Запутанная история крейсера «Варяг», вся правда о военном корабле

С детства всем нам известен крейсер «Варяг» по одной военной песне, в которой этот корабль является главным героем, погибшим в бою с превосходящими силами японцев во время войны в начале 20-го века. Также существует и другая минорная песня «Плещут холодные волны», но она известна гораздо меньше. Эта песня также посвящена тому же события, и противоречия в том нет.

Удивительная судьба корабля сложилась весьма неоднозначно, а правда про его подвиг оказалась принесенной в жертву требованиям пропаганды. Узнаем все подробнее.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.

Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.

Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Обычно корабль не давал даже показанной во время испытаний скорости в 24,5 узлов.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).

Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь…

Довольно смутным было и представление, какие именно корабли, а именно крейсеры, нужно заказывать. Значительную часть XIX века русские моряки готовились воевать с той самой «гадящей англичанкой». В середине столетия даже немного повоевали. Но в открытом бою с британским Королевским флотом российским эскадрам, даже сумей они каким-то чудом собраться в одном море, мало что светило. В качестве ассиметричного ответа была традиционно принята доктрина крейсерской войны против торгового флота супостата.


«Варяг» на филадельфийской верфи, 1899 (фото: Военно-морской флот России)

Собственно, сам термин «крейсер» изначально относился к способности корабля «kruisen», т. е. крейсировать, а не к тактико-техническим данным. В Российском Императорском флоте нужные характеристики формулировались примерно так: крейсер должен плавать очень далеко и долго, быть достаточно быстрым, чтобы удрать от более сильного противника, и достаточно сильным, чтобы накостылять более слабому. Сочетание двух последних качеств, по идее, позволяло бы кораблю также выполнять функции быстроходного разведчика при эскадре.

Надо отдать должное адмиралам — по мере строительства новых крейсеров они начали задумываться о том, что, если в роли противника будут не только «купцы», то и прилетать новым кораблям будет часто и больно. Поэтому на более поздних крейсерах пушки стали закрывать щитами, а то и вовсе убирать в казематы или бронебашни.


Одно из орудий «Варяга» (фото: Военно-морской флот России)

«Варяг» был первым в серии, поэтому его пушки стояли открыто. Возможно, даже в таком виде он смог бы накостылять одному из многочисленных британских крейсеров 2-го класса более ранней постройки (такие корабли у Великобритании закупала Япония для своего флота). К сожалению, японцы подобными кораблями отнюдь не ограничились, прикупив в Англии ещё и броненосные крейсеры чилийского проекта, ставшего типом «Асама», — в полтора раза больше предшественников и куда лучше вооружённые и бронированные.

Доработки по ходу службы

На протяжении своей жизни «Варяг» дважды подвергался основательным модернизациям. Первую произвели японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта поменяли штурманскую рубку, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, убрали шесты противоминных сетей и марсовые площадки. Пушки калибром 75 мм заменили на 76-миллиметровые орудия Армстронга.

После возвращения в 1916 году корабля России носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены в диаметральную плоскость, в результате чего увеличилась мощность бортового залпа.

Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике были устранены мертвые ходы. И главное – артиллерия получила частичную броневую защиту (укороченными щитами) – были сделаны выводы из прошлого.

Конструкция крейсера

«Варяг» создавался как корабль, превосходящий по своим боевым качествам «Диану» или «Аврору», которые к началу Русско-Японской войны фактически уже устарели.

Действительно, проект нового крейсера оказался достаточно передовым для начала 20-го столетия. К сожалению, в то же время при строительстве корабля был допущен целый ряд просчетов, которые резко снизили его реальную боеспособность.

Корпус

«Становым хребтом» крейсера являлся киль, соединявший носовой и кормовой штевни (массивные бруски, отлитые из бронзы) и состоявший из стальных профилей и листов. Непосредственно к нему крепились так называемые флоры (поперечные листы, образующие каркас нижней части корабля). Поверх образовавшейся конструкции укладывалось второе дно, которое простиралось на всю длину корпуса и служило хорошей опорой для силовой установки и различных механизмов.

Вторую «крышу» корпуса образовывала массивная бронепалуба, служившая одновременно основным элементом защиты корабля от артиллерийского огня противника. В носовой части крейсера имелось возвышение (полубак). Благодаря этому «Варяг» мог успешно преодолевать крупные волны, образующиеся во время шторма и не терять продольной устойчивости. Общая высота корпуса достигала 10,46 метра при проектной массе в 2 900 тонн.

Бронепалуба

Защита внутренних помещений крейсера обеспечивалась соединенными между собой броневыми плитами толщиной в 38,1 и 19 мм, образующими единую бронепалубу, которую из-за её конфигурации называли «карапасной» (то есть черепахоподобной). Она закрывала корабль не только сверху, но и по бортам, опускаясь на 1,1 метр ниже ватерлинии. Возвышение бронепалубы над машинным отделением составляло 7,1 м, а над основной линией корпуса – 6,48 м.

Борта «Варяга» дополнительно защищались так называемыми коффердамами – водонепроницаемыми отсеками между бронепалубой и внешней обшивкой. С внутренней стороны к ним примыкали угольные ямы.

Таким образом, повреждения, полученные при попадании снаряда в борт, могли быть локализованы без фатальных последствий для корабля – даже пробитие брони само по себе не приводило к поражению жизненно-важных механизмов. Внутреннего содержания коффердамы не имели, хотя поначалу их хотели заполнить целлюлозой.

Силовая установка и винты

Крейсер «Варяг» приводился в движение паровыми машинами, максимальная мощность которых составляла 20 тысяч лошадиных сил, но в силу целого ряда технических причин это значение на практике никогда не достигалось. Работа силовой установки обеспечивалась тридцатью котлами Никлосса, размещенными в трёх отделениях: 10 в носовом, 12 в кормовом и 8 – в среднем.

Следует отметить, что в последние годы 19-го века котлы Никлосса являлись новинкой, отличаясь от использовавшихся ранее и аналогичных по назначению устройств, прежде всего, сравнительно малым весом. Инициатором оснащения «Варяга» такими котлами стал Чарльз Крамп. В дальнейшем это решение обернулось довольно неприятными последствиями, став причиной многочисленных поломок.

В качестве движителей корабля использовались два трёхлопастных винта с шагом в 5,6 метра. Для первоначального проворачивания валов, к которым они присоединялись, на крейсере имелись своеобразные «стартёры» — вспомогательные двухцилиндровые паровые машины.

Электрооборудование

Значительная часть механизмов крейсера «Варяг» была оборудована электрическими приводами. Кроме того, на борту имелись осветительная система, опреснительная установка и другое оборудование, также нуждавшееся в электроэнергии. Общий объем потребления составлял более 400 киловатт – очень много для корабля подобного размера тех лет.

Выработка энергии осуществлялась тремя динамомашинами. Одна из них находилась на жилой палубе, а две другие – на носу и корме. При их выходе из строя питание могло осуществляться по аварийной схеме, от шестидесяти аккумуляторов, размещенных в особом отсеке.

Перечень основных потребителей электроэнергии таков:

  1. Вентиляторы (котельные, машинные и общекорабельные). Во время работы использовали до 119,2 кВт;
  2. Освещение. Всего 700 ламп, в номинальном режиме включалась половина из них, потребляя 22,4 кВт;
  3. Элеваторы орудий. Расходовали до 33,3 кВт при половинной загрузке;
  4. Водоотливные насосы. Их было шесть, но обычно подключался лишь один, потребляя 40 кВт;
  5. Прожекторы. Требовали 54 кВт;
  6. Лебедки (шлюпочные, мусорные и для подъема якорей). Потребляли в общей сложности 136,1 кВт.

Кроме того, электричество использовалось на камбузе для работы тестомешалок и в других целях.

Система вентиляции

Вентиляция на крейсере «Варяг» была довольно мощной и хорошо развитой. Особое внимание уделялось машинным отделениям – воздух в них полностью обновлялся двадцать раз в течение часа. Правда, при движении на полном ходу температура внутри этих помещений всё равно достигала сорока трёх градусов или даже более.

В артиллерийских погребах обеспечивалось ежечасное двенадцатикратное обновление воздуха, а в остальных внутренних помещениях, находящихся под бронёй – пятикратное. Хуже всего вентилировалось помещение, отведенное под носовую динамомашину, из-за чего температура внутри него часто достигала 55 градусов.

Системы жизнеобеспечения

Экипаж крейсера размещался в основном на жилой палубе и частично – в носовой части, непосредственно под полубаком.

«Нижние чины» обеспечивались подвесными койками, убиравшимися в дневное время, и рундуками. Для приема пищи матросы использовали складные столы.

Наилучшие условия были созданы для командира корабля. Отведенные для него помещения занимали кормовую часть жилой палубы, простиравшуюся на 12 метров в длину. Каюты для офицеров были одноместными, площадь их составляла шесть квадратных метров. Кондукторы размещались в двухместных каютах. Старший штурман, старший инженер-механик и старший офицер находились в несколько лучших условиях – их каюты имели площадь в 10 кв.м.

Помимо этого, на жилой палубе располагался лазарет с отдельной операционной, аптека, баня и корабельная церковь. Имелись также две кают-компании – для офицеров и кондукторов.

Крейсер «Варяг»: гибель и бессмертие

27 января 1904 года крейсер русского императорского флота «Варяг» покидал корейский порт Чемульпо. При выходе корабля с рейда оркестр, построившись на палубе, грянул сначала российский гимн, а затем, проходя мимо английского, французского и итальянского крейсеров, как бы прощаясь, сыграл их гимны. В кильватере за «Варягом» шла канонерская лодка «Кореец». Русские моряки хотели прорваться к своим, в Порт-Артур, но знали, что впереди лежит архипелаг маленьких островов, меж которыми нужно пройти по узкому и мелководному фарватеру, а за островами их поджидает эскадра японских кораблей.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»

Накануне войны

Лёгкий крейсер-разведчик «Варяг» был очень крупным кораблём для своего времени – с водоизмещением 6500 т, скоростью хода 17 узлов и достаточно мощным вооружением. Построенный в США на , он был спущен на воду в 1899 году. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев.

Капитан 1-го ранга Всеволод Руднев, командир крейсера «Варяг»

Канонерская лодка «Кореец», значительно уступавшая «Варягу» по водоизмещению и скорости хода, была намного старше его. Командовал канлодкой капитан 2-го ранга Григорий Павлович Беляев.

Капитан 2-го ранга Григорий Беляев, командир канонерской лодки «Кореец»

С конца 1903 года «Варяг» и «Кореец» присутствовали в нейтральном порту Чемульпо в качестве стационеров (кораблей, постоянно находящихся на рейде) с целью защиты русского посольства в Сеуле. С середины января 1904-го обстановка в Чемульпо с каждым днём становилась всё более тревожной и напряжённой. Чувствовалось приближение войны: японцы захватили телеграф в порту, перехватывали и перлюстрировали русскую почту. 23 января до каперанга Руднева дошли слухи о разрыве дипотношений между Японией и Россией. Однако официальной информации об этом не было ни у него, ни у русского посланника в Сеуле Александра Павлова.

Блокада порта и ультиматум Уриу

В такой ситуации русским кораблям крайне необходимо было соединиться со своей эскадрой в Порт-Артуре. С другой стороны, официальная инструкция предписывала не уходить из Чемульпо без приказа. Наконец, Павлов дал согласие на то, что в Порт-Артур отправится с секретным донесением один только «Кореец». 26 января канлодка вышла из Чемульпо, но было поздно: именно в этот день порт заблокировала японская эскадра. Пройдя меньше двух миль, «Кореец» столкнулся с вражескими кораблями – их было более десятка. Два японских миноносца выпустили по канлодке три торпеды: две из них прошли за кормой «Корейца», а третья затонула.

Канлодка вынуждена была вернуться назад, в Чемульпо. Там Беляев сообщил Рудневу о нападении японцев, и командир «Варяга» немедленно отдал приказ о повышенной боеготовности. На корабле закипела лихорадочная работа: матросы стали задраивать двери и горловины, подавать снаряды из погребов, проверять пожарные шланги, подготавливать перевязочные пункты…

Утром 27 января командиры иностранных стационеров в Чемульпо получили уведомление от командующего японской эскадрой контр-адмирала Сотокити Уриу: сообщив, что Япония и Россия находятся в состоянии войны, он предлагал русским кораблям покинуть рейд до полудня, предупреждая, что в случае их невыхода из Чемульпо японская эскадра откроет по ним огонь прямо в порту.

Командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу

Собравшись на английском крейсере «Тэлбот», командиры всех стационеров подписали протест против нарушения корейского нейтралитета и направили его Уриу. Опасаясь возможного боя, они решили отвести свои крейсера подальше, вглубь бухты. И, ссылаясь на тот же нейтралитет, командиры-иностранцы заявили, что не станут сопровождать русские корабли до нейтральных вод. Они предпочли «умыть руки».

«Идём на прорыв»

Вернувшись на «Варяг», Руднев провёл совещание с офицерами. Они единодушно высказались за то, чтобы прорываться с боем в Порт-Артур. Построив личный состав на палубе, каперанг обратился к морякам: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, – помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю».

В девять часов утра команды «Варяга» и «Корейца» начали подготовку к бою. Позднее те из моряков, кому посчастливится уцелеть, расскажут о невероятном воодушевлении, охватившем экипаж, о том странном состоянии – возбуждённо-злом и одновременно яростно-весёлом, – при котором всё делается споро, ловко и быстро. Корабельный врач Михаил Банщиков напишет в своей книге: «Я с благоговением вспоминаю незабвенную картину этого общего громадного подъёма духа; казалось, нет преграды этим преобразившимся людям». Больные, находившиеся в лазарете, добровольно вернулись в строй; ни один человек из вольнонаёмных не согласился сойти на берег и укрыться в консульстве. «Умирать, так уж всем вместе!» – выразил общее настроение корабельный кок Аким Криштофенко.

В 11 часов 10 минут «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря. На палубах иностранных крейсеров выстроились их команды, отдавая честь уходившим русским кораблям. Позднее Виктор Сэнес, командир французского «Паскаля», напишет в служебном донесении: «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо в безнадежный бой, на верную смерть».

«Варяг» и «Кореец» идут в бой. 27 января 1904 года

«И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг» Подобен кромешному аду»

Японская эскадра – 6 крейсеров и 8 миноносцев – подкарауливала русские корабли в 10 милях от Чемульпо. В узком фарватере, усеянном подводными камнями и о должен был идти строго определённым курсом, на небольшой скорости, превращаясь, по сути, в идеальную мишень. На сигнал о сдаче с японского флагмана русский крейсер не ответил. В 11 часов 45 минут первые выстрелы произвёл «Асама» – японский броненосный крейсер, один из лучших в мире на тот момент, в три раза превосходивший «Варяга» по мощи бортового залпа. В ответ загремели орудия с правого борта русского крейсера.

На «Варяге» появились первые убитые и раненые; неприятельский снаряд разрушил верхний носовой мостик, начались пожары. Многие матросы, получив ожоги, не уходили на перевязочные пункты. «За весь бой, – вспоминал Михаил Банщиков, – я положительно не видел ни одного лёгкого случая. Легкораненые стали приходить на перевязку лишь по возвращении на рейд, когда бой кончился».

«Варяг» сражался один час. В течение этого долгого и страшного часа корабль и его экипаж словно слились в одно живое тело, в единый организм, работающий с сумасшедшей, запредельной энергией. Этот час возвёл в ранг героев всех членов экипажа: мичмана Алексея Нирода, убитого под конец боя; боцмана Тимофея Шлыкова, появлявшегося везде, где ситуация становилась особенно тяжёлой; комендора Кузьмы Хваткова, командовавшего орудием, хотя за двое суток до боя он перенёс хирургическую операцию; мичмана Черниловского-Сокола, руководившего тушением пожаров; мичмана Губонина, получившего тяжёлое ранение, но остававшегося у орудия; врачей, фельдшеров, санитаров… Все члены команды оставались у своих машин, орудий, котлов, пожарных шлангов, на перевязочных пунктах, все проявили высочайшее мужество и самообладание.

Борис Ливанов в роли Всеволода Руднева в советском фильме «Крейсер «Варяг»» (1946 г.)

Возвращение в порт Чемульпо

За час сражения «Варяг» выпустил по неприятелю 1105 снарядов. Двум японским крейсерам – «Асаме» и «Чиоде» – были нанесен серьёзные повреждения. Однако число повреждений на самом «Варяге» стремительно нарастало, увеличивались потери личного состава. Крупный снаряд пробил корму, в пробоину хлынула вода, и корабль стал крениться на левый борт. В 12 часов 45 минут «Варяг» повернул назад к рейду.

Потерявший значительную часть личного состава, с несколькими крупными пробоинами, охваченный клубами чёрного дыма, сильно накренившийся на левый борт, израненный и искромсанный, но не побеждённый, крейсер в 13 часов 15 минут вновь показался на рейде, где никто не ожидал его снова увидеть. «Я никогда не забуду, – напишет впоследствии капитан «Паскаля», сразу же прибывший на русский корабль, – этого потрясающего зрелища: палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел… В местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, борта и койки обгорели… Там, где было проявлено столько геройства, всё было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; дым шёл из отверстий на корме, и крен на левый борт всё увеличивался».

«Варяг» после боя, незадолго до затопления

Решено было взорвать оба корабля, чтобы не допустить их захвата японцами, а личный состав разместить на иностранных крейсерах. Подрыв «Корейца» был произведен около 15 часов.

Взрыв канонерской лодки «Кореец»

Поскольку иностранные командиры опасались, что обломки «Варяга» нанесут повреждения их кораблям, Руднев изменил решение и приказал затопить крейсер. Когда все клапаны и кингстоны были открыты, каперанг последним покинул свой корабль. Спустя 2,5 часа «Варяг» ушёл под воду…

«Варяг» после боя, покинутый командой

Словно птица Феникс

Оставшиеся в живых моряки должны были ехать в Петербург. Первый эшелон варяжцев прибыл в Россию 19 марта 1904-го. В Одессе, Севастополе, Москве и Петербурге их ожидал неслыханный по энтузиазму и воодушевлению приём.

Героев Чемульпо встречают в Одессе

Экипажи «Варяга» и «Корейца» проходят по Невскому проспекту в Петербурге

В столице империи торжественные мероприятия следовали одно за другим: встреча на Николаевском вокзале, марш по Невскому проспекту, куда, казалось, собралось всё население города, царский смотр на Дворцовой площади, молебен и обед в Зимнем дворце, собрание по поводу учреждения специальной медали «За бой «Варяга» и «Корейца», вручение подарков от городской думы – именные серебряные часы получил каждый матрос…

Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца»»

Руднев, Беляев и весь офицерский состав двух кораблей были награждены орденом Св. Георгия IV степени. Стоит упомянуть, что император Муцухито в 1907 году наградил Руднева орденом Восходящего Солнца – настолько впечатлили японцев стойкость и мужество русских моряков. Всеволод Фёдорович награду принял, но никогда её не носил.

А что касается «Варяга», то в январе 1904-го его жизнь не закончилась. Японцы подняли корабль, отремонтировали и ввели в строй под новым названием – «Сойя». В 1916 году Россия выкупила крейсер у Японии. В феврале 1917-го «Варяг» ушёл в Англию на ремонт – и британцы после Октябрьской революции попросту его захватили. Через год крейсер разбился, налетев на скалы в Ирландском море. Но, видимо, у этого корабля какая-то особая судьба и «карма» – вновь и вновь возрождаться, как птица Феникс из пепла: много лет спустя его именем будет назван один из мощнейших ракетных крейсеров советского Тихоокеанского флота.

Ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг»

Проходят годы и десятилетия, меняются политические системы и уклады, рушатся целые цивилизации, но «Варяг» остаётся бессмертным…

Заглавное фото: Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»

Состав вооружения

Основным вооружением крейсера «Варяг» являлись двенадцать шестидюймовых (152 мм) орудий со стволами длиной в 45 калибров. Они разделялись на две батареи – носовую и кормовую, по шесть пушек в каждой. Заряжание орудий главного калибра было раздельным (гильза с зарядом бездымного пороха и снаряд). Боекомплект составлял в общей сложности 2388 выстрелов, по 199 на одну пушку.

Главную артиллерию дополняла третья батарея, состоявшая из двенадцати 75-мм орудий. Заряжались они унитарными патронами, общее количество которых составляло 3000 штук, по 250 выстрелов на каждую пушку.

«Контрминоносная» артиллерия «Варяга» состояла из восьми 47-мм и двух 37-мм орудий, стрелявших унитарными патронами. Боекомплект к этим пушкам составлял, соответственно, 5000 и 2584 выстрела.

Кроме того, на корабле имелись две 63,5-мм пушки на колесных лафетах. Они предназначались не для морского боя, а для вооружения десанта и могли вести огонь непосредственно из шлюпок. В состав боекомплекта к этим орудиям входило 1490 унитарных патронов.

Около боевой рубки на кронштейнах устанавливались два пулемета калибра 7,62 мм. Предназначались они для обстрела катеров и миноносцев противника.

Крейсер оснащался шестью торпедными аппаратами (381 мм). Четыре из них были поворотными и размещались по бортам корабля. На носу и корме находились стационарные аппараты. Боекомплект состоял из двенадцати торпед.

При выполнении десантных и вспомогательных операций «Варяг» мог спустить на воду два паровых катера. Они обеспечивались отдельными торпедными аппаратами калибра 254 мм. Боекомплект — шесть торпед, по три на каждый катер.

В состав вооружения крейсера также входило 35 мин заграждения. Устанавливать их следовало при помощи шлюпок и плотов. Такой способ в те годы являлся общепринятым.

К сожалению, приходится констатировать, что в начале 20-го века шестидюймовые орудия считались уже недостаточно мощными для вооружения кораблей такого класса, как «Варяг». Это в значительной мере снижало реальные возможности крейсера. Отказ от установки более крупных восьмидюймовых пушек был вызван стремлением к максимальному облегчению корабля – в противном случае он не смог бы развить проектную скорость.

В то же время основным недостатком артиллерии «Варяга» стало её открытое размещение на верхней палубе. У пушек не было даже самых примитивных щитов – их сняли, стараясь максимально уменьшить вес корабля. В результате артиллеристы во время боя попадали в очень уязвимое положение.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры крейсера «Варяг» выглядят следующим образом:

Водоизмещение6604 тонны
Длина корабля129,56 м
Ширина15,9 м
Осадка5,94 м
Максимальная скорость24,59 узла
Экономическая скорость10 узлов
Запас топлива1350 тонн (уголь)
Дальность плавания3270 миль при нормальной загрузке, до 6100 при максимальной
Экипаж580 человек (из них 21 офицер, включая командира)

Максимальную скорость «Варяг» мог развить далеко не всегда, что было связано с ненадёжностью котлов, которые приходилось ремонтировать почти каждый раз после интенсивного использования.

Блокада русского флота в корейском порту

К зиме 1904 года русско-японские отношения накалились настолько, что война между двумя государствами была фактически неизбежна. Крейсер «Варяг» под командованием капитана 1-го ранга Всеволода Федоровича Руднева и канонерская лодка «Кореец» под началом капитана 2-го ранга Георгия Павловича Беляева в это время дежурили в порту Чемульпо.

Поскольку дипломатический статус Кореи в предстоящей войне оставался неизвестным, на русских моряков возлагалась миссия по защите посольства и российских подданных, находившихся в расположенном неподалеку Сеуле. Кроме военных кораблей в порту стояло русское транспортное судно «Сунгари».

Корея приняла решение сохранить нейтралитет в войне, а уже 6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и выдвинула к Чемульпо мощную военную эскадру.

Флотилия Страны восходящего солнца состояла из шести крейсеров и восьми миноносцев и превосходила суммарную силу «Варяга» и «Корейца» как минимум в четверо.

Знай о разрыве дипломатических отношений капитан «Варяга» Руднев, гибели корабля можно было бы избежать. Однако Япония перехватывала телеграфные сообщения, проходящие через корейскую территорию, — русский флот оказался в информационной блокаде. Тем не менее, до Руднева дошли вести о происходящем от моряков иностранных судов, находящихся в порту Чемульпо.

На общем совещании в сеульском посольстве России 8 февраля 1904 года было решено отправить канонерскую лодку «Кореец» за распоряжениями и инструкциями в Порт-Артур.

Почтовая миссия провалилась в самом начале. Едва выйдя из порта, канонерка подверглась торпедной атаке японской эскадры и вынуждена была повернуть обратно. Единственный выход был перекрыт, русский флот оказался в блокаде.

Судьба крейсера «Варяг» в первые годы

Судьба крейсера «Варяг» началась в доках северо-американского порта Филадельфия. Корабль строила американская фирма по заказу российского правительства с апреля 1898 по сентябрь 1900 гг. Сразу после спуска на воду крейсер включили в состав Военно-морского флота Российской Империи. В марте 1901-го судно отбыло через Атлантический океан в Кронштадт. 5 августа 1901-го крейсер покинул Кронштадтский порт и конвоировал яхту императора Николая II до города Шербур на севере Франции. Далее крейсер отправился на Дальний Восток через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур. Этот незамерзающий зимой порт в 1898 году русское правительство арендовало у Китая. Крейсер оставили в военном резерве и эксплуатировали вплоть до начала Русско-японской войны.

Бронепалубный четырехтрубный крейсер 1-го ранга «Варяг» стоял на вооружении Военно-морского флота Российской Империи с 1901 по 1904-й годы. Судно входило в состав 1-й Тихоокеанской эскадры и базировалось на рейде Порт-Артура в Желтом море.

Последний бой «Варяга» и «Корейца»

Утром 9 февраля 1904 года Япония официально вступила в войну с Россией. Командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу получил разрешение своего правительства при необходимости атаковать русские корабли даже на нейтральной территории — в корейском порту. О чем он и сообщил всем капитанам иностранных судов, стоящих на якоре в Чемульпо, и, несмотря на их протесты, остался тверд в своем решении.

Капитан крейсера «Варяг», напротив, был потрясен сложившейся ситуацией, что вероятно и повлияло на все его последующие решения. Получив от контр-адмирала Уриу ультиматум, предписывающий покинуть порт, либо подвергнутся нападению прямо на якорной стоянке в нейтральных водах Чемульпо, Руднев принял решение прорываться в Порт-Артур.

Ближе к обеду крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в полной боеготовности вышли в открытое море. Японская эскадра стояла на якоре и не была готова к такому повороту событий — контр-адмирал Уриу был уверен, что русские не покинут порт. Тем не менее, японцы спешно отклепали якорные цепи, и пошли на перехват.

Примерно через час в воздухе засвистели первые снаряды, противник открыл артиллерийский огонь, русские корабли ответили ему тем же. Японцы сосредоточили практически весь огонь на «Варяге», поскольку тихоходная канонерская лодка «Кореец» представляла меньшую опасность из-за устаревших орудий.

Вскоре неприятель пробил на «Варяге» расположенный на корме мостик, что вызвало пожар. Затем один из вражеских снарядов уничтожил дальномерную станцию в носовой части корабля. Через полчаса после начала боя «Варяг», описав широкую дугу, лег на обратный курс и стал возвращаться в Чемульпо. Во время маневра крейсер получил наибольшее количество попаданий. Тем не менее, оба русских корабля все же вернулись в порт.

Японские корабли, преследующие беглецов, прекратили огонь, дабы не повредить нейтральные суда. Вернувшись в порт, капитан Руднев принял решение уничтожить все российские суда, дабы не отдавать их неприятелю. С поврежденного крейсера «Варяг» на корабли нейтральных держав эвакуировали всех оставшихся в живых матросов и офицеров. Затем открыли кингстоны, крейсер завалился на бок и затонул.

Не считая незначительной пробоины, канонерка «Кореец» практически не пострадала в сражении, весь экипаж остался цел и невредим. Однако вступать в бой было бессмысленно, лодку заминировали и взорвали. Кроме того был подожжен и затонул пароход «Сунгари».

Судьба крейсера и экипажа после сражения

Часто в Сети и других популярных источниках пишут о «героической гибели крейсера Варяг», о его последнем сигнале «погибаю, но не сдаюсь» и о том, как «команда затопила корабль, чтобы он не достался врагу».

Однако весь подвиг русских моряков заключался в том, что они не приняли первое предложение японцев оставить корейский порт без боя. Бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» выступили на внешний рейд против многократно превосходящего противника. После отступления в бухту по решению общего собрания офицеров крейсер притопили на мелководье. По воспоминаниям очевидцев вода даже не покрывали палубу судна. Поэтому самураям не составило большого труда поднять и восстановить корабль. В августе 1905-го крейсер превратили в учебное судно «Сойя», и на его флагштоке поднялся флаг Восходящего Солнца.

Команда же сошла на берег и фактически оказалась в японском плену. Погибших в бою матросов и 1 мичмана похоронили на корейской земле. Раненые варяжцы лечились в местном госпитале Красного Креста и на иностранных судах. Затем, дав японской стороне письменное обязательство не участвовать в боевых действиях, русские моряки через нейтральные порты вернулись в Одессу.

Во времена Сталина за добровольное пленение и сдачу боевого судна матросов объявили бы врагами народа и каждого ожидала либо высшая мера, либо лагерный труд. Но царь-батюшка был более снисходителен к своим подданным. Да и война была не та…

На родине членов экипажа «Варяга» встречали как героев. Делалось это в пропагандистских целях. Царское правительство нуждалось в «маленькой победоносной войне» для поднятия собственного престижа. 16 апреля 1904 года варяжцы промаршировали по Санкт-Петербургу от Николаевского вокзала до Зимнего дворца. Сам император Николай II устроил для них неслыханные почести. Матросов пригласили на обед в царский дворец. Каждому вручили в подарок обеденные наборы и именные наручные часы.

Матросы крейсера «Варяг» с подарками. На бесках отчетливо видна надпись «Варягъ», а на левой стороне кителя Военный орден 4-й степени, которым были награждены все нижние чины

Героическое отступление?

Итоги сражения были не утешительны. Японская эскадра фактически не понесла потерь. Крейсер «Варяг» не был взорван, а вместе с документами и вооружением аккуратно лег на дно на небольшой глубине и вскоре пополнил флотилию рачительных японцев.

В отчете командовавший «Варягом» Руднев объясняет разворот крейсера в разгаре боя попыткой ненадолго выйти из-под обстрела для ремонта механизма управления кораблем и тушения возникших на борту пожаров. Однако японская комиссия, заведовавшая подъемом крейсера со дна, никаких неисправностей не обнаружила.

Кроме того, в своем рапорте командир «Варяга» явно преувеличил количество залпов палубных орудий. По его сведениям было израсходовано 425 снарядов калибра 152 миллиметра, японцы же, проведя ревизию на трофейном корабле, насчитали расход, не превышающий 160 штук.

По воспоминаниям одного из офицеров «Варяга», Руднев ожидал, что всех их по возвращению на родину ожидает трибунал. Однако Николай II, напротив, наградил всех участвовавших в сражении, что вызвало крайнее недоумение у офицерского состава царской армии. Высшее командование справедливо полагало, что героический поступок — это нечто большее, чем простое присутствие на борту корабля.

Интересно, что император Японии Мацухито также высоко оценил героизм капитана «Варяга», и в 1907 году пожаловал ему орден Восходящего солнца второй степени. Руднев награду принял, но, по воспоминаниям современников, никогда не носил.

Возвращение крейсера на Родину и последний вояж в Европу

В Первую мировую войну Россия и Япония были союзниками. Последняя согласилась продать боевые корабли, некогда захваченные у Тихоокеанской эскадры. В их числе и крейсер «Варяг». Летом 1916-го крейсер совершил переход из Владивостока в Мурманск. В ноябре того же года передан союзной Англии для ремонта. Однако установившаяся вскоре советская власть отказалась платить Британии по долгам Российской Империи. Англичане конфисковали корабль и в 1920-м продали его на металлолом в Германию.

Интересные факты

После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская.

Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца». Песня стала очень популярна в России.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]