Крейсер «Варяг» — история подвига корабля в Русско-Японской войне

Историческая справка

История корабля крейсера «Варяг» и его создание начались в 1898 году. В 1900 году его передали Российской империи. Технические характеристики «Варяга» были на высоте и повторяли лучшие современные форматы того времени:

  1. Мощное вооружение: пушки и торпеды.
  2. Новейшие паровые котлы.
  3. Электричество.
  4. Телефоны и радиостанции.

В 1901 году «Варяг» прошел успешные испытания и отправлен в Порт-Артур, где встал на якорь в конце зимы 1902. Уже в то время капитан Руднев отмечал, что корабль имеет слабую ремонтную базу и неудачную конструкцию котлов.

Из-за этого всего через несколько лет службы «Варяг» не смог развить скорость больше 14 узлов (около 26 км/ч). Такая низкая скорость сводила на нет все его преимущества, и был поднят вопрос о ремонте. Однако в ходе испытаний крейсер достиг нужной скорости и вопрос был снят.

Интересный факт: котлы много лет исправно служили на других броненосцах, их применение не вызывало нареканий. В отчетах же командира Руднева было найдено немало ошибок, но узнать правду сегодня не представляется возможным.

Доработки по ходу службы

На протяжении своей жизни «Варяг» дважды подвергался основательным модернизациям. Первую произвели японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта поменяли штурманскую рубку, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, убрали шесты противоминных сетей и марсовые площадки. Пушки калибром 75 мм заменили на 76-миллиметровые орудия Армстронга.

После возвращения в 1916 году корабля России носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены в диаметральную плоскость, в результате чего увеличилась мощность бортового залпа.

Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике были устранены мертвые ходы. И главное – артиллерия получила частичную броневую защиту (укороченными щитами) – были сделаны выводы из прошлого.

Единственный бой

В конце 1903 года «Варяг» был переправлен в нейтральный порт Чемульпо (Корея). Тут образовалась «стоянка» для нескольких судов других государств. В начале 1904 года на рейд прибыла канонерская лодка «Кореец».

8 февраля 1904 году эскадра Японии из 6 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев блокировала порт. Попытка «Корейца» выплыть не увенчалась успехом: он был атакован и вернулся.

Утром 9 февраля Руднев получил от командующего японской эскадрой ультиматум: покинуть порт до полудня, иначе японцы пойдут в атаку. Это позволяло Японии использовать порт как базу снабжения и первый трофей, также устранялась угроза с моря.

Было решено попробовать пробиться в Порт-Артур, если не получится — уничтожить «Варяга» и «Корейца». В полдень оба судна вышли из порта и уперлись в японские корабли.

Начался бой крейсера «Варяг», который длился всего час. За время сражения «Варяг» понес значительные потери в технике и людях. На офицерском собрании было принято решение эвакуировать команду и затопить судно, чтобы избежать захвата. Вечером «Варяг» и «Сунгари» были затоплены, «Кореец» взорван.

Этот день стал датой начала Русско-Японской войны.

Судьба моряков

Всех моряков забрали иностранные корабли и через нейтральные воды доставили их в Россию. С 19 марта по 6 апреля 1904 года все матросы группами были переправлены в Одессу. Оттуда моряки отправились в Санкт-Петербург. В городах, которые они проезжали, им был оказан теплый прием.

16 апреля матросы прибыли в столицу на Николаевский вокзал. В Зимнем дворце для героев был дан торжественный обед, на котором присутствовал император Николай II. Каждому гостю Николай II вручил именные часы и Георгиевский крест. Это был первый случай в истории России, когда награду получили абсолютно все участники битвы.

Команда «Варяга» была расформирована, матросов перевели на другие корабли, а командир крейсера «Варяг» повышен по службе и отправлен в отставку.

Япония также наградила Руднева орденом Восходящего солнца за проявленное мужество, в Сеуле был устроен музей памяти героев.

Военно-морская династия

Командиру «Варяга» Всеволоду Рудневу довелось провести всего один настоящий бой, в котором он потерпел поражение. Но победившие в том бою японцы восхищались мужеством русского капитана и его команды…

Когда-то предок командира «Варяга» матрос Семен Руднев за храбрость в сражении под Азовом, получил чин офицера. Так началась морская династия Рудневых, каждый представитель которой готов был пожертвовать всем во имя Родины.

Всеволод родился 31 августа 1855 года в городе-крепости Динамюнде, где его отец, капитан 2-го ранга Фёдор Николаевич Руднев, командовал брандвахтой. Федор Николаевич сражался с турками в Черном и Средиземном морях, на Адриатике. В отставку он вышел в 1857 году, уже в чине капитана 1-го ранга. Увидеть сына продолжателем династии ему было не суждено — Федор Руднев умер, когда Всеволоду едва исполнилось 9 лет. Но мальчик всегда мечтал о море.

Заслуги отца помогли ему в 1872 году, когда после окончания гимназии Всеволод решил поступать в Морское училище. Обучение было платным, но за него как за представителя военно-морской династии заплатило государство.


Бронепалубный крейсер «Варяг». Инфографика Подробнее

Технические и человеческие потери

Согласно рапорту российской стороны, «Варяг» выпустил более 1,1 тысячи снарядов, «Кореец» — более 50 и дымовую завесу. Однако эти данные подвергаются сомнению: согласно подсчетам оставшихся снарядов, выпущено было гораздо меньше.

Также в рапорте содержатся сведения о потерях со стороны врага:

  1. 1 миноносец потоплен.
  2. 3 крейсера повреждены, один из них затонул.
  3. 30 человек убиты.

Однако японские источники не подтверждают каких-либо потерь со своей стороны. Нет никаких сведений даже о попадании снарядов в судна.

Зато о потерях с российской стороны известно намного больше. «Варяг» сильно пострадал: были разбиты орудия, пробиты огнем 4 больших пробоины и множество мелких, незначительных. Все это удалось восстановить после поднятия крейсера.

Немало жертв оказалось и среди матросов:

  1. Убит офицер Нирод и 38 матросов.
  2. Ранены 3 офицера и 70 нижних чинов.
  3. Ранен в голову и контужен командир Руднев.

После высадки 24 человека остались на лечении, из них двое умерли позднее. 11 человек передали для лечения на другие корабли.

Конструкция крейсера

«Варяг» создавался как корабль, превосходящий по своим боевым качествам «Диану» или «Аврору», которые к началу Русско-Японской войны фактически уже устарели.


Эскиз двух основных проекций крейсера «Варяг»

Действительно, проект нового крейсера оказался достаточно передовым для начала 20-го столетия. К сожалению, в то же время при строительстве корабля был допущен целый ряд просчетов, которые резко снизили его реальную боеспособность.

Корпус

«Становым хребтом» крейсера являлся киль, соединявший носовой и кормовой штевни (массивные бруски, отлитые из бронзы) и состоявший из стальных профилей и листов. Непосредственно к нему крепились так называемые флоры (поперечные листы, образующие каркас нижней части корабля). Поверх образовавшейся конструкции укладывалось второе дно, которое простиралось на всю длину корпуса и служило хорошей опорой для силовой установки и различных механизмов.

Вторую «крышу» корпуса образовывала массивная бронепалуба, служившая одновременно основным элементом защиты корабля от артиллерийского огня противника. В носовой части крейсера имелось возвышение (полубак). Благодаря этому «Варяг» мог успешно преодолевать крупные волны, образующиеся во время шторма и не терять продольной устойчивости. Общая высота корпуса достигала 10,46 метра при проектной массе в 2 900 тонн.

Бронепалуба

Защита внутренних помещений крейсера обеспечивалась соединенными между собой броневыми плитами толщиной в 38,1 и 19 мм, образующими единую бронепалубу, которую из-за её конфигурации называли «карапасной» (то есть черепахоподобной). Она закрывала корабль не только сверху, но и по бортам, опускаясь на 1,1 метр ниже ватерлинии. Возвышение бронепалубы над машинным отделением составляло 7,1 м, а над основной линией корпуса – 6,48 м.

Борта «Варяга» дополнительно защищались так называемыми коффердамами – водонепроницаемыми отсеками между бронепалубой и внешней обшивкой. С внутренней стороны к ним примыкали угольные ямы.


Погрузка угля на крейсер «Варяг»

Таким образом, повреждения, полученные при попадании снаряда в борт, могли быть локализованы без фатальных последствий для корабля – даже пробитие брони само по себе не приводило к поражению жизненно-важных механизмов. Внутреннего содержания коффердамы не имели, хотя поначалу их хотели заполнить целлюлозой.

Силовая установка и винты

Крейсер «Варяг» приводился в движение паровыми машинами, максимальная мощность которых составляла 20 тысяч лошадиных сил, но в силу целого ряда технических причин это значение на практике никогда не достигалось. Работа силовой установки обеспечивалась тридцатью котлами Никлосса, размещенными в трёх отделениях: 10 в носовом, 12 в кормовом и 8 – в среднем.

Следует отметить, что в последние годы 19-го века котлы Никлосса являлись новинкой, отличаясь от использовавшихся ранее и аналогичных по назначению устройств, прежде всего, сравнительно малым весом. Инициатором оснащения «Варяга» такими котлами стал Чарльз Крамп. В дальнейшем это решение обернулось довольно неприятными последствиями, став причиной многочисленных поломок.

В качестве движителей корабля использовались два трёхлопастных винта с шагом в 5,6 метра. Для первоначального проворачивания валов, к которым они присоединялись, на крейсере имелись своеобразные «стартёры» – вспомогательные двухцилиндровые паровые машины.

Электрооборудование

Значительная часть механизмов крейсера «Варяг» была оборудована электрическими приводами. Кроме того, на борту имелись осветительная система, опреснительная установка и другое оборудование, также нуждавшееся в электроэнергии. Общий объем потребления составлял более 400 киловатт – очень много для корабля подобного размера тех лет.


Схема котла Никлосса

Выработка энергии осуществлялась тремя динамомашинами. Одна из них находилась на жилой палубе, а две другие – на носу и корме. При их выходе из строя питание могло осуществляться по аварийной схеме, от шестидесяти аккумуляторов, размещенных в особом отсеке.

Перечень основных потребителей электроэнергии таков:

  1. Вентиляторы (котельные, машинные и общекорабельные). Во время работы использовали до 119,2 кВт;
  2. Освещение. Всего 700 ламп, в номинальном режиме включалась половина из них, потребляя 22,4 кВт;
  3. Элеваторы орудий. Расходовали до 33,3 кВт при половинной загрузке;
  4. Водоотливные насосы. Их было шесть, но обычно подключался лишь один, потребляя 40 кВт;
  5. Прожекторы. Требовали 54 кВт;
  6. Лебедки (шлюпочные, мусорные и для подъема якорей). Потребляли в общей сложности 136,1 кВт.

Кроме того, электричество использовалось на камбузе для работы тестомешалок и в других целях.

Система вентиляции

Вентиляция на крейсере «Варяг» была довольно мощной и хорошо развитой. Особое внимание уделялось машинным отделениям – воздух в них полностью обновлялся двадцать раз в течение часа. Правда, при движении на полном ходу температура внутри этих помещений всё равно достигала сорока трёх градусов или даже более.

В артиллерийских погребах обеспечивалось ежечасное двенадцатикратное обновление воздуха, а в остальных внутренних помещениях, находящихся под бронёй – пятикратное. Хуже всего вентилировалось помещение, отведенное под носовую динамомашину, из-за чего температура внутри него часто достигала 55 градусов.

Системы жизнеобеспечения

Экипаж крейсера размещался в основном на жилой палубе и частично – в носовой части, непосредственно под полубаком.


Кают-

«Нижние чины» обеспечивались подвесными койками, убиравшимися в дневное время, и рундуками. Для приема пищи матросы использовали складные столы.

Наилучшие условия были созданы для командира корабля. Отведенные для него помещения занимали кормовую часть жилой палубы, простиравшуюся на 12 метров в длину. Каюты для офицеров были одноместными, площадь их составляла шесть квадратных метров. Кондукторы размещались в двухместных каютах. Старший штурман, старший инженер-механик и старший офицер находились в несколько лучших условиях – их каюты имели площадь в 10 кв.м.

Помимо этого, на жилой палубе располагался лазарет с отдельной операционной, аптека, баня и корабельная церковь. Имелись также две кают-компании – для офицеров и кондукторов.

Дальнейшая судьба

В начале августа 1905 года Япония подняла «Варяга» из-под воды, через несколько дней судно было включено в состав Императорского флота с понижением ранга. Ремонт занял почти 2 года, и в начале июля 1907 крейсер был введен в строй как «Соя». Следующие 7 лет он использовался для учебных целей.

Примечательно, что японцы высоко оценили подвиг и мужество российских моряков «Варяга»: на корме было оставлено прежнее название, а новобранцем в обязательном порядке рассказывали о легендарном русском корабле, героические воины которого вышли в бой против целой эстакады и предпочли затопить судно, чтобы не отдавать его врагу и не сдаваться в плен.

Во время Первой мировой войны, когда между странами установился мир, «Соя» был выкуплен. Его отправили во Владивосток, где вновь переименовали в «Варяг». Крейсер совершил переход в Романов-на-Мурмане.

В феврале 1917 «Варяг» переправили в Англию на ремонт. Вскоре его конфисковали, так как советское правительство отказалось выплачивать долг Российской империи. Через 3 года его продали Германии на металлолом, но в 1925 году при буксировке судно попало в шторм и затонуло в Ирландском море, недалеко от берега.

Некоторые металлические части местные жители сняли и забрали. Остатки были взорваны.

Подвиг в наши дни

В 2003 году экспедиция под руководством Денисова выяснила точное место затопления судна. В том же году проведена попытка поднять судно. В ней принял участие внук Руднева, проживающий во Франции. Удалось достать небольшие детали.

В середине 2009 года после 6-летних переговоров с корейской стороной Россия получила в аренду на 9 месяцев некоторые реликвии, связанные с «Варягом» и «Корейцем». До этого момента экспонаты находились в музее города Инчхона, в России же выставка была открыта в Эрмитаже (Санкт-Петербург), затем ее повторили в Москве и крупных городах.

В конце 2010 мэр Инчхона передал Российской Федерации гюйс (носовой флаг) «Варяга» на хранение на 2 года. После срок хранения был увеличен на 10 лет.

Образцовая карьера

Доверие Руднев оправдал, окончив училище с отличием и будучи удостоенным Нахимовской премии. Перспективный выпускник был отправлен на учебный корабль «Петропавловск».

К 1880 году он дослужился до чина мичмана и проходил службу на крейсере «Африка». На этом судне Руднев ушел в кругосветное путешествие. Впоследствии о своей первой кругосветке он написал книгу.

В 1888 году русский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Вести новый корабль из Франции в Кронштадт поручили Рудневу, и он справился с задачей на «отлично». В том же году офицер женился. Его избранницей стала Мария Шван, дочь героя Севастопольской обороны Николая Карловича Швана.

Руднев всегда нес службу добросовестно, не отличался вспыльчивостью, не вступал в споры с начальством, даже если те или иные приказы вызывали у него сомнения.

В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». На нем он около года ходил в Средиземноморье в составе русской эскадры. Затем было очередное кругосветное путешествие. Вернувшись в Кронштадт, Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем командиром миноносца «Выборг».

Всеволод Фёдорович Руднев. Фото: Commons.wikimedia.org

Память в культуре

Несмотря на короткую службу и всего один бой, подвиг «Варяга» остался в памяти народа и правительства. В 1954 году по случаю 50-летия подвига ветераны-моряки крейсера были награждены звездами и медалями «За отвагу». В этом же году строящийся артиллерийский крейсер проекта 68-бис получил название «Варяг», однако при Хрущеве недостроенное судно было разобрано.

В 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошел ракетный крейсер проекта 58, получивший это же имя. Он прослужил до 1990 года.

Помимо этого, память крейсера кратко увековечена следующим образом:

  1. Памятник погибшим морякам на Морском кладбище во Владивостоке и улица Героев «Варяга».
  2. Памятники Рудневу в Туле и Новомосковске и музей его биографии в селе Савино (Тульская область).
  3. Мемориальная доска и памятник (автор — российский скульптор Балашов) в порту Инчхон (Южная Корея).
  4. Памятная доска и памятник в заливе Ферт-оф-Клайд (Шотландия), где затонул крейсер.
  5. В нескольких городах России и Украины есть памятные доски в честь конкретных лиц: комендора Зиновьева, подпоручика Поглазова, кочегара Михайлова и других.
  6. В Военно-морском музее (Санкт-Петербург) имеется экспозиция, содержание которой посвящено «Варягу».

Кроме этого, о подвиге моряков рассказывается в нескольких литературных произведениях (Андреев «Прорыв»), в музыкальных произведениях (яркий пример: песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг») и в фильмах (художественная лента «Крейсер «Варяг» и одноименный документальный двухсерийный фильм 2004 года). Также были выпущены марки и почтовые карточки с изображением авианосца.

Подвиг «Варяга» в Русско-Японской войне долгое время оставался примером мужества и чести моряков. Проиграв в неравном бою и не желая сдаваться в плен, командир принял решение утопить судно, и матросы поддержали его. О коротком, но драматичном бое помнят до сих пор: на место затонувшего крейсера организовывают экспедиции, создают художественные произведения.

Семья адмирала

В 1916 г. Мария Николаевна, вдова Руднева, продала имение в Веневском уезде и переехала в Тулу с двумя младшими детьми. В 1917 г. к ним приехал и старший сын с женой. Когда началась революция, семья перебралась к родным в Севастополь, а потом эмигрировала сначала в Югославию, затем во Францию.

Пантелеймон, младший сын Руднева, после эмиграции жил во Франции, работал театральным художником. И даже в качестве туриста приезжал в 1969 г. в СССР и на родину отца, в Тулу. Средний сын, Георгий, во Франции стал одним из руководителей автомобильной . Но в 1946 г. приехал туристом в Венесуэлу и остался там навсегда. Внук контр-адмирала и сын Георгия, тоже Георгий, родился в Париже в 1940 г., в Венесуэлу приехал уже в шестилетнем возрасте. В 1995-м приезжал в Россию, побывал на могиле деда в селе Савино. Рассказывает, что привез с могилы землю, которая стала самой дорогой реликвией в его доме. На новой родине в столице Венесуэлы Каракасе Георгий Руднев был старостой православного храма.

Старший сын Руднева Николай Всеволодович работал агрономом во Франции. После Второй мировой вернулся с семьей на Родину.

В Тулу Николай Всеволодович переехал в 1958 г., где и умер в 1963 году, успев издать в 1960 г. в Приокском издательстве книгу об отце «Командир легендарного крейсера». Несмотря на солидный тираж в 50 000 экземпляров, она давно уже стала библиографической редкостью. Николай Всеволодович передал также в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые теперь экспонируются в музее В. Ф. Руднева в селе Савино.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]