«Корова» спасла «Чинук»: подробности спецоперации
В понедельник стали известны подробности спецоперации в Афганистане, в результате которой российские пилоты спасли военных НАТО. Наш огромный вертолет Ми-26, который военные называют «коровой», эвакуировал подбитый американский вертолет с экипажем, который уже был окружен боевиками. За смелую операцию российских пилотов Москву уже поблагодарил Барак Обама, а натовцы фотографировали на память машину, которая без труда унесла от талибов их многотонный «Чинук».
Эти фотографии российские вертолетчики сделали, когда летели выручать американских военных. Хотя сами летчики говорят, что ничего особенного в тот день не случилось – «мы сделали обычную работу». Причем, уже не в первый раз.
«Это уже третий случай, – говорит генеральный директор ‘ Владимир Скурихин. – Мне позвонил командир корабля, спросил санкцию. Мы обсудили все детали и решили помочь».
Что на самом деле случилось в провинции Гильменд, командование коалиционных сил так и не сообщило. По официальной версии, вертолет «Чинук» совершил вынужденную посадку, по неофициальной, его сбили талибы. К месту падения начали подъезжать боевики, в перестрелке были ранены два члена экипажа, а вертолет был так сильно поврежден, что сам взлететь уже не мог. Поначалу американцы попытались поднять многотонную машину сами, но не вышло – вертолет был слишком тяжелым и слишком запыленным был участок местности. И тогда вспомнили про русских, которые перевозят грузы по контракту с международными силами. Наши, как всегда, не отказали в помощи.
«Условия были трудные – жара, высокогорье, пыль. Со стороны коалиционных сил, конечно, была обеспечена разведка и охрана», – рассказывает Владимир Скурихин
Рискуя жизнью, русский экипаж работал на месте падения американского вертолета. Наши заслуживают, чтобы назвать их всех поименно: командир Валерий Лихачев, второй пилот Валерий Чумаков, штурман Роман Волков, бортоператоры Сергей Лебедев и Константин Изотов и ботинженер Андрей Тараненко.
Русский экипаж спас американский вертолет и раненых военных. Ми-26 на внешней подвеске тащил поврежденный «Чинук» 110 километров над территорией, где орудуют талибы. И вот финал полета – «Чинук» опускают на взлетную полосу международной военной базы в Кандагаре.
Посмотреть на российский чудо-вертолет, который спокойно перевозит многотонные грузы, пришли десятки людей, в первую очередь, конечно, коллеги-летчики. Некоторые даже фотографировались на фоне Ми-26. Он ведь действительно самый большой в мире транспортный вертолет.
Работу наших пилотов оценили и в Белом доме, который через посольство в Вашингтоне просил передать признательность россиянам за помощь. А на самой базе в Кандагаре в тот день все восхищались мужеством и профессионализмом российских пилотов, которые в очередной раз сделали, казалось бы, невозможное, по крайней мере, никто кроме них сделать этого не смог.
Краткая история
Производство Ми-26 началось в 1980-х годах в СССР, и с тех пор он остается самым грузоподъемным серийным вертолетом в мире. Всего за машиной числится 14 мировых рекордов и в отличие от американского собрата, она используется в том числе в гражданских целях: для перевозки крупногабаритных грузов, для тушения пожаров, монтажных работ и других задач.
CH-53K King Stallion (королевский жеребец) создается на замену Sikorsky CH-53E и совершил первый полет в 2015 году. Изначально программа начиналась как продление ресурса CH-53E, однако вскоре было решено создавать новую машину.
По сравнению с предшественником, она получила новые лопасти из композиционных материалов, более мощные двигатели и более вместительную кабину.
Ввод в эксплуатацию намечен на 2022 год, всего в войска планируется поставить порядка 200 машин. Использование этого вертолета в гражданских целях ввиду его огромной стоимости сомнительно.
Конструкция
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция выполнена из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов.
Фюзеляж
Полумонококовой конструкции. В носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из первого летчика на переднем левом сиденье и второго летчика на правом сиденье. За первым летчиком располагается бортинженер, а за вторым — штурман-радиооператор; между летчиками на откидном сиденье может располагаться оператор грузовых работ, за кабиной экипажа размещена отдельная кабина для четырех пассажиров.
На вертолете-кране Ми-26ТМ, используемом для транспортировки грузов на внешней подвеске и строительно-монтажных работ, в передней части фюзеляжа за передней опорой шасси расположена подвесная кабина управления, обращенная назад, чтобы оператору было удобно управлять грузовыми работами. Рассматривался вариант двухместной подвесной кабины управления, размещенной под грузовой рампой и обращенной вперед. Кабины оснащались электродистационной системой управления.
Грузовая кабина имеет длину 12 м (с рампой 15 м), ширину 3,2 м и высоту 2,95—3,17 м, объем кабины 121 м3 Кабина оснащена механизированными средствами погрузки и выгрузки, состоящими из двух тельферов грузоподъемностью по 2500 кг и электролебедки с усилием 500 кг для перемещения грузов в кабине, пол которой снабжен рольгангами и крюками для крепления грузов. В полу имеется люк, через который проходит трос от грузовой лебедки для транспортировки грузов массой до 20 т на внешней подвеске. Грузовая кабина снабжена грузовым люком с опускающейся грузовой рампой с открывающимися наружу створками. Грузовая рампа приводится с помощью гидроусилителей и может фиксироваться в любом положении, позволяя перевозить длинномерные грузы с рампой, зафиксированной в горизонтальном положении. В аварийной ситуации рампа может перемещаться с помощью ручной помпы. Большие размеры грузовой кабины и грузового люка обеспечивают транспортировку крупногабаритной гражданской и военной техники, например подъемного крана или двух боевых машин пехота и стандартных грузовых контейнеров.
В военно-транспортном варианте в грузовой кабине может размещаться 80 солдат на откидных сиденьях по бокам кабины со снаряжением или 60 раненых на носилках с 4—5 сопровождающими. В пассажирском варианте в кабине размещаются 70 пассажиров, по пять в ряд, на стандартных креслах с откидывающимися спинками, освещением и сигнализацией, кабина имеет центральный проход и в конце два туалета и багажный отсек, доступ в кабину осуществляется через дверь с левого борта с откидным трапом, для обеспечения комфортных условий для пассажиров применена теп-лозвукоизо;1яционная отделка и установлена система кондиционирования воздуха.
Хвостовая балка
Имеющая плоскую нижнюю поверхность для улучшения условий погрузки и выгрузки, переходит в большое вертикальное оперение с несимметричным профилем для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта и регулируемым на стоянке стабилизатором.
Шасси
Неубирающееся, трехопорное, со сдвоенными колесами и убирающейся хвостовой опорой. Передняя опора самоориентирующаяся, главные опоры со сдвоенными колесами размерами 1120 х 450 мм отличаются небольшими габаритами, двухкамерные амортизационные стойки обеспечивают на стоянке изменение клиренса.
Несущий винт
Восьмилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы в плане, имеют усовершенствованные аэродинамические профили с относительной толщиной 0,12 у комля и 0,09 на конце лопасти и умеренную аэродинамическую крутку. Лопасти смешанной конструкции с трубчатым стальным лонжероном, к которому присоединяются 26 секций с нервюрами, обшивкой из стеклопластика и сотовым заполнителем. Носок лопасти защищен противокорозионной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835 м, окружная скорость концов лопастей 220 м/с.
Рулевой винт
Пятилопастный, диаметром 7,67 м, с лопастями прямоугольной формы в плане из стеклопластика.
Силовая установка
Состоит из двух турбовальных ГТД со свободной турбиной Д-136, установленных рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими противообледенительными системами. Силовая установка имеет систему автоматического поддержания оборотов несущего винта; в случае выхода из строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта (132 об/мин).
Турбовальный ГТД Д-136 со свободной турбиной модульной конструкции. Газогенератор создан на основе газогенератора ТРДД Д-36, имеет шести ступенчатый компрессор низкого давления со скоростью вращения 10 950 об/мин и семиступенчатый высокого давления (14 170 об/мин). Двухступенчатая свободная турбина имеет скорость вращения 8300 об/мин, регулируемую в пределах ±300 об/мин. Длина двигателя 57,5 м, ширина 1,4 м, высота 1,13 м, сухая масса 1050 кг, чрезвычайная мощность двигателя 8500 кВт/11 400 л. с., максимальная продолжительная мощность 6338 кВт/8500 л. с. Удельный расход топлива 0,206 кг/л. с.-ч.
Вспомогательная силовая установка расположена под кабиной экипажа с левой стороны и обеспечивает запуск двигателей и привод электрической и гидравлической систем и системы кондиционирования на стоянке.
Топливо содержится в 8 мягких баках общей емкостью 12 000 л, расположенных под полом кабины, из которых поступает в два расходных бака, расположенных сверху двигателей.
Трансмиссия
Состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Главный редуктор ВР-26 модульной конструкции, трехступенчатый, имеет приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслосистем, установленного над воздухозаборниками двигателей, трансмиссии рулевого винта и вертолетных агрегатов. Редуктор имеет длину 2,5 м, ширину 1,95 м и высоту 3,02 м, сухая масса 3640 кг.
Для обслуживания силовой установки и трансмиссии на обтекателях двигателей имеются большие откидные панели, используемые как рабочие площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.
Оборудование
Две гидравлические системы с давлением 20,6 м Па/ 210 к г/см2 и электрическая система постоянного тока с напряжением 28 В.
Навигационный комплекс для полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, включает комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКМ-77М и авиагоризонт АГР-83-15, автоматические радиокомпасы АРК-19 и АРК-УД, радиотехническую систему ближней навигации «Веер-М», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, антенно-фидерную систему «Ромашка», радиовысотомер А-036. В состав установленного на Ми-26 пилотажного комплекса ПКВ-26-1 входят четырехканальный автопилот ВУАП-1, система траекторного управления, система директорного управления, система гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор. Радиосвязная аппаратура включает командные УК13- радиостанции Р-863 и Р-828, связную КВ-радиостанцию «Ядро-1Б», аварийную радиостанцию Р-861 и самолетное переговорное устройство СПУ-8, бортовая телевизионная аппаратура БТУ-1Б с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством ВК-175 для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске. Установлена магнитная система регистрации полетных данных «Тестер-УЗ», аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете.
На военно-транспортных вариантах размещены устройства выброса ЛТЦ, передатчики помех ИК-устройствам, экраны для подавления ИК-излучения.
Модификации
Ми-26 – Военный транспортный вариант.
Ми-26А – Улучшенный вариант.
Ми-26М – Спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
Ми-26MS – Медицинский вариант.
Ми-26НЕФ-М – Экспериментальный противолодочный вариант; на внешней подвеске нёс гидроакустическую станцию обнаружения субмарин, имеется боковая съёмная кабина пилота-оператора, находился в лётном музее в полуразобранном состоянии. 16 ноября 2013 года был замечен в районе г. Новочеркасск во время транспортировки на внешней подвеске Ми-26Т.
Ми-26П – Гражданский вариант на 63 пассажира.
Ми-26ПК – «Летающий кран».
Ми-26ПП – Постановщик помех.
Ми-26T – «Летающий кран».
Ми-26Т2 – 2-3 лётчика, вертолёт способен совершать ночные полёты, добавлены экраны в кабине, вместо аналоговых датчиков.
Ми-26TC – Грузовой вариант, сертифицированный в КНР.
Ми-26.
Ми-26ТП – Пожарный вариант.
Ми-26ТЗ – Топливозаправщик.
Ми-27 – Воздушный пункт управления боевыми действиями общевойсковых армий. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась аппаратура радиосвязи. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и туалет. Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где использовалась в качестве наглядного пособия после чего была утилизирована.
Ненужное оружие
Вертолет CH-53K King Stallion рассматривается только в качестве транспортно-грузового средства для ВВС США, однако на него установили три пулемета 12,7 калибра, благодаря чему он может оказывать поддержку войск с воздуха. Для чего это было сделано, сказать трудно: судя по всему таково было пожелание военных.
На Ми-26 вооружения нет, но его отсутствие связано не с тем, что его невозможно установить. Опыт применения вертолета показал, что оно не нужно, при этом установка трех пулеметов требует еще трех членов экипажа, а значит, снижает полезную нагрузку.