В Сеть выложили фотографию российского танка нового поколения Т-95

Классификация танков на протяжении истории их применения несколько раз меняла терминологию. Один из таких терминов — основной боевой танк, подразумевающий многоцелевую машину, сочетающую высокую ударную мощь, подвижность и броню. Именно такая техника становится основой танковых соединений в масштабных операциях.

В российской классификации известно два термина — основной танк и специальный. Первый тип совпадает с западной классификаций. Специальный — это узкоцелевая машина, применяемая для отдельных типов войск или задач.

«Черный орел» — проект российского основного танка, разрабатываемого в 1990-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Известен также как «Объект 640». Собран лишь как опытный образец, в серийное производство выпущен не был.

История создания


Модель «Черного орла»
Разработка танка «Черный орел» велась в условиях повышенной секретности. Точных сведений о начале работы над проектом не имеется, по некоторым данным она велась с конца 1980-х. Первая демонстрация состоялась в 1997, однако ТТХ танка не разглашались, а сам танк демонстрировали на удалении, скрывая маскировочной сетью его башню.

Опытный образец вновь был показан в 1999, однако сведения о нем также скрывались. Это не мешало средствам массовой информации и простым обозревателям строить теории об исключительности новой техники. В начале 2000-х было объявлено о создании нового Т-95, который многие связывали с об. 640.

Американская САУ Второй мировой войны

Т-28 «Черепаха», имеющая название Т-95 — ПТ-САУ, – американская самоходно-артиллерийская установка пробного образца, созданная в период Второй мировой войны и являющаяся истребителем танков. Некоторые историки причисляют данную модель к сверхтяжелым танкам. Эта САУ проектировалась с 1943 года, но к завершению войны ее серийное изготовление так и не было запущенно. Единственное, что успели конструкторы, так это изготовить в 1945-1946 годах два прототипа. По своей массе танк Т-95 (ПТ-САУ) является вторым после немецкого «Мауса».

Почему остановились работы над прототипом

После 1999 Чёрный орёл танк открыто больше не демонстрировался. О его принятии также никто не заявлял. На фоне отсутствия заказов от Минобороны Омский завод в 2005 году обанкротился. Именно данный аспект и считается причиной прекращения разработок.

В 2009 появилось официальное заявление Минобороны о том, что танка «Черный орел» не существует. Все наработки в данном направлении были направлены на создание «Арматы», из-за чего «Объект 640» считается одним из ее предшественников.

Силовая установка

Конструкторы оснастили танк Объект 195 челябинским дизелем В-92С2Ф2. Это временная мера, силовая установка не отвечает современным требованиям. Мощность всего 1130 л. с., подвижность перспективного танка незначительно превышает показатели основной боевой машины предыдущего поколения. В качестве штатного агрегата предполагается установка дизеля 12Н360Т-90А. Мотор четырехтактный, Х-образный, 12–цилиндровый, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Система охлаждения жидкостная. Рабочий объем – 34,6 л. Мощность не менее 1650 л. с. обеспечивает тяговооруженность боевой машины не менее 30 л. с. на тонну. Двигатель располагается вдоль боевой машины и агрегатируется с АКПП.

Описание конструкции


Вид сбоку и сверху
В основу разработки танка «Черный орел» закладывалась концепция применения данной техники в локальных конфликтах. По мнению разработчиков, оно обусловлено снижением вероятности масштабных боевых действий с наступлением больших танковых подразделений.

С учетом данного аспекта современный танк должен иметь хорошую транспортабельность для переброски в заданный регион, сочетать маневренность и быстрое развертывание. Основная проблема для этого заключалась в необходимости снижения массы за счет брони и башни, что сказывалось на выживаемости танка.

Конструкция танка «Черный орел» включает гусеничную ходовую часть, корпус с отделением управления и моторно-трансмиссионным отсеком, башню на погоне, комплекс вооружения с боекомплектом и броню.

Особенность корпуса данной машины в наличии броневых перегородок, делящих ее на три отделения. Весь экипаж расположен ниже уровня башни в обитаемом отделении. Кресла регулируются, имеется походное положение и боевое. Для покидания машины у каждого члена экипажа имеется свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.

Отделение управления

Отделение управления находится в передней части в соответствии с классической компоновкой. Ключевое отличие — разделение на три отсека. Механик-водитель занимает средний, по боками от него за броневыми перегородками находятся топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.

Боевое отделение

Боевое отделение также имеет нестандартную компоновку. Места наводчика и командира располагаются в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Предусмотрена защита экипажа от взрыва боекомплекта и отвод пороховых газов. Заряжание пушки автоматизировано.

Башня


Башня «Черного орла» — самая узнаваемая его часть
В конструкции башни предусмотрена круговая защита от попадания снарядов, учитывается и вероятность поражения сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, предусмотрено разделение на два отсека. Передняя часть имеет угол наклона в 20-30 градусов, что уменьшает вероятность поражения.

С учетом габаритов и компоновки башни ее защищенность увеличена в 1,7-2 раза при курсовых обстрелах в 35-40 градусов. Общая масса увеличена лишь до 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.

Защита от поражения сверху предусматривает устойчивость башни к кассетным парашютным снарядам с прицеливанием. Также броня может выдерживать удар противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».

Уровни защиты

Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.

«Черный орел» имеет три уровня защиты:

  • традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
  • активное поражение снарядов;
  • радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.

Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.

Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.

Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.

Третий уровень защиты — комплекс приборов типа «Штора», рассчитанный на обнаружение и подавление электронных устройств противника. Действует на расстоянии до 5 км. Дополнительно предусмотрен выпуск аэрозольных гранат для создания помех.

Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:

  • радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
  • экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
  • аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
  • в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
  • последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.

В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.

В конце восьмидесятых наши инженеры заглянули в будущее

Проектирование нового образца боевой машины началась в 1988 году. Основной идеей было повышение выживаемости экипажа и возможность модернизации систем вооружения без кардинальных переделок машины. Для удовлетворения этому требованию предлагалось сделать башню необитаемой. То есть осуществлять наведение орудия или стрелкового вооружения на цель, выбирать тип боеприпаса и совершать выстрел должна была автоматика. Сам же экипаж следовало поместить в изолированной, хорошо защищенной бронекапсуле. Должен был получиться танк с совершенно новой компоновкой и мощнейшей защитой. Политические потрясения последнего десятилетия прошлого века не позволили в полной мере реализовать задуманное. Да и уровень развития электроники того времени вряд ли дал бы возможность создать высокоэффективную боевую систему. Эту концепцию воплотили в металле спустя несколько лет уральские танкостроители создав Объект 195. Фото танка, укрытого брезентом, не могут помочь составить представление о конструкции автономной артиллерийской установки.

Вооружение танка


Пулемет легко снимается для удобства транспортировки
Базовое вооружение танка «Черный орел» представлено следующими аспектами:

  • 125-миллиметровая гладкоствольная пушка с боекомплектом в 32 снаряда;
  • два пулемета — ПКТ на 7,62 мм и «Корд» на 12,7 мм;
  • гранатометы для создания дымовой завесы.

Конструкция танка предусматривала возможность замены орудия на более крупное, вплоть до 152 мм. Управление пушкой, пулеметами и гранатометом осуществлялось автоматизировано. При этом у наводчика и командира имелся равный доступ к вооружениям.

Автоматизированный механизм заряжания — одна из ключевых особенностей танка. Разработки в данном направлении велись и в других странах, основная проблема заключалась в детонации боекомплекта в случае попадания кумулятивного снаряда.

Это приводила к потере экипажа и танка, из-за чего западные машины, к примеру «Леопард-2», «Абрамс», отказались от автоматизированного заряжания. У них данный функционал обеспечивается четвертым членом экипажа — заряжающим.

У танка «Черный орел» боекомплект выведен наружу. Снаряды уложены горизонтально в бронированном съемном модуле, расположенном за башней над моторно-трансмиссионным отсеком. Их положение ориентировано по оси пушки, с казенной частью сообщаются только в момент заряжания.

Использование самоходных орудий

Самоходки обладают мощным дальнобойным орудием, способным поражать врага на значительных расстояниях, благодаря чему им нет смысла вплотную приближаться к противнику. На САУ нет мощной защиты, так как огонь они должны вести не на передовой, а с тыла основных войск. Грубо говоря, САУ – мощная дальнобойная артиллерия, способная после выстрела быстро самостоятельно менять свою позицию. Однако с начала Второй мировой войны эта бронетехника использовалась не только в виде тяжелых гаубиц, но и в качестве штурмовых орудий, поддерживающих своим огнем атакующие войска, а также истребителей танков, способных охотиться и уничтожать бронетехнику неприятеля как с близкого, так и с дальнего расстояния.

Технические характеристики


Транспортировка «Черного орла» для показа
У танка «Чёрный орёл» характеристики длительное время оставались неизвестными и успели обрасти рядом мифов. Однако и имеющиеся данные подтверждают конкурентоспособность машины с западными аналогами последних поколений. В данном вопросе разработчики смогли найти оптимальное сочетание компоновки, которое в соответствии с заданной концепцией обеспечивает танку выживаемость, боевую мощь и возможность эффективного участия в локальных конфликтах.

Габариты и вес

По габаритам и весу танк имеет следующие показатели:

  • длина корпуса — 7,97 м;
  • ширина — 3,095 м;
  • высота — 1,793;
  • клиренс — 0,5 м;
  • боевая масса — 48 тонн.

Из-за уменьшенных габаритов башни «Черный орел» считается одним из самых низких танков. Данный аспект не уменьшает его проходимости. Машина способна преодолевать стенки в 0,8 м и рвы шириной в 2,8 м. С оборудованием подводного вождения танков (ОПВТ) «Черный орел» способен погружаться на глубину до 5 м.

Экипаж

Экипаж объекта 640 — 3 человека: механик-водитель, командир и наводчик. Первый расположен в отделении управления, остальные — в сообщающимся с ним боевом отделении под башней.

Двигатель и ходовая

На танк «Черный орел» установлен газотурбинный двигатель мощностью 1500 л. с. Это повышало удельную мощность машины до 30,25 л. с./т, что превосходило западные аналоги с их 20-25 л. с./т. Первая версия танка имела модифицированное шасси Т-80У с установленной на нем башней.

Ходовая часть гусеничная, семиопорная, с торсионной подвеской. Имеются съемные уширители на гусеницы, снижающие давление на грунт до 0,8-0,81 кг на квадратный сантиметр. Снятие уширителей позволяет транспортировать танк на железнодорожных платформах.

Также допускается установка части уширителей только с внутренней стороны. Это помогает уложиться в железнодорожный стандарт по габаритам и вступить в бой сразу с платформы.

Максимальная скорость и бак

Развиваемая скорость по шоссе — до 80 км/ч. Запас хода без дополнительных навесных баков составляет 500 км, с ними расстояние увеличивается в два раза. Об объеме топливных баков точных данных не имеется. Приведенный запас хода рассчитан по шоссе, на пересеченной местности он будет ниже.

Органы управления

Основным элементом управления машиной выделяют многофункциональный пульт, имеющийся и у наводчика, и у командира. Все системы интегрированы и позволяют управлять вооружениями с любого из этих мест. В комплексную систему также входят:

  • пульты управления прицелами;
  • баллистические вычислители;
  • стабилизаторы вооружения;
  • комплексы заряжания.

По необходимости танк может оборудоваться системами управления дополнительных вооружений. Комплекс рассчитан на несколько режимов работы — основной, полуавтоматический, автоматический, целеуказание и ручной.

Итоги

Результат обзора САУ «Черепахи» показывает нам, что каждый вид бронетехники должен соответствовать своему времени.

По своим характеристикам американский Т-95 являлся отличной машиной до начала Второй мировой войны, но с развитием вооружений он катастрофически отстал от основных видов бронетанковых и артиллерийских войск не только своих союзников, но и потенциальных противников. Дальше работать над отсталым проектом было экономически невыгодно, потому его закрыли.

Изучая негативный опыт прошлых лет, современные конструкторы боевой техники стараются проектировать вооружение таким образом, чтобы оно соответствовало требованиям войны и максимально выполняло поставленные боевые задачи.

Достоинства и недостатки


Кормовая часть
К преимуществам экспериментального танка относят:

  • хорошие ходовые качества;
  • комплексную трехуровневую защиту машины;
  • защиту экипажа от снарядов и подрыва;
  • автоматизированное заряжание орудия.

Помимо данных качеств выделяют ремонтируемость танка. Большинство аспектов сделаны по модульной системе, что позволяет быстро менять составные части, возвращая машину в строй.

Недостатки «Черного орла» так и не выявлены. Танк собран в единственном экземпляре, в серийное производство не поступил. Также не проводилось и масштабных испытаний, способных выявить недочеты конструкции.

В вопросе перспективности данного проекта многие спорят до сих пор, считая ряд технических характеристик завышенным и не соответствующим действительности, тем более при отсутствии государственных испытаний. Однако в 2011 году было официально заявлено об использовании ряда наработок данного проекта в создании «Арматы».

Что произошло с единственными моделями Т-95?

Работы над этими САУ были остановлены в 1947 году, так как на их базе начали проектировать тяжелые танки Т-29 и Т-30, имеющие орудийные башни.

Единственные прототипы сверхтяжелых ПТ-САУ, так и не участвовавших в реальных боевых сражениях, закончили свои дни печальным образом: одна модель во время пожара полностью выгорела изнутри так, что восстановлению уже не подлежала, а вторая просто сломалась и ее списали на металлолом.

Через 27 лет списанный прототип был найден в штате Вирджиния. После реставрации его выставили напоказ в популярном музее Паттона (Кентукки).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]