История создания БТР-60
После Великой Отечественной войны основным бронетранспортёром Советской Армии был БТР-152. Данная машина была создана в 1947 году и выпускалась до 1962 года. Этот бронетранспортёр был создан в короткие сроки, так как его основой стал грузовик ЗИС-151. Хотя для машины, созданной на базе трёхосного грузовика, БТР-152 обладал приемлемыми качествами, военные всё же неоднократно высказывали недовольство, что машина не может двигаться вместе с танками и преодолевать траншеи.
Чтобы увеличить проходимость, конструкторам пришлось разрабатывать новую колёсную формулу с равномерным расположением мостов. Первый же опытный образец БТР-Э152В, имеющий колёсную формулу 8х8, доказал, что такая концепция работает. Зато управляемость новой модели была слишком низкой, что заставило конструкторов делать управляемыми две передних пары колёс.
Новый военный автомобиль, разработку которого поручили Горьковскому автомобильному заводу, начали разрабатывать в 1956 году. Ответственным за разработку новой машины был назначен Дедков. Первый опытный экземпляр был готов уже через два года. Первый вариант БТР-60 имел такую же схему, как серийная модель, но отличался от неё двигателем.
Изначально на опытный образец было решено установить один карбюраторный двигатель ГАЗ-40П, развивающий 90 л.с. Эксплуатация первого БТР-60 показала, что данный двигатель слишком слабый для десятитонного бронетранспортёра. Сначала было решено установить на бронетранспортёр мощный дизель ЯАЗ-206Б, который развивал 205 л.с. Эта попытка не увенчалась успехом, так как тяжёлый дизель не давал возможности бронетранспортёру плавать. Других вариантов не было, и конструкторы решили установить на БТР-60 два двигателя ГАЗ-40П.
Теперь бронетранспортёр получил достаточный запас мощности, а раздатка БТР-60, с понижающей ступенью и самоблокирующиеся дифференциалы боевой машины обеспечили отличную проходимость в условия бездорожья.
Какой можно сделать вывод?
БТР-60 — легендарный бронетранспортёр, который сыскал спрос на всех континентах. За всё время серийного выпуска с конвейера сошло от 10 до 25 тысяч экземпляров (точной информации с документальным подтверждением нет). На базе заводской техники инженеры в разных странах создавали многочисленные модификации. Они предназначаются для выполнения разных задач, и эксплуатируются по сей день.
Технология самоблокирующегося дифференциала сейчас используется не только в военных целях, но и гражданских. 60-я модель стала основой для будущих поколений.
Серийное производство БТР-60
Производство БТР-60 было поставлено на конвейер в 1960 году. Хотя изначально планировалось выпускать военную технику этой модели на нескольких предприятиях, в итоге только Горьковский автомобильный завод остался единственным производителем в СССР. Через некоторое время бронетранспортёр подвергся модернизации:
- Были установлены приборы ночного видения;
- Командир экипажа получил смотровой прибор панорамного типа;
- Боевая машина получила бронированную крышу, которая полностью закрыла бронетранспортёр.
Изначально не планировалось делать полностью закрытые боевые машины, но военная операция в Венгрии 1956 года показала, что в уличных боях БТР без крыши терпят огромные потери от гранат и «коктейлей Молотова», которыми их забрасывали мятежники с верхних этажей зданий.
Второй причиной появления полностью закрытых БТР стало развитие ядерных технологий. Так как ядерная война в то время казалась вполне вероятной, мотострелки не могли бы действовать в условиях радиоактивного заражения, поэтому они могли вести огонь из-под брони. Хотя это и ограничивало возможности пехоты, всё же преимущества в защите закрытых машин было очевидным, поэтому было решено полностью перейти на производство закрытых машин.
Модификация БТР-60ПБ
В 1966 году была проведена серьёзная модернизация боевой машины. Усовершенствованная модель получила индекс БТР-60ПБ и следующие изменения в конструкции:
- Установлена башня от БДРМ-2 с крупнокалиберным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62 мм пулемётом ПКТ. Это серьёзно повысило боевую мощь бронетранспортёра, переведя его в более эффективный класс боевой техники;
- Количество перевозимого десанта сократили до 8 человек, один из которых должен был выполнять функции стрелка в башне;
- Появились дополнительные приборы наблюдения;
- В отделении для десанта появились люки, пригодные для быстрой посадки или высадки;
- Лобная защита была незначительно усилена;
- Усилена противоатомная защита.
Новая модификация БТР-60ПБ оказалась самой удачной версией бронетранспортёра БТР-60. Они выпускались без изменений до 1976 года. Блокировка дифференциалов БТР-60 хорошо показала себя во время эксплуатации, поэтому её оставили без изменений. Имеются данные, что БТР-60ПБ выпускался на других заводах, кроме ГАЗ, до 1987 года. Западные источники утверждают, что всего в СССР было выпущено около 25 000 БТР-60 и БТР-60ПБ. Данные бронетранспортёры до сих пор используются во многих армиях мира.
Конструкция и оснащение советской боевой машины
Защита корпуса у БТР-60 достаточно слабая. Она может защитить от осколков гранат и пуль, выпущенных из автомата, но крупнокалиберный пулемёт её пробивает с лёгкостью. Листы стали имеют толщину всего 5-9 мм. Во время войны в Афганистане солдаты быстро поняли, что прятаться внутри корпуса БТР-60 не стоит. Если машина подрывалась на мине, то шансов выжить было немного.
Сам корпус был сделан обтекаемой формы, что облегчило передвижение бронетранспортёра в воде. Модификация БТР-60ПБ получила полностью закрытый кузов с защитой от радиации. Для защиты от проникновения грязного воздуха использовалась специальная фильтрующая установка. В передней части размещаются капитан и механик, в середине – десантники, а сзади расположены двигатели и трансмиссия.
БРР-60ПБ получила башню в форме конуса. Она имела такую же слабую броню, как и корпус. Стрелок размещался в башне, которая вращалась с помощью специального винтового механизма.
Что качается вооружения бронетранспортёра, то базовая модификация имела только три пулемёта СГБМ. После нескольких незначительных модификаций данные пулемёты было решено заменить на более совершенные ПКБ. Модификация БТР-60ПБ получила более серьёзное оружие – крупнокалиберный пулемёт КПВТ калибра 14,5 мм. Таким вооружением БТР-60 мог легко расправляться с легкобронированной техникой противника. Кроме пулемётов, в качестве дополнительного вооружения использовались гранаты, которых был внушительный запас.
Для наведения на цель использовались винтовые механизмы, а для наводки – оптический прицел перископического типа. Если крупнокалиберный пулемёт использовался для легкобронированной техники, то из ПКБ как правило стреляли по живым целям, находящимся в радиусе до 1 500 метров.
Для наблюдения за местностью в БТР-60 использовались следующие приборы:
- Б-1 в количестве 6 штук устанавливали на экземпляры первых выпусков;
- Через некоторое время капитан БТР получил устройство ТПКУ-2Б;
- ТВН-1 и ТВН-2 являлись приборами для наблюдения за местностью в условиях ограниченной видимости.
Кроме того, для обзора местности в спокойной ситуации использовались два смотровых люка, находившиеся в лобовой части машины.
В сравнении с зарубежными аналогами
Советский бронетранспортер БТР-60 намного крупнее по габаритам и менее бронирован, чем зарубежные аналоги. Но если сделать броню БТР-60 более толстой защитные показатели машины естественно вырастут, как и вес машины. Вот только плавать она уже не сможет, да и силы водометного движителя не хватит, чтобы перемещать бронетранспортер по воде. В мире на тот момент могла плавать только американская машина морпехов LVTP-5, но она развивал скорость на воде вдвое меньшую, чем БТР-60.
У всех зарубежных бронемашин того времени высадка десанта осуществлялась под защитой брони бронетранспортера.
Происходило это за счет специальных рамп и люков, предусмотренных в кормовой части машины. Советские же пехотинцы выбегали из БТР-60П из отделения десанта через специальные двери находящиеся сбоку корпуса, и им приходилось выпрямляться во весь рост. Что с точки зрения тактики, мягко говоря, невыгодно.
Хуже со спешиванием пехоты дело обстояло только в модификации БТР-60ПА, где десантирование происходило только через верхние люки. Здесь, солдаты, вылезающие с еще движущейся бронемашины, скорее напоминали танкистов, спасающихся из подбитого танка, нежели готовящихся к атаке воинов.
Мотор и трансмиссия БТР-60
На БТР-60 была применена интересная схема установки двигателя. Так как тяжёлая машина не могла быстро передвигаться с одним мотором ГАЗ-40П, было решено установить два. В сумме эти два двигателя способны развивать 180 л.с. Правый двигатель отвечает за работу первого и третьего мостов, а левый – за работу второго и четвёртого. Имеется возможность отключить один из двигателей и передвигаться только за счёт работы второго. Каждый из двигателей имеет отдельный бак для горючего. К дополнительным функциям двигателей относится работа водомёта и лебедки от них.
На БТР-60 установлено «сухое» сцепление однодискового типа. Для облегчения работы с ним было решено использовать гидравлический привод. Коробка переключения передач четырёхступенчатая. За счёт вала отбора мощности происходит переключение на водомёт. В устройство двух главных передач БТР-60 входят самоблокирующиеся дифференциалы.
В настоящее время блокировка дифференциала БТР-60 часто устанавливается на УАЗ любителями экстремального тюнинга. Самоблок БТР-60 обеспечивает равномерную скорость вращения колёс на всех осях боевой машины. Бронетранспортёр способен передвигаться, даже если один из двигателей полностью выйдет из строя.
Тактико-технические характеристики
Наименование параметра | Показатель |
Бронирование, мм: | |
– лоб корпуса; | 7-11 |
– борт; | 7 |
– корма; | 5-7 |
– башня; | 7 |
– днище; | 5 |
– крыша. | 7 |
Колёсная формула | 8 × 8 |
Полная масса, т | 10,3 |
Габаритные размеры, м: | |
– длина; | 7,56 |
– ширина; | 2,83 |
– высота по крыше корпуса. | 2,42 |
Двигатели: | |
– тип и модель; | два ГАЗ-49, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения |
– мощность. | суммарная мощность 180 (2×90) л.с. при 3600 об/мин |
Число мест для боевого расчёта, чел. | 10 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
– по суше; | 80 |
– на плаву. | 9 |
Ходовая часть | Размер шин 13,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,5 кг/см 2 , подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые |
Длина лебёдки, м | 50 |
Предельное тяговое усилие, кгс | 4500 |
Дорожный просвет при полной нагрузке, мм | 475 |
Запас хода: | |
– по суше, км | 500 |
– на плаву, часов | 12 |
Преодолеваемые препятствия: | |
– угол подъёма, град | 30 |
– ширина рва, м | 2 |
– высота стенки, м | 0,5 |
Ходовая часть и водомёт БТР-60
При создании бронетранспортёра была применена колёсная формула 8х8. Так как управляемость опытного образца с традиционным рулевым управлением была недостаточной, было принято решение сделать управляемыми две передние оси. Конструкция односкатных шин позволяет выдержать пулевое попадание. Два компрессора способны обеспечить подкачку шин дистанционным образом. Это помогает не только передвигаться с пробитым колесом, но и менять давление в зависимости от типа местности.
Колёса располагаются на двух рычагах, соединённых с кузовом шарнирами. Каждый верхний рычаг, кроме третьей оси, имеет по два амортизатора гидравлического типа. Подвеска у БТР-60 независимая, торсионная. Бронетранспортёр может продолжать движение при полной потере двух колёс.
Водомётное устройство бронетранспортёра работает за счёт двигателей ГАЗ-40П. Он располагается под мотором и имеет гребной винт. Чтобы винт не повреждался, его прикрыли решёткой с одной стороны и броневой заслонкой с другой.
БТР-60 и его модификации прекрасно зарекомендовали себя в большинстве боевых конфликтов 20 века. Так как Советский Союз помогал развивающимся странам, эти бронетранспортёры можно сейчас найти в армиях развивающихся стран по всему миру.
Общая информация
60-я модель стала первым четырёхосным бронетранспортёром. Развитие линейки этой техники продолжается в наши годы. 16 лет (1960-1976) производился на горьковском автомобильном заводе. До 1987 года выпуском занимался курганский завод колёсных тягачей. Ещё одна производственная точка находилась в Румынии. Местные специалисты собирали технику по советской лицензии (ТАВ-71).
До конца 60-х годов БТР-60 являлся основным транспортом высокой проходимости в советской армии. В 70-80-х годах численность в армии значительно уменьшилась из-за выпуска 70-й и 80-й моделей. Машина прошла через многие боевые операции, включая Афганскую войну. Экспорт осуществлялся в десятки стран по всему миру. Несмотря на внушительный возраст, техника работает в армейских подразделениях 47 стран (данные на 2007 год).
В наше время популярна технология блокировки БТР-60. Самое распространённое применение — внедрение в конструкцию мостов автомобилей УАЗ. Во многих интернет-магазинах можно купить блокировку БТР-60 как новую, так и старую. О разнице в качестве говорить сложно, каждый находит для себя определённые преимущества. Средняя стоимость для гражданского транспорта составляет 8-12 тысяч рублей, для военного — до 19 500.