Как СССР в Великую Отечественную создавал экспериментальные танки

Правда, проектирование новой бронетехники велось уже не в Ленинграде, а в Челябинске, куда была эвакуирована большая часть Кировского завода, включая его танковое КБ.

Вот что говорится об этом в книге «Оружие Победы» (издательство «Машиностроение», 1987 год): «В конструкторском бюро ЧТЗ под руководством главного конструктора Ж.Я. Котина зимой 1941 — 1942 годов были развернуты работы по проектированию перспективных модификаций тяжелого танка: КВ-7, КВ-8 и КВ-9». А был еще КВ-13.

Это кажется невероятным, но в самый тяжелый — начальный период войны руководство страны не возражало против экспериментов с танками и даже выделило под эти работы немалые материально-финансовые средства.

КВ-7 — трехпушечный вариант КВ-1

Конструкция его была оригинальной, но заведомо проигрышной. В башню танка планировалось установить сразу три 76-мм пушки ЗиС-5. Но при такой установке башня уже не могла вращаться. Получался не классический танк, а самоходная артустановка — САУ.

Однако на практике и эту идею реализовать не удалось. Было решено оставить одну 76-мм пушку и дополнительно установить две 45-мм пушки 20К.

Для управления самоходкой с тремя пушками и ведения огня требовалось шесть членов экипажа. Были собраны опытные образцы, показавшие неплохие результаты во время заводских испытаний. Но военные машину забраковали, поскольку не поняли, зачем САУ нужны сразу три пушки, нацеленные в одну точку.

Кстати сказать, сейчас на вооружении некоторых армий мира находятся самоходки со спаренными пушками. Даже в нашей стране планировалось САУ «Коалиция» сделать двуствольной.

Начало работ

Как говорилось ранее, в качестве образца была взята французская модель. Этот танк был доставлен на Сормовский завод, который располагался в Нижнем Новгороде. На территории предприятия машина была разобрана, проводились тщательные исследования, вплоть до измерения габаритов абсолютно каждой детали. Кроме того, в создании первого танка советской разработки принимал участие Ижорский завод, а также московский АМО. Эти фабрики занимались поставкой двигателей, а также брони. На Сормовском заводе занимались производством шасси и окончательной сборкой машины. Сборка первого советского танка была завершена зимой 15 декабря 1921 года. В этот день машина была поставлена в регулярные войска армии. После этого были собраны еще 14 машин, которые называли «Русским Рено». Как назывался первый советский танк? Первая машина в своем роде получила прозвище «Борец за свободу тов. Ленин».

КВ-8 стал огнеметным

Параллельно с работами над КВ-7 шла доводка огнеметного танка КВ-8, работы над которым начались еще до начала войны — с весны 1941 года. В качестве огнемета планировалось установить систему «АТО-41». Дальность огнеметания стандартной смесью из мазута и керосина составляла 60-70 метров, а вязкой смесью — до 110 метров. Оружие могло стрелять как одиночными выстрелами, так и очередями по 4-5 залпов каждые 3 секунды, разовый расход смеси составлял примерно 10 литров.

Однако система «АТО-41» не влезала в башню КВ-1 — мешали габариты 76-мм пушки Ф-32. Решено было заменить ее на более компактную 45-мм пушку. Чтобы скрыть от противника слабость нового орудия на пушку надевался декоративный кожух-труба, что создавало видимость пушки калибра 76-мм.

В результате на КВ-8 удалось разместить огнемет «АТО-41», в боекомплект которого входили 107 запальных патронов и 5 резервуаров с горючей смесью — 2 в башне, 1 в боевом отделении и 2 в отсеке трансмиссии. Общий объем баков составлял 960 литров. Обслуживать машину должен был экипаж из четырех человек.

В 1942 году появилась значительно усовершенствованная модель огнемета — «АТО-42». Ее стали устанавливать также на более совершенную и более скоростную модификацию — КВ-1С. Огнеметные танки поступили на вооружение.

Всего за годы войны было выпущено 102 танка КВ-8 и 25 танков КВ-8С. Эти машины неплохо показали себя в различных боях. В том числе, в битве за Сталинград. Огнеметные танки не стали массовыми, но свой вклад в общую Победу внесли. К тому же, подобных боевых машин, созданных на базе тяжелых танков, на тот момент не имела ни одна армия.

А как все лихо начиналось

Термин «быстроходный танк» появился именно в Советском Союзе, в стране, где была принята военная доктрина ведения военных действий только на территории вероятного противника, быстро и стремительно. Именно бронетанковым соединениям эта доктрина отводила ведущую роль в ходе последующих военных конфликтов. Танк должен был стать теперь не только оружием поддержки пехоты на поле боя, но и превратиться в самостоятельный наступательный инструмент. Соответственно перед бронированными машинами ставились и новые требования, которые отвечали бы поставленным тактическим задачам.

Советский Союз одним из первых внес изменения в концепцию развития бронированных гусеничных машин, создав колесно-гусеничные танки. По замыслу Высшего военного руководства в СССР армия нуждалась в легких быстроходных танках, способных в отличие от традиционных самоходных бронированных машин быстро преодолевать большие расстояния. Для этого планировалось использовать комбинированный вид движителя – колесно-гусеничный, т.е. машина передвигалась по пересеченной местности на гусеничном ходу, а вот для движения по дорогам или в городских условиях, танк мог использовать колесный тип движителя. Именно такой машиной и должен был стать легкий танк БТ, созданный советскими конструкторами в начале 30-х годов.

Танк Кристи

Сама идея колесно-гусеничного танка была взята советскими конструкторами извне. Еще в 20-х года американский конструктор Джон Уолтер Кристи сумел создать бронированную машин, способную одновременно двигаться на гусеницах и на колесах. Для этого опорные катки у транспортного средства делались такого же диаметра, как и автомобильные колеса. Соответственно, задние катки становились ведущими, а передние колеса могли обеспечить необходимый маневр. На гусеничном ходу танк Кристи представлял собой обычную бронированную машину, способную передвигаться по пересеченной местности. Со снятыми гусеницами бронированная техника становилась колесным транспортным средством с двумя задними ведущими колесами. Самое интересное, что во время смены способа передвижения, танк не надо было ни опускать, ни поднимать. Для начала движения в скоростном режиме достаточно было снять гусеницы и уложить их на специальные полки.

На американском танке был установлен авиационный двигатель, который позволял машине при движении на колесах по дороге с твердым покрытием развивать скорость свыше 100 км/ч. Несмотря на инновационное техническое и инженерное решение, американское армейское ведомство отвергло разработку Джона Кристи.

БТ-2 первой серии

В СССР, наоборот, к разработке американца отнеслись со всей серьезностью. В ходе поездки представительной группы советских конструкторов и военных в США было приобретено у Джона Кристи две готовые ходовые платформы, получившие названия «Оригинал 1» и «Оригинал -2». В таком виде американская разработка появилась на танковом полигоне в Советском Союзе, где было решено провести первые ходовые испытания. Первые результаты приятно удивили представителей военного ведомства. Колесно-гусеничные машины показали хорошие скоростные данные, как при движении по пересеченной местности на гусеницах, так и во время пробега по шоссе.

Почему танк с таким вариантом движителей стал и интересен советским военным? Ответ кроется в том, что существующие на тот момент гусеничные танки МС-1 не отличались высокой скоростью передвижения. Более новый Т-26 также имел ограниченный ресурс по запасу хода. Для танковых соединений того времени основной болячкой были:

  • недостаточный моторесурс;
  • слабая гусеничная база;
  • малый запас хода.

Слабая материальная база, недостаточно надежная конструкция не позволяли танковым соединениям своим ходом осуществлять переброску с одного района дислокации на другое. Колесно-гусеничный танк мог сразу решить эти проблемы, сделав бронетанковые части высокомобильными военными формированиями. Результатом испытаний опытных образцов стало заключение Испытательного отдела автомобильно-танкового Управления РККА о перспективности дальнейшей разработки быстроходного танка БТ-Кристи с целью усовершенствования отдельных узлов и агрегатов машин.

Оригинал 1

Базовым предприятием для последующей организации выпуска нового танка для нужд РККА стал Харьковский паровозостроительный завод. Уже через год в мае 1931 года было принято решение начать строительство для оснащения РККА быстроходными танками БТ системы Кристи. Новый танк с индексом БТ-2 с установленной харьковскими танкостроителями башней был запущен в серию.

Таким образом, в случае с «бэтэшками» путь от опытного образца до серийной машины был пройден всего за один год. Темпы налаживания серийного производства в Советском Союзе были стремительные. Это касается не только танка БТ, но и его собрата, гусеничного танка Т-26, так же закупленного за рубежом у английской .

КВ-9 — танк не состоявшегося прорыва

Уже в конце 1941 года военные потребовали от конструкторов создать тяжелый танк с мощной пушкой. В Челябинске начались работы над «Объектом 229», который так и не стал серийным КВ-9.

Основным вооружением была выбрана созданная в декабре 1941 года инженерами В.Сидоренко и Н.Усенко 122-мм танковая гаубица У-11 раздельно-гильзового заряжания.

За основу нового танка были приняты оригинальные конструкции КВ-1 и КВ-2. От второго варианта «КВ» взяли ходовую часть с 600-сильным дизельным двигателем, торсионной подвеской и достаточными для тяжелого танка характеристиками хода. На нее была установлена немного доработанная башня танка КВ-1. Изменения прежде всего касались габаритов окна для установки пушки. Усилилась бронезащита. Толщину лобовой плиты корпуса увеличили до огромных по тем временам 135 миллиметров. Еще большую толщину приобрел лоб башни — 210 миллиметрам. Такой брони тогда не имел ни один танк в мире.

В мае 1941 года «Объект 229» с установленной в его башне 122-мм гаубицей приступил к полигонным заводским испытаниям.

Испытания сразу подтвердили, что мощное вооружение позволяло новому танку эффективно бороться со всеми имевшимися у немцев видами бронетехники, кроме того гаубица У-11 была очень эффективна при уничтожении долговременных огневых точек, блиндажей и других укреплений.

Результаты испытаний «Объекта 229» были признаны успешными, машину рекомендовали к серийному выпуску и принятию на вооружение под названием «тяжелый танк КВ-9». К сожалению, удалось собрать лишь один предсерийный танк. В силу ряда объективно-субъективных причин КВ-9 в войсках не появился, в боях не участвовал.

Первые танки СССР фото

Первые танки СССР фото, в конце 1920 — начале 1930-х гг., в мире существовали две концепции развития. Так, французы отдавали предпочтение небольшим тихоходным машинам сопровождения, а также тяжёлым сильно бронированным, необходимым для прорыва оборонительных линий. В то же время англичане конструировали преимущественно скоростные легковооружённые. Они опережали французов в снижении уязвимости бронетехники на поле боя. В мае 1930 г. военспецы Управления механизации и моторизации РККА, видимо, считая английскую концепцию более приемлемой, заключили контракт с ) на поставку 15 двухбашенных танков «Виккерс-6-тонный». Эти машины послужили прототипом для создания первых вариантов наших танков ТММ-1 и ТММ-2.

Виккерс Mk E послужил прототипом, для создания первых танков СССР, что интересно большое количество машин заказала Финляндия и Китай

  • Первые танки СССР фото, ТММ-1 изготовили в 1931 г. как модернизированный английский вариант. У него изменили конструкцию корпуса, чтобы вместить другой двигатель — американский 6-цилиндровый Hercules («Геркулес») мощностью 94 л.с. Он заменил английский 4-цилиндровый 88-сильный. Компоновка была классической по тому времени: двигатель — в корме, трансмиссия — впереди. На подбашенной коробке корпуса находились две башни, установленные на шариковых опорах. Они могли вращаться независимо друг от друга в секторе 240°, но так, что и в переднем, и в заднем секторах, равных 100°, огонь могли вести обе башни, обеспечивая одновременную стрельбу с обоих бортов.


Двухбашенный Т-26 ранних выпусков с пулеметным вооружением

В шаровых опорах передней части башен размещались 7,62-мм пулемёты ДТ-29. Они имели максимальную прицельную дальность до 1000 м при эффективной дальности 600 — 800 м; боевая скорострельность составляла 100 выстр./мин. Пулемёты снаряжались дисковыми магазинами с 63-мя патронами. Пули в патронах применялись бронебойные, трассирующие, бронебойно- трассирующие. Боекомплект — 6489 шт. в 103 дисках. Наводка пулемётов осуществлялась весьма просто — плечевыми упорами; вращение башни производилось одноступенчатыми механизмами поворота. Кроме двух башенных 7,69-мм пулемётов «Виккерс» (позднее их заменили на 7,62-мм), в лобовом листе корпуса справа в шаровой опоре установили третий 7,62-мм пулемёт ДТ. Экипаж соответственно увеличили до четырёх человек. Бронирование усилили, доведя толщину лобовой части корпуса до 20 мм, бортов — до 10 мм. В результате, масса танка возросла до 8 т.


ТТХ ЛЁГКОГО ТАНКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ ТММ-1 обр.1932 г

  • Башни, лобовая часть корпуса, борта имели броневые листы толщиной 13 мм,
  • крыша — 10 мм,
  • днище — 6 мм.
  • В 1932 г. толщину брони увеличили до 15 мм. Масса увеличилась до 8,2 т.
  • Было изготовлено десять ТММ-1.

Первые танки СССР фото, ТММ-2 имел в одной из башен 37-мм пушку, а третий курсовой пулемёт убрали. Поэтому экипаж снова сократили до трёх человек. Однако проведённые испытания танков не показали каких-то преимуществ перед английскими «виккерсами». Наоборот, выявился сильный перегрев американского двигателя, что сказывалось на подвижности и так более утяжелённых машин, хотя усиленная броня не спасала от артиллерийских снарядов. Плохо работали коробка передач и механизм поворота. В сентябре 1932 г. военные специалисты отказались от проведения дальнейшей модернизации ТММ, направив производственные мощности на отработку танка под индексом Т-26.

Между тем, ленинградский уже с 1931 г. Выпускал двухбашенные пулемётные танки по английским чертежам. Единственным отличием их от прототипа было то, что они предназначались для вооружения пулемётами ДТ в шаровых установках, он и представлен чуть выше на фото. К концу 1931 г. были изготовлены 120 машин, но из-за низкого качества ни одну из них сдать военной приёмке поначалу не удавалось. Лишь после длительных переговоров были приняты, по разным данным, 88 или 100 танков, причём 35 из них условно, так как их корпуса были из неброневой стали. Однако в сентябре того же года Комитет обороны утвердил на 1932 г. программу выпуска 3000 единиц Т-26, хотя большинство производств были ещё далеки от готовности.


Пушечно-пулемётный танк с 37-мм пушкой Б-3 и 7,62-мм пулемётом ДТ

В 1932 г. всё танковое производство и опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) были преобразованы в Ленинградский государственный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова, который и стал многолетним поставщиком Т-26 в армию. В октябре Наркоматом тяжёлого машиностроения был образован «Трест специального машиностроения» «для лучшей организации танкового производства». В него вошло около 15 предприятий-смежников. В их число входили, кроме завода № 174, Ижорский завод, выпускавший броневые корпуса и башни: «Красный октябрь», изготовлявший коробки передач и карданные валы; «Красный путиловец», отвечавший за поставку ходовой части; завод № 37, — поставлявший котельно-жестяные изделия и другие узлы. К производству двигателей планировалось привлечь Нижегородский автозавод (будущий ГАЗ) и Акционерное московское общество (АМО, будущий ЗИЛ).

  • К марту 1933 г. заводу № 174 удалось собрать 1441 танк Т-26, 950 из которых тут же ушли в армейские подразделения (по другим данным, к августу 1933 г. выпустили 1626 двухбашенных танков).

Начиная с первых выпусков, в конструкции Т-26 постоянно производились изменения. Так, уже осенью 1931 г. на него устанавливается цилиндрическая более высокая пулемётная башня со смотровым окном. Затем отодвинули двигатель на 0,77 м к корме для улучшения условий его работы. Правда, для этого пришлось удлинить карданный вал, а также изменить вывод и крепление глушителя. В начале следующего года заменили на новые масляный и топливный баки. Над жалюзи воздуховывода разместили короб, предохраняющий двигатель от осадков.


Танк Т-26 с клёпанными корпусом и башней. Вооружён 45-мм пушкой 20К и 7,62-мм пулемётом. Танковый музей, г. Парола, Финляндия

Первоначально корпус танка клепался — клёпка 6 — 13 мм листов производилась на каркасе. Но в начале 1932 г. удалось выпустить 22 машины со сварными корпусами, хотя и далее параллельно продолжали выпускать цельноклёпанные корпуса и башни. Двигатель установили Т-26 — бензиновый 90-сильный, 4-цилиндровый воздушного охлаждения со специальным вентилятором, позволявший развивать скорость по шоссе до 32 км/ч. Удельная мощность танка — 11,2 л.с./т. Бензобак вмещал 182 л высокосортного (по тому времени) бензина при за-пасе хода 140 км.

Силовая передача состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения. Пятискоростная коробка передач размещалась в передней части танка — карданный вал от двигателя проходил через весь корпус; рычаг переключения передач находился на самой коробке. Ходовая часть имела на борт по две тележки, состоящие из четырёх сдвоенных обрезиненных опорных катков в каждой. Тележки подвешивались на двух четвертьэллиптических листовых рессорах; катки попарно соединялись балансирами. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами были передние. Гусеничные цепи из хромоникилевой стали или марганцевистой — шириной 260 мм.


Линейный пушечный танк Т-26 обр 1933 г. с цилиндрической башней с 45-мм пушкой

Экипаж пулемётных Т-26 состоял из трёх человек: механика-водителя, стрелка левой башни и командира, совмещавшего функции стрелка правой башни.

В 1932 г. параллельно с пулемётными танками стали выпускать двухбашенные пулемётно-пушечные — теперь в правой башне устанавливали пушку «Гочкис»; это была переделанная французами из морской пушки образца 1880 г. — вариант для танка. Наш артиллерийский конструктор П. Сячентов усовершенствовал её ударный и спусковой механизмы: в таком виде её приняли на вооружение в 1920 г. под индексом ПС-1 («Пушка Сячентова-1»),

На пушке стояли ствол-моноблок длиной 22,7 клб, вертикальный клиновой затвор, пружинный накатник. В вертикальной плоскости она наводилась вручную плечевым упором в пределах +30°, в горизонтальной — поворотом башни. Однако пушка имела низкую эффективность при стрельбе как по пехоте, так и по бронированным целям — боеприпасами служили сплошные чугунные снаряды, чугунные и стальные гранаты и картечи. В 1932 г. её производство прекратили.

В том же году на вооружение под названием «37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г.» и заводским индексом 1-К приняли немецкую пушку 3,7-ст РаК 35/36. . Тот же конструктор П. Сячентов разработал проект установки её качающейся части в танк — получилась танковая пушка ПС-2. Уже на её базе был разработан новый вариант 37-мм пушки, получившей обозначение Б-3 (индекс — 5-К); она имела меньшие откат и размер накатника, что позволило поставить её в штатную башню Т-26.


Башня танка обр 1933 г. В центре — казённая часть 45-мм пушки и её механизмы наводки, справа — пулемёт и прицел ТОП, слева от пушки — прицел ПТ-1

Масса пулемётно-пушечного танка выросла до 8,7 т при 15-мм броне лобовой части корпуса и бортов. Боекомплект снарядов в такой машине составил 113 шт., 7,62-мм патронов — 3528 шт.

В мае 1932 г. на смену 37-мм противотанковой пушке на вооружение приняли 45-мм пушку обр. 1932 г. (индекс 20К), а позднее — её модернизированный вариант 20К обр. 1932/34 гг. По бронепробиваемости она имела характеристики, сравнимые с 37-мм, но её осколочно- фугасный снаряд 0-240 оказался намного мощнее за счёт увеличения массы взрывчатого вещества (с 22 г до 118 г). Это позволяло гораздо эффективнее использовать танк в борьбе с живой силой противника, а значит — в качестве машины сопровождения и поддержки пехоты.


ТТХ и бронепробиваемость пушки 20К обр. 1934 г на Т-26

Однако пушка 20К имела сравнительно большие размеры и не помещалась в имевшихся башнях Т-26. Для этого пришлось бы вводить уравновешивающий механизм, новый подъёмный механизм наведения, оставляя в башне лишь одного члена экипажа. Поэтому в марте 1933 г. на заводе № 174 на корпусе Т-26 установили новую цилиндрическую башню наружным диаметром 1320 мм с увеличенным внутренним объёмом и кормовой нишей, образованной продолжением бортовых листов башни, в качестве противовеса; ниша также служила для укладки боезапаса. В крыше башни имелся люк для посадки и выхода экипажа, в нише — лючок для демонтажа пушки.

Пушка, спаренная с пулемётом, размещалась на цапфах в лобовой части башни, с массивной маской. Она имела ствол длиной 46 клб (2070 мм) со свободной сменной трубой — лейнером, вертикальный клиновой затвор, противооткатники с гидравлическими тормозами отката, пружинные накатники. Длина отката составляла 245 — 275 мм.

Наведение пушки по вертикали осуществлялось секторным механизмом с углами от -5° до +26° , в горизонтальной плоскости мог вестись круговой обстрел — поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Наводчик пользовался панорамным перископическим оптическим прицелом ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопическим оптическим прицелом ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня бронебойными снарядами на дальности до 3,6 км, осколочными — до 2,3 км, из спаренного пулемёта — до 1,6 км. ТОП имел такую же сетку, но рассчитанную на дальности соответственно до 6,4 км, 3 км и 1 км. Увеличение обоих приборов было 2,5 кратным.


Танк Т-26 обр. 1933г. с 45-мм пушкой

Пушка 20К обр. 1932/34 гг. первых серий была полуавтоматической — автоматика работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами. При ведении огня осколочно-фугасными — автоматически происходило лишь закрытие затвора после вкладывании в казённик снаряда, тогда как открытие затвора и экстрагирование гильзы совершалось вручную. Новую полуавтоматику инерционного типа и изменёнными противооткатниками смогли наладить лишь к 1935 г.

Пушка 20К танка Т-26 предназначалась для ведения огня по бронированным целям и артиллерийским орудиям, по живой силе противника (открытой и в укрытиях) как бронебойными, так и осколочно-фугасными снарядами. Она имела отличные по тому времени тактико-технические характеристики. Так, максимальная дальность ведения огня составляла 4200 м при расстоянии прямого выстрела 3600 м. Бронебойный снаряд БР-240СП массой 1,43 кг, имея начальную скорость 760 м/с, на расстоянии 500 м, пробивал броню толщиной 45 мм, а на 1500 м — 28 мм. Скорострельность пушки — 7 — 12 выстр./мин.

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ ПУШКИ 20К обр. 1934 г. СНАРЯДОМ БР-240СП (мм)


ТТХ и бронепробиваемость танковой пушки Б-3

Боезапас состоял из 136 выстрелов и 2898 пулемётных патронов в 46 магазинах. 84 выстрела укладывались в боевом отделении, 40 — находились в нише башни, ещё 12 — непосредственно в самой башне по её бортам. 40 пулемётных магазинов размещались в ящиках на полу корпуса, ещё 6 — с правой стороны башни в специальном стеллаже. Корпус однобашенного мало чем отличался от двухбашенного. Изменился подбашенный лист, на котором устанавливалась смещённая влево башня. Боевое отделение снабдили вентилятором, поставив его в правой части у крыши боевого отделения, поскольку при стрельбе недопустимо повышалась концентрация углекислого газа в танке.

С 1933 г. Т-26 стали снабжать радиостанциями 71-ТК-1 (впоследствии — 71-ТК-2, 71-ТК-З) с поручневой антенной. Это коротковолновая приёмо-передающая, телефонно-телеграфная станция, приёмник и передатчик которой выполнены в виде отдельных блоков. Для защиты от тряски приёмник и передатчик устанавливались на специальных рамах с амортизаторами. Станции допускали совместную работу с танковыми переговорными устройствами. Дальность связи телефоном составляла 10 — 30 км на ходу и до 40 км на стоянке при неработающем двигателе. Передатчик питался от стартёрного аккумулятора через умформер и мог непрерывно работать в течение 30 мин, после чего был необходим получасовой перерыв для охлаждения. Приёмник действовал от двух сухих анодных батарей напряжением по 80 В каждая и батареи щелочных аккумуляторов; длительность его работы от одного комплекта батарей равнялась 15 — 20 ч. Масса радиостанции — 60 кг.


Радийный танк Т-26 с поручневой антенной коротковолновой радиостанции 71-ТК-1

Поручневая антенна представляла собой полукольцо из металлической трубы, закреплённое вокруг башни на изолирующих кронштейнах. Однако, как оказалось, в боевых условиях такая антенна демаскировала радиофицированные командирские машины, и противник сосредотачивал на них огонь противотанковых средств. В ходе дальнейших модернизаций от такого типа антенны отказались в пользу штыревой.

В 1935 г. на заводе полностью перешли на электросварные корпуса и башни, маску пушки стали изготовлять штамповкой. В том же году в кормовом листе башни на дополнительной шаровой установке разместили второй пулемёт ДТ. Одновременно боекомплект сократили до 102 выстрелов.

В следующем году Т-26 получили зенитный пулемёт ДТ на турельной установке П-40, смонтированной на крыше башни. На маске поместили две мощные фары-прожекторы «боевого света», предназначенные для ведения боевых действий в ночное время. Форсировали двигатель — максимальная мощность возросла до 95 л.с.


ТТХ Т-26 различных годов выпуска

Первая встреча этих бронированных машин произошла в мятежной Испании в 1936 г. В сентябре этого года сюда прибыл 41 немецкий танк Pz-1. Через месяц на пароходе «Комсомолец» были доставлены 50 танков Т-26. В первых же боевых соприкосновениях выявилось значительное преимущество советских машин. Из 45-мм пушки 20К на любой дальности пробивали насквозь Pz-1, на которых стояла лишь спарка 7,92-мм пулемётов, малоопасная для наших машин — броня Т-26 была также мощнее. В 1938 г. немцы прислали сюда свои новые Pz-ll, имевшие 20-мм пушки и несколько увеличенную броню. Однако и они не смогли сражаться с нашими танками, которые поражали их на дальности, превышающей даже один километр. Ответить Pz-ll могли лишь с небольшого расстояния, и то при удачном попадании.

К тому времени ни в одной другой стране не было создано танка, равного нашему Т-26. «Это был великолепный для своего времени танк: низкий силуэт, простой в производстве и эксплуатации, для своих размеров хорошо вооружённый и защищённый», — отмечал известный военный историк П. Чемберлен.

Первые танки СССР фото, самые важные даты

  1. Лёгкий пехотный танк Т-26 был принят на вооружение в 1931 г., однако серийный выпуск начался только в 1933 г. Началом работы над ним послужило Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г., указавшего на необходимость разработки новых образцов военной техники, в том числе и танков. По замыслу Реввоенсовета для армии требовалась боевая еденица, который мог бы «стать основной ударной силой мобильных подразделений в условиях манёвренного боя». Вооружение должно было обеспечить ему «превосходство над всеми известными боевыми машинами сходной массы, а бронирование защищало бы от винтовочных и пулемётных пуль на всех дистанциях, а на расстоянии 1000 м — и от огня 37-мм противотанковых пушек».
  2. В 1938 г. в результате очередной модификации появилась коническая башня, сваренная из броневых катаных листов толщиной 15 мм. В ней установили 45-мм пушку обр. 1938 г. с электрозатвором, позволившим вести стрельбу боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Пушку снабдили телескопическим прицелом ТОС, стабилизированным в вертикальной плоскости. Поставили два топливных бака общей ёмкостью 290 л, подняв запас хода до 240 км. В днище появился аварийный люк.
  3. В 1939 г. изготовили подбашенную коробку с наклонными листами, поставили новые жалюзи с усиленной защитой. Теперь уже изъяли башенный кормовой пулемёт, снова вернулись к кормовой нише с укладкой выстрелов. Двигатель довели до мощности в 97 л.с.
  4. 1940 г. — год последней, 23-й модификации Т-26. На этот раз на танках появились 30 — 40-мм защитные экраны. Они позволяли выдерживать попадания снарядов 45-мм пушки на расстоянии 400 — 500 м. Толщину листов подбашенной коробки увеличили до 20 мм, поставили новый башенный погон.
  5. За все годы серийного выпуска танков Т-26 разных модификаций было изготовлено 11 218 единиц. Кроме того, выпускались на том же шасси огнемётные танки ОТ, бронетранспортёры TP, мост укладчики СТ, транспортёры подвозки ТВ, арттягачи Т, артиллерийские самоходные установки СУ и AT. Как оказалось, шасси явилось унифицированным для целого семейства боевых машин.

В составе Красной Армии Т-26 впервые участвовали в операции по отражению наступления японских войск на территорию СССР в районе озера Хасан в июле — августе 1938 г., где действовали более 250 таких танков.


Подразделение танков Т-26 перед выходом в район сосредоточения. Халкин-Гол, июль 1939 г

В мае — сентябре 1939 г. Т-26 использовались в разрешении военного конфликта на реке Халкин-Гол. Так, в танковом батальоне 36-й мотострелковой дивизии состояли 50 машин. В 11-й танковой бригаде состояли огнемётные танки ОТ-26 едениц, в отдельной танковой роте огнемётных танков — ОТ-130 штук.

С 1940 г. в каждой стрелковой дивизии находились танковые батальоны с 54 машинами Т-26 (из них 15 — огнемётных). В каждом стрелковом полку имелась танковая рота с 17 Т-26. Существовали также лёгкотанковые бригады, на вооружении которых были БТ или Т-26. Всего с Т-26 было 17 бригад по 267 единиц. Сформированы были также семь танковых полков с Т-26 по 164 машины в каждом, которые состояли в некоторых мотострелковых и моторизованных дивизиях. В составе таких частей первые танки СССР фото Т-26 массово участвовали в Советско- финской войне 1939 — 1940 гг., показав высокие боевые качества.

Согласно данным издания «Стратегического сборника № 1. Боевой и численный состав Вооружённых Сил СССР в период Великой Отечественной войны», изданного в 1994 г., на 1 июня 1941 г. в Красной Армии находилось более 9998 танков Т-26 всех модификаций (около 40% всего танкового парка РККА), из них исправных — 8423 ед. Вместе с БТ они оказались основными танками, оказывавшими сопротивление наступавшим частям немецкой армии в начальный период войны, особенно в боях под Москвой. Что интересно вопреки бытующему мнению, и здесь, как и в Испании, немецкие Pz-I и Pz-ll, выпуска даже последних лет, не могли соответствовать уровню наших машин, не беру в расчет Т-34 и тяжелый КВ.


Экипаж Т-26 слева в башне-командир танка, справа-наводчик, в открытом люке-механик- водитель. Над маской пушки установлены фары-прожекторы для ведения боевых действий в ночное время

Окончили свою армейскую службу Т-26 уже в Советской Армии. В армейских частях, охранявших в годы войны нашу границу с оккупированной японцами Маньчжурией, сохранилось немало Т-26 и БТ. Эти машины и участвовали в боевой операцией по разгрому Квантунской армии Японии в 1945 г.

Т-26 вполне соответствовал своему предназначению. Его вооружение, манёвренные качества, проходимость полностью укладывались в рамки требований к лёгким пехотным танкам. Ничего равного, и даже близкого, ни в какой другой стране тогда не было (имеется в виду середина и конец 30-х годов). Интересный факт, к примеру английский Викккерс послуживший отправной точкой для создания собственных танковых наработок в СССР, в финских войсках стоял на вооружении вплоть до 1958 года(!).

МС-1 образца 1927 и 1930 года

Первый советский танк модели МС-1 был готов в мае 1927 года. Получен этот образец был путем устранения недостатков, которыми обладала модель Т-16. Значительными отличиями стали следующие пункты: корпус танк был удлинен, была смонтирована улучшенная модель двигателя, а также улучшена подвеска. Испытания на государственном уровне этот танк проходил в июне того же года, закончились они успешно. Серийное производство моделей МС1 или Т-18 было начато в феврале следующего года на . В ноябре 1929 года рота из этих моделей, состоящая из 9 образцов, приняла участие в боевых действиях на КВЖД.

В 1929 году модель МС-1 модернизировали. Установлен был новый двигатель, а также КПП. Кроме этого, было установлено литое ведущее колесо, а также гусеницы с траками литого типа. Также танк получил новую башню, которая имела кормовую нишу, предназначенную для установки орудия ПС-2. В планах было также установить на этот танк радиостанцию. Также стоит добавить, что к тому времени модель этого танка уже не считалась перспективной, однако несмотря на этот факт, он был принят на вооружение РККА.

Описание первых машин советского производства

Как уже упоминалось, название первого советского танка — «Русский Рено». Решение о постройке данной модели было принято на заседании 10 августа 1919 года. Чертежи для этой модели были разработаны при участии советского инженера Калинина, а также французских инженеров Дем и Розье. Двигатель для танка изготавливался на московском АМО, а исходным образцом служил образец со все того же «Рено ФТ». Первые испытания машины «Борца за свободу тов. Ленина» были проведены в 1920 году 31 августа. Полная же серия включала в себя 15 машин, которые были построены и сданы в мае 1921 года. В боевых сражениях эти агрегаты не принимали участия, а в апреле 1930 года и вовсе были сняты с вооружения. Интересный факт об этих моделях — каждая из них имела свое собственное имя.

Второй попыткой изобретения танка стал Т-16, который был изготовлен на основе итальянского «Фиат-3000». В разработке принимали участие несколько инженеров. Их детище прошло свои первые испытания в марте 1927 года. Однако агрегат не имел тех характеристик, которые были запланированы изначально, а потому его испытания были отложены.

Модели тяжелых машин

В конце 30-х гг. прошлого столетия СССР руководствовалось двумя принципами: первый — это постройка легких и маневренных танков, а второй — это конструирование тяжелых моделей с большим количеством башен(от трех до пяти), с большим количеством разнообразного вооружения, установленного на этих башнях.

В том же году бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения, которое выступало в качестве главного конструкторского органа, заключило контракт с руководством Красной армии о создании первого советского тяжелого танка, предназначающийся для прорыва укрепленной обороны противника. Вес этой машины должен был быть 50 тонн, а в качестве главных орудий модель должна была иметь две 76-миллиметровые пушки и пять пулеметов. Номер машины был Т-30. Однако здесь возникли сложно, так как реализовать этот проект на просторах СССР в то время не было возможности. В 1932 году все работы и вовсе были прекращены, поскольку проект танка Т-30 был признан несостоявшимся в качестве его использования как боевой машины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]