Крейсер i ранга баян — броненосный дальний разведчик (фан)


Лучший крейсер Порт-Артурской эскадры

Броненосный крейсер «Баян», построенный во Франции, представлял собой новый для русского флота тип кораблей – бронированный разведчик при эскадре, а не автономный рейдер, как предыдущие боевые единицы этого класса. Несмотря на не самые оптимальные тактико-технические характеристики, «Баян» великолепно проявил себя во время Русско-японской войны, став лучшим крейсером Порт-Артурской эскадры.

Экспансия Российской империи на Дальнем Востоке привела к неизбежному столкновению ее с Японией, уже познавшей вкус победы над Китаем. Готовясь к предстоящей войне, Россия начала срочно усиливать свои силы на Тихом океане. Основная ставка делалась на линейные силы – согласно кораблестроительной программе 1898 года (позже объединенной с программой 1895 года), Россия должна была иметь на Тихом океане флот из 10 эскадренных броненосцев.

Для успешных действий главным силам были необходимы разведчики при эскадре. Изначально на эту роль предлагались бронепалубные крейсера 1-го и 2-го рангов (в качестве дальних и ближних разведчиков соответственно), однако отсутствие бортовой брони и защиты артиллерии делали их непригодными для боя с сильным противником. Имелись у русского флота и крупные броненосные крейсера («Рюрик» и «Россия»), однако и они не годились на роль разведчиков при эскадре, являясь практически «чистыми» рейдерами. В свою очередь, корабль, предназначенный для службы при эскадре броненосцев, должен был обладать таким вооружением и защитой, чтобы суметь постоять за себя в бою с вражескими легкими силами, без особых опасений сближаться с главными силами врага, и, в случае необходимости, занять место в линии своих кораблей для эскадренного боя.

В апреле 1897 года на рассмотрение Морского технического комитета (МТК) были представлены четыре проекта французских броненосных крейсеров, которые предполагалось использовать в качестве прототипов. Ни один из этих проектов МТК не устроил, однако были выработаны основные требования к будущему крейсеру:

  • водоизмещение не более 6700 т (впрочем, разрешалось довести водоизмещение до 7000 т, если проект будет признан удачным);
  • корпус должен быть обшиваться деревом, медью и иметь двойное дно;
  • запас угля на 7000–8000 миль плавания экономическим ходом, максимальная скорость – не менее 21 узла в течение 24 часов;
  • двухвальная энергетическая установка с котлами Бельвиля (особо оговаривалось обязательное использование экономайзеров);
  • обязательное бортовое и карапасное бронирование;
  • вооружение из двух новейших 203-мм орудий, восьми или десяти 152-мм орудий Канэ и двадцати 75-орудий, не считая более мелкой артиллерии; вся артиллерия главного калибра и часть 75-мм орудий должна была защищаться броней.

Как видно из этих требований, в МТК решили создать в пределах водоизмещения бронепалубного крейсера типа «Диана» лучше защищенный и вооруженный корабль. Из-за срочности заказа и загруженности отечественных верфей постройку крейсера решили вести за границей. Вопрос, где строить корабль, даже не стоял – уже давно сложились тесные связи между кораблестроительными фирмами Франции и Великим князем Алексеем Александровичем, занимавшим пост главного начальника флота и Морского ведомства. Поскольку готового проекта в России не имелось, конкурсное задание было разослано французским кораблестроительным фирмам, которые через полгода прислали свои чертежи. Всего было прислано три проекта: от Тулонского и Гаврского отделений , а также от . Лучшим был признан проект из Тулона инженера Антуана Лаганя (даже несмотря на то, что водоизмещение корабля достигало 7800 т). В итоге, после ряда изменений, в июне 1898 года с Лаганем подписали контракт на постройку в Тулоне броненосного крейсера – будущего «Баяна».

Краткое описание корабля

Тактико-технические характеристики корабля приведены в таблице в конце статьи, здесь отметим лишь некоторые особенности французского проекта. Главный пояс корабля имел весьма значительную толщину в средней части (200 мм), но при этом был очень узким – над водой возвышались лишь 60 см. Зато верхний пояс толщиной 60 мм (на подложке из двух слоев кораблестроительной стали по 10 мм) имел 2,3 м в высоту, прикрывая броней значительную часть борта. Казематы орудий также защищались 60-мм броней. Таким образом, площадь бронезащиты была даже выше, чем у японских броненосных крейсеров типа «Асама». Бронепалуба крейсера была плоской, примыкала к верхней кромке главного броневого пояса и не имела скосов, типичных для кораблестроения того времени.

В целом, уровень защиты корабля следует признать достаточным для борьбы с «одноклассниками», однако в ней имелось несколько слабых мест. Во-первых, не были защищены дымоходы, а котельные отделения не прикрывались сверху броневыми колосниками – позже эта особенность сослужила кораблю плохую службу, когда во время боя несколько котлов вышло из строя из-за осколков снаряда, разорвавшегося сверху. Во-вторых, барбет носовой башни ниже бронепалубы имел толщину всего в 50 мм, будучи прикрытым бортовой броней толщиной лишь 80 мм. В-третьих, часть корпуса в корме вообще не была прикрыта поясной броней, что делало уязвимым рулевой отсек. Плохую защиту крейсер имел и от навесных попаданий – толщина крыш артиллерийских башен, казематов и боевой рубки была явно недостаточной. В оправдание этому можно отметить, что в то время вряд ли предполагались артиллерийские дуэли на большом расстоянии, к тому же, главные противники «Баяна» – броненосные крейсера типа «Асама» – также имели прорехи в защите.


Схема бронирования «Баяна». Реконструкция С. Е. Виноградова Источник: tsushima.su

Паровые машины «Баяна» были унифицированы с машинами эскадренного броненосца «Цесаревич», строившегося в это же время – таким образом, удалось добиться снижения их стоимости.

Расположение артиллерии главного калибра на «Баяне» отличалось от всех русских кораблей, но было типичным для французского флота. 203-мм орудия с длиной ствола 45 калибров размещались в одноорудийных башнях в оконечностях корабля. Оси орудий (особенно носового) проходили высоко от ватерлинии, что гарантировало возможность ведения огня в свежую погоду. Увы, этого нельзя сказать о казематных орудиях, располагавшихся низко над водой, что делало затруднительным или вовсе невозможным их применение в свежую погоду.

Строительство и испытания

Контракт на постройку крейсера был подписан 25 июня 1898 года – стоимость корабля без вооружения составила 6,1 млн рублей. Строительство началось в ноябре, официальная закладка состоялась 26 июня 1899 года, одновременно с броненосцем «Цесаревич», строившемся на соседнем стапеле. Наблюдающим за строительством кораблей от российской стороны был капитан 1-го ранга И. К. Григорович (будущий морской министр). Поначалу строительство велось быстро, однако вскоре возникли задержки – основной причиной этого был фактический срыв поставок бортовой и башенной брони и «Шатильон-Комментри». К тому же, поставляемая броня оказалась низкого качества и зачастую не выдерживала приемных испытаний. В итоге пришлось сменить поставщика брони, причем последние плиты для кормовой башни были получены с завода лишь в сентябре 1902 года.

Спуск корпуса на воду состоялся 30 мая 1900 года – крейсер сошел на воду без гребных винтов, отливки которых были забракованы из-за многочисленных раковин и несоответствия чертежам. Изготовление главных механизмов также протекало со скрипом – не раз забраковывались коленчатые валы, поршни, другие детали. О качестве работ на французских верфях говорит тот факт, что рама правой машины не подошла к своему фундаменту и была возвращена для доработки. Несмотря на все препятствия, летом 1901 года готовность «Баяна» по корпусу составляла 90%. Пробы котлов и вспомогательных механизмов провели в январе 1902 года, первый самостоятельный выход крейсера в море состоялся в апреле (испытания были признаны удачными). Тогда же во Францию вместе с частью экипажа крейсера прибыл его новый командир – капитан 1-го ранга Роберт Николаевич Вирен.


«Баян» на испытаниях, май 1902 года Источник: tsushima.su

Состоявшиеся в мае испытания на полный ход выявили еще одну особенность крейсера – из-за чрезмерного облегчения корпуса возникала сильная вибрация оконечностей в диапазоне скоростей 14–17 уз. Для устранения вибрации были выполнены подкрепления по расчетам штабс-капитана А. Н. Крылова – будущего знаменитого математика, инженера и кораблестроителя. Впрочем, окончательно решить эту проблему так и не удалось. Различные испытания продолжились почти до конца 1902 года, наконец, 16 декабря комиссия подписала приемный акт, в котором сообщалось, что крейсер успешно прошел все испытания и «никоим штрафам не подлежит»

.

Служба в русском флоте

1 января 1903 года «Баян» вошел в строй, а 22 января покинул французские берега, отправившись в Средиземное море, где экипаж приступил к учениям и освоению корабля. На Средиземном море крейсер пробыл до апреля, после чего получил предписание следовать в Тулон за запасными частями и комплектом чертежей, после чего направляться в Кронштадт.

4 апреля, на пути в Тулон, «Баян» попал в сильный шторм. Испытание непогодой показало, что крейсер имеет неплохие мореходные качества, однако из-за облегченности конструкции получила повреждения носовая часть. Выяснилось, что практически все иллюминаторы негерметичны, а ставни орудийных портов пропускают воду на батарейную палубу. В Тулоне повреждения были быстро исправлены, «Баян» отправился в Кронштадт и благополучно прибыл туда 6 мая.


Крейсер «Баян» на Балтике, июль 1903 года Источник: tsushima.su

Долго пребывать в родных водах крейсеру не пришлось – непростая обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры. Для этого в Порт-Артур отправлялись броненосец «Ослябя» и крейсер «Баян», которые должны были встретиться в Средиземном море с броненосцем «Цесаревич». 25 июля «Баян» отправился в долгий переход на Дальний Восток. 30 июля он прибыл в Шербур, где должен был дождаться «Ослябю», вышедшего несколько позднее. Однако из Петербурга пришло указание далее следовать самостоятельно, и 2 августа «Баян» отправился дальше, выдержав в Ла-Манше сильный шторм. Как и в прошлый раз, под ударами сильных волн створки орудийных портов начали в больших количествах пропускать воду, которая чуть не затопила артиллерийские погреба. 8 августа, миновав Гибралтар, крейсер вошел в Средиземное море, а 16 августа прибыл в бухту Порос, где состоялась встреча с «Цесаревичем».

Почти полтора месяца экипажи готовились к длительному переходу и осваивали свои корабли. Наконец, 25 сентября отряд покинул греческие берега – дальнейший переход до Порт-Артура проходил без происшествий, в пути много времени уделялось подготовке команд. 19 ноября «Баян» и «Цесаревич» бросили якоря в Порт-Артуре, успев на войну, до начала которой оставалось чуть больше двух месяцев.


Фрагмент панорамы, показывающей внутреннюю гавань Порт-Артура в конце 1903 года. В , выделяющийся белой окраской на фоне остальных кораблей Тихоокеанской эскадры, уже перекрасившихся в защитный цвет Источник: kreiser.unoforum.pro

Начало войны

Ночь с 26 на 27 января 1904 года «Баян», как и остальные корабли русской эскадры, встретил на внешнем рейде Порт-Артура, заняв самое правое место в линии крейсеров. Начало японской атаки застало русских моряков врасплох – были торпедированы «Ретвизан», «Цесаревич» и «Паллада». «Баяну» повезло – он благополучно избежал японских торпед. Утром «Баян» и бронепалубный крейсер «Аскольд» отправились на сближение с показавшимися на горизонте крейсерами 3-го боевого отряда японцев. Однако сближение с неприятелем пришлось отложить из-за приказа ожидать выхода главных русских сил, а японские разведчики скрылись. Русская эскадра вернулась на внешний рейд и встала на якорь, а крейсер «Боярин» был отправлен в разведку к Ляотешаню. Вскоре, встретив главные силы японцев, шедшие к Порт-Артуру, «Боярин» повернул обратно. Корабли русской эскадры начали сниматься с якорей, а крейсера получили приказ идти навстречу «Боярину».

Получив приказ двигаться навстречу врагу, «Баян» сблизился с японской эскадрой и повернул вправо (левым бортом к неприятелю). Целью для артиллеристов «Баяна» был флагманский броненосец «Микаса», минимальная дистанция до него в ходе боя составила 19 кб (примерно 3500 м). Бой длился недолго – оказавшись под огнем множества японских кораблей, «Баян» вскоре еще раз повернул вправо и вступил в строй русской эскадры, двигавшейся контркурсом по отношению к японцам. «Баян» стал замыкающим в колонне, и теперь вел огонь правым бортом по крейсеру «Идзумо», а затем по крейсеру «Ёсино». Вскоре японцы отвернули к югу, а русская эскадра не стала их преследовать, упустив шанс потопить более слабые замыкающие вражеские корабли.

Всего «Баян» выпустил в тот день 28 203-мм, 100 152-мм и 160 75-мм снарядов, претендуя на несколько попаданий в японские корабли. Сам он получил 9 попаданий (преимущественно, в левый борт), в том числе, 305-мм снарядами – было убито 4 и ранено 37 человек (из них двое смертельно). Вышло из строя три 75-мм орудия, был разбит кормовой прожектор. Повреждения «Баяна» детально описаны в рапорте его командира Р. Н. Вирена, кроме того, после боя на корабле побывал американский военно-морской атташе Маккалли, который также зафиксировал попадания:

  • один из снарядов (152- или 203-мм) попал в левый борт точно в район ватерлинии под носовым казематом 152-мм орудия. Потенциально это попадание было очень опасным, однако бронеплита (примерно 120 мм толщины) выдержала его практически без ущерба для себя. Осколками так сильно повредило ствол 75-мм орудия над местом разрыва, что при следующем выстреле от него оторвался кусок, и орудие вышло из строя (попадание а
    на схеме);
  • крупный снаряд (скорее всего, 305-мм) попал в фальшборт с левого борта в корме и взорвался в момент касания преграды. Осколками был изрешечен вельбот над местом разрыва, разбросаны и подожжены коечные сетки, во многих местах пробиты дымовые трубы (попадание b
    на схеме);
  • еще один 305-мм снаряд попал рядом с этим местом в основание грот-мачты в небольшую рубку вокруг нее. Находившийся внутри человек был убит, левую стенку рубки разворотило взрывом, при этом противоположный борт рубки был пробит всего одним осколком. В кранец 75-мм патронов попал осколок, который вызвал взрыв одного из них (попадание c
    на схеме);
  • 152-мм снаряд разорвался на бортовом срезе за портом левого кормового каземата. Осколки вывели из строя почти весь орудийный расчет, а также ранили несколько человек на верхней палубе (попадание d
    на схеме);
  • еще один снаряд разорвался далее в корму, уничтожив командирскую каюту (попадание e
    на схеме);
  • 152-мм снаряд попал в корму с левого борта возле ватерлинии. Пробив обшивку, он взорвался в пустом коффердаме, при этом внутреннюю стенку пробило всего несколько осколков. По этой причине потенциально опасное попадание привело лишь к тому, что на волнении внутрь корабля поступало незначительное количество воды (попадание f
    на схеме);
  • два снаряда калибра 152 или 203 мм разорвались на палубе в корме, осыпав осколками кормовую башню и сильно повредив палубный настил. Средняя палуба во многих местах была пробита осколками (попадания g
    и
    h
    на схеме);
  • последнее попадание пришлось в самый верх четвертой дымовой трубы, при этом осколки дождем обрушились вниз, выведя из строя три котла (попадание k
    на схеме).


Схема попаданий в крейсер «Баян», взятая из отчета Маккалли Источник: The McCully Report. The Russo-Japanese War 1904–1905. Naval Institute Press Annapolis, Maryland, 1977

Все полученные повреждения оказались несерьезными, однако выявили слабую защиту надстроек от осколков (присущую всем тогдашним кораблям) и уязвимость котлов при попаданиях в дымовые трубы. За храбрость, проявленную в бою, командир крейсера Р. Н. Вирен был награжден золотым оружием, шесть офицеров – различными орденами, трое нижних чинов – Георгиевскими крестами. Устранение повреждений заняло несколько дней, и в начале февраля крейсер был снова готов выйти в море.

12 февраля «Баян» вместе с «Аскольдом» участвовал в прикрытии бронепалубного крейсера «Новик» и миноносцев, возвращавшихся с моря. Перестрелка с японскими крейсерами 3-го боевого отряда закончилась безрезультатно для обеих сторон, однако вскоре в море появились главные силы адмирала Того. Пробыв некоторое время под обстрелом почти всего неприятельского флота, русские крейсера вернулись во внутреннюю гавань. Весьма рискованное столкновение окончилось для русских кораблей благополучно, хотя расстояние до японских броненосцев иногда сокращалось менее чем до 30 кб.

16 февраля «Баян» вместе с «Аскольдом», «Новиком» и «Дианой» безуспешно выходили на поиски передовой базы неприятеля.

22 февраля состоялся очередной выход, изначально направленный на конвоирование четырех пароходов из Дальнего в Порт-Артур, однако затем эта задача была отменена. Новое приказание предписывало идти к району Инчендзы для отражения вражеского десанта, сведения о котором были получены от начальника телеграфной станции. Тревога оказалась ложной – за вражеский десант были приняты русские миноносцы, ранее вышедшие в этот район для осмотра побережья.

Участие в активных действиях флота

24 февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий флотом – адмирал С. О. Макаров. Вместо контр-адмирала М. П. Моласа новым командующим крейсерским отрядом был назначен капитан 1-го ранга Н. К. Рейценштейн. Активность нового командующего сказалась на количестве выходов в море как отдельных кораблей, так и всей эскадры. Уже 26 февраля это привело к гибели миноносца «Стерегущий», возвращавшегося из ночного похода вместе с миноносцем «Решительный». Последнему удалось проскочить в крепость, а «Стерегущий» был расстрелян японскими миноносцами. На выручку погибающим товарищам немедленно вышел сам Макаров на «Новике», вслед за ним с якоря снялся «Баян». Спасти миноносец не удалось, более того, на горизонте показалась японская эскадра, открывшая огонь сначала по русским крейсерам, а затем по внутреннему рейду и кораблям, стоявшим на нем. Лишь по счастливой случайности японские снаряды почти не причинили вреда целям. Безнаказанно обстреляв русские корабли, японцы удалились. 27 февраля вся русская эскадра вышла в море и провела там целый день, занимаясь отработкой навыков совместного плавания и маневрирования.


Корабли Тихоокеанской эскадры на рейде Порт-Артура. Справа налево: «Баян», «Победа», «Пересвет», «Полтава» Источник: tsushima.su

6 марта японцы вновь бомбардировали крепость с моря, но получили отпор – из гавани им ответили орудия броненосцев «Победа» и «Ретвизан». Японские корабли ретировались. «Баян» в тот день выполнял свои прямые обязанности разведчика – сблизившись с японской эскадрой, он рассмотрел входившие в ее состав корабли, о чем и было доложено Макарову.

24 марта «Баян» конвоировал из Дальнего в Порт-Артур пароход «Эдуард Бари». На обратном переходе был встречен английский пароход «Хаймун», зафрахтованный газетой «Таймс». На его борту обнаружили 16 англичан, 39 китайцев и одного японца. Несмотря на подозрения о разведывательной миссии парохода, он был отпущен из-за отсутствия явных оснований для задержания.

Черный день Порт-Артурской эскадры

29 марта в Порт-Артур поступили сведения о готовящемся десанте японцев на Квантунский полуостров в непосредственной близости от русской крепости. Посчитав эту информацию достоверной, вечером 30 марта Макаров отправил в район островов Эллиот два отряда миноносцев для атаки вражеского десантного соединения. Прикрывать их возвращение с моря должен был «Баян», на следующее утро планировался выход в море всей эскадры, чтобы добить японское соединение. При возвращении миноносец «Страшный» отстал от отряда и в темноте принял вражеские миноносцы за свои. Утром стороны разглядели друг друга, и начался неравный бой, в котором «Страшный» практически сразу потерял ход и почти всю артиллерию. Получив сведения о попавшем в беду миноносце, «Баян», покинувший гавань еще на рассвете, поспешил на выручку вместе с двумя дежурными миноносцами.

Отогнав японские корабли, «Баян» подошел к месту гибели «Страшного» и спустил на воду шлюпки для спасения людей. Тем временем со стороны моря приближалась японская эскадра в составе крейсеров «Асама», «Токива», «Касаги», «Такасаго», «Титосе» и «Ёсино». Они немедленно открыли огонь по «Баяну», оставшемуся в одиночестве, так как русские миноносцы, бывшие с ним, начали отход в Порт-Артур. Под вражеским огнем шлюпкам с «Баяна» удалось подобрать из воды четырех матросов со «Страшного», еще один человек был спасен непосредственно с борта крейсера. Учитывая колоссальное преимущество японцев в артиллерии, командир «Баяна» принял решение о прекращении спасательной операции и поднял на борт шлюпки, после чего начал отходить в сторону крепости. По счастливой случайности крейсер не пострадал во время этого боя, впрочем, как и противник.


«Баян» выходит из внутреннего рейда Порт-Артура на выручку миноносцу «Страшный», 31 марта 1904 года Источник: navsource.narod.ru

Немедленно после получения сигнала с «Баяна» о вражеских крейсерах Макаров приказал «Диане», «Аскольду» и «Новику» выдвигаться ему на помощь. Сам он спустя час вышел в море на броненосце «Петропавловск», вслед за которым шла «Полтава». Остальные русские корабли замешкались с выходом из-за сильного ветра, мешавшего буксирам. Встретив свои броненосцы, «Баян» возглавил русский отряд, поведя его на противника. Теперь перевес в силах был уже на стороне русского отряда – два броненосца и четыре крейсера против двух броненосных и четырех бронепалубных крейсеров. Макаров решил воспользоваться этим и разгромить вражеский отряд до подхода подкреплений. Завязался бой, но вскоре японцы повернули навстречу своим главным силам (шесть броненосцев и два броненосных крейсера), и отступать пришлось уже русскому отряду. Вернувшись к Порт-Артуру и встретившись с отставшими броненосцами, Макаров снова развернулся навстречу японцам.

Назревало генеральное сражение двух флотов, однако состояться в тот день ему не было суждено. Примерно в 9:42 флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской минной банке и затонул после детонации погребов. Адмирал Макаров погиб. Вскоре коснулся мины броненосец «Победа», однако взрыв не привел к его гибели. На русской эскадре началась паника, поскольку моряки подумали, что их атаковали подводные лодки. Беспорядочно стреляя по воде, русские корабли уходили во внутреннюю гавань Порт-Артура… «Баян» остался снаружи, наблюдая за действиями противника, который через несколько часов скрылся за горизонтом.

В осаде

После гибели Макарова командование эскадрой принял контр-адмирал В. К. Витгефт. Не осмеливаясь брать на себя ответственность за судьбу эскадры, он фактически свернул все операции на море. Как следствие этого, 22 апреля состоялась высадка японской армии на Квантунском полуострове – вскоре сухопутное сообщение крепости с материковой Россией было перерезано. Началась наземная операция по взятию Порт-Артура…

В этот период с русских кораблей начали снимать орудия, которые вместе с комендорами срочно отправлялись на усиление сухопутного фронта (впрочем, крейсеров это поначалу не касалось). Кроме того, началось формирование сводных батальонов из моряков, в один из которых вошла рота с «Баяна» и «Паллады».

В мае удача, казалось, улыбнулась русским морякам. По инициативе командира минного транспорта «Амур» капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова было выставлено минное заграждение, на котором 2 мая погибли два японских броненосца – «Хацусе» и «Ясима». Учитывая, что поврежденные «Ретвизан» и «Цесаревич» заканчивали ремонт, русский флот вновь получил преимущество в линейных кораблях.

10 июня состоялся выход эскадры из Порт-Артура в море – его целью было объявлено достижение Владивостока. Встретив в море японскую эскадру в полном составе, русские корабли вернулись обратно в Порт-Артур, при этом броненосец «Севастополь» подорвался на мине. «Баян», участвовавший в этом походе, благополучно избежал ночных атак миноносцев и подрыва на японском заграждении возле своей базы. При этом в темноте артиллеристами «Баяна» едва не был потоплен минный крейсер «Всадник», принятый за японский миноносец.


Крейсер «Баян», за ним – один крейсеров типа «Диана» Источник: navsource.narod.ru

26 июня «Баян» получил новую для себя задачу – обстрел сухопутных позиций японцев. В море вышел отряд из броненосца «Полтава», крейсеров «Баян», «Паллада», «Диана», «Новик», одиннадцати миноносцев и двух канонерских лодок. Отогнав старые японские крейсера «Хасидате» и «Ицукусима», отряд выполнил свою задачу и вернулся в Порт-Артур. При возвращении на «Баяне» произошел опасный инцидент – из-за ошибки матроса при спуске в погреб беседки с 75-мм патронами головная часть одного из боеприпасов ударила по капсюлю другого. Произошло воспламенение заряда. К счастью, пламя не перекинулось на соседние патроны, и пожар был быстро залит водой.

13 июля состоялся следующий выход на обстрел сухопутных позиций врага. «Баян» в течение получаса обстреливал японские войска, по словам генерала Р. И. Кондратенко, сорвав атаку японцев и заслужив от него «сердечную благодарность»

. По возвращении в Порт-Артур произошла перестрелка между «Баяном» и японским отрядом из старого броненосца «Тин-Эн» и крейсеров «Мацусима», «Хасидате» и «Ицукусима». По словам русских моряков, им удалось добиться одного попадания в корму «Ицукусимы», после чего японцы скрылись. Японскими источниками это попадание не подтверждается.

На следующий день японцы возобновили интенсивные атаки на русские позиции, и сухопутное командование вновь запросило помощи у моряков. Выполнить «заявку» должны были крейсера «Баян», «Аскольд», «Паллада», «Новик», а также канонерские лодки «Гремящий» и «Отважный» под прикрытием миноносцев и броненосца «Ретвизан». На обратном пути опять произошла перестрелка с японскими кораблями – на этот раз с броненосными крейсерами «Ниссин» и «Касуга», которым отвечал «Ретвизан». Из-за большой дистанции стрельбы ни одна из сторон попаданий не добилась.

Но «Баян» подстерегало другое несчастье – при входе в гавань он коснулся правым бортом японской мины. 8000-тонный корабль подбросило как щепку, вода хлынула внутрь корпуса. Оказались затоплены носовое котельное отделение, две угольные ямы и бортовой коридор, но дальнейшее распространение воды было остановлено водонепроницаемыми переборками. С сильным дифферентом и креном на правый борт крейсер вошел в гавань, где к нему подошел спасательный пароход «Силач». Непосредственной угрозы гибели не было, поэтому «Баян» ввели в док спустя неделю – 22 июля. К этому времени с него уже сняли все 152-мм и часть 75-мм орудий, которые отправили для установки на другие корабли, готовившиеся к новой попытке прорыва, намеченной на 28 июля. К сожалению, «Баян», самый сильный крейсер русской эскадры, участвовать в прорыве уже не мог.


Крейсер «Баян» в доке во время заделки минной пробоины Источник: tsushima.su

Ремонт занял два месяца и завершился 15 сентября. К этому времени руководство эскадры окончательно оставило мысли о противоборстве с японцами на море. Роль кораблей, для защиты которых и существовала крепость Порт-Артур, свелась к поставке на сухопутный фронт орудий, снарядов, десантных рот и периодическим коротким выходам для обстрела вражеских войск. Следует отметить, что моряки, в том числе, и с «Баяна», отлично проявили себя в войне на суше, продемонстрировав героизм и личную инициативу. Так, по инициативе старшего минера «Баяна» лейтенанта Н. Л. Подгурского для борьбы с японскими укреплениями были применены метательные торпедные аппараты, снятые с паровых катеров. Взрыв торпеды, выбрасываемой метательным зарядом на расстояние до 100 м, производил сильные разрушения во вражеских окопах. Кроме того, Подгурский предложил скатывать на позиции японцев морские мины заграждения, которые благодаря своей шарообразной форме отлично подходили для этого. Испытания этого оружия прошли в сентябре на Кумирненском редуте.


Николай Люцианович Подгурский Источник: podgorski.com

Результат превзошел все ожидания – взрыв 56 кг пироксилина полностью разрушил участок японских позиций, вызвав панику среди вражеских солдат. Благодаря успешным действиям Подгурского, взорвавшего японский опорный пункт на горе Высокой, падение этой важнейшей позиции было отсрочено на два месяца. Всего же в боях на сухопутном фронте участвовали около 400 моряков с «Баяна», почти 300 из которых погибли или были ранены.

Агония и гибель «Баяна»

Подрыв на мине, помешавший «Баяну» выйти в море 28 июля, как оказалось, поставил крест на его дальнейшей судьбе. Хотя полученные повреждения не были «смертельными», благоприятный момент для прорыва был упущен. Началась бомбардировка Порт-Артура японской артиллерией, пока еще без корректировки огня. В августе, когда «Баян» еще стоял в доке, в него попали несколько 120- и 152-мм снарядов. Хотя серьезных повреждений они причинить не могли, эти обстрелы затягивали окончание ремонта, вынуждая мастеровых работать преимущественно в ночное время.

15 сентября «Баян» снова вошел в строй – его новым командиром стал капитан 2-го ранга Ф. Н. Иванов. На крейсер вернули четыре из восьми снятых ранее 152-мм орудия. 27 сентября в «Баян» попали четыре 280-мм снаряда, один из которых разорвался в левом машинном отделении, вызвав тяжелые повреждения. Спасаясь от новых попаданий, 3 октября «Баян» перешел на внешний рейд, но и там не было спасения от японских снарядов. Согласно рапорту Ф. Н. Иванова, в тот день крейсер поразили 7 снарядов, причинившие новые повреждения, а также убившие и ранившие несколько человек. Часть снарядов пробила не только верхнюю и жилую, но и броневую палубу. Всего с 27 сентября по 18 октября в «Баян» попало 16 снарядов, из них 6 – калибра 280 мм. Тем не менее, крейсер еще не вышел из строя, на нем оставался неприкосновенный запас из тысячи 152-мм снарядов на случай, если все-таки состоится попытка прорыва во Владивосток. 23 ноября на «Баян» были доставлены два 152-мм орудия с крейсера «Паллада», на следующий день – еще два. Но время, отведенное крейсеру судьбой, уже почти истекло…


Крейсер «Баян» под огнем японских осадных орудий. На крейсере виден пожар, на заднем плане – минный транспорт «Амур» Источник navsource.narod.ru

22 ноября в результате штурма пала гора Высокая – японцы получили отличный корректировочный пункт, и начался методичный, прицельный расстрел русских кораблей. Очередь «Баяна» настала 25 ноября. С утра крейсер, стоявший у стенки в районе Золотой горы, начала обстреливать тяжелая артиллерия. Почти весь экипаж был свезен на берег, на корабле остались лишь несколько офицеров и небольшая команда, необходимая для тушения пожаров. Попадания тяжелых снарядов вызывали серьезные повреждения, пробивая борта, палубы, вызывая сильные пожары. Из-за опасности проникновения пламени в отделения боезапаса были затоплены погреба носовой башни, а вскоре и вся носовая группа погребов. Крейсер серьезно осел носом. На следующий день расстрел продолжился. Через новые пробоины вода беспрепятственно проникала в корпус, были затоплены все оставшиеся артиллерийские погреба. «Баян» сел на грунт, во время прилива уровень воды поднимался выше батарейной палубы.

В дальнейшем с полузатопленного крейсера были сняты одиннадцать 75-мм орудий, частично выгружен боезапас, еще пригодный для стрельбы, а также обмундирование и другое имущество. 29 ноября остатки команды были направлены на сухопутный фронт в качестве резерва. «Баян» был заминирован, а 19 декабря, за сутки до сдачи Порт-Артура – подорван.


Крейсер «Баян» после капитуляции Порт-Артура Источник: tsushima.su

После захвата Порт-Артура японцы приступили к подъему затопленных кораблей, в том числе, и «Баяна». В конце 1905 года им удалось поднять его и отбуксировать на ремонт в Майдзуру. В 1908 году бывший «Баян», получивший имя «Асо», вошел в состав японского флота, на нем заменили котлы и установили новую артиллерию системы Армстронга. В 1917 году «Асо» был перестроен в минный заградитель, а в 1930 году – исключен из списков флота. В 1932 году его потопили на учениях тяжелые крейсера «Миоко» и «Нати».

Прослужив в русском флоте совсем недолго, «Баян» полностью оправдал свое существование, блестяще проявив себя при обороне Порт-Артура. Он не раз смело вступал в бой с превосходящими силами противника, выходил на разведку, прикрывал действия миноносцев и канонерских лодок, обеспечивал охрану порт-артурского рейда, конвоировал транспорты и заградители, обстреливал береговые позиции врага. Его звездным часом должен был стать бой 28 июля – хорошая защита и высокая скорость могли проявить себя в полной мере. Увы, этого не случилось, как не произошло и прорыва в конце осады Порт-Артура. Тем не менее, за свою короткую боевую карьеру «Баян» успел покрыть себя славой, на деле подтвердив репутацию лучшего крейсера Порт-Артурской эскадры.
Основные тактико-технические характеристики крейсера «Баян»

Водоизмещение нормальное проектное (полное), т 7802 (8237)
Длина наибольшая, м 137
Ширина наибольшая, м 17,6
Осадка, м 6,5
Количество паровых машин 2
Суммарная мощность машин проектная (фактическая), л. с. 16500 (17400)
Максимальная скорость проектная, уз 21
Запас угля нормальный (полный), т 750 (1200)
Дальность плавания, миль 2100 при 14 узлах; 3900 при 10 узлах
Толщина бронепояса по ватерлинии, мм 100–200
Толщина верхнего бронепояса и казематов, мм 60+20 мм подложка
Толщина брони башен, мм 150
Толщина боевой рубки, мм 160
Толщина бронепалубы, мм 30+20 мм подложка
Артиллерийское вооружение, количество орудий – калибр, мм 2–203 мм
8–152 мм
20–75 мм
8–47 мм
2–37 мм
2 пулемета
Торпедное вооружение, количество аппаратов – калибр, мм 2–381

Источники и литература:

  1. Крестьянинов В. Я. Крейсера Российского Императорского флота 1856–1917 гг. Часть 1. –СПб.: «Галея Принт», 2009
  2. The McCully Report. The Russo-Japanese War 1904–1905. Naval Institute Press Annapolis, Maryland, 1977
  3. Виноградов С. Е., Федечкин А. Д. Броненосный крейсер «Баян» и его потомки. От Порт-Артура до Моонзунда. М.: Яуза, ЭКСМО, 2011
  4. Мельников Р. М. Броненосный крейсер «Баян» (1897–1904). С-Пб.: Издатель М.А. Леонов, 2005
  5. Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Броненосные крейсера типа «Баян». Морская Коллекция, №3, 1997
  6. Кутейников Н. Н. Из боевого опыта корабельного инженера под Порт-Артуром. С.-Петербург, Типография Морского министерства, 1905

Быстроходный «Баян»

«Варяг» в типичной окраске Тихоокеанского флота

Что нам нужно от «Баяна»? Прежде всего перетасовать ЭУ и бронирование. Первую надо усилить, доведя максималку до 22 узлов, второе надо ослабить, дабы имелся запас водоизмещения для внесения изменений. Кроме того, не помешало бы усилить батарею среднего калибра, добавив 4 152/45-мм пушки.

1) Возьмем ЭУ, аналогичную «Богатыревской» с удельной мощностью 16,25 л.с./т. В таком случае при том же весе, что и у прототипа, 20 котлах Нормана (по 6 в двух кормовых и по 4 в двух носовых КО) и том же адмиралтейском К новый «Баян» получит ЭУ мощностью 21500 л.с., которая даст скорость хода в 22.65 узлов, что приятно радует глаз. В теории, можно было бы этим и ограничиться, так как при скорости всяких «Касаги» наш «Баян» неслабо так бронирован и вооружен серьезно, но — не наш метод. Идем дальше.

2) В монографии по «Баяну» от ЭКСМО есть четкая развесовка отдельных элементов броне­защиты. Это позволяет нам четко определить, какую экономию веса даст срезание или добавка брони в определенных местах — точность куда выше, чем при обычных моих исчислениях. Первым делом урежем главный пояс толщиной 100-200 мм до 75-150 мм, т.е. на 1/4, что даст нам по весу -107,5 тонн;

3) Урезание нижнего кормового траверза на 1/4, с 200 до 150 мм даст нам -6 тонн;

4) Срежем верхний пояс на чисто символических 5 мм, дабы получить в результате 75 (55+10+10) мм броневой защиты, что дает нам -19,8 тонн;

5) Аналогично верхний кормовой траверз, урезанный на 5 мм, даст нам -1,3 тонны;

6) Уменьшив защиту казематов с 80 до 75 мм (тоже будет 55+10+10), получим экономию -10,4 тонны;

7) Уменьшим толщину барбетов на 2/17, или со 170 до 150 мм, что даст нам -22,4 тонны;

8) Снимем нафиг 8 75-мм пушек. Четкий вес одной пушки со всеми приблудами (погреба, подача) есть в той же монографии от ЭКСМО Виноградова и Федечкина, за что им огромное спасибо. В результате экономия -136,8 тонн. Впрочем, в ходе исчислений у меня вышла ошибка в расчете веса одной 75-мм пушки с приблудами, так что экономия выйдет меньше — -61,8 тонн;

9) Увеличим бронезащиту крыш башен до 50 мм, или на 2/3 — +2,76 тонн;

10) Добавим кожухи КО, которые ИМХО просто необходимы на любом корабле, толщиной 30 мм, 4 шт — +115 тонн;

11) Еще стоить добавить броневые колосники, которых так не хватало на реальном «Баяне», что в сумме даст примерно +10 тонн (хотя я четко не представляю себе их конструкцию, потому исхожу из расчета 2,5 тонны на одну трубу);

12) Также стоит увеличить толщину всех палуб (сюда входят и крыши казематов), которая в реальности была тонковата — всего 30 мм (правда, тут тоже срабатывает дважды +10 мм мягкой судостроительной стали под твердой). Увеличиваем до «броненосного стандарта» в 50 мм, или на 2/3 — +228,7 тонн;

13) Устанавливаем 4 дополнительных 152-мм пушки в палубных установках. Каждая такая со всеми приблудами (погреба, подача, сама установка с подкреплениями) весит 38,4 тонны (спасибо Виноградову и Федечкину), вместе +153,6 тонн.

Сноски [ править ]


  1. McLaughlin, стр. 60–61, 68
  2. ^ а б Маклафлин, стр. 68
  3. ^ a b c d e Маклафлин, стр. 75
  4. ^ a b c Chesneau & Kolesnik, стр. 190
  5. Фридман, стр. 258-59
  6. Ваттс, стр. 100
  7. Фридман, стр. 260
  8. Перейти
    ↑ McLaughlin, pp. 68, 75
  9. Фридман, стр. 264
  10. Фридман, стр. 118
  11. Фридман, стр. 120
  12. ^ a b Сильверстоун, стр. 373
  13. ^ a b c d e f g Маклафлин, стр. 73
  14. ^ a b Сильверстоун, стр. 371
  15. Сильверстоун, стр. 380
  16. Корбетта, I, стр 51, 105, 179-83, 357, 466. Корбетт, II, стр. 77–78, 103–04
  17. ^ a b c Джентчура, Юнг и Микель, стр. 76
  18. Lacroix & Wells, стр. 656-57

  19. Лакруа и Уэллс, стр. 109
  20. Хальперн, стр. 36-37, 184-85
  21. Meritutkijat pitävät Pallada-löytöä merkittävänä . Helsingin Sanomat, 6 октября 2012 г. Дата обращения 6 октября 2012 г.. (на финском)
  22. ^ a b Гардинер и Грей, стр. 296
  23. Хальперн, стр. 194-95
  24. Персонал, стр. 6, 8, 67, 85, 97, 101, 108–16, 127, 139
  25. Маклафлин, стр. 78

Ссылки [ править ]

  • Chesneau, Roger & Kolesnik, Eugene M., eds. (1979). Все мировые боевые корабли Конвея 1860–1905 гг . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
  • Корбетт, Джулиан С. (1994). Морские операции в русско-японской войне
    . Аннаполис, Мэриленд и Ньюпорт, Род-Айленд: издательство военно-морского института и издательство военно-морского колледжа. ISBN 1-55750-129-7.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны
    . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921
    . Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
  • Халперн, Пол С. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4.
  • Jentschura, Hansgeorg; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг
    . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-X.
  • Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3.
  • Маклафлин, Стивен (1999). «От Руйрика до Руйрика: броненосные крейсеры России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг
    . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей
    . Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Персонал, Гэри (2008). Битва за Балтийские острова 1917: Триумф Императорского флота Германии
    . Барнсли, Англия: Pen & Sword Maritime. ISBN 978-1-84415-787-7.
  • Виноградов, Сергей и Федечкин, Алексей (2011). Броненосный крейсер «Баян» и его потомки. От Порт-Артура до Мунзунда
    . Москва: Яуза / ЭКСМО. ISBN 978-5-699-51559-2.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России
    . Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.

Корабли [ править ]

КорабльСтроитель [4]ПоложилЗапущенПоступил в сервис
Баян ( Баян
)
Forges et Chantiers de la Méditerranée , Ла-Сен-сюр-Мер , ФранцияМарт 1899 г. [12]31 мая 1900 г. [12]Декабрь 1902 г. [13]
Адмирал Макаров ( Адмирал Макаров
)
3 апреля 1905 г. [14]25 апреля 1906 г. [13]Апрель 1908 г. [14]
БаянНовая Адмиралтейская верфь , Санкт-Петербург15 августа 1905 г. [13]2 августа 1907 г. [13]30 ноября 1911 г. [13]
Паллада ( Паллада
)
Август 1905 г. [15]28 октября 1906 г. [13]8 февраля 1911 г. [13]

Фон [ править ]

Правая высота и план палубы, как показано в Brassey’s Naval Annual 1902

Класс « Баян

» отличался от предыдущих российских броненосных крейсеров, поскольку это были небольшие корабли, предназначенные для разведки флота, а не для коммерческих рейдеров . Авторизованный в строительной программе 1896–1902 годов проект был передан французской верфи Forges et Chantiers de la Méditerranée , поскольку российские верфи уже были загружены на полную мощность. Переговоры начались в марте 1897 года, а в мае 1898 года был подписан контракт на одно судно со сроком поставки 36 месяцев. [1]

Военно-морской флот был разумно доволен первым кораблем, Баяном

, и решил заказать еще один крейсер после начала русско-японской войны в феврале 1904 года. Русские верфи все еще были недоступны, поэтому военно-морской флот решил просто заказать повтор с небольшими изменениями на основе по опыту войны. Это была попытка минимизировать рабочую нагрузку на Морской технический комитет (
Морской технический комитет
), но они, как оказалось, потребовали большего внимания, чем планировалось, и контракт не был подписан до 20 апреля 1905 года. [Примечание 1] В контракте оговаривалось, что все чертежи будет передан, чтобы позволить строительство двух идентичных кораблей в Санкт-Петербурге с использованием новых стапелей. Эти изменения обычно увеличивали вес, а толщина брони была уменьшена для компенсации, хотя переход от брони Харви к более стойкой броне Круппа означал, что фактическая потеря защиты была небольшой. [2]

От автора

Вроде бы (надеюсь) с крейсерами I ранга все решил. Из тех наработок, что готовы уже сейчас, вырисовывается следующее:

1) Непонятки по поводу корпуса «Пересвета». Если с башнями уже разобрались, то вопрос в том, выдержит ли корпус отдачу новых пушек? Я склонен считать, что выдержит, а за счет дополни­тельных подкреплений установок ГК водоизмещение вырастет примерно на 100 тонн, плюс можно добавить еще 300-400 на корпусные конструкции. Впрочем, «Пересвета» ждет еще очередная волна пересмотра статей нагрузки, так как текущая развесовка вызывает у меня смутные сомнения по поводу своей рациональности (сравнивая с «Бородино», обнаружил, что у «Пересвета» статья снабжения в два раза больше аналогичной статьи «Бородино», я уж молчу про увеличенный запас топлива и наличие мин заграждения — все это можно перегнать в доп. вес корпуса без потерь в моих нынешних расчетах по «Пересвету»).

2) Вероятно, будет пост по программе «Для нужд Дальнего Востока» или просто примерное содержание того, сколько и каких кораблей потребуется для Тихоокеанского флота.

3) Переделок в проектах «Бородино» и «Новика»-«Жемчуга» будет минимум. В первом случае изменения затронут якорные дела и мелкокалиберки (20 47-мм пушек — в топку, вместо них оставить чисто символические 4-6 57-мм), во втором — облегчить корабли за счет отказа от ТА и тоже переделать якорные устройства (вероятно). Так что я был бы очень благодарен узнать, сколько весил 381-мм ТА, дабы знать, насколько облегчатся корабли — сам я пока не искал эту информацию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]