Великие авиаконструкторы. Николай Николаевич Поликарпов


С неба на землю

Родился на Орловщине близ села Георгиевское (ныне Калинино) в Ливенском земстве 9 июня 1892 года в семье потомственных священнослужителей. Мать была из рода состоятельных священников.

Его бабушка в ранние годы проживала в поместье И. С. Тургенева, её отец, прадедушка Коли, по свидетельствам того времени, мог бы служить прообразом сурового Базарова из произведения Тургенева “Отцы и дети”.

Отец Николая был участником благотворительных мероприятий и организаций. Служил в чине архиепископа в нескольких губерниях. К 1903 году в семье Поликарповых родился седьмой ребенок.

Род Поликарповых

Сергей Гаврилович и Мария Борисовна Аракины — дедушка и бабушка Николая Поликарпова

— Отец Николая Николаевича был священником?

— Да, потомственным священником. Однажды в беседе с дочерью Николай Николаевич сказал: «Мы, Поликарповы, из греков происходим». Такое предание было в семье, возможно ошибочное. Вот на чём оно было основано. История рода уходит корнями в тринадцатый век, когда, согласно летописям, пришёл в Чернигов, в Северскую землю, «из греков» монах Поликарп. Он испросил у князя разрешение крестить вятичей, проживавших в дремучих лесах на территории Брянской, Орловской, Тульской, Калужской и Липецкой областей.

В помощь монаху князь дал нескольких русских священников. Один из них, принявший в качестве фамилии имя учителя, позже причисленного к лику святых, и дал начало роду Поликарповых. Ведь сам Поликарп был монахом и, следовательно, не мог иметь семьи.

В Орловской губернии Поликарповы вместе с родственниками составляли не менее четверти лиц духовного звания, имели многочисленную родню в соседних епархиях. В списках выпускников Орловского духовного училища за 1790 год можно прочитать имя предка авиаконструктора — Михаила Поликарпова — и его брата Матвея. В качестве полкового священника о. Михаил участвовал в разгроме армии Наполеона. В семье хранился его наградной крест на ленте ордена Святого Владимира. На лицевой стороне была выгравирована надпись: «Не нам, не нам, а имени Твоему», а на обратной — дата: «1812 год». Поликарповы столетиями служили России, Николай Николаевич просто продолжил эту традицию.

— А если говорить непосредственно о родителях Николая Николаевича Поликарпова, как много о них известно?

— Его мать Александра Сергеевна в девичестве носила фамилию Аракина. Её дед Борис Преображенский стал одним из прототипов Базарова — героя романа Тургенева «Отцы и дети». С Тургеневым их связывало многолетнее знакомство. В молодости Борис был нигилистом, но потом раскаялся и принял духовный сан. Во время эпидемии холеры в Орловской епархии о. Борис Преображенский ездил исповедовать умирающих, заразился и умер. Его дочь Мария — бабушка авиаконструктора — после смерти отца воспитывалась в семье Тургеневых. В качестве свадебного подарка писатель передал ей серебряный ларец, серебряные зеркало и колье, дорогой комод итальянской работы и некую сумму денег, ставшие основой тех средств, на которые Мария Борисовна впоследствии купила имение.

Александра Сергеевна — мать Николая Николаевича — была хорошо образована, по тогдашним понятиям. Отец — Николай Петрович — был, по отзывам, прекрасным православным педагогом, за что был награждён орденом Св. Анны, много раз избирался делегатом епархиальных съездов. Служил он в селе Георгиевском близ города Ливны Орловской области.

Атмосфера в семье царила самая творческая. Это было интересное сочетание. Отцу Николаю и его сыновьям приходилось, кроме духовного делания, лично заниматься крестьянским трудом: разводить коней, косить сено, пахать землю. Но при этом оставалось время для музыки, живописи.

Кадило или мотор

Детство Коли Поликарпова прошло быстро, мальчик любил проектировать и рисовать, много читал. В 9 лет его отдали обучаться в Ливенское духовное училище. В пятнадцать лет поступил в семинарию города Орел. Но к счастью Н.Н. Поликарпова интересовала не скучная жизнь приходского священника, а рев моторов и турбин, возможно уже тогда его манило небо.

В 1911 году, бросив духовную учебу, и не думая о семейном призвании священника, сдает экзамены и поступает в Санкт-Петербургский политехнический институт.

Николай Поликарпов поступил на механическое отделение кораблестроительного факультета. В 20 лет (1912 год) начал проходить практику в Ливенском уезде, работая инженером при строительстве шоссе и мостов. В 21 год увлекается авиацией и посещает соответствующие курсы при факультете, одновременно начиная обучение на втором факультете авиации.

В возрасте 24 лет защищает диплом “Дизель морского типа 1000 л.с.” и получает звание “инженер-механик I-ой степени“, но диплом о двухмоторном самолете защитить не удалось.

На момент поступления в институт у Николая было еще шесть братьев и сестер, к тому же обучение нужно было оплачивать. Бюджет отца-священника был ограничен. Поэтому будущий авиаконструктор одновременно с обучением работал помощником инженера в цехах кораблестроительного отдела завода, а позже и в самолетостроительном управлении.

Ссылки [ править ]

  1. Авиация и космонавтика . Воениздать. 1973 г.
  2. Смитсоновские исследования в воздухе и космосе . Пресса Смитсоновского института. 1981. с. 83.
  3. Пэрриш, Майкл (1996). Малый террор: советская государственная безопасность, 1939-1953 гг . Издательская группа «Гринвуд». п. 43. ISBN 9780275951139.
  4. Графф, Кори (2014). Летающие боевые птицы: иллюстрированный профиль редкого самолета времен Второй мировой войны из коллекции «Летающее наследие» . Voyageur Press. п. 51. ISBN 9780760346495.
  5. Дэвис, Роберт Уильям (1989). Советская экономика в смятении, 1929-1930 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 452. ISBN. 9780674826557.

  6. Ассошиэйтед Пресс, «Смерть авиационного эксперта»,
    The San Bernardino Daily Sun
    , Сан-Бернардино, Калифорния, вторник, 1 августа 1944 г., том 50, стр. 2.

Библиография [ править ]

  • Гринвуд, Джон; Хардести, Фон; Хайэм, Робин (2014). Российская авиация и авиация в ХХ веке . Рутледж. ISBN 9781135251864.
  • Иванов, Владимир (1995). Авиаконструктор Н.Н. Поликарпов . Санкт-Петербург: Политехника. ISBN 5732500855. OCLC 34361460 .
  • Иванов, Владимир (2004). Самолеты Н.Н. Поликарпова
    . Москва: РУСАВИА. ISBN 5900078256. OCLC 70659422 .
  • Маслов, Михаил (2009). «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова
    . Москва: Яуза. ISBN 9785699309986. OCLC 698862229 .
  • Биография Поликарпова на сайте Минобороны России
Авторитетный контроль
  • GND : 130278432
  • ISNI : 0000 0001 2022 1126
  • LCCN : n86033636
  • NKC : js2011646674
  • VIAF : 57715208
  • WorldCat Identities : lccn-n86033636

Начало и взлет карьеры

После учебы он трудится заведующим производством в авиационном управлении «Руссо-Балта», так в то время называли многопрофильный Русско-Балтийский вагонный завод.

Руководителем и наставником Николая стал Игорь Сикорский, обративший внимание на талантливого студента еще во время учебы.

Поликарпов принял участие в создании ТБ-3, гигантского бомбардировщика, революционного на тот момент проекта. Создавал проекты новых истребителей возрождаемых авиачастей Рабоче-Крестьянского Красного Флота и параллельно занимался модернизацией старых.

В 1918 году завод развалился из-за тяжелой экономической ситуации после Первой Мировой и революции. И.И. Сикорский в новой обстановке с большевиками не нашел взаимопонимания, и принял решение эмигрировать. Не забыв про своего лучшего ученика, он позвал с собой Поликарпова, обещая лучшие условия для роста, но тот отказался.

Самоотдача Союзу

В тот же год Николай стал работать в Москве в управлении Главного Воздушного Флота, на одной из должностей по строительству авиазаводов. В 1918 году он направлен в Москву, на завод “Дукс” . В должности замначальника конструкторского отдела он занимался изучением иностранных самолетов и модернизацией отечественных машин.

По собственной инициативе, со своей командой, разработал первый советский истребитель-моноплан. Серийный выпуск смелого, но не доработанного проекта ИЛ-400 ограничился 33-я машинами.

С 1924 по 1928 сменил несколько главных руководящих должностей. За это время он стал первым советским человеком, разработавшим методы создания и испытания самолетов. Упорядочил подход и науку авиастроения, по которой ориентировались и ровнялись другие конструкторы до эпохи реактивной авиации.

В 1927-м Николай Николаевич Поликарпов создал крылатую легенду.

Учебный самолет У-2, весивший около 700 кг, был партой сотен и тысяч пилотов и надолго завоевал славу самого удачного и простого самолёта СССР. За свою жизнь этот самолет сменил сотни ипостасей: учебный и связной самолет, лимузин, опрыскиватель и ночной бомбардировщик.

Машина, на которой обучилось около ста тысяч лётчиков, выпускалась рекордно долго – до 1954 года. Этому способствовали как простота конструкции, так и дешевизна материала: дерево, полотно и фанера. В память о нём самолёт переименовали в По-2.

В феврале 1928-го конструкторское бюро Поликарпова переехало на авиазавод No 25, где до сентября закончило разработку новой машины. Самолет Р-5 стал одной из лучших универсальных машин 30-х годов.

Штурмовик, бомбардировщик, носитель химического оружия, разведчик и транспортник, в каких условиях он только не выполнял свои задачи. Одно оставалось неизменным – это высокая надежность и простота конструкции.

«Помолиться за них надо»

— Кто больше всего вам про него рассказал?

— Каждый понемножку. К тому же в 20-е годы постоянно велись стенограммы заседаний, их очень много, и там его живая речь. Доносов было много.

— Кто их писал?

— Все писали. Проще сказать, кто не писал. Например, Ильюшин — лучший друг Поликарпова — не писал. Николай Николаевич для Ильюшина сделал в благодарность ряд проектов, и ранние самолёты Ильюшина несут на себе сильный отпечаток конструкторской мысли Поликарпова. Именно Ильюшин в своё время спас Николая Николаевича от Туполева.

— Туполев с Поликарповым были врагами?

— История их отношений складывалась достаточно сложно. Поликарпов — конструктор от Бога, а Андрей Николаевич Туполев — выдающийся организатор конструкторского дела, но как изобретатель был не слишком силён.

Судьба впервые свела их на во время Первой мировой войны. Туполев был там главным конструктором, пытался создавать машины для морской авиации, но больших успехов не добился — моряки отказывались от его самолётов. Тогда директор завода Юлиус фон Меллер, сменивший после начала войны свою неподходящую немецкую фамилию на звучную русскую Брежнев, вызвал Туполева, спросил, что происходит. Тот заявил, что его коллектив создаёт великолепные проекты, а инженер Поликарпов не удосуживается обеспечить их заказами.

Позвали Поликарпова. «Каковы проекты, таковы и заказы», — невозмутимо ответил Николай Николаевич. Так началась их война с Туполевым, которого Меллер вышиб с завода.

Туполев написал потом, что сам ушёл, обиделся и «забрал свои чертёжики» (ну, не совсем свои, их готовил целый коллектив). С этого момента он не упускал возможности поставить Николаю Николаевичу подножку. Ради дела, как казалось Туполеву.

— Тогда это было распространённым явлением.

— Да, но Поликарпов так не поступал никогда. Когда Туполева арестовали с большой группой его сотрудников, Чкалов, радостный, забежал к Николаю Николаевичу и объявил: «Слышали? Дуба свалили!» (имеется в виду арест Туполева, которого Чкалов недолюбливал). А Поликарпов в ответ тихо сказал: «Да, им сейчас тяжело приходится, помолиться за них надо».

— Он многим помогал?

— Когда посадили его заместителя Томашевича, Поликарпов обеспечивал его семью деньгами и продуктами. После освобождения Дмитрия Людвиговича помог ему устроиться на работу и, уже умирая, писал письма во все инстанции, в наркомат, просил, чтобы его КБ отдали Томашевичу.

А однажды в НКВД поступил донос на Янгеля — тогда ещё мальчишку, работавшего у Поликарпова. Напомню, что Янгель наряду с Королёвым, Челомеем и Глушко — отец советской космонавтики и ракетостроения. Так вот, его обвинили в том, что он — сын кулака, а его отец скрывается в тайге. Что бы сделал на месте Поликарпова почти любой в то время, когда никто никому не доверял? И что сделал Поликарпов? Дал молодому сотруднику отпуск и отправил в Сибирь, собирать документы о невиновности отца.

Сам Янгель был человеком несколько другого склада. Во время войны оставил семью в эвакуации без средств к существованию, уехав в Москву. И как-то раз, вспоминала потом его жена Ирина Стражева, у них с детьми не осталось ни хлеба, ни денег. На дворе 1941-й. Вдруг стук в дверь. «Открываю, — рассказывала Ирина, — а там стоит зверообразного вида баба, говорит: «Поликарпов узнал, что вам плохо живётся, прислал мешок картошки. Распишитесь в получении»».

Это одна из многих историй. Что говорить, человек с большой буквы…

Когда умирал замечательный наш авиаконструктор Григорович, Поликарпов был единственным из коллег, кто его навещал. У них в молодости была история. Оба полюбили одну и ту же девушку, работавшую, точно не помню, секретарём или машинисткой в Главном управлении авиапромышленности. Девушка, Александра Фёдоровна, предпочла Поликарпова, став его женой. Григорович был человеком шумным, резким и мог на любого накричать, но только не на Поликарпова. Уважение другу к другу они сохранили на всю жизнь.

В шаге от расстрела

24 октября 1929 года Николая Поликарпова арестовали органы госбезопасности, вменив статьи о контрреволюционной деятельности и подрыве промышленности. Конструкторские ошибки Николая и конкуренция среди авиастроителей во многом повлияли на решение об аресте.

Политическая ситуация и активизация оппозиции усугубили положение конструктора.

Одним из противников советского режима за рубежом выступил сам И.И. Сикорский, бывший наставник Поликарпова, предложивший план свержения власти путем воздушного десанта с самолетов собственного производства.

Просидев в ожидании два месяца, приговор решили отложить на неопределенный срок. Его спасла нужда в талантливых авиаконструкторах в непростой мировой обстановке.

В декабре в тюрьме было создано авиационное КБ, так называемая «шарашка». Такие бюро в то время являлись сосредоточием научного потенциала СССР. Поликарпов выполнял обязанности заместителя Д.П. Григоровича.

В 1930-м разработано несколько истребителей, в том числе И-5, вставший на боевое дежурство в ВВС, где и нес службу до 40-х. Весной 30-го Поликарпову смягчили обвинение и вынесли приговор — 10 лет лагеря.

Но все изменилось в июне 1931, когда И-5 был представлен комиссии наркомата обороны и вооружений во главе со Сталиным. Показ прошел удачно и через месяц Николая Николаевича амнистировали с другими специалистами, а срок заключения переквалифицировали в условный.

Покорение новых вершин перед безмятежным закатом

После выхода на свободу, Поликарпов переходит в ЦАГИ. В 1933-м году созданы полутораплан И-15 и моноплан И-16, в рамках концепции взаимовоздействия маневренного и скоростного истребителя. Линейка И-15 в дальнейшем получила развитие в виде истребителей И-15-2 и И-15-3.

И-16 также не стоял на месте и постоянно модернизировался, последняя модель И-16 тип 29 была выпущена в 1941 году. Для этого были собраны лучшие специалисты и производственные мощности, в уже собственном конструкторском бюро.

И-16 стал одной из наилучших машин, вышедших из конструкторского бюро Поликарпова.

Лобастый маневренный моноплан, собранный большей частью из фанеры прекрасно показал себя в Китае и Испании, где не уступал первым модификациям своего будущего врага. Самолетам Вилли Мессершмитта. На этой технике был поставлен мировой рекорд высоты в 35-ом году.

Именно эти машины первыми встретили врага в небе над Брестом 22 июня 1941 года и служили до 1945 года. Один из последних И-16 летал в Испании до середины 50-х!

В 1939 году Николай Николаевич был командирован в Германию. Задачей комиссии куда входил и Поликарпов был сбор информации о самолетах люфтваффе и заводах Германии, уже на тот момент рассматривавшейся как будущий противник. Пока авиаконструктор находился за рубежом, его КБ было расформировано, специалисты и проекты переданы другим конструкторам.

Так проект высотного скоростного истребителя Поликарпова был доработан и доведен до серии в КБ Микояна и Гуревича, в строй он вошел как истребитель МиГ-1. По возвращении Поликарпов собирал все заново, одновременно работая над другими проектами при дефиците ресурсов.

В качестве места нового КБ был выделен старый ангар без необходимых условий для работы.

В начале войны, в этом ангаре был разработан один из лучших самолетов своего времени, благодаря которому число погибших советских пилотов могло сократиться в разы. И-185 с двигателем М-71 на порядок превосходил по ТТХ все самолеты Германии. Но недоработанность конструкции мотора, в какой-то мере, по некоторым историческим данным, интриги Яковлева, привели к забвению этого истребителя.

Хотя даже с двигателем М-82 И-185 несколько выигрывал у своего конкурента Ла-5 в летно-технических характеристиках, что уж говорить о вооружении, 3 авиапушки имела только модификация Ла-7 выпущенная в конце войны небольшой серией.

Николай Николаевич продолжал руководить конструкторским бюро уже после того, как врачи поставили смертельный диагноз. Самолеты Поликарпова стояли на вооружении десятилетиями и признавались лучшими в своем классе на мировой арене. К 1943-у году имел высшие государственные награды и две Сталинские премии первой степени. Выдающийся деятель умер 30 июля 1944 года от рака желудка.

яНБЕРЯЙХИ ЮБХЮЙНМЯРПСЙРНП, ДНЙРНП РЕУМХВЕЯЙХУ МЮСЙ (1940), цЕПНИ яНЖХЮКХЯРХВЕЯЙНЦН рПСДЮ (1940). оН НЙНМВЮМХХ оЕРПНЦПЮДЯЙНЦН ОНКХРЕУМХВЕЯЙНЦН ХМЯРХРСРЮ Х ЙСПЯНБ ЮБХЮЖХХ ОПХ М╦Л (1916) ПЮАНРЮК МЮ пСЯЯЙН-аЮКРХИЯЙНЛ БЮЦНММНЛ ГЮБНДЕ, ЦДЕ ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ х.х. яХЙНПЯЙНЦН СВЮЯРБНБЮК Б ОНЯРПНИЙЕ ЯЮЛНК╦РЮ ╚хКЭЪ лСПНЛЕЖ╩ Х ОПНЕЙРХПНБЮМХХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ пабг. я 1918 ПЮАНРЮК МЮ ГЮБНДЕ ╚дСЙЯ╩ (ЮБХЮГЮБНД ╧1), ЦДЕ ДН 1923 Ц. ПСЙНБНДХК РЕУМХВЕЯЙХЛ НРДЕКНЛ.
пХЯ.1 хЯРПЕАХРЕКЭ х-1

бЕЯМНИ 1923 Ц. оНКХЙЮПОНБШЛ АШК ЯНГДЮМ ОЕПБШИ ЯНБЕРЯЙХИ ХЯРПЕАХРЕКЭ х-1 (хк-400), ЯРЮБЬХИ ОЕПБШЛ Б ЛХПЕ ХЯРПЕАХРЕКЕЛ — ЯБНАНДНМЕЯСЫХЛ ЛНМНОКЮМНЛ. б 1923 ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ оНКХЙЮПОНБЮ ЯНГДЮМ Х ПЮГБЕДВХЙ п-1. б ЪМБЮПЕ 1925 м.м.о. (ОНЯКЕ НРЗЕГДЮ д.о.цПХЦНПНБХВЮ Б кЕМХМЦПЮД) ДНАХКЯЪ НПЦЮМХГЮЖХХ МЮ цюг 1 ХЛ. юБХЮУХЛ НОШРМНЦН НРДЕКЮ Х ЯРЮК ЕЦН МЮВЮКЭМХЙНЛ. б ТЕБПЮКЕ 1926 Ц. м.м.оНКХЙЮПОНБЮ МЮГМЮВХКХ МЮВЮКЭМХЙНЛ НРДЕКЮ ЯСУНОСРМНЦН ЯЮЛНКЕРНЯРПНЕМХЪ (ння) жйа «юБХЮРПЕЯРЮ». б 1927 НМ ЯНГДЮЕР ХЯРПЕАХРЕКЭ х-3, Б 1928 — ПЮГБЕДВХЙ п-5 (ОНКСВХК ЬХПНЙСЧ ХГБЕЯРМНЯРЭ Б ЯБЪГХ ЯН ЯОЮЯЕМХЕЛ ЩЙЯОЕДХЖХХ ОЮПНУНДЮ ╚вЕКЧЯЙХМ╩),

пХЯ.2 сря с-2(оН-2)

ЯЮЛНК╦Р ОЕПБНМЮВЮКЭМНЦН НАСВЕМХЪ с-2, ОНКСВХБЬХИ БЯЕЛХПМСЧ ХГБЕЯРМНЯРЭ Х ОЕПЕХЛЕМНБЮММНЦН Б оН-2 ОНЯКЕ ЯЛЕПРХ ЙНМЯРПСЙРНПЮ). с-2 (оН-2) ЯРПНХКЯЪ ДН 1959 Ц. гЮ ЩРН БПЕЛЪ БШОСЫЕМН АНКЕЕ 40 РШЯЪВ ЛЮЬХМ, МЮ МХУ АШКН ОНДЦНРНБКЕМН АНКЕЕ 100 РШЯЪВ КЕРВХЙНБ. бН БПЕЛЪ бЕКХЙНИ нРЕВЕЯРБЕММНИ бНИМШ с-2 СЯОЕЬМН ОПХЛЕМЪКХЯЭ Б ЙЮВЕЯРБЕ ПЮГБЕДВХЙНБ, МНВМШУ АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ. оНКХЙЮПОНБ АШК МЕНАНЯМНБЮММН ПЕОПЕЯЯХПНБЮМ. б НЙРЪАПЕ 1929 Ц. ЕЦН ЮПЕЯРНБШБЮЧР ОН ЯРЮМДЮПРМНЛС НАБХМЕМХЧ — ╚СВЮЯРХЕ Б ЙНМРППЕБНКЧЖХНММНИ БПЕДХРЕКЭЯЙНИ НПЦЮМХГЮЖХХ╩ — Х АЕГ ЯСДЮ ОПХЦНБЮПХБЮЧР Й БШЯЬЕИ ЛЕПЕ МЮЙЮГЮМХЪ. аНКЕЕ ДБСУ ЛЕЯЪЖЕБ оНКХЙЮПОНБ МЮУНДХКЯЪ Б НФХДЮМХХ ПЮЯЯРПЕКЮ. б ДЕЙЮАПЕ РНЦН ФЕ ЦНДЮ (АЕГ НРЛЕМШ ХКХ ХГЛЕМЕМХЪ ОПХЦНБНПЮ) ЕЦН МЮОПЮБКЪЧР Б ╚нЯНАНЕ ЙНМЯРПСЙРНПЯЙНЕ АЧПН╩ (жйа-39 нцос), НПЦЮМХГНБЮММНЕ Б аСРШПЯЙНИ РЧПЭЛЕ, Ю ГЮРЕЛ ОЕПЕБЕДЕММНЕ МЮ лНЯЙНБЯЙХИ ЮБХЮГЮБНД N 39 ХЛ. б.п.лЕМФХМЯЙНЦН. гДЕЯЭ ЯНБЛЕЯРМН Я д.цПХЦНПНБХВЕЛ Б 1930 НМ ПЮГПЮАНРЮК ХЯРПЕАХРЕКЭ х-5, ЙНРНПШИ МЮУНДХКЯЪ МЮ БННПСФЕМХХ 9 КЕР. б 1931 Ц. ЙНККЕЦХЪ нцос ОПХЦНБНПХКЮ оНКХЙЮПОНБЮ Й ДЕЯЪРХ ЦНДЮЛ КЮЦЕПЕИ.

пХЯ.3 хЯРПЕАХРЕКЭ х-153

мН ОНЯКЕ СДЮВМНЦН ОНЙЮГЮ яРЮКХМС, бНПНЬХКНБС, нПДФНМХЙХДГЕ ЯЮЛНКЕРЮ х-5, ОХКНРХПНБЮБЬЕЦНЯЪ вЙЮКНБШЛ Х юМХЯХЛНБШЛ, АШКН ПЕЬЕМН ЯВХРЮРЭ ОПХЦНБНП Б НРМНЬЕМХХ оНКХЙЮПОНБЮ СЯКНБМШЛ. б ХЧКЕ РНЦН ФЕ ЦНДЮ оПЕГХДХСЛ жхй яяяп ОПХМЪК ПЕЬЕМХЕ НА ЮЛМХЯРХХ ЦПСООШ КХЖ, Б РНЛ ВХЯКЕ оНКХЙЮПОНБЮ. рНКЭЙН Б 1956 Ц. — ВЕПЕГ 12 КЕР ОНЯКЕ ЯЛЕПРХ ЙНМЯРПСЙРНПЮ — бНЕММЮЪ ЙНККЕЦХЪ бЕПУНБМНЦН яСДЮ яяяп НРЛЕМХКЮ ОПЕФМЕЕ ПЕЬЕМХЕ йНККЕЦХХ нцос Х ОПЕЙПЮРХКЮ ДЕКН Б НРМНЬЕМХХ оНКХЙЮПОНБЮ. б 30-У ЦЦ. ХЛ АШКХ ЯНГДЮМШ ХЯРПЕАХРЕКХ х-15, х-16, х-153 ╚вЮИЙЮ╩, ЯНЯРЮБХБЬХЕ НЯМНБС ЯНБЕРЯЙНИ ХЯРПЕАХРЕКЭМНИ ЮБХЮЖХХ Б ОПЕДБНЕММШЕ ЦНДШ. 21 МНЪАПЪ 1935 Ц. МЮ х-15 КЕРВХЙ б.й.йНЙЙХМЮЙХ СЯРЮМНБХК ЛХПНБНИ ПЕЙНПД БШЯНРШ — 14575 ЙЛ. оНЯКЕ ЮПЕЯРЮ ю.м.рСОНКЕБЮ м.оНКХЙЮПОНБ АШК МЮГМЮВЕМ цКЮБМШЛ ЙНМЯРПСЙРНПНЛ ЮБХЮГЮБНДЮ ╧ 156 (гнй жюцх). б МЮВЮКЕ ЪМБЮПЪ 1938 ЕЦН йа ОЕПЕЕУЮКН ЯЧДЮ Я ГЮБНДЮ ╧84. й ЙНМЖС 1938 Ц. АШК ОНЯРПНЕМ ХЯРПЕАХРЕКЭ х-180 — ПЮГБХРХЕ х-16 Я ДБХЦЮРЕКЕЛ л-87.;

пХЯ.4 хЯРПЕАХРЕКЭ х-16

мН ЦХАЕКЭ МЮ МЕЛ б.о.вЙЮКНБЮ Б ОЕПБНЛ ФЕ ХЯОШРЮРЕКЭМНЛ ОНКЕРЕ БМНБЭ ББЕПЦКН оНКХЙЮПОНБЮ Б НОЮКС. аШКХ ЮПЕЯРНБЮМШ ЕЦН ГЮЛЕЯРХРЕКЭ — БЕДСЫХИ ЙНМЯРПСЙРНП д.рНЛЮЬЕБХВ, ДХПЕЙРНП ГЮБНДЮ ╧ 156 сЯЮВЕБ Х ДП. яЮЛНЦН оНКХЙЮПОНБЮ НР ЮПЕЯРЮ ЯОЮЯКН РНКЭЙН РН, ВРН НМ НРЙЮГЮКЯЪ ОНДОХЯЮРЭ ЮЙР ЦНРНБМНЯРХ ЯЮЛНКЕРЮ Й ОЕПБНЛС ОНКЕРС Х УНДЮРЮИЯРБН аЮИДСЙНБЮ. б ЛЮЕ 1939 ПЮАНРШ ОН х-180 АШКХ ОЕПЕДЮМШ МЮ цНЯСДЮПЯРБЕММНЦН ЮБХЮГЮБНДЮ ╧ 1. яЧДЮ ФЕ ОЕПЕБЕКХ Х йа, Ю оНКХЙЮПОНБ ЯРЮК РЕУМХВЕЯЙХЛ ДХПЕЙРНПНЛ Х ЦКЮБМШИ ЙНМЯРПСЙРНПНЛ ГЮБНДЮ. оЮПЮККЕКЭМН ЯН ЯЙНПНЯРМШЛ х-180 оНКХЙЮПОНБ ОПНДНКФХК Х КХМХЧ ЛЮМЕБПЕММШУ АХОКЮМНБ — х-190 (1939), х-195 (ОПНЕЙР 1940). б 1939 Ц. оНКХЙЮПОНБ БШЕУЮК Б ЙНЛЮМДХПНБЙС Б цЕПЛЮМХЧ. б ЕЦН НРЯСРЯРБХЕ ДХПЕЙРНП ГЮБНДЮ оЮБЕК бНПНМХМ Х ЦКЮБМШИ ХМФЕМЕП оЕРП дЕЛЕМРЭЕБ (АСДСЫХИ ЛХМХЯРП ЮБХЮЖХНММНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ) БШДЕКХКХ ХГ ЯНЯРЮБЮ йа ВЮЯРЭ ОНДПЮГДЕКЕМХИ Х КСВЬХУ ЙНМЯРПСЙРНПНБ (Б РНЛ ВХЯКЕ лХУЮХКЮ цСПЕБХВЮ) Х НПЦЮМХГНБЮКХ МНБШИ нОШРМШИ ЙНМЯРПСЙРНПЯЙХИ НРДЕК, Ю ОН ЯСРХ — МНБНЕ йа, ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ юПРЕЛЮ лХЙНЪМЮ. гЮНДМН лХЙНЪМС ОЕПЕДЮКХ ОПНЕЙР МНБНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ х-200 (АСДСЫХИ лХц-1), ЙНРНПШИ оНКХЙЮПОНБ МЮОПЮБХК Б мЮПЙНЛЮР ЮБХЮЖХНММНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ (мйюо) МЮ СРБЕПФДЕМХЕ ОЕПЕД ЯБНЕИ ОНЕГДЙНИ Б цЕПЛЮМХЧ. оНКХЙЮПОНБ Б ЙЮВЕЯРБЕ СРЕЬЕМХЪ ОНКСВХК ОПЕЛХЧ ГЮ ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ х-200 Х… НЯРЮКЯЪ АЕГ ЛМНЦХУ НОШРМШУ ЙНМЯРПСЙРНПЯЙХУ ЙЮДПНБ, АЕГ ЯНАЯРБЕММШУ ОНЛЕЫЕМХИ Х, РЕЛ АНКЕЕ, АЕГ ОПНХГБНДЯРБЕММНИ АЮГШ. мЮ ОЕПБШУ ОНПЮУ ЕЦН ОПХЧРХК ХЯОШРЮРЕКЭМШИ ЮМЦЮП жюцх. гЮРЕЛ ОНД оНКХЙЮПОНБЮ Б ЯРЮПНЛ ЮМЦЮПЕ МЮ НЙПЮХМЕ уНДШМЙХ АШК ЯНГДЮМ МНБШИ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШИ ГЮБНД ╧ 51, МЕ ХЛЕБЬХИ МХЙЮЙНИ ЯНАЯРБЕММНИ ОПНХГБНДЯРБЕММНИ АЮГШ Х ДЮФЕ ГДЮМХЪ ДКЪ ПЮГЛЕЫЕМХЪ йа. мЮ РЕППХРНПХХ ЩРНЦН ГЮБНДЮ Б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ МЮУНДХРЯЪ нйа Х НОШРМШИ ГЮБНД ХЛ. о.яСУНЦН.

пХЯ.4 хЯРПЕАХРЕКЭ х-185

б 1938-44 оНКХЙЮПОНБ ЯЙНМЯРПСХПНБЮК ПЪД НОШРМШУ БНЕММШУ ЯЮЛНК╦РНБ: рхя, бхр, яоа, ма Х ДП. 11 ЪМБЮПЪ 1941 БГКЕРЕК х-185 — ОЕПБШИ НРЕВЕЯРБЕММШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ ОН РПЕАНБЮМХЪЛ 1940 Ц. Я ДБХЦЮРЕКЕЛ БНГДСЬМНЦН НУКЮФДЕМХЪ. б 1942 Ц. НМ ОПНЬЕК ЦНЯХЯОШРЮМХЪ Х БНИЯЙНБШЕ ХЯОШРЮМХЪ МЮ йЮКХМХМЯЙНЛ ТПНМРЕ. оН НЖЕМЙЕ мхх ббя ЯЮЛНКЕР ОПЕБНЯУНДХК БЯЕ НРЕВЕЯРБЕММШЕ Х МЕЛЕЖЙХЕ ЯЕПХИМШЕ ХЯРПЕАХРЕКХ. мЕДНБЕДЕММНЯРЭ ДБХЦЮРЕКЪ л-71, ЙЮРЮЯРПНТЮ, Б ЙНРНПНИ ОНЦХА КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ б.ю.яРЕОЮМВНМНЙ, Х НРЯСРЯРБХЕ ГЮБНДЮ МЕ ОНГБНКХКХ ГЮОСЯРХРЭ ЯЮЛНКЕР Б ЯЕПХЧ. бНЙПСЦ оНКХЙЮПОНБЮ ЯЙКЮДШБЮКЮЯЭ МЕГДНПНБЮЪ ЮРЛНЯТЕПЮ. мЮВЮКЮЯЭ РПЮБКЪ ЙНМЯРПСЙРНПЮ, ПЮАНРШ РНПЛНГХКХЯЭ, ЕЦН НАБХМЪКХ Б ЙНМЯЕПБЮРХГЛЕ. рЮЙ ОПНДНКФЮКНЯЭ ДН 1942 Ц., ЙНЦДЮ яРЮКХМ БГЪК оНКХЙЮПОНБЮ ОНД ЯБНЧ ГЮЫХРС. мН Б 1944 Ц. ЕЦН МЕ ЯРЮКН. нДМНИ ХГ ОНЯКЕДМХУ ЕЦН ПЮАНР АШК ОПНЕЙР ПЮЙЕРМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ ╚лЮКЧРЙЮ╩. бЯЕЦН оНКХЙЮПОНБШЛ АШКН ПЮГПЮАНРЮМН ЯБШЬЕ 80 ЯЮЛНК╦РНБ ПЮГКХВМШУ РХОНБ. гЮ ОЕПХНД 1923-1940 ЦЦ. МЮ ГЮБНДЕ ╧ 1, МЮ РЕППХРНПХХ ЙНРНПНЦН ЯЕИВЮЯ ПЮГЛЕЫЮЕРЯЪ ЛЮЬХМНЯРПНХРЕКЭМШИ ГЮБНД ХЛ. о.б. бНПНМХМЮ, АШКН ОНЯРПНЕМН 15951 ЯЮЛНКЕРНБ (Ю Я СВЕРНЛ ЛНДХТХЙЮЖХИ НОШРМШУ Х ОНЯРПНЕММШУ МЕАНКЭЬХЛХ ЯЕПХЪЛХ — 16698 ЛЮЬХМ), Б НЯМНБМНЛ, ЙНМЯРПСЙЖХХ оНКХЙЮПОНБЮ. яПЕДХ МХУ — ЯЮЛНКЕРШ-ПЮГБЕДВХЙХ п-1 (1914 ЯЮЛНКЕРНБ), п-5 (4548), РЮЙХЕ ХГБЕЯРМШЕ ХЯРПЕАХРЕКХ, ЙЮЙ х-3 (399 ЛЮЬХМ), х-5 (803), х-15 (674 ЛЮЬХМШ; Ю БЯЕЦН — 3083), х-153 (3437), х-16 (МЮУНДХКЯЪ Б ЯЕПХИМНЛ ОПНХГБНДЯРБЕ Я 1934 ОН 1941 ЦЦ.; БЯЕЦН АШКН ОНЯРПНЕМН 9450 ЛЮЬХМ), СВЕАМН-РПЕМХПНБНВМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ срх-4 (1639 ЛЮЬХМ). мЮ ЯЮЛНК╦РЮУ оНКХЙЮПОНБЮ ЯНБЕПЬЕМ ПЪД ДЮКЭМХУ ОЕПЕКЕРНБ. оНКХЙЮПОНБ НДМХЛ ХГ ОЕПБШУ ПЮЯВКЕМХК ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ ЯЮЛНК╦РНБ МЮ ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШЕ ВЮЯРХ. оНД ПСЙНБНДЯРБНЛ оНКХЙЮПОНБЮ ПЮАНРЮКХ ю.х.лХЙНЪМ, л.й.ъМЦЕКЭ, ю.б.оНРНОЮКНБ, б.й.рЮХПНБ, б.б.мХЙХРХМ Х ДП. ЯОЕЖХЮКХЯРШ, ЯРЮБЬХЕ БОНЯКЕДЯРБХХ БХДМШЛХ ЙНМЯРПСЙРНПЮЛХ ЮБХЮЖХНММНИ Х ПЮЙЕРМН-ЙНЯЛХВЕЯЙНИ РЕУМХЙХ. я 1943 оНКХЙЮПОНБ — ОПНТЕЯЯНП люх. дЕОСРЮР бя яяяп Я 1937. цНЯСДЮПЯРБЕММЮЪ ОПЕЛХЪ яяяп (1941, 1943). мЮЦПЮФДЕМ 2 НПДЕМЮЛХ кЕМХМЮ, НПДЕМНЛ йПЮЯМНИ гБЕГДШ. оЮЛЪРМХЙХ оНКХЙЮПОНБС СЯРЮМНБКЕМШ Б лНЯЙБЕ, нПКЕ, кХБМЮУ. б ЯЕКЕ йЮКХМХМЕ нПКНБЯЙНИ НАКЮЯРХ НРЙПШР ЛСГЕИ оНКХЙЮПОНБЮ. еЦН ХЛЕМЕЛ МЮГБЮМ ОХЙ МЮ оЮЛХПЕ. 5 ЛЮЪ 2000 Ц., Б ОПЕДДБЕПХХ дМЪ оНАЕДШ, МЮ РЕППХРНПХХ ╚нйа яСУНЦН╩ АШК РНПФЕЯРБЕММН НРЙПШР ЛЕЛНПХЮК, ОНЯБЪЫЕММШИ мХЙНКЮЧ мХЙНКЮЕБХВС оНКХЙЮПОНБС. мЮ ЙПЮЧ МЕАНКЭЬНЦН ОЮПЙЮ, ПЪДНЛ Я ХЯРНПХВЕЯЙХЛ ЮМЦЮПНЛ, Б ОЮЛЪРЭ НА ЩРНЛ ГЮЛЕВЮРЕКЭМНЛ ЮБХЮЙНМЯРПСЙРНПЕ СЯРЮМНБКЕМ ЕЦН АЧЯР Х МЕАНКЭЬЮЪ ЯРЕКЮ ЯН ЯЙПНЛМШЛ РПСФЕМХЙНЛ БНИМШ, ХЯРПЕАХРЕКЕЛ х-153. оНЯКЕ ЯЛЕПРХ мХЙНКЮЪ оНКХЙЮПОНБЮ Б 1944 Ц. ЕЦН йа БНГЦКЮБХК бКЮДХЛХП вЕКНЛЕИ, ЙНРНПШИ ЯЙНМЖЕМРПХПНБЮК СЯХКХЪ ЙНККЕЙРХБЮ МЮ ПЮГПЮАНРЙЕ ОЕПБШУ Б яяяп ЙПШКЮРШУ ПЮЙЕР Я ОСКЭЯХПСЧЫХЛХ БНГДСЬМН-ПЕЮЙРХБМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ (ЯЮЛНКЕРНБ-ЯМЮПЪДНБ).

«оНКХЙЮПОНБ м.м.» (ЯРЮРЭЪ ХГ ФСПМЮКЮ ющпнокюм 1993 ╧2) лМНЦХЕ ХГ ОЕПБНИ ОКЕЪДШ ЮБХЮРНПНБ, ЙНМЯРПСЙРНПНБ, ХМФЕМЕПНБ, СВЕМШУ, ЙНРНПШЕ Б МЮВЮКЕ БЕЙЮ ОПХЬКХ Б ЩРНР МНБШИ ЙПШКЮРШИ ЛХП, БОНЯКЕДЯРБХХ ЯРЮКХ ГМЮЛЕМХРНЯРЪЛХ, НЯРЮБХКХ Н ЯЕАЕ ОЮЛЪРЭ. оН ЯПЮБМЕМХЧ Я ДПСЦХЛХ БХДЮЛХ ВЕКНБЕВЕЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЮБХЮЖХЪ Х ЕЕ ЯНГДЮРЕКХ ЯНЯРЮБКЪКХ РНМЙХИ ЯКНИ. вРНАШ АШРЭ ОПХВЮЯРМШЛ Й МЕЛС, МСФМЮ АШКЮ ХКХ АНКЭЬЮЪ СДЮВЮ, ХКХ АНКЭЬНЕ ФЕКЮМХЕ. с оНКХЙЮПОНБЮ АШКН Х РН Х ДПСЦНЕ. рЮЙ, ОЕПБШИ «РНКВНЙ» Й СБКЕВЕМХЧ БНГДСУНОКЮБЮМХЕЛ НМ ОНКСВХК, ЙНЦДЮ СВХКЯЪ Б ДСУНБМНИ ЯЕЛХМЮПХХ! оНБЕГКН Х Я «ПЮЯОПЕДЕКЕМХЕЛ»: ОНЯКЕ НЙНМВЮМХЪ оЕРЕПАСПЦЯЙНЦН СМХБЕПЯХРЕРЮ МЮОПЮБХКХ МЮ пабг Й х.х.яХЙНПЯЙНЛС б ДБЮДЖЮРШУ ЦНДЮУ оНКХЙЮПОНБ ЯРЮМНБХРЯЪ ГЮЛЕРМНИ ТХЦСПНИ Б ЮБХЮОПНЛЕ, ГЮ ВРН, МЮБЕПМНЕ, Х АШК НОПЕДЕКЕМ цос Б РЧПЕЛМНЕ жйа-39. яНГДЮБ Б РЧПЭЛЕ БЛЕЯРЕ Я ДПСЦХЛХ РЮЙХЛХ ФЕ ГЮЛЕРМШЛХ Х «ГЮЛЕВЕММШЛХ» ЙНМЯРПСЙРНПЮЛХ Х ХМФЕМЕПЮЛХ ПЪД ГЮЛЕВЮРЕКЭМШУ ЯЮЛНКЕРНБ, НМ ЯРЮК ОНВРХ ЕДХМЯРБЕММШЛ «ОНЯРЮБЫХЙНЛ» ХЯРПЕАХРЕКЕИ ДКЪ ЯНБЕРЯЙХУ ббя. яяяп ЪБХКЯЪ МЮЯКЕДМХЙНЛ ХЛОЕПХХ Х ОЕПЕМЪК НР МЕЕ Х РЮЙНЕ ЪБКЕМХЕ, ЙЮЙ ТЮБНПХРХГЛ. б ЮБХЮЖХХ, МЮОПХЛЕП, ТЮБНПХРНЛ ПСЙНБНДЯРБЮ ЛНЦ ЯРЮРЭ ЙНМЯРПСЙРНП, КЕРВХЙ Х ДЮФЕ ЯЮЛНКЕР. оНЛМХРЕ ЩРС ЯРЮКХМЯЙСЧ «СЯРЮМНБЙС»: «хК-2 МСФМШ МЮЛ ЙЮЙ БНГДСУ»,- ГМЮВХР ДПСЦХЕ, яС-6 МЮОПХЛЕП, МХ Й ВЕЛС. оНКХЙЮПОНБЮ ОНДМЪКХ ДБЮ ТЮБНПХРЮ — КЕРВХЙ вЙЮКНБ Х ЯЮЛНКЕР х-16. х-16 ОПХМЕЯ оНКХЙЮПОНБС ГБЮМХЕ «ЙНПНКЪ ХЯРПЕАХРЕКЕИ». вЙЮКНБ ОНЛНЦ Б ЯЮЛШЕ ЙПСРШЕ ЦНДШ НЯРЮРЭЯЪ МЮ ЯБНАНДЕ. я РЮЙНИ ЮМЙЕРНИ Х ОНЯКЕ «УНКНДМНЦН ДСЬЮ» НР Bf-109 Б хЯОЮМХХ, НЯРСДХБЬЕЦН БНЯРНПЦХ ОН ОНБНДС х-16, оНКХЙЮПОНБС АШКЮ НДМЮ ДНПНЦЮ — ДЮФЕ МЕ Б МНБСЧ РЧПЕЛМСЧ «ЬЮПЮЦС», Ю Б КЮЦЕПЪ. оНРНЛ ОНЦХА вЙЮКНБ, С ПСЙНБНДЯРБЮ ОНЪБХКХЯЭ МНБШЕ ТЮБНПХРШ Х КЧАХЛЖШ — ЛНКНДШЕ ЮБХЮЙНМЯРПСЙРНПШ, ПНДЯРБЕММХЙХ ВКЕМНБ жй, ОНРНЛ МЮВЮКЮЯЭ БНИМЮ Х ЯРЮКН МЕ ДН ЙНМЙСПЯНБ МЮ КСВЬХИ ЯЮЛНКЕР. х БЯЕ ЩРН ЙНЦДЮ С оНКХЙЮПОНБЮ МЮЙНОКЕМ НОШР, ПНФДЮЧРЯЪ МНБШЕ ХДЕХ. йЮЙХЕ ЙПЮЯХБШЕ Х ЛНЫМШЕ ЯЮЛНКЕРШ ОНЪБКЪЧРЯЪ С МЕЦН Б ЯНПНЙНБШЕ ЦНДШ — х-185,рхя,бхр, хро, ма. мЮ ЦНКНБС БШЬЕ ЙНМЙСПЕМРНБ. кЕРВХЙХ ДЮЧР НРКХВМШЕ НРГШБШ ОН ТПНМРНБШЛ ХЯОШРЮМХЪЛ х-185. «оПЕЙПЮЯМН! — ЦНБНПЪР «МЮБЕПУС». — оСЯРЭ оНКХЙЮПОНБ ОЕПЕДЮЯР БЯЧ ДНЙСЛЕМРЮЖХЧ ОН ЯБНЕЛС ЯЮЛНКЕРС кЮБНВЙХМС. с АЕДМЪЦХ ВРН-РН МЕ ХДЕР ЕЦН кЮ-5″. оНРНЛ ГЮАПЮКХ ГЮБНД Х йа. дЮФЕ МЮДЕФДШ МЕ НЯРЮБХКХ. нЯРЮКНЯЭ РНКЭЙН СЛЕПЕРЭ. фЮКЭ, ВРН МЕ БЯЕ ХГ ГЮДСЛЮММНЦН СЯОЕК ЯДЕКЮРЭ ЩРНР РЮКЮМРКХБШИ ВЕКНБЕЙ. мН ОЮЛЪРЭ Н мХЙНКЮЕ мХЙНКЮЕБХВЕ оНКХЙЮПОНБЕ ФХБЕР Б ЯЕПДЖЮУ БЯЕУ ХЯРХММШУ ЩМРСГХЮЯРНБ ЮБХЮЖХХ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]