И-153 — «Чайка» в огненном небе войны

Шел третий месяц военного конфликта между Японией и СССР на реке Халхин-Гол в 1939 году. Группа истребителей японских ВВС Ki-27 патрулировала приграничную полосу. Ими были замечены истребители И-15, двигавшиеся с советской стороны. Зная о преимуществах в скорости и маневренности, самураи устремились на перехват. Русские попытались оторваться, но шансов не было.

Казалось, победа — в руках противника. Неожиданно, советские истребители, совершив изящный маневр, атаковали на встречном курсе. В считанные мгновения были сбиты 4 японских самолета. Так начался боевой путь истребителя И-153 «чайка».

История проекта

В середине 30х годов прошлого века советские авиаконструкторы стали осознавать бесперспективность использования бипланов в истребительной авиации. Первенство уверенно захватывали скоростные монопланы.

Но удачное боевое применение истребителя И-15 (к тому времени снятого с серийного производства) конструкции Поликарпова в Гражданской войне в Испании в 1936 году заставило изменить мнение об использовании маневренных бипланов в боевой обстановке. Помимо маневренности, И-15 обладал высокой скороподъемностью (на 5 км за 8 секунд) и рекордным потолком полета (14575 метров — достигнут в 1936 году Владимиром Коккинаки).

Основными недостатками были:

  • скорость, не соответствующая требованиям современного воздушного боя;
  • отсутствие защиты пилота (бронеспинки);
  • неубирающееся шасси.

Поликарпову было поручено модифицировать конструкцию с учетом требований заказчиков из армии (изменение профиля крыла, капота, вооружения). В результате внесения изменений на свет появился самолет И-15бис. С виду напоминал оригинальный И-15 (изменился только капот и профиль крыла).

Из-за нового двигателя МВ-25В масса выросла на 200 кг (общий вес 1650 кг), но он позволял разгонять машину до 380 км/ч на высоте 3500 метров, в четыре раза выросла бомбовая нагрузка (с 40 до 165 килограмм), появилась бронеспинка. Для своего времени (конец 1937) машина вполне отвечала основным требованиям, была надежной, но Поликарпов стремился к повышению летных качеств истребителя.

Руководству ВВС были предложены на рассмотрение варианты (с прямым центропланом и с профилем крыла в виде латинской V — «чайки»). Чуть позже, 11 ноября утвердили второй вариант, а 9 декабря официально подтверждена постройка самолета И-153 «Чайка». В названии отражены основные аспекты:

  • третья версия серийного И-15;
  • характерный профиль верхней плоскости.

При разработке конструкторы ОКБ Поликарпова стремились максимально облегчить и перевооружить истребитель для современного воздушного боя. Съемным сделали кислородное оборудование, устаревшие пулеметы ПВ-1 поменяли на скорострельные ШКАСы.

Разработанное Д. Томашевичем шасси (убираемое), позволило достичь скорости в 430 км/ч.

Реализовать проект планировалось в течение полугода. Постройка незапланированно затянулась из-за загруженности авиационного завода № 1 производством серийного И-15бис. Чертежи были готовы в мае, но первая машина вышла на испытания только в августе 1938 года. Испытаний новый самолет не прошел. Основными дефектами была слабая жесткость крыльев, к тому же вибрировали элероны и хвостовое оперение.

Присутствовали многочисленные мелкие недостатки. Их устранили на следующей модели (заводской номер 6005). Пересмотрели конструкцию рулей высоты, винтомоторную группу, в целях повышения боевой живучести топливный бак стал протектированным (это обеспечивалось резиновой прослойкой, затягивающей отверстия от пуль и осколков).

В декабре 1938го опытный образец отправили для испытаний в Баку. На самолете было осуществлено 450 полетов. Установлены главные показатели:

  • предельная скорость — 424 км/ч (на высоте в 3500 м);
  • максимальный потолок — 8700 м;
  • время набора высоты в 5000 метров — 6,4 м;
  • время выполнения виража — 11 с.

Не самые высокие показатели. Комиссия это отметила.

На четвертой модели (двигатель М-62) скоростные показатели выросли до 440 км/ч, предельная высота до 9800 метров, но вираж выполнялся медленнее — 13,5 с.

Результаты признали неудовлетворительными, но проект уже находился в серийном производстве. Устранение недостатков проводилось по ходу сборки. Пробовались новые винты, а также двигатель М-63 мощностью в 1100 л.с.

В серию машина пошла поздней осенью 1939-го. В январе 1940 года стартовали очередные испытания в зимнем режиме, на лыжах вместо шасси. Скорость осталась прежней и конструкционных перспектив для ее увеличения на тот период не предвиделось.

При пилотировании выявились проблемы с выходом из штопора. В специальной инструкции к И-153 летчикам запрещалось использовать эту фигуру пилотажа для тренировки. В 1939 году выпустили 1011 «чаек», в 1940 — 2362, а в 1941-м последние 64 машины. Всего советской промышленностью произведено 3437 самолетов.

Кому – скорость, кому – маневр

Над проектом нового истребителя-биплана, точнее, полутораплана (тип самолета, у которого площадь и длина нижнего крыла существенно меньше верхнего) Николай Поликарпов начал работать в 1932 году. Красной Армии требовались новые, более современные машины, и в поликарповском КБ взялись за разработку сразу двух моделей. Одна из них представляла собой скоростной моноплан и в дальнейшем получила индекс И-16. Вторая была полуторапланом, которому предстояло стать И-15.

Одновременное создание двух таких разных по своим возможностям машин может показаться странным. Но советская концепция воздушной войны предполагала, что наилучшие результаты в воздушных боях даст совместное использование скоростных монопланов и маневренных бипланов. Первые связывали противника боем в ожидании вторых, которые добиваются победы за счет преимущества в схватках на виражах. Бипланы имели наименьшее время маневра и могли едва ли не зависать в воздухе на скорости, которая могла быть даже ниже посадочной. Эту способность И-15 в годы Великой Отечественной с успехом использовали опытные летчики. Понимая, что в горизонтальном полете им не тягаться с теми же «Мессершмиттами», советские пилоты сбрасывали скорость своих машин до минимальной, и противник часто проскакивал вперед, после чего наши истребители открывали огонь из выгодной позиции.

В 1932 году о подобных тактических приемах, конечно, никто еще не думал. Армия просто требовала новых самолетов, маневренных и быстрых, и Николай Поликарпов знал, как их создать. 8 декабря деревянный макет машины, имевшей рабочий индекс И-14, рассматривался на совещании у командующего ВВС РККА Якова Алксниса. Вернее, участники обсуждения рассматривали сразу две машины, имевшие один и тот же индекс. Одна – биплан – была создана в КБ Поликарпова, а вторая – моноплан – разработана авиаконструктором Павлом Сухим. В итоге решено было строить обе исходя из той самой тактической схемы «моноплан плюс биплан». А чтобы не путаться, поликарповской машине присвоили наименование И-15.

Конструкционные особенности и летные характеристики

Самолет являлся полуторапланом (в отличие от классического биплана, нижняя плоскость уступает в длине и площади верхней). Фюзеляж формирует четырехгранная рама из металлических трубок с тонкими стенками (использовалась сталь 30ХГСА).

В носовой части располагалась ферма с двигателем, в средине крепилась пара центропланов для установки крыльев.

Сверху монтировался — образной формы, служивший остовом «чайки». Внизу располагался второй центроплан. Оба выполнены из дюралюминия.

Скелет фюзеляжа составляли дюралевые шпангоуты. Хвостовую часть с кабиной формировали уже продольные профили (стрингеры) с полотняной обшивкой.

Плоскости крыльев прямоугольного плана изготовлялись из дерева с дюралюминиевым эллиптическим обрамлением. Внутренняя часть укреплялась стальными распорками (на техническом языке нервюрами и лонжеронами).

Впереди крылья зашивались фанерой толщиной в 1,5 мм. Верхнее крыло включало двухсекционные элероны из «крылатого металла» (дюралюминий, в силу экономических проблем, еще не стал основным материалом для большинства самолетов в СССР).

Крылья соединялись в коробку с помощью «L»-образных стоек. Места соединения с плоскостями закрывались обтекателями. Жесткость всей конструкции обеспечивалась регулируемыми лентами-расчалками по 4 для каждой пары крыльев, несущие — сдвоенные, в центральной части скреплялись деревянными (использовалась древесина ясеня) фиксаторами-уточками.

Из дюралюминия состояло хвостовое оперение, сверху обшитое полотном.

Место сочленения киля с фюзеляжем прикрывалось обтекателем из металла, стыки заклеивались лентой из плотной ткани, которая часто не окрашивалась в общий том. Шасси стало убираемым. Вместе со стойками располагалось в нишах, названных куполами (в диаметре — 730 мм). Колеса стандартные с дисковыми тормозами (диаметр — 700х150 мм), прикрывались сферическими обтекателями.

Стойки, расположенные в нижней части фюзеляжа, были снабжены карданным узлом для выпуска и убирания. Работа механизмов обеспечивалась пневматической системой. Включалась воздушным краном на левом борту кабины. Аварийный механизм выпуска (представлявший из себя лебедку с роликом на подкосе пирамиды стойки) приводился в действие рукоятью на правом борту.

Хвостовое бескамерное колесо из резины крепилось на поворотном стальном костыле, связанным с рулем поворота пружинами. Амортизация представлена воздушно-масляным механизмом.

В зимнее время шасси менялись на лыжи, на месте заднего колеса устанавливалась мини-лыжа.

Первоначально использовались двигатели М-25В. Затем М-62 (винт фиксированного шага — ВФШ), но в основной комплектации использовался двигатель М62 (иногда М-63) с винтом изменяемого шага (ВИШ). Весил мотор около 500 кг, взлетная мощность составляла 1000 л.с.

Прикрывался двигатель капотом, при разработке использовался вариант NACA (форма обтекателя для авиационных поршневых радиальных двигателей, разработанная в 1927 году). Длина составляла 885 мм, диаметр 1425 мм.

Для охлаждения двигателя в лобной части располагались специальные жалюзи.

Протектированный бензобак на 316 литров отделялся от двигателя противопожарной перегородкой. Пилот подобной перегородкой защищен не был.

На серийных образцах кабина была открытой, с кожаной обшивкой отдельных элементов салона и бронеспинкой. Механизмы перезарядки верхних пулеметов ШКАС выведены в кабину, перезарядка нижней пары осуществлялась специальной рукояткой справа от пилота.

Особенностью при полетах ночью были посадочные факелы, так как фар для посадки в темноте не было.

хЯРНПХЪ ЮБХЮЖХХ — ЩРН, ЙПНЛЕ БЯЕЦН ОПНВЕЦН, ХЯРНПХЪ ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ ЯУЕЛ Х ЙНМЯРПСЙЖХИ КЕРЮРЕКЭМШУ ЮООЮПЮРНБ. аХОКЮМШ, «КЕАЕДХМЮЪ ОЕЯМЪ» ЙНРНПШУ АШКЮ ЯОЕРЮ МЮЙЮМСМЕ БРНПНИ ЛХПНБНИ БНИМШ, — ОНФЮКСИ, МЮХАНКЕЕ ПНЛЮМРХВЕЯЙЮЪ ВЮЯРЭ ЩРНИ ХЯРНПХХ. яЕИВЮЯ ЛНФМН, ЙНМЕВМН, Я ЯНФЮКЕМХЕЛ НРЛЕРХРЭ, ВРН Б яНБЕРЯЙНЛ яНЧГЕ ЯКХЬЙНЛ СБКЕЙЮКХЯЭ РЮЙНИ ПНЛЮМРХЙНИ, Х ЯЮЛНКЕРШ-АХОКЮМШ, АЕГМЮДЕФМН СЯРЮПЕБ Й МЮВЮКС БНИМШ, МЕ ЯЛНЦКХ НАЕЯОЕВХРЭ ОПЕХЛСЫЕЯРБЮ Б БНГДСУЕ Я МЮВЮКНЛ АНЕБШУ ДЕИЯРБХИ. нДМЮЙН, ОПХМХЛЮЪ БН БМХЛЮМХЕ РЪФЕКСЧ ОНКХРХВЕЯЙСЧ НАЯРЮМНБЙС БМСРПХ ЯРПЮМШ Б РПХДЖЮРШУ ЦНДЮУ, ЯКНФМЕИЬЕЕ Х ОПНЯРН «ПЮГЦПНЛМНЕ» ОНКНФЕМХЕ ДЕК Б ЮБХЮОПНЛШЬКЕММНЯРХ Б ЩРНР ОЕПХНД, ЕДБЮ КХ ЯРНХР СОПЕЙЮРЭ ЙНМЯРПСЙРНПНБ ЯЮЛНКЕРНБ Б НРЯРЮКНЯРХ Х МЕДЮКЭМНБХДМНЯРХ.

бШЬЕЯЙЮГЮММНЕ, ЙНМЕВМН ФЕ, НРМНЯХРЯЪ Х Й ПЮАНРЮЛ ЯНБЕРЯЙНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ мХЙНКЮЪ мХЙНКЮЕБХВЮ оНКХЙЮПОНБЮ, Х Й ЯНГДЮММНЛС ХЛ ЯЕЛЕИЯРБС ХЯРПЕАХРЕКЕИ-АХОКЮМНБ. оНВРХ БЯЕ ЯЮЛНКЕРШ ЩРНЦН ЯЕЛЕИЯРБЮ, МЮВХМЮЪ Я 1933 Ц., ХЛЕКХ ЙНМЯРПСЙЖХЧ БЕПУМЕЦН ЙПШКЮ, БШОНКМЕММСЧ Б БХДЕ «ВЮИЙХ». вХРЮРЕКЧ ОПЕДКЮЦЮЕРЯЪ ЙПЮРЙЮЪ ХЯРНПХЪ ЕДХМЯРБЕММНЦН ЯПЕДХ МХУ «ВХЯРНЦН» АХОКЮМЮ — ЯЮЛНКЕРЮ-ХЯРПЕАХРЕКЪ х-15АХЯ

.

оЕПБНМЮВЮКЭМН ЩРНР ХЯРПЕАХРЕКЭ АШК ГЮДСЛЮМ БЯЕ-РЮЙХ ЙЮЙ «ВЮИЙЮ», ХЛЕК НАНГМЮВЕМХЕ х-14 Х ОПЕДМЮГМЮВЮКЯЪ ОНД НРЕВЕЯРБЕММШИ ГБЕГДННАПЮГМШИ ДБХЦЮРЕКЭ БНГДСЬМНЦН НУКЮФДЕМХЪ л-38. сФЕ Б ОПНЖЕЯЯЕ ОПНЕЙРХПНБЮМХЪ Й ПЮАНВЕЛС «ЙНМЯРПСЙРНПЯЙНЛС» НАНГМЮВЕМХЧ ЯЮЛНКЕРЮ жйа-3 АШКН ОПХЛЕМЕМН МНБНЕ МЮГБЮМХЕ х-15 (РЮЙ ЙЮЙ НАНГМЮВЕМХЕ х-14 СФЕ «ОПХФХКНЯЭ» МЮ РСОНКЕБЯЙНИ ЛЮЬХМЕ), Ю Б ЙЮВЕЯРБЕ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ БШАНП ОЮК МЮ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХИ ДБХЦЮРЕКЭ пЮИР-жХЙКНМ SGR-1820 F3. нОШРМШИ жйа-3 АШК ХЯОШРЮМ Б ОНЯКЕДМХУ ВХЯКЮУ ДЕЙЮАПЪ 1933 Ц. КЕРВХЙНЛ-ХЯОШРЮРЕКЕЛ б.о.вЙЮКНБШЛ МЮ жЕМРПЮКЭМНЛ ЮЩПНДПНЛЕ лНЯЙБШ. б РЕВЕМХЕ ЯКЕДСЧЫЕЦН, 1934 ЦНДЮ, ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН ХЯРПЕАХРЕКЕИ х-15 НЯБНХКХ МЮ ДБСУ ЛНЯЙНБЯЙХУ ЮБХЮГЮБНДЮУ: ╧1 Х ╧39. оЕПБШЕ ЛЮЬХМШ НЯМЮЫЮКХЯЭ пЮИР-жХЙКНМЮЛХ, Ю Я 1935 ЦНДЮ, ЙНЦДЮ «ЮЛЕПХЙЮМЖЮ» НЯБНХК ОЕПЛЯЙХИ ЮБХЮЛНРНПМШИ ГЮБНД ╧19, МЮ х-15 ЯРЮКХ СЯРЮМЮБКХБЮРЭ «ПНДМШЕ» ДБХЦЮРЕКХ л-25.

яЮЛНКЕР НАКЮДЮК БЕЯЭЛЮ МЕОКНУХЛХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛХ, НЯНАЕММН ЛЮМЕБПЕММШЛХ (БПЕЛЪ БХПЮФЮ МЮ БШЯНРЕ 1000 Л АШКН ПЕЙНПДМШЛ — 8 ЯЕЙСМД!), ВРН Х АШКН СЯОЕЬМН ОНДРБЕПФДЕМН БН БПЕЛЪ ЦПЮФДЮМЯЙНИ БНИМШ Б хЯОЮМХХ. пЕЯОСАКХЙЮМЯЙХЕ КЕРВХЙХ, Б ХУ ВХЯКЕ Х ЯНБЕРЯЙХЕ ДНАПНБНКЭЖШ, АШКХ ДНБНКЭМШ ЩРХЛ АХОКЮМНЛ — БЕДЭ НМ НАЕЯОЕВХБЮК ХЛ ОПЕХЛСЫЕЯРБН Б БНГДСЬМНЛ АНЧ. гДЕЯЭ, Б хЯОЮМХХ, ЛЮКН ЙНЛС ХГБЕЯРМШИ ОНКХЙЮПОНБЯЙХИ х-15 (ОНМЮВЮКС ЕЦН ДЮФЕ МЮГШБЮКХ «аНХМЦНЛ») ЯРЮК ГМЮЛЕМХРШЛ «вЮРН» (ОН-ХЯОЮМЯЙХ «ЙСПМНЯШИ») Х МЮБЯЕЦДЮ БНЬЕК Б ХЯРНПХЧ ЙЮЙ НДХМ ХГ КСВЬХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ ЛХПЮ ЯБНЕЦН ОЕПХНДЮ. яКЮБЮ ОПХЬКЮ, НДМЮЙН, МЕЯЙНКЭЙН ОНГДМН, ХАН, МЮВХМЮЪ Я ЯЮЛНЦН ОЕПБНЦН, НОШРМНЦН ЩЙГЕЛОКЪПЮ, НРМНЬЕМХЕ Й х-15 Б ПНДМНЛ НРЕВЕЯРБЕ АШКН МЕНДМЮГМЮВМШЛ. яУЕЛЮ ЯЮЛНКЕРЮ БЯРПЕРХКЮ ОПНРХБНДЕИЯРБХЕ, Х ОПЕФДЕ БЯЕЦН — ЯН ЯРНПНМШ мхх ббя. сРБЕПФДЮКНЯЭ, ВРН МЮКХВХЕ ЯУЕЛШ «ВЮИЙЮ» БЕДЕР Й МЕСЯРНИВХБНЯРХ ОСРХ ЯЮЛНКЕРЮ, ГЮРПСДМЪЕР НАГНП, НЯНАЕММН ОПХ БГКЕРЕ, ОНХЯЙ ЖЕКХ Х ЯЮЛН ОПХЖЕКХБЮМХЕ. лМНЦНВХЯКЕММШЕ ОНОШРЙХ оНКХЙЮПОНБЮ Я ОНЛНЫЭЧ ОПНДСБЙХ ЯЮЛНКЕРЮ Б ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ РПСАЕ, Ю РЮЙФЕ ОСРЕЛ МЕОНЯПЕДЯРБЕММШУ ДЕЛНМЯРПЮЖХИ Б ОНКЕРЕ ДНЙЮГЮРЭ МЕНАНЯМНБЮММНЯРЭ РЮЙХУ СРБЕПФДЕМХИ МХ Й ВЕЛС МЕ ОПХБЕКХ.

бНЙПСЦ ЛЮЬХМШ ЯНГДЮБЮКЮЯЭ МЕГДНПНБЮЪ ЮРЛНЯТЕПЮ, ЙНРНПНИ, Й ЯНФЮКЕМХЧ, ЯОНЯНАЯРБНБЮКХ Х ДЕТЕЙРШ, Х МЕЙЮВЕЯРБЕММНЕ ОПНХГБНДЯРБЕММНЕ ХЯОНКМЕМХЕ. б ЙНМЖЕ ЙНМЖНБ, ЯЕПХИМШИ БШОСЯЙ х-15 Б 1935 Ц. АШК ОПЕЙПЮЫЕМ, Ю ЯЮЛНЛС мХЙНКЮЧ мХЙНКЮЕБХВС АШКН ОПЕДКНФЕМН ЙНПЕММШЛ НАПЮГНЛ СКСВЬХРЭ ЯЮЛНКЕР, ББЕЯРХ Б ЯУЕЛС ЛЮЬХМШ МНБШИ («МНПЛЮКЭМШИ») ЖЕМРПНОКЮМ, ЙНККЕЙРНП Х ОНДНЦПЕБ БНГДСУЮ ДКЪ ДБХЦЮРЕКЪ, ЙЮОНР NACA, ГЮЙПШРСЧ ЙЮАХМС Х ЛМНЦНЕ ДПСЦНЕ. йНМЯРПСЙРНП ОНЬЕК МЮ МЕЙНРНПШЕ СЯРСОЙХ Х ЯНГДЮК ЯЮЛНКЕР, ОНКСВХБЬХИ НАНГМЮВЕМХЕ х-15АХЯ. нДМЮЙН, МНБЮЪ ЛЮЬХМЮ ГЮЛЕРМН «ОНРЪФЕКЕКЮ» Х ОПХ НАКЕРЕ Б ЙНМЖЕ 1935 Ц. МЕ ОНЙЮГЮКЮ НЯНАЕММШУ ОПЕХЛСЫЕЯРБ. оНКХЙЮПОНБ ОНОШРЮКЯЪ НАКЕЦВХРЭ ЙНМЯРПСЙЖХЧ. рЮЙ ОНЪБХКЮЯЭ МНБЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ ЛЮЬХМШ, МЮГБЮММЮЪ х-152 (╧3392). щРН АШК ВХЯРШИ АХОКЮМ, ХЛЕБЬХИ (НОЪРЭ!) ЙНКЭЖН рЮСМЕМДЮ БНЙПСЦ ДБХЦЮРЕКЪ Я ЙНПНРЙХЛХ ОЮРПСАЙЮЛХ. х-152 АШК РЪФЕКЕЕ ЯЕПХИМНЦН х-15 БЯЕЦН МЮ 40 ЙЦ Х, ЙЮГЮКНЯЭ, ЛНЦ ЯРЮРЭ ЙНЛОПНЛХЯЯНЛ ЛЕФДС ЙНМЯРПСЙРНПНЛ Х ГЮЙЮГВХЙНЛ. хЛЕЪ ЯБНЕ БХДЕМХЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ, оНКХЙЮПОНБ ОНД ДЮБКЕМХЕЛ ббя БШМСФДЕМ АШК БЯЕ-РЮЙХ СЯРСОХРЭ ХЛ ДН ЙНМЖЮ.

х-15АХЯ (х-152), ОНДЦНРНБКЕММШИ Й ЯЕПХИМНЛС БШОСЯЙС НЯЕМЭЧ 1937 Ц., АШК ХЛЕММН РЮЙХЛ, ЙЮЙХЛ ЕЦН ФЕКЮКХ БХДЕРЭ БНЕММШЕ. хЛЕММН РЮЙХЛ ХГБЕЯРЕМ НМ Х МЮЛ. х УНРЪ Б РН БПЕЛЪ оНКХЙЮПОНБШЛ АШК ОНДЦНРНБКЕМ Х ДЮФЕ СРБЕПФДЕМ ЙНЛЮМДНБЮМХЕЛ ббя (Б НЙРЪАПЕ 1937 Ц.) ОПНЕЙР МНБНЦН ЯЮЛНКЕРЮ х-153, ХЛЕММН х-15АХЯ АШК ГЮОСЫЕМ Б ЙПСОМНЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН. яЕИВЮЯ ЛНФМН РНКЭЙН СДХБКЪРЭЯЪ, МН Б 1938-39 ЦЦ. Б яяяп АНКЭЬНИ ЯЕПХЕИ БШОСЯЙЮКЯЪ ХЯРПЕАХРЕКЭ Я ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ ЯЙНПНЯРЭЧ ОНКЕРЮ 370 ЙЛ/ВЮЯ. дН ЛНЛЕМРЮ ОПЕЙПЮЫЕМХЪ ЯЕПХИМНЦН БШОСЯЙЮ ГЮБНД ╧1 — НДХМ ХГ ЙПСОМЕИЬХУ ЯНБЕРЯЙХУ ЮБХЮГЮБНДНБ — ХГЦНРНБХК 2408 ХЯРПЕАХРЕКЕИ х-15АХЯ. б 1939 Ц. ЩРН ОПЕДОПХЪРХЕ ЯРЮКН БШОСЯЙЮРЭ ХЯРПЕАХРЕКХ х-153, ХЛЕБЬХЕ ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ ЯЙНПНЯРЭ ОНКЕРЮ МЮ БШЯНРЕ 4600 Л — 443 ЙЛ/ВЮЯ.

мЕЯЛНРПЪ МЮ РН, ВРН х-15АХЯ НЙЮГЮКЯЪ ЪБМН СЯРЮПЕБЬХЛ СФЕ Й МЮВЮКС ЯБНЕЦН ОПНХГБНДЯРБЮ, ЯЮЛНКЕР ЩРНР ЪБКЪКЯЪ СВЮЯРМХЙНЛ ОЪРХ ПЮГКХВМШУ БНИМ. бНИЯЙНБШЕ ХЯОШРЮМХЪ «АХЯЮ» ОПНБНДХКХ КЕРВХЙХ, ОНАШБЮБЬХЕ Б хЯОЮМХХ — НМХ Б ЖЕКНЛ МЕОКНУН НРГШБЮКХЯЭ НА ХЯОШРШБЮЕЛНЛ НАЗЕЙРЕ. уНРЪ БПЕЛЪ БХПЮФЮ — ЦКЮБМНЦН ДНЯРНХМЯРБЮ х-15 — ОНБШЯХКНЯЭ Я 8 ДН 11-12 ЯЕЙСМД, ЛЮЬХМЮ ЯРЮКЮ АНКЕЕ СЯРНИВХБНИ Б КЧАНИ ОНКЕРМНИ ЙНМТХЦСПЮЖХХ. щРН СКСВЬЮКН Б АНЧ ОПХЖЕКХБЮМХЕ Х БЕДЕМХЕ НЦМЪ. яЙНПН ЯНЯРНЪКНЯЭ Х АНЕБНЕ ЙПЕЫЕМХЕ.

х-15АХЯ АШКХ НРОПЮБКЕМШ Б йХРЮИ Б ВХЯКЕ ДПСЦНИ ЯНБЕРЯЙНИ АНЕБНИ РЕУМХЙХ Я ЖЕКЭЧ НЙЮГЮМХЪ ОНЛНЫХ ЙХРЮИЯЙНЛС МЮПНДС Б АНПЭАЕ Я ЪОНМЖЮЛХ. щРХ ЯЮЛНКЕРШ ОПХЛЕМЪКХЯЭ РЮЛ ЯНБЛЕЯРМН Я х-16 — ЯНЦКЮЯМН РЮЙРХЙЕ БГЮХЛНДЕИЯРБХЪ ЛЮМЕБПЕММШУ Х ЯЙНПНЯРМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ. нВЕМЭ ЯЙНПН НАЕ ЛЮЬХМШ ОНКСВХКХ ЙХРЮИЯЙХЕ ОПНГБХЫЮ: х-15АХЯ ЯРЮК МЮГШБЮРЭЯЪ ╚ВХФ╩, х-16 — «КЮЯРНВЙЮ». цКЮБМШЛ НПСФХЕЛ «КЮЯРНВЕЙ» АШКЮ ЯЙНПНЯРЭ, МН Х ЛЮМЕБПЕММШЕ «ВХФХ» КЕРЮКХ АШЯРПЕЕ АНКЭЬХМЯРБЮ ЪОНМЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ. нЯМНБМНИ ОПНРХБМХЙ МЮЬХУ «ОРХЖ» — ХЯРПЕАХРЕКЭ АХОКЮМ х-95 (йХ.10) — СЯРСОЮК ЕЫЕ Х Б ЛЮМЕБПЕММНЯРХ, Х Б ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРХ. вРН СФ АШКН ЦНБНПХРЭ ОПН АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ! нЙЮГЮКЯЪ СЪГБХЛ ДКЪ НЦМЪ ВЕРШПЕУ ОСКЕЛЕРНБ «ВХФЮ» ГЮЙСОКЕММШИ ЪОНМЖЮЛХ Б хРЮКХХ ДБСУЛНРНПМШИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ BR-20 «юХЯР».

бРНПЮЪ БНИМЮ ДКЪ х-15АХЯ — Б лНМЦНКХХ БЕЯМНИ-КЕРНЛ 1939 Ц., АНКЕЕ ХГБЕЯРМЮЪ ОНД ЙПЮРЙХЛ МЮГБЮМХЕЛ уЮКУХМ-цНК. оНЪБКЕМХЕ С ЪОНМЖЕБ ЙН БПЕЛЕМХ ЩРНЦН ЙНМТКХЙРЮ ЙПНЛЕ ПЮМЕЕ ХГБЕЯРМШУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ х-96 (ю5л) МНБШУ, х-97 (йХ.27), НЦПЮМХВХКН АНЕБШЕ БНГЛНФМНЯРХ х-15АХЯ — НМ СЯРСОЮК ЩРХЛ ЯЮЛНКЕРЮЛ Б ЯЙНПНЯРХ. бОПНВЕЛ, Х ЯНБЕРЯЙЮЪ ЯРНПНМЮ АШКЮ ОПЕДЯРЮБКЕМЮ МНБХМЙЮЛХ: ХЯРПЕАХРЕКЕЛ х-153 «вЮИЙЮ» Х ОСЬЕВМШЛ х-16.

йПНЛЕ лНМЦНКХХ «АХЯШ» АШКХ НРОПЮБКЕМШ Б хЯОЮМХЧ (20 ЩЙГЕЛОКЪПНБ), ЦДЕ НЙЮГЮКХЯЭ МЮ ЦПЮМХ НЙНМВЮМХЪ АНЕБШУ ДЕИЯРБХИ. вЮЯРЭ НЯРЮБЬХУЯЪ Б хЯОЮМХХ ЯЮЛНКЕРНБ, ЯПЕДХ ЙНРНПШУ АШКХ Х «АХЯШ», ОНЯКЕ ОНПЮФЕМХЪ ПЕЯОСАКХЙЮМЖЕБ БНЬКЮ Б ЯНЯРЮБ ЮБХЮЖХХ ТПЮМЙХЯРНБ.

яКСФХКХ Б ВСФХУ ббя Х ЕЫЕ ОЪРЭ ХЯРПЕАХРЕКЕИ х-15АХЯ. бН БПЕЛЪ «ГХЛМЕИ» БНИМШ Я тХМКЪМДХЕИ 1939-40 ЦЦ., ЙЮЙ Х БН БЯЪЙХУ АНЕБШУ — ДЕИЯРБХЪУ, АШБЮКХ ЯКСВЮХ БШМСФДЕММШУ ОНЯЮДНЙ. х-15АХЯ, ХЛЕБЬХИ МЕСАХПЮЧЫЕЕЯЪ ЬЮЯЯХ (ГХЛНИ — КШФХ), МЕ ЛНЦ ОПХГЕЛКХРЭЯЪ МЮ АПЧУН, ОНЩРНЛС Б ЯКСВЮЕ ОНЯЮДЙХ ГЮ КХМХЕИ ТПНМРЮ ВЮЯРН НЯРЮБЮКЯЪ МЕБПЕДХЛШЛ. рЮЙ ТХММЮЛ ДНЯРЮКХЯЭ Б ПЮГМНЕ БПЕЛЪ ОЪРЭ «АХЯНБ», ЙНРНПШЕ БНЬКХ Б ЯНЯРЮБ ТХМЯЙХУ ббя, ЦДЕ ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ Б НЯМНБМНЛ ДКЪ РПЕМХПНБЙХ КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ. рПХ ЯЮЛНКЕРЮ ХГ ЯНЯРЮБЮ ЩРНИ ОЪРЕПЙХ ОПНДНКФЮКХ ЯБНХ ОНКЕРШ ДН МЮВЮКЮ 1945Ц. нЯМНБМЮЪ ФЕ ЛЮЯЯЮ ХЯРПЕАХРЕКЕИ х-15

АХЯ МЮУНДХКЮЯЭ Й МЮВЮКС бЕКХЙНИ нРЕВЕЯРБЕММНИ БНИМШ МЮ БННПСФЕМХХ ЯНБЕРЯЙХУ ббя. яЮЛНКЕР ЯВХРЮКЯЪ СЯРЮПЕБЬХЛ, ОНЩРНЛС АНЕБНЕ ОПХЛЕМЕМХЕ ЕЦН ЯСФЮКНЯЭ, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ДН БЕДЕМХЪ ЬРСПЛНБШУ ДЕИЯРБХИ. аНЛАНБЮЪ МЮЦПСГЙЮ АШКЮ МЕАНКЭЬНИ — ДН 150 ЙЦ, ОНЩРНЛС УЮПЮЙРЕПМНИ АШКЮ СЯРЮМНБЙЮ ЯРЮМДЮПРМШУ МЮОПЮБКЪЧЫХУ ДКЪ 82-ЛЛ ПЕЮЙРХБМШУ ЯМЮПЪДНБ — PC. б ДЕИЯРБСЧЫЕИ ЮПЛХХ х-15АХЯ МЮУНДХКХЯЭ ДН ЙНМЖЮ 1942 Ц., ОНЯКЕ ВЕЦН ХУ МЮВЮКХ ОЕПЕДЮБЮРЭ Б СВЕАМШЕ ОНДПЮГДЕКЕМХЪ. дН ЙНМЖЮ БНИМШ ЩРХ ЯЮЛНКЕРШ НЯРЮБЮКХЯЭ МЮ БННПСФЕМХХ РНКЭЙН МЮ дЮКЭМЕЛ бНЯРНЙЕ, ЦДЕ МЕЯКХ ЯЙНПЕЕ ЛХЯЯХЧ ЯДЕПФХБЮМХЪ, ВЕЛ ПЕЮКЭМНИ АНЕБНИ ЯХКШ. яПЕДХ ЛНДХТХЙЮЖХИ Х НОШРМШУ ПЮАНР ОН х-15АХЯ МЮХКСВЬХУ ПЕГСКЭРЮРНБ НФХДЮКХ НР ЛЮЬХМ Я ЦЕПЛНЙЮАХМНИ Х РСПАНЙНЛОПЕЯЯНПЮЛХ рй-1. дКЪ БНИЯЙНБШУ ХЯОШРЮМХИ ОПЕДОНКЮЦЮКЮЯЭ ДЮФЕ ЯЕПХЪ (БОПНВЕЛ, МЕ ЯНЯРНЪБЬЮЪЯЪ) РЮЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ.

б 1938 Ц. МЮ АЮГЕ х-15 АХЯ АШК ЯНГДЮМ ДБСУЛЕЯРМШИ РПЕМХПНБНВМШИ ХЯРПЕАХРЕКЭ дхр

. нАКЮДЮБЬХИ РЕЛХ ФЕ КЕРМШЛХ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛХ, ВРН Х НАШВМШИ х-15АХЯ (ВРН АШКН ОНДРБЕПФДЕМН НАКЕРШБЮБЬХЛХ ЕЦН КЕРВХЙЮЛХ, Б ВЮЯРМНЯРХ: яРЕТЮМНБШЛ, мХЙНКЮЕБШЛ, йСАШЬЙХМШЛ), ЯЮЛНКЕР АШК ХДЕЮКЭМШЛ КЕРЮЧЫХЛ ЯРЕМДНЛ ДКЪ АСДСЫХУ КЕРВХЙНБ-ХЯРПЕАХРЕКЕИ. яЕПХИМШИ БШОСЯЙ дхр ОКЮМХПНБЮКЯЪ МЮ ОНДЛНЯЙНБМНЛ ГЮБНДЕ ╧207 — АШБЬЕЛ «дХПХФЮАКЕЯРПНЕ», НДМЮЙН, ОНЙЮ БЕКХЯЭ ОНДЦНРНБХРЕКЭМШЕ ПЮАНРШ, АШКН ПЕЮКХГНБЮМН ОПЮБХРЕКЭЯРБЕММНЕ ПЕЬЕМХЕ Н БШОСЯЙЕ МЮ ЩРНЛ ГЮБНДЕ АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ яС-2, ОЕПБНМЮВЮКЭМН ХГБЕЯРМНЦН ЙЮЙ яг-3 (ЯРЮКХМЯЙНЕ ГЮДЮМХЕ — 3). рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, дхр Б ЯЕПХЧ МЕ ОНЬЕК. мЮХАНКЕЕ ЩЙГНРХВЕЯЙХЛ ЩОХГНДНЛ Б ХЯРНПХХ х-15АХЯ ЯКЕДСЕР, МЮБЕПМНЕ, МЮГБЮРЭ ХЯОШРЮМХЕ МЮ МЕЛ ДБСУ ОПЪЛНРНВМШУ БНГДСЬМН-ПЕЮЙРХБМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ (обпд) ЙНМЯРПСЙЖХХ х.ю.лЕПЙСКНБЮ. оПНБЕК РЮЙХЕ ХЯОШРЮМХЪ ГХЛНИ 1939 Ц. КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ кНЦХМНБ ОПЪЛН МЮД РЕППХРНПХЕИ жЕМРПЮКЭМНЦН лНЯЙНБЯЙНЦН ЮЩПНДПНЛЮ. х УНРЪ ОПХПНЯР ЯЙНПНЯРХ АШК МЕБЕКХЙ, ЛНФМН ЯВХРЮРЭ, ВРН х-15АХЯ ЯРЮК НДМХЛ ХГ ГЮВХМЮРЕКЕИ ЯНБЕРЯЙХУ ПЕЮЙРХБМШУ ОНКЕРНБ.

йНМЯРПСЙЖХЪ х-15АХЯ.

х-15АХЯ ОПЕДЯРЮБКЪК ЯНАНИ ДЮКЭМЕИЬЕЕ ПЮГБХРХЕ ЯЮЛНКЕРЮ х-15 Х Б НЯМНБМНЛ НРКХВЮКЯЪ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙНИ, Ю РЮЙФЕ БЕПУМХЛ ЙПШКНЛ, ЙНРНПНЕ ХЛЕКН МНПЛЮКЭМШИ ЖЕМРПНОКЮМ БЛЕЯРН ╚вЮИЙХ╩

хГ-ГЮ ХГЛЕМЕММНИ ТНПЛШ БЕПУМЕЕ ЙПШКН ЙПЕОХКНЯЭ Й ТЕПЛЕ ТЧГЕКЪФЮ ОПХ ОНЛНЫХ N-НАПЮГМШУ ЯРНЕЙ йПШКЭЪ ХЛЕКХ АНКЭЬХИ ПЮГЛЮУ Х МНБШИ ОПНТХКЭ ╚Clark YH╩, МН ОПХ ЩРНЛ УНПДШ Х НРМНЯХРЕКЭМЮЪ РНКЫХМЮ НЯРЮКХЯЭ АЕК ХГЛЕМЕМХЪ йНМЯРПСЙЖХЪ — ДЕПЕБЪММЮЪ Я ЛЕРЮККХВЕЯЙХЛХ ЯХКНБШЛХ СГКЮЛХ жЕМРПНОКЮМ БЕПУМЕЦН ЙПШКЮ — ЙКЕОЮММШИ ХГ ДЧПЮКЧЛХМХЪ, ЯН ЯРЮКЭМШЛХ РПСАВЮРШЛХ КНМФЕПНМЮЛХ нОЕПЕМХЕ НРКХВЮКНЯЭ РНКЭЙН ТНПЛНИ Х ОКНЫЮДЭЧ ПСКЪ ОНБНПНРЮ йЮПЙЮЯШ ЩКЕПНМНБ Х НОЕПЕМХЪ — ЙКЕОЮММШЕ ХГ ДЧПЮКЧЛХМХЪ бЯЕ ОКНЯЙНЯРХ Х УБНЯРНБЮЪ ВЮЯРЭ НАРЪЦХБЮКХЯЭ ОНКНРМНЛ

ьЮЯЯХ — ЙНМЯНКЭМНЦН РХОЮ, ЙЮЙ МЮ х-15. юЛНПРХГЮРНП — ЛЮЯКЪМН-ОМЕБЛЮРХВЕЯЙХИ. йНКЕЯЮ — РНПЛНГМШЕ Я ЛЕУЮМХВЕЯЙНИ ЯХЯРЕЛНИ СОПЮБКЕМХЪ РНПЛНГЮЛХ. яРНИЙХ ЬЮЯЯХ Х ЙНКЕЯЮ ГЮЙПШБЮКХЯЭ НАРЕЙЮРЕКЪЛХ. мХФМХИ НАРЕЙЮРЕКЭ ЯРНИЙХ АШК ФЕЯРЙН ЯБЪГЮМ Я НАРЕЙЮРЕКЕЛ ЙНКЕЯЮ Х ЯМХЛЮКЯЪ БЛЕЯРЕ Я МХЛ. оНКСНПХЕМРХПСЧЫХИЯЪ УБНЯРНБНИ ЙНЯРШКЭ АШК ЯБЪГЮМ Я ОЕДЮКЪЛХ ВЕПЕГ ПСКЭ ОНБНПНРЮ. гХЛНИ БЛЕЯРН ЙНКЕЯ ЯРЮБХКХ КШФХ. хУ ЙПЕОХКХ ПЕГХМНБШЛХ ЮЛНПРХГЮРНПЮЛХ, ПЮЯРЪФЙС ЙНРНПШУ НЦПЮМХВХБЮКХ ДБЮ РПНЯЮ.

яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ ЯНЯРНЪКЮ ХГ ЛНРНПЮ л-25б (БШЯНРМНЦН БЮПХЮМРЮ ЛНРНПЮ л-25) Х БХМРЮ ТХЙЯХПНБЮММНЦН ЬЮЦЮ ДХЮЛЕРПНЛ 2.8 ЛЕРПЮ. мЮ МЕЙНРНПШУ ЛЮЬХМЮУ СЯРЮМЮБКХБЮКХ РСПАНЙНЛОПЕЯЯНПШ. дБХЦЮРЕКЭ ГЮЙПШБЮКЯЪ ЙЮОНРНЛ РХОЮ ╚NACA╩ ХГ ДЧПЮКЧЛХМХЪ. йЮОНР ЛНМРХПНБЮКЯЪ МЮ ЙЮПЙЮЯЕ, ГЮЙПЕОКЕММНЛ МЮ ЙПНМЬРЕИМЮУ Й ЛНРНПС. кНАНБЮЪ ВЮЯРЭ ЯНЯРНЪКЮ ХГ РПЕУ ВЮЯРЕИ (БЕПУМЕИ Х ДБСУ АНЙНБШУ), Ю ЧАЙЮ — ХГ ОЪРХ ВЮЯРЕИ (БЕПУМЕИ, ДБСУ АНЙНБШУ Х ДБСУ МХФМХУ). бЯЕ ВЮЯРХ ЙЮОНРЮ ЯЙПЕОКЪКХЯЭ ЯРЮКЭМШЛХ КЕМРЮЛХ. кНАНБЮЪ ВЮЯРЭ ЛНРНПЮ ГЮЙПШБЮКЮЯЭ ФЮКЧГХ. бРСКЙС БХМРЮ ОПХЙПШБЮК ПЮГЗЕЛМШИ ДЧПЮКЧЛХМХЕБШИ ЙНЙ.

х-15АХЯ АШК БННПСФЕМ ВЕРШПЭЛЪ ОСКЕЛЕРЮЛХ об-1, ЯРПЕКЪБЬХЛХ ЯХМУПНММН ВЕПЕГ БХМР. оНД ЙПШКЭЪЛХ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКЮЯЭ ОНДБЕЯЙЮ АНЛАНБНЦН БННПСФЕМХЪ НАЫЕИ ЛЮЯЯНИ ДН 150 ЙЦ Б ЯКЕДСЧЫХУ БЮПХЮМРЮУ: 4 У юн-10 ХКХ юну-10 2 У юн-25л , 4 У юн-25л 2 У тюа-50 , 2 У юн-25л + 2 У тюа-50 2 У бюо-6.
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪх-15АХЯ
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л10.20
дКХМЮ, Л6.28
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л222.50
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ1310
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ1730
рХО ДБХЦЮРЕКЪ1 од л-25б (л-25а)
лНЫМНЯРЭ, К.Я.1 У 750 (775)
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В
С ГЕЛКХ372
МЮ БШЯНРЕ379
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ770
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ625
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л9800
щЙХОЮФ1
бННПСФЕМХЕ:ВЕРШПЕ 7.62-ЛЛ ОСКЕЛЕРЮ об-1
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
вЕПРЕФ «оНКХЙЮПОНБ х-15АХЯ» йМХЦЮ «рЕУМХВЕЯЙНЕ НОХЯЮМХЕ х-15АХЯ Я ЛНРНПНЛ л-25Б (ЙМХЦЮ 1)» йМХЦЮ «рЕУМХВЕЯЙНЕ НОХЯЮМХЕ х-15АХЯ Я ЛНРНПНЛ л-25Б (ЙМХЦЮ 2)» тНРНЦПЮТХХ:нОШРМШИ х-15АХЯ
х-15АХЯ
х-15АХЯ
х-15АХЯ
х-15АХЯ МЮ КШФМНЛ ЬЮЯЯХ
х-15АХЯ рй
х-15АХЯ рй
х-15АХЯ
дхр
х-15АХЯ Grupo 24 ббя ТПЮМЙХЯРНБ
х-15АХЯ тХМЯЙХУ ббя
яНБПЕЛЕММЮЪ ПЕОКХЙЮ х-15АХЯ
яНБПЕЛЕММЮЪ ПЕОКХЙЮ дхр
оПХАНПМЮЪ ДНЯЙЮ х-15АХЯ

яУЕЛШ:

х-15АХЯ

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

нОШРМШИ х-15АХЯ, 1938 ЦНД
х-15АХЯ, 13 НЮХЩ ббя йат
х-15АХЯ рй
х-15АХЯ ХГ ЯНЯРЮБЮ ббя гЮОЮДМНЦН бн, 1940 ЦНД
х-15АХЯ Grupo 24 ббя ТПЮМЙХЯРНБ, 1941 ЦНД
х-15АХЯ Grupo Independiente ббя ПЕЯОСЙКХЙЮМЖЕБ
х-15АХЯ Grupo 24 ббя ТПЮМЙХЯРНБ
х-15АХЯ ббя йХРЮЪ
х-15АХЯ T-LLv 35 тХМЯЙХУ ббя, 1942 ЦНД ╘ Pentti Perttula
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
лХП юБХЮЖХХ. лХУЮХК лЮЯКНБ. х-15АХЯ — ЯЮЛНКЕР ОЪРХ БНИМ оНКХЦНМ. е.цНПДНМ, б.гЕМЙХМ, б.рХРНБ. х-5, х-15, х-15АХЯ юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ. юКЕЙЯЮМДП йНРКЮАНБЯЙХИ. «вЮРН» оНКХЙЮПОНБЮ ьЮБПНБ б.а. хЯРНПХЪ ЙНМЯРПСЙЖХИ ЯЮЛНКЕРНБ Б яяяп 1938-1950 ЦЦ. яХЛЮЙНБ а.к. яЮЛНКЕРШ ЯРПЮМШ яНБЕРНБ. 1917-1970 щМЖХЙКНОЕДХЪ-ЯОПЮБНВМХЙ. яЮЛНКЕРШ ЯРПЮМШ яНБЕРНБ Avions 123. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15bis Squadron/Signal. Aircraft Number 157. Hans-Heiri Stapfer. Polikarpov Fighters in Action

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004

Летно-технические характеристики

Основные параметры:

  • полутораплан;
  • экипаж — 1 пилот;
  • длина — 6275 см;
  • высота — 3425 см;
  • размах крыльев: верхнее — 10 м, нижнее — 7,5м;
  • масса без вооружения и дополнительного оборудования — 1348 кг;
  • взлетная масса при максимальной комплектации — 1859 кг;
  • объем топливных баков — 316 литров;
  • Максимальная скорость — 431 км/ч;
  • дальность полета — 740 км;
  • потолок полета 11 000 метров;
  • скорость набора высоты 15 м/с;
  • вооружение: 4 пулемета ШКАС (экспериментальные варианты с пушкой ШВАК и двумя пулеметами, пулеметами ТКБ — будущими БС), до 200 кг бомбовой нагрузки и направляющие для 8 неуправляемых реактивных снарядов РС-82.

Варианты [ править ]

В этом разделе не процитировать любые источники

. Пожалуйста, помогите улучшить этот раздел , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален .
( Январь 2022 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Воспроизвести медиа

Поликарпов И-15бис в полете

ЦКБ-3бис Опытный образец. ЦКБ-3тер Опытный образец оснащен более мощным радиально-поршневым двигателем М-25В. I-15 Первая производственная серия. И-15бис Одноместный истребитель-биплан, вооруженный четырьмя 7,62-мм (0,30 дюйма) пулеметами ПВ-1 или ШКАС, а также до 150 кг (330 фунтов) бомб. На И-15бис устанавливался более мощный радиально-поршневой двигатель Швецова М-25 V. 570 кВт (760 л.с.) . У него было прямое верхнее крыло. Всего было построено 2408 машин. И-152 Модернизированный вариант И-15бис. Один построен в 1938 году. Серийного производства не было, так как было решено построить И-153. И-152ГК (
Герметичная кабина
— герметичная (герметичная) кабина) — один самолет с герметичной кабиной. И-152ТК (Turbo Kompressor — турбонаддув) — один самолет с двумя турбокомпрессорами. И-15тер (И-153) Разработка И-15 с убирающимся шасси, см. Поликарпов И-153 . ИМП-1 (
Оочебно Тренировочный Истребитель
— учебно-тренировочный истребитель) — двухместный учебно-тренировочный вариант
заводского изготовления, передняя кабина выдвинута
вперед, установлены двойные органы управления, 20 построены в 1934 г., но не используются ВВС

Модификации

Использовали «чайку» как экспериментальный самолет много, соответственно. Начиная от рекордов потолка полета и заканчивая применением реактивных двигателей (И-153 ПВРД испытания прошел в 1939 году, напугав жителей Москвы и взбудоражив пожарных огненными струями в небе).

Основные модификации оставшиеся в исторических документах:

  • И-153П (пушечный) с двумя синхронными пушками ШВАК;
  • И-153В (высотный) или ГК. С гермокабиной, спроектированной Щербаковым А.Я.;
  • И-153 ТК (2 турбокомпрессора в моторе);
  • И-153 Уд (с полностью деревянной задней части фюзеляжа с закрытой кабиной, так называемый, монокок).

Варианты с лыжами к официальным модификациям не относятся.

Непослушная «чайка»

Создание истребителя И-15 потребовало от Николая Поликарпова и его сотрудников решения двух противоположных задач. С одной стороны, военные летчики требовали маневренный истребитель-биплан, а с другой, видели его скоростным. Чтобы добиться этого, конструкторам пришлось применить множество технических хитростей. Прежде всего, они придали верхнему крылу профиль «чайка»: плоскость как бы изламывалась над фюзеляжем, придавая самолету характерный вид. Такая конструкция позволяла не только снизить сопротивление воздуха в полете, то есть повысить скорость. Она давала летчику лучший обзор вперед и вверх, что очень важно для самолета, рассчитанного на маневренный воздушный бой.

Новый истребитель проектировался под новый мотор, который тоже должен был обеспечить ему необходимую высокую скорость в полете. Им стал М-25 – лицензионный вариант американского двигателя «Райт-Циклон». Его выпускал построенный в Перми завод: предприятие было целиком закуплено в США, а первые моторы и собирались из американских деталей. Но проектирование И-15 шло быстрее, чем переговоры по закупке двигателестроительного завода, и потому первые летные, а потом и серийные экземпляры получили менее мощные, но имевшиеся в достаточном количестве моторы М-22.

В первый полет И-15 отправился 23 октября 1933 года. Такие высокие темпы постройки никого не удивляли. Николай Поликарпов постарался использовать в конструкции нового самолета хорошо отработанные элементы конструкции и технологические приемы, обкатанные на прежних своих машинах. Это обеспечивало возможность быстро собрать опытные экземпляры истребителя, а потом и сократить время его освоения в серийном производстве. Но они же и закладывали в новую машину повышенный «запас устаревания», поскольку опирались на технологии, которые уже уходили в прошлое.

Первый опытный экземпляр нового самолета летал уже почти два месяца, когда 18 декабря его захотели увидеть участники пленума Реввоенсовета СССР, собравшиеся в Москве. В этот день полет закончился катастрофой. Чтобы взлетать с заснеженного аэродрома, И-15 установили на лыжи, и в полете одна из них сорвалась с расчалки и развернулась поперек. Понадобилось все летное умение Валерия Чкалова, чтобы все-таки суметь приземлиться в такой ситуации, но самолет все равно перевернулся и разбился, хотя сам летчик и не пострадал. К счастью, подобные ЧП не были чем-то исключительным, и на общее впечатление от самолета, который понравился зрителям, инцидент не повлиял.

Боевое использование

Боевое крещение «чайки» прошло в схватках с японскими истребителями на Халхин-Голе в 1939 году (20 самолетов). Но уже тогда в скоростных качествах истребитель проигрывал новым монопланам. Использовался в группах с И-16. Активно участвовал И-153 в боевых действиях зимой в Китае в том же 1939 году.

«Чайка» принимала участие и в советско-финской войне зимой 1939 — 1940х годов. В ходе боев несколько подбитых и неисправных истребителей достались финской армии, где состояли на вооружении вплоть до окончания Второй мировой войны (большинство источников сходятся на количестве в 5 самолетов). В основном применялись в качестве разведчиков с раскраской и знаками ВВС СССР.

К началу Великой Отечественной Войны И-153 существенно проигрывала основному сопернику немецкого производства Bf-109 (тот самый «мессер» имел скорость свыше 500 км/ч, но в ранних модификациях уступал в горизонтальной маневренности на высотах ниже 3000 метров).

Другой истребитель из Европы — голландский Фоккер D.XXI (моноплан сравнимый по летным и техническим характеристикам) активно противостоял «чайкам» в советско-финской войне 1940 года в ВВС Финляндии, но по всем характеристикам проигрывал.

Итальянский биплан CR-42 также уступал «чайке» по всем параметрам, но прослужил исправно до завершения военных действий Второй мировой в составе ВВС Италии.

В первые месяцы Великой Отечественной маневренные бипланы с характерной геометрией крыла были серьезной сдерживающей силой для более современных самолетов гитлеровцев.

На «чайках» воевали прославленные советские летчики: Речкалов А.Г., Клубов А.Ф., Талалихин В.В. (на «чайке» совершил 47 боевых вылетов и одержал 4 победы) и многие другие.

Потери самолетов данной конструкции в начале войны были не больше, чем более современных, что служило поводом для предложений о возобновлении серийного производства. Но поддержки они (вполне обоснованно) не получили.

В дальнейшем И-153 активно использовался в качестве штурмовика (переориентация проводилась уже в предвоенные годы. В связи с развитием линии истребителей-монопланов.), благодаря маневренности на средних высотах и дополнительному вооружению в виде РС и бомбовой нагрузке. В настоящее время существуют несколько реплик И-153, регулярно принимающие участие в авиа-шоу.

Истребитель

Одним из направлений повышения высотности полетов, наряду с улучшением других характеристик самолетов, стали герметические кабины. Первыми советскими истребителями, снабженными гермокабинами, стали И-15 и И-15бис. Николай Поликарпов лично интересовался этой проблемой, поэтому в его коллективе немало внимания уделяли высотной тематике. Конструктивно, гермокабины КБ Поликарпова представляли собой мягкие оболочки из прорезиненной ткани с усилениями в виде металлического каркаса. В конце июля 1939 г. постановлением правительства конструкторскому бюро Поликарпова выдается задание на оснащение одного из серийных истребителей И-153 герметической кабиной с одновременной установкой на самолет турбокомпрессоров (ТК) для увеличения высотности полета.

Александр Щербаков получил производственные площади на подмосковном авиазаводе No.289, где к середине 1940 г. выполнили основную часть работ (турбокомпрессоры на этом этапе установлены не были). В июле 1940 г. переоборудованную «Чайку» (серийный No.6034) представили для государственных испытаний. Практически без изменения конструкции самолета в него вмонтировали гермокабину, позволяющую выполнять полеты на высотах более 4-х километров без кислородного оборудования и специального снаряжения летчиков — толстого теплого комбинезона, стесняющего движения.

Конструктивно кабина была выполнена в виде сварного металлического «кокона» по форме и размерам фигуры сидящего летчика. Верхняя откидная часть представляла собой полусферу в виде стального каркаса с дюралевой оболочкой и прорезанными в ней иллюминаторами. Необходимые жизненные условия в кабине поддерживались при помощи кислорода, подаваемого из 4-х литрового баллона. Кислород поступал в кабину в количестве 3-4 литров в минуту и смешивался с воздухом, который, в свою очередь, проходил через специальные регенерирующие патроны. Последние выполняли роль поглотителей углекислого газа. Очищенная таким образом воздушная смесь поступала в переднюю часть кабины в количестве 50-55 литров в минуту. Внутри поддерживалось постоянное избыточное давление 0,2 атмосферы и температура около 10°С.

Испытания самолета велись с 20 по 30 июля 1940 г. Летчики, в числе которых был Герой Советского Союза Степан Супрун, отмечали, что летные качества И-153 практически не изменились. Устойчивость машины, несмотря на смещение центровки назад более чем на 2%, осталась прежней. Обзор вперед за счет установки прицела ПАН-22 в специальном кожухе ухудшился, зато назад стал лучше, тем более, что обернуться в легком комбинезоне несравнимо легче, чем в толстом зимнем обмундировании.

Всего выполнили 11 полетов, 9 из них на предельную высоту — более 10 километров. Проведенные учебные бои с И-16 и стандартными И-153 являлись скорее данью традиционным видам испытаний, ибо выявить какие-либо особенности, кроме уже упомянутого выше незначительного ухудшения обзора, за столь короткий срок было практически невозможно. Зато все пилоты отмечали малый шум в кабине и отсутствие усталости после полета в разряженной атмосфере.

Хотя по результатам испытаний рекомендовалось выпустить небольшое количество «Чаек» с гермокабиной для накопления опыта эксплуатации, серии не последовало и, по имеющимся данным, И-153 No. 6034 остался в единственном экземпляре.

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ a b «Бойцы Поликарпова». wio.ru.
    Дата обращения: 8 октября 2012.
  2. ^ а б в г Ганстон 1995, стр. 299.
  3. ^ a b c Грин и Суонборо 1979, стр. 10.
  4. Lannon 2002, стр. 46.
  5. Зеленый и Swanborough 1979, стр. 9.
  6. Гордон и Декстер 1999, стр. 120.
  7. Зеленый и Swanborough 1979, стр. 18.
  8. Перейти
    ↑ Cheung, 2015, pp. 76, 80-81. Сюй Чи-сян (徐 吉 驤 -Xu Jixiang) был сбит на своем И-15бис в дебютном воздушном бою A6M Zero 13 сентября 1940 года … 20-миллиметровый снаряд прошел через его аптечку, сметая всю щетину с его зубной щетки. … Сюй отомстил 4 марта 1944 года над японской авиабазой в Чиунг-Шане (Цюншань) на острове Хайнань … сбил головной Зеро из трех человек … командир звена или, возможно, инструктора
  9. 蔡, 乔治. «九 一 三 壁山 空戰» . www.flyingtiger-cacw.com
    . Источник 2021-01-23 .他的性能遠在伊-152 (ставка),伊-16-10之上,可以認為,敵我雙方的戰機性能差了一個數量級還多,如此之下,如何還能奢談 «取勝»? 在 戰鬥 中 , 徐 吉 驤 的 座機 被 莫名 日 機 連續 咬 尾 多次 遭受 了 十 幾次 攻擊 , 已經 被 , 敵機 射 彈 密集 座機 上 連 細細的 吉 驤 感到 自己 四周 的 防彈 子彈 敲 得 叮叮 , 的 中彈。 最後伊 -152 在 璧山 上空 停車。 徐 吉 驤 了 一下 形勢 , 決定 不 跳傘 以免 兇殘 的 日 機 沖 傘 的 日 機 攻擊 後七零八落。 幸好 燃油 、 滑油 均已 耗盡 , 燃燒。 徐 吉 驤 機智 地 躲在 座機 盤旋 在 頭頂 的 兩架 日 後 才 爬出 完全 損壞 座機

  10. Маслов, 2010, с. 33.
  11. Перейти
    ↑ Cheung, 2015, pp. 74-75. Лейтенант Гао выстрелил A6M Zeroes в хвосты других китайских истребителей в рукопашной над Чунцином 13 сентября 1940 года, приблизившись на 160 футов из одного … заявив, что один сбит …
  12. Чен, С. Питер. «Гао Юсинь» . WW2DB
    . Проверено 27 ноября 2022 . <�В сентябре 1940 года (13.09.1940) лейтенант Гао Юсинь вылетел против новых истребителей A6M Zero, повредив один … он одержал победу, но истребители A6M не были потеряны в этом бою.
  13. 萨沙, 资深 中国 近代 军事 历史 作家 (09.05.2019). «永不 归 航 的 红色 年轻 战鹰 : 1 位» 八路军 «青年 战士 的 抗日 空战» .知 乎 专栏
    (на китайском) . Проверено 21 декабря 2022 . <�郑少 愚 在 战 中 第五 次 受伤 , 他 的 右手 和 左足 均 中弹 负伤 , 座机 被击 成 重伤。 他 虽然 受伤 , 英勇。 根据 《路 邦 初 关于 交战情况 的 战斗 要 报》 (1940 年 9 月 13 日) 中 记载 : “总 领队 郑 大 队长 虽 手足 均受 弹 伤 , 但 奋勇 , 援救 友 机 多 架 掩护 各 飞返遂宁。

  14. Маслов, 2010, с. 42.

  15. Маслов, 2010, с. 16.
  16. ^ а б Маслов 2010, с. 18.

  17. Маслов, 2010, с. 17.

  18. Маслов, 2010, с. 21.

  19. Маслов, 2010, с. 24.
  20. Зеленый и Swanborough 1979, стр. 12.
  21. Ледникер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu
    . Проверено 16 апреля 2022 года .

Библиография [ править ]

  • Абаншин, Михаил Э. и Нина Гут. Бои Поликарпова, Орлы Востока №2
    . Линнвуд, Вашингтон: Aviation International, 1994. ISBN 1-884909-01-9 .
  • Чунг, Раймонд. OSPREY AIRCRAFT OF THE ACES 126: Тузы ВВС Китайской Республики
    . Оксфорд: Bloomsbury Publishing Plc, 2015. ISBN 978 14728 05614 .
  • Драбкин, Артем. Красная авиация на войне: Барбаросса и отступление в Москву — Воспоминания летчиков-истребителей на Восточном фронте
    . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Military, 2007. ISBN 1-84415-563-3 .
  • Гордон, Ефим и А. Декстер. «Варианты истребителя-биплана Поликарпова». Крылья славы
    , том 17. Лондон: Aerospace Publishing, 1999, стр. 106–129. ISBN 1-86184-041-1 .
  • Гордон, Ефим и Кейт Декстер. Истребители-бипланы Поликарпова
    (Красная Звезда, т.6). Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing, 2002. ISBN 1-85780-141-5 .
  • Гордон, Ефим и Дмитрий Хазановы. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том первый: Одномоторные истребители
    . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 1998. ISBN 1-85780-083-4 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «О Чайке и Чато … Боевые бипланы Поликарпова». Энтузиаст воздуха
    . Выпуск 11, ноябрь 1979 г. — февраль 1980 г., стр. 9–29. ISSN 0143-5450.
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации скопа 1875–1995
    . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
  • Ланнон, Фрэнсис. Гражданская война в Испании 1936–1939 (Essential History 37)
    . Лондон: Osprey Publishing, 2002. ISBN 9781841763699 .
  • Лаюро, Патрик (май 1978 г.). «Поликарпов И-15« Чато »: Русский истребитель в экзотической судьбе …, часть 1» [Полкарпов И-15 «Чато»: Русский истребитель в экзотической стране, часть 1]. Le Fana de l’Aviation
    (на французском языке) (102): 34–41. ISSN 0757-4169 .
  • Лаюро, Патрик (июнь 1978 г.). «Поликарпов И-15« Чато »: Русский истребитель в экзотической судьбе …, часть 2» [Полкарпов И-15 «Чато»: Русский истребитель в экзотической стране, часть 2]. Le Fana de l’Aviation
    (на французском языке) (103): 42–45. ISSN 0757-4169 .
  • Леонар, Герберт. Les avions de chasse Polikarpov
    (на французском языке). Ренн, Франция: издания Ouest-France, 1981. ISBN 2-85882-322-7 .
  • Леонар, Герберт. Les chasseurs Polikarpov
    (на французском языке). Клиши, Франция: Éditions Larivière, 2004. ISBN 2-914205-07-4 .
  • Маслов, Михаил Александрович Поликарпов И-15бис (Wydawnictwo Militaria 199)
    (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria, 2004. ISBN 83-7219-178-6 .
  • Маслов, Михаил Александрович Поликарпов И-15, И-16 и И-153
    . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2010. ISBN 978-1-84603-981-2 .
  • Стапфер, Ханс-Хейри. Истребители Поликарпова в действии, часть 1 (Самолет в действии № 157)
    . Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications, Inc., 1995. ISBN 0-89747-343-4 .
  • 徐 (Xú), 露 梅 (Lùméi).隕落 (Fallen): 682 位 空军 英烈 的 生死 档案 — 抗战 空军 英烈 档案 大 解密 (Расшифровка 682 героев ВВС во время Второй мировой войны и их мученичества)
    . 区, 北京 , 中国:团结 կ , 2016. ISBN 978-7-5126-4433-5 .

Операторы [ править ]

В этом разделе не процитировать любые источники

. Пожалуйста, помогите улучшить этот раздел , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален .
( Январь 2022 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Испанские республиканские ВВС «Чато»

республика Китай

  • Китайские националистические ВВС

Финляндия

  • Финские ВВС (захвачены)

нацистская Германия

  • Люфтваффе
    (захвачено)

Монголия

  • ВВС Монгольской народной армии — в июле 1939 — 1942 гг. Получили более 40 самолетов.

Советский союз

  • Советские ВВС
  • Советская военно-морская авиация

Испанская республика

  • Испанские республиканские ВВС

Испания

  • Испанские ВВС — Пост гражданской войны.

См. Также [ править ]

Связанная разработка

  • Поликарпова И-5
  • Поликарпов И-153

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • Blériot-SPAD S.91 / 5
  • Curtiss F11C Ястреб-тетеревятник
  • Fiat CR.32
  • Фоккер Д.XVI
  • Рукавица Глостера
  • Грумман F2F
  • Heinkel He 51
  • Накадзима A4N

Связанные списки

  • Список межвоенных военных самолетов
  • Список самолетов республиканских ВВС Испании
  • Список самолетов Второй мировой войны
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]