Су-34 против F-15E. Сравнение ударных возможностей


Самолет как средство доставки вооружения

Довольно давно на флоте появилось понятие «корабль – орудийная платформа». Это отнюдь не означало баржу-плоскодонку с водруженной на ней трехдюймовкой, а подразумевало оценку всех качеств боевого судна с точки зрения применения вооружения – сочетание скорости и дальности хода, маневренности и остойчивости, управляемости и мореходности с возможностью и эффективностью ведения огня. Вопрос о том, сколько и какого оружия несет корабль, как оно размещено и как это влияет на остальные его характеристики, в равной мере важен и для боевого самолета, ведь это тоже судно, только воздушное.


Полная загрузка «чугунными» бомбами Mk.82 на МБД переоборудованного из спарки F-15B опытного образца ударного F-15E McDonnell Douglas F-15E Prototype. (converted F-15B, S/N 71-0291). Фото: https://www.flying-tigers.co.uk/2019/mcdonnell-douglas-f-15e-strike-eagle-corgi-arrivals-soon-zoukei-mura-new-kits-and-hobbymaster-update/

Как мы говорили, многоцелевые боевые самолеты F-15E и Су-34 делались на основе двухместных учебно-боевых истребителей, и главной задачей их проектировщиков было дать им как можно более сильное и разнообразное вооружение. Хотя ставились и задачи противовоздушной обороны тыловых объектов на их передовых рубежах, сопровождения бомбардировщиков, радиоэлектронной борьбы, воздушной разведки и даже завоевания господства в воздухе в глубине территории противника, основное внимание уделялось ударным задачам – то есть уничтожению целей на поверхности земли и воды.

Расширяя арсенал самолета, конструктору надо сохранить его общую и местную (в точках подвески спецгрузов) прочность с возросшим весом – и боеприпасов, и взлетным. Далее ему надо ввести в конструкцию сами эти дополнительные точки подвески и обеспечить прицельное применение всех предусмотренных авиационных средств поражения (АСП), а это требует подчас весьма сложных, больших, тяжелых и энергоемких управляющих комплексов оборудования. О первом вопросе, о прочности, мы уже рассказали, последний осветим позже, а сейчас – о втором аспекте проблемы.


Серийный тактический истребитель с расширенными ударными возможностями F-15E имеет 19 узлов подвески вооружения, четыре из которых могут использоваться только для ракет воздух-воздух Фото: https://www.flying-tigers.co.uk/2019/mcdonnell-douglas-f-15e-strike-eagle-corgi-arrivals-soon-zoukei-mura-new-kits-and-hobbymaster-update/

Изначально на планере F-15 было предусмотрено девять точек подвески грузов и еще четыре находились на внутренних подкрыльевых пилонах. Однако на крыле серийных самолетов были только внутренние узлы, а внешние в производстве так и не появились – их внедряют лишь сейчас, и работы находятся на опытном этапе.

В 1960-х гг. в США появились многозамковые балочные держатели. На каждый тактический МБД типа MER можно было подвесить 6 бомб калибра 114 или 227 кг и при проектировании ударного «Страйк Игла» планировалось использовать их, но по ряду причин в широкую строевую эксплуатацию для F-15E они так и не поступили. Зато вместо четырех фюзеляжных пусковых установок, предназначенных только для ракет воздух-воздух средней дальности AIM-7 или AIM-120, обновленный самолет получил 12 новых узлов, четыре из которых по-прежнему можно было использовать и для оружия воздушного боя, но они годились и для бомб – при замене переходных балок, что можно сделать в условиях авиабазы.


Самолет Су-34 с двумя многозамковыми балочными держателями МБД3-У-68 для шести бомб калибра до 250 кг каждый под крылом Фото: https://i0.wp.com

В Советском Союзе МБД были внедрены уже на базовом варианте истребителя Су-27 на сериях с возможностью «фронтового применения», и с ними число подвешиваемых единиц АСП достигло для него 28. В новом многоцелевом самолете Т-10В, поставки которого в части ВВС России под обозначением Су-34 начались в 2014 г., были добавлены еще два крыльевых пилона с возможностью подвески МБД, и увеличено число «ячеек памяти» в системе управления вооружением (СУВ), что позволило использовать все замки одновременно, а общее их число возросло до 38. Стараниями конструкторов ОКБ имени Павла Осиповича Сухого в СССР был разработан самолет, который в кои веки превзошел вероятного противника по числу точек подвески и общей массе АСП при лучшей дальности полета. Как мы уже говорили, добиться того удалось пойдя на более широкое изменение первоначальной конструкции планера. На Су-34 не только увеличили размерность и вес, но и перешли на более прогрессивную аэродинамическую схему.

Таблица 1

Итак, по числу точек, используемых для вооружения, российский самолет превосходит американский в 1,27 раза, ударного оружия несет больше в 1,5 раза, а наибольший расчетный вес «спецгрузов» на его борту 12500 кг против 10637 у «американца». Но это показатели общие, а как боевые возможности противников соотносятся при решении каких-то определенных задач, а не вообще?

На практике теоретический вес полезной нагрузки не применяется, а учитывают фактический вес реализуемых вариантов подвески и ее номенклатура – как по классам, так и по типам боеприпасов. Каждый из них имеет свои специфические свойства и нужен для наиболее эффективного с точки зрения результата и его стоимости решения строго определенных задач.

Тактико-технические характеристики F-15

— Главный конструктор: Д. Графф — Первый полёт: 27 июля 1972 года — Начало эксплуатации: 9 января 1976 года — Единиц произведено: 1 500

Стоимость F-15

— F-15A/B $27,9 млн (1998 год), F-15C/D $29,9 млн (1998 год)

Экипаж F-15

— 1 человек

Размеры F-15

— Длина: 19,43 м — Размах крыла: 13.05 м — Высота: 5,63 м — Площадь крыла: 56,5 м² — Угол стреловидности по передней кромке: 45o — Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла

Вес F-15

— Масса пустого: 12700 кг — Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow) — Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.) — Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг — Масса топлива в конформных баках: 4422 кг

Двигатели F-15

— 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100, −220, −229.

Тяга: — 2 × 6655 кгс (65,2 кН) F100-PW-100 — 2 × 7910 кгс (77,62 кН) F100-PW-220, F100-PW-229

Тяга на форсаже: — 2 × 10810 кгс (106,0 кН) F100-PW-100 — 2 × 11335 кгс (111,2 кН) F100-PW-220 — 2 × 13250 кгс (130 кН) F100-PW-229

Скорость F-15

— Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (M=2,5) — Максимальная скорость на малой высоте: 1450 км/ч (M=1,2) — Скорость захода на посадку: 232 км/ч — Скороподъёмность: 254 м/с — Длина разбега: 686 м (F100-PW-100 для взлетного веса 20240 кг) — Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)

Дальность полета F-15

— Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением) — Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)

Практический потолок F-15

— 20000 м

— Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при М=0,9)[51] — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/−3,0 (у F-15A: +7,3/−3,0)

Авионика

— РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4 — Система предупреждения об облучении AN/ALR-56C RWR входит в состав TEWS (Tactical Early Warning System) F-15C/D.

Вооружение F-15

— Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов — УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты — УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты — УР AIM-120 AMRAAM (F-15C/F-15D) до 8

Старые добрые «чугунные бомбы»

Со времен II мировой войны авиация применяет управляемые бомбы – УАБ, в русскоязычной документации используется обозначение КАБ – корректируемая авиабомба. Хотя первыми в этом были немцы, но уже тогда в лидеры вырвалась Америка. С тех пор она использует УАБ во всех конфликтах, в которых участвуют ее самолеты, и постепенно они стали их главным тактическим вооружением. Главным, но не единственным – высокоточное оружие (ВТО) так и не смогло вытеснить окончательно обычные свободнопадающие бомбы, презрительно называемые «чугунными», но в арсенале остающиеся.


Сброс двух бомб Mk.83 калибра 1000 фунтов (номинальный вес 460 кг) с балочных держателей под конформными баками CFT самолета F-15E Фото: Интернет

Непрекращающиеся вот уже 75 лет «малые войны» устойчиво показывают их сохраняющуюся необходимость. Даже сравнительно недорогие и эффективные УАБ со спутниковым наведением серии JDAM проигрывают им при поражении многих типовых целей, не требующих особо точного прицеливания. Это преимущество заключается не только в сумме стоимости израсходованных на гарантированное уничтожение такого объекта бомб, но и в оперативности применения в боевом вылете – особенно, с малых высот. Еще одно достоинство этого «устаревшего вооружения» заключается в снижении зависимости от средств разведки и необходимости добывать предварительно координаты целей – практика показывает, что для боеприпасов, использующих инерциальную или спутниковую навигацию их лучше знать заранее.

Самое мощное неядерное оружие современных самолетов фронтовой тактической авиации – это так называемые объемно-детонирующие или вакуумные бомбы. В ряде случаев эксперты сравнивают их эффективность с атомными боеприпасами килотонного класса. Например, Су-34 может нести 6 бомб ОДАБ-500МП – такое изделие весом 520 кг снаряжается 193 килограммами тетранита, который при детонации дает мощный «высокотемпературный пузырь», вызывающий схлопывание окружающего воздуха, а затем наружную ударную волну. Особо эффективны ОДАБ в кварталах с плотной застройкой, в долинах и ущельях, где их энергия концентрируется стенами зданий или склонами местности.


Подвеска бомб ФАБ-500М62 на самолет Су-34 возможна на одиночные и на сдвоенные балочные держатели Фото: https://topwar.ru/108494-zimniy-den-na-aerodrome-s-su-34.html

Известно, что американский тактический ударный самолет F-15E также несет вакуумные бомбы, но какие – не официально уточняется.

Как мы говорили, F-15E теоретически может поднять более 10 тонн внешней нагрузки, но конструкция узлов подвески и программное обеспечение (ПО) системы управления вооружением в пределе позволяет взять лишь 3817 кг свободнопадающих бомб, причем разнокалиберных – 12 пятисотфунтовок Mk.82 и одну Mk.84 калибра 2000 фунтов. Их баллистика, естественно, отличается и это затрудняет прицеливание – оператору надо делать больше операций. Не ясно, возможен ли их залповый сброс по одной малоразмерной цели. Это типовой вариант такого вооружения, есть также снимки с подвеской и сбросом двух или четырех бомб Mk.83 промежуточного 1000-фунтового калибра или 2000-фуктовых Mk.84 – их максимальный вес ровно 3700 кг. Оба самолета могут применять как бомбы со стандартным оперением, так и боеприпасы с тормозными устройствами для маловысотного удара.


Американские авиабомбы серии Mk.82 (LDGP) со стандартным оперением на транспортировочной тележке – они также входят в вооружение самолета F-15E Фото: С.Г. Мороз

Российский Су-34 сохранил возможность подвески бомб меньшего, 100-кг калибра. С начала 1960-х гг. они были объявлены американцами неэффективными, поскольку круговое вероятное отклонение при сбросе с больших высот и скоростей превышало радиус сплошного поражения взрывной волной и осколками. Но локальные войны показали, что значительную часть атак тактическая авиация выполняет с малых высот и на дозвуке, постепенно улучшалась точность прицелов. Тем не менее, на вооружение F-15E бомбы калибра 250 фунтов (114 кг) так и не поступили, а в арсенале Су-34 «сотки» есть. Возможность брать много бомб такого калибра выгодна там, где противник не имеет долговременных укреплений и сильной ПВО – без ее «зонтика» часто оказываются войска на марше, которые выгодно бомбить с одного захода серией. Значительное преимущество имеет Су-34 и по использованию боеприпасов калибра 250 и 500 кг.

Таблица 2

На официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации сказано, что серийный Су-34 несет три свободнопадающие авиабомбы калибра 1500 кг, но автору пока не удалось подтвердить это ни одним снимком или видео. Согласно многим другим источникам, в т.ч. близким к ОКБ им. Сухого и Новосибирскому авиазаводу, Су-34 не может применять «чугунных бомб» тяжелее полутонных, тогда как «Страйк Игл» способен взять до четырех фугасок калибра 908 кг и многие эксперты считают это важным «козырем» американского самолета. Но нет точных сведений о возможности применения бомб Mk.84 с подкрыльевых пилонов и средних замков под воздухозаборниками вместе с указанной выше загрузкой 227-кг бомбами – в описаниях самолета такие варианты значатся, но на фото и видео из боевых операций не наблюдаются.


Подготовка фугасной штурмовой низковысотной авиабомбы ФАБ-500ШН с парашютным тормозным устройством на самолет Су-34 в 4-м ЦБП на аэродроме Воронеж Фото: С. Чайковский // https://dinamicaglobal.wordpress.com/2014/05/18/a-nova-corrida-armamentista-o-equilibrio-militar-leste-oeste-e-a-importancia-estrategica-da-crimeia/

Конечно, отсутствие фотодокумента не значит, что подвеска трех бомб тонного калибра на F-15E невозможна. Американцами они широко применялись во всех локальных конфликтах второй половины ХХ и начала XXI века, но для чего именно?

Их выгодно использовать против особо прочных зданий и сооружений – подземных укрытий, плотин и больших мостов, но для всех этих целей как раз и выгодно применять ВТО соответствующего калибра, что они регулярно и делают. А «чугунные» Mk.84, которые весят 894 кг или 925 с тормозным устройством шли, например, для завала обрушаемыми близким взрывом камнями горных троп в Афганистане. Там «спутниковая» точность не нужна.

Такие бомбы американцы пытались задействовать и для разрушения шоссе и взлетно-посадочных полос аэродромов. Действительно, при прямом попадании, что заходе вдоль объекта несложно, даже в мощном бетоне получается «большая дыра», но она может быть заделана гораздо быстрее, чем множество малых «дыр», которые производит кассета, рассеивающая облако бетонобойных суббоеприпасов. Они несут смертельную опасность и для войск, и даже для бронетехники.

«Сеятели»

Именно потому не заменили «умные бомбы» и разовые бомбовые кассеты или РБК – давно уже ставшее привычным средство поражения рассредоточенных и маневрирующих целей. Самолет F-15E несет до девяти РБК типа CBU-42/A, или до 12 меньших CBU-52В/В, CBU-58/В, CBU-71/В, CBU-87/B CEM, CBU-89/B и CBU-100 (Mk.20-II «Рокай»). Их число на подвеске, как и обычных бомб, на серийном строевом самолете сократилось в сравнении с опытным, и по этому показателю «Страйк Игл» тоже проиграл «крылатой тридцатьчетверке», которая несет до 16 разовых бомбовых кассет калибра 500 кг.


Противотанковая планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБ-ЭК слева и бетонобойная РБК-500У БетАБ-М и их поражающие элементы Фото: https://vpk.name/file/img/rbk-500-spbe-k_240117_1.jpg

Самолет F-15E может использовать кассеты с коррекцией по силе ветра WCMD (Wind Corrected Munition Dispenser), которые существенно повышают точность их применения при сбросе с больших высот. Они применяются со времен бомбардировок сербских войск и гражданских объектов в Югославии в 1996-м, а затем и в 1999 гг. и вплоть до последних операций на Ближнем Востоке.

Каждая из двенадцати кассет WCMD снаряжается десятью связками GBU-97/B из четырех поражающих элементов SFW (Sensor Fused Weapon – боеприпас с сенсорным взрывателем). После сброса кассета доворачивает на истинную точку прицеливания с учетом распределения ветров по высотам. Над заданной высоте она раскрывается и выпускает своих «пассажиров» в свободное падение. Они не управляются аэродинамически, но тепловой дистанционный взрыватель формирует кумулятивную струю в направлении цели, если ее температура отличается от окружающей.

Идея вроде-бы правильная, но как показал опыт, годящаяся только для поражения техники со слабым и средним уровнем бронирования, причем желательно применять такие кассетные бомбы не с борта F-15E, а с тяжелых бомбардировщиков В-1В или В-52Н – тогда плотность поражения такой цели, как БМП в развернутом боевом порядке или автоколонна, будет достаточной. Между тем, если одна неуправляемая кассета CBU-58/B стоила в ценах 1990 г. 2893 доллара, то CBU-87/B CEM уже 13941, а CBU-89/B – целых 39693 «зеленых», что сегодня составляет 76233 доллара за одну кассету – сегодня это уже более полутора миллионов за всю «зарядку» одного F-15E!


Разовая бомбовая кассета CBU-87/B CEM вмещает 202 поражающих элемента осколочно-зажигательного действия Фото: https://nara.getarchive.net/media/us-air-force-usaf-staff-sergeant-ssgt-frank-townsend-80th-fighter-squadron-41d7d3

В СССР и затем в России разрабатывали подобные управляемые планирующие бомбовые кассеты ПБК-500У, снаряжаемые малогабаритными управляемыми бомбами ПТАБ-СП и СПБ и были заявления об их принятии на вооружение и даже предложения экспорта. Но доказательств возможности их применения самолетами Су-34 пока найти не удалось, и не удивительно. Пресловутый образ нового русского, прикуривающего от стодолларовой купюры в казино в Монте-Карло, бледнеет на фоне рядового американского пилота, нажимающего на кнопку «сброс» в кабине загруженного «умными» кассетами WCMD «Страйк Игла», а ведь результат их действий может не сильно отличаться по эффективности…

Кроме бомбовых кассет американский тактический ударный самолет F-15E может применять подвесные системы минирования GATOR – он берет до двенадцати кассет CBU-89/B или CBU-104 – последняя также снабжена устройством коррекции по силе ветра. Подобное вооружение российского Су-34 с советских времен безлико именуется «контейнерами малогабаритных грузов универсальными» – КМГ-У и КМГУ-2 и снаряжается как минами, так и малокалиберными бомбами. Они крупнее и тяжелее американских и российский бомбардировщик берет их только семь. Зато КМГУ емче и общая площадь поражения в таком варианте применения у Су-34 больше.

Номенклатура применяемого рассматриваемыми нами самолетами образцов кассетного оружия и поражающих элементов, которыми они могут снаряжаться, весьма обширна и мы не можем здесь привести ее всю. В предлагаемой таблице мы рассмотрим лишь некоторые варианты – а именно кассеты калибра 500 кг с бомбами противопехотными и противотанковыми кумулятивными, а также кассеты с противотанковыми минами.

Таблица 3

В первом варианте для действий по пехоте и легкой технике на открытой местности при примерно равном весе вооружения одиночный российский Су-34 превосходит американский «Страйк Игл», сбрасывая почти в четыре раза больше суббоеприпасов. Каждая кассета дает на 100 метров шире зону поражения, а полностью снаряженный таким оружием Су-34 превосходит американский аналог по площади поражения в 1,5 раза при почти вдвое большей плотности «засева».

В атаке танков американские кассеты CBU-97/В SFW почти двукратно эффективнее российских РБК-500 СПБ-Д, что частично компенсируется большей «вместимостью» Су-34. Но как мы уже говорили, до сих пор нет точных сведений о принятии их на вооружение авиации Российской Федерации.

Наконец, при воздушном минировании крупные и тяжелые контейнеры КМГ-У советской разработки превосходят американские CBU-89/B GATOR по числу противотанковых мин на 30%. Хотя боеприпасов в размерности CBU-89/B самолет F-15E может взять до 12 штук, автору удалось найти официальные сообщения Министерства обороны США, фото и видео боевых операций «Страйк Иглов» с применением лишь не более трех таких кассет на один самолет. С чем это связано, не ясно – возможно, дело в программном обеспечении бортовых управляющих систем F-15E, но может быть дело и в размерности цели.

Су-34 против F-15E. Ярость небес

Всю неделю на страницах “ВО” спорят о тактических бомбардировщиках Су-34 и F-15E. Чей крылатый корабль оказался круче? Закаленный в боях “Страйк игл” или наш “утёнок”, перепахавший всю Сирию и показавший всему миру, что такое настоящая воздушная война. Часть эстетов убеждена, что лучшими являются многоцелевой Су-30СМ или палубный F/A-18F “Супер Хорнет”, но спорщики сами не могут решить, как правильно сравнивать столь разношерстые самолеты.

Дискуссия, как всегда, быстро деградировала до уровня песочницы. Не владея фактами, досточтимая публика стала на ходу придумывать аргументы и расставлять довольно странные приоритеты. Вместо обсуждения БРЭО потратили половину времени на оценку авиационных пушек. Оружия, мягко говоря, второстепенного для бомбардировщиков. Стыдно, господа. Не менее “порадовали” сами авторы, допустив в своих статьях целый ряд ошибок, при том забывая обратить внимание на многие важные факторы. В любом случае, С. Линнику и К. Соколову выражаю благодарность за инициацию интереса к данной теме.

Аналогом истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle в российских ВВС следует считать именно ударный Су-34, а не многоцелевой Су-30СМ.

А в ответ:

Именно Су-30СМ является аналогом F-15E, а Су-34 стоит в этом сравнении обособленно.

Господа, в воздухе бьют не по паспорту, бьют по лицу. Все эти самолеты предназначены для нанесения ударов по наземным целям. Все имеют выдающиеся размеры, характеристики и стоимость. Лучшие из лучших. Элита. Боевые машины “первой линии”. “Орлы” и “Сушки” выполняют одни и те же задания. А если так — они являются объектами для сравнения.

Концепция какого самолета наиболее адекватна реалиям современного мира?

На Орла ставят прицельный контейнер Sniper.

Имя ему — LANTIRN. В переводе — ночная прицельная система для работы на малых высотах. Именно она была главной особенностью Орла, и именно под неё создавался F-15E в далеком 1986 году. Считалось, что LANTIRN выведет тактические бомбардировщики на принципиально новый уровень.

Пара подвесных контейнеров c радаром предупреждения о наземных препятствиях, парой инфракрасных камер, лазерным дальномером, датчиками сопровождения цели и коррелятором линии визирования для ракет “Мэврик”.

Позже контейнеры LANTIRN появились на других боевых самолетах (например, F-16, начиная с «Блок 40»), но первопроходцем в области таких систем стал ударный «Орел». Упомянутый Sniper есть дальнейшее развитие LANTIRN’а, при этом он ориентирован не на малые высоты, а на высокоточные бомбежки из стратосферы.

Ввиду очевидных причин социально-экономического характера на вооружении ВКС России прицельно-навигационные контейнеры отсутствуют. Это резко снижает возможности имеющихся истребителей (Су-27, МиГ-29) по борьбе с наземными целями. С другой стороны, отечественная ударная авиация использует встроенные прицельные системы — СВН-24 “Гефест” (Су-24М), “Платан” (Су-34), “Кайра” (уже ставший историей, МиГ-27К). Насколько они хороши в сравнении с LANTIRN — оставим этот вопрос на обсуждение боевикам ИГИЛ.

Немало копий было сломано вокруг бронекапсулы Су-34.

Так зачем ему броня? При полете с отгибанием рельефа броня спасет только от стрелкового оружия. Броня не спасет от ПЗРК, не спасет от ракеты ПВО и не спасет от 30-мм пушки. А много примеров сбитых самолетов от стрелкового оружия?

117 самолетов и 333 вертолета, большая часть которых была подбита огнем из ДШК. Легендарный “стингер” так и остался дешевым пугалом, 3/4 всех потерь авиация 40-й армии понесла от пулеметов басмачей.

4 декабря 1982 г., боевая потеря самолета Су-17м3, 136 апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Кандагар, зам. ком АЭ майор Гавриков — старший летчик ст. л-нт Хлебников. Очередь из ДШК прошла через кабину пилотов. По всей вероятности пилоты погибли в воздухе, поэтому никто не катапультировался.

17 января 1984 г., боевая потеря самолета Су-17м3, 156 апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Шиндант. После сброса АБ самолет на выводе из пикирования столкнулся с горой и взорвался. При осмотре места падения в заголовнике К-36 обнаружены пробоины от пуль, наиболее вероятно, что летчик погиб при обстреле в момент вывода.

Находись те пилоты в кабине Су-34, они остались бы живы. 17-мм титана достаточно, чтобы остановить пули, выпущенные из любого оружия.

Темой отдельного разговора стали непомерные “излишества” на борту Су-34. Слишком широкая двухместная кабина, биотуалет, кухня, спальное место (для тактического бомбардировщика, чья длительность боевого вылета не превышает пары часов!). Случись такое на американском бомбардировщике, его бы подняли на смех — “не могут воевать без памперсов и кока-колы”.

Зачем-то оборудованный вход со стороны нижней части фюзеляжа. Наконец, “Утенок” вынужден тащить в небо целый газотурбинный генератор! Означает ли это, что отечественные конструкторы лишились рассудка?

В “Сушке” все сделано очень грамотно. Преимущества двухместной кабины известны со времен F-111: лучшая эргономичность и координация действий между пилотом и оператором вооружений. Крошечная микроволновка, спальник и биотуалет — все помещается на месте входного люка в полу в задней части кабины. Не исключено, что “Сушке” когда-нибудь придется действовать в роли “карманного” стратегического бомбаридровщика, как понадобилось её идейному вдохновителю F-111.

Вход через нишу передней стойки шасси. Как минимум, такое решение препятствует попаданию осадков в кабину, что доставляет немало неудобств обычным истребителей со сдвижным/откидным фонарем.

История с газотурбинным генератором имеет простое объяснение. 105 кВт генератор находится в хвостовой балке Су-34 и, помимо своей основной функции, является балластом-противовесом для 1,5-тонной бронированной кабины. Без него “Утёнок” уткнулся бы носом в землю.

Изначально на этом месте планировали ставить РЛС обзора задней полусферы, но, ввиду её сомнительной боевой ценности и высокой цены, конструкторы остановили свой выбор на вспомогательной газотрубинной установке. Наличие автономного генератора позволяет летчикам дежурить на необорудованных аэродромах, находясь в кабине самолета в тепле и с запитанным бортовым оборудованием, в готовности к быстрому запуску двигателей и ускоренному взлету.

Впрочем, эксплуатировать столь мощный, сложный и дорогостоящий самолет с необорудованных аэродромов может придти в голову только кретину. В реальности, они размещены на лучшей авиабазе Сирии, где их лелеют со всех сторон, как и положено суперсамолетам за сотню млн. долл.

Немалую популярность приобрела новость из Сирии о том, что новейшие российские разработки позволяют применять бомбы свободного падения с точностью, соответствующей лучшим образцам ВТО.

Этой новости в обед сто лет. Прицелы с аналоговым вычислителем широко применялись еще во времена Второй мировой. К концу 50-х они достигли своего совершенства. Установленный на истребителе-бомбардировщике F-105 бомбовый прицел-вычислитель AN/ASG-19, связанный с навигационным автоматом, обеспечивал автоматическое бомбометание вслепую с горизонтального полета, с кабрирования и «через плечо».

Главной сложностью был не столько расчет траектории бомбы, сколько получение данных о точном местонахождении объекта. Именно на этот вопрос пытаются ответить современные исследователи, изобретая все более сложные LANTIRN’ы, “Гефесты” и “Платаны” для работы ночью и в сложных метеоусловиях. С инфракрасными и ТВ-камерами, радаром с синтезированной апертурой и набором датчиков для наблюдения за целью.

Пара слов о пушечном вооружении. У Су-34 — 30 мм пушка с боекомплектом 150 снарядов. У Орла — 20 мм “Вулкан”, 510 снарядов.

Главный вопрос не в том, чья лучше. Нужна ли она вообще бомбардировщику?

И если более легкий и маневренный Орел еще имеет шанс на применение пушечного вооружения по наземным целям и в воздухе (единственный раз ему пришлось стрелять по наступающим боевикам Аль-Каиды в 2002 году), то у 45-тонного Су-34 такая возможность отсутствует в принципе.

Споры о емкости топливных баков также не имеют смысла, при наличии систем дозаправки в воздухе. Воздушный танкер проводит к цели и заботливо встретит на обратном пути.

Притом, что топливная система Орлов и Сушек обладает примерно схожими показателями. Единственное преимущество F-15E — принятая в ВВС США система дозаправки с использованием жесткой “штанги”. Это позволяет вдвое повысить давление в системе и сократить время дозаправки. Во вторых упрощает сам процесс — пилоту остается лишь следовать за танкером, все остальное сделает оператор штанги.

Автор указывает про разницу в дальности обнаружения целей между локационным комплексом Су-34 Ш-141 и РЛС F-15E AN/APG-70.

APG-70 — это прошлый век. С 2007 года Орлы оснащают радаром APG-82 c АФАР

В целом, сравнивая американский F-15E Strike Eagle и российский Су-34, можно отметить, что эти машины находятся на разном этапе жизненного пути. Су-34 только начинает свою долголетнюю службу, а F-15E уже готовится к её завершению.

К моменту боевого дебюта Су-34, огненный путь Орла составил 30 лет. Пять стран в сплошные руины.

В целом расклад следующий.

Су-34

Пустой — около 20 тонн, макс. Взлетная масса — 45 тонн. Специализированный ударный самолет, как и его предок F-111 принадлежащий к неофициальному классу “карманных” стратегических бомбардировщиков. Единственный из современных боевых самолетов, имеющий бронезащиту кабины.

Су-30СМ

Пустой 18 т, макс. взлетная ~ 29 тонн. Близок по идеологии к Орлу. Вввиду отсутствия прицельного оборудования для работы “по земле”, в отечественных ВКС выполняет функции истребителя.

F-15E

Пустой 14 т, макс. взлетная — 36 тонн. Проверенный киллер, с отличными прицельными комплексами и широким ассортиментом вооружений. От 113-кг планирующих SDB до чудовищных 2268 кг “бункер бастеров” с лазерным наведением.

F/A-18F

Он легче и меньше “Орла”. Сохранят все его свойства, за исключением меньшей боевой нагрузки. Чрезвычайно маневрен. По словам главного конструктора Су-35, “Супер Хорнет” не уступает “Сушке” в ближнем бою. Обладает наименьшей заметностью среди всех истребителей поколения 4+ (ЭПР = 1,2 м). По данным ВМС США, продолжительность боевых вылетов “Супер Хорнетов” достигала 13 часов. Истребители-бомбардировщики взлетали с авианосца в Аравийском море, дозаправлялись и часами висели над горами Афганистана.

Кто победит в этом заочном бою? Кто является самым совершенным тактическим бомбардировщиком?

Ответ — всех порвут “Рэптор” и F-35.

В конструкции Орлов, Сушек и Хорнетов заложен общий недостаток. Эти ударные самолеты созданы на базе истребителей завоевания превосходства в воздухе. С малой нагрузкой на крыло. Основной режим — дозвуковой полет и маневренный воздушный бой.

Крыло среднего удлинения не обладает необходимой жесткостью. При выполнении сверхзвуковых бросков начинается тряска, выматывающая экипаж и приводящая к повреждениям конструкции.

Для бомбардировщиков необходимо жесткое крыло с высокой нагрузкой, которое нивелирует негативные последствия турбулентности на сверхзвуковых режимах полета. Попутно, способствуя снижению лобового сопротивления и расхода топлива.

F-111 решал проблему, складывая крылья за спиной. Действенный, но не самый эффективный способ.

Построив “Рэптор”, янки создали универсальный авиационный комплекс для поражения воздушных и наземных целей. Жесткое трапециевидное крыло малого удлинения отлично подходит для прорывов к целям на сверхзвуковых скоростях. А после того как сброшен смертоносный груз, F-22 превращаются в полноценный истребитель, способный постоять за себя в ближнем бою.

Идеальный воздушный боец! Благодаря пониженной заметности такой самолет имеет большие шансы выполнить боевую задачу. Дополнительные преимущества обеспечивает радар с активной ФАР, имеющий лучшую чувствительность при обнаружении наземных целей. Дальше всех пошли создатели F-35: его радиолокатор APG-81 имеет макс. разрешение 30 х 30 см. С помощью такого устройства можно из стратосферы отличить танк от БМП.

Автор Олег Капцов

05.11.2015г.

На фотографиях:

  1. Бомбардировщики
  2. Прицельные контейнеры
  3. Су-34
  4. Хвостовая балка Су-34 со 105-ти киловаттным генератором
  5. F-15E с системой дозаправки
  6. Су-34
  7. Су-30СМ
  8. F-15E
  9. F/A-18F
  10. F-22

© «Военное обозрение» Вооружение » Авиация

Запах напалма

И последний часто используемый в войнах любого уровня интенсивности компонент неуправляемого бомбардировочного вооружения – это зажигательные бомбы и баки. Они снаряжаются различными химическими составами в жидком или коллоидном (густом) состоянии, которые в обиходе именуют напалмом, хотя это лишь один конкретный вид такого «зелья».

Поражающее действие зажигательных боеприпасов основано на высокотемпературной вспышке растекшейся на значительной площади при ударе о целевую поверхность или при раскрытии боеприпаса смеси. Огонь быстро распространяется и медленно гаснет даже при своевременном применении средств пожаротушения, многие смеси «прилипают» к телу и предметам или обладают повышенной текучестью.

Зажигательные бомбы и баки дешевы и просты в применении, хотя требуют повышенных мер безопасности при складировании, обслуживании и подвеске. Другой их недостаток – меньший в сравнении с обычными бомбами срок хранения.


Зажигательный бак ЗБ-500ГД советской разработки, предположительно входящий в комплект вооружения самолета Су-34 Фото: С.Г. Мороз

Самолет F-15E может снаряжаться девятью зажигательными баками BLU-27B/B или Mk.77 Mod.0, российский Су-34 несет восемь подобных ЗБ-500, но число зажигательных авиабомб у него больше – он берет их столько же, сколько и обычных того же калибра. Здесь следует учитывать, что эффективность одной зажигательной бомбы обычно несколько меньше, чем бака, а вес и стоимость – выше.

Но зажигательными смесями могут снаряжаться не только баки и бомбы калибра 100/114, 250/227 и 500/454 кг, но и малокалиберные поражающие элементы кассет весом от 0,5 до нескольких килограммов. Они дают множество очагов пожаров, с которыми очень трудно бороться. Сравнение эффективности такого оружия проистекает из рассмотренного выше соотношения возможности применения кассет самолетами Су-34 и F-15E.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]