Недостатки танка Т-72Б, пути их гаражно-полевого исправления и тактика применения танка в современном бою


В 1973 году на вооружение Советской армии поступили новые танки, полностью отвечающие требованиям современной войны и армейским доктринам СССР.

Фото танка Т-72 «Урал»

Хоть машина и была компромиссной, но имела высокую боевую эффективность, а главное — технологичность. Этот фактор позволил производить танк в массовых количествах в случае «горячей» войны. Машина получила рабочее название Т-72 «Урал» или Объект — 172М.


Т-72 «Урал» — одна из первых фотографий

Танк Т72 допустимо назвать долгожителем. Полноценное производство модели стартовало в 1973 году, а завершилось в 1992. Несмотря на то что его больше не производят, боевая машина не снята с вооружения РФ.

Смотрите также статью Танк Т-80 и его модификации

Проводятся модификации уже выпущенных образцов.

Последние версии Т-72Б3 почти не уступают по своим тактико-техническим параметрам Т90. За все время эксплуатации выпущено в пределах 30 000 единиц, не считая произведенные другими странами: Польшей, Югославией, Индией и т. д.

История создания танка Т-72

После внедрения в массовое производство Т-64А мгновенно обнаружились ключевые недостатки данной машины. В первую очередь проблемы с двигателем и ходовой частью. Возникали нарекания и на автомат заряжания. К примеру, чтобы механику-водителю перейти в боевое отделение требовалось отвернуть башню на 90 градусов относительно вектора движения танка и изъять часть боеукладки.

Но главной проблемой стала высокая себестоимость и трудность с наладкой выпуска на остальных заводах страны. Это была цена инноваций, примененных харьковскими инженерами.


Первый Советский ОБТ — Т-64А

По вышеперечисленным причинам началась разработка нового танка, схожего по боевой эффективности, но обладающего более низкой ценой и высокой технологичностью.

ГодСобытие
1967Издание указа о старте разработки танка Т-72
1968 — 1969Полевые испытания двух Т-64. Одна с В-45 с эжекционной, вторая с тем же двигателем, но с вентилируемой охладительной системой и другой ходовой частью (второй вариант представило КБ Уралвагонзавода)
1969Уральский вариант Т-64 успешно прошел испытания. Количество зарядов в автомате заряжания сократили до 22 штук. Установили силовую установку В-46 (780 л/с). Новой машине присвоили наименование “Объект 172М”
1973Начало серийного производства Т-72 “Урал”
1974Поступление Объекта 172 в армейские части Советского Союза
1992Окончание производства
2016Начало модернизации более ранних машин до версии Т-72Б3 образца 2016 г

Если рассуждать о боевой эффективности танка, то машина прекрасно показала себя в многочисленных конфликтах 20-го века на большей часть Земли. Говоря про опыт эксплуатации в СССР и России, то это: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Именно эти машины являлись основой «танкового кулака», который, по мнению Советского командования, должен был дойти до Западной Европы, не считаясь с потерями.


Т-72 с динамической защитой

Модификации танка


Вторая модернизация Т-72Б
За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

Зарубежное производство

Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира, но производством по лицензии занимается лишь малая часть из них. По большей части страны-эксплуататоры — это бывшие советские республики, страны Ближнего Востока, Индия, Финляндия, Польша. На текущий момент модификации «Урала» активно применяются в Сирии с обеих стороны.

Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира.

Некоторые оптимистично настроенные издания утверждают, что экспортные «семьдесятдвойки» адекватно боролись с американскими «Абрамсами». На деле это не так. Более технических совершенные А1М1 уничтожали Т-72М1 пачками во время войны в Ираке.


Т-72 производили не только в СССР

Интересным фактом является возможность поставок Т-72 в Северную Корею. По некоторым источникам тамошние конструкторы, путем обратной инженерии, смогли скопировать танк и наладить производство. При этом первые модели оснащались 115-мм орудием и имели 4 членов экипажа, что говорит об отсутствии АЗ. Более поздние варианты стали им оснащаться.

Смотрите также статью Российский танк Т-14 «Армата» и его описание

Страны-производители:

Индия1988 – 2005
Польша1979 – 1995
Чехословакия1971 – 1991
Югославия1981 – 1990
Ирак1988 — 1989

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:

  • Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 г;
  • Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский путч 1991 в СССР;
  • Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг;
  • Иракская война 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012 г.

Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.

Особенности конструкции

Танк Т-72 выполнен по классической советской схеме с разделением внутриброневого пространства на три части: отсек управления, боевое отделение и МТО (моторно-трансмиссионный). В передней части машины, за основной броней располагается место механика-водителя и органы управления движением.

Всего членов экипажа 3. Остальные размещены в боевом отделении в центре танка. Это командир и наводчик. В корме установлена силовая установка и элементы трансмиссии.


Т-72 вид сбоку

Там же расположен автомат заряжания орудия на 22 снаряда. В отличие от Т-64, устройство танка Т-72 не привязано к башке и не нужно разбирать часть боеукладки, чтобы добраться до отсека управления. После выстрела происходит очистка внутреннего пространства от пороховых газов, путем вытяжки вентилятором наружу.

В башне имеется люк для сброса поддона стреляной гильзы, которая сгорает во время залпа. Если в карусели АЗ закончатся снаряды, возможна зарядка пушки в ручном режиме. Эту функцию исполняет командир.

Средняя скорострельность составляет 6-8 выстрелов в минуту.

Башня приводится в действие гидравлическим и ручным приводом. В верхней левой части расположен основной люк для погрузки и выгрузки экипажа. На передней части устанавливается фонарь. Внутри башни имеются приборы наблюдения, включая прицелы, обзорные устройства, приборы ночного видения. В последних модификациях начали появляться тепловизоры. Для стабилизации используется двухплоскостной стабилизатор.


Объект 172М1 Вид сбоку и сверху

Бронезащита танка Т-72

Бронекорпус танка сварной, собирается из листов прочной катанной гомогенной стали, а также листов с комбинированной прослойкой из стеклотекстолита. Броня — дифференцированная. Имеется в виду, что она неравномерно распределена по сторонам. Это облегчает конструкцию. Такая концепция прослеживается на всех современных танках.


Схема бронирования

Самая толстая броня находится в передней части. Представляет собой две бронеплиты сходящиеся клином под разными углами:

  • угол наклона верхней лобовой детали 68 градусов, нижней — 60;
  • ВЛД в разрезе напоминает «бутерброд» из 3 слоев: верхний — 80-мм стали, средний — 105-мм стеклотекстолита, внутренний — 20-мм брони;
  • НЛД — 85-мм простой бронестали без дополнительных слоев.

Такая компоновка брони позволяет выдержать попадание подкалиберных снарядов с бронепробитием 450-мм и кумулятивных с показателем 600-мм.

Все остальное бронирование выполнено полностью с применением гомогенных листов. По бортам:

  • 80-мм листы прикрывают экипаж и боеукладку;
  • 70-мм броня закрывает МТО;
  • двойная деталь прикрывает корму танка.

В целях повышения защищенности по бортам танка навешаны 3-мм алюминиевые экраны. Основная задача — прикрытие важных частей от кумулятивных гранат и снарядов. Экраны имеют два положения: боевое и походное. В первом случае они открываются вперед под углом 60 градусов.

Впоследствии на танк стали навешивать динамическую защиту. В различных модификациях это был: Контакт-1, Контакт-5 и Реликт. Планировалась установка комплексов активной защиты (КАЗ) «Арена». Но такой модуль появится только на версиях Б3 в 2022 году. Также существовала практика наваривания дополнительных листов брони, толщиной до 30-мм.


Вид спереди

Первые версии Т-72 имели существенный недостаток — бронирование литой башни было монолитным. В Т-72А это исправили в лобовой проекции появился комбинированный слой. В модели Т-72Б наполнитель сменили на отражающие элементы. На башне дополнительно устанавливались модули для отстрела дымовых гранат.

Достоинства и недостатки


Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты
Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Также обращают внимание на посредственную пригодность танка в условиях городского боя. В конструкции и бронировании имеется несколько уязвимостей, применение высокоточного противотанкового оружия способно быстро выводить Т-72 из строя.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

Вооружение

В передней части башни располагается пушка с индексом 2А26М.

  • калибр орудия — 125-мм;
  • длина составляет — 50,5 калибров.

Пушка гладкоствольная, возможен пуск управляемых ракет при помощи системы «Свирь». Основной комплект используемых снарядов состоит из подкалиберных, осколочно-фугасных и кумулятивных. Пушка обладает раздельно-гильзовым заряжанием, осуществляемым посредством АЗ или командира танка.


Схема автомата заряжания Т-72

В качестве дополнительного вооружения выступает спаренный с пушкой пулемет 7,62-мм ПКТМ. Для подавления живой силы, легкой бронетехники и низколетящих целей используется установленный на крыше башни пулемет 12,7-мм «Утес». В целях удешевления производства системы удаленного управления не предусмотрена.

Для стрельбы командиру приходится высовываться из люка на башне, что являет недостатком.

Основные цели и задачи

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Подвижность

Проходимость танк находилась на высоком уровне. По пересеченной местности максимальная скорость Т-72 — 30 км/ч. Ходовая часть напоминает аналогичную на Т-62. На ней имеются 3 поддерживающих катка и 6 опорный, по каждому борту. Ведущее и направляющее колесо находится в задней части. Сама подвеска индивидуальная, торсионная.

Интересное дополнение — наличие прибора для самоокапывания.

Используя это устройство, экипаж способен вырыть траншею за 30 минут. Размешался прибор на НЛД, что придавало большую защищенность.


Ходовая часть «Урала»

Изначально на Т-72 устанавливался двигатель В-46, мощностью 780 л/с. Движок являлся прямым развитием знаменитого В-2, впервые примененного на Т-34. Имеет 12 цилиндров и V-образную форму.

Способен работать от дизеля, керосина и бензина.

В поздних модификациях, в устройство танка Т-72 внедрили более совершенные силовые агрегаты. Топливная система состоит из 4 внутренних баков и 5 наружных. Один внутренний бак находится в кормовой части боевого отделения, остальные — вокруг мехвода. Объем — 705 л. Такая компоновка является фирменной чертой советской танковой школы.

Внешние баки интегрированы в правую надгусеничную полку. Объем — 495 литров. В дополнение при долгих марш-бросках на танк устанавливают дополнительные баки. Их подвешивают на корме. В зависимости от размера это 400—500 литров.

Трансмиссия состоит из:

  • мультипликатора, по которому передается момент на коробку передач;
  • пары коробок передач, каждая подсоединена к фрикционам по бортам танка, что дает возможность управлять машиной;
  • планетарных передач.

Тактико-технические характеристики танка Т-72 (ТТХ)

Масса, т46
Боевой состав танка3 человека
Длина х Ширина х Высота х Клиренс, м9,5 х 3,4 х 2,1 х 0,42
Бронирование корпуса: лоб х борт, мм205 х 70 — 80
Лоб башни, ммЗащищает в эквиваленте 410–1200
Гладкоствольная пушка калибром 125-мм2А46
Дальность стрельбы, км9,4
Дополнительное вооружение7,62-мм ПКТМ, 12,7-мм НСВТ
V-образный 12-цлиндровый двигатель В-46780 л/с
Максимальная скорость35–50 км/ч
Запас хода в среднем, км600
Объем емкостей для горючего, л1600
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]