Чтобы узнать о других кораблях с таким же названием, см. Громобой (корабль) .
Громобои в 1901 году в Австралии | |
Обзор класса | |
Имя: | Громобои |
Операторы: | Императорский флот России |
Предшествует: | Россия |
Преемник: | Класс баяна |
Построен: | 1897–1900 |
В комиссии: | 1900–1922 |
Завершенный: | 1 |
Утилизировано: | 1 |
История | |
Российская империя | |
Имя: | Громобой ( русский : Громобой ) |
Строитель: | Балтийский завод , Санкт-Петербург |
Положил: | 14 июня 1897 г. [Примечание 1] |
Запущено: | 8 мая 1899 г. |
Введен в эксплуатацию: | Ноябрь 1899 г. |
Судьба: | Продан на металлолом , 1 июля 1922 г. |
Общие характеристики | |
Тип: | Броненосный крейсер |
Смещение: | 12,455 длинных тонн (12,655 т) |
Длина: | 481 футов (146,6 м) |
Луч: | 68,6 футов (20,9 м) |
Черновик: | 26 футов (7,9 м) |
Установленная мощность: | 14,500 л.с. (10,800 кВт) |
Движение: | 3 вала, 3 вертикальных паровых машины тройного расширения , 32 водотрубных котла Belleville |
Скорость: | 19 узлов (35 км / ч; 22 миль / ч) |
Классифицировать: | 8100 морских миль (15000 км; 9320 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч) |
Дополнение: | 874 офицера и члена экипажа |
Вооружение: |
|
Броня: |
|
Громобой
( русский язык : Громобой , что означает « Громобой ») — броненосный крейсер, построенный для Императорского флота России в конце 1890-х годов. Она была задумана как дальнобойный налетчик и служила таковой во время русско-японской войны 1904–05. Когда началась война, он базировался во Владивостоке и в первые месяцы конфликта без особого успеха совершил несколько вылетов в поисках японских судов.
«Громобой»
с другими броненосными крейсерами крейсерской эскадры «Владивосток» в августе 1904 г. попытался встретиться в Цусимском проливе с основной частью Тихоокеанского флота России, отходившей из Порт-Артура . Флот задержался, и эскадра вернулась в порт одна. . По возвращении эскадрилья столкнулась с японской эскадрой из четырех броненосных крейсеров, преградившей им путь к базе. Японцы потопили старейший российский корабль,
Рюрик
, и повредили
Громобой
и
Rossia
во время последующей битвы выходного Ульсана . Оба российских корабля были отремонтированы в течение двух месяцев.
Громобои
сразу после ремонта села на мель и выбыла из строя на четыре месяца. Через три месяца после того, как был устранен ущерб от посадки на мель, он подорвался на мине, но успешно вернулся в порт. Во время ремонта ее вооружение было усилено, но во время войны она не участвовала в дальнейших действиях.
Громобой
был переведен на Балтийский флот России после окончания войны и приступил к длительному ремонту, который был завершен в 1911 году. Во время Первой мировой войны он в основном бездействовал , но во время войны его вооружение и защита были модернизированы. В 1918 году она была переведена в резерв, а в 1922 году продана немецкой компании на слом. Ее посадили на мель под Лиепаей во время шторма по пути в Германию и выбросили на металлолом.
Дизайн и описание [ править ]
Изначально Gromoboi
задумывался как повторение Rossia , но модификация конструкции, предусматривающая более толстую броню и улучшенные двигатели, сделала это невозможным. Использование
ROSSIA
‘ конструкции корпуса s означает , что корабли выглядели одинаково. [1]
Громобой
был 481 футов (146,6 м) в длину в целом . Она имела максимальную ширину 68,6 футов (20,9 м) и осадку 26 футов (7,9 м). Водоизмещение судна составило 12 455 длинных тонн (12 655 т), что всего на 95 длинных тонн (97 т) больше проектного. Она была обшита деревом и медью, чтобы уменьшить биообрастание . [2] По завершении
Gromoboi
плохо
сбалансировался
из-за лука, что снизило ее скорость и заставило ее сильно промокнуть вперед. Грузы пришлось перенести на корму и добавить балласт в корму для корректировки дифферента, но впоследствии он стал считаться хорошей морской лодкой с легким, хотя и быстрым, креном. [3]
Двигательная установка [ править ]
Громобой
обойтись без
ROSSIA
‘ крейсерского двигателя с на центральном валу. Были использованы три одинаково мощных вертикальных паровых двигателя тройного расширения общей проектной мощностью 14 500 л.с. (10813 кВт), но на испытаниях они развили 15 496 л.с. (11 555 кВт) и разогнали корабль до максимальной скорости 20,1 узла (37,2 км / ч). ; 23,1 миль / ч). Тридцать два водотрубных котла Бельвилля обеспечивали паром двигатели. Она могла перевозить максимум 2400 длинных тонн (2439 т) угля. Это дало ей радиус действия 8 100 морских миль (15 000 км; 9 320 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [2]
Вооружение [ править ]
Громобой
» основное вооружение состояло из четырех 8 дюймов (203 мм) 45- калибра Pattern 1892 орудия; Передняя пара устанавливалась в казематах над носовым казематом 6-дюймовой (152-мм) пушки главной палубы. Два задних орудия размещались в спонсонах по бокам бизань-мачты , прикрытые орудийными щитами . [4] Орудия можно было опускать до -5 ° и поднимать до 18 °. Они стреляли 193,5 фунтами (87,8 кг) снарядами с начальной скоростью 2950 футов в секунду (900 м / с), что давало дальность полета 12 000 ярдов (11 000 м) при угле возвышения 13 °. [5]
Ее вторичное вооружение состояло из шестнадцати 6-дюймовых (152-мм) / 45 орудий образца 1892 года. Одно орудие было установлено под баком, другое — на корме; ни одно орудие не могло стрелять в сторону. Большинство оставшихся орудий было установлено в казематах, передняя пара перед восьмидюймовыми орудиями на верхней палубе, а остальные — на главной палубе. Одна пара была установлена на верхней палубе, защищенной орудийными щитами. [6] В шарнирах орудия могли опускаться до -6 ° и подниматься до + 20 °. Они выпустили осколочно-фугасные снаряды образца 1907 г. весом 91,4 фунта (41,5 кг) с начальной скоростью 2600 футов в секунду (790 м / с). Это дало дальность полета 12 600 ярдов (11 500 м) на максимальной высоте. У Громобоя
было 240 патронов на орудие . [7]
Защита от торпедных катеров обеспечивалась разнообразным легкокалиберным оружием. У Gromoboi
было 24 75-миллиметровых (3,0 дюйма) пушки Canet Pattern 1892 50-го калибра, установленных в спонсонах на верхней палубе, защищенных орудийными щитами. [4] Пушка стреляла 10,8 фунтами (4,9 кг) снарядами на дальность около 8600 ярдов (7864 м) при максимальной высоте 21 ° с начальной скоростью 2700 футов / с (820 м / с). Скорострельность составляла от двенадцати до пятнадцати выстрелов в минуту. [8]
Корабль нес двенадцать 47-миллиметровых орудий Гочкиса . [4] Они выпустили снаряд весом 3,3 фунта (1,5 кг) с начальной скоростью 1476 футов / с (450 м / с) со скоростью 20 выстрелов в минуту на дальность 2022 ярдов (1850 м). [9] Корабль также нес 18 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий Гочкиса. [4] Они стреляли снарядом весом 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 1450 футов / с (440 м / с) со скоростью 20 выстрелов в минуту на дальность 3038 ярдов (2778 м). [10]
Gromoboi
также имел четыре подводных 15-дюймовых (381 мм) торпедных аппарата , по два на каждом бортовом борту. [3]
Броня [ править ]
Военно-морское министерство надеялось увеличить толщину
брони «
Громобоя
» и увеличить броневую защиту вооружения, но по-прежнему использовать конструкцию корпуса «
Россия
» . Министерство также надеялось использовать новую, более прочную броню Круппа , но российские заводы оказались неспособными производить ее, когда она была заказана, и вместо нее использовалась броня Харви . [1] [Примечание 2] Фактически, для
Громобоя
, пояс ватерлиниибыла уменьшена в толщине на 2 дюйма (51 мм) по сравнению с более старым кораблем до шести дюймов, чтобы лучше защитить ее орудия. Пояс был укорочен на 100 футов (30,5 м) в длину до 300 футов (91,4 м). Его высота была уменьшена на 9 дюймов (229 мм) до 7 футов 9 дюймов (2,4 м); он простирался на 2 фута 9 дюймов (0,8 м) над ватерлинией и на 5 футов (1,5 м) ниже ватерлинии. Лента закрывалась шестидюймовыми переборками в носу и корме. [11]
Громобой
‘ ы казематы были 4,7 дюйма (119 мм), с двумя-дюймовыми спинками и 1 дюйм (25 мм) крыши. Поперечная переборка в носу и корме толщиной в два дюйма защищала их от грозового огня . Брони палуба была толстый на плоских 1,5 дюйма и 2,5 дюйма (64 мм) толщины , где она Наклонная вниз , чтобы удовлетворить ремень. Защитная палуба простиралась вперед и назад от бронепалубы и имела толщину 2,5–3 дюйма (64–76 мм). Изменение механизма позволило
Громобой
отказаться
Rossia
‘ s гласис доспехи , которые были необходимы , чтобы защитить верхние части цилиндров двигателя. Рубкаимел стенки толщиной 12 дюймов (305 мм), сделанные из брони Круппа. Подъемные патрубки и подъемники боеприпасов были защищены 1,5-дюймовой броней между нижней и средней палубами. [1]
Новые люди, новая война
После войны «Громобои» еще очень долго оставались одной из главных сил флота. После разгрома японцев ситуация в регионе стабилизировалась, и Россия принялась наращивать свои флоты в Европе, и потому до 1912 года крейсера этого типа являлись еще и самыми новыми из больших кораблей Тихого океана. В 1911-1912 году троица прошла капитальный ремонт, и на «Громобое» был поднят флаг контр-адмирала Н. М. Бухвостова, потомка «первого русского солдата». Под его началом «Громобой», «Пересвет» и «Рюрик» отметились в масштабных событиях того времени, защищая русские интересы. Участвовали эти корабли и в Первой мировой войне, став главными охотниками за эскадрой адмирала фон Шпее в Тихом океане. Им не удалось спасти от разгрома британские корабли у Коронеля, однако эскадра Шпее была настигнута у острова Пиктон и разбита в ходе продолжительного сражения – призеры флота кайзера проиграли призерам Тихоокеанского флота («Громобой», «Рюрик» и «Пересвет» регулярно входили в пятерку лучших кораблей по результатам стрельб), хотя победа получилась отнюдь не бескровной — «Громобой» и «Пересвет» получили повреждения, и только «Рюрик» остался относительно невредимым. После этого последовал быстрый ремонт в Порт-Стэнли и его окончание в Александрии, после чего корабли надолго прописались в Средиземном море, где формировалась русская эскадра для помощи союзникам в ходе Дарданнельской операции. Пострелять по врагу довелось крейсерам и там, в том числе и по вражеским самолетам – для этого в 1915 году на всех кораблях установили 87/30-мм зенитные пушки, переделанные из обычных противоминных орудий.
«Рюрик» в Средиземном море, 1915 год
Вернуться на Тихий океан «Громобоям» довелось лишь в 1923 году, и почти сразу же им довелось участвовать в «миссии спасения» свергнутого китайского императора Пу И, которого было решено сделать правителем пророссийской Маньчжурии. Эта операция стала последним серьезным мероприятием в истории крейсеров-ветеранов. Уже устаревшие корабли требовалось исключить из состава флота по условиям Вашингтонского договора – отсрочка разрешалась лишь до введения в строй первых новейших кораблей. Первоначально их хотели превратить в учебные единицы, но детальный осмотр корпусов и механизмов выявил крайнюю степень изношенности большинства механизмов. В результате было решено все же пустить корабли на слом, что и сделали в 1924 году. Но названия «Громобой», «Пересвет» и «Рюрик» хорошо запомнились в Российском Императорском флоте – указом императора Александра IV все новые корабли этих названий сразу получали статус гвардейских, комплектованию их экипажей уделялось особое внимание, как и их снабжению и боевой подготовке, дабы те стали «достойными наследниками боевой славы предшественников». Впрочем, это уже другая история….
Сервис [ править ]
Громобои
построили Балтийский завод в Санкт-Петербурге . Строительство началось 14 июня 1897 года, хотя формально оно не было заложено до 7 мая 1898 года, а судно было спущено на воду 8 мая 1899 года. 24 ноября 1899 года судно было переведено в Кронштадт для завершения достройки, но было выброшено на мель морским льдом. . Через три дня ее освободили, но ей нужно было починить ножны. Она покинула Лиепаю 10 декабря 1900 года
по пути
на Дальний Восток и ненадолго остановилась в Киле , где ее осмотрел принц Генрих Прусский , и в Плимуте, где офицеры посетили Девонпорт.военно-морская база. [12] Она представляла Россию при принятии конституции Австралии , посетив Сидней и Мельбурн в апреле – мае 1901 года, а затем посетила Нагасаки в июле. [13]
Громобой
наконец достиг Порт-Артура 29 июля 1901 года. Он оставался в Тихом океане до начала русско-японской войны в 1904 году. [14] Во время этого путешествия им командовал Карл Петрович Ессен .
Русско-японская война [ править ]
Громобои
(слева) и
Россия
во Владивостоке
К этому времени Громобой
был назначен в состав крейсерской эскадры Владивосток под командованием контр-адмирала Карла Ессена . Остальные корабли — броненосные крейсеры «
Россия»
и « Рюрик», а также защищенный крейсер « Богатырь» . В начале войны эскадра совершила несколько боевых вылетов против японского судоходства. Только один был достаточно успешным: в июне 1904 года эскадрилья потопила
Hitachi Maru
, на борту которой находилось восемнадцать 28-сантиметровых осадных гаубиц и более 1000 солдат, предназначенных для осады Порт-Артура . [15]
Битва у Ульсана [ править ]
Основная статья: Битва при Ульсане
Во время войны основная часть Тихоокеанского флота России находилась в Порт-Артуре, где он был заблокирован японцами. 10 августа корабли в Порт-Артуре попытались прорваться во Владивосток, но были отброшены в битве на Желтом море . Адмиралу Джессену было приказано встретиться с ними, но приказ был отложен. Его корабли должны были поднять пар, поэтому он не совершил боевой вылет до вечера 13 августа. «Богатырь»
был поврежден ранее, когда приземлился, и не вышел с эскадрой. К рассвету он достиг острова Цусима в Цусимском проливе.между Кореей и Японией. Он повернул обратно во Владивосток, когда не увидел кораблей из эскадры Порт-Артура. В 36 милях (58 км) к северу от острова он столкнулся с японской эскадрой под командованием вице-адмирала Камимуры Хиконодзё, которой было поручено патрулировать Цусимский пролив. Японские силы имели четыре современных броненосных крейсера: Иватэ , Идзумо , Токива и Адзума . Две эскадрильи прошли в течение ночи, не заметив друг друга, и каждая изменила курс на первый свет. Это поставило японские корабли на российский путь во Владивосток. [16]
Джессен повернул на северо-восток, когда заметил японцев в 05:00, и они последовали его примеру, хотя и по слегка сходящемуся курсу. Обе стороны открыли огонь около 05:23 на дальности 8 500 метров (9300 ярдов). Японские корабли сосредоточили огонь по Рюрику
, тылу русского соединения. Его довольно быстро сбили, и он начал падать за кормой от двух других кораблей. Джессен повернул на юго-восток, пытаясь открыть стрельбище, но это ослепило русских артиллеристов восходящим солнцем и помешало ни одному из их залповых орудий навести огонь на японцев. Около 06:00 Джессен развернулся на 180 ° вправо, пытаясь достичь корейского побережья и позволить
Рюрику
присоединиться к эскадре. Камимура последовал его примеру около 06:10, но повернул налево, что увеличило дистанцию между эскадрильями.
Адзума
затем возникли проблемы двигателя и японская эскадра замедлилась , чтобы соответствовать ее лучшей скорости. Стрельба возобновилась в 06:24, и
Рюрик
получил три удара в корму, затопив рулевое отделение; ей приходилось управлять своими двигателями. Ее скорость продолжала снижаться, подвергая ее дальнейшему обстрелу японцев, и около 06:40 ее рулевое управление заклинило влево. [17]
Громобой
‘ s правая сторона после битвы выключения Ульсан ; обратите внимание на дыры в корабле
Джессен сделал еще один поворот на 180 °, пытаясь вставить два своих корабля между японцами и Рюриком
, но последний внезапно повернул вправо, увеличил скорость и прошел между кораблями Джессена и японцами. Камимура тоже развернулся на 180 °, так что обе эскадрильи направлялись на юго-восток параллельными курсами, но Джессен быстро сделал еще один поворот на 180 °, так что они двинулись на противоположные курсы. Примерно в это же время был подбит
Иватэ
, в результате чего были подбиты три 6-дюймовых и одна 12-фунтовая пушки, 32 погибло и 43 ранено. Японская эскадра снова открыла дальность, когда она сделала еще один поворот на 180 ° влево. Русские в третий раз изменили курс около 07:45 в очередной попытке поддержать
Рюрика,
хотя
Россия
горела сама; ее пожары были потушены примерно через двадцать минут. Камимура обошел
Рюрика
на юге в 8:00 и позволил двум другим русским кораблям добраться до его севера и дал им бесспорный путь во Владивосток. Несмотря на это, Джессен снова повернул назад в 08:15 и приказал
Рюрику
вернуться во Владивосток, прежде чем повернуть на север на своей максимальной скорости, около 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). [18]
Примерно в это время с юга приближались два пожилых крейсера Камимуры, « Нанива» и « Такачихо» . Их прибытие позволило Камимуре преследовать Джессена со всеми его броненосными крейсерами, в то время как двое вновь прибывших имели дело с Рюриком
. Следующие полтора часа они вели ожесточенный бой с русскими; нанесение достаточного количества ударов по ним, чтобы снизить их скорость до 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час).
Azuma
‘ двигатели s снова сломались во время этой погони , и она была заменена в строке
TOKIWA
. Японцы приблизились к минимуму около 5000 метров (5 500 ярдов), но Камимура затем открыл диапазон до 6500 метров (7 100 ярдов). [18]
Крупный план Громобой
» кормы s после битвы
Около 10:00 артиллерийский офицер Камимуры ошибочно сообщил ему, что Изумо
израсходовала три четверти своих боеприпасов, и он повернул назад после пятиминутной скоростной стрельбы. Он не хотел оставлять Цусимский пролив без охраны и думал, что сможет использовать оставшиеся боеприпасы на
Рюрика
. К этому времени она была потоплена
Нанивой
и
Такачихо,
которые
приблизились
на 3000 метров (3300 ярдов) от
Рюрика
, чтобы прикончить ее. Они сообщили Камимуре по рации, что она затонула, но он не получил сообщения. Вскоре после того, как японцы повернули назад,
Громобой
и
Rossia
были вынуждены вспучивания-к , чтобы сделать ремонт. [19]
Громобой
пострадал 87 убитыми и 170 ранеными; гораздо больше , чем
Rossia
‘ s 44 убитых и 156 раненых. Это было связанно с
ROSSIA
‘ технической политики Капитанской заказы орудийные экипажей для его быстрых стрельбы орудий на сцепленной стороне лечь и те , на незанятой стороне идти ниже, в отличии от
Громобой
держа ее легкие пушки пилотируемыми во все времена . [20]
Громобои
получил пятнадцать попаданий по правому борту корпуса и семь раз по левому борту, а также другие попадания в трубы, лодки и палубы. Также она пострадала от возгорания из-за возгорания избыточных пороховых зарядов. Несмотря на такое количество попаданий, она не сильно пострадала, потому что ее пояс ватерлинии не был пробит. Ее отремонтировали в течение двух месяцев на элементарном оборудовании Владивостока. [21]
Сразу после ремонта она села на мель под Владивостоком 13 октября и не была готова к выходу в море до февраля 1905 года. [22] Русские воспользовались этой возможностью, чтобы усилить ее вооружение еще шестью шестидюймовыми орудиями, установленными на ее верхней палубе, прикрытыми легким снаряжением. бронированные казематы. Ее вооружение также было перегруппировано: передние шестидюймовые орудия переместились из казематов на полубак, а задние шестидюймовые орудия выдвинулись вперед. Пространство для этих изменений было сделано за счет удаления многих из ее легких пушек; она сохранила только девятнадцать 75-мм и два 37-мм орудия. В это время она также получила несколько дальномеров Барра и Страуда . [3] Во время тестирования своего нового Telefunkenрадиооборудованием 24 мая она подорвалась на мине возле своей передней котельной. Она смогла вернуться во Владивосток для ремонта, но в войне больше не участвовала. [22]
Межвоенный период [ править ]
Громобой
вернулся на Балтийский флот после войны. Там она прошла длительный ремонт, который был завершен в 1911 году. Ее двигатели и котлы были отремонтированы, а задние торпедные аппараты были сняты. Передние 15-дюймовые торпедные аппараты были заменены на 18-дюймовые (460 мм). Ее фок-мачта была снята и заменена бизань-мачтой ; ее грот-мачта была перенесена на корму вместо бизань-мачты и прожекторовбыли установлены на платформе на каждой мачте. Каземат с 3-дюймовыми сторонами и 1-дюймовой крышей был построен вокруг задних восьмидюймовых орудий, а задние шестидюймовые орудия были перемещены на корму и защищены казематом с двухдюймовыми сторонами и 0,75-дюймовым (19 мм). мм) крыша. Толщина казематов верхней палубы была увеличена до двух дюймов. Для ее дальномеров были построены бронебашни на носу и на корме. Ее легкое вооружение сократилось до четырех 75-мм и четырех 47-мм орудий. Испытания двигателей проводились в конце 1910 года и были неудовлетворительными, поскольку они перегревались, а выдавали всего 9 979 лошадиных сил (7 441 кВт). Испытания были проведены снова 27 июля 1911 года и были более удовлетворительными, поскольку они развили 13 337 лошадиных сил (9945 кВт), в то время как
Gromoboi
достиг 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 миль в час). [3]
Первая мировая война [ править ]
Громобои
сел на мель под Лиепаей
Громобой
служил во 2 — й Крейсер бригады Балтийского флота во время Первой мировой войны . Он был модифицирован, чтобы служить быстрым заградителем на двести мин . [3]
Она вступила в бой с немецким линейным крейсером SMS Von der Tann у входа в Финский залив 10 августа 1915 года.
В 1916–1917 гг. Было изменено и ее вооружение [23] ; она заменила шестидюймовые пушки на носу и корме на восьмидюймовые. Эти дополнения увеличили ее борт до четырех восьмидюймовых и одиннадцати шестидюймовых орудий. Все оставшиеся у нее легкие пушки были сняты, и она получила два 2,5-дюймовых и два 47-мм зенитных орудия . Все эти дополнения увеличили ее водоизмещение примерно до 13 200 длинных тонн (13 412 т). [3]
Громобои
попали под контроль Советского Красного флота в сентябре 1917 года. По Брест-Литовскому договору Советский Союз требовал эвакуировать свою базу в Хельсинки в марте 1918 года или интернировать их со стороны недавно получившей независимость Финляндии, хотя Финский залив все еще был заморожен.
Громобой
отправился в Кронштадт в так называемом «Ледовом путешествии» и вскоре после прибытия был переведен в резерв. [24]
«Маленькая крейсерская война Авелана», или как адмирал новые крейсера отстаивал
Ф. К. Авелан – товарищ морского министра в 1897-1905 годах, морской министр в 1905-1913
Став в 1897 году товарищем морского министра Чихачева, Федор Карлович Авелан развил бурную деятельность. Касалась она прежде всего русских крейсеров. До этого постройка их велась вяло, по мере необходимости и без особой системы, предпочтение отдавалось определенно большим бронепалубным крейсерам. Существовали также активные защитники идеи броненосных крейсеров для рейдерских операций, постройка которых после «Адмирала Нахимова» прервалась, хоть и по экономическим причинам [1]. Авелан при поддержке Чихачева принялся приводить все это в единую систему. Крейсера начали строить значительно активнее, при этом он активно отстаивал (и таки отстоял к 1899 году) разделение бронепалубных крейсеров II ранга на собственно II и III, т.е. большие боевые и малые разведывательные крейсера с бронированной палубой. При этом бывший III ранг переводился в IV (все безбронные и вспомогательные крейсера), а I оставался без изменений (поясные броненосные крейсера). Сама теория крейсерской войны отныне меняла свою суть – активное использование всех наличных крейсеров на вражеских коммуникациях отныне не предусматривалось. Авелан обосновывал это тем, что крейсера специальной постройки – слишком дорогие корабли для фактического их исключения из состава боевых эскадр, и потому для рейдерства в океане лучше использовать устаревшие корабли (подразумевалась Североморская эскадра [2]) и вспом. крейсера, переоборудованные из гражданских быстроходных транспортов. Новые же бронепалубные крейсера отныне предназначались для службы в эскадре в качестве сторожевых, разведывательных и вспомогательных боевых кораблей. Эта «нормализация» привела к тому, что вместо 10 бронепалубных крейсеров на 1898 год к началу РЯВ в составе флотов Российской империи находились уже 21 корабль крейсеров II и III ранга.
Н. М. Чихачев, морской министр Российской империи в 1888-1905 годах. Даже после своей отставки после русско-японской войны сохранил достаточное влияние на флот, чтобы до самой своей смерти в 1917 году считаться «отцом русского флота».
После этого Авелан занялся крейсерами I ранга. При этом он фактически стал продолжателем дела Чихачева, который изначально был противником броненосных крейсеров-рейдеров (постройка которых с началом его министерствования прекратилась). Но если министр вообще не видел смысла в постройке таких кораблей, предпочитая защищать поясной броней полноценные броненосцы, то у Авелана и на этот счет имелись свои соображения. С 1898 года он начал активно проталкивать идею боевых броненосных крейсеров, которые за счет превосходства в скорости над обычными броненосцами могли бы занимать выгодные позиции для ведения огня по концевым кораблям противника. Вместе с популярной на тот момент «ушаковской» тактикой – стараться первым делом выводить из строя вражеский флагманский корабль – эти корабли должны были стать «козырной картой», быстроходным крылом линейного флота, которое помимо действий против концевых кораблей вражеского строя могло также выполнять функции разведки боем благодаря своей высокой живучести и скорости. При этом они должны были иметь как серьезное вооружение и бронезащиту, так и высокую скорость – что приводило к главной проблеме самой концепции: стоимость такого корабля вплотную приближалась к стоимости броненосцев.
Именно из-за высокой стоимости идея Авелана не получила поддержки даже морского министра Чихачева, который все еще не верил, что из крейсера I ранга можно получить что-то толковое. Попытки заинтересовать этим проектом царственных персон также не увенчались успехом – и император Александр III [3], и цесаревич Николай, и даже великий князь Александр Александрович [4], ярый флотофил, не выказали интереса к подобному кораблю. В конце концов Авелану пришлось искать поддержки у нижних чинов, дабы возбудить инициативу снизу, которая при Чихачеве только приветствовалась. Поддержку он получил у адмирала Макарова, на тот момент недавно вступившего в командование Балтийским флотом. Во время летних учений 1899 года, которые проходили в присутствии морского министра, в качестве быстроходного крыла флота были выделены бронепалубные крейсера «Адмирал Корнилов», «Адмирал Истомин» и «Светлана». Во время «боя» между двумя колоннами броненосцев этот «крылатый отряд» дважды охватывал голову «вражеской» колонны – правда, после этого был условно уничтожен вражескими же бронепалубными крейсерами. Авелан акцентировал внимание на том, что будь в составе «крылатого отряда» хорошо защищенные, скоростные и мощно вооруженные броненосные крейсера, то вражеский флагман очень быстро вышел бы из строя (как минимум), а бронепалубные крейсера и вовсе не рискнули бы связываться с вражескими кораблями, вооруженными тяжелыми пушками. При этом отсутствовала необходимость в постройке большого числа таких кораблей – ведь они, по сути, играли роль тяжелой кавалерии, атакующей врага во фланг, пока пехота (броненосцы) ведет бой с главными силами противника. Эти доводы, а также наглядный результат маневров, заставили Чихачева согласиться с необходимостью постройки «малой серии боевых броненосных крейсеров I ранга». Проекту дали добро, и процесс создания броненосных крейсеров нового типа начался.
Сноски [ править ]
- ^ a b c Маклафлин, стр. 55
- ^ a b Маклафлин, стр. 55, 74
- ^ Б с д е е McLaughlin, с. 60
- ^ a b c d Ватт, стр. 93
- «Русский 8» / 45 (20,3 см) Образец 1892 г. 203 мм / 45 (8 «) Образец 1892» . navweaps.com. 11 сентября 2006 . Проверено 30 апреля 2010 года .
- Брук, стр. 38
- «Русские 6» / 45 (15,2 см) Образец 1892 г. 152 мм / 45 (6 «) Образец 1892» . navweaps.com. 12 января 2009 . Проверено 1 мая 2010 года .
- «Русский 75 мм / 50 (2,95») Образец 1892 — Французский 7,5 см / 50 (2,95 «) Модель Кане 1891 г.» . Navweps.com. 17 июля 2007 . Дата обращения 11 февраля 2022 .
- «Россия 47 мм / 5 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса 47 мм / 1 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса [3-фунтовые (1,4 кг) пушки Гочкиса]» . 1 декабря 2006 . Проверено 22 декабря 2009 года .
- «Россия 37 мм / 5 (1,5 дюйма) Пистолет Гочкиса 37 мм / 1 (1,5 дюйма) Пистолет Гочкиса [1-фунтовый (0,45 кг) Пистолет Гочкиса]» . 1 декабря 2006 года Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года . Проверено 22 декабря 2009 года .
- Гардинер, стр. 190
- «Военно-морская и военная разведка». The Times
(36336). Лондон. 27 декабря 1900 г. с. 4. - «Военно-морская и военная разведка». The Times
(36517). Лондон. 26 июля 1901 г. с. 8. - Маклафлин, стр. 77
- Брук, стр. 34
- Перейти
↑ Brook, pp. 34, 37 - Перейти
↑ Brook, pp. 39, 43 - ^ a b Брук, стр. 43 год
- Перейти
↑ Brook, pp. 43, 45 - Брук, стр. 45
- Перейти
↑ Brook, pp. 45–47 - ^ a b Маклафлин, стр. 77–78
- Гардинер и Грей, стр. 295
- ^ а б Маклафлин, стр. 78
- «Имперские и зарубежные новости». The Times
(42551). Лондон. 26 октября 1920 г. col F, p. 9. - ↑
Associated Press, «Russ Cruisers Lost In Storm»,
The San Bernardino Daily Sun
, Сан-Бернардино, Калифорния, понедельник, 23 октября 1922 г., том L, номер 237, стр. 3.
Ссылки [ править ]
- Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг
. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0. - Фрэмптон, Виктор; Голова, Майкл; Маклафлин, Стивен и Сперджен, HL (2003). «Русские военные корабли у Токийского залива». Военный корабль Интернэшнл
.
XL
(2): 119–125. ISSN 0043-0374 . - Гардинер, Роберт, изд. (1979). Боевые корабли всего мира Конвея 1860–1905 гг . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921
. Аннаполис: издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5. - Маклафлин, Стивен (1999). «От Руйрика до Руйрика: броненосные крейсеры России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг
. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4. - Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России
. Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.
Под флагом контр-адмирала Баранова
«Рюрик» во время перехода на Дальний Восток, середина 1903 года
Три «Громобоя» были выведены в особый 2-й боевой отряд 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре. Командование еще на Балтике принял контр-адмирал Г. К. Баранов. Так как все три корабля были «новичками», а в воздухе витало предчувствие войны, 1-я эскадра отказалась от планового «зимнего вояжа» по иностранным портам и принялась проводить усиленную боевую подготовку. Свои корабли адмирал Баранов «гонял» немилосердно – в кратчайшие сроки требовалось подтянуть боевую подготовку с «никакого» до «удовлетворительного», а лучше «отличного» уровня. К счастью, «Громобоям» удалось избежать проблем с машинерией – на них определили опытных машинных инженеров с черноморских и балтийских кораблей, которые знали, как обращаться с водотрубными котлами Нормана-Макферсона. Всего несколькими годами ранее проблемы с новыми котлами испытывали все три броненосца типа «Князь Потемкин-Таврический», а первые три броненосца с таким «сердцем» – «Сисой Великий», «Ингерманланд» и «Святослав» – из-за новизны своей машинерии и отсутствии опыта у команд так «уходились», что спустя пять лет после вступления в строй без капитального ремонта не могли развить более 13-14 узлов [11] вместо паспортных 17.
«Громобой» в боевой оливковой раскраске, середина 1904 года
В случае войны «Громобои» планировалось использовать в качестве простого продолжения линии баталии 1-й эскадры, но уже в первом бою три корабля контр-адмирала Баранова проявили себя ярче всего, успев и по японским броненосцам пострелять, и тяжело повредить вражеский бронепалубный крейсер. В результате эти три крейсера стали самыми активными крупными кораблями русского флота той войны, и не единожды отправлялись в самостоятельные плавания, будь то набег на вражеские патрули, линии снабжения у Чемульпо или разведку в особо опасном районе. Их впечатляющая скорость позволяла им догонять большинство японских крейсеров, включая бронепалубные, и расправляться с ними без особого напряжения сил. Конечно, все это не оставалось безнаказанным – корабли часто получали повреждения от огня японцев, а на минах за всю войну не подорвался лишь один флагманский «Громобой». К счастью, все эти повреждения не стали фатальными, и троице русских крейсеров I ранга довелось сыграть свою важную роль в решаюших сражениях на море в качестве «быстроходного крыла». После войны «Громобой», «Пересвет» и «Рюрик» вместе со своими командами, командирами и контр-адмиралом Барановым стали героями, и по популярности превзошли даже флагманский броненосец адмиралов Макарова и Воронцова «Князь Потемкин-Таврический».