Многобашенные танки СССР. Часть 1. Двухбашенные Т-26

Танк —уникальная боевая машина, кардинально изменившая в своё время лицо войны. С момента своего первого появления на поле боя и по сегодняшний день изменился и сам облик танка. Школа танкостроения не стоит на месте, а вместе с ней эволюционирует и само её детище. В разные эпохи эти стальные «колесницы смерти» выглядели по-разному, воплощая идеи и потребности своего времени.

В первой половине ХХ века, среди конструкторов ведущих держав была популярна идея о многобашенных танках. Танкостроителям казалось, что большее количество башен должно колоссально повысить огневую мощь боевой машины. Однако дальнейший опыт использования таких «стальных монстров» показал, их малую эффективность и поэтому современных танков такой конструкции нет. Но в определённый момент времени разработки подобных «мобильных крепостей» активно велись во многих странах. Какие-то из них оставались прототипами, а какие-то даже были приняты на вооружение и участвовали в боевых действиях. СССР, как и многие другие страны, так же не обошла стороной мода на «многобашенность».

Представляем вашему вниманию ТОП 5 советских серийных и экспериментальных многобашенных танков по версии сайта slovodel.com.

5-е место: Т-29

ru. wikipedia.org
Танк Т-29 сочетал в себе многобашенность и ещё одну популярную идею танкостроения того времени, а именно колёсно – гусеничную базу. Многим знакомы лёгкие советские быстроходные танки серии БТ на аналогичном по концепции шасси. Но данная боевая машина проектировалась на базе другого колёсно – гусеничного танка: плавающего ПТ-1.

Т-29 средний трёхбашенный колёсно – гусеничный танк классической компоновки с противопульным и противоосколочным бронированием, конструкция которого во многом повторяла взятый за основу Т-28.

Центральная главная башня, расположенная на втором ярусе, представляла собой немного изменённую башню от Т-26-4, в которую устанавливалась пушка КТ-28, так же были попытки установить пушку ПС-3, но в конечном итоге было принято решение установить 76-мм орудие Л-10. С передней и тыльной стороны башни в шаровых установках располагались 7,62-мм пулемёты ДТ.

В двух дополнительных башнях, расположенных в передней части корпуса первым ярусом, так же были установлены пулемёты ДТ.

Т-29 обладал хорошими ходовыми характеристиками. Он был довольно быстрым и манёвренным. Максимальная скорость на колёсном ходу (по шоссе) составляла около 80 км\ч, на гусеничном – около 50 км\ч (по шоссе и пересечённой местности).

Разрабатывалась данная боевая машина в 1930-х годах. В период с 1934 года по 1937, было построено 5 опытных образцов, довольно успешно прошедших испытания. Танк планировалось принять на вооружение РККА, однако в серию всё же данный танк не пошёл ввиду сложной конструкции.

Танк ИС-2 в массовой культуре

Тяжелый танк задействовался в фильмах «Отец солдата» как самостоятельная модель. В нескольких кинолентах прошел рестайлинг, чтобы изобразить другие машины. В «Блокаде» — КВ-1, в «Танке «Клим Ворошилов» — КВ-2, в «На войне как на войне» — Пантеру, в «Белом тигре» — Тигра. Команда «Правда» из мультика-аниме Girls und Panzer каталась именно на этой модели.

Создатели компьютерных игр — симуляторов, стратегий идеализируют ИС-2, отражая далеко не реальные ТТХ. Танк можно увидеть в World of Tanks, Блицкриг, Sudden Strike, Order of War, R.U.S.E. и других.

Советская тяжелая машина стала достойным наследником штурмовика КВ-2. При массивности и внешней неповоротливости вооружение оказалось эффективным во время наступления. Подвижность, хорошая защита и мощная дальнобойная пушка сделали танк настоящей ударной силой Красной Армии.

4-е место: Т-100

ru.wikipedia.org

Т-100 — тяжёлый экспериментальный двухбашенный танк классической компоновки, разрабатываемый уже «на закате» популярности подобных конструкций. Фактически был одним из последних проектов многобашенных советских танков.

Башни танка располагались одна за другой и так образовывали два яруса. На первом находилась вспомогательная башня с 45-мм пушкой 20-К, которая была предназначена для поражения бронетехники.

За ней, образуя второй ярус, устанавливалась основная башня, оснащённая пушкой Л-10 калибром в 76-мм для поражения живой силы и укреплений противника.

Так же на вооружении боевой машины имелись три 7,62-мм пулемёта ДТ: два в башнях и один в командирской башенке.

Кроме огневой мощи, Т-100 так же был неплохо бронирован для своего времени. Он имел в основном по кругу 60 мм брони, как в корпусе, так и в башнях. Такая броня позволяла довольно достойно «держать удар».

Данный танк был изготовлен в единичном экземпляре в 1939 году и до 1940 проходил испытания. Несмотря на то, что это был прототип, он всё же успел поучаствовать в боевых действиях. Наряду с ещё несколькими экспериментальными танками, Т-100 использовался в боях на «Линии Маннергейма» в ходе Финской войны. Танк показал положительные результаты, но в серию его так и не запустили. Комиссия отдала предпочтение более перспективному танку КВ-1, отказавшись от идеи сложной многобашенной конструкции.

Модификации

Выпущенные танки ИС-2, несмотря на конструктивные различия, в отдельные модификации не выделялись. Только в 1957 году, после принятия решения о модернизации машин, появился вариант ИС-2М – в него машины переделывали во время капитального ремонта.

ИС-2М оснащали новыми двигателями В-54К, маслорадиатором коробки передач, приборами ночного видения. Кормовой пулемет упразднили, боекомплект увеличили (довели до 35 выстрелов), наружные баки включили вобщую схему питания. К новому стандарту приводили все сохранившиеся машины, включая ИС-2 первых выпусков с «ломаной» лобовой деталью.

Фигурирующие в некоторых онлайн-играх варианты типа «ИС-2Ш» — вымысел.

3-е место: СМК

commons.wikimedia.org

Бронзу забирает ещё один двухбашенный «тяжеловес» советской танковой промышленности, которого постигла та же печальная участь, что и предыдущий образец, который разрабатывался параллельно с СМК и проходил вместе с ним бок о бок боевые испытания.

СМК являлся тяжёлым танком с двумя башнями классической компоновки. Башни боевой машины располагались так же двумя ярусами: вспомогательная — на первом спереди, основная находилась на втором ярусе за ней.

Во вспомогательной малой башне находилась так же, как и на Т-100 40-мм пушка 20-К. Главная башня оснащалась уже 76-мм орудием Л-11, представлявшим собой модернизированную танковую пушку Л-10, которую можно было встретить на многих советских танках тех лет, в том числе и на конкурирующей «сотке».

Кроме того, СМК был вооружён четырьмя 7,62-мм пулемётами ДП и одним крупнокалиберным пулемётом ДШК, калибром в 12,7-мм.

В плане бронирования данный образец превосходил хорошо защищённый Т-100. В башнях СМК так же имел 60 мм брони, а вот в корпусе у данного танка было уже 75 мм.

СМК разрабатывался так же в конце 1930-х годов. Как и Т-100, он был изготовлен в количестве одной единицы и был отправлен на «Линию Маннергейма» проходить испытания в боевых условиях. В целом боевая машина отвечала оперативно-тактическим требованиям, но, как и конкурент, СМК был отвергнут комиссией по тем же самым причинам, кроме того танк обладал слишком большой массой и габаритами.

Сокрушающий СТ-II

В 1945 году были созданы эскизно-технические проекты тяжёлых танков СТ-I и СТ-II – с двумя орудиями. Над ними работали инженеры-конструкторы Центрального артиллерийского КБ А. С. Часовников и В. А. Ганин.

В игре СТ-II обещает быть большой проблемой для противника, особенно при поддержке союзников. Эффективнее всего играть на этом танке, используя преимущества отличных углов склонения орудия и постоянно маневрируя под огнём противника, затрудняя ему прицеливание.

СТ-II оснащён двумя 122-мм орудиями, обладающими разовым уроном в 440 единиц каждое. Ограниченная подвижность этой тяжёлой машины говорит о необходимости выбирать направление, на котором вы будете действовать. Быстро сменить фланг на СТ-II не получится.

Мы уверены, что эти мощные советские двуствольные танки станут глотком свежего воздуха и внесут множество новых тактических возможностей в игровой процесс. Удачи на полях сражений!

2-е место: Т-28

ru.wikipedia.org

На втором месте у нас располагается танк 30-х годов ХХ века Т-28, первый в СССР средний танк, запущенный в массовое производство.

Т-28 средний трёхбашенный танк поддержки пехоты классической компоновки с противопульным бронированием. Прообразом данной боевой машины послужил британский танк «Виккерс 16-тонный», вдохновившись которым после визита в Великобританию, советские танкостроители начали разрабатывать собственный аналог.

Конструктивно он схож уже с упомянутым Т-29, прародителем, которого он и являлся. Башни расположены таким же образом: две пулемётные спереди на первом ярусе и главная пушечная – на втором.

В двух малыш башенках, располагавшихся спереди на первом ярусе, были установлены по одному 7,62-мм пулемёту ДТ, которые позволяли эффективно бороться с наступающей живой силой противника в двух направлениях.

Основная башня была доработанной версией от башни другого многобашенного танка Т-35. Изначально её оснащали короткоствольной 76-мм пушкой КТ-28, которая являлась модификацией полковой пушки образца 1927 года. Начиная с 1938 на танк уже устанавливалась более современная танковая пушка Л-10 с аналогичным калибром, которая превосходила по характеристикам старую КТ-28. Так же в башне были установлены два пулемёта ДТ.

Производился танк с 1933 года по 1940. Т-28 было выпущено большое количество: 503 единицы. На момент своего создания он был самым сильным танком в мире. Первое боевое применение состоялось в ходе Зимней войны, в результате которой боевую машину было решено экранировать дополнительной бронёй, начиная, с 1940 года было модифицировано 111 штук. Данная модификация получила индекс Т-28-Э.

Данный танк применялся и на начальный этапах Великой Отечественной Войны, однако к тому времени уже морально устарел и большинство боевых машин было потеряно в первые месяцы.

Альтернативы

Альтернативой многобашенной компоновки была барбетная компоновка, которая предусматривала размещение пушечного спонсона и нескольких пулемётных барбет с разных сторон боевого отделения. Такого рода конструкторский замысел был воплощён в американских средних танках (справа) и (слева)

Барбетно-спонсонная компоновка (англ. tank design with multiple barbettes and sponson-mounted gun

) — набор конструктивных решений, характерный для американского танкостроения межвоенного периода и начальной стадии Второй мировой войны, призванный решить проблему повышения огневых возможностей танка в целом и его огневой производительности в частности за счёт дополнения конструкции бронекорпуса танка вращающимся орудийным узлом (спонсоном) в лобовой части и выступающими угловыми пулемётными гнёздами (барбетами) с двух сторон спереди от башни или с четырёх сторон по бокам от башни спереди и сзади. Такой конструктивный приём позволял дооснастить танк более мощной танковой пушкой в спонсоне для стрельбы по целям по направлению движения и двумя или четырьмя пулемётами. Авторами такого рода технологии танкостроения следует считать инженеров Абердинского танкового полигона, которые были ответственными за проектирование и полигонные испытания опытных образцов названных серийных моделей. От советских аналогов тех лет, — многобашенных танков типа Т-35, — американские танки отличались существенно меньшей массой (от двух до четырёх раз легче) при аналогичном или сопоставимом вооружении. По такому принципу были спроектированы серийные средние танки , М3 «Ли» и «Грант», и ряд опытных прототипов, не пошедших в серийное производство[17].

Примечания

  1. 1234
    Довоенные танки (20—30-е гг.). Основы теории и история развития компоновки танка. В. Чобиток. Техника и вооружение. 2004. № 4, 5, 7, 9, 10
  2. https://armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=Основы_теории_и_история_развития_компоновки_танка. Довоенные танки (20—30-е гг.). Основы теории и история развития компоновки танка. В. Чобиток. Техника и вооружение. 2004. № 4, 5, 7, 9, 10
  3. 12
    Холявский, 1998, с. 132.
  4. 123Gordon, Jim
    . Why don’t tanks have two or more turrets? (англ.) (электронный ресурс). — 21 January 2015.
  5. Попов и др., 1988, с. 40—41.
  6. Anderson, Thomas
    . The History of the Panzerwaffe. Volume 1: 1939-42 (англ.). — Oxford: Osprey Publishing, 2015. — P. 28, 271—304 p. — ISBN 978-1-4728-0812-7.
  7. Коломиец, 1998, с. 8.
  8. Govan, Gregory. The Tank Builders, 1979, p. 21.
  9. Танк Т-26 образца 1931 г. — Большая военная энциклопедия
  10. ТАНК Т-28 — большая энциклопедия танков
  11. Коломиец, 2000, с. 37—39.
  12. Коломиец, 2000, с. 14—21.
  13. Zaloga, Steven. Armored Champion, 2015, p. 60.
  14. 12
    Холявский, 1998.
  15. Zaloga, Steven. Armored Champion, 2015, p. 94.
  16. Zaloga, Steven. Armored Champion, 2015, p. 95.
  17. Ogorkiewicz, Richard
    . Tanks: 100 Years of Evolution. — Oxford: Osprey Publishing, 2015. — P. 31, 37, 53, 61, 83-86 — 376 p. — (General Military) — ISBN 978-1-4728-0670-3.

Литература

  • Zaloga, Steven
    . Armored Champion: The Top Tanks of World War II. (англ.) — Mechanicsburg, PA: Stackpole Books, 2015. — 336 p. — ISBN 978-0-8117-1437-2.
  • Bishop, Chris
    . The Encyclopedia of Weapons of World War II. (англ.) — N.Y.: MetroBooks, 2002. — 544 p. — ISBN 1-58663-762-2.
  • Smith, Matthew L.
    Lessons Learned from 20th Century Tank Warfare: Does a Canron Thread of Lessons Exist? (англ.) — MMAS Thesis. — Fort Leavenworth, Kansas: U.S. Army Command and General Staff College, 1988. — 112 p.
  • Govan, Gregory G.
    The Tank Builders: A History of Early Soviet Armor Research and Development. (англ.) — Research Report — Garmisch: U.S. Army Russian Institute, 1979. — 57 p.
  • М. Коломиец, И. Мощанский.
    Бронетанковая техника Франции и Италии 1939—1945. — Москва: Моделист-Конструктор, 1998. — 32 с. — (Бронеколлекция).
  • Коломиец М.
    Многобашенные танки РККА, часть 1. — М.: Стратегия КМ, 2000. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 4 / 2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  • Коломиец М., Мощанский И.
    Средний танк Т-28 / М. Б. Барятинский. — М.: Моделист-конструктор, 2001. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (34) / 2001). — 4500 экз.
  • Коломиец М.
    Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина. — М.: Эксмо, 2007. — 112 с. — (Война и мы. Танковая коллекция). — 4500 экз. — ISBN 978-5-699-20928-6.
  • Коломиец М.
    Сухопутные линкоры Сталина. — М.: Эксмо, 2009. — 320 с. — (Оружие Победы). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-34275-4.
  • Коломиец М. В.
    Трофейные танки Красной Армии. На «тиграх» на Берлин! — М.: Яуза; Стратегия КМ; ЭКСМО, 2010. — 112 с. — (Война и мы. Танковая коллекция) — ISBN 978-5-699-40230-4.
  • Н. Попов, М. Ашик, И. Бах и др.
    Конструктор боевых машин [О Ж. Я. Котине]. — Л.: Лениздат, 1988. — 382 с. — 3000 экз.
  • М. Свирин.
    Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937—1943. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 448 с. — 3000 (доп.) экз. — ISBN 5-699-16243-7.
  • М. Свирин.
    Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4.
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г.
    Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
  • Холявский Г. Л.
    Энциклопедия танков. — Мн.: Харвест, 1998. — 576 с. — 5000 экз. — ISBN 985-13-8603-0.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]