Самолет как средство доставки вооружения
Довольно давно на флоте появилось понятие «корабль – орудийная платформа». Это отнюдь не означало баржу-плоскодонку с водруженной на ней трехдюймовкой, а подразумевало оценку всех качеств боевого судна с точки зрения применения вооружения – сочетание скорости и дальности хода, маневренности и остойчивости, управляемости и мореходности с возможностью и эффективностью ведения огня. Вопрос о том, сколько и какого оружия несет корабль, как оно размещено и как это влияет на остальные его характеристики, в равной мере важен и для боевого самолета, ведь это тоже судно, только воздушное.
Полная загрузка «чугунными» бомбами Mk.82 на МБД переоборудованного из спарки F-15B опытного образца ударного F-15E McDonnell Douglas F-15E Prototype. (converted F-15B, S/N 71-0291). Фото: https://www.flying-tigers.co.uk/2019/mcdonnell-douglas-f-15e-strike-eagle-corgi-arrivals-soon-zoukei-mura-new-kits-and-hobbymaster-update/
Как мы говорили, многоцелевые боевые самолеты F-15E и Су-34 делались на основе двухместных учебно-боевых истребителей, и главной задачей их проектировщиков было дать им как можно более сильное и разнообразное вооружение. Хотя ставились и задачи противовоздушной обороны тыловых объектов на их передовых рубежах, сопровождения бомбардировщиков, радиоэлектронной борьбы, воздушной разведки и даже завоевания господства в воздухе в глубине территории противника, основное внимание уделялось ударным задачам – то есть уничтожению целей на поверхности земли и воды.
Расширяя арсенал самолета, конструктору надо сохранить его общую и местную (в точках подвески спецгрузов) прочность с возросшим весом – и боеприпасов, и взлетным. Далее ему надо ввести в конструкцию сами эти дополнительные точки подвески и обеспечить прицельное применение всех предусмотренных авиационных средств поражения (АСП), а это требует подчас весьма сложных, больших, тяжелых и энергоемких управляющих комплексов оборудования. О первом вопросе, о прочности, мы уже рассказали, последний осветим позже, а сейчас – о втором аспекте проблемы.
Серийный тактический истребитель с расширенными ударными возможностями F-15E имеет 19 узлов подвески вооружения, четыре из которых могут использоваться только для ракет воздух-воздух Фото: https://www.flying-tigers.co.uk/2019/mcdonnell-douglas-f-15e-strike-eagle-corgi-arrivals-soon-zoukei-mura-new-kits-and-hobbymaster-update/
Изначально на планере F-15 было предусмотрено девять точек подвески грузов и еще четыре находились на внутренних подкрыльевых пилонах. Однако на крыле серийных самолетов были только внутренние узлы, а внешние в производстве так и не появились – их внедряют лишь сейчас, и работы находятся на опытном этапе.
В 1960-х гг. в США появились многозамковые балочные держатели. На каждый тактический МБД типа MER можно было подвесить 6 бомб калибра 114 или 227 кг и при проектировании ударного «Страйк Игла» планировалось использовать их, но по ряду причин в широкую строевую эксплуатацию для F-15E они так и не поступили. Зато вместо четырех фюзеляжных пусковых установок, предназначенных только для ракет воздух-воздух средней дальности AIM-7 или AIM-120, обновленный самолет получил 12 новых узлов, четыре из которых по-прежнему можно было использовать и для оружия воздушного боя, но они годились и для бомб – при замене переходных балок, что можно сделать в условиях авиабазы.
Самолет Су-34 с двумя многозамковыми балочными держателями МБД3-У-68 для шести бомб калибра до 250 кг каждый под крылом Фото: https://i0.wp.com
В Советском Союзе МБД были внедрены уже на базовом варианте истребителя Су-27 на сериях с возможностью «фронтового применения», и с ними число подвешиваемых единиц АСП достигло для него 28. В новом многоцелевом самолете Т-10В, поставки которого в части ВВС России под обозначением Су-34 начались в 2014 г., были добавлены еще два крыльевых пилона с возможностью подвески МБД, и увеличено число «ячеек памяти» в системе управления вооружением (СУВ), что позволило использовать все замки одновременно, а общее их число возросло до 38. Стараниями конструкторов ОКБ имени Павла Осиповича Сухого в СССР был разработан самолет, который в кои веки превзошел вероятного противника по числу точек подвески и общей массе АСП при лучшей дальности полета. Как мы уже говорили, добиться того удалось пойдя на более широкое изменение первоначальной конструкции планера. На Су-34 не только увеличили размерность и вес, но и перешли на более прогрессивную аэродинамическую схему.
Таблица 1
Итак, по числу точек, используемых для вооружения, российский самолет превосходит американский в 1,27 раза, ударного оружия несет больше в 1,5 раза, а наибольший расчетный вес «спецгрузов» на его борту 12500 кг против 10637 у «американца». Но это показатели общие, а как боевые возможности противников соотносятся при решении каких-то определенных задач, а не вообще?
На практике теоретический вес полезной нагрузки не применяется, а учитывают фактический вес реализуемых вариантов подвески и ее номенклатура – как по классам, так и по типам боеприпасов. Каждый из них имеет свои специфические свойства и нужен для наиболее эффективного с точки зрения результата и его стоимости решения строго определенных задач.
Тактико-технические характеристики F-15
— Главный конструктор: Д. Графф — Первый полёт: 27 июля 1972 года — Начало эксплуатации: 9 января 1976 года — Единиц произведено: 1 500
Стоимость F-15
— F-15A/B $27,9 млн (1998 год), F-15C/D $29,9 млн (1998 год)
Экипаж F-15
— 1 человек
Размеры F-15
— Длина: 19,43 м — Размах крыла: 13.05 м — Высота: 5,63 м — Площадь крыла: 56,5 м² — Угол стреловидности по передней кромке: 45o — Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
Вес F-15
— Масса пустого: 12700 кг — Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow) — Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с тремя ПТБ и двумя конформными баками (англ.)русск.) — Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2×2309) кг — Масса топлива в конформных баках: 4422 кг
Двигатели F-15
— 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100, −220, −229.
Тяга: — 2 × 6655 кгс (65,2 кН) F100-PW-100 — 2 × 7910 кгс (77,62 кН) F100-PW-220, F100-PW-229
Тяга на форсаже: — 2 × 10810 кгс (106,0 кН) F100-PW-100 — 2 × 11335 кгс (111,2 кН) F100-PW-220 — 2 × 13250 кгс (130 кН) F100-PW-229
Скорость F-15
— Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (M=2,5) — Максимальная скорость на малой высоте: 1450 км/ч (M=1,2) — Скорость захода на посадку: 232 км/ч — Скороподъёмность: 254 м/с — Длина разбега: 686 м (F100-PW-100 для взлетного веса 20240 кг) — Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта)
Дальность полета F-15
— Практическая дальность: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением) — Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками)
Практический потолок F-15
— 20000 м
— Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при М=0,9)[51] — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/−3,0 (у F-15A: +7,3/−3,0)
Авионика
— РЛС: РЛС с АФАР AN/APG-63(V)2/3/4 — Система предупреждения об облучении AN/ALR-56C RWR входит в состав TEWS (Tactical Early Warning System) F-15C/D.
Вооружение F-15
— Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов — УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты — УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты — УР AIM-120 AMRAAM (F-15C/F-15D) до 8
Старые добрые «чугунные бомбы»
Со времен II мировой войны авиация применяет управляемые бомбы – УАБ, в русскоязычной документации используется обозначение КАБ – корректируемая авиабомба. Хотя первыми в этом были немцы, но уже тогда в лидеры вырвалась Америка. С тех пор она использует УАБ во всех конфликтах, в которых участвуют ее самолеты, и постепенно они стали их главным тактическим вооружением. Главным, но не единственным – высокоточное оружие (ВТО) так и не смогло вытеснить окончательно обычные свободнопадающие бомбы, презрительно называемые «чугунными», но в арсенале остающиеся.
Сброс двух бомб Mk.83 калибра 1000 фунтов (номинальный вес 460 кг) с балочных держателей под конформными баками CFT самолета F-15E Фото: Интернет
Непрекращающиеся вот уже 75 лет «малые войны» устойчиво показывают их сохраняющуюся необходимость. Даже сравнительно недорогие и эффективные УАБ со спутниковым наведением серии JDAM проигрывают им при поражении многих типовых целей, не требующих особо точного прицеливания. Это преимущество заключается не только в сумме стоимости израсходованных на гарантированное уничтожение такого объекта бомб, но и в оперативности применения в боевом вылете – особенно, с малых высот. Еще одно достоинство этого «устаревшего вооружения» заключается в снижении зависимости от средств разведки и необходимости добывать предварительно координаты целей – практика показывает, что для боеприпасов, использующих инерциальную или спутниковую навигацию их лучше знать заранее.
Самое мощное неядерное оружие современных самолетов фронтовой тактической авиации – это так называемые объемно-детонирующие или вакуумные бомбы. В ряде случаев эксперты сравнивают их эффективность с атомными боеприпасами килотонного класса. Например, Су-34 может нести 6 бомб ОДАБ-500МП – такое изделие весом 520 кг снаряжается 193 килограммами тетранита, который при детонации дает мощный «высокотемпературный пузырь», вызывающий схлопывание окружающего воздуха, а затем наружную ударную волну. Особо эффективны ОДАБ в кварталах с плотной застройкой, в долинах и ущельях, где их энергия концентрируется стенами зданий или склонами местности.
Подвеска бомб ФАБ-500М62 на самолет Су-34 возможна на одиночные и на сдвоенные балочные держатели Фото: https://topwar.ru/108494-zimniy-den-na-aerodrome-s-su-34.html
Известно, что американский тактический ударный самолет F-15E также несет вакуумные бомбы, но какие – не официально уточняется.
Как мы говорили, F-15E теоретически может поднять более 10 тонн внешней нагрузки, но конструкция узлов подвески и программное обеспечение (ПО) системы управления вооружением в пределе позволяет взять лишь 3817 кг свободнопадающих бомб, причем разнокалиберных – 12 пятисотфунтовок Mk.82 и одну Mk.84 калибра 2000 фунтов. Их баллистика, естественно, отличается и это затрудняет прицеливание – оператору надо делать больше операций. Не ясно, возможен ли их залповый сброс по одной малоразмерной цели. Это типовой вариант такого вооружения, есть также снимки с подвеской и сбросом двух или четырех бомб Mk.83 промежуточного 1000-фунтового калибра или 2000-фуктовых Mk.84 – их максимальный вес ровно 3700 кг. Оба самолета могут применять как бомбы со стандартным оперением, так и боеприпасы с тормозными устройствами для маловысотного удара.
Американские авиабомбы серии Mk.82 (LDGP) со стандартным оперением на транспортировочной тележке – они также входят в вооружение самолета F-15E Фото: С.Г. Мороз
Российский Су-34 сохранил возможность подвески бомб меньшего, 100-кг калибра. С начала 1960-х гг. они были объявлены американцами неэффективными, поскольку круговое вероятное отклонение при сбросе с больших высот и скоростей превышало радиус сплошного поражения взрывной волной и осколками. Но локальные войны показали, что значительную часть атак тактическая авиация выполняет с малых высот и на дозвуке, постепенно улучшалась точность прицелов. Тем не менее, на вооружение F-15E бомбы калибра 250 фунтов (114 кг) так и не поступили, а в арсенале Су-34 «сотки» есть. Возможность брать много бомб такого калибра выгодна там, где противник не имеет долговременных укреплений и сильной ПВО – без ее «зонтика» часто оказываются войска на марше, которые выгодно бомбить с одного захода серией. Значительное преимущество имеет Су-34 и по использованию боеприпасов калибра 250 и 500 кг.
Таблица 2
На официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации сказано, что серийный Су-34 несет три свободнопадающие авиабомбы калибра 1500 кг, но автору пока не удалось подтвердить это ни одним снимком или видео. Согласно многим другим источникам, в т.ч. близким к ОКБ им. Сухого и Новосибирскому авиазаводу, Су-34 не может применять «чугунных бомб» тяжелее полутонных, тогда как «Страйк Игл» способен взять до четырех фугасок калибра 908 кг и многие эксперты считают это важным «козырем» американского самолета. Но нет точных сведений о возможности применения бомб Mk.84 с подкрыльевых пилонов и средних замков под воздухозаборниками вместе с указанной выше загрузкой 227-кг бомбами – в описаниях самолета такие варианты значатся, но на фото и видео из боевых операций не наблюдаются.
Подготовка фугасной штурмовой низковысотной авиабомбы ФАБ-500ШН с парашютным тормозным устройством на самолет Су-34 в 4-м ЦБП на аэродроме Воронеж Фото: С. Чайковский // https://dinamicaglobal.wordpress.com/2014/05/18/a-nova-corrida-armamentista-o-equilibrio-militar-leste-oeste-e-a-importancia-estrategica-da-crimeia/
Конечно, отсутствие фотодокумента не значит, что подвеска трех бомб тонного калибра на F-15E невозможна. Американцами они широко применялись во всех локальных конфликтах второй половины ХХ и начала XXI века, но для чего именно?
Их выгодно использовать против особо прочных зданий и сооружений – подземных укрытий, плотин и больших мостов, но для всех этих целей как раз и выгодно применять ВТО соответствующего калибра, что они регулярно и делают. А «чугунные» Mk.84, которые весят 894 кг или 925 с тормозным устройством шли, например, для завала обрушаемыми близким взрывом камнями горных троп в Афганистане. Там «спутниковая» точность не нужна.
Такие бомбы американцы пытались задействовать и для разрушения шоссе и взлетно-посадочных полос аэродромов. Действительно, при прямом попадании, что заходе вдоль объекта несложно, даже в мощном бетоне получается «большая дыра», но она может быть заделана гораздо быстрее, чем множество малых «дыр», которые производит кассета, рассеивающая облако бетонобойных суббоеприпасов. Они несут смертельную опасность и для войск, и даже для бронетехники.
«Сеятели»
Именно потому не заменили «умные бомбы» и разовые бомбовые кассеты или РБК – давно уже ставшее привычным средство поражения рассредоточенных и маневрирующих целей. Самолет F-15E несет до девяти РБК типа CBU-42/A, или до 12 меньших CBU-52В/В, CBU-58/В, CBU-71/В, CBU-87/B CEM, CBU-89/B и CBU-100 (Mk.20-II «Рокай»). Их число на подвеске, как и обычных бомб, на серийном строевом самолете сократилось в сравнении с опытным, и по этому показателю «Страйк Игл» тоже проиграл «крылатой тридцатьчетверке», которая несет до 16 разовых бомбовых кассет калибра 500 кг.
Противотанковая планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБ-ЭК слева и бетонобойная РБК-500У БетАБ-М и их поражающие элементы Фото: https://vpk.name/file/img/rbk-500-spbe-k_240117_1.jpg
Самолет F-15E может использовать кассеты с коррекцией по силе ветра WCMD (Wind Corrected Munition Dispenser), которые существенно повышают точность их применения при сбросе с больших высот. Они применяются со времен бомбардировок сербских войск и гражданских объектов в Югославии в 1996-м, а затем и в 1999 гг. и вплоть до последних операций на Ближнем Востоке.
Каждая из двенадцати кассет WCMD снаряжается десятью связками GBU-97/B из четырех поражающих элементов SFW (Sensor Fused Weapon – боеприпас с сенсорным взрывателем). После сброса кассета доворачивает на истинную точку прицеливания с учетом распределения ветров по высотам. Над заданной высоте она раскрывается и выпускает своих «пассажиров» в свободное падение. Они не управляются аэродинамически, но тепловой дистанционный взрыватель формирует кумулятивную струю в направлении цели, если ее температура отличается от окружающей.
Идея вроде-бы правильная, но как показал опыт, годящаяся только для поражения техники со слабым и средним уровнем бронирования, причем желательно применять такие кассетные бомбы не с борта F-15E, а с тяжелых бомбардировщиков В-1В или В-52Н – тогда плотность поражения такой цели, как БМП в развернутом боевом порядке или автоколонна, будет достаточной. Между тем, если одна неуправляемая кассета CBU-58/B стоила в ценах 1990 г. 2893 доллара, то CBU-87/B CEM уже 13941, а CBU-89/B – целых 39693 «зеленых», что сегодня составляет 76233 доллара за одну кассету – сегодня это уже более полутора миллионов за всю «зарядку» одного F-15E!
Разовая бомбовая кассета CBU-87/B CEM вмещает 202 поражающих элемента осколочно-зажигательного действия Фото: https://nara.getarchive.net/media/us-air-force-usaf-staff-sergeant-ssgt-frank-townsend-80th-fighter-squadron-41d7d3
В СССР и затем в России разрабатывали подобные управляемые планирующие бомбовые кассеты ПБК-500У, снаряжаемые малогабаритными управляемыми бомбами ПТАБ-СП и СПБ и были заявления об их принятии на вооружение и даже предложения экспорта. Но доказательств возможности их применения самолетами Су-34 пока найти не удалось, и не удивительно. Пресловутый образ нового русского, прикуривающего от стодолларовой купюры в казино в Монте-Карло, бледнеет на фоне рядового американского пилота, нажимающего на кнопку «сброс» в кабине загруженного «умными» кассетами WCMD «Страйк Игла», а ведь результат их действий может не сильно отличаться по эффективности…
Кроме бомбовых кассет американский тактический ударный самолет F-15E может применять подвесные системы минирования GATOR – он берет до двенадцати кассет CBU-89/B или CBU-104 – последняя также снабжена устройством коррекции по силе ветра. Подобное вооружение российского Су-34 с советских времен безлико именуется «контейнерами малогабаритных грузов универсальными» – КМГ-У и КМГУ-2 и снаряжается как минами, так и малокалиберными бомбами. Они крупнее и тяжелее американских и российский бомбардировщик берет их только семь. Зато КМГУ емче и общая площадь поражения в таком варианте применения у Су-34 больше.
Номенклатура применяемого рассматриваемыми нами самолетами образцов кассетного оружия и поражающих элементов, которыми они могут снаряжаться, весьма обширна и мы не можем здесь привести ее всю. В предлагаемой таблице мы рассмотрим лишь некоторые варианты – а именно кассеты калибра 500 кг с бомбами противопехотными и противотанковыми кумулятивными, а также кассеты с противотанковыми минами.
Таблица 3
В первом варианте для действий по пехоте и легкой технике на открытой местности при примерно равном весе вооружения одиночный российский Су-34 превосходит американский «Страйк Игл», сбрасывая почти в четыре раза больше суббоеприпасов. Каждая кассета дает на 100 метров шире зону поражения, а полностью снаряженный таким оружием Су-34 превосходит американский аналог по площади поражения в 1,5 раза при почти вдвое большей плотности «засева».
В атаке танков американские кассеты CBU-97/В SFW почти двукратно эффективнее российских РБК-500 СПБ-Д, что частично компенсируется большей «вместимостью» Су-34. Но как мы уже говорили, до сих пор нет точных сведений о принятии их на вооружение авиации Российской Федерации.
Наконец, при воздушном минировании крупные и тяжелые контейнеры КМГ-У советской разработки превосходят американские CBU-89/B GATOR по числу противотанковых мин на 30%. Хотя боеприпасов в размерности CBU-89/B самолет F-15E может взять до 12 штук, автору удалось найти официальные сообщения Министерства обороны США, фото и видео боевых операций «Страйк Иглов» с применением лишь не более трех таких кассет на один самолет. С чем это связано, не ясно – возможно, дело в программном обеспечении бортовых управляющих систем F-15E, но может быть дело и в размерности цели.
Су-34 против F-15E. Ярость небес
Дискуссия, как всегда, быстро деградировала до уровня песочницы. Не владея фактами, досточтимая публика стала на ходу придумывать аргументы и расставлять довольно странные приоритеты. Вместо обсуждения БРЭО потратили половину времени на оценку авиационных пушек. Оружия, мягко говоря, второстепенного для бомбардировщиков. Стыдно, господа. Не менее “порадовали” сами авторы, допустив в своих статьях целый ряд ошибок, при том забывая обратить внимание на многие важные факторы. В любом случае, С. Линнику и К. Соколову выражаю благодарность за инициацию интереса к данной теме.
Аналогом истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle в российских ВВС следует считать именно ударный Су-34, а не многоцелевой Су-30СМ.
А в ответ:
Именно Су-30СМ является аналогом F-15E, а Су-34 стоит в этом сравнении обособленно.
Господа, в воздухе бьют не по паспорту, бьют по лицу. Все эти самолеты предназначены для нанесения ударов по наземным целям. Все имеют выдающиеся размеры, характеристики и стоимость. Лучшие из лучших. Элита. Боевые машины “первой линии”. “Орлы” и “Сушки” выполняют одни и те же задания. А если так — они являются объектами для сравнения.
Концепция какого самолета наиболее адекватна реалиям современного мира?
На Орла ставят прицельный контейнер Sniper.
Имя ему — LANTIRN. В переводе — ночная прицельная система для работы на малых высотах. Именно она была главной особенностью Орла, и именно под неё создавался F-15E в далеком 1986 году. Считалось, что LANTIRN выведет тактические бомбардировщики на принципиально новый уровень.
Пара подвесных контейнеров c радаром предупреждения о наземных препятствиях, парой инфракрасных камер, лазерным дальномером, датчиками сопровождения цели и коррелятором линии визирования для ракет “Мэврик”.
Позже контейнеры LANTIRN появились на других боевых самолетах (например, F-16, начиная с «Блок 40»), но первопроходцем в области таких систем стал ударный «Орел». Упомянутый Sniper есть дальнейшее развитие LANTIRN’а, при этом он ориентирован не на малые высоты, а на высокоточные бомбежки из стратосферы.
Ввиду очевидных причин социально-экономического характера на вооружении ВКС России прицельно-навигационные контейнеры отсутствуют. Это резко снижает возможности имеющихся истребителей (Су-27, МиГ-29) по борьбе с наземными целями. С другой стороны, отечественная ударная авиация использует встроенные прицельные системы — СВН-24 “Гефест” (Су-24М), “Платан” (Су-34), “Кайра” (уже ставший историей, МиГ-27К). Насколько они хороши в сравнении с LANTIRN — оставим этот вопрос на обсуждение боевикам ИГИЛ.
Немало копий было сломано вокруг бронекапсулы Су-34.
Так зачем ему броня? При полете с отгибанием рельефа броня спасет только от стрелкового оружия. Броня не спасет от ПЗРК, не спасет от ракеты ПВО и не спасет от 30-мм пушки. А много примеров сбитых самолетов от стрелкового оружия?
117 самолетов и 333 вертолета, большая часть которых была подбита огнем из ДШК. Легендарный “стингер” так и остался дешевым пугалом, 3/4 всех потерь авиация 40-й армии понесла от пулеметов басмачей.
4 декабря 1982 г., боевая потеря самолета Су-17м3, 136 апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Кандагар, зам. ком АЭ майор Гавриков — старший летчик ст. л-нт Хлебников. Очередь из ДШК прошла через кабину пилотов. По всей вероятности пилоты погибли в воздухе, поэтому никто не катапультировался.
17 января 1984 г., боевая потеря самолета Су-17м3, 156 апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Шиндант. После сброса АБ самолет на выводе из пикирования столкнулся с горой и взорвался. При осмотре места падения в заголовнике К-36 обнаружены пробоины от пуль, наиболее вероятно, что летчик погиб при обстреле в момент вывода.
Находись те пилоты в кабине Су-34, они остались бы живы. 17-мм титана достаточно, чтобы остановить пули, выпущенные из любого оружия.
Темой отдельного разговора стали непомерные “излишества” на борту Су-34. Слишком широкая двухместная кабина, биотуалет, кухня, спальное место (для тактического бомбардировщика, чья длительность боевого вылета не превышает пары часов!). Случись такое на американском бомбардировщике, его бы подняли на смех — “не могут воевать без памперсов и кока-колы”.
Зачем-то оборудованный вход со стороны нижней части фюзеляжа. Наконец, “Утенок” вынужден тащить в небо целый газотурбинный генератор! Означает ли это, что отечественные конструкторы лишились рассудка?
В “Сушке” все сделано очень грамотно. Преимущества двухместной кабины известны со времен F-111: лучшая эргономичность и координация действий между пилотом и оператором вооружений. Крошечная микроволновка, спальник и биотуалет — все помещается на месте входного люка в полу в задней части кабины. Не исключено, что “Сушке” когда-нибудь придется действовать в роли “карманного” стратегического бомбаридровщика, как понадобилось её идейному вдохновителю F-111.
Вход через нишу передней стойки шасси. Как минимум, такое решение препятствует попаданию осадков в кабину, что доставляет немало неудобств обычным истребителей со сдвижным/откидным фонарем.
История с газотурбинным генератором имеет простое объяснение. 105 кВт генератор находится в хвостовой балке Су-34 и, помимо своей основной функции, является балластом-противовесом для 1,5-тонной бронированной кабины. Без него “Утёнок” уткнулся бы носом в землю.
Изначально на этом месте планировали ставить РЛС обзора задней полусферы, но, ввиду её сомнительной боевой ценности и высокой цены, конструкторы остановили свой выбор на вспомогательной газотрубинной установке. Наличие автономного генератора позволяет летчикам дежурить на необорудованных аэродромах, находясь в кабине самолета в тепле и с запитанным бортовым оборудованием, в готовности к быстрому запуску двигателей и ускоренному взлету.
Впрочем, эксплуатировать столь мощный, сложный и дорогостоящий самолет с необорудованных аэродромов может придти в голову только кретину. В реальности, они размещены на лучшей авиабазе Сирии, где их лелеют со всех сторон, как и положено суперсамолетам за сотню млн. долл.
Немалую популярность приобрела новость из Сирии о том, что новейшие российские разработки позволяют применять бомбы свободного падения с точностью, соответствующей лучшим образцам ВТО.
Этой новости в обед сто лет. Прицелы с аналоговым вычислителем широко применялись еще во времена Второй мировой. К концу 50-х они достигли своего совершенства. Установленный на истребителе-бомбардировщике F-105 бомбовый прицел-вычислитель AN/ASG-19, связанный с навигационным автоматом, обеспечивал автоматическое бомбометание вслепую с горизонтального полета, с кабрирования и «через плечо».
Главной сложностью был не столько расчет траектории бомбы, сколько получение данных о точном местонахождении объекта. Именно на этот вопрос пытаются ответить современные исследователи, изобретая все более сложные LANTIRN’ы, “Гефесты” и “Платаны” для работы ночью и в сложных метеоусловиях. С инфракрасными и ТВ-камерами, радаром с синтезированной апертурой и набором датчиков для наблюдения за целью.
Пара слов о пушечном вооружении. У Су-34 — 30 мм пушка с боекомплектом 150 снарядов. У Орла — 20 мм “Вулкан”, 510 снарядов.
Главный вопрос не в том, чья лучше. Нужна ли она вообще бомбардировщику?
И если более легкий и маневренный Орел еще имеет шанс на применение пушечного вооружения по наземным целям и в воздухе (единственный раз ему пришлось стрелять по наступающим боевикам Аль-Каиды в 2002 году), то у 45-тонного Су-34 такая возможность отсутствует в принципе.
Споры о емкости топливных баков также не имеют смысла, при наличии систем дозаправки в воздухе. Воздушный танкер проводит к цели и заботливо встретит на обратном пути.
Притом, что топливная система Орлов и Сушек обладает примерно схожими показателями. Единственное преимущество F-15E — принятая в ВВС США система дозаправки с использованием жесткой “штанги”. Это позволяет вдвое повысить давление в системе и сократить время дозаправки. Во вторых упрощает сам процесс — пилоту остается лишь следовать за танкером, все остальное сделает оператор штанги.
Автор указывает про разницу в дальности обнаружения целей между локационным комплексом Су-34 Ш-141 и РЛС F-15E AN/APG-70.
APG-70 — это прошлый век. С 2007 года Орлы оснащают радаром APG-82 c АФАР
В целом, сравнивая американский F-15E Strike Eagle и российский Су-34, можно отметить, что эти машины находятся на разном этапе жизненного пути. Су-34 только начинает свою долголетнюю службу, а F-15E уже готовится к её завершению.
К моменту боевого дебюта Су-34, огненный путь Орла составил 30 лет. Пять стран в сплошные руины.
В целом расклад следующий.
Су-34
Пустой — около 20 тонн, макс. Взлетная масса — 45 тонн. Специализированный ударный самолет, как и его предок F-111 принадлежащий к неофициальному классу “карманных” стратегических бомбардировщиков. Единственный из современных боевых самолетов, имеющий бронезащиту кабины.
Су-30СМ
Пустой 18 т, макс. взлетная ~ 29 тонн. Близок по идеологии к Орлу. Вввиду отсутствия прицельного оборудования для работы “по земле”, в отечественных ВКС выполняет функции истребителя.
F-15E
Пустой 14 т, макс. взлетная — 36 тонн. Проверенный киллер, с отличными прицельными комплексами и широким ассортиментом вооружений. От 113-кг планирующих SDB до чудовищных 2268 кг “бункер бастеров” с лазерным наведением.
F/A-18F
Он легче и меньше “Орла”. Сохранят все его свойства, за исключением меньшей боевой нагрузки. Чрезвычайно маневрен. По словам главного конструктора Су-35, “Супер Хорнет” не уступает “Сушке” в ближнем бою. Обладает наименьшей заметностью среди всех истребителей поколения 4+ (ЭПР = 1,2 м). По данным ВМС США, продолжительность боевых вылетов “Супер Хорнетов” достигала 13 часов. Истребители-бомбардировщики взлетали с авианосца в Аравийском море, дозаправлялись и часами висели над горами Афганистана.
Кто победит в этом заочном бою? Кто является самым совершенным тактическим бомбардировщиком?
Ответ — всех порвут “Рэптор” и F-35.
В конструкции Орлов, Сушек и Хорнетов заложен общий недостаток. Эти ударные самолеты созданы на базе истребителей завоевания превосходства в воздухе. С малой нагрузкой на крыло. Основной режим — дозвуковой полет и маневренный воздушный бой.
Крыло среднего удлинения не обладает необходимой жесткостью. При выполнении сверхзвуковых бросков начинается тряска, выматывающая экипаж и приводящая к повреждениям конструкции.
Для бомбардировщиков необходимо жесткое крыло с высокой нагрузкой, которое нивелирует негативные последствия турбулентности на сверхзвуковых режимах полета. Попутно, способствуя снижению лобового сопротивления и расхода топлива.
F-111 решал проблему, складывая крылья за спиной. Действенный, но не самый эффективный способ.
Построив “Рэптор”, янки создали универсальный авиационный комплекс для поражения воздушных и наземных целей. Жесткое трапециевидное крыло малого удлинения отлично подходит для прорывов к целям на сверхзвуковых скоростях. А после того как сброшен смертоносный груз, F-22 превращаются в полноценный истребитель, способный постоять за себя в ближнем бою.
Идеальный воздушный боец! Благодаря пониженной заметности такой самолет имеет большие шансы выполнить боевую задачу. Дополнительные преимущества обеспечивает радар с активной ФАР, имеющий лучшую чувствительность при обнаружении наземных целей. Дальше всех пошли создатели F-35: его радиолокатор APG-81 имеет макс. разрешение 30 х 30 см. С помощью такого устройства можно из стратосферы отличить танк от БМП.
Автор Олег Капцов
05.11.2015г.
На фотографиях:
- Бомбардировщики
- Прицельные контейнеры
- Су-34
- Хвостовая балка Су-34 со 105-ти киловаттным генератором
- F-15E с системой дозаправки
- Су-34
- Су-30СМ
- F-15E
- F/A-18F
- F-22
© «Военное обозрение» Вооружение » Авиация
Запах напалма
И последний часто используемый в войнах любого уровня интенсивности компонент неуправляемого бомбардировочного вооружения – это зажигательные бомбы и баки. Они снаряжаются различными химическими составами в жидком или коллоидном (густом) состоянии, которые в обиходе именуют напалмом, хотя это лишь один конкретный вид такого «зелья».
Поражающее действие зажигательных боеприпасов основано на высокотемпературной вспышке растекшейся на значительной площади при ударе о целевую поверхность или при раскрытии боеприпаса смеси. Огонь быстро распространяется и медленно гаснет даже при своевременном применении средств пожаротушения, многие смеси «прилипают» к телу и предметам или обладают повышенной текучестью.
Зажигательные бомбы и баки дешевы и просты в применении, хотя требуют повышенных мер безопасности при складировании, обслуживании и подвеске. Другой их недостаток – меньший в сравнении с обычными бомбами срок хранения.
Зажигательный бак ЗБ-500ГД советской разработки, предположительно входящий в комплект вооружения самолета Су-34 Фото: С.Г. Мороз
Самолет F-15E может снаряжаться девятью зажигательными баками BLU-27B/B или Mk.77 Mod.0, российский Су-34 несет восемь подобных ЗБ-500, но число зажигательных авиабомб у него больше – он берет их столько же, сколько и обычных того же калибра. Здесь следует учитывать, что эффективность одной зажигательной бомбы обычно несколько меньше, чем бака, а вес и стоимость – выше.
Но зажигательными смесями могут снаряжаться не только баки и бомбы калибра 100/114, 250/227 и 500/454 кг, но и малокалиберные поражающие элементы кассет весом от 0,5 до нескольких килограммов. Они дают множество очагов пожаров, с которыми очень трудно бороться. Сравнение эффективности такого оружия проистекает из рассмотренного выше соотношения возможности применения кассет самолетами Су-34 и F-15E.