Какие сверхтяжёлые танки планировали строить в СССР


Идея создать танк, который бы смог без ущерба для себя рушить любую оборону противника, не раз возникала в мыслях военачальников. Работа по созданию супер танка велась в 30-х годах прошлого столетия специалистами многих стран, в том числе и СССР. В основу идеи сверхтяжелых броненосцев легло предположение, что увеличение размера машины и толщины брони даст значительный перевес в ее мощи и защищенности.

Наземный линкор: исполинский супер танк ТГ 5

В начале 1930 года по просьбе Советского Союза был приглашен немецкий инженер Эдвард Гроте для оказания помощи в проектировании бронетехники. Им было разработано несколько вариантов тяжелых машин, одним из которых явился «наземный линкор».

Эта громадная машина, по идее автора, должна была иметь шесть башен с различными видами вооружения, лобовую 300 мм броню, три гусеницы, четыре корабельных двигателя, мощностью 24 000 л. с. каждый.

Стальной исполин весом в 1 000 тонн должны были обслуживать 40 человек. Но ввиду слишком большой громоздкости и сложности конструкции, реализация этого проекта была нереальной.

Первенец танкостроения Mark I

Первый тяжёлый британский танк Mark I стал родоначальником семейства британских ромбовидных танков. Этот танк вошёл в историю, как первый применённый в бою на реке Сомме 15 сентября 1916 года.

Mark I выпускался в двух конфигурациях — «самец» и «самка». На мужском варианте, кроме пулемётного вооружения, были установлены две 57-миллиметровые пушки.

В ходе войны британские инженеры модифицировали машину, и танки Mr IV и Mr V состояли на вооружении разных армий мира до начала 1930-х годов.

Проблемы супертяжелых танков

Все предвоенные разработки тяжелых танков показали, что создавать сверхтяжелые машины массой в несколько сотен тонн нет смысла. Из-за своей неповоротливости они становятся легкой добычей артиллерии противника.

Доставка их к месту назначения, ввиду большого веса, в собранном виде невозможна. При движении самостоятельно ходовая часть испытывает колоссальные нагрузки и быстро выходит из строя.

В концепцию строительства тяжелых танков были внесены изменения. Конструкторским коллективам была поставлена задача создания боевой машины весом около 100 тонн. Работа над проектами новых машин закипела в начале апреля 1941 года.

Первыми «ласточками» в этом проекте стали танки КВ-4 и КВ-5. Тяжелые машины весом 80 и 100 тонн были идентичны, различались только толщиной брони. Запуску их в производство помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Оценка машины[править]

Как и большинство сверхтяжёлых танков, разрабатывавшихся в 1920 — 1930-х гг. разными странами мира, Т-42 не имел почти никакой практической полезности. Огромные размеры и масса делали танк прекрасной мишенью, несмотря на противоснарядное бронирование. Динамические характеристики танка также вызывали сомнения. Кроме того, существовала труднорешаемая проблема доставки танков таких размеров и массы к линии фронта и их боевой эксплуатации (к примеру, о преодолении такой машиной рек по мостам можно было и не думать). Наконец, первые же ориентировочные расчёты стоимости танка принесли устрашающие результаты. Учитывая всё сказанное выше, даже объективно очень мощное вооружение Т-42 не играло решающей роли. Таким образом, танк не имел преимуществ перед Т-35, который и был в итоге выбран военными для принятия на вооружение.

Однако, стоит отметить ряд прогрессивных решений, применённых Гротте при разработке танка. К таковым относятся, к примеру, наличие командирской башенки и возможность противовоздушной обороны танка, а также широкое использование электро- и сервоприводов.

Послевоенные разработки супер тяжелых танков

В послевоенное время работа над созданием тяжелых танков продолжилась. Одним из самых мощных и тяжелых стал танк ИС-7. Машина весом 68 т имела отличную бронезащиту. Двигатель мощностью 1 050 л. с. позволял разогнать машину до 60 км/ч по шоссейной дороге.

В 1957 году появилась еще одна разработка ленинградских танкостроителей – танк, именуемый «объектом 279». Он, хоть по весу и не подпадает под термин сверхтяжелый, но толщина его брони позволяет причислить его к этой категории бронемашин. Толщина стенок башни – 30,5 см, лобовая броня – 27 см. Такая защита получена благодаря особенной конструкции корпуса, напоминающей летающую тарелку.

На танке было установлено 130 мм нарезное орудие. Для уменьшения давления на грунт танк снабжен двумя спаренными гусеницами, но использование такого решения снизило его маневренность, что и стало препятствием для запуска его в серийное производство.

В конце 60-х годов работы в СССР по созданию сверхтяжелых танков были прекращены.

Вооружение

В истории реального прототипа Е-100 до установки вооружения дело так и не дошло, хотя вопрос о том, какие именно боевые модули ставить на эту машину, прорабатывался долгое время. Разработчики от концерна Krupp предусматривали для оснащения сверхтяжёлого танка целых три варианта основного орудия, в числе которых был вариант САУ со 173-миллимитровой пушкой.

Пушка калибром 128 мм KwK 44 L/55 предполагалась как первоначальная версия, своим происхождением обязанная зенитному орудию аналогичного калибра. В дополнение к ней 75-миллиметровое орудие KwK44/1 L/70 предназначалось для поражения пехоты вне укрытий и слабозащищённой техники противника. Боезапас снарядов калибра 128 мм составлял 50 выстрелов, калибра 75 мм — 100 выстрелов.

Пушка KwK 44 L/38 и пулемет

Основным вооружением серийных Е-100 решено было сделать 150-миллиметровую танковую пушку KwK 44 L/38. Именно на такой версии главного калибра пушки для сверхтяжёлых танков настаивал Гитлер. Компания Krupp ещё в начальный период Второй мировой войны смогла произвести 150-миллиметровое орудие с начальной скоростью полёта снарядов в 600-800 м/с, базируемое на железнодорожной платформе. Но все попытки адаптировать свою конструкцию для танкового вооружения оказались безуспешными.

Также оказалось невозможным для крупповского концерна доработать интеграцию в танковую башню Е-100 единого немецкого пулемёта MG34. Пулемёт в модификации MG42 калибра 7,92 мм предполагался лишь для перевозки в укладке танка.

Список моделей [ править ]

Великобритания

  • ТОГ 1 : 80 тонн; 1940 г. постройки; разработан для наземных условий, аналогичных тем, что были в Первой мировой войне; один прототип.
  • ТОГ II * : 80 тонн улучшенной конструкции ТОГ1; один прототип.
  • Flying Elephant : проект времен Первой мировой войны при весе 100 тонн; не построен.
  • Тяжелый штурмовой танк Tortoise : 80 тонн, предназначен для атаки укреплений. Завершено 6 опытных машин.
  • Ни один из прототипов TOG не был построен так, как они были спроектированы; если бы были добавлены спонсоны и была прикреплена соответствующая башня, их вес был бы другим.

Франция

  • Char 2C : 69 тонн; 10 построено, эксплуатировались с 1921 по 1940 год; устаревшие во время Второй мировой войны, 9 были уничтожены, чтобы предотвратить захват, а оставшийся 1 был показан в Берлине в качестве трофея. Char 2C bis: 72 тонны; модифицированный Char 2C с 155-мм гаубицей и другой башней; один Char 2C был преобразован в этот вариант, но позже возвращен в исходную конфигурацию
  • FCM F1 : 139 тонн; Замена Char 2C времен Второй мировой войны для атаки укреплений. Был изготовлен заказанный и полномасштабный деревянный макет, но до Падения Франции (1940) прототип не был построен .
  • ARL Tracteur C : 145 тонн, разработанный ARL для атаки укреплений; деревянный макет был произведен, но отменен в пользу FCM F1, который оказался превосходным по дизайну (разработан в 1939-1940 гг.)
  • AMX Tracteur C : 140 тонн, разработанный AMX для атаки укреплений; проект был прекращен после того, как AMX ужасно выбился из графика (разработан в 1939-1940 гг.)
  • Германская Империя

    • K-Wagen : 120 метрических тонн; два были почти завершены, когда закончилась Первая мировая война. Оба были снесены.

    нацистская Германия

    • Panzer VII Löwe : около 95–100 тонн; отменен в пользу Maus.
    • Panzer VIII Maus : 188 тонн, два прототипа. Оба были захвачены советской армией, хотя один был частично разрушен. Их композицию можно увидеть в Танковом музее в Кубинке .
    • Panzerkampfwagen E-100 : 140 тонн; один незавершенный корпус на заводе захвачен англичанами и позже сдан на слом.
    • Panzer IX : Концепт от Signal .
    • Panzer X : Еще один концепт от Signal
      .
    • Ландкройцер П. 1000 Ратте : 1000 тонн; отменен, доказательств не началось.
    • Panzerkampfwagen E 75 Standardpanzer : 92 тонны; только дизайнерская концепция.

    Японская Империя

    • Серия OI «Сверхтяжелый танк»: 120 тонн. Якобы в 1943 году был произведен один прототип. [3] Согласно другому источнику, проект OI был отменен до того, как был завершен 120-тонный прототип. [4]
    • «Сверхтяжелый танк»: модификация сверхтяжелого танка OI с четырьмя башнями. Только проект.

    Российская империя

    • Царь-танк : гигантская колесная (около 9 м в диаметре) трехколесная орудийная платформа 1914 года выпуска, которая была заброшена из-за уязвимости для артиллерии.
    • Танк Менделеева : проект 1911–1915 годов для тяжелобронированного «сухопутного корабля», который в случае постройки весил бы около 170 тонн.

    Советский союз

    • Т-42 (Танк Гроте или ТГ-В): 100 тонн с 107-мм пушкой и четырьмя подбашенными. Изготовлены модели и чертежи [5]
    • КВ-4 : проект 1941. Предлагаемый танк массой 90–100 тонн, несущий 107-мм пушку и 45-мм или 76-мм вспомогательную пушку; Были рассмотрены различные варианты компоновки, в качестве окончательного варианта были выбраны устанавливаемая на корпусе 107-мм и 76-мм башня. [6] Только стадия технико-экономического обоснования.
    • КВ-5 : еще один проект 100-тонного танка серии Климента Ворошилова. Вооружен той же 107-мм пушкой в ​​большой башне типа КВ-2 и двумя 12,7-мм пулеметными башнями (одна на носовой части корпуса, одна на верхней части основной башни); оснащался двумя дизелями V2 из-за отсутствия в военное время двигателя мощностью 1200 л.с. Проект остановлен из-за блокады Ленинграда и отменен, так как ничего не построено.

    Соединенные Штаты

    • Сверхтяжелый танк T28 : также известен как T95 GMC, предназначен для атаки тяжелых укреплений. 86,2 метрических тонны; 2 прототипа построены сразу после Второй мировой войны; по компоновке самоходка. Очень похож на британскую черепаху. Теперь его можно увидеть на выставке в Форт-Беннинге, штат Джорджия.

    Захваченный немцами КВ-6 из 124тбр.

    попытка ремонта

    Фото № 70 оборотка Хорошо просматривается камуфляж на левой стороне башни.

    Вероятно это одна из первых фотографий данного танка у немцев т.к. на всех остальных фотографиях присутствуют дома и крайне мало леса.

    Фото № 71 Прекрасно видны повреждения первого и второго катков.
    Фото № 74(1) Фото № 74(2) Фото № 74(3) Фотографии № 74(1) и № 74(2) сделаны с одного негатива, но в и-нете существуют разные варианты. По фото № 74(1):

    Второй танк (пришел на буксире).

    Хорошо виден дальний план — крыши домов. Вывод: территория на которой стоят эти два танка находится на пригорке. По фото № 74(3):

    (Картинка увеличена в 3 раза!)

    Ракурс съемки идентичен двум другим фотографиям.

    На снимке виден третий(!) танк. Однозначно можно сказать, что это не экранированный КВ.

    Если допустить, что это некая рем.база то этот КВ вполне может оказаться с другого участка Лен.фронта. (т.е. его принадлежность к 124тбр. однозначно определить нельзя!) Кроме того, если танк в рем.зоне и первые два танка достаточно легко ввели в строй то что помешало восстановить и третий танк?

    Фотография шла в едином блоке с фото № 78(2)

    Фото № 75(1) Фото № 75(2) Ремонт в полевых условиях.

    Существует мнение-предположение о том, что на фото № 75(2) видны русские танкисты. Насколько это верно не могу судить, ведь с той же долей допуска это могут быть и немецкие танкисты. В любом случае, точный ответ дадут документы или воспоминания участников событий. Например, если будет найдено сообщение о том, что были захвачены члены экипажей и их привлекли к починке танков, то все однозначно встанет на свои места.

    Фото № 78(1) оборотка Фото № 78(2) По фото № 78(1):

    Возможно на фото танк до ремонта, но….. (см. рассуждения ниже).

    Повреждения и камуфляж башни указываю на то что это тот-же самый танк что и на предыдущих фотографиях.

    Дом справа напоминает дом на фото № 75.

    Дом с трубой косвенно указывает на промышленный район или на котельную. По фото № 78(2):

    (Картинка увеличена в 3 раза!)

    На снимке запечатлен процесс ремонта ходовой части (отсутствует каток). Но при этом виден легкий снежок, покрывающий землю.

    Ракурс съемки почти точно совпадает со снимком № 78(1).

    Фотография шла в едином блоке с фото № 74(3)

    Фото № 79 Фотография имела подпись «Красное Село» (этому верить? и какой это КВ (из двух)?).

    Непутёвый защитник немецкого Генштаба

    Работы по теме сверхтяжёлых танков и самоходных установок на их базе в Германии были официально свёрнуты во второй половине июля 1944 года. На практике же не был даже выполнен приказ 6-го отдела Департамента вооружений о сдаче резерва корпусов и башен в металлолом, отданный 27 июля. Концерн Krupp спрятал имевшийся задел на складах, где их позже и обнаружили англичане с американцами.

    19 августа года руководство Krupp проинформировало Порше о том, что Служба вооружений дала указание прекратить работу по проекту Typ 205. Специалисты, собиравшие второй прототип, покинули Бёблинген. Однако это не означало, что испытания Pz.Kpfw. Maus закончились. Осенью второй опытный образец танка, носивший обозначение Typ 205/II, получил новый двигатель. Вместо бензинового Daimler-Benz MB.509 машина получила дизельный MB.517. Впервые этот мотор предполагалось поставить на танк ещё осенью 1942 года. На сей же раз двигатель был доступен уже в варианте с турбонаддувом, благодаря чему его мощность выросла до 1200 лошадиных сил. Когда именно MB.517 был установлен в танк, неизвестно, но в переписке, датируемой 1 декабря 1944 года, говорится о том, что двигатель установлен в Typ 205/II, и его испытания ещё не проводились.

    К слову, Порше умудрился провести установку мотора в обход СС, которая курировала его разработку. Когда эсэсовцы спохватились, выяснилось, что один из двух моторов, каждый из которых обошёлся немцам в 125 000 рейхсмарок, уже стоит в сверхтяжёлом танке.


    Последняя «прижизненная» фотография опытных образцов Pz.Kpfw. Maus. Сделана она на складе железнодорожной станции Рухлебен в январе 1945 года

    Единственным действенным способом прекратить работы по доводке сверхтяжёлого танка стало изъятие у Порше «любимой игрушки». В конце декабря 1944 года оба образца Pz.Kpfw. Maus были перевезены из Бёблингена на склад в районе железнодорожной станции Рухлебен на западной окраине Берлина. Там они пробыли как минимум до конца января 1945 года, после чего их отправили на Куммерсдорфский полигон, расположенный в 25 километрах южнее Берлина. Здесь было составлено техническое описание второго опытного образца (одновременно единственного имевшего башню и вооружение), после чего танки поставили в ангар, куда Порше уже не мог добраться.

    Что происходило с этими машинами в период с января по март 1945 года — неизвестно. Нет никаких достоверных данных о том, что они участвовали в каких-либо испытаниях. Впрочем, именно в это время могли быть проведены испытания обстрелом первого опытного образца, имевшего обозначение Typ 205/I.


    Таким Typ 205/II обнаружили советские войска

    В марте 1945 года Typ 205/II своим ходом доставили в Вюнсдорф в 2,5 километрах южнее Цоссена, где находилась ставка германского Генштаба. В советских документах, кстати говоря, это место нередко обозначалось как Штамлагер. Машину включили в состав сил, которые охраняли ставку, в районе Цоссена также проходило внешнее кольцо обороны Берлина.

    О том, как использовался Typ 205/II в битве за Берлин, написано много, в спорах на эту тему сломано немало копий. С определённой долей уверенности можно говорить лишь о том, с кем сверхтяжёлый танк Порше потенциально мог воевать. С юго-востока на Берлин наступали части 3-й гвардейской танковой армии. 21 апреля 1945 года входивший в состав этого объединения 6-й гвардейский танковый корпус достиг рубежа Топхин, Целенсдорф. До Цоссена оставалось совсем немного, его захватили в ходе ночной атаки с 21 на 22 апреля. Благодаря неразберихе ставка германского Генштаба смогла уйти из Цоссена в момент занятия его 6-м гвардейским танковым корпусом. По воспоминаниям командира 53-й гвардейской танковой бригады В.С. Архипова, перед уходом эсэсовцы расстреляли часть штабистов, остальных эвакуировали.


    Он же с кормы, на заднем плане — разрушенное здание кинотеатра

    Что же касается Pz.Kpfw. Maus, то его боевая карьера оказалась короткой и печальной. В ходе маневрирования произошла поломка двигателя. Обездвиженная машина оказалась на перекрёстке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе в Вюнсдорфе, неподалёку от штаба. Она встала так, что её невозможно было использовать даже как неподвижную огневую точку. В результате у её экипажа иного выбора, кроме как подорвать танк, просто не осталось. Одним словом, никакой героической обороны не случилось, сверхтяжёлый танк оказался колоссом на глиняных ногах.


    С левого борта повреждения оказались минимальными. На заднем плане видно здание караульной службы, сейчас на его месте находится турагентство

    В мемуарах Архипова Pz.Kpfw. Maus V2 упоминается, но с явным искажением картины:

    «В городке мы захватили три громадных танка. Люки были открыты, внутри все в порядке, даже боеприпасы подготовлены к бою – с них снята заводская смазка. Танки были так велики, что даже “Королевский Тигр” показался бы рядом с ними танкеткой. Башня плоская, как блин. Вооружён танк 155-мм пушкой. На вид очень внушительная машина, но, проведя аналогию с “Королевским Тигром”, я уверен, что его ходовые качества были низкие».


    При взрыве сорвало и дополнительный топливный бак. На заднем плане видно здание бани

    То ли литературный редактор смешал в одну кучу захваченные на Сандомирском плацдарме Pz.Kpfw. Tiger II и Pz.Kpfw. Maus, то ли уже Архипов что-то перепутал, но реальность оказалась иной. Танк достался Красной армии уже подорванным. Силой взрыва ему оторвало правый борт корпуса и сорвало башню вместе с подбашенным погоном.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]