горизонтальный полет и высоту. Качественному управлению несущим винтом способствуют три гидроусилителя КАУ-30Б, а рулевым – РА-60Б.
Трехопорное шасси не убирается. Хвостовая опора не дает коснуться земли рулевому винту. Благодаря системе внешней подвески вертолет может перевозить груз массой до трех тысяч килограммов. Стабилизацию крена, направления, тангажа и высоту полета обеспечивает четырехканального типа автопилот АП-34.
Пассажирская модификация может вмещать до 18 кресел, а транспортная − 24 места. Внутренний климат, поддержку тепла и холода контролируют КО-50 (керосиновый обогреватель) и специально разработанная система вентиляции. Благодаря навигационным приборам и радиооборудованию Ми-8 может совершать полеты, несмотря на погодные условия и время суток.
В зависимости от способов применения существует колоссальная разница между модификациями. Одни из первых Ми-8 взлетали в воздух благодаря двум двигателям ТВ2-117. Их мощность составляла 1500 л.с., а 10-ступенчатый компрессор запускался от стартера-генератора ГС-18ТО. Запуск стартера-генератора первого двигателя питается от шести аккумуляторных батарей 12САМ28 напряжением 24 В, а второй – от стартера-генератора уже работающего двигателя.
Во время работы двигателей ГС-18ТО выдается напряжение 27 В в систему основного электроснабжения. Два аккумулятора установлены в грузовой кабине, а остальные четыре вмонтированы в пилотской кабине. Хоть их емкость и небольшая, все же она не мешает питать электроэнергией пять запусков двигателей поочередно. Они отдают ток свыше 600-800 ампер, заряжаясь при этом от генераторов (постоянный ток) и могут автоматически включаться и выключаться. Эта способность стала возможной благодаря дифференциально-минимальным реле (контроль работы генератора).
Преобразователь ПТ-500Ц питает гироскопические приборы трехфазным напряжением 36 вольт. Генератор СГО-30У дает однофазный ток (208 В) в элементы обогрева лобовых стекол и винтов. От СГО-30У отходят два однофазных трансформатора ТС/1-2 и Тр-115/36. Первый питает навигационное оборудование, а второй – приборы контроля трансмиссии и двигателей. В случае неполадок и отказа работы СГО-30У все оборудование в автономном режиме переходит к преобразователю ПО-750А.
Более поздние серии Ми-8МТ, Ми-17 и другие значительно отличаются от базовой модели. Установленные двигатели ТВ3-117 намного мощнее. Подачу воздуха к стартерам осуществляет ВСУ АИ-9В и стартерный генератор СТГ-3. Система электроснабжения выдает напряжение 208 В с частотой 400 Гц. Она питается от генераторов СГС-40ПУ, которые размещены на главном редукторе. Для запуска ВСУ и в случае необходимости аварийного питания установлены аккумуляторные батареи 12САМ-28.
Основное питание осуществляется тремя выпрямительными устройствами ВУ-6А. Первый генератор отвечает за подпитку током ВУ №1, элементов обогрева трансформатора и винтов, а второй питает ВУ №2 и №3, механизм обогрева стекол и ПЗУ двигателей. В отдельных модификациях дополнительно обогревается трансформатор ТС/1-2.
При отказе одного генератора ТС310С04Б переключается на второй; если же отказали оба, тогда запускаются преобразователи ПТ-200Ц и ПО-500А.
На вертолете установлены две гидросистемы: основная и дублирующая. Насос НШ-39М, установленный на главный редуктор, создает давление в каждой из них. Его регулировка происходит специальными автоматами ГА-77В. Поддержка в основной системе происходит двумя гидроаккумуляторами, в дублирующей – одним. Раздельные электромагнитные краны ГА192 включают гидропитание РА-60Б, КАУ-30Б общего несущего винта и двух КАУ-30Б управления поточного и поперечного типов.
Существует много видов модернизации Ми-8. Они делятся на типы:
1. Опытные
В-8 – первый опытный вертолет с одним установленным ГТД АИ-24В;
Разработка вертолета.
В 1960 г. ОКБ Миля М.Л. начало разработку нового транспортного вертолета, который бы заменил собой устаревший Ми-4. Опытный прототип с обозначением В-8 совершил первый полет в июне 1961 г. На вертолете был установлен один ГТД АИ-24 и четырехлопастной несущий винт от Ми-4. Позже конструкторы провели ряд усовершенствований. Силовую установку заменили на два ГТД TB2-117. Несущий винт стал пятилопастным.
Двигатель АИ-24.
Производство и выпуск.
С 17 сентября 1962 г. начались летные испытания. Вертолет полностью оправдал возложенные на него надежды. С 1965 г. он пошел в серийное производство под обозначением Ми-8. Конструкция данной машины оказалась настолько удачной, что его производство и модернизация продолжаются до сих пор. На сегодняшний день Ми-8 является одним из самых распространенных транспортных вертолетов в мире. Было выпущено более 8000 машин в разных модификациях. Вертолет эксплуатируется в более чем 50-ти странах мира.
Ми-8 кабина
По своей конструкции Ми-8 – вертолет одновинтовой схемы. Фюзеляж полумонококовый каркасный состоит из кабины пилотов, грузового отсека и хвостовой балки. Кабина пилотов трехместная рассчитанная на двух летчиков и бортмеханика. Грузовая кабина может быть приспособлена для перевозки грузов или оборудована сидениями для пассажиров. В транспортном варианте погрузка производится через двухстворчатый грузовой люк. Шасси трехопорное неубирающееся. Силовая установка состоит из двух ГТД ТВ2-117А (ТВ3-117МТ), 2х1710 (2х3065) л.с. Несущий винт пятилопастной с цельнометаллическими лопастями. Рулевой винт трехлопастной.
Двигатель ТВ2-117А.
Модификации вертолета.
Существует более 30-ти модификаций этой машины, основными среди которых являются Ми-8Т (транспортный) и Ми-8П (пассажирский). Ми-8АМТШ представляет собой десантно-штурмовой вариант с ракетным и пулеметным вооружением. Вертолет используется для выполнения широкого спектра задач, как в гражданской авиации, так и в ВВС. С 70-х годов Ми-8 использовался во многих военных конфликтах в разных уголках планеты.
Ми-8П (пассажирский).
Ми-8Т (транспортный).
Система защиты и бронирование
От своего предшественника Ми-8АМТШ отличается улучшенной броней. Ее защита выполнена из металлокерамической брони. Благодаря этому экипаж и основные части машины защищены от пуль калибра 12,7 мм. Что касается топливных баков, то при попадании в них специальная защитная система заполнит отверстие пенополиуретаном. Благодаря этому потеря топлива исключается.
Для экипажа имеется 2 штатных парашюта, которые необходимы для эвакуации в случае повреждения машины. Они используются, если вертолет находится на высоте более 100 м. Если высота меньше этого значения, то удар компенсируется за счет специальной конструкции шасси (в большей степени) и сидений (которые компенсируют оставшийся удар).
История создания вертолета Ми-8
С появлением тяжелого вертолета Ми-6, открылась новая эра в вертолетостроении. Однако тяжеловес был нужен не везде и не всегда, гораздо более востребованным был «средний» вертолет, по типу Ми-4, однако последний уже не отвечал требованиям времени.
20 февраля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР предписывающее начать разработку нового вертолета на его замену, не с поршневым, а с газотурбинным двигателем. Рабочее название нового вертолета было В-8, но в историю он вошел как многоцелевой вертолет Ми-8. Новая машина должна была проектироваться сразу в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.
Назначение
Вертолет Ми-8АМТШ, который неофициально называют «Терминатор», используется для транспортировки личного состава и грузов. Выполняет следующие задачи:
- Высадка десантников (до 26 человек) в тылу или на поле боя.
- Воздушное прикрытие войск.
- Разведка с воздуха позиций противника.
- Возможностью уничтожения танков и другой тяжелой техники.
- Транспортировка грузов (в том числе и боеприпасов) общей массой до 4 тонн.
- Транспортировка раненых на носилках (всего 12 мест) и сопровождающих их медиков.
Кроме того, именно Ми-8АМТШ участвует во многих спасательных операциях. Он способен доставить десантные войска к полю боя вместе с вооружением, а обратно увезти больных и раненых.